Перейти на главную страницу
Классное сочинение-отзыв
Когда вы пишете отзыв о литературном произведении, то пытаетесь выразить то, как вы понимаете мысли и чувства автора, обосновать свое понимание текстом. Та же задача и у отзыва о картине. Но отзыв не может состоять из не связанных между собой мыслей — текст должен быть как-то скомпонован, выстроен. Обычно он состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения.
Во вступлении ставится вопрос, развернутый ответ на который должна содержать основная часть. В сегодняшних отзывах надо поставим два вопроса: «Какие мысли и чувства вызывает эта картина у меня? Какие мысли и чувства она может вызвать у других зрителей?»
Но прямо начинать с ответа на этот вопрос нельзя: нужно помнить о будущем читателе вашего отзыва. А он должен понять, о какой картине идет речь.
Можно во вступлении дать предварительную оценку картины — тезис, который вы потом подробно будете разворачивать в основной части. Например, такие предваряющие оценки содержались в некоторых вступлениях к сочинениям о картине Эль Греко: «Мне кажется, что художник хотел выразить в этой картине бурю чувств и какую-то человеческую ничтожность» (отзыв Оли); «Автор хотел, наверное, выразить наступающую грозу, и она только омрачает старый, полузаброшенный город, который возвышается на склоне холма, и у него было, наверное, когда он писал эту картину, мрачное и грустное настроение» (отзыв Данилы).
Основная часть посвящается ответу на вопрос, поставленный во вступлении. Поскольку поставлен вопрос о мыслях и чувствах, вызываемых этой картиной, то необходимо сначала написать о своем понимании мыслей и чувств художника, о том, как ему удается их выразить, а затем уже и о том, какие мысли и чувства возникают у автора сочинения.
В заключении обычно подводят итоги. Критик возвращается к вопросу, поставленному во вступлении, но на более высоком уровне. Можно, например, поразмышлять и о том, какое значение эта картина имеет для людей сейчас, или имела раньше, или будет иметь в будущем.
Примерно по такому плану работали Оля и Данила, когда писали отзывы о картине Эль Греко. Послушайте их сочинения.
Мне кажется, что художник хотел выразить этой картиной бурю своих чувств и в то же время какую-то человеческую ничтожность. Под небом с рваными клочьями облаков, рядом с холмами и долинами, город кажется насупленным, маленьким. И в то же время город красив и гармонично сливается с окружающей природой. Но вокруг все так мрачно бушует, что город просто становится меньше и хрупче. Но все же он кажется смелым.
Вокруг него мрачные черные трещины, контрастирующие с холмами. Все грозовое, все сливается и одновременно резко выступает. И этими контрастами художник достигает настроения картины. Притом, картина кажется очень простой, резкой и естественной.
Этим она мне и нравится — удивительно простыми вроде бы приемам, обыкновенными масляными красками передано настроение так, что картина волнует душу. И особенно мне нравится сочетание всей этой бури со спокойной, но мрачно-черной рекой. И река эта внешне хоть и не бурна, но всем построением своим выражает такую же бурю, как и небо. Удивительная картина! Она смешивает все чувства в каком-то водовороте, какой, наверное, и творился в душе художника, когда он писал эту картину.
Автор хотел, наверное, выразить наступающую грозу, и она только омрачает старый, полузаброшенный город, который возвышается на склоне холма, и у него было, наверное, когда он писал эту картину, мрачное и грустное настроение.
Некоторый свет попадает на стены каменных строений и мертво блестит во тьме. Но рябь на воде, блестящая золотом солнца, как-то осветляет картину и делает ее не такой мрачной, как кажется с первого взгляда. И мне кажется, что недавно весь этот мир был веселым и радостным. Автор подсвечивает все предметы этой картины белой краской.
У. А теперь посмотрите, о каком произведении вы будете писать. Это картина А.А.Рылова (1870-1932) «В голубом просторе», написанная в 1918 г.
Дети пишут сочинения-отзывы.
Обсуждение сочинений-отзывов
Сейчас я прочитаю сочинения Димы (1) и автора N (2). Подумайте, кто из зрителей-критиков действительно пытался понять художника, а кто просто шел за своими собственными чувствами и не видел картину, хотя и смотрел на нее. Запишите свое мнение в тетрадь для конспектов.
Для меня настроение здесь очень подымается. Я вижу лебедей и далекий корабль с белыми парусами. Художник назвал свою картину «В голубом просторе», он назвал ее так, потому что эта картина как бы не имеет конца. Мне эта картина очень нравится из-за ее настроения. Для людей эта картина производит разные впечатления, но одно у всех одинаково: чувствуется свобода и простор.
Эта картина вызывает у меня грусть, так как мне кажется, что скоро на картине пойдет снег и настанет зима. Мне жалко лебедей, которые улетают на юг из-за холодов. Когда я смотрю на эту картину, мне становится тоскливо.
Во-первых, автор нам дает подсказку в виде «говорящего» названия: «В голубом просторе». «Простор» – свободное пространство, бесконечная, безбрежная даль. А словом «голубой» автор подчеркивает чистоту, свежесть.
Прежде всего надо увидеть все предметы, изображенные на картине, вместе: небо, море, остров, корабль, лебеди . Корабль повернут носом к нам. Разве он уплывает? А лебеди занимают все пространство неба. Где видно, что они улетают?
Но мы видим не только предметы. Мы видим ветер — паруса натянуты, море волнуется. Мы видим солнечные лучи — они освещают лебедей, даже свет от солнца есть на их крыльях, игра света и тени.
А цвета? Разве здесь преобладают темные цвета? Да и сам автор подчеркивает в названии именно голубизну.
И хотя картина — это застывший миг, мы видим движение: облака плывут, лебеди летят, корабль несется по волнам, ветер гонит облака и волны.
Можно даже услышать звуки: шум волн, крики лебедей, хлопанье крыльев и звенящий воздух.
Можно почувствовать запах соленого моря, свежего воздуха. Можно ощутить прохладу ветра.
Итак, в картине «В голубом просторе» художник хотел выразить чувство простора, свободы, движения, свежести, надежды и чистоты.
А теперь сравните два мнения о том, какое впечатление эта картина может произвести на зрителей. В сочинении Димы сказано: "Для людей эта картина производит разные впечатления, но одно у всех одинаково: чувствуется свобода и простор". А теперь послушайте сочинение Андрея.
Читателю может показаться, что автор показывает грустную картину, потому что лебеди улетают, корабль уплывает, а остров — скалистый и неуютный. Читатель — человек-загадка, порой он может сказать самое неожиданное о картине. Ну что ж, предоставим ему на это полное право.
Дима считает, что хотя картина производит на людей разные впечатления, "но одно у всех одинаково: чувствуется простор и свобода". Андрей же полагает, что зритель имеет полное право сказать самое неожиданное о картине, то есть он настаивает на возможности полного произвола зрителя: хочу видеть грусть и буду. Кто прав?
А сейчас я дам вам несколько советов «Как смотреть картину, чтобы понять мысли и чувства художника». Собственно говоря, это советы не только для зрителей картин, но и для читателей литературных произведений. Постарайтесь законспектировать то, что я буду говорить.
1. Художник не ставит себе задачу дать нам точную копию жизни. Задача художника — выразить свои мысли и чувства. Правда жизни отличается от правды искусства. В сказке, например, существует ковер-самолет, но за этой вымышленной картиной жизни стоит правда мысли — мечта о полете.
Для Рылова правда искусства — его мечта о свободном полете в голубом просторе, а вы спор затеяли: кто летит — гуси или лебеди?
Всякое художественное произведение несет в себе вымысел (в картине жизни) и правду (в мыслях и чувствах художника). Нельзя смотреть на художественное произведение как на фотографию и думать: похоже или нет? Бывает так в жизни или нет? Настоящее море или не настоящее? Вот, например, иконы. Не зная особого, условного языка религиозного искусства, вы и не поймете их.
2. В художественном произведении автор все изображает во взаимосвязях, поэтому нельзя давать оценку всему произведению по отдельной детали. Иначе увидел зритель на переднем плане темное море и сделал далеко идущий вывод о мрачном настроении всей картины; вырвал одну строчку из стихотворения, и на ее основе судит обо всем произведении.
3. В художественном произведении автор использует каждую деталь для выражения своих собственных мыслей и чувств, поэтому нельзя навязывать художнику расхожие оценки. Например, по мнению зрителя, картина Рылова грустная, потому что корабль вдали всегда вызывает грусть. А надо думать, какое чувство помогает выразить именно этому художнику именно этот изображенный вдали корабль?
4. Художественное произведение вызывает у людей разные настроения, воспоминания, но нельзя увлекаться собственными чувствами и терять связь с замыслом автора. Например, зритель увидел море на картине и начинает мечтать о том, как хорошо было бы сейчас покупаться в Черном море. Для него картина — лишь повод заняться собственными мыслями. А у Рылова, в частности, море холодное, ноги в него не сунешь. А кое-кто пишет: "Так и хочется в него нырнуть!"
5. Всякое художественное произведение отмечено печатью красоты, но это не просто внешняя красивость. Настоящая красота картины жизни раскрывается через красоту и глубину мыслей и чувств художника. Вот например, зритель не увидел в сложном произведении Рылова ничего, кроме внешней красоты: «Мне кажется, автор этой картины хотел выразить этих прекрасных красивых птиц на фоне моря. Мне кажется, что художник этой картины хотел показать, как прекрасны птицы в спокойную, тихую погоду...» Зрителю же надо было постараться увидеть сложную красоту произведения Рылова, увидеть не по-житейски «красивенькую картинку», а то, что составляет глубинную красоту этой картины.
У. Вот основные пять советов для тех, кто хочет действительно видеть картину как произведение искусства, понимать мысли и чувства автора.
А теперь перейдем ко второй вашей задаче. Мало было понять мысли и чувства художника, надо было еще и написать отзыв по определенному плану.
Сейчас я вам прочитаю сочинение Насти, а вы запишите, в чем основное достоинство этой работы с точки зрения решения второй задачи.
Перед нами картина художника Рылова «В голубом просторе». На ней изображены лебеди, летящие в небо. Мне кажется, что художник был на свободе или мечтал о ней.
Лебеди на картине устремляются ввысь, в небо, на свободу. Они словно хотят вырваться из картины и улететь. Под ними — широкое и просторное море, и лишь где-то вдалеке виднеется берег. Над ними — светлые и пушистые облака и бескрайнее голубое небо, в которое они стремятся. Море темное, беспокойное, в мелких волнах. Мне кажется, что оно изображает землю, на которой суета и бури, а небо — свобода и покой, до которого эти лебеди должны долететь, и тогда они успокоятся. Им не смогут помешать облака, они как бы уходят вдаль и не создают преграды свободным лебедям. Мне нравится эта картина. Она очень свободная, а кто не любит свободу?
Белые тучи показывают своей пушистостью объем неба. А гуси со свежими силами летят на бирюзовом небе, будто касаясь облаков. Когда смотришь на эту картину, то ощущаешь запах соленого моря и запах свежего неба и свежих облаков.
На доске стоит картина в голубых тонах. Она кажется неестественно вольной и прекрасной рядом с доской и партами. Это Рылов «В голубом просторе». При виде этой картины хочется взлететь, и одновременно это обыкновенный день.
Первое, что бросается в глаза, когда разглядываешь картину, разнообразие облаков и цветов неба. И вольные, прекрасные, гордые птицы, летящие куда-то, они будто зовут. У облаков тоже интересные формы, они тоже устремляются в ту же сторону. И туда же плывет корабль. По-моему, вообще парусный корабль — олицетворение свободы, красоты и путешествий. На горизонте встает скалистый остров со снежными горами. И будто слышится шум океана, ветер, звонкие крики лебедей в звенящем холодном воздухе. По-моему, художник писал эту картину как зов, зов к воле, свободе, красоте.
Может быть, на эту картину посмотрит искусствовед и начнет разбирать ее: время написания, тона, контрасты, краски, формат холста, манера Рылова, тема и тому подобное. А я вообще не люблю так. Я люблю понимать картину, а не описывать. И, может быть, этот искусствовед, когда задумается над своими чувствами, поймет картину так: художник отозвался на революцию, глубоко ей сочувствовал и верил, что после нее все будет свободным и прекрасным, что художник во время разрухи стремится к прекрасному. Это, может быть, и так, но, по-моему, это зов, который звучал в душе художника и который можно услышать, приглядываясь к картине.
Стихотворение в ваших учебниках помещено в раздел «лирика». Зачем литературные тексты двух последних веков расположены по родам литературы?
Текст к уроку. А.Фет «Еще вчера на солнце млея…» |
* * *
Последним лес дрожал листом,
И озимь, пышно зеленея,
Лежала бархатным ковром.
На жертвы холода и сна,
Себе ни в чем не изменяла
Непобедимая сосна.
Бело, безжизненно кругом,
Земля и небо — все одето
Каким-то тусклым серебром.
Ни скудных листьев, ни травы,
Не узнаю растущей силы
В алмазных призраках листвы.
Из царства злаков волей фей
Перенеслись непостижимо
Мы в царство горных хрусталей.
Дети молчат.
Теперь почитаем еще один отзыв.
В следующей строфе А.Фет пишет о гордой, надменной сосне, которая даже в холод «Глядя надменно, как бывало / На жертвы холода и сна». Мне кажется, что эта сосна очень жестока. «Себе ни в чем не изменяла / Непобедимая сосна». Это подчеркивает ее гордость.
И опять А.Фет возвращается к временам года. Здесь он даже говорит о начале зимы: «Сегодня вдруг исчезло лето; / Бело, безжизненно кругом, \ Земля и небо — все одето / Каким-то тусклым серебром». Последние две строчки в этой строфе есть у многих поэтов, но все-таки здесь есть своя грусть.
Дальше идет опять-таки осень, но листву А.Фет сравнивает с алмазом. «Поля без стад, леса унылы, / Ни скудных листьев, ни травы, / Не узнаю растущей силы / В алмазных признаках листвы».
И, наконец, последняя строфа. Мне она показалась сказочной. Потому что такие сюжеты есть только в сказках. «Как будто в сизом клубе дыма / Из царства злаков волей фей / Перенеслись непостижимо / Мы в царство горных хрусталей».
По-моему, в этом стихе постоянно сохраняется грустное и вместе с тем торжественное настроение.
У. Когда вы писали отзыв о картине Эль Греко «Вид Толедо в грозу», вам было трудно не только понять мысли и чувства художника, но и создать связный текст. И этому предстоит вам нау
02 10 2014
5 стр.
16 12 2014
1 стр.
В своем современном виде корейский фонетический алфавит Хангыль состоит из сорока букв. Начнем с согласных
09 10 2014
7 стр.
Данный урок расчитан на новичков, но для тех кто уже разбирается где и какой инструмент расположен и как он действует Corel Это мой первый урок
08 10 2014
1 стр.
Свободная тема "Сочинение по картине" сочинение "Сочинение по картине Решетникова "Опять двойка""
30 09 2014
1 стр.
Уроки французского языка. Сайт для изучающих французский язык. В разделе "Уроки французского" уроки для начинающих; в разделе "Новости" главным образом ссылки на новостные ресурсы
11 09 2014
1 стр.
Эти этапы получили название научных революций. Основания науки обеспечивают рост знания до тех пор, пока общие черты системной организации изучаемых объектов учтены в картине мира
14 12 2014
9 стр.
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, электронные издания «Физика,7-11» (Физикон); «Уроки физики в 11 классе»
14 12 2014
1 стр.