Перейти на главную страницу
В наши дни музеефикация угасающей крестьянской культуры XVIII – XX веков, того подлинно русского уклада жизни, который всегда составлял предмет гордости народа, и чрезвычайно актуальна, и востребована самыми широкими слоями населениями.
Этнографический туризм представляется нам своевременным и перспективным для Рамонского района Воронежской области. С одной стороны, в той ситуации, которая складывается в этом районе, необходим поиск новых векторных направлений развития экономики, социальной сферы и инфраструктуры. Восстановление прежней промышленно-сельскохозяйственной сферы здесь маловероятно и более чем затратно. С другой стороны, села Рамонского района – благодатная среда для организации туризма с обеспечивающей его инфраструктурой, для превращения его в одно из базовых направлений развития района. В предполагаемом туристическом бизнес-пространстве можно не только задействовать такие известные, ключевые объекты, как усадьба Веневитиновых в Новоживотинном и дворец Ольденбургских в Рамони, но и реализовать проекты малого бизнеса, способные взять на себя направление «индустрии гостеприимства».
В этом районе на Дону стоит село Хвощеватка – один из самых чудесных уголков воронежской земли, еще недостаточно известный и изученный, но оттого еще более привлекательный. В последнее время он быстро превращается в один из центров притяжения туристов, экскурсантов, паломников. Село обладает богатейшим историческим прошлым, славится невероятно живописным ландшафтом, целебными родниковыми водами, чистейшим воздухом. Наконец, здесь сохранился целый комплекс охраняемых памятников истории и архитектуры и других достопримечательностей: дворянская усадьба Чертковых; храм во имя Параскевы Пятницы; Семиструйный источник с купелью; памятник царю-освободителю Александру II; мемориал Великой Отечественной войны; уникальная усадьба-музей «Гостеприимный дом бабушки Марии».
Село было основано в XVII в. служилыми людьми, получавшими здесь землю за свою военную службу. Название села повелось от своеобразного безлистного растения – хвоща. Хвощеватка (Фощеватка) впервые упоминается в документе 1683 г., который сообщает, что «деревню Фащеватку воронежцы Федор Струков, Крисан Федоров с товарищи поселили и дворы построили…». Вскоре, в самом конце XVII в., Хвощеватка стала считаться селом после строительства первой деревянной церкви. В это время здесь уже существовали поместья таких известных в будущем дворянских семей, как Веневитиновы, Северцовы, Михневы, Петровы. Помещик Федор Лаврентьевич Веневитинов женился на соседке Агафье Семеновне Петровой. В дальнейшем, в 1707 г. закрепил за собой имение с усадьбой племянник Ф.Л. Веневитинова – соратник Петра I Фаддей Антонович Веневитинов (ок.1674–1747).
В XVIII в. крестьянское население Хвощеватки было представлено как однодворцами (владельцами одного двора – потомками служилых людей), так и крепостными крестьянами нескольких помещиков. В 1746 г. насчитывалось 58 дворов, из них более половины – однодворческие. К 1780 г. сложились три наиболее крупные помещичьи усадьбы (с деревянными господскими домами), принадлежавшие Северцовым, Никулинковым и Михневым. В первой усадьбе родился и жил Алексей Петрович Северцов (1789–1871) – герой Отечественной войны 1812 г., потерявший руку в Бородинском сражении, а после отставки избранный предводителем дворянства Землянского уезда. Там же предположительно родился его сын, выдающийся зоолог, географ и путешественник Н.А. Северцов (1827–1885).
В конце XVIII в. у верхнего Балдажьего оврага застраивал наиболее значимую и доныне сохранившуюся усадьбу наместник В.А. Чертков (1726–1793) – видный подвижник экономической и культурной жизни в губернии. С 1780-х гг. уцелел построенный им большой кирпичный флигель (теперь его называют «Домом Черткова»). В последующем две другие усадьбы также перешли в руки Чертковых, а Веневитиновы, в том числе поэт Д.В. Веневитинов (1805–1827), остались владельцами смежных земель и часто бывали в Хвощеватке.
Стараниями потомков В.А. Черткова, отца и сына Ф.Д. и М.Ф. Чертковых, в Хвощеватке возвели из кирпича новый, величественный храм во имя Параскевы Пятницы. Его завершили в 1901 г. Это храм выдающийся, далеко не рядовой как по размерам, так и по архитектуре, созданный по оригинальному проекту. Во всем виден яркий уклон в русский стиль: и в пятиглавой композиции храмовой части, и в богатом краснокирпичном декоре.
К началу XX в. население Хвощеватки превысило 2,1 тыс. человек, стали привычны середняцкие кирпичные избы, хотя большинство домов осталось деревянными. В селе были хорошо развиты традиционные народные ремесла: кузнечное дело, лозоплетение, ткачество, прядение, вязание, вышивание, а также рыбный промысел. К этому времени в руках Чертковых сосредоточились 1100 десятин местной земли, и добросовестно трудившиеся на них наемные крестьяне принесли Хвощеватке славу села «с улучшенным скотоводством и овцеводством».
Ныне в Хвощеватке прописаны лишь 276 человек. Но она сохранила самую главную свою особенность – неповторимый бытовой колорит крестьянской культуры, без которой не могла состояться культура дворянская. В жизненном обустройстве хвощеватцев ярко видишь исконно русские обычаи и богатство русской души, слышишь мелодизм говора сельчан, их особую культуру пения. Здесь погружаешься в иной мир, где время течет неспешно, а вся жизнь манит старинной простотой. Ловишь себя на мысли, что блага цивилизации здесь чужды, опасаешься нарушить деревенскую гармонию. Желание сохранить этот тонкий мир и показать его другим породило данный проект: Музей-усадьбу крестьянского быта «Гостеприимный дом бабушки Марии».
Презентация этого проекта состоялась 3 октября 2010 г. Он призван музеефицировать один из последних уголков старинной жизни Хвощеватки: хату с усадьбой, где более ста лет жила крестьянская семья Парфеновых и Киселевых, коренных жителей села.
Сельское подворье расположено в живописном месте, около урочища Клинок – в треугольнике глубокого и извилистого Клиновского лога, словно на полуострове. За логом виднеются Пятницкий храм и Дон. Окрестные луга причудливо изрыты кротами, выжившими во время летнего зноя и пожара в 2010 г. После целебных осенних дождей и зимних снегов луга вновь заросли разнотравьем, а в логу, в глубокой пропасти пылает яркими кустами шиповник. Цветет большой приусадебный сад.
Особенно важно, что и сама хата, и многие экспонаты в ней – подлинные, включая вещи бабушки Марии (вплоть до ее приданого) и других хозяев хаты. Более того, их же руками создано большинство собранных здесь сельскохозяйственных орудий. В Воронежской области есть другие музеи с подобными экспонатами, но подлинная крестьянская усадьба музеефицирована здесь впервые и остается единственной.
Собственно, в Хвощеватке реализуется музейный проект нового поколения, в соответствии с самой актуальной и востребованной методикой, которую берут на вооружение передовые музеи мира, – с погружением в пространство культуры. Вы хотите не только познакомиться с уникальными предметами быта, но и почувствовать аромат свежескошенного сена на лугах, отведать дары сочных садов, испробовать настоящей деревенской трапезы, спеть народные песни вместе с народными артистами, научиться колоть дрова, топить печь, обжигать горшки? Все это ждет вас.
«Гостеприимный дом бабушки Марии» предлагает постоянно обновляющиеся Туры выходного дня, в рамках которых можно совершить экскурсии по достопамятным местам Хвощеватки и окрестностям, побывать в Пятницком храме, окунуться в купель Семиструйного источника или хотя бы запастись чистейшей водой, побывать в музее крестьянского быта, посетить концерты народных певцов, мастер-классы и выставки, на время забыть о цивилизации и пополнить свою жизнь новыми красками и впечатлениями. Для посетителей предусмотрены интерактивные программы «По воду», «По дрова», «Волшебное веретенце», «Прялка-говорунья», «Серебряные спицы», «Попей чайку – разгони тоску», «Ремеслу учиться – всегда пригодится» и другие, объединенные общим названием «Жизнь деревенского подворья». Есть и зимний интерактив: «Печка-печка, накорми меня», «Румяный блин», «Здоровье – снег!», «Клиновская чудо-горка».
Музей-усадьба предлагает экскурсионные маршруты с посещением дворянских усадеб в близлежащих селах. Основные – два маршрута.
1. Воронеж (памятник Славы) – с. Староживотинное, усадьба Веневитиновых – Олениных – с. Новоживотинное, усадьба Веневитиновых – с. Хвощеватка, усадьба Чертковых, Пятницкий храм, Семиструйный источник, усадьба-музей «Гостеприимный Дом бабушки Марии».
2. Воронеж (Никитинская библиотека) – с. Терновое, Богоявленский храм, усадьба Лосевых – Сомовых, ущелья р. Ведуги – с. Богоявленка, Богоявленский храм, усадьба Титовых – с. Русская Гвоздевка, усадьба Веневитиновых – с. Хвощеватка, усадьба Чертковых, Пятницкий храм, Семиструйный источник, Музей-усадьба «Гостеприимный Дом бабушки Марии.
В октябре 2010 г., совершив пробные экскурсии по первому маршруту, Хвощеватку и ее музей посетили первые гости из Воронежа, в том числе известные историки-краеведы: члены правления Областного совета краеведов В.Л. Елецких и Е.И. Габелко, историк архитектуры В.А. Митин, историк Н.А. Комолов, заведующая отделом редких книг Научной библиотеки ВГУ Г.С. Ланцузская и другие деятели культуры. Для гостей выступал фольклорный ансамбль «Старинушка» из села Новоживотинного, в котором участвуют две внучки бабушки Марии, Е.А. Виноградова и Г.А. Гребенникова.
Знакомство с крестьянской культурой начинается с внешнего осмотра Музея-усадьбы. Усадьбе Парфеновых – Киселевых, пережившей не одну войну, уже более ста лет. Каменная хата сооружена в конце XIX в. Парфеновыми – родственниками дворян Чертковых. (У помещика, строителя храма М.Ф. Черткова был внебрачный сын, родившийся от крестьянки Февроньи Парфеновой.)
Далее через призму истории семьи Парфеновых – Киселевых показана увлекательная история Хвощеватки. Экспозиция включает «Сени» и «Клеть». Устройство «Сеней» ориентировано на конец XIX в. В сенях крестьяне готовили еду и хранили инвентарь. Расположение вещественных экспонатов XIX – XX в. максимально приближено к подлинному. Вы видите серпы, коромысла, дранку для лыка, кочеток и крючок для вязания лаптей, ножницы для стрижки овец, нож для обработки конных копыт и многое другое. У стен стоят плетеные корзины начала XX в. и короб для белья конца XIX в. На стенах висят упряжь для лошади и армяк XIX в. Также в «Сенях» посетителю рассказывают у стендов об истории села, о Чертковых и других помещиках, о неразрывной связи дворянской и крестьянской культур. Среди раритетных фотографий – семейные снимки, подаренные внуком М.Ф. Черткова, известным французским издателем Мишелем Парфеновым во время его визита из Франции в Хвощеватку в 1990-е гг. На другом фото запечатлен приезд в село Парфенова вместе с другим внуком М.Ф. Черткова, живущим в США, – председателем Чертковского мемориально-культурного фонда Николаем Чертковым.
Но самое главное, конечно, – какие русские люди и как жили в доме возле Клинка. Об этом вы узнаете, перейдя в «Клеть». Помещение неотапливаемое, предназначенное в первую очередь под кладовую. Но здесь же, по русскому обычаю, жили молодые супруги после свадьбы. Пока гости садились за стол, молодых укладывали в клети в кровать. Через некоторое время сваты интересовались, хорошо ли выспались муж с женой, и приглашали их за общий стол.
Экспозиция полностью воспроизводит крестьянское убранство середины XIX – середины XX в. Стол с деревянным диваном, металлическая кровать с традиционным убранством (лоскутное одеяло, вышитое покрывало, большие наволочки с вышивкой и др.), детская люлька под потолком, настенный ковер живописной работы. Колода и ступа с пестиками, лопата для хлеба и совок для зерна, рогачи и чапли, рогатина для шерсти и гребни, прялка и швейная машинка «Зингер», различные светильники, чугунки и корчажки для молока и масла и прочее, и прочее. Почти вся утварь сохранена последней хозяйкой старинного дома М.К. Киселевой. Особая семейная реликвия – рушник, в котором бабушка Мария в войну привязывала к себе дочь Валю и прятала под одеждой. Есть и уголок дедушки, который был ветеринарным врачом: на полочке, словно нетронутые, стоят пузыречки и бутылочки с лекарствами, соска и груша для поения телят. Жизнь бабушки Марии и ее семьи ярко звучит в этой экспозиции.
Часть экспозиции посвящена Пятницкому храму: экспонируются подлинная старая луковица из убранства колокольни, кованые гвозди, найденные при реставрации церкви и др.
В осмотр усадьбы-музея входит также знакомство с крестьянским двором, садом и его окрестностями – Клинком и Клиновским логом. На дворе – телега, ремни, веревки, корзины: жизнь крестьянина всегда была тяжела, пронизана каждодневным трудом. Работа на земле, общение с природой накладывали особый отпечаток на характер людей, воспитывали в них терпение и доброту, надежду на лучшую долю, веру в милостивого Бога. Серые будни сполна компенсировались праздничными гуляниями…
Ныне в музее планируется проводить праздники: «Рождественские посиделки» (7 января), «Крещенский вечер» (18 января), «Широкая Масленица», «Троица», «Три Спаса», фестиваль русской культуры «Именины у Марии» (в день рождения бабушки Марии 9 августа), «День села Хвощеватки – Ременная» (10 ноября) и другие. Для участников интерактивных программ и зрителей в усадьбе уже устроены сценическая площадка и небольшая беседка. На месте воронки от бомбы – костровая яма. В будущем предполагается оборудовать новую сцену, обустроить костровую поляну, поставить печку, русские качели.
Еще одна особенность «Гостеприимного дома»: это семейный проект, в котором участвуют все потомки главной героини музея бабушки Марии, включая ее дочь, нынешнюю хозяйку усадьбы – педагога, ветерана труда Валентину Александровну Девицкую. Команда проекта пытается приобщить вас к истинно русскому укладу жизни, с его добрыми семейными традициями, широтой крестьянской души, щедростью, гостеприимством, золотыми руками.
Новый музей поднял и вопрос о спасении усадебного «Дома Чертковых» – пустующего памятника истории и архитектуры XVIII в. Поскольку «Гостеприимный дом бабушки Марии» организует концертные и другие культурно-просветительские мероприятия, было бы лучшим выходом передать для этих целей пустующий памятник.
В 2011 г. в сопровождении П.А. Попова совершил визит в Хвощеватку и Музей-усадьбу американский педагог, председатель Чертковского мемориально-культурного фонда Николай Сергеевич Чертков. Он с удовольствием слушал русские песни, сам играл на старинной гармони и пел частушки вместе с членами семьи «Гостеприимного дома» В.А. Девицкой, Е.А. Виноградовой, Г.А. и В.А. Гребенниковыми. Мы показали дорогому гостю его родовую усадьбу Чертковых, о сохранности которой он раньше не знал, несмотря на то, уже несколько раз приезжал в Хвощеватку, в храм и на источник. В беседке «Гостеприимного дома» «русский американец» с удовольствием пил чай, настоянный на травах Клинка, не переставал восхищаться природой его предков и мечтал, как бы он восстановил и обустроил «свою» усадьбу, если бы ему возвратили как наследнику «Дом Черткова».
Из откликов первых посетителей музея.
«От души благодарю вас, что сохранили память о моих предках, что сохранили память ушедших времен, что сохранили Хвощеватку, в которой жили прадед Федор Дмитриевич, дед Михаил Федорович и мой отец Сергей Михайлович. Спасибо вам, дорогие земляки! Николай Чертков (США)».
«Мне очень понравилась выставка и взаимоотношения между работниками музея, их связь с самим домом. Это было действительно прекрасно. Пожалуйста, продолжайте вашу деятельность! Молли Перкинс (США)».
«Сотрудники отдела редких книг Научной библиотеки ВГУ и члены правления Областного совета краеведов с благодарностью и восхищением прослушали историю семьи, ознакомились с экспонатами. В этом доме живет душа, история, дух Родины. Г.С. Ланцузская, А.П. Гладышева, И.В. Подкопаева, Е.И. Габелко и другие».
«Возрождаем Дом – возрождаем Россию! Низкий поклон и спасибо. Виктор Митин, советник Российской академии архитектуры и строительных наук».
«Настолько все интересно, здорово, ни на что не похоже. Желаем новых идей, много туристов. Семья Зайцевых – Корольковых (Воронеж)».
«Все очень интересно. С нетерпением ждем полной версии выставки. Студенты-физики ВГУ, 2 курс, 7 группа».
На перспективу разрабатывается также проект, призванный создать на базе этого Музея-усадьбы туристический комплекс «Историко-культурный русский центр «Марья». Общий замысел сводится к образованию многофункциональной туристической зоны. Проект предусматривает такие разделы, как «Русская трапеза», «Русская банька», «Кладовая народного мастерства», а в более отдаленной перспективе – создание этнодеревни «Марьино» и Центра изучения дворянской культуры «Провинциальная усадьба».
Предполагается, что началу осуществления проекта должна предшествовать значительная исследовательская работа, в том числе изучение опыта туристического бизнеса и индустрии гостеприимства известных историко-культурных заповедниках России. Необходимо установить наиболее приемлемые формы финансирования проекта и контроля за расходованием средств, гарантии капиталовложений; исследовать возможность инновационных подходов к управлению проектом; определить возможных спонсоров и инвесторов; рассчитать окупаемость проекта по нескольким вариантам. В частности, необходим предварительный расчет необходимого количества туристов – как российских, так и как иностранных – для обеспечения окупаемости комплекса.
Проект должен учитывать региональные особенности: расположение комплекса по отношению к крупным транспортным магистралям, транспортное обеспечение экскурсий, возможность привлечения местного населения для работы в туристическом бизнесе; поиск и приобретение антиквариата; возможности местного фермерского хозяйства для обеспечения комплекса необходимыми продуктами питания, включая эксклюзивные: донская рыба, раки, фрукты и овощи.
Исторический фон проекта подразумевает исследование сопряжения проекта с началом переоценки роли и места дворянских родов в истории России, установление тесных связей с родственниками основателей села Хвощеватки Чертковыми за границей. Необходимо научное исследование проблематики: «Отражение истории села в истории отдельно взятой крестьянской семьи».
Первичные мероприятия: следует рассчитать первичные вложения в проект (оценка земельных ресурсов, привлечение необходимых финансовых средств); проработать вопросы взаимной ответственности и гарантий для участников проекта; продумать рекламу проекта и агитацию сторонников, прежде всего среди местных жителей села и района; согласовать действия и намерения с региональными, районными и местными властями.
Проект призван значительно улучшить патриотическое воспитание молодежи Рамонского района. На территории Новоживотинновского сельского поселения, в селах Новоживотинном и Хвощеватке нет другого музейного учреждения с подобными экспозиционными материалами и интерактивными программами, делающего упор на познание народной, крестьянской культуры. Проект также вызовет приток воронежских и иногородних туристов, что заметно повысит статус села Хвощеватка.
В селе, где ныне не имеется ни учебных, ни культурных учреждений, возродятся просветительская работа и традиции культурного досуга молодежи.
В наши дни музеефикация угасающей крестьянской культуры XVIII – XX веков, того подлинно русского уклада жизни, который всегда составлял предмет гордости народа, и чрезвычайно актуа
09 10 2014
1 стр.
25 12 2014
4 стр.
Борисенко А. В., кандидат технических наук, старший научный сотрудник
02 10 2014
4 стр.
Научно-экспертного совета при председателе Совета Федерации фс рф;Аляев Андрей Викторович, кандидат политических наук, старший научный сотрудник, Дипломатическая академия мид росси
13 09 2014
1 стр.
Научно-экспертного совета при председателе Совета Федерации фс рф;Аляев Андрей Викторович, кандидат политических наук, старший научный сотрудник, Дипломатическая академия мид росси
12 09 2014
1 стр.
Научный консультант: Кларина Л. М., кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ирдо рао и нии исроо мдо
09 10 2014
1 стр.
Е. Александрова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института педагогических инноваций рао
15 09 2014
1 стр.
Климов Иван Александрович – кандидат социологических наук, доцент кафедры анализа социальных институтов гу-вшэ, старший научный сотрудник Института социологии ран
11 10 2014
1 стр.