Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 5страница 6

СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

РОСТОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

П.П. Баранов, В.В. Русских

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ,

ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ

Учебное пособие

Ростов-на-Дону

Издательство СКАГС

1999


Баранов П.П., Русских В.В.

Актуальные проблемы теории правосознания, право­вой культуры и правового воспитания. Учебное пособие. Ростов-на-Дону. 1999. - 80 с.

Утверждено решением кафедры теории и истории права и государства Ростовского юридического института СКАГС (протокол № 4 от 26.01.1999 г.)

Ответственный редактор д. ю. н., профессор, академик АМАН Д.Ю. Шапсугов

В учебном пособии в систематизированном виде излагаются основные положения теории правосознания и правовой культуры: составляющие правовой сферы духовного мира человека, определе­ние, структура, функции, виды правосознания и правовой культу­ры, особенности профессионального правосознания, проблемы ею деформации. Специальный раздел посвящен вопросам правового воспитания граждан.

Работа адресована студентам юридических вузов и факульте­тов.

ISBN 5-89546-042-9

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее пособие призвано помочь студентам овла­деть теоретическими основами правосознания, правовой культуры и правового воспитания. От степени освоения учеб­ного материала, глубины понимания соответствующих про­блем во многом зависит характер юридически значимого по­ведения будущих юристов.

Следует отметить, что в силу ряда причин (обращение к весьма «тонкой» материи - явлениям психологического ха­рактера, обилие специальных, довольно сложных терминов и т.п.) при изучении вопросов, связанных с правосознанием, правовой культурой, правовым воспитанием, студенты не­редко испытывают затруднения. Данная работа может в оп­ределенной степени облегчить изучение указанных тем. В учебном пособии в систематизированном виде излагаются основные положения теории правосознания, правовой куль­туры и правового воспитания.

Учебное пособие дает возможность читателям ознако­миться с разными точками зрения на рассматриваемые про­блемы, что позволяет ощутить «вовлеченность» в научную дискуссию, определить собственную позицию, стимулирует самостоятельность мышления.

Работа рекомендована студентам 5 курса очной формы обучения в качестве учебного пособия по спецкурсу «Про­блемы теории правосознания, правовой культуры и правово­го воспитания».


'Баранов П.П., Русски) 11 И

ПРАВОВАЯ СФЕРА ДУХОВНОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА

В философской и психологической научной литературе под духовным миром человека понимается внутренний, нрав­ственный мир людей1, совокупность тесно связанных с орга­низмом различных психических явлений (чувств, пережива­ний, настроений, стремлений и т.д.)2, создающих индивиду­альную выраженность в системе мотивов личности двух фун­даментальных потребностей: идеальной потребности позна­ния и социальной потребности жить и действовать*.

Категория духовного мира весьма объемна и многомер­на. Многие ученые трактуют сферу духовного мира очень широко. Например, немецкий философ Николай Гартман, говоря о духовном мире народа как об общем духовном дос­тижении людей, относил к нему язык, производство, технику, нравы, действующее право, господствующие ценности и мо­раль, традиционные формы воспитания и образования, гос­подствующий тип взглядов и настроений, моду, направление искусства и художественного понимания, место и состояние познания и науки, господствующее мировоззрение в различ­ных формах4.

Своеобразную и специфическую часть духовного мира людей, что видно даже из одного вышеприведенною мнения, составляют правовые явления.

Традиционно в науке общей теории права к таким явле­ниям относят правовое сознание и правовую культуру.

По нашему мнению, правовая сфера духовного мира че­ловека включает в себя следующие духовные проявления:

1 См., например: Словарь русского языка. М., 19X1 Г I. С.
455; Словарь современного русского литературного шика. М.,
1993. Т. 4. С. 531.

2 См.: Краткая философская энциклопедия. М., 19W <' 147.

3 См.: Психология. Словарь/ Под ред. А.В. П с г р ■> и с к о г о
и М.Г. Ярошевского.М., 1990. С. 112.

4 См.: Краткая философская энциклопедия. М , I')'>-• С 147.

правовое сознание, правовую культуру, правовое мировоз­зрение, правовое мышление.

Понятия «правосознание» и «правовая культура» доста­точно глубоко изучены в отечественной и зарубежной лите­ратуре, являлись объектами многочисленных научных иссле­дований. Можно даже утверждать, что на сегодняшний день в отечественной юридической науке практически создана те­ория правосознания и правовой культуры.

Ф Правосознание определяется как система правовых чувств, эмоции, идеи, взглядов, оценок, установок, представ­лений и других проявлений, выражающих отношение людей как к действующему праву, к юридической практике, правам, свободам, обязанностям граждан, так и к желаемому праву, к другим желаемым правовым явлениям'.

Правовое сознание - сложное и многогранное явление общественной жизни. Будучи целостным духовным образо­ванием, правосознание имеет различные стороны, сложную структуру. Структура правосознания, рассматриваемого в гносеологическом аспекте (как одна из форм познания пра­вовой действительности), состоит из двух уровней отражения правовой действительности: правовой идеологии и правовой гшихологии.



ij\ -^-Правовая идеология- это система проникнутых внут­ренним единством научных положений, идей, теорий и уче-5ий, характеризующих взятую в развитии правовую систему. -{■Правовая психология - это сумма правовых психических роявлений (эмоций, желаний, чувств, настроений), опреде­ляющих различные правовые аспекты общественной жизни и характерных для конкретной личности, социальной группы или общества в целом.

Правосознание оказывает определяющее влияние на юридически значимое поведение человека, которое включает в себя две большие группы: а) поведение общественно полез-

' См.: Баранов П.П. Правосознание и правовое воспитание // Общая теория права / Под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. С. 474-475.

ное, желательное с точки зрения интересов права: социально-"правовая активность, выполнение обязанностей, исполь­зование своих прав; б) поведение нежелательное и социаль­но-вредное: неиспользование прав, неисполнение обязаннос­тей, преступление'.

Правосознание всегда «ближе» к поступку, поведению, чем правовая норма. Именно оно, а не правовая норма, «пре­дотвращает противоправное поведение» и придает поступку «желательное юридическое значение». «Право, как один из регуляторов общественных отношений, - подчеркивает А. Тамаш, - действует через правосознание и с его помощью, не растворяясь и не исчезая при опосредовании правосознани­ем...»2 То, что мы называем правом, возникает и действует через правосознание, - отмечает И. Сабо3.

До того как поведение осуществится, оно формируется в сознании человека, складывается на основе свойств индиви­да и особенностей окружающей среды4.

Наравне с законами и иными нормативными актами правосознание регулирует общественные отношения, на­правляя в определенное (правомерное) русло социально зна­чимые действия и акты индивидов и социальных групп.

Важнейшим методологическим принципом рассмотре­ния проблемы правовой культуры в юридической науке при­нято считать выделение соответственно правовой культуры общества и правовой культуры личности. При пом правовая культура общества представляется как разновидность обще

ственной культуры, отражающей определе л\\ уровень np;i

восознания, законности, юридической практики и охватыва­ющей все ценности, которые созданы людьми Правовая культура личности, будучи компонентом прановой куныуры



1 См.: К у д р я в це в В.Н. Право и нот vh Ml''78. С. 40.

2 Т а м а ш А. Судья и общество. ДиаЛМГТИКУ при восознания и
правоприменения. М.,1980. С. 118.

3 См.: С а б о И. Основы теории пр:им М г» и Г. 205.

4 См.: Кудрявцев В.Н. Правовое ПОИ п с норма и пато­
логия. М., 1982. С. 101.

общества, отражает степень и характер ее прогрессивного развития, обеспечивающего социализацию личности и пра­вомерную деятельность человека1.

Правовая культура личности предполагает ее позитивное правосознание в действии и выражается в трех состояниях - в правовых культурных ориентациях, в творческой деятельнос­ти по их реализации и в результатах реализации этих ориента­ции. Это дает основание исследователям в структуре правовой культуры личности выделять три группы элементов, рассмат­риваемых в непосредственном единстве: идейно-теоретичес­кие, правовые представления, позитивные правовые чувства и творческую деятельность человека в правовой сфере2.

Правовая культура личности несомненно связана с пра­восознанием, опирается на него. Однако она представляет собой самостоя тельную и более широкую категорию, так как включает в себя не только само правосознание (правовые чувства, эмоции, идеи, взгляды, оценки, установки), но и юридически значимое конкретное поведение людей, их пра­вомерную деятельность.

Под мировоззрением принято понимать систему обще-ственных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей действительности и "самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеж­дения, идеалы, принципы познания и деятельности1.

Характеристика правовою мировоззрении людей пред­ставляется нам весьма существенной задачей при анализе со­стояния правовой сферы их духовного мира. Центр тяжести здесь -1 совокупность идей, взглядов и представлений право­вого характера, которые разделяются человеком. Это та пра­вовая идеология, с которой он внутренне согласен и считает своей собственной. При изучении правового мировоззрения,



1 См.: Сальников В.П. Правовая культура// Общая теория
права/ Под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. С. 500-501.

2 См.: Там же. С. 502, 504, 507.

3 См.: Большой энциклопедический словарь. М., СПб, 1997.
С. 737.

на наш взгляд, основной акцент должен делаться уже не на констатации фактического наличия или отсутствия в струк­туре правосознания тех или иных правовых сведений (знает, не знает, недостаточно знает) и не на эмоциональном отно­шении к правовым явлениям, а на феномене их принятая, идентификации с их содержанием. Полнота или неполнота правовых идей и взглядов, которыми вооружен современный человек, степень овладения ими, широта или узость юриди­ческого кругозора - основные вопросы, которые должны на­ходиться в фокусе при исследовании правового мировоззре­ния. На первый план здесь выходит самостоятельность мыш­ления людей в области права, свобода оперирования юриди­ческим материалом, широта взглядов и подходов к праву.

Иными словами, правовое мировоззрение людей харак­теризует их правосознание в качестве своего рода «высшего эшелона». Можно сказать, что это их правовые знания, опосредованные установками, оценками, чувствами в право­вой области, собственным правовым опытом и ставшие в определенный момент ведущим стимулом целенаправленной правовой деятельности.

Выделение в структуре правосознания правовых взглядов, представлений, правового мировоззрения в целом традицион­но для правовой теории. Более того, на ранних этапах ее раз­вития правосознание часто сводилось только к совокупности правовых взглядов. Так, по определению А.Я. Вышинского, правовые представления - это мировоззрение в области воп­росов, регулируемых правом, а правосознание - общая систе­ма правовых, философских и политических взглядов1,

Как справедливо показано Г.С. Остроумовым, привосоз-нание действительно имеет мировоззренческие функции, од­нако это не открытие Вышинского: мысль эта |ЫСКи пиналась задолго до него, она вытекает из общего понимания функций общественного сознания, отдельных его форм3

1 См.: Вышинский А.Я. Теория < уД( I к пока'штсльств в

советском праве. М., 1950. С. 180-183.



2 См.: Остроумов Г.С. Правовое ex O'ihuhhc действительно­
сти. М., 1969. С. 30.

К

Основу правового мировоззрения людей образуют пра­вовые взгляды. Последние, как известно, представляют со­бой прежде всего юридические понятия, их различные соче­тания'. В связи с этим понятийный юридический аппарат, которым оперирует человек, можно считать тем фундамен­том, на котором базируется его правовое мировоззрение. Он представляет собой одну из основных форм правового осоз­нания людьми окружающей действительности.

Понятийный аппарат человека дополняется правовыми представлениями - развернутыми, обобщенными формами правового освоения социальной практики.

Мы говорим о правовых представлениях человека, ког­да через них просматривается его общее понимание права, правопорядка, когда с помощью правовых понятий его со­знание отражает объективные связи правовых явлений, их свойства, назначение и роль в общественной жизни.

К весьма малоизученному теорией права правовому яв­лению духовного мира человека относится также правовое мышление. В настоящее время имеются лишь отдельные по­пытки рассмотрения данного правового феномена в тех или иных его аспектах2.

Под понятием «мышление» в психологии и логике пони­мается высшая степень человеческого познания. Мышление позволяет вырабатывать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непос­редственно восприняты на чувственной ступени познания'.

Правовое мышление человека можно определить как процесс активной интеллектуальной деятельности личности, как высшую ступень отражения правовой действительности, связанные с выработкой правовых идей, понятий, убеждений

1 См.: Там же. С. 135.

2 См.: Жалинский А.Э. Социально-правовое мышление:
проблемы борьбы с преступностью. М., 1989; Фролов Ю.А. Со­
циально-правовое мышление сотрудников органов внутренних дел.
Автореф. лис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 1997.

' См.: Большой энциклопедический словарь. М., СПб, 1997. С. 744.



и использованием правовых средств для разрешения различ­ных правовых ситуаций в жизни либо формирования той или иной четкой позиции по отношению к принятому юридичес­ки значимому решению.

Феномены «правосознание», «правовая культура», «пра­вовое мировоззрение» по отношению к правовому мышле­нию выступают более статичными, так как они складывают­ся у конкретных субъектов деятельности на разных этапах их жизни, с уже сформированными уровнями развития на тот или иной определенный момент. Что же касается правового мышления, то это явление безусловно гораздо более динамич­ное. Интеллектуальная работа при разрешении различных правовых ситуаций - это постоянный каждодневный процесс.

Вполне очевидно, что правовое мышление человека тес­но связано с его правосознанием и правовой культурой. Выс­тупая в качестве высшей ступени познания правовой деятель­ности, оно является ярким и наиболее значимым проявлени­ем познавательной функции как правосознания, так и право­вой культуры.

Таким образом, подводя итог вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что правовая сфера духовного мира человека должна рассматриваться как система, включающая в себя правосознание, правовую культуру, правовое миро­воззрение и правовое мышление.



РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ,

ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКОЙ

Правовая сфера духовного мира человека была в центре внимания многих дореволюционных русских ученых-юристов. Так М.М. Ковалевский (1851-1916 гг.) основу происхождения политической власти видел в конечном счете не в материаль­ных производственных отношениях, а в свойствах человечес­кой психики. В «психическом», «гипнотическом» воздействии инициаторов на пассивную массу, способную лишь к «подра­жательным процессам», заключалась, по мнению этого видно­го представителя позитивистской социологии, причина воз­никновения политической власти, государства и права1.

Н.М. Коркунов (1853-1904 гг.) утверждал, что «основой всего права в конце концов является все-таки индивидуаль­ное сознание». Право, по мнению этого выдающегося учено­го, выражает не «объективно данное подчинение личности обществу, а субъективное представление самой личности о данном порядке общественных отношений»2.

Психологическая трактовка права Н.М. Коркунова оказала весьма существенное воздействие на психологичес­кую теорию Л.И. Петражицкого (1867-1931 гг.). Представи­тели психологической школы исходили из постулата, что само право коренится в характере человека, его переживани­ях, а эмоции лежат в основе поведения человека. Профессор Л.И. Петражицкий и его последователи уделяли большое внимание анализу этических переживаний и нравственного и правового типа. В их интерпретации исчезает различие меж­ду правом и правосознанием. Заслугой теоретиков психоло­гической школы права было стремление привлечь внимание к правовым переживаниям, эмоциям человека.

Л.И. Петражицкий трактовал право всецело как элемент


1 См.: История политических и правовых учений/ Под ред. B.C. Нерсесянца.М., 1988. С. 609.

2 Там же. С. 611.

К)

И

психики индивида. Право, по его мнению, это этические пре-живания императивно-атрибутивного характера (пережива­ние чувства обязанности и правомочия). Л.И. Петражицкий рассматривал право как позитивное и интуитивное. Пози­тивное право предполагает внешние источники, на которые оно опирается (кодексы, законы, обычаи). Интуитивное пра­во есть результат внутреннего, интуитивного самоопределе­ния индивида. Отсюда следует, что существует столько сис­тем интуитивного права, сколько самих индивидов (право­вой плюрализм)1.

Сам Л.И. Петражицкий писал, что право «остается ин­дивидуальным, индивидуально-разнообразным по содержа­нию, не шаблонным правом, и можно сказать, что по содер­жанию совокупностей интуитивно-правовых убеждений, ин­туитивных прав столько, сколько индивидов»2. По существу, здесь утрачивается различие между правом и индивидуаль­ным правосознанием.

Центральное место категория «правосознание» занимает в учении замечательного русского философа И.А. Ильина. В этой категории ученый усматривал основную сущность права - сущ­ность душевно-духовную. И.А.Ильин был ярким представите­лем этико-нормативной теории права. Право, по мысли И.А. Ильина, несмотря на свою объективность являегся атрибутом духа, способом жизни, его необходимым проявлением.

Ученый различает естественное и положительное право. Для него естественное право представляет собой «прообраз положительного права», данную от бога и от природы сво­боду самовоспитания и самостроительства, котирую надо искать в глубине собственного духа3.

Положительное право всегда содержит ■• Себе естествен­ное право и становится объективным правом и зависимости от уровня и состояния правосознания ЧОЛОВСКЙ Но мысли

1 См.: указ. соч. С. 714.

2Петражицки й Л.И. Теория прам " п« удирства в связи с теорией нравственности. Т. П. СПб, 1909 < ШО

3 См.: Ильин И.А. О государств и чемокритии// Советское государство и право. 1991. № 11. С. П2.

И.А. Ильина, существование положительного права вытека­ет из ущербности правосознания, которое не способно удер­жать своим предметом естественное право во всем объеме. Таким образом, И.А. Ильин выделяет две наиболее характер­ные черты права: объективность и духовность.

Правосознание определяется ученым как «знающая воля к праву, признающая его в его объективном значении и обя­зательности и признающая его потому, что она признает его цель». Именно поэтому правосознание выступает как «воля к цели права» и для него проистекает необходимость «знать право и необходимость жизненно осуществлять его, т.е. бо­роться за право»1.

По мнению И.А. Ильина, правосознание в своем целост­ном виде представляет неразрывную совокупность четырех элементов: 1) знание права; 2) признание права; 3) прочув­ствование права; 4) претворение права в жизнь.

Взаимообусловленность и взаимозависимость права и правосознания И.А. Ильин выразил следующей формулой: «Право нуждается в правосознании для того, чтобы стать творческой жизненной силой, а правосознание нуждается в праве для того, чтобы приобрести предметную основу и объективную верность»2.

И.А. Ильин одним из первых ученых-юристов поднял важную проблему деформации и дефективности правосозна­ния. Раскрывая сущность этой проблемы, он указывал: «...Уродливое, извращенное правосознание остается право­сознанием, но извращает свое содержание; оно обращается к идее права, но берет от нее лишь схему; пользуется ею по своему, злоупотребляет ею и наполняет ее недостойным, из­вращенным содержанием; возникает неправовое право, кото­рое, однако, именуется «правом» и выдается за право»5.

Безусловный интерес вызывает постановка и решение И.А. Ильиным оригинальной проблемы аксиом правосозна-

'Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. С. 22.



2 И л ь и н И.А. Указ. соч. С. 40.

3 И л ь и н И.А. Указ. соч. С. 20.


12

13


ния. Под аксиомами правосознания ученый понимает его ос­новные истины, которым в реальной жизни соответствуют основные способы бытия, мотивирования и действования1. Первой аксиомой является закон духовного достоинства. И.А. Ильин убедительно показывает, что без чувства соб­ственного духовного достоинства немыслимы ни борьба за право, ни политическое самоуправление, ни национальная независимость. Второй аксиомой правосознания является за­кон автономии, под которым ученый понимает способность человека к внутреннему самоуправлению, к духовной и воле­вой самодисциплине. Под третьей аксиомой правосознания И.А. Ильин понимает закон взаимного признании, представ­ляющий собой взаимное духовное признание людей, их ува­жение и доверие друг к другу.

И.А. Ильин подчеркивает, что действующее в стране пра­во не может существовать вне живого правосознания, которое предполагает не только восприятие его каждым гражданином государства, но и неуклонное соблюдение. «Человек не может обходиться без правосознания, ибо всякая случайная встреча с другим человеком, всякий разговор, всякое соседство, не гово­ря уже о сделках и об участии в любой общественной органи­зации, - ставит немедленно вопрос о праве и не праве, о моем и твоем праве, о взаимных обязанностях, о законах и т.д. И каждое такое явление обращается к правосознанию человека и приводит его в движение»2. А отсюда, - правосознание явля­ется творческим источником права, основой правопорядка и политической жизни. Каждый закон, возникнув в правосозна­нии властвующих людей, обращается к правосознанию мно­жества подчиненных людей. Следовательно, действовать в жизни право может только благодаря тому, что оно обраща­ется к внутреннему миру человека. Поэтому, по Ильину, лю­бой человек призван добровольно вменять себе законы своего государства, стараться правильно понимать их и повиновать­ся им «по чувству свободно признанной обязанности».

По Ильину, вся жизнь человека и нем ei < 1 судьба слагают-

ся при участии правосознания и под его руководством. Нужно отметить, что в правосознании участвуют не только «знание» и «мышление», но и воображение, и воля, и вся человеческая душа. Правосознание можно было бы описать, как естествен­ное чувство права или как особую духовную построенность инстинкта в отношении к себе и другим людям.

Из вышесказанного следует вывод: правосознание есть особого рода инстинктивное правочувствие, в котором чело­век утверждает свою собственную духовность и признает ду­ховность других людей; отсюда и аксиомы правосознания: чувство собственного достоинства, способность к самоуправ­лению, взаимное уважение людей друг к другу.

В двадцатых годах нынешнего столетия обращались к правовой сфере духовного мира человека, пытались возро­дить традиции психологической школы права М.А. Рейс-нер, Е.А. Энгель, И.Д. Ильинский. Так, согласно М.А. Рей-снеру, право, как идеологическая форма заключает в себе два основных момента: волевую сторону или односторон­нее «субъективное право» и нахождение общей правовой почвы и создание при помощи соглашения двустороннего «объективного права»'. Ученый давал классовое толкова­ние интуитивного права. В целом же самим правоведам в этот период был свойственен правовой нигилизм. Господ­ствующей являлась идеологическая трактовка права, дохо­дящая подчас до отрицания юридической реальности вооб­ще, либо предвещающая скорое исчезновение юридическо­го момента в отношениях людей (Е.Б. Пашуканис).



f К настоящему времени в юридической науке созданы осно­вы общей теории правового сознания, правовой культуры, пра­вового воспитания. В последние годы заметно усилился интерес к социологическим исследованиям по данной проблематике, до­статочно полно изучены общие вопросы правосознания как формы общественного сознания: понятие, виды, структура, функции и т.д. Значительный вклад в разработку общих теоре-


'Ильин И.А. Указ. соч. С. 147.

2 См.: Ильин А.И. Путь к очевидности. М., 1993. С. 251.

следующая страница>


В. В. Русских актуальные проблемы теории правосознания, правовой культуры и правового воспитания учебное пособие

Актуальные проблемы теории правосознания, право­вой культуры и правового воспитания. Учебное пособие. Ростов-на-Дону. 1999. 80 с

902.17kb.

10 09 2014
6 стр.


Литература Баранов П. П. Проблемы теории правосознания и правового воспитания. Ростов, 2005

Варламова Н. В. Правовой нигилизм в постсоветской России.// Драма российского закона. М., 1996

8.82kb.

17 12 2014
1 стр.


Актуальные проблемы образования и воспитания: международный опыт

«Филология и журналистика: вопросы теории и практики», «Личностное и профессиональное самоопределение». В статьях анализируется современное состояние высшего образования и воспитан

2814.49kb.

08 10 2014
14 стр.


План мероприятий по праворазъяснительной работе, повышению уровня правовой культуры, правового обучения и воспитания граждан на 2010-2011 годы

Карагандинской области в течении 2010 проделана определенная праворазъяснительная работа. Проводимая работа была нацелена на реализацию положений Стратегического плана развития Каз

66.47kb.

25 12 2014
1 стр.


Курс лекций по дисциплине актуальные проблемы развития общества изучаемого региона учебное пособие для студентов третьего курса

Охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и

1595.19kb.

17 12 2014
5 стр.


Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Латышина Д. И., Муртазин М. Ф

Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений

125.13kb.

09 09 2014
1 стр.


Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Латышина Д. И., Муртазин М. Ф

Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений

42.1kb.

09 09 2014
1 стр.


Учебное пособие для учащихся. /А. А. Афанасьева; под ред. А. В. Бородиной. Изд-е 2-е, испр. М.: Основы православной культуры, 2007. 200с.: ил

Архипова И. Г. Церковнославянский язык: 5 класс: пособие для учителей / И. Г. Архипова. М.: Основы православной культуры, 2007. – 48 с

46.91kb.

11 10 2014
1 стр.