Перейти на главную страницу
СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
РОСТОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
П.П. Баранов, В.В. Русских
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ,
ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ
Учебное пособие
Ростов-на-Дону
Издательство СКАГС
1999
Актуальные проблемы теории правосознания, правовой культуры и правового воспитания. Учебное пособие. Ростов-на-Дону. 1999. - 80 с.
Утверждено решением кафедры теории и истории права и государства Ростовского юридического института СКАГС (протокол № 4 от 26.01.1999 г.)
Ответственный редактор д. ю. н., профессор, академик АМАН Д.Ю. Шапсугов
В учебном пособии в систематизированном виде излагаются основные положения теории правосознания и правовой культуры: составляющие правовой сферы духовного мира человека, определение, структура, функции, виды правосознания и правовой культуры, особенности профессионального правосознания, проблемы ею деформации. Специальный раздел посвящен вопросам правового воспитания граждан.
Работа адресована студентам юридических вузов и факультетов.
ISBN 5-89546-042-9
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее пособие призвано помочь студентам овладеть теоретическими основами правосознания, правовой культуры и правового воспитания. От степени освоения учебного материала, глубины понимания соответствующих проблем во многом зависит характер юридически значимого поведения будущих юристов.
Следует отметить, что в силу ряда причин (обращение к весьма «тонкой» материи - явлениям психологического характера, обилие специальных, довольно сложных терминов и т.п.) при изучении вопросов, связанных с правосознанием, правовой культурой, правовым воспитанием, студенты нередко испытывают затруднения. Данная работа может в определенной степени облегчить изучение указанных тем. В учебном пособии в систематизированном виде излагаются основные положения теории правосознания, правовой культуры и правового воспитания.
Учебное пособие дает возможность читателям ознакомиться с разными точками зрения на рассматриваемые проблемы, что позволяет ощутить «вовлеченность» в научную дискуссию, определить собственную позицию, стимулирует самостоятельность мышления.
Работа рекомендована студентам 5 курса очной формы обучения в качестве учебного пособия по спецкурсу «Проблемы теории правосознания, правовой культуры и правового воспитания».
Категория духовного мира весьма объемна и многомерна. Многие ученые трактуют сферу духовного мира очень широко. Например, немецкий философ Николай Гартман, говоря о духовном мире народа как об общем духовном достижении людей, относил к нему язык, производство, технику, нравы, действующее право, господствующие ценности и мораль, традиционные формы воспитания и образования, господствующий тип взглядов и настроений, моду, направление искусства и художественного понимания, место и состояние познания и науки, господствующее мировоззрение в различных формах4.
Своеобразную и специфическую часть духовного мира людей, что видно даже из одного вышеприведенною мнения, составляют правовые явления.
Традиционно в науке общей теории права к таким явлениям относят правовое сознание и правовую культуру.
По нашему мнению, правовая сфера духовного мира человека включает в себя следующие духовные проявления:
1 См., например: Словарь русского языка. М., 19X1 Г I. С.
455; Словарь современного русского литературного шика. М.,
1993. Т. 4. С. 531.
2 См.: Краткая философская энциклопедия. М., 19W <' 147.
3 См.: Психология. Словарь/ Под ред. А.В. П с г р ■> и с к о г о
и М.Г. Ярошевского.М., 1990. С. 112.
4 См.: Краткая философская энциклопедия. М , I')'>-• С 147.
правовое сознание, правовую культуру, правовое мировоззрение, правовое мышление.
Понятия «правосознание» и «правовая культура» достаточно глубоко изучены в отечественной и зарубежной литературе, являлись объектами многочисленных научных исследований. Можно даже утверждать, что на сегодняшний день в отечественной юридической науке практически создана теория правосознания и правовой культуры.
Ф Правосознание определяется как система правовых чувств, эмоции, идеи, взглядов, оценок, установок, представлений и других проявлений, выражающих отношение людей как к действующему праву, к юридической практике, правам, свободам, обязанностям граждан, так и к желаемому праву, к другим желаемым правовым явлениям'.
Правовое сознание - сложное и многогранное явление общественной жизни. Будучи целостным духовным образованием, правосознание имеет различные стороны, сложную структуру. Структура правосознания, рассматриваемого в гносеологическом аспекте (как одна из форм познания правовой действительности), состоит из двух уровней отражения правовой действительности: правовой идеологии и правовой гшихологии.
Правосознание оказывает определяющее влияние на юридически значимое поведение человека, которое включает в себя две большие группы: а) поведение общественно полез-
' См.: Баранов П.П. Правосознание и правовое воспитание // Общая теория права / Под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. С. 474-475.
ное, желательное с точки зрения интересов права: социально-"правовая активность, выполнение обязанностей, использование своих прав; б) поведение нежелательное и социально-вредное: неиспользование прав, неисполнение обязанностей, преступление'.
Правосознание всегда «ближе» к поступку, поведению, чем правовая норма. Именно оно, а не правовая норма, «предотвращает противоправное поведение» и придает поступку «желательное юридическое значение». «Право, как один из регуляторов общественных отношений, - подчеркивает А. Тамаш, - действует через правосознание и с его помощью, не растворяясь и не исчезая при опосредовании правосознанием...»2 То, что мы называем правом, возникает и действует через правосознание, - отмечает И. Сабо3.
До того как поведение осуществится, оно формируется в сознании человека, складывается на основе свойств индивида и особенностей окружающей среды4.
Наравне с законами и иными нормативными актами правосознание регулирует общественные отношения, направляя в определенное (правомерное) русло социально значимые действия и акты индивидов и социальных групп.
Важнейшим методологическим принципом рассмотрения проблемы правовой культуры в юридической науке принято считать выделение соответственно правовой культуры общества и правовой культуры личности. При пом правовая культура общества представляется как разновидность обще
ственной культуры, отражающей определе л\\ уровень np;i
восознания, законности, юридической практики и охватывающей все ценности, которые созданы людьми Правовая культура личности, будучи компонентом прановой куныуры
общества, отражает степень и характер ее прогрессивного развития, обеспечивающего социализацию личности и правомерную деятельность человека1.
Правовая культура личности предполагает ее позитивное правосознание в действии и выражается в трех состояниях - в правовых культурных ориентациях, в творческой деятельности по их реализации и в результатах реализации этих ориентации. Это дает основание исследователям в структуре правовой культуры личности выделять три группы элементов, рассматриваемых в непосредственном единстве: идейно-теоретические, правовые представления, позитивные правовые чувства и творческую деятельность человека в правовой сфере2.
Правовая культура личности несомненно связана с правосознанием, опирается на него. Однако она представляет собой самостоя тельную и более широкую категорию, так как включает в себя не только само правосознание (правовые чувства, эмоции, идеи, взгляды, оценки, установки), но и юридически значимое конкретное поведение людей, их правомерную деятельность.
Под мировоззрением принято понимать систему обще-ственных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей действительности и "самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности1.
Характеристика правовою мировоззрении людей представляется нам весьма существенной задачей при анализе состояния правовой сферы их духовного мира. Центр тяжести здесь -1 совокупность идей, взглядов и представлений правового характера, которые разделяются человеком. Это та правовая идеология, с которой он внутренне согласен и считает своей собственной. При изучении правового мировоззрения,
на наш взгляд, основной акцент должен делаться уже не на констатации фактического наличия или отсутствия в структуре правосознания тех или иных правовых сведений (знает, не знает, недостаточно знает) и не на эмоциональном отношении к правовым явлениям, а на феномене их принятая, идентификации с их содержанием. Полнота или неполнота правовых идей и взглядов, которыми вооружен современный человек, степень овладения ими, широта или узость юридического кругозора - основные вопросы, которые должны находиться в фокусе при исследовании правового мировоззрения. На первый план здесь выходит самостоятельность мышления людей в области права, свобода оперирования юридическим материалом, широта взглядов и подходов к праву.
Иными словами, правовое мировоззрение людей характеризует их правосознание в качестве своего рода «высшего эшелона». Можно сказать, что это их правовые знания, опосредованные установками, оценками, чувствами в правовой области, собственным правовым опытом и ставшие в определенный момент ведущим стимулом целенаправленной правовой деятельности.
Выделение в структуре правосознания правовых взглядов, представлений, правового мировоззрения в целом традиционно для правовой теории. Более того, на ранних этапах ее развития правосознание часто сводилось только к совокупности правовых взглядов. Так, по определению А.Я. Вышинского, правовые представления - это мировоззрение в области вопросов, регулируемых правом, а правосознание - общая система правовых, философских и политических взглядов1,
Как справедливо показано Г.С. Остроумовым, привосоз-нание действительно имеет мировоззренческие функции, однако это не открытие Вышинского: мысль эта |ЫСКи пиналась задолго до него, она вытекает из общего понимания функций общественного сознания, отдельных его форм3
1 См.: Вышинский А.Я. Теория < уД( I к пока'штсльств в
советском праве. М., 1950. С. 180-183.
Основу правового мировоззрения людей образуют правовые взгляды. Последние, как известно, представляют собой прежде всего юридические понятия, их различные сочетания'. В связи с этим понятийный юридический аппарат, которым оперирует человек, можно считать тем фундаментом, на котором базируется его правовое мировоззрение. Он представляет собой одну из основных форм правового осознания людьми окружающей действительности.
Понятийный аппарат человека дополняется правовыми представлениями - развернутыми, обобщенными формами правового освоения социальной практики.
Мы говорим о правовых представлениях человека, когда через них просматривается его общее понимание права, правопорядка, когда с помощью правовых понятий его сознание отражает объективные связи правовых явлений, их свойства, назначение и роль в общественной жизни.
К весьма малоизученному теорией права правовому явлению духовного мира человека относится также правовое мышление. В настоящее время имеются лишь отдельные попытки рассмотрения данного правового феномена в тех или иных его аспектах2.
Под понятием «мышление» в психологии и логике понимается высшая степень человеческого познания. Мышление позволяет вырабатывать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания'.
Правовое мышление человека можно определить как процесс активной интеллектуальной деятельности личности, как высшую ступень отражения правовой действительности, связанные с выработкой правовых идей, понятий, убеждений
1 См.: Там же. С. 135.
2 См.: Жалинский А.Э. Социально-правовое мышление:
проблемы борьбы с преступностью. М., 1989; Фролов Ю.А. Со
циально-правовое мышление сотрудников органов внутренних дел.
Автореф. лис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 1997.
' См.: Большой энциклопедический словарь. М., СПб, 1997. С. 744.
Феномены «правосознание», «правовая культура», «правовое мировоззрение» по отношению к правовому мышлению выступают более статичными, так как они складываются у конкретных субъектов деятельности на разных этапах их жизни, с уже сформированными уровнями развития на тот или иной определенный момент. Что же касается правового мышления, то это явление безусловно гораздо более динамичное. Интеллектуальная работа при разрешении различных правовых ситуаций - это постоянный каждодневный процесс.
Вполне очевидно, что правовое мышление человека тесно связано с его правосознанием и правовой культурой. Выступая в качестве высшей ступени познания правовой деятельности, оно является ярким и наиболее значимым проявлением познавательной функции как правосознания, так и правовой культуры.
Таким образом, подводя итог вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что правовая сфера духовного мира человека должна рассматриваться как система, включающая в себя правосознание, правовую культуру, правовое мировоззрение и правовое мышление.
Правовая сфера духовного мира человека была в центре внимания многих дореволюционных русских ученых-юристов. Так М.М. Ковалевский (1851-1916 гг.) основу происхождения политической власти видел в конечном счете не в материальных производственных отношениях, а в свойствах человеческой психики. В «психическом», «гипнотическом» воздействии инициаторов на пассивную массу, способную лишь к «подражательным процессам», заключалась, по мнению этого видного представителя позитивистской социологии, причина возникновения политической власти, государства и права1.
Н.М. Коркунов (1853-1904 гг.) утверждал, что «основой всего права в конце концов является все-таки индивидуальное сознание». Право, по мнению этого выдающегося ученого, выражает не «объективно данное подчинение личности обществу, а субъективное представление самой личности о данном порядке общественных отношений»2.
Психологическая трактовка права Н.М. Коркунова оказала весьма существенное воздействие на психологическую теорию Л.И. Петражицкого (1867-1931 гг.). Представители психологической школы исходили из постулата, что само право коренится в характере человека, его переживаниях, а эмоции лежат в основе поведения человека. Профессор Л.И. Петражицкий и его последователи уделяли большое внимание анализу этических переживаний и нравственного и правового типа. В их интерпретации исчезает различие между правом и правосознанием. Заслугой теоретиков психологической школы права было стремление привлечь внимание к правовым переживаниям, эмоциям человека.
Л.И. Петражицкий трактовал право всецело как элемент
Сам Л.И. Петражицкий писал, что право «остается индивидуальным, индивидуально-разнообразным по содержанию, не шаблонным правом, и можно сказать, что по содержанию совокупностей интуитивно-правовых убеждений, интуитивных прав столько, сколько индивидов»2. По существу, здесь утрачивается различие между правом и индивидуальным правосознанием.
Центральное место категория «правосознание» занимает в учении замечательного русского философа И.А. Ильина. В этой категории ученый усматривал основную сущность права - сущность душевно-духовную. И.А.Ильин был ярким представителем этико-нормативной теории права. Право, по мысли И.А. Ильина, несмотря на свою объективность являегся атрибутом духа, способом жизни, его необходимым проявлением.
Ученый различает естественное и положительное право. Для него естественное право представляет собой «прообраз положительного права», данную от бога и от природы свободу самовоспитания и самостроительства, котирую надо искать в глубине собственного духа3.
Положительное право всегда содержит ■• Себе естественное право и становится объективным правом и зависимости от уровня и состояния правосознания ЧОЛОВСКЙ Но мысли
1 См.: указ. соч. С. 714.
2Петражицки й Л.И. Теория прам " п« удирства в связи с теорией нравственности. Т. П. СПб, 1909 < ШО
3 См.: Ильин И.А. О государств и чемокритии// Советское государство и право. 1991. № 11. С. П2.
И.А. Ильина, существование положительного права вытекает из ущербности правосознания, которое не способно удержать своим предметом естественное право во всем объеме. Таким образом, И.А. Ильин выделяет две наиболее характерные черты права: объективность и духовность.
Правосознание определяется ученым как «знающая воля к праву, признающая его в его объективном значении и обязательности и признающая его потому, что она признает его цель». Именно поэтому правосознание выступает как «воля к цели права» и для него проистекает необходимость «знать право и необходимость жизненно осуществлять его, т.е. бороться за право»1.
По мнению И.А. Ильина, правосознание в своем целостном виде представляет неразрывную совокупность четырех элементов: 1) знание права; 2) признание права; 3) прочувствование права; 4) претворение права в жизнь.
Взаимообусловленность и взаимозависимость права и правосознания И.А. Ильин выразил следующей формулой: «Право нуждается в правосознании для того, чтобы стать творческой жизненной силой, а правосознание нуждается в праве для того, чтобы приобрести предметную основу и объективную верность»2.
И.А. Ильин одним из первых ученых-юристов поднял важную проблему деформации и дефективности правосознания. Раскрывая сущность этой проблемы, он указывал: «...Уродливое, извращенное правосознание остается правосознанием, но извращает свое содержание; оно обращается к идее права, но берет от нее лишь схему; пользуется ею по своему, злоупотребляет ею и наполняет ее недостойным, извращенным содержанием; возникает неправовое право, которое, однако, именуется «правом» и выдается за право»5.
Безусловный интерес вызывает постановка и решение И.А. Ильиным оригинальной проблемы аксиом правосозна-
'Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. С. 22.
13
И.А. Ильин подчеркивает, что действующее в стране право не может существовать вне живого правосознания, которое предполагает не только восприятие его каждым гражданином государства, но и неуклонное соблюдение. «Человек не может обходиться без правосознания, ибо всякая случайная встреча с другим человеком, всякий разговор, всякое соседство, не говоря уже о сделках и об участии в любой общественной организации, - ставит немедленно вопрос о праве и не праве, о моем и твоем праве, о взаимных обязанностях, о законах и т.д. И каждое такое явление обращается к правосознанию человека и приводит его в движение»2. А отсюда, - правосознание является творческим источником права, основой правопорядка и политической жизни. Каждый закон, возникнув в правосознании властвующих людей, обращается к правосознанию множества подчиненных людей. Следовательно, действовать в жизни право может только благодаря тому, что оно обращается к внутреннему миру человека. Поэтому, по Ильину, любой человек призван добровольно вменять себе законы своего государства, стараться правильно понимать их и повиноваться им «по чувству свободно признанной обязанности».
По Ильину, вся жизнь человека и нем ei < 1 судьба слагают-
ся при участии правосознания и под его руководством. Нужно отметить, что в правосознании участвуют не только «знание» и «мышление», но и воображение, и воля, и вся человеческая душа. Правосознание можно было бы описать, как естественное чувство права или как особую духовную построенность инстинкта в отношении к себе и другим людям.
Из вышесказанного следует вывод: правосознание есть особого рода инстинктивное правочувствие, в котором человек утверждает свою собственную духовность и признает духовность других людей; отсюда и аксиомы правосознания: чувство собственного достоинства, способность к самоуправлению, взаимное уважение людей друг к другу.
В двадцатых годах нынешнего столетия обращались к правовой сфере духовного мира человека, пытались возродить традиции психологической школы права М.А. Рейс-нер, Е.А. Энгель, И.Д. Ильинский. Так, согласно М.А. Рей-снеру, право, как идеологическая форма заключает в себе два основных момента: волевую сторону или одностороннее «субъективное право» и нахождение общей правовой почвы и создание при помощи соглашения двустороннего «объективного права»'. Ученый давал классовое толкование интуитивного права. В целом же самим правоведам в этот период был свойственен правовой нигилизм. Господствующей являлась идеологическая трактовка права, доходящая подчас до отрицания юридической реальности вообще, либо предвещающая скорое исчезновение юридического момента в отношениях людей (Е.Б. Пашуканис).
Актуальные проблемы теории правосознания, правовой культуры и правового воспитания. Учебное пособие. Ростов-на-Дону. 1999. 80 с
10 09 2014
6 стр.
Варламова Н. В. Правовой нигилизм в постсоветской России.// Драма российского закона. М., 1996
17 12 2014
1 стр.
«Филология и журналистика: вопросы теории и практики», «Личностное и профессиональное самоопределение». В статьях анализируется современное состояние высшего образования и воспитан
08 10 2014
14 стр.
Карагандинской области в течении 2010 проделана определенная праворазъяснительная работа. Проводимая работа была нацелена на реализацию положений Стратегического плана развития Каз
25 12 2014
1 стр.
Охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и
17 12 2014
5 стр.
Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений
09 09 2014
1 стр.
Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений
09 09 2014
1 стр.
Архипова И. Г. Церковнославянский язык: 5 класс: пособие для учителей / И. Г. Архипова. М.: Основы православной культуры, 2007. – 48 с
11 10 2014
1 стр.