Цикл интегрированных уроков Алгебра – Информатика в 8 – 10 классах
В своей педагогической практике я очень много времени уделяю интегрированным урокам. Предмет «Информатика и информационные технологии» определенно обеспечивает широкий простор для выбора той или иной темы и предмета или предметов интеграции в принципе.
В последнее время я все чаще и чаще замечаю на прилавках магазинов буклеты и карточки, содержащие набор графиков, формул, иногда основных понятий предмета. Учащимся своей школы я предложила сделать такую «шпаргалку» самостоятельно. В этой статье я описала основные этапы нашей работы на уроках информатики, «разбавив» теорией из курса алгебры 8 – 10 классов.
Основная цель – сгруппировать все полученные знания по алгебре за 8 – 10 класс и оформить единое наглядное пособие, которое можно будет использовать как при индивидуальной и самостоятельной работе, так и в качестве наглядного пособия большого формата в предметном кабинете.
Поурочное планирование
-
Содержание урока
|
Количество учебных часов
|
Введение. Постановка задачи. Обзор программных продуктов, используемых для реализации. Разработка плана.
|
1
|
Вычисления в Microsoft Excel. Формулы. Автозаполнение. Математические функции.
|
1
|
Построение графиков основных математических функций. Внедрение графических объектов Microsoft Excel в документ Microsoft Word.
|
1
|
Выборка формул для наглядного пособия. Редактор формул. Окончательная подготовка пособия к печати.
|
1
|
План проведения занятий
Занятие 1. Введение. Постановка задачи. Обзор программных продуктов, используемых для реализации. Разработка плана
Цель занятия – предоставить учащимся информацию о возможностях программного обеспечения, используемого для выполнения работы. Помочь составить четкий план, придерживаясь которого, ими будет достигнут желаемый результат.
Рассмотрим основные возможности пакета программ Microsoft Office (Microsoft Word и Microsoft Excel). Среди всех возможных, выделим те функции, которые будут использованы непосредственно в работе:
-
Создание и редактирование документа в нужном формате и стиле (MS Word)
-
Создание и редактирование формул во встроенном редакторе формул Microsoft Equation (MS Word)
-
Решение вычислительных задач (Microsoft Excel)
-
Использование встроенных математических функций (Microsoft Excel)
-
Рисование графиков и диаграмм (Microsoft Excel)
-
Внедрение объектов Microsoft Excel в документы Microsoft Word
Принимая во внимание, что учащиеся по школьной программе уже знакомы с этими продуктами, необходимо уделить внимание именно описанным функциям и способам работы с ними.
Во второй части занятия рекомендуется составить план вместе с учащимися или же предоставить им уже готовый, дав объяснения по каждому из пунктов:
-
Познакомиться с программными продуктами.
-
Ставить список математических функций, графики которых должны быть размещены в пособии.
-
Используя вычислительные возможности Microsoft Excel, составить таблицы с расчетом значений выбранных функций для аргумента в заданном диапазоне.
-
С помощью мастера диаграмм Microsoft Excel построить графики функций по каждой их таблиц.
-
Составить список формул, которые необходимо поместить в пособие. Изучить основные принципы работы редактора формул Microsoft Equation и внести данные в документ Microsoft Word.
-
Составить список правил для пособия. Внести их в документ. Редактировать.
-
Перенести и внедрить графические объекты, полученные в результате работы с программой Microsoft Excel в документ Microsoft Word, содержащий формулы и правила.
-
Окончательно отредактировать полученный документ. Подготовить его к печати.
Если учащимися будут предложены другие варианты или дополнения, необходимо рассмотреть и по возможности внести изменения в предложенный план.
В качестве домашнего задания может быть предложено самостоятельно составить список математических функций.
Занятие 2. Вычисления в Microsoft Excel. Формулы. Автозаполнение. Математические функции
Цель занятия – повторить способы редактирования таблиц, написания формул в Microsoft Excel, поиска и использования встроенных математических функций.
Как один из вариантов, можно предложить следующий список функций:
-
Линейная функция
-
Степенная функция
-
-
-
, где n – натуральное число
-
, где n – натуральное число
-
, где p – положительное действительное нецелое число
-
, где p – отрицательное действительное нецелое число
-
Показательная функция
-
, где a – положительное число, a>1
-
, где a – положительное число, 0
-
Логарифмическая функция
-
а – положительное число, a>1
-
, где a – положительное число, 0
В Microsoft Excel строятся простейшие таблицы (рис.1).
|
n=1
|
n=2
|
x
|
y
|
y
|
-5
|
25
|
625
|
-4
|
16
|
256
|
-3
|
9
|
81
|
-2
|
4
|
16
|
-1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
Рисунок 1. Вид таблицы расчета значений функции
Занятие 3. Построение графиков основных математических функций. Внедрение графических объектов Microsoft Excel в документ Microsoft Word.
Цель занятия – повторить принципы работы с мастером диаграмм в Microsoft Excel. Систематизировать знания, полученные на уроках алгебры по темам «Построение графиков функций».
В начале занятия рекомендуется повторить основные термины и понятия Microsoft Excel, используемые при работе с мастером диаграмм и построении графиков. Обратить внимание следует на:
-
Ряды
-
Категории
-
Легенда
-
Область диаграммы
-
Формат данных
Далее для каждой из имеющихся таблиц строятся графики (рис. 2).
Рисунок 2. Пример. График функции 
Занятие 4. Выборка формул для наглядного пособия. Редактор формул. Окончательная подготовка пособия к печати.
Цель занятия – повторить основные формулы из курса алгебры, систематизировать полученные знания, получить навыки работы с редактором формул.
Сам редактор формул Microsoft Equation станет доступным из меню Вставка / Объект / Microsoft Equation. Работу с ним можно описать следующим образом:
-
Необходимо выбрать на вновь появившейся панели элементов группу, с которой предстоит работа. Например, дроби.
-
В раскрывающемся списке выбрать способ представления. Для дроби, например, несколько способов или видов (рис.3)
-
Ввести необходимые данные.
Рисунок 3. Вид панели элементов редактора формул.
Список формул, публикуемых в пособии, может иметь следующий вид:
-
Формулы сокращенного умножения.
-
Решение квадратных уравнений.
-
Свойства показательных функций.
-
Свойства логарифмов.
Кроме вышеописанного можно поместить в документ:
-
Правила раскрытия модуля
-
Интервальный метод решения уравнений
-
Способы решения показательных уравнений
-
и др.
После того как вся желаемая информация помещена в документ, необходимо перейти к внедрению графиков. После переноса, воспользовавшись панелью Рисования можно отредактировать внешний вид, размеры и положение графиков на листе (рис.4).


Рисунок 3. График функции
На этом итоговом последнем занятии подготовленный документ должен быть окончательно отредактирован и подготовлен к печати.
В заключении хотелось бы отметить результаты, помимо изготовленного пособия, которые были достигнуты по окончанию работы:
-
Систематизация знаний и повторение основ материала по алгебре 8-10 классы
-
Повышение навыков работы в программах Microsoft Word и Microsoft Excel
-
Освоение редактора формул Microsoft Equation
-
Интеграция знаний из областей математики и информационных технологий
Кроме того, эта работа дала возможность самореализации и самовыражения, творчества учащихся, способствовала формированию умений учащихся сравнивать, обобщать и делать выводы.