Перейти на главную страницу
Глобализация, интенсивно развернувшаяся в последние четыре десятилетия, – как бы не определять ее сущность, направленность, текущие и перспективные итоги – есть некий порядок современных отношений в мире. Всякий же порядок предполагает организацию и невозможен помимо нее. Политико-организационный тип нынешней системы международных и межгосударственных отношений уместно характеризовать как протоавторитарный (при доминировании Запада, а в нем – США), но закамуфлированный под олигархический (“большая восьмерка”).
По справедливому замечанию Н.А. Косолапова, “долговременным интересам РФ и целям ее развития более всего отвечала бы плавная эволюция современной системы международных и межгосударственных отношений в направлении демократизации”, разворот к более полному учету интересов “среднего” слоя государств, занимающих в социально-экономической иерархии примерно 20–70 места1. Важным регионом, оперирование в котором может приблизить подобную эволюцию, является Центральная Азия, где позиции Российской Федерации не только остаются прочными, но и укрепляются.
Ключевым моментом характеристики ситуации в Центральной Азии и вокруг нее является констатация своего рода “повторного” освоения пространственных ресурсов южных и юго-восточных регионов российского “подбрюшья” – от Кавказа до Алтая. Освоение происходит на новом технологическом уровне и при новом соотношении возможностей участвующих в нем государств. Фактически впервые с конца XIX в. здесь развернулась столь острая конкуренция: за влияние с Россией борются Китай, США, страны Евросоюза, а также (в меньшей мере) внерегиональные исламские государства.
Учитывая наибольшую чувствительность российского политикоформирующего сообщества к проникновению Соединенных Штатов и, шире, Запада в зоны традиционных российских интересов, необходимо максимально трезво оценить мотивы наших атлантических партнеров – чтобы вести дальнейшее взаимодействие в регионе, минимизируя ущерб для отношений с США, НАТО и ЕС.
Рост американского военного присутствия в Центральной Азии обычно обосновывается задачами противостояния международному терроризму, а также заинтересованностью Вашингтона в создании стабильной региональной среды для развития международного сотрудничества в разработке энергоресурсов Каспия. Очевидно, что “каспийская” аргументация существенно менее убедительна, нежели “террористическая”. Последняя акцентирует внимание на американском присутствии в Афганистане и Ираке, а также на том или ином сценарии воздействия на Иран. Соответственно, расширение американского присутствия в Центральной Азии и повышение качества такового присутствия являются если и не в полной мере оправданными, то, по крайней мере, понятными.
Что же касается “каспийской” аргументации, то по мере углубления сотрудничества России, Туркмении, Казахстана и Узбекистана в сооружении Прикаспийского газопровода ее заявленные тезисы будут терять всякую предметность. Но более важно другое обстоятельство. Трудно не видеть, что опорные пункты США в Киргизии и, до самого недавнего времени, в Узбекистане расположены ближе к Китаю и Пакистану, чем к Каспийскому региону. Логично предположить, что США ищут оптимальный формат будущего контура силовой инфраструктуры, способной соответствовать интересам воздействия на Китай. В этой связи вполне логичными представляются усилия КНР, направленные на институциализацию своего взаимодействия с Россией и странами региона в рамках ШОС.
Для Центральной Азии представляется верной гипотеза А.Д. Богатурова о том, что в современных условиях масштабные энергопроекты провоцируют и будут провоцировать международные конфликты, чью географическую конфигурацию будет сложно прогнозировать в отрыве от анализа политических рисков вдоль маршрутов пролегания трубопроводов. Не исключено, что газо- и нефтетрубопроводы в нынешнем веке воспримут весьма двусмысленную (экономически прогрессивную и военно-политически провоцирующую) роль, которую в международных отношениях ХIХ и ХХ веков играли железные дороги2.
Не следует забывать, что американские базы в Центральной Азии и Афганистане отстоят от нефтяных и газовых ресурсов Каспия не многим дальше, чем от российских месторождений Тюмени и Ханты-Мансийского округа. Очевидно, что энергетические интересы при различных сценариях могут толкать к противостоянию, а могут и к сотрудничеству между Россией и США. Соответственно, одним из ключевых направлений внешнеполитического планирования должно быть выявление возможностей повышения надежности и эффективности работы энерготопливного комплекса с точки зрения оптимизации международно-политических условий его функционирования.
С учетом очевидного российского доминирования в решении энерготранспортных проблем центральноазиатских государств, “китайский” мотив активности США представляется более существенным для Вашингтона, чем энергетический. Однако это не означает снижения остроты конкуренции за трубопроводы и ареалы, по которым они будут проходить. Нестабильность вдоль границ России в значительной степени связана с расчетами ряда внерегиональных государств и ТНК приобрести права преимущественного доступа к новым месторождениям нефти и газа (прежде всего в зоне Каспия) и регионам, через которые пролегают пути их транспортировки на запад (Украина, государства Закавказья) и на восток (Центральная Азия).
“Террористическая” составляющая ситуации наиболее тесно сплетается с энергетической в политике ряда государств Залива, прежде всего Королевства Саудовская Аравия. Жизненные интересы соответствующих деспотий включают сохранение за собой близкого к монопольному положения на мировом энергетическом рынке. Даже после очевидной агрессии против США 11 сентября 2001 г. симбиоз ваххабитского духовенства и династии Саудидов сохранил не только полный контроль над нефтяными полями северо-восточной Аравии, но и способность к ведению самостоятельной игры на международной арене. В частности, во многом благодаря специфической активности саудовской агентуры влияния разрушительная энергия нынешней администрации США направлена не на Саудовскую Аравию, Катар, ОАЭ, а на Ирак и Иран. Подогревается нестабильность и в Центральной Азии, чему примером были относительно недавние события в Андижане. Хранители двух святынь и сотен нефтяных полей заинтересованы в том, чтобы их потенциальные и актуальные конкуренты на мировом рынке нефти были погружены в междоусобицы или, что еще лучше, подверглись сокрушительному воздействию из-за океана. Осуществляя своего рода трансферт террористических кадров и подпитывая по всему миру исламистскую инфраструктуру, элиты западного и южного побережий Персидского залива решают и сугубо внутреннюю проблему – выталкивая за рубеж наиболее активную и потому опасную для правящих режимов часть молодежи.
При всем многообразии вопросов, требующих обсуждения с американскими и, в целом, западными партнерами по поводу международно-политических условий энергетического сотрудничества, важнейшим должен стать вопрос о “деисламизации” нефтяных денег, которые фактически, так или иначе, оказались питательной средой транснационального терроризма последнего десятилетия. Мир должен извлечь не только экономические, но и политические уроки из того факта, что бóльшая часть нефтяных денег последних десятилетий – деньги исламские. Это несет в себе угрозы, смысл которых и российская, и американская элиты только начинают постигать. Стоит задуматься над пугающей перспективой смычки исламских нефтяных денег с исламскими наркотическими деньгами. Анализ ситуации в Афганистане, Пакистане и Центральной Азии убеждает в реальности подобной смычки и ее потенциальных катастрофических последствий для международной безопасности. “Наркоденьги” стремятся установить контроль над слабыми “исламскими” государствами Центральной Азии подобно тому, как нефтяные деньги в свое время помогли поставить под контроль талибов Афганистан.
Сама по себе слабость этих государств порождает нестабильность в регионе. Не только потому, что сами они в ряде случаев не могут обеспечить себе стабильное развитие, законную и плавную смену руководства, но и потому, что существует большой разрыв во взглядах между Российской Федерацией, с одной стороны, и западными государствами, с другой, относительно того, каким способом лучше стабилизировать ситуацию в поясе этих государств.
Проблема многих постсоветских государств заключается в том, что в них воспроизводится “классический советский застой”. Если он сочетается с экономическими успехами (Казахстан, Белоруссия), то ситуацией удается управлять. Если успехов нет или их недостаточно, то потенциал социального взрыва остается высоким (Узбекистан, Киргизия, Таджикистан). Представляется настоятельно необходимым продолжать разъяснять американским и европейским партнерам России, что “революция”, которая может издалека показаться демократической, а на самом деле затевается наркодилерами Ферганы или операторами исламистской террористической сети, такая “революция” гораздо хуже смены власти “по Алиеву”. Для Центральной Азии путь реформ сверху представляется предпочтительнее тотальной демократизации в форме насильственной интервенции, экспортированной или инспирированной революции. Двигаясь по этому пути, государства региона будут способствовать формированию устойчиво благоприятных условий для осуществления энергетических стратегий ведущих государств мира. Нашим партнерам придется признать, что Россия лучше понимает регион, в котором демократизация контрпродуктивна без упреждающей экономической и социальной модернизации. Демократизация здесь может стать частью модернизации, но никак не предшествовать ей. Остается надеяться, что опыт, полученный Соединенными Штатами в Афганистане и Ираке, будет способствовать лучшему пониманию позиции России.
Экономическая и политическая стагнация потенциально наиболее мощного государства Центральной Азии – Узбекистана – опасна на только для региона. Если это многонациональное государство развалится, процессы политической деструкции Центральной Азии и ее всесторонней ретрадиционализации вряд ли удастся остановить даже совместными усилиями всех заинтересованных держав. Рядом находятся Таджикистан и Киргизия с их неустойчивой государственностью. Пребывает в перманентно предвоенном состоянии Афганистан. Стабильное существование Туркмении в огромной степени зависит от качества прагматизма нового руководства этой страны, от того, насколько ему удастся сочетать очевидную необходимость перемен с объективными и субъективными ограничениями реальной ситуации. Россия менее всего заинтересована в дестабилизации Туркмении, так как это повлечет за собой острейшую борьбу за “туркменское наследство”, последствия которой окажутся негативное воздействие на и без того не слишком благоприятную ситуацию в наших отношениях с партнерами как на Западе, так и на Юге.
Относительно устойчива ситуация лишь в Казахстане, чьи темпы экономического роста не оставляют желать лучшего. Руководство этой страны достаточно успешно преодолело определенные проблемы, возникшие в связи с тем, что оно вознамерилось пересмотреть целый ряд заключенных в прошлом фактически кабальных контрактов о продаже и аренде недр. Но в случае обвального развития событий в регионе это громадное государство не сможет избежать потрясений.
Вместе с тем, новейшая история Центральной Азии может быть интерпретирована и как образец удивительной политической устойчивости. В отличие от Закавказья здесь нет непризнанных государств или вышедших из-под контроля территорий. Нет и мощных сепаратистских движений, несущих угрозу распада государств, хотя в принципе сепаратизм имеет место. В целом, ключевую роль играет местная политическая культура, для которой характерны больший респект к власти, относительно слабо выраженный индивидуализм, традиционно сложившаяся иерархия различных институтов, создающая значительные возможности для осуществления контроля.
Еще одной важной характеристикой региона, свидетельствующей о его общей устойчивости, является отсутствие так называемых несостоявшихся государств. Более того, именно в Центральной Азии мы стали свидетелями того, как разрушенное в ходе гражданской войны государство постепенно, шаг за шагом осуществляет нормализацию экономической и социальной жизни. Таджикистан дал пример модели национального примирения. Политическая модель урегулирования конфликта, разработанная и реализованная здесь, представляет особую ценность. Она демонстрирует не только технику урегулирования – отдельные шаги и стадии, динамику переговоров, последовательность рассматриваемых вопросов, – но пример интеграции части оппозиции, включая исламистов, в административные органы, возможности политического сосуществования с инакомыслящими (хотя на практике эта модель выглядит не идеальной).
Одним из важных “внутренних” факторов, определяющих среднесрочные перспективы развития региона, является завершение “кадрового цикла” – наступление предельных сроков нахождения у власти местных руководителей. Почти все они стоят у руля своих государств с момента получения независимости, а некоторые начали выполнять руководящие функции еще при СССР. Наряду с “демократической” легитимацией использовалась и сугубо традиционная (С.Ниязов – Туркменбаши, И.Каримов – Юртбаши, А.Акаев – Коган киргизов). Как отмечает М.А. Хрусталев, обращаясь к традиционному варианту легитимации, они претендовали на роль “вождей”, несменяемых обладателей всей полноты власти и “отцов-основателей” этнической государственности, что в сущности представляет собой политическую мифологему3. Но сколько бы президенты ни продлевали свои полномочия, наступает момент, когда им нужно думать о преемнике. Дело не только в том, что бесконечные референдумы и покушения на конституцию в конечном итоге подрывают легитимность режима, но и в естественном старении даже наиболее мощной генерации лидеров, проведших свои государства через самые тяжелые испытания 1990-х гг.
Центральноазиатские государства входят в ОБСЕ, и к их режимам Запад предъявляет требования, отличные от тех, с которыми он обычно подходит к своим традиционным союзникам из бывшего “развивающегося” мира. С одной стороны, различия в подходах и выдвигаемых требованиях в отношении демократизации не могут не свидетельствовать о двойных стандартах (у многих западных лидеров всегда находятся претензии к руководителям расположенных здесь государств, в то время как в адрес саудовского, кувейтского или пакистанского режимов упреки в недемократичности крайне редки). С другой стороны, высокая планка требований в отношении Центральной Азии – свидетельство того, что местные режимы и государства не воспринимаются как периферийные и архаичные. Они действительно принципиально отличаются от тех, что расположены дальше к Востоку. Стремясь избежать открытой конфронтации с Западом, лидеры центральноазиатских государств прибегают к достаточно разнообразной политической мимикрии. Исключение до последнего времени представляла только Туркмения.
В Центральной Азии по-прежнему большую роль играют факторы, затрудняющие межгосударственное взаимодействие. “Внутренний срез” центральноазиатских отношений показывает различные уровни доверия между государствами. Причины сохраняющейся конфликтности связаны с неурегулированностью отдельных участков границ, использованием водных и энергетических ресурсов, а также территориальными претензиями и этническими противоречиями. Эпицентр конфликтности традиционно расположен в Ферганской долине, где сходятся границы Киргизии, Узбекистана и Таджикистана. В этом условном «треугольнике» и сконцентрирована большая часть внутренних споров и разногласий. В этом смысле возникающие иногда подозрения в грядущей «связке» Пакистан – Афганистан – Таджикистан – Узбекистан не имеют реальных оснований, особенно если принять во внимание рост центробежных тенденций, в том числе сложные отношения по линии Таджикистан – Узбекистан и даже заминированные участки границы между двумя государствами. После государственного переворота в Киргизии, осуществленного в конце марта 2005 г., межгосударственные отношения в регионе приобрели дополнительную напряженность. Существуют серьезнейшие препятствия для внутрирегиональных обменов, для взаимодействия разделенных этносов на территории самой Центральной Азии, не говоря уж о выходе за ее пределы.
Строго говоря, только Россия способна объединить регион (или его большую часть) реальным экономическим интересом. Наиболее выпукло это проявляется в газовой сфере. Нынешнее объединение усилий России, Казахстана, Туркмении и Узбекистана, обладающих огромными запасами газа и активно развивающих его добычу и транспортную инфраструктуру, является объективным условием создания крупного регионального газового альянса. Наличие потенциально необозримых рынков сбыта (Индия, Пакистан, Китай и т.д.) делает идею еще более привлекательной. Кроме того, прогнозируется, что до 70% увеличения спроса в балансе источников производства электроэнергии придется на газ. Проблема только в том, что и спрос, и само появление рынка газа зависит от увеличения доли в поставках сжиженного газа. Несмотря на сегодняшнюю дороговизну процессинга, за этим товаром – будущее. Заплатив сейчас (то есть начав масштабное строительство заводов по переработке газа), российские энергетические компании действительно станут диктовать цены на глобальном рынке4.
Россия имеет некоторый опыт плодотворного (в том числе неафишируемого) сотрудничества в регионе и с США, – в Таджикистане, Киргизии и Узбекистане, не говоря уже об Афганистане. Это сотрудничество на определенных этапах прерывалось – в основном из-за взаимного непонимания и подозрительности, а также опасений Китая и Ирана.
Официально Китай придерживается сдержанной, равноудаленной позиции в отношении каждого из государств Центральной Азии. Однако с 2004 г. он все более явственно демонстрирует свои нефтяные (энергетические) приоритеты в отношении Казахстана и отчасти Туркмении. Китай (как и Россия) не критикует руководство стран региона “за нарушения демократии”, ставя во главу угла развитие экономического сотрудничества и укрепление безопасности. Это вызывает определенное доверие правящих элит региона, все больше склонных рассматривать Китай и Россию как противовес Западу.
В рамках ШОС-овской проблематики между Россией и Китаем сформировались три блока вопросов, по которым есть некоторые расхождения. Во-первых, Китай считает, что приоритеты ШОС должны делиться поровну между антитеррористической и экономической деятельностью, а в перспективе экономическая стратегия может занять главное место. Россия, наоборот, настаивает на сохранении традиционной активности ШОС в сфере борьбы с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Во-вторых, Россия и Китай по-разному подходят к возможностям экономической интеграции в зоне ШОС. Так, российские представители, ссылаясь на мировой опыт, считают, что интеграция в зоне ШОС – это более отдаленная задача и в настоящее время речь может идти только об отдельных субрегиональных интеграционных проектах между двумя или тремя странами с сопоставимыми экономиками. Китайские представители, наоборот, утверждают, что создание единого интеграционного пространства в рамках стран – участниц ШОС в ближайшее время возможно и желательно. В-третьих, китайские представители неофициально заявляют (в основном на экспертном уровне) о том, что Россия чуть ли не лоббирует интересы Индии, пытаясь добиться для нее статуса наблюдателя или гостя на очередном саммите ШОС.
С активизацией ШОС, среди целей которой налаживание самостоятельной способности борьбы с терроризмом и сепаратизмом, экономического и политического сотрудничества, возникла проблема позиционирования организации по отношению к основным мировым субъектам. Безусловно, одна из функций ШОС – обеспечение регионального противовеса США. Но это не единственная и не главная ее функция. К сожалению, в российских СМИ и сознании части политикоформирующего сообщества “антиамериканская” роль ШОС гипертрофирована. Вместе с тем, основные цели ШОС параллельны или совпадают с американскими. Наиболее существенные разногласия России и США географически локализованы вне пределов Центральной Азии. В частности, не находящее понимания в Москве стремление Вашингтона максимально изолировать и ослабить Иран. (Но даже применительно к Ирану очевидно единство в подходах к исследовательским программам Тегерана, способным дать этому специфическому государству собственное ядерное оружие, что, в свою очередь, стимулирует ответное создание арабской бомбы.) Перечисленные обстоятельства требуют последовательной разъяснительной работы среди общественности заинтересованных стран, в том числе и России.
Важным обстоятельством, влияющим на прогнозирование геополитических перспектив региона, является неспособность и нежелание России нести полную ответственность за стабильность и развитие в Центральной Азии5. Поэтому Москва готова учитывать имеющиеся здесь интересы иных внерегиональных субъектов. Но, признавая их право на присутствие в регионе, Россия рассчитывает на ответное понимание ее устремлений в Ираке, странах Персидского залива, а также намерений диверсифицировать свои поставки энергии с Запада на Юг и Восток. Очевидно и то, что Россия трезво воспринимает вероятности доминирования в ШОС Китая и не желает этого. Активизация Китая в регионе, как на двустороннем уровне, так и в рамках ШОС, автоматически усиливает российско-китайскую конкуренцию за транспортные и энергетические рынки и “коридоры”.
Приходится констатировать и то обстоятельство, что Россия в большей степени заинтересована в преодолении реликтов внешнеполитического мышления, поскольку находится фактически в том же регионе, что и заряженные нестабильностью государства Центральной Азии. При неблагоприятных сценариях развертывания ситуации наша страна понесет неизмеримо большие потери, чем наши североамериканские партнеры.
Констатируя в заключение рост внешнеполитического прагматизма Российской Федерации в Центральной Азии, следует все же указать на наизжитый комплекс “старшего брата”. Время от времени Россия демонстрирует готовность идти на уступки местным правящим элитам, игнорируя естественные – исторические и географические – преимущества позиций РФ в регионе. Подобная «привязка» российской политики к конкретным элитным группам соответствующих государств особенно контрпродуктивна в условиях очевидной дедемократизации этих государств (с некоторыми оговорками в отношении Узбекистана).
Центральноазиатский регион находится в процессе сложной социально-политической трансформации, связанной со сменой политических элит, с идущим процессом ретрадиционализации и архаизации, а также с внешним воздействием процессов глобализации и демократизации. Вместе с тем, сложившиеся в регионе авторитарные режимы играют важную стабилизирующую роль; соответственно, непродуктивно трактовать их как исключительно инструменты подавления. Последовательно сокращая способность внерегиональных сил контролировать направление энергетических потоков из региона, а также проводя линию на поддержание здесь социально-политической стабильности, – необходимо усилить интенсивность как экспертно-аналитической проработки российской политики в Центральной Азии, так и самой этой политики, в соответствии с очевидной важностью региона для обеспечения коренных национально-государственных интересов РФ.
К вопросу о социально-политической ситуации в Центральной Азии
14 10 2014
1 стр.
Социально-экономический и политический строй кыргызов и их отношения с соседними народами Центральной Азии в XVIII веке
15 12 2014
5 стр.
Региональный Экологический Центр Центральной Азии начал реализацию проекта «Поддержка местных инициатив по продвижению связанных с водными ресурсами экосистемных услуг в Центрально
07 10 2014
1 стр.
В исторической науке существует стойкое заблуждение, возникшее вследствие неправильного истолкования факта дарения кольчуги самаркандским послом Танскому императору Сюань-цзуну [1]
10 10 2014
1 стр.
Центр экономических и социальных исследований при Кабинете Министров Республики Татарстан
24 09 2014
1 стр.
Резолюция Регионального координационного совета iuf, Регионального женского комитета iuf восточной Европы и Центральной Азии о ситуации на ОАО «Реемтсма-Кыргызстан»
16 12 2014
1 стр.
Цели урока: Закрепление знаний о государствах на территории Средней Азии до н э., в средневековье, современности
25 12 2014
1 стр.
Проект: 00077202 "Расширенная Европа: Содействие торговле Центральной Азии, Южного Кавказа и Западных стран снг"
17 12 2014
1 стр.