Очень скоро на Руси сложились местные артели, которые, следуя основной идее православного храма, по-своему интерпретировали византийский образец, исходя из местных условий, строя из местного материала.
Плотники работали топором. Способ производства определил и терминологию. О деревянных постройках говорят не "построена", а "срублена". Пила почти не употреблялась, так как она разрушает волокна древесины и торцы бревен начинают "тянуть" влагу. При помощи такого незатейливого инструмента, как простой топор, русские умельцы создавали удивительные по своей красоте произведения архитектуры.
Пирамидальный силуэт храма взмыл высоко над островом. В его основе лежит восьмерик, то есть объем о восьми стенах, а над ним еще два восьмерика, уменьшающиеся в размерах. К нижнему восьмерику по странам света пристроены четыре прируба для простора внутри храма и для крепости сооружения. К восточному прирубу присоединили алтарь. Над восьмериками и прирубами водрузили декоративной формы покрытия в виде бочек, а над ними установили главки. Плавно, ритмично поднимаются вверх главы к главе, венчающей всю композицию, силуэт которой напоминал прихожанам их прежнюю шатровую церковь. Бочки и главки покрыли городчатым лемехом. Осиновый лемех меняет свою окраску в зависимости от погодных условий, отчего завершение храма то золотится на солнце, то краснеет на закате, то становится серебристого или голубого цвета в облачный день. Мастера при строительстве храма проявили удивительное чувство соразмерности, гармонии, отчего и стал этот архитектурный шедевр идеалом красоты.
Кто строил Преображенский храм? Одна из легенд приписывает авторство мастеру Нестеру. В книге Е. Осетрова "Живая древняя Русь" ее автор привел рассказ местного лодочника. «Долго плотники работали. Щепу возами возили... Главы были поставлены, и новехонькие стены закрасовались, как молодицы на гулянке; подошел к озеру мастер по имени Нестер. Плотники его окружили. Топор у Нестера был загляденье. Во всем Заонежье такого топора не было... Поцеловал Нестер топор и бросил в озеро. Плотники зашумели, стали жалеть – можно ли такому орудию в воде пропадать? А Нестер им в ответ сказал: "Церковь поставили, какой не было, нет и больше не будет. И топору моему теперь место на дне"».
Легенда о мастере Нестере и его топоре широко распространена на Севере. Его имя связывают со строительством нескольких храмов. Но скорее всего, как считают исследователи, в имени мастера следует видеть не конкретное лицо, а некий символ, олицетворяющий труд неведомых строителей, плотников, создававших свои шедевры, которые до сих пор восхищают нас.
В отношении Преображенского храма высказывается предположение, что его могла срубить плотницкая артель во главе с опытными мастерами Невзоровым и Буняком, работавшими в тот период на Вологодчине.
Такими образцами могли руководствоваться строители и что мы знаем о самых древних деревянных храмах Святой Руси? Ясно, что деревянные храмы никогда не были подобно византийским образцам крестово-купольными. Дерево предполагает иные приемы строительства, нежели постройки из камня. Сегодня утверждать что-либо обоснованно о конструкции древнейших деревянных храмов нельзя, так как дерево – материал недолговечный и древнейшие постройки до нас не дошли, а если и дошли, то в перестроенном виде. Подсказкой могут служить летописные записи. Так, согласно "Устюжской легенде", соборная церковь Успения Божией Матери, срубленная в 1290 году, горела несколько раз и ее рубили вновь "такову же, какова была". И когда в 1491 году после очередного пожара ростовский мастер Алексей Вологжанин заложил ее "не по старине", то устюжанам "тот оклад стал нелюб" и мастеру пришлось рубить вновь "круглу по старине о двадцати стенах", то есть восьмериковую с четырьмя прирубами, возможно, шатровую – подобно древней шатровой Преображенской церкви на Кижском погосте. Из этого следует, что, вероятно, шатровые деревянные храмы были известны давно. Но чаще в древних летописях встречаются упоминания о клетских церквах.
Основой каждого здания является сруб, представляющий собой конструктивно связанные ряды бревен, образующие стены построек. Сруб состоит из нескольких горизонтальных рядов, называемых венцами. В углах венца бревна связываются между собой врубками. Врубки делались несколькими способами. Предпочитали соединять бревна так, чтобы их концы выступали за контур венца, отчего такие врубки называются c остатком или в обло. Такие соединения считаются более теплоустойчивыми. Реже бревна соединяли без остатка, в лапу или в шап. Для экономии древесины в неотапливаемых помещениях иногда венцы укладывали не плотно, а с просветом в четверть дерева. Эта врубка называется в реж.
Сохранность сруба обеспечивается самой конструкцией. Эту роль берет на себя кровля, что делает ее самой ответственной частью постройки. Кровля принимает нa себя и архитектурно-художественные функции.
Над храмами, колокольнями возводились различного типа кровли: двускатные, восьмискатные, величавые шатровые, в виде кубов (кубовидные), живописные "бочки", а над церковными объемами еще возвышались над кровлей главы.
Самая простая форма кровли – двухскатная безгвоздевая по потокам и курицам. Ее называют еще самцовой. Безгвоздевой такую кровлю называют потому, что ее рубили без применения гвоздей, а все детали, составляющие такую кровлю, соединяли между собой с помощью врубок. Конструкция безгвоздевой кровли показана на рисунке 1.
В концы самцовых бревен противоположных фронтонов врубаются уложенные горизонтально поперечные бревна, называемые слегами, которые образуют подкровельную конструкцию. На слеги свободно, без гвоздей ложится кровельный тес, или теснины. Тесом называют тонкие доски, употребляющиеся для кровель и обшивок. Чтобы теснины не сползали со слег вниз, они своей нижней частью упираются в корытце, выдолбленное в брусе, называемом потоком или водоточником по другой функции бруса, — он не только предназначен для поддержания теснины, но одновременно служит и для отвода воды. Поток в свою очередь поддерживается в висячем положении крючкообразным брусом, который врубается в слеги. Он рубится из ствола прикорневой части дерева с одним из ответвлений корня (кокоры) и называется курицей за сходство его изогнутого конца с птичьей шеей и грудкой. Изложенная конструкция дала еще одно название безгвоздевой конструкции — по потокам и курицам.
Теснины в верхней своей части вместе с верхней слегой, называемой коньковой, входят в выдолбленный снизу паз бревна, уложенного вдоль линии скатов. Это замковое бревно называется охлупень или шелом. Для устойчивости конструкции шелом скрепляли с коньковой слегой шпонкой-растяжкой, называемой сорокой или стамиком.
Торцы слег, выходящие на фасады, прикрывали резными досками — причелинами, стык между которыми закрывался вертикальной резной доской, называемой полотенцем.
Если же на двускатной кровле не видно потока и курицы, а теснины свободно свисают вниз, то перед нами другая разновидность кровли — строительная обычного типа, гвоздевая. Отсутствие в такой конструкции потока и курицы объясняется тем, что она не нуждается в дополнительной поддержке теснин. Конструкция со свободным свесом теснин не нуждается в специальном водоотводе. Свесы обеспечивают быстрейшее высыхание теснин, дают красивую тень, декоративны. Линию кровли делают либо прямолинейной, либо зубчатой разнообразной формы, часто в виде усеченной пики. Нередко свес делается с переломом, служащим для отвода воды дальше от стены. Часть кровли ниже перелома называется полицей.
Криволинейные поверхности бочек, кубов, шатров часто покрывают лемехом, о котором мы уже упоминали, либо гонтом — коротким кровельным тесом.
Главы всегда покрыты лемехом. Лемеховая глава — одна из типичных и самых самобытных особенностей деревянного зодчества древности.
В древнерусском деревянном зодчестве значительная архитектурно-художественная роль отводилась крыльцам, среди которых мы не найдем и двух одинаковых. К большому сожалению, древние крыльца в своем первоначальном облике утрачены. Сохранились лишь отдельные элементы, по которым архитекторы воссоздают сегодня их первоначальный облик.
Особого внимания заслуживают деревянные колокольни. Колокола размещались в древности на звонницах на самих храмах или на самостоятельных колокольнях. Первоначально колоколенки были простейшего вида, на двух либо на четырех столбах. На последних стали устраивать площадки для звона. Позже стали обносить колокольню срубом. Появились многогранные колокольни, увенчанные шатром либо несколькими шатрами. Со временем колокольни выросли и превратились в мощные вертикали, занявшие свое место в церковном ансамбле.
К сожалению, в одной газетной статье рассмотреть все типы деревянного зодчества невозможно.
Одним из лучших памятников деревянного зодчества второй половины XVIII века признан Покровский храм на Кижском погосте. Храм выполнен по типу восьмерик на четверике. Углы четверика перекрыты кровлями. Необычно завершение. На мощный повал восьмерика ложится кровля, оканчивающаяся усеченными пиками и несущая девятиглавое завершение. Главы имеют утонченные пропорции. В ансамбль входит шатровая колокольня типа восьмерик на четверике.
Успенская церковь в Кондопоге имеет шатровое завершение. Ее апсида получила бочкообразное покрытие с полицей. Успенский храм в Кондопоге считается вершиной деревянного шатрового зодчества. Она создавалась в сравнительно позднее время, в 1774 году, однако выполнена в старых традициях.
Никольская церковь в селе Бережная Дубрава, 1679 года, – пример храма с кубоватым покрытием. Четверик с крутыми повалами несет огромный, так называемый кубовидный объем, над которым высятся 9 глав.
Характерны для Северного края триады, то есть три рядом стоящих церковных строений, примером которых является триада Кижского погоста. Часто архитектурный ансамбль составляют кубоватая, шатровая церкви и колокольня.
Ребята, а нет ли в ваших краях древних деревянных храмов? Какие они?
О поздних деревянных постройках мы поговорим на других занятиях.
10 09 2014
1 стр.
11 10 2014
1 стр.
13 10 2014
1 стр.
15 12 2014
1 стр.
30 09 2014
1 стр.
15 12 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
16 12 2014
3 стр.