11 класс
I тур
Вопрос №1
В истории русского языка в слове губа ударение в формах ед.ч. сместилось с первого слога на второй под влиянием некоторых других слов ж.р., образующих закрытую группу и схожих со словом губа по значению и структуре. Назовите все эти слова. Что объединяет все эти слова (фонетически и семантически)?
Вопрос №2
Какие современные иностранные языки имеют собственный алфавит?
Вопрос №3
Найдите в списке исконно русские слова: бельё, блуза, ботинки, варежки, галстук, панама, цилиндр, шапка, жилет, косынка, носки, плащ, рубашка, сарафан, тулуп, шорты, шуба, юбка.
Вопрос №4
Объясните особенности употребления следующих слов: типун, тютелька, лясы, баклуши, турусы.
Вопрос №5
В каких случаях корни слов колонна, кристалл, тонна, оперетта пишутся не с удвоенной согласной? Приведите примеры (по одному для каждого корня) и дайте им объяснение.
Вопрос №6
В каких словах представлено окончание -ая?
Большая, до мая, приёмная, скучная, из сарая, включая, стая.
Вопрос №7
Даны пять существительных. Какое из них не обладает грамматическим свойством, которым обладают остальные?
Снег, сахар, кисель, огонь, дым.
Вопрос №8
От какого глагола можно образовать только одну форму действительного причастия прошедшего времени?
Одевать, наряжать, развешивать, прискакать, расколоть, прибегать.
Вопрос №9
Что общего и что различного можно отметить в грамматическом строении данных предложений?
-
Я знаю, что ты читаешь.
-
Я видел, как он уходил.
-
Я спрошу, когда мы вернемся.
Вопрос №10
В каком стиле написан текст? Определите способ и средства связи предложений в тексте.
Я ехал в Ракитное – большое полустепное село, затонувшее во ржи и сливовых садах. Мне не помнится, чтобы там стояли зимы: я унес оттуда никогда не потухающее солнце, речку, тугой перегуд шмелей в цветущей акации, запах повилики и мяты в чужих садах и огородах. И еще я унес песни. В Ракитном они не пелись, а «кричались». Их кричали гуртом на свадьбах и в хороводах, кричали в одиночку на дворах и в поле. Они были трех сортов – величальные, протяжные и страдальные. Эти выводились парнями и девками под гармошку как караул, но в моей памяти они улеглись навеки рядом со стихами Пушкина и Есенина. (К. Д. Воробьев)
II тур
Каждому участнику предлагается ряд тем, из которых он должен выбрать одну и в течение 10-15 минут подготовить устное трехминутное выступление, в котором выразить свое отношение к мысли, содержащейся в высказывании, привести аргументы «за» или «против» той мысли, которая заложена в предлагаемой теме.
-
Нельзя забывать уроки исторического прошлого.
-
Следует заботиться о стариках и инвалидах.
-
Преподавание литературы в школе необходимо.
-
Милосердие в наше время умирает.
-
Человек не должен отказываться от своего прошлого.
-
Профессионализм и высокое мастерство – это не одно и то же.
-
Самая большая ценность народа – его язык.