Игра-викторина
«Огонь – друг, огонь - враг»
(для учащихся 3-5 кл.)
Цель игры: пропаганда книг по противопожарной безопасности, закрепление навыков безопасного поведения во время пожара, расширение кругозора детей, развитие навыков работы в группе.
Задачи: отработка навыков поведения в конкретных, типичных ситуациях при пожаре, использование устного народного творчества в обучении детей, поиск новых активных форм обучения детей безопасному поведению
Область применения: внеклассное мероприятие, может быть заключительным (итоговым) в цикле занятий по противопожарной безопасности.
Полученные результаты: в ходе игры участники вспомнили правила поведения при пожаре, закрепили навык самостоятельной и групповой работы, помогали друг другу отвечать на сложные вопросы.
Необходимое оборудование:
игровое поле, состоящее из 30-35 листов,
кегли разных цветов,
игровой кубик,
плакат «Безопасность во время пожара» или мультимедиапроектор, электронная презентация «Правила поведения при пожаре» (Microsoft Office Power Point).
Ход игры: участникам игры необходимо справиться со следующими заданиями: отгадать загадки об огне, солнце, явлениях природы и др., объяснить пословицы, вспомнить правила поведения во время пожара и основы пожарной безопасности. Вопросов должно быть достаточное количество (примерно, 50-60), учитывая то, что команда, попав на чёрный крест, возвращается на несколько ходов назад. В начале игры ведущий при помощи мультимедийной презентации или плаката «Безопасность во время пожара» обращает внимание ребят на правила поведения во время пожара, акцентируя внимание на то, что всё это пригодится при прохождении игры.
***
Ведущий: Человек познакомился с огнём очень давно. Первобытные люди боялись огня, поклонялись ему. Но постепенно человек приручил огонь, научился его добывать, сохранять и использовать. А изобретение спичек сделало человека повелителем огня. Сейчас мы уже не можем представить свою жизнь без огня. Но огонь может быть не только другом, но и злейшим врагом. Это происходит тогда, когда огонь выходит из-под контроля человека и становится источником возникновения очень опасной чрезвычайной ситуации – пожара.
Библиотекарь: В нашей школьной библиотеке есть книга – энциклопедия школьника «Чрезвычайные ситуации» (М., 2005). В разделе «Пожары» приведена статистика, согласно которой «Каждые 5 секунд на нашей планете регистрируется один пожар. В год их бывает более 5,5 миллиона. Ежегодно в мире погибает в среднем 85 тысяч человек. Ежегодно в России регистрируется 300 тысяч пожаров. Каждый год в огне погибают около 20 тысяч россиян», Не правда ли, страшные цифры? Чтобы предотвратить гибель людей на пожарах необходимо обладать особыми знаниями безопасного поведения. Наша сегодняшняя встреча посвящена именно этому. Мы предлагаем провести игру «Огонь – друг, огонь - враг», во время которой и проверим, знаете ли вы, как нужно вести себя при пожаре, а также сможете ли вы отгадать загадки и объяснить пословицы.
Ведущий: Для начала обратимся к плакату «Безопасность во время пожара» (или используется электронная презентация).
Ну, а сейчас начинаем играть. (Ведущие объясняют правила и ход игры).
***
Правила игры: Игра рассчитана на несколько команд. Деление на команды – по любому принципу, в нашем случае – из мешка доставались бумажки разных цветов. Командой выбирался представитель или капитан, который кидал кубик, переставлял кегли по игровому полю, и получал право первого ответа на вопрос. Задача команды – первой преодолеть игровое поле и дойти до финиша. Представитель команды кидает кубик и передвигает кеглю своего цвета по полю на то количество ходов, на сколько очков выпал кубик. На нашем кубике было до трёх очков. Если участник отвечает на вопрос ведущего, то кидает кубик ещё раз, если не может справиться с заданием, то ему помогает команда, общее количество ответов – два раза. Затем право хода переходит к другой команде.
Очерёдность ходов определяется в начале игры: можно, например, задать такие вопросы: кто первый переведёт на английский язык слово «огонь» (в школе английский язык изучают со второго класса) или по какому номеру телефона вызывают пожарную команду.
Игровое поле представляет собой цепочку рисунков, схематично изображающих огонь (10 шт.), спичку (10 шт.), знак «Внимание! Опасность!» (8 шт.) (см. Приложение). Начало и конец поля обозначены листами «Старт» и «Финиш». Также в поле предусмотрены чистые листы (2 шт.), попадая на которые команда пропускает ход, и лист, перечёркнутый чёрным крестом, при попадании на который игрок возвращается на 3 хода назад, т.е. сгорает.
Вопросы к игре:
Вопросы при попадании на схематичное изображение
огня или спички
-
Серая пыль, образующаяся после сжигания чего-либо. (зола)
-
Парафиновая палочка с фитилём внутри. (свеча).
-
Сооружение для отопления помещений. (печь).
-
Ем – живу, пью – умираю. (огонь).
-
Черный конь скачет в огонь. (кочерга).
-
Живут брат и сестра: одну всякий видит, да не слышит, другого всякий слышит, да не видит. (гром и молния).
-
Из трубы вьётся, а в руки не даётся. (дым).
-
Всё ест – не наедается, а попьёт – умирает. (огонь).
-
Летела мошка – осиновая ножка, на стог села – всё сено съела. (спичка).
-
Как называется стихотворение С.Маршака? а) «Огонь», б) «Случай на пожаре», в) «Пожар»
-
Раскалённая стрела дуб свалила у села. (молния).
-
Шипит и злиться, воды боится. (огонь).
-
Что поднимается к небу без крыльев и без лестницы. (дым)
-
Это слово имеет много значений, его часто употребляют люди разных профессий – пожарные, портные, географы. Что это за слово? (рукав).
-
В каких жизненных ситуациях мы употребляем эту пословицу: «маленькая спичка сжигает большой лес». Объясните пословицу.
-
Назовите поджигателей из стихотворения К Чуковского «Путаница». (лисички)
-
Светит, но обжигает. (пламя)
-
Сидит на крыше всех выше и дымом дышит. (печная труба)
-
На улице столбом, в избе скатертью. (дым)
-
Мала, да зла и чуть свечу, а как упаду – много горя принесу. (искра)
-
В воду идёт красным, а выходит чёрным. (уголь)
-
Кого спас дядя Стёпа на пожаре в стихотворении С.Михалкова «Дядя Стёпа»? (птиц):
Он окошко открывает.
Из окошка вылетают
Восемнадцать голубей,
А за нами – воробей.
-
Это темный – темный дом, сто сестричек жмутся в нем, и любая из сестер может вспыхнуть, как костер. (коробок спичек)
-
В каких жизненных ситуациях мы употребляем эту пословицу: «нет дыма без огня». Объясните пословицу.
-
Рыжий зверь в печи сидит, рыжий зверь на всех сердит, он от злобы ест дрова, целый час, а может два. Ты рукой его не тронь, искусает всю ладонь. (огонь)
-
Красненький петушок по улице бежит, где пройдёт, остаётся уголёк. (пожар)
-
Идёт мышка по брусочку, она режет по кусочку. (огонь)
-
В избе – изба, на избе – труба, зашумело в избе, загудело в трубе, видит пламя народ, а тушить не идёт. (печка)
-
В картонном домике проживают гномики, уж такие добряки – раздают всем огоньки. (коробок спичек)
-
Благодаря какому древнегреческому мифу связаны огонь и традиция ношения перстней? (миф о наказании Прометея)
-
Представьте, что вы пошли в лес в поход. Спичек у вас не оказалось. Греет солнышко. Как разжечь огонь без спичек? (с помощью увеличительного стекла, линзы бинокля, фотоаппарата, стекла очков или часов, толстого бутылочного стекла. Солнечные лучи необходимо сфокусировать и направить на легковоспламеняющийся материал).
-
Вспомните, из какого произведения эти строки:
Чёрный дым по ветру стелется.
Плачет кошка-погорелица…
Нет ни дома, ни двора,
Ни подушки, ни ковра! (С.Маршак «Кошкин дом»)
-
Зачем костёр обкладывают камнями или вырывают вокруг него канавку? (чтобы огонь дальше не распространился)
-
Кто такой «костровой»? (в походе – ответственный за костёр. В его обязанности входит выбор места для костра, руководство заготовкой дров, укладка, розжиг костра, поддержание его горения, тушение. Это должен быть ответственный, опытный человек)
-
Он в походе нам помог, суп варил, картошку пёк, для похода он хорош, да с собой не унесёшь. (костёр)
-
Что в книге Киплинга «Маугли» звери в джунглях называют «красным цветком»? (пожар)
-
Вспомните, из какого произведения эти строки:
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит:
Эй, пожарные, бегите,
Помогите, помогите! (К.Чуковский «Путаница»)
Вопросы при попадании на схематичное изображение
знака «Внимание! Опасность!»
-
Можно ли открывать окно во время пожара? (нет, т.к. поток свежего воздуха усиливает горение)
-
Что нельзя тушить водой? (электроприборы, включенные в электросеть)
-
Можно ли пользоваться лифтом, если в доме пожар? (нет, т.к. во время пожара отключают электричество: лифт останавливается и человек окажется в ловушке)
-
Чем лучше смазывать место ожога: маслом или спиртом? (только холодная вода, снег или лёд)
-
Почему нельзя включать в одну розетку большое количество приборов? (происходит перегрузка сети, может возникнуть короткое замыкание)
-
Что делать, если в комнате много дыма? (закрыть нос и рот тканью, лучше мокрой, лечь на пол и ползти к выходу)
-
Сигнал, издаваемый пожарным автомобилем. (сирена)
-
Почему пожарная машина красного цвета? (красный цвет – цвет огня, чтобы водители видели и уступали дорогу)
-
Что делать, если на тебе или на другом человеке загорелась одежда? (упасть на землю и кататься, нельзя бежать или срывать с себя одежду)
-
Причина возгорания электропроводов? (короткое замыкание)
-
Что делать, если загорелся электрический прибор? (отключить электричество, накрыть прибор шерстяным одеялом, тяжёлой тканью и плотно прижать, чтобы не попал воздух)
-
Ты один дома. Неожиданно возник пожар. Как ты будешь действовать?
-
Основное средство для борьбы с огнём. (вода)
-
Отчего чаще всего страдают люди при пожаре? (от огня и дыма)
-
Почему нельзя весной поджигать сухую траву? (огонь может распространиться на большие территории, вместе с травой гибнут насекомые)
-
Почему нельзя оставлять без присмотра включенные электроприборы? (из-за короткого замыкания может возникнуть пожар)
-
Пожарный и пожарник. Чем отличаются эти понятия? (пожарный тушит пожар, пожарник – поджигатель или тот, кто пострадал)
-
Как вы думаете, почему для вызова пожарной команды используются цифры «01», а не другие? (это связано с дисковыми телефонами, в задымлённом помещении легче найти на диске первую и последнюю цифры).
Использованная литература:
-
Алендеева Н. Отважные пожарные // Читаем, учимся, играем. – 2007. - № 11. – С. 66-68.
-
Анохина Г. Запомнить нужно твёрдо нам: пожар не возникает сам! // Последний звонок. – 2007. - № 5. – С. 3-5.
-
Ни окон, ни дверей: Русские народные загадки, сказки. – М., 1989. – 31 с.: ил. – (Читаем сами).
-
Умный Ивашка, Жар-птица и Золотое зерно: русские народные загадки / Сост. Г.М.Науменко. – М., 1991. – 64 с.: ил.
-
Чрезвычайные ситуации: Энциклопедия школьника. – М., 2005. – 400 с.: ил.