Устройство судна
Тема №1 Классификация морских судовВ состав мор. флота входит большое количество самых разнообразных судов.Их можно объединять в группы по определенным классификационным признакам.Основными классификационными признаками является назначение судна, районплавания, материал постройки корпуса, род движетеля, род главногодвигателя.Судно – это инженерное сооружение способное удерживать на воде и держать насебе определенный груз.По назначению согласно ГОСТу суда промыслового флота подразделяются: 1. Добывающие 2. Обрабатывающие 3. Приемно-транспортные 4. ВспомогательныеДобывающие суда в зависимости от объекта промысла, для которого онипредназначены, делятся на: 1. Рыболовные 2. Зверобойные 3. Рыболовно-зверобойные 4. Креветноловные 5. Кальмароловные 6. Тунцеловные 7. КитобойныеОбрабатывающие суда : предназначены главным образом для переработки уловарыбы или нерыбных объектов промысла непосредственно в районе промысла.Приемотранспортные суда это: 1. Научно исследовательские 2. Оперативная разведка 3. Перспективная разведка 4. Учебно-производственная 5. Инспекционные суда 6. Патрульные суда 7. Портовые буксиры 8. Лоцманские суда 9. Санитарные, пожарные, водолазные и пр.По району плавания 1. Неограниченного района плавания: могут плавать в любом море или океане без ограничений по состоянию погоды. 2. Суда 1-го ограниченного района плавания: эксплуатируются без ограничения в закрытых морях. При плавании в открытом море не БОЛЕЕ ЧЕМ НА 200 МИЛЬ от порта убежища. 3. Суда 2-го ограниченного района плавания: разрешается плавание до 50 МИЛЬ порта убежища. В закрытых морях эти суда плавают в границах, установленных регистром СССР. 4. Суда 2-го СП ограничения района плавания: плавают по внутренним водным путям, а также в морских рай-х на волнении не более 6 БАЛЛОВ с удалением от порта убежища в открытых морях до 50 МИЛЬ в закрытых морях до 100 МИЛЬ. 5. Суда 3-го ограниченного района плавания, рейдового и прибрежного: плавают в границах, установленных Регистром СССР в каждом отдельном случае.По материалу постройки: 1. Стальные 2. Деревянные 3. Железобетонные 4. ПластмассовыеПо роду движения: 1. Гребные 2. Парусные 3. Калечные 4. Винтовые 5. С воздушным винтом 6. ВодоструйныеХарактер движения: 1. Самоходные 2. Несамоходные 3. Водоизмещающие 4. Глиссирующие суда (скользит по воде ГЛИССИРУЕТ) 5. Суда на подводных крыльях 6. Суда на воздушной подушке (под днище нагнетается воздух) 7. Экранопланы (аппараты летающие над поверхностью воды или другой гладкой поверхностью подъемная сила возникает как в результате скоростного обтекания воздухом профиля крыла, так и в результате образования аэродинамической подушки под аппаратом, когда он летит с большой скоростью над водой до 200 узлов.По роду главного движения 1. Пароход, ГД – паровая машина 2. Теплоход, ГД – двигатель внутреннего сгорания 3. Турбаход, ГД – паровая Трубина 4. Газотурбаход, ГД – газовая турбина 5. Электроход, ГД – может быть дизель (дизельэлектроход), паровая турбина (паротурбоэлектроход). Принцип работы на двигатель следующий: ГД вращает электрогенератор,а вырабатываемый им электрический ток приводит во вращение электромоторсоединенный с гребным валом.Атомоход имеет атомный реактор. За счет тепла получаемого в реактореполучают пар, который приводит во вращение паровую турбину. Турбинасоединена с электрогенератором, который питает электромоторы, вращающиегребные винты.Термин «Атомоход» характеризует вид источника тепловой энергии. Тема №2 Основы теории и устройства суднаЛинейные, весовые и объемные характеристики судов.Основные плоскости, на которые проецируют очертание сечений (обводы) судна.Деаметральная плоскость ( ДП ) – продольно-вертикальная плоскость,являющаяся плоскостью симметрии судна.Основная плоскость (ОП) – продольно-горизонтальная плоскость, совпадающая сверхней кромкой горизонтального киля на миделе.Плоскость мидель-шпангоута, или миделя – поперечная вертикальная плоскость,проходящая через середину длин судна.Главными размерами судна называетсяДлина , Ширина , Осадка , Высота бортаПлоскость грузовой ватерлинии ГВЛ – горизонтальная, делящая корпус судна нанадводную и подводную части. Грузовая ватерлиния ГВ – линия пересеченияспокойной воды с корпусом судна в полном грузу.Посадкой судна – называется положение его относительно спокойнойповерхности воды.Если ДП судна накренена на какой либо борт относительно вертикали, то судноимеет крен соответственно на левый или правый борт.Угол наклонности называется углом крена .Если плоскость мидель-шпангоута наклонена к носу или к корме относительновертикали, судно имеет дифферент соответственно на нос или на корму.Угол наклонности … называется углом дифферента.Марками осадок – называются знаки, наносимые на штевнях судна ( а надлинных судах и на миделе ) по которым определяют осадки судна. Маркиосадок наносят либо в метрической системе (Высота цифр и промежутков междуними 10см = 1дм ) либо в футах ( Высота цифр и промежутков равна Ѕ фута илив дюймах ).Значение осадки соответствуют нижней кромке цифр1 фут = 0,3048 м1 дюйм = 2,5смВодоизмещение может быть объемное или весовое.Объемное водоизмещение V – объем воды, вытесненной подводной частью суднаили объем подводной части судна ( в метра кубических).Весовое водоизмещение Д – масса вытесненной подводной частью судна воды,равная массе всего судна (Вт).Водоизмещение судна – величина переменная, зависящая от загрузки судна.Грузоподъемность судна определяется его загрузкой и выражается в тоннах.Полная грузоподъемность, или дедвейт (Р дв) – масса перевозимого грузавместе с судовыми запасами, экипажем и багажом, равная разности (массового)весового водоизмещения судна с полным грузом и порожнего.Чистая грузоподъемность Ргт - составляет масса перевозимого груза ипассажиров с багажом, исключая судовые запасы ( топливо, пресную воду,снабжение), экипаж и его багаж.Грузовместимость судна W (в метрах кубических) представляет собой объемпомещений , предназначенных для перевозки грузов.Валовая полная вместимость определяется объемом всех помещений (кромерулевой рубки, камбуза, санузлов).Чистая вместимость – это объем всех грузовых и посажирских помещений.Единицей измерения грузовместимости судна служит регистровая тонна.1 р.т. = 100 куб. футов = 2,83 кв.мМорские суда должны обладать определенными мореходными качествами,обеспечивающими надежность, живучесть и безопасность плавания в различныхусловиях.Плавучестью судна называется его способность плавать при определеннойзагрузке и осадке.Запас плавучести – это объем надводной водонепроницаемой части корпусасудна или то дополнительное кол-во грузов или воды (после допустимойнагрузки), которое судно может принять до утраты способности держаться наплаву.Запас плавучести выражается в процентах от водоизмещения судна в полномгрузу.Запас плавучести составляет около 80% на пассажирских, 50% на транспортных,сухогрузных и промысловых, 15-25% на наливных судах.Запас плавучести непосредственно связан с высотой надводного борта.Высота надводного борта, обеспечивающая надлежащий запас плавучести,устанавливается Регистром СССР.В средней части судна наносится специальный знак на оба борта в районемиделя, называемый грузовой маркой.Грузовая марка состоит из трех элементов: 1. Палубная линия 2. Диск или круг Плимсоля 3. Гребенка осадока) суда ограниченного района плавания б) суда неограниченного района плавания Международная грузовая маркаЛ – плавание летом в соленой водеЗ – плавание зимой в соленой водеЗСА – плавание зимой в Северной АтлантикеТ – плавание в тропиках в соленой водеП – плавание в пресной водеТП – плавание в тропиках в пресной водеРС – грузовая марка нанесена Регистром СССРЧем больше запас плавучести, тем большим временем располагает экипаж длязаделки пробоины и сохранения минимального запаса плавучести.Непотопляемость – способность судна сохранять плавучесть при поступлении вкорпус судна большого количества воды (через пробоину).Для обеспечения непотопляемости судно разделено на нескольководонепроницаемых отсеков поперечными и продольными водонепроницаемымипереборками, имеется двойное дно, разделенное водонепроницаемыми флорами,предусматривается герметизация некоторых рубок и надстроек.При затоплении одного (а на некоторых судах даже нескольких)водонепроницаемых отсеков водой судно должно оставаться на плаву и обладатьдостаточной остойчивостью.Остойчивостью называется способность судна, выведенного из положенияравновесия внешней силой, возвращаться в первоначальное положение (прямое)после прекращения действия этой силы.Различают поперечную остойчивость при крене и продольную при дифференте.Поперечную остойчивость подразделяют на начальную (при крене до 10-15 гр.)и остойчивость при больших углах наклонения.Если судно находится в положении равновесия, т.е. не имеет крена, то силавеса Р и сила поддержания D располагаются на одной вертикали в пересеченииплоскости мидель-шпангоута с диаметральной плоскостью судна.Центр тяжести судна – точка приложения сил веса судна.Центр Величины судна – точка приложения всех сил поддержания.При крене на борт под воздействием какой-либо внешней силы F центр величиныперемещается в сторону крена в точку С , тогда как центр судна – точка G– остается в прежнем положении. В этом случае пара сил Р и D создают такназываемый восстанавливающий момент, стремящийся спрямит судно, и, такимобразом, судно приобретает положительную остойчивость, когда сила Fпрекращает действовать.Точка M пересечения продолжения силы D с ДП судна называется поперечнымметацентром, а расстояние GM= H – поперечной метацентрической высотой.Чем больше метацентрическая высота, тем остойчивее судно. Однако чрезмернобольшая высота h нежелательна, т.к. при этом наблюдается стремительнаякачка, вредно влияющая на людей, а также на конструкцию судна. Если допустить, что центр тяжести G подняли до точки М, тометацентрическая высота h будет равна 0 и восстанавливающий момент тожебудет равен 0.Выведенное из состояния равновесия внешней силой F судно не возвратится впрямое положение после прекращения действия этой силы, но и не станетбольше наклоняться, т.е. оно обретет нулевую остойчивость.Если центр тяжести судна G поднимется выше поперечного метацентра М, товосстанавливающий момент станет отрицательным, остойчивость будет такжеотрицательной и судно опрокинется вверх килем даже без участия внешней силыF.Ходкостью называется способность судна двигаться с определенной скоростьюпри наименьшей затрате мощности энергетической установки.Поворотливостью судна называется его способность изменять направлениесвоего движения или удерживаться на постоянном курсе. Поворотливость суднадостигается действием руля, или винтовой насадки.Качка – это колебательные движения, совершаемые судном относительноположения равновесия под воздействием волнения моря. В зависимости отнаправления колебания судна различают бортовую, килевую и вертикальнуюкачки. При сильной качке и больших углах крена возникает опасностьопрокидывания судна из-за потери остойчивости.Для уменьшения влияния волнения необходимо выбрать оптимальный курс искорость судна.Применяются успокоители качки в виде скуловых килей.Корпус судна. 1. Слип. 2. Промысловая палуба. 3. Рубка. 4. Надстройка. 5. Трюмный люк. 6. Фальшборт. 7. Верхняя палуба. 8. Полубак. 9. Козырек. 10. Форштевень. 11. Борт. 12. Ахтерштевень. 13. Ют.Передняя часть судна называется носом или носовой оконечностью, задняячасть – кормой или кормовой оконечностью.Снизу корпус ограничен днищем. На крупных судах поверх днищевых ребержесткости днищевого набора настилается двойное дно.Между днищем и настилом второго дна образуется междудонное пространство.С боков судно ограничено бортами, сверху корпус закрывается палубой.Палуб сможет быть несколько: верхняя, главная, вторая, третья и т.д. Счетпалуб ведется сверху вниз.Пространство между палубами называется твиндеком.Внутри корпус судна поперечными и продольными переборками разделен на рядотсеков.Первый носовой отсек – форпик, последний кормовой – ахтерпик. На палубе располагаются надстройки и рубки.Носовая надстройка называется полубак, кормовая – ютом, между ними средняя.Системы набора корпуса.В зависимости от расположения балок главного направления по отношению кдлине судна различаю три системы набора корпуса: поперечную, продольную, икомбинированную.Поперечная система набора.При этой системе балки главного направления: бимен – в палубах, шпангоуты –в бортах, флоры – в днище, расположены поперек судна.Поперечная система набора применяется на сравнительно коротких судах (100-130 м), т.к. на корпус короткого судна действует небольшой изгибающиймомент.Общая продольная прочность таких судов обеспечивается сравнительнонебольшой толщиной настила палубы и обшивки днища, карлингсами и днищевымистрингерами.Продольная система набора.При данной системе набора балки главного направления расположены вдольсудна.Комбинированная система набора.При данной системе набора палубные и днищевые перекрытия в средней частидлины корпуса судна набираются по продольной системе и все перекрытия воконечностях по поперечной системе.Перекрытия состоят из наружной обшивки и набора, прочно соединенных междусобой.Наружная обшивка образуется из полос, шириной 1,5-3,0 м, длиной 7-12 м,сваренных встык из листьев стали толщиной 8-20 мм, на крупных судах – 30-40мм.Верхний пояс бортовой обшивки называется ширстречным.Утолщенная обшивка в районе ватерлинии называется ледовым поясом.Поле, идущее между днищем и бортом по скуле называется скуловым.Среднее поле, расположенное вдоль днища симметрично ДП, называетсягоризонтальным килем.Продольные связи набора составляют стрингеры, вертикальный киль икарлингсы.Поперечные связи набора составляют флоры, бимсы и полубимсы, шпангоуты.Вертикаль поперечные связи скрепляются между собой с помощью книц.Вертикальные стойки называются пиллерсами.| |Флора. || |Горизонтальный киль. || |Вертикальный киль. || |Днищевые стрингеры. || |Скуловой стрингер. || |Скуловой пояс. || |Шпангоут. || |Бортовой стрингер. || |Ледовый пояс. || |Бортовая обшивка. || |Кницы. || |Ширстрек. || |Палубный стрингер. | 1. Палубный настил. 2. Карлингс. 3. Бимс. 4. Пиллерс. 5. Полубимс. 6. Шпангоут обыкновенный. 7. Скуловая кница. 8. Днищевая обшивка.Днищевое перекрытие может быть с двойным дном и без двойного дна. Тема №3. Судовые устройства и системы.Якорное устройство.Якорное устройство служит для постановки судна на якорь в море или нарейде.Морские суда имеют обычно носовое якорное устройство, но на некоторых судахимеется также и кормовое.Якорь, зарываясь в грунт, создает держащую силу, величина которой зависитот конструкции и массы якоря.По назначению якоря делятся на становые, располагаемые в носовой части, ивспомогательные, располагаемые в корме.Стоп-Анкер – 1/3 станового.Верпы – 1/6 станового.По конструкции различают якоря:1. Штоковые.2. Бесштоковые.3. Безлапые (мертвые).4. Многолапые (кошка).5. Однолапые (ледовые).По типу:1. Адмиралтейский.2. Матросова.3. Денфорта.4. Холла.5. Гуланнер.По способу изготовления: 1. Литые. 8. Кованные. 9. Сварные.Составные части якоря адмиралтейского: 1. Шток. 6. Скоба. 7. Веретено. 8. Лапа. 9. Тренд.Масса якорей крупнотоннажных судов до 20 тонн.Якорная цепь обеспечивает связь якоря с судном. Необходимая длина цепинабирается из отдельных смычек длиной 25-27 м каждая. Смычки делятся наякорную, промежуточные и коренную.Смычка состоит из общих, усиленных и концевых звеньев. Звенья калибром 15мм и более имеют распорки – контрофорен, которые увеличивают их прочность.Между собой смычки соединяются скобками, или соединительными звеньями. Всостав смычек включаются вертлюги, предотвращающие перекручивание цепи.Якорные клюзы направляют движение якорной цепи при отдаче и выборке якоря иобеспечивают хранение якоря по походному. Они состоят из шлюзовой трубы,палубного и бортового клюзов.На многих судах якорные клюзы заканчиваются бортовой нишей, в которуювходят лапы якоря, не выступая за обводы корпуса судна.Цепная труба принимает цепь со звездочки якорного механизма и направляет еев цепной ящик. На ее нижнем конце имеется литой или сварной раструб.Цепной ящик необходим для хранения якорной цепи. Самоукладке якорной цепипри ее выборке способствует цилиндрическая форма двух отделений цепногоящика.Брашпиль – это механизм с горизонтально расположенным грузовым валом, накотором имеются звездочки для протягивания цепи. На концах грузового валаили на промежуточном валу устанавливают турачки – швартовные барабаны.Брашпили имеют электрический привод. Устанавливаются они преимущественно насреднетоннажных судах, обслуживают якори массой до 8500 кг с калибром цепидо 82 мм.Шпиль – механизм с вертикально расположенным грузовым валом (баллером), накотором находятся звездочка для цепи и турачка для швартова. Шпилиобслуживают якори массой до 5000 кг с калибром цепи до 57 мм.Якорно-швартовые лебедки с гидравлическим приводом и дистанционнымуправлением могут обслуживать якорь-цепь до 120 мм.Для крепления якорной цепи во время стоянки судна на якоре или якорь вположении «по-походному» применяют стационарные и переносные стопоры.Винтовой фрикционный стопор состоит из плиты с приливами и желобом всредней части для прохода вертикально идущих звеньев якорной цепи.К приливам штырями присоединены нащечины. Вращая рукояткой через сухарь –гайку винт, имеющий на одном конце правую резьбу, можно поставить нащечинылибо в сомкнутое либо в разомкнутое положение.В сомкнутом положении нащечины прижмут горизонтально идущее звено якорнойцепи к плите и остановят якорную цепь.Винтовой стопор отличается от винтового фрикционного стопора тем, что присомкнутом положении нащечины звено, горизонтально идущее через стопор,упирается в их нижнюю часть.Стопор с накидным палом состоит из корпуса, двух щек и накидного пала,укрепленного на оси одной из щек. Корпус стопора имеет желобок для проходавертикальных звеньев цепи. Для стопорения якорной цепи в вырез напротивоположной щеке закладывают пал, который стопорит очередноевертикально идущее звено.Цепной стопор походного крепления якоря состоит из цепи меньшего калибра,чем якорь – цепь. Цепь стопора пропускают через скобу якоря, и оба ее концакрепят к палубным обухам. С помощью талкена якорь плотно подтягивают вклюз.Глаголь-гак служит для быстрой отдачи стопора при подготовке судна кпостановке на якорь.В случае экстренной необходимости избавиться от якоря и якорной цепиприменяется аварийная отдача якорь-цепи, к которой подсоединен жвака-галс –отрезок якорь-цепи коренной смычки.Маркировка якорной цепи.Смычки якорь-цепи маркируют, что дает возможность вытравлять необходимоеколичество якорь-цепи или следить за ходом подпитки цепи при снятии сякоря. Для этого определенные звенья цепи окрашивают в белый цвет и на ихконтрофорсы накладывают марки из отожженной проволоки.По обе стороны от скобы, соединяющей первую (якорную) и вторую(промежуточную) смычки окрашивают по одному звену.По обе стороны от скобы, соединяющей вторую и третью смычки, окрашивают подва звена, в конце третьей и начале четвертой смычки окрашивают по тризвена и т.д. до пятой смычки. С шестой и одиннадцатой смычки маркировкуначинают сначала. Проволочные марки накладывают только на последние окрашенные звеньякаждой смычки.Якорь Холла по способу уборки – втяжной, по конструкции – с поворотнымилапами.Состоит из веретена и коробки, отлитой заодно с лапами.В передней части коробки имеется сквозное овальное отверстие для утолщеннойчасти веретена и для ограничения угла разворота лап якоря относительноверетена до 45 гр.Веретено к коробке присоединяется с помощью валика.Выпаданию веретена из коробки препятствуют два штыря, вставленные впоперечные сквозные отверстия в коробке.Техника безопасности при работе с якорным устройством. 1. При постановке судна на якорь или при съемке с якоря в районе брашпиля должны находиться только лица, обслуживающие якорное устройство (согласно расписанию). 2. При проверке брашпиля на холостом ходу запрещается пускать его, не убедившись предварительно в разобщении цепного барабана. 3. Запрещается отдавать винтовые и цепные стопоры, а также разобщать цепные барабаны брашпиля, не удостоверившись предварительно в закреплении их ленточными стопорами. 4. Запрещается нахождение людей в цепном ящике при движении якорной цепи. 5. Все работы с якорной цепью в цепном ящике надлежит производить торлько при помощи специальных крючьев – абгалдеров. 6. Лицу, управляющему работающим брашпилем, запрещается отходить от поста управления. 7. Запрещается находиться на линии натяжения якорь-цепи во время отдачи и подъема якоря. 8. При стоянке у причала и на ходу судна якоря должны быть взяты на стопор. Оставлять якоря только на ленточных стопорах запрещается.Крупнотоннажные суда неограниченного плавания должны иметь не менее трехстановых якорей (третий запаянный).Длина каждой цепи судов неограниченного плавания должна быть не менее 200м, а для судов ограниченного плавания – 100 м.Швартовое устройство, его назначение и составные части.Швартовое устройство представляет собой комплекс изделий и механизмов,предназначенных для закрепления судна к береговым и плавучим причальнымсооружениям и другим судам.С его помощью можно осуществить небольшие перетяжки судна вдоль причала принеработающих двигателях.Суда снабжаются элементами швартового устройства по Правилам Регистра СССРв зависимости от размеров и назначения судна.Швартовы – это гибкие канаты, служащие для крепления судна к причалу.Применяют растительные, синтетические и стальные.Растительные швартовы – пеньковые, сизальские, манильские.Применяют в основном на судах перевозящих нефтепродукты и другиевзрывоопасные грузы, т.к. при трении они не образуют искр. Длина окружности115-125 мм.Синтетические швартовы - капрон, нейлон, пропилен.Окружность синтетических швартовых достигает 175 мм.Стальные швартовы свивают из оцинкованной или алюминиевой проволоки, имеюторганические сердечники диаметром 35 мм.Длина швартового конца должна быть на 100% больше длины судна, но не более200 м.Все швартовые концы имеют на ходовом конце петлю – огон. 1. Носовой продольный 2. Носовой прижимной 3. Носовой шпринг 4. Кормовой шпринг 5. Кормовой прижимной 6. Кормовой продольный (назначение)К средства крепления швартовых концов, предохранения их от перетирания идля придания швартовому тросу направления служат:Кнехты, клюзы, киповые планки и роульсы.Кнехты: одиночные (битенг), парные, крестовые.Клюзы: бортовой, панамский, центральный.Киповые планки:- без роульсов- с битенгом- с роульсом- двумя роульсами- с тремя роульсами- открытые- закрытыеЗакрытая вьюшка – барабан установленный на станине – служат для хранениясинтетических и стальных тросов.Растительные тросы хранятся в банкетках - деревянных или металлическихкорзинах, установленных на станинах и покрытых чехлами.Бросательные концы изготовляют из пенькового или сизальского троса 25 мм вокружности или из плетеного капронового шнура длиной 35-40 м с легостью(оплетенный мешочек с песком).Кранцевая защита служит для предохранения корпуса судна и смягчения ударовпри швартовках. Противокрысиные щитки служат защитой от проникновения на борт грызунов –круглые металлические диски, прикрепленные к швартовому тросу.Швартовые механизмы - шпили, брашпили, лебедки.На более современных судах применяется автоматическая лебедка, котораявыполняет одновременно функции вьюшки, лебедки и кнехта.Техника безопасности при работе со швартовым устройством. 1. Лицам, не занятым работами по швартовке, во время производства этой операции запрещается находиться в районе производства швартовых работ. 2. Никто не должен находиться в непосредственной близости от работающих кнехтов и швартовых тросов, если это не вызвано производственной необходимостью. 3. При работе со швартовами на швартовый барабан накладывают при стальном тросе четыре, синтетическом – пять, с растительными – три шлаги. 4. К работе со швартовым устройством допускается л/с прошедший необходимую подготовку. Работают только в рукавицах, предохранительных касках и в спасательных средствах.Запрещается:Работать с неисправными швартовыми устройствами.Использовать швартовы с колышками.Находиться вблизи движущегося швартова внутри бухт или шлагов.Накладывать дополнительные шлаги на барабан при вращении шпиля.Стоять впереди по натяжению стопора ближе 1 метра.При работе шпилем держать за трос не менее 1,5-2,0 м от швартовогобарабана.Грузовое устройство, его назначение.Грузовое устройство представляет собой комплекс конструкций и механизмов,предназначенных для грузовых операций.На современных судах применяют грузовое устройство со стрелами, с кранами,смешанные, универсальные, транспортерные и др.Выбор типа грузового устройства зависит от назначения, размеров судна,района плавания, рода перевозимого груза и способа его перевозки.Грузовые стрелы – наиболее широко распространенное на промысловых судахустройство, которое используют также для выполнения некоторых промысловыхработ.Грузовые стрелы крепятся на мачтах или на специальных грузовых колоннах.Стрелы грузоподъемностью до 10 т называются легкими, свыше 10 т –тяжеловесными.Стрелы изготовляют из стали в виде трубчатого стержня веретенообразнойформы (по концам меньшего диаметра, чем в середине).Верхний конец стрелы – нок – через обух, наваренный на бугельподдерживается тросом – топенантом.Нижний конец стрелы – шпор – шарнирно связан через вертлюг и Башмак смачтой, что позволяет стреле выполнить поворот в горизонтальной плоскости,производимой с помощью оттяжек.Грузовой гак закреплен на подвижном тросе, называемом грузовым шкентагем,который закреплен на барабане грузовой лебедки.|Мачта ||Грузовая стрела ||Трос топенанта ||Грузовой шкентель ||Грузовой блок ||Направляющий блок ||Такелажная цепь ||Переменный топенант ||Противовес ||Вертлюг ||Грузовой гак ||Грузовая лебедка ||Башмак ||Оттяжка ||Тали |Современные промысловые суда оборудуют механизированными грузовымистрелами.Над каждым трюмом устанавливают две стрелы. Верхняя часть стрелы – поки –соединены между собой топриком.Пользуясь топенантами, оттяжками, топриком, можно установить изафиксировать стрелу в требуемом положении.Подъем и опускание стрелы в вертикальной плоскости осуществляетсятопенантной лебедкой.Подъем груза осуществляется грузовыми лебедками.Техника безопасности при производстве грузовых работ. 1. Запас прочности стальных тросов составляет не менее 5, синтетических – 7. 2. Детали с 10%-ным износом по толщине или диаметру, а также с трещинами, изломами или остаточными деформациями к эксплуатации не допускается. 3. Стальной трос, имеющий в любом месте на его длине, равной 10 диаметрам, обрывы проволок в количестве 10% от общего числа считается непригодным. 4. Все болтовые, шпоночные и клиновые соединения должны быть предохранены от произвольного развинчивания или разъединения. 5. Ремонт деталей с помощью наплавки сваркой не допускается. 6. Ответственность за выполнение требований ТБ и обеспечение безопасных приемов и методов работы при производстве грузовых операций несет ст.помощник капитана. 7. На судах, где высота комингсов люков меньше 0,75 м надлежит установить леерное ограждение высотой от палубы не менее 1 м. 8. Спуск груза в трюм и подъем его из трюма надлежит производить только по команде сигнальщика. 9. Сбрасывание такелажа и приспособлений в трюм запрещается. 10. Раскантовывать и направлять груз, находящийся на весу, надлежит только при помощи багров и оттяжек. 11. Все лица, непосредственно занятые грузовыми работами, должны носить защитные каски.При производстве грузовых работ запрещается: 1. находиться под грузом, в зоне движения груза и под грузовой стрелой или стрелой крана 2. находиться под просветом люка трюма в момент спуска или подъема груза 3. подать груз не ранее, чем будет убран из-под просвета люка предыдущий груз 4. курить и пользоваться открытым огнем в трюмах и в других грузовых помещениях 5. поднимать и спускать людей на площадках, сетках, подвешенных на шкентеле 6. допускать посторонних лиц к местам производства грузовых работ 7. ходить по борту в районе которого производятся грузовые работы. Этот борт должен быть огражден и вывешен плакат «Проход воспрещен» 8. стропы должны иметь бирки с указанием их грузоподъемности.Рулевое устройство.Рулевое устройство является основным средством управления судном,обеспечивающим его поворотливость и удерживающим его на заданном курсе.Перо руля при перекладке на какой-либо борт воспринимает давление потокаводы при определенной скорости судна и изменяет его курс.Судовые рули по расположению оси вращения делятся на небалансирные – осьвращения проходит у передней кромки руля и балансирные – ось вращенияпроходит на некотором удалении от передней кромки пера руля(полубалансирные).По форме профиля рули бывают пластинчатые и обтекаемые.Передняя кромка пластинчатого (плоского) руля представляет собой массивныйвертикально расположенный стержень, который называется рудерписом.Заодно с рудерписом отлиты петли при помощи которых руль навешивается напетли рудерпоста, являющегося частью ахтерштевня.В петлях рудерписа имеются конусные отверстия, куда вставляют стальныештыри и крепятся сверху гайками.Руль опирается на штырь, который называется пятой руля. Нижняя петлярудерпоста имеет углубление, на дне которого (подпятнике) лежит выпуклая,изготовленная из твердой стали поповка, называемая чечевицей.Благодаря сферической поверхности пятки и чечевицы уменьшается сила тренияпри повороте пера руля.а) не балансирныйб) не балансирныйв) полубалансирный 1. Перо руля 2. Ребро жесткости 3. Рудерпис 4. Фланцевое соединение 5. Гельпортовая труба 6. Баллер 7. РудерпостДля увеличения эффективности руля при малых скоростях движения судна илибез хода, когда обычный руль не действует, применяют активные рули.Активный руль оборудован вспомогательным винтом, расположенным на заднейкромке пера руля. Активный руль может выполнять функции запасногодвигателя и обеспечить движение судна со скоростью 3-5 узлов.Подруливающие устройства применяются для управления судами в стесненныхусловиях, а также при швартовке и отходе судна от причала без буксиров.Подруливающие устройства обычно устанавливаются в носовой части судна.Баллер служит для передачи вращающего момента на руль и перекладкипоследнего на необходимый угол.Баллер представляет собой изогнутый или прямой стальной цилиндрическийбрус, который крепится к рулю с помощью фланцев.Румпель имеет вид рычага, который насаживается своей обоймой на верхнюючасть балера.Сектор насаживается на верхнюю часть баллера свободно. Связывается срумпелем с помощью пружин. Сектор приводится во вращение рулевым приводом ипередает усилие вращения через румпель на баллер.Рулевой привод служит для передачи мощности рулевой машины на сектор илинепосредственно на румпель.По правилам Регистра СССР рулевое устройство морского судна состоит из 3-хприводов:А) основногоБ) запасногоВ) аварийного.Все эти приводы должны действовать на баллер независимо один от другого.Простейшим рулевым приводом является секторно-штуртросовый привод. 1. Штурвал 2. Редуктор 3. Звездочка 4. Штуртрос 5. Угловой поворотный блок 6. Амортизатор 7. Направляющий блок 8. Сектор 9. Ограничитель 10. Рулевая рубка 11. Линия бортаПри вращении штурвала цепь штуртроса перепускается через звездочку иприводит во вращение сектор. Такой привод может применяться в качествеосновного на мелкотоннажных судах и в качестве запасного на крупнотоннажныхсудах.Электрогидравлический плунжерный привод. Применяется на крупнотоннажныхсудах. При работе насоса масло перекачивается из одного цилиндра в другой,что заставляет двигаться плунжер, соединенный с румпелем.Аксиометр – прибор, показывающий положение пера руля по отношению к ДП. Рулевая машина обеспечивает работу рулевого устройства по управлениюсудном.Рулевые машины бывают:А) ручные 12-16 кг на одного человекаБ) электрическиеВ) электрогидравлические . б и в на крупнотоннажных судахИзвлечение из требований Правил Регистра СССР к рулевому устройству. 1. Основной и запасной рулевые приводы должны воздействовать на баллер независимо один от другого. 2. Время перехода с основного привода на запасной не более 2 мин. 3. Основной рулевой привод должен обеспечить перекладку пера руля при максимальной скорости передного хода с 35 гр. одного борта на 30 гр. другого борта за время, не превышающее 28 сек. 4. Запасной рулевой привод должен обеспечить перекладку руля при скорости не менее 7 узлов с 20 градусов одного борта до 20 градусов другого борта за время, не превышающее 60 сек. 5. Аварийный рулевой привод должен обеспечивать перекладку пера руля при скорости переднего хода не менее 4 узлов.Спасательные средства.Спасательное устройство представляет собой комплекс средств,предназначенных для спасения пассажиров и экипажа в аварийной ситуации.В состав спасательного устройства входят:спасательные шлюпки, спасательные плоты, плавучие приборы и спасательныесредства индивидуального пользования.Элементы шлюпочного устройства.Шлюпки по назначению делятся на спасательные, рабочие и специальные.Спасательные шлюпки служат только для спасения людей. Они обладаютхорошими мореходными качествами и способны оставаться на плаву даже послезаливания их водой.Такая плавучесть обеспечивается воздушными ящиками.Рабочие шлюпки используют для выполнения различных работ по сдуну исообщения с берегом и другими судами.Специальные шлюпки – грузовые, буксирные, водолазные, зверобойные ипромерные.По материалу постройки различают:Деревянные, стальные, шлюпки из легких сплавов.По конструкции открытые и закрытые.По роду движителя: винтовые (с качалками или с двигателем).Спасательные шлюпки несут на борту вес комплекс снабжения, регламентируемыйПравилами Регистра СССР. 1. По одному плав.веслу на каждую банку с уключиной, два запасных плав.весла и одно плавучее рулевое весло. Полтора комплекта уключин, один опорный крюк. 2. Две донные пробки, два ведра и один черпак. 3. Два топора. 4. Один шлюпочный фонарь с масляной горючей смесью на горение не менее 12 часов. 5. Один магнитный компас. 6. Спасательный леер диаметром не менее 12 мм. 7. Две коробки зажигающихся на ветру спичек в водонепроницаемой упаковке. 8. Один плавучий якорь с дректовом длиной, равной трем длинам шлюпки. 9. Два фапиля диаметром 14 мм. 10. Один сосуд на 4,5 л растительного масла. 11. Не менее 5000 ккал на человека НЗ. 12. По 3 л воды и один градуированный сосуд. 13. 4 парашютные ракеты ярко-красного цвета, 6 фальшвееров ярко-красного цвета. 14. Две плавучие дымовые шашки, дающие густой оранжевый дым. 15. Аптечка первой помощи. 16. Один водонепроницаемый эл.фонарь. 17. Одно сигнальное зеркало (гелиограф). 18. Один специальный складной нож. 19. Два бросательных конца длиной не менее 25 м. 20. Один ручной осушительный насос. 21. Один сигнальный свисток. 22. Комплект рыболовных принадлежностей. 23. Одно закрытие оранжевого цвета. 24. Один экземпляр спасательных сигналов. 25. Инструкция по сохранению жизни на спасательной шлюпке.Шлюпбалки необходимы для вываливания шлюпки за борт во время ее спуска изаваливания на борт при подъеме.Поворотные шлюпбалки применяют только для обслуживания рабочих шлюпок.Заваливающие шлюпбалки обслуживают как спасательные так и рабочие , массакоторых не превышает 2400 кг.Гравитационные шлюпбалки скатываются под действием силы тяжести понаправляющим и выносят шлюпки за борт. 1. Топрик 2. Шлюп-тали 3. Бакштаг 4. Стандерс 5. Стрела шлюпбалкиЗаваливающаяся шлюпбалка 1. Стрела шлюпбалки 2. Стяжка 3. Направляющий ролик 4. Станина 5. Укосина 6. БашмакШлюпбалка граивтационная: 1. Поручень 2. Лопарь 3. Стрела шлюпбалки 4. Блок направляющий 5. Стопор 6. Ступеньки скоб-трапа 7. Станина 8. Упор килевой 9. Найтов 10. Упор бортовой 11. Блок шлюпталей 12. Проушина для шлюпочного гака 13. Полоз 14. ТоприкШлюпочная лебедка. Осуществляет спуск и подъем шлюпки. Барабан лебедкиребордой разделен на две части. Лопари шлюп-талей навиваются каждый на своюполовину.Лебедки бывают ручные, электрические с запаянным ручным приводом.Спасательные плоты делятся на жесткие и надувные.Жесткие плоты – металлические, стальные или алюминиевые.Металлические плоты имеют камеру плавучести в виде замкнутой трубыкруглого сечения, разделенную переборками на ряд отсеков. Для сохраненияплавучести при повреждении корпуса отсеки заполняют поропластом. Внутриплота встроено двойное водонепроницаемое днище, где хранится НЗ.На специальных дугах крепится тент со сборником дождевой воды. Повнутреннему и наружному контуру плота проходит спасательный леер.Плот имеет штормтрапы, фалинь, обухи для крепления подъемного стропа иосуществления буксировки.Пластмассовые плоты подобны металлическим и долговечнее последних, нодороже в изготовлении.Надувные спасательные плоты.Отечественной промышленностью изготовляются надувные спасательные плотыследующих типов: ПСН-6М, ПСН -10М, ПСН-20.Все плоты однокамерные, овальной формы и одинаковые по устройству.Спасательный надувной плот представляет собой надувное плавучее сооружение,основными частями которого являются камера плавучести и соединенные с неюнадувные дуги, надувное днище и банка-распорка, двойной тент.Камера плавучести разделена на две секции.Автоматическое наполнение камеры плавучести, дуг и банки производится изгазового баллона через впускной клапан, соединенный с баллоном гибкимшлангом.При сбрасывании плота на воду производится рывок за пусковой линь головкигазового баллона.При этом с помощью особого приспособления в головке баллона прорезаетсямембрана и смесь углекислого газа с небольшим количеством азота по гибкомушлангу устремляется в плот.Система наполнения плота газом позволяет за 25-30 с привести плот в рабочеесостояние.Днище и надувной настил с окаймляющей дугой наполняются воздухом с помощьюручного меха после размещения на плоту людей.Под днищем плота по обоим бортам расположены 4 водобалластных кармана,обеспечивающих устойчивость плота на волне.Карманы имеют штерты для поднятия и закрепления их к дугам при буксировкеплота.Двойной тент из прорезиненной ткани оранжевого цвета имеет два входныхотверстия, которые закрываются двойными шторками. Снаружи тента вклеена в колпаке сигнально-поисковая лампочка,питающаяся от водоналивной батарейки.Внутри тента имеется лампочка освещения плота. Вдоль длинных сторон тента имеются карманы для сбора дождевой воды,которая стекает внутрь плота по резиновым трубкам. Плот снабжается двумя спасательными леерами, наружный спасательныйлеер крепится провесами в виде петель. У входных отверстий в плот располагаются трапы. Плот снабжен фалинем.Буксирные устройства расположены против каждого входа в плот и представляютсобой металлические кольца, прикрепленные с помощью трех ремней к камереплавучести.Аварийный 3-х суточный запас пищи и воды, аптечка, рыболовныепринадлежности и другие предметы снабжения укладываются в контейнер,который крепится внутри плота. Контейнер для укладки плота состоит из двух половинок дна и крышки,соединенных с помощью двух металлических бандажей, которые легкоразъединяются от надувания плота.Плоты, установленные на судне, крепятся к палубам с помощью найтовов сручной и автоматической отдачей, осуществляемое гидростатом. Автоматическое разъединение найтова с помощью гидростата происходит вслучае погружения плота вместе с судном на глубину около 3-5 м. На контейнере для хранения плота наносят количество людей и номерплота, на плот наносят также серийный номер, номер свидетельства, датаосвидетельствования и клеймо Регистра СССР. На каждом спасательном плоту должны быть следующие предметыснабжения:1. Одно плавучее спасательное кольцо, прикрепленное к спасательному линю,длиной не менее 30 м.2. Один нож и один черпак.3. Два плавучих якоря (один запасной).4. Два плавучих весла, ремонтные принадлежности, три консервооткрывателя,ручной мех, водонепроницаемый эл.фонарь с запасной лампочкой и комплектомзапасных батарей.5. Аптечка, сигнальное зеркало, две парашютные ракеты красного цвета,рыболовные принадлежности, провизия из расчета 2500 ккал на одногочеловека, по 1,5 л воды, по 6 таблеток от морской болезни, инструкция посохранению жизни, один экземпляр таблицы спасательных сигналов.Спасательные круги для морских судов изготовляют замкнутого типа изпенонаприта или пенопласта.С наружной стороны круг снабжается плавучим спасательным леером,закрепленным по периметру в четырех местах. Если круг снабжается спасательным линем, то его длина должна быть неменее 27,5 м.Поверхность круга окрашивается ярко-оранжевой краской, на ней чернойкраской наносится название судна и пор приписки.Половина судовых спасательных кругов снабжаются самозажигающимися огнями,которыеКрепятся к ним линями длиной 1,5 м. Самозажигающиеся огни должны иметь продолжительность горения не менее 10часов.Спасательный жилет состоит из 6 элементов, изготовленных из пенонаприта:двух нагрудных, двух подголовных и двух поясных.Элементы плавучести обшиты и соединены тканью оранжевого цвета.Конструкция жилетов обеспечивает положение человека в воде под углом 45градусов к поверхности лицом вверх. Жилет снабжен свистком и лампочкой, время горения не менее 10 часов,дальность видимости около 2-х миль.Извлечение из Требований Правил Регистра СССР.Шлюпбалки должны обеспечить безопасный спуск спасательных шлюпок при крене15 гр. на любой борт и дифференте до 10 гр.Двигатель моторной шлюпки должен запускаться в течение 1 мин, запастоплива не менее24 ч. работы.Надувной плот должен быть в полной готовности после рывка за пусковой линьчерез 60 сек.Спасательные плоты должны обеспечить нахождение на плаву в течение 30суток.Правила техники безопасности со спасательными средствами.1. Спуск шлюпок и плотов на воду надлежит производить только с разрешениякапитана или ст.помощника капитана.2. Контроль за соблюдением правил ТБ при спуске, подъеме, а такжеуправления спасательными средствами возлагается на командира каждогоспасательного средства.3. Перед спуском необходимо убедиться, что отверстия в днище закрытыпробками.4. Все лица, находящиеся в спасательных средствах, должны быть вспасательных жилетах.5. В шлюпке запрещается стоять, сидеть на бортах и транцевой доске, ходитьпо банкам, держать руки на планшире, перемещаться без команды.6. В случае падения человека за борт следует немедленно сброситьспасательный круг, оборудованный линем и светящимся буйком.7. Запрещается использовать спасательные шлюпки и другие спасательныесредства не по назначению.СУДОВЫЕ СИСТЕМЫ.Трюмные системы.1. Осушительная система. В период эксплуатации судна по различным причинам(отпотевание, просачивание через неплотности, разморозка трюмов)скапливается вода, которую называют трюмной, а также вода, попавшая врезультате аварии. Осушительная система предназначена для повседневного удаления воды,скапливающейся в нижних частях корпуса судна при нормальных условияхэксплуатации. Она состоит из всасывающего трубопровода – приемника и отливноготрубопровода.Приемники имеют защитные сетки. В качестве осушительных насосов на судах применяются центробежныесамовсасывающие или поршневые насосы производительностью до 400 куб.м. Осушительный трубопровод изготовляют из стальных цельнонатянутых труб.Диаметр труд определяют в зависимости от главных размерений судна и длиныосушаемого отсека. Осушительный трубопровод выводят из каждого отсека к клапаннымкоробкам, которые установлены в МКО и соединены с осушительным насосом,откачивающим воду через отливной трубопровод за борт.Балластная система.Предназначена для приема водяного балласта в цистерны (отсеки) ипоследующей перекачкии удалении за борт. Принимают балластную воду в цистерны, расположенные ниже ватерлинии,самотеком через днищевые и бортовые кингстоны, либо с помощью балластныхнасосов. Балласт принимается для получения заданной осадки, обеспечивающейнадлежащие мореходные качества судна. В балластных системах используют центробежные или поршневые насосыпроизводительностью 100-400 куб.м/г.Противопожарные системы.Различают горючие материалы (топливо, краски, дерево, изоляция и др.), онипредставляют опасность , т.к. являются источниками возникновения пожара иего распространения по судну.Противопожарными называют группу судовых систем, предназначенных для подачиогнеопасных веществ к очагу пожара или для обеспечения профилактическихпротивопожарных мероприятий. Водяная система состоит из пожарных рожков, магистральныйтрубопровод, пожарный насос, шланги 10-20 м с ручными стволами. В качестве пожарных насосов используют центробежные насосы. Минимальная производительность каждого насоса должна быть достаточнойдля обеспечения одновременной работы двух стволов.Вода – наиболее распространенное дешевое и эффективное огнегасительноевещество.При испарении 1 кг воды образуются 1700 л пара, что способствует сокращениюпроцентного содержания кислорода в воздухе, и следовательно, прекращениюгорения. Наряду с указанными положительными свойствами способ гашения водойимеет ряд недостатков. Вода электропроводна. При взаимодействии воды с натрием, калием и кальцием происходитреакция, сопровождающаяся выделением тепла и водорода. Водород с кислородом воздуха образует взрывоопасную смесь.Попадая на негашеную известь, вода способствует повышению ее температуры до800 градусов. Прилитие большого количества воды в корпус судна создает опасность егоопрокидывания.Водотушение на судах рассчитано на возможность подачи воды не менее чем изтрех стволов, или не более 15% от общего количества пожарных рожков. Все пожарные рожки должны быть пронумерованы, а места их расположенияосвещены. Нумерация должна производиться от носа к корме, снизу вверх.Расположение пожарных рожков позволяет легко и быстро присоединить к ниммажорные рукава и обеспечить подачу двух струй воды от двух рожков в любуючасть помещения.Длинна рукава на палубе 20 (м) в помещении 10(м).Система пенотушенияПена применяется для тушения горящего топлива, жидких, твердых игазообразных веществ.Обладая небольшой плотностью, пена быстро расплывается по поверхностигорящего вещества, в результате чего доступ к нему кислорода прекратится, аследовательно горение прекратится.Воздушномехоническая пена представляет собой смесь воздухапенообразователем и водой. Ее изготавливают в специальных устройствах путеминтенсивного перемешивания воздуха с эмульсией ( под эмульсией применяетсясмесь воды с пенообразователем ).Состав воздушно-металлической пены 90% воздуха, 9,6% воды и 0,4%пенообразователем.Аппаратура для получения воздушно-механической пены делится на две группы:с внешним и внутренним пенообразователем1. Резервуар воды + ПО2. Баллон со сжатым воздухом3. Трубопровод подачи сжатого воздуха для вытеснения жидкости4. Трубопровод сжатого воздуха для получения пенообразования5. Гибкий шланг6. СтволХимическая пена, получается из пенопорошка в результате химической реакции,представляет собой систему пузырьков, заполненных углекислым газом.Химическая иена под действием высокой температуры разрушается из полученныхпузырьков выделяется негорячий углекислый газ, который обволакивает горящуюповерхность, уменьшает доступ к ней кислорода воздуха.Химическая пена вырабатывается при помощи пеногенераторов.Все пеногенераторы действуют по одному принципу – засасывает порошок засчет разряжения при движении воды через пеногенераторы.Система паротушенияДля тушения применяется насыщенный пар от главных или вспомогательныхкотлов.Давление пара в системах паротушения должно быть 5-8 кг/см 2Попадание в зону горения, пар разбавляет окружающий воздух, понижаетпроцентное содержание в нем кислорода. Наличие пара вокруг очага горениязатрудняет доступ к нему кислорода что также способствует прекращениюгорения.Углекислотное тушениеПри тушении пожаров углекислый газ, попадая в очаг горения, «разбавляет»кислород и понижает его процентное содержание в воздухе. Благодаря свейплоскости ( большей чем воздуха ) он обволакивает очаг горения, и охлаждаетгорящее вещество.Система углекислого тушения подает жидкую углекислоту из баллонов вгрузовые трюмы МНО и плодовые волнения легковоспломиняющих материалов длятушения пожаров путем заполнения этих помещений газообразной углекислотой.В жидком состоянии углекислоту храня в стальных баллонах емкостью по 40л(25кг углекислоты) , которые группирует в батарее по 10-12 шт.Баллоны сообщаются с коллектором (распределителем ), откуда в каждоеохраняемое помещение идет независимый трубопровод.Система СЖ-Б – одна из наиболее эффективных противопожарных средств.( система жидкостная бромэтиловая ) Предназначена для подачиогнегосительной жидкости в грузовые трюмы, МНО и др. помещения для тушенияпожара путем заполнения этих помещений порами жидкости.В СЖ-Б в качестве огнегосительной жидкости используется смесь обромистогоэтила 73% и тетрафтордиброметана.Расчетная норма расхода жидкость в системе СЖБ-215ч на каждые 1м3 объемапомещения. Система состоит из баллона огнегасительной жидкостью,находящейся в нем под давлением 2кг/см2 и трубопроводов, идущих в каждоеохраняемое помищение.Жидкость подается по трубопроводам с помощи сжатого воздуха.Система пожарной сигнализацииСуда, обнаруженные сигнализацией обнаружения пожара и оповещения, имеетцентральный пожарный пост (ЦПП), на которой сосредоточены приемные станциисигнализации оповещения.Существуют электрические и дымовые системы автоматической сигнализацииобнаружения.Эл. система состоит из датчиков-извещений, которые автоматическисигнализируют в рулевую рубку или в специальный пожарный пост о появлениядыма, повышение температуры или появления огня в контролирующем положении. Тема №4 Основы морской практикиТросы – это изделия скрученные или сплетенные из растительных исинтетических волокон или свитые из стальных проволок.В зависимости от материала, из которого изготовлены тросы, их разделяют нарастительные, синтетические, стальные и комбинированные. Растительные тросы изготовляют из растений ( волокон листьев и стеблей ).Из волокон растений слева вверх направо сливают нить, называемыекаболками.Из нескольких каболок вьет справка вверх на лево пряди.Пряди свивают слева вверх направо получаем трое тросовой работы прямогоспуска.Обратная свивка дает трое тросовой работы обратного спуска .Канаты кабельтовый работы изготовляют из канатов тросовой работы путемобратной их свивкиПеньковые канаты изготовляют из высококачественной пеньки ( обработанныхволокном конопли). Выпускаются промышленностью бельными и смоляные.Пеньковые бельные канаты имеют светло-серый, а смольные – светло-коричневыйцвет.Эластичность без нарушения крености составляет 8-10%.Смоленные канаты бывают практически в работе при низких температурах,меньше подвержены к гниению , но прочность их на 10% меньше белых, а масса– на 16-18% больше.Пеньковые канаты применяются для оснастки такелажа, швартов, проводников,стропов.Мокрые пеньковые канаты указывается на 8-12% и теряют в прочности до 20% посравнению с сухими.Сизальские канаты изготовляют из волокон листьев тропиче скогорастения – АЧАВЫ.Выпускается промышленностью не смолеными трехрядными с размером поокружности от 20 до 350 мм трех групп: Специальные, повышенные инормальные.В канаты специальной группы вводятся две, а повышенной - одна цветнаякаболка. Сизальские канаты имеют светло-желтый цвет, по крепости онипримерно равны пеньковым бельным, но несколько легче их и меньшеподвержены гниению. Удлиняются без потери прочности на 15-20%.Маленькие канаты изготовляют из волокон дико растущего тропического банана– АБАКА.Имеют золотисто-коричневый цвет, самые прочные и эластичные из всехрастительных канатов. Не тонут в воде, мало подвижны гниению, удлиняютсябез потери прочности на 20-25%.Синтетические канаты изготовляют из искусственных волокон химическихвеществ, образующих пластмассы – капрона, нейлона, полиэтилена,полипропилена.Капроновый канат имеет шелковиста-белый цвет. При равной прочности онилегче пеньковых в 5 раз, а стелькам в 2 раза.Удлиненность не теряя прочность до 40%.Нейлоновые канаты по внешнему виду напоминают шелк, хорошо окрашивается, взависимости от окрашенных имеют разные оттенки. По прочности и эластичностиравноценны капроновым.Полипропиленовые канаты по прочности равнозначны лавсановым, нозначительно легче их, не тонут и не намокают в воде.Синтетические канаты имеют ряд существенных эксплутационных недостатков:1) При длительном воздействии солнечных лучей теряют прочность до 30%, а отдолгого пребывания в воде – до 15%.2) Портятся при соприкосновением с оливой, мазутом, сомрой и минеральнымивеществами.3) При работе с большим трением оплавляется , сильно электролезуется имогут вызывать искрообразование.Наибольшее применение синтетические канаты имеют в качестве швартовов,буксиров, дм сигнальных фалов и шнуров.Стальные канаты изготовляют из высококачественной стальной проволокипокрытой алюминием или оцинковкой.По конструкции стальные канаты подразделяются:Одинарной свивки ( спиральные ) свитые из отдельных проволок в несколькослоев.Двойной свивки – состоящие из прядей, пряди из каболок.Тройной свивки – Состоящие из свитых канатов двойной свивки ( стрендей ).Стальные тросы могут иметь правое Z или левое S направление свивки.Наибольшее распространение получили шестипрядные стальные тросы двойнойсвивки с ограничением сердечником ( растительные волокна, пропитанные антикорзинной смазкой.Стальные тросы в 6 раз прочнее пеньковых и 2,5 раза синтетических такой жетолщины. Растительные и синтетические тросы измеряют по их окружности.Стальные тросы измеряют по их диаметру.Комбинированные тросы ( Геркулес ) – стальные четырех-шестипрядные канатыс ограничением сердечником.Его пряди оплетении капроновой, сизальсной или пеньковой пряди.Крепость канат характеризуется разрывной нагрузкой ( минимальная массагруза, при котором данный канат разрывается ).Допускаемая нагрузка – максимальная масса груза, при которой трое работаетположительный срок без потери прочности.Разрывные усиления Rк=K*d - дм стальных канатов Rn=K*C - дм раст. ИсинтетическихГде К – коэффициент прочности d - диаметр каната С - окружность канатаДопустимая нагрузка ……..Где n – коэффициент запаса прочностиПри ращетах значения коэффициента прочности берут:1) Для растительных тросов n=6 при работе с людьми n=122) Для стальных тросов n=5,0 для работы с людьми n=12,03) Для синтетических n=6 – 9Если ………………………………………….……………………………………………………………………………………………Такелажные цепи используют из стальных сварных овальных звеньев безконтрфорсов толщиной 6-16мм.Применяют на судах для оснастки бортовых лееров, штуртросовых цепей,механических талей, цепных стопоров и т.д. .Новая такелажная цепь в течении некоторого времени за счет притираниязвеньев удлинения на 3-4%.Цепь звеньев которой стерлись на 10% по сравнению с первоначальнымдиаметром, считается негодной.К предметам такелажного оборудования корабля в морской практике относят:гаки, скобы, талрепа, блоки, коуши, обухи, рымы, утки, нагели.Гаки – новые или штампованные стальные крюки, применяемые в грузоподъемныхустройствах для крепления блоков талей, подъема грузов.По назначению гаки бывают:1) Простой2) Повернутый3) Храпци4) Глаголь-гонс5) Пентер-гак6) Вертлюжный7) ГрузовойЕсли маркировки на гаки нет, то допустимую нагрузку с кг ращитывают поформуле…………………..где d = толщина спинки гакаЗапрещаются использовать в работе гаки с трещинама, деформированием,сработынными более чем на 10%.Скобы служат для соединения отрезков цепей и тросов, а также для ихсоединения с различными устройствами и корпусами судна.По значению бывают: Якорные, соединительные, грузовые, такелажные.Допустимое усиление для скоб можно определить по формуле:……………………………………………………..……………………………………………………..Талрепы применяются для обтягивания и крепления тросов, такелажа, лееров идр.Допустимую нагрузку в кг-силах рассчитывает:………………………………………Обух – металлическое полукольцо на соответствующей половине, приваренной кпалубе или надстройки судна.К обухам крепятся снасти стоящего также, стопоры, топрены и др.Допустимую нагрузку на обух рассчитывают по формуле:……………………….Где К=4,2Рым – стальное круглое или овальное кольцо, продетое через продушены обуха.Допустимую нагрузку на рым ращитывают по формуле:……………………….Где d-толщина кольцаКоуши – это металлические оцинкованные. Применяют для заделки очаговстальных и растительных канатов.Блоки - это приспособления состоящих из одного или нескольких вращающих наоси шкивов с желобами шкивы смонтированы в одном корпусе, имеющим подвескув виде гака, скобы или обуха.По количеству шкивов подразделяются на одно-, двух-, трех-, четырех-, ит.д.По материалу изготовления :Металлические, деревянные, пластиковые.Во избежании преждевременного износа и порчи установлено минимальносоотношения диаметра шкива Д к диаметру каната d.Для металлических блоков…………………..для деревянных и пластиковых блоков с растительными и капроновыми канатами:………………………….Для металлических блоков с такелажными цепями ……………………….Гордень - простейшее устройство, применяемое на судах для подъема грузов.Состоит гордень из троса продетого в одношкивный блок, который закрепленпередвижно. Конец троса , к которому крепится гак или другое приспособление дляподъема груза, называется коренным концом.Конец троса, к которому прилагается усилие для подема груза, называетсяходовым концом.Тали – грузоподъемное устройство, состоящее из двух блоков, неподвижного иподвижного и основного в шкивах троса.Конец троса прикрепленный к блоку называется коренным концом.Конец троса идущий на лебедку или обтягиваемый в ручную,- ходовым.Тали дают выигрыш в силе за вычетом потерь на трение клифов и изгибы тросаза счет проигрыша в пройденном пути.Тали бывают простые и механические.При подъеме при помощи талей масса груза распределяется поровну на всеветви лопаря.Для подъема груза к ходовому концу достаточно приложить силу, в n разменьшую массе поднимаемого груза, т.е.…………………………………..где n – число нагрузочных ветвей лопаря .Иногда применяют оснастку, при которой ходовой конец лопаря сходит сподвижного блока,в этом случае ходовой конец необходимо учитывать наравне с другими ветвямилопаря, поэтому выигрыш будет равен общему числу шкивов + единица т.е.…………….Небольшие тали, основанные между блоками с одинаковым членом шкивов изаведение какую либо снасть для ее обтягивания, называется гинцами.При числе шкивов более трех в каждом блоке такие тали называется чинями.Гини применяются для подъемов тяжелых грузов.Основание талей т.е. заводка торса в систему блоков, производится обычнопри разложении на щеку блоков, гаки или скобы при этом располагают наружу.Применение на судах механические тали называют дифференцируемыми.Дифференцируемые тали представляют собой устройство состоящее из двухшлифов разного диаметра, жестко соединенных между собой и помещенных вобойме неподвижного двух шкивного блока и одного подвижного одношкивногоблока.Бесконечная рабочая цепь охватывает последовательно малый шкив неподвижногоблока и большой шкив неподвижного блока.При обычном соотношении диаметров шкивов неподвижного блока, равным 7:8получается 16-и кратный выигрыш в силе.Если соотношение равно 11:12 то выигрыш в силе получается 24-кратным.Рангоут и такелаж морского суднаРангоут – это металлические и деревянные конструкции несущие на себегрузоподъемное устройство и обеспечение огней , государственного флага иантенн. На промысловых судах к рангоуту относятся грузовые мачты, стрелы,сигнальные мачты,гюйс-шток, гафель.Грузовые мачты судов несут на себе грузовые стрелы или другиегрузоподъемные устройства и одновременно могут выполнять все функции мачт.Первая от нас называется фок-мачтаВторая мачта от носа называется грот-мачтой.В общем случае мачта представляет стальную трубчатую цилиндрическую иликоническую конструкцию.Верхний конец мачты называют топом, нижний – шпором.По конструкции грузовые мачты разделяются на одиночные, П-образные, Л-образные и трехногие.Рей – металлическая или деревянная часть рангоута, которая крепятся кмачтам.Если на мачте не один рей, то нижний рей на фок-мачте называется фок-рей,на грот матче - грот-рей.Верхний рей на фок-мачте называется – фор-марса-рей , на гроте – грот-марса-рей.Гафель – располагается на грот-мачте ниже грот-рея под углом (если на мачтеимеется грот-рей). Нижняя часть гафеля наз. пяткой, верхняя – ноком.В нок гофрили врезан шкив для прохода фала.Флагшток – металлический или деревянный шток, установленный на корме судна,который предназначен для деления государственного флага СССР.Гюйс-шток - устанавливают в носовой части судна, служат он