Перейти на главную страницу
Г.А. Цукерман, которые помогают установить наличие и уровень самоконтроля и самооценки учащихся. Затем на основе полученных сведений мы предлагаем учащимся систему алгоритмических заданий, которые стимулируют развитие умений планировать свою работу, оценивать результаты своих действий как бы со стороны, формируют способность к рефлексии.
Для выполнения некоторых упражнений потребуется предварительная подготовка, изготовление необходимых карточек. Если занятия проводятся регулярно, то дети могут работать в тетрадях, что позволит контролировать развитие ребенка.
Предлагаемые упражнения могут быть использованы как в работе со всем классом, группой детей, так и на индивидуальных занятиях и при консультировании. Задания рассчитаны на учащихся начальных классов. Каждому упражнению можно посвятить целое занятие или часть его.
Упражнение 1. Царство клякс
"Сегодня нам с вами предстоит отправиться в Царство клякс. В этом царстве живут заколдованные кляксы, они ползают, прыгают, бегают, летают, радуются и грустят. Посмотрите, кто спрятался в этих кляксах? Лист можно переворачивать во все стороны, чтобы лучше увидеть заколдованных зверюшек, человечков, предметы, машины – все, все, все. Дорисуйте и раскрасьте кляксу так, чтобы мы смогли узнать, кого там заколдовали. А потом придумайте про них историю".
Упражнение 2. Путешествие по волшебному городу
Задачи:
Сегодня мы с вами будем путешествовать по волшебному городу. И этот город будем рисовать все вместе. В этом городе живут хорошие, добрые люди. Но почему-то их кто-то невзлюбил.Кто это мог быть? Почему?
И поэтому пришлось им построить вокруг города стену. Зачем?
Стена должна быть ровной и крепкой. Ваши ошибки – это лазейки для врагов.
Однако эта стена оказалась очень маленькой, и враги свободно преодолевали ее. Тогда жители города построили вторую стену.
Жили в этом городе люди как и мы в разных домах – маленьких деревянных и больших многоэтажках.
А чтобы домики были похожи на домики, дорисуем им крыши, окошки и т. д.
Было в этом городе много машин, но все они были одинаковые. Пририсуем им колеса и рули.
А различные грузы перевозили на больших машинах. Что можно перевозить на грузовых машинах?
Чтобы не было аварий, в городе поставили светофоры.
Около каждого светофора был пешеходный переход.
Однажды в городе произошло печальное событие – сломались все светофоры: постоянно горел только красный свет. Что делать?
На помощь пришел робот.
(Изобразив половину робота, попросить нарисовать вторую половину по образцу в зеркальном отражении, при необходимости поворачивая лист.)
Дорисуйте роботу все необходимое, придумайте про него сказку, а также волшебные слова, которые нужно сказать роботу, чтобы он отремонтировал светофоры.
Упражнение 3. Удивительный квадрат
Задачи:
Развивать внимание, логическое мышление.
1. Разложите фигурки по клеточкам так, чтобы в рядах лежали фигурки, одинаковые по форме.
2. Разложите фигурки по клеточкам так, чтобы в рядах лежали фигурки, одинаковые по цвету.
3. Разложите фигурки по клеточкам так, чтобы в столбцах лежали фигурки, одинаковые по форме.
4. Разложите фигурки по клеточкам так, чтобы в столбцах лежали фигурки, одинаковые по цвету.
5. Не двигая фигурки, сделайте так, чтобы фигурки, одинаковые по цвету, оказались снова в рядах (перевернуть листок с фигурками на 90º).
6. Разложите фигурки по клеточкам так, чтобы ни в рядах, ни в столбцах не было фигурок, одинаковых по цвету.
7. Разложите фигурки по клеточкам так, чтобы ни в рядах, ни в столбцах не было фигурок, одинаковых по форме.
8. Разложите фигурки по клеточкам так, чтобы ни в рядах, ни в столбцах не было фигурок, одинаковых ни по цвету, ни по форме.
9. Разложите фигурки по клеточкам так, чтобы ни в рядах, ни в столбцах не было фигурок, одинаковых ни по цвету, ни по форме, если одна или две фигурки уже стоят на своих местах.
Упражнение 4. Хорошо ли мы знаем друг друга?
1. Каждому необходимо написать достаточно подробные характеристики двух одноклассников (мальчика и девочки) и себя. Характеристика может содержать описание черт характера, проявлений поведенческих реакций без рассказа о внешних признаках человека – росте, цвете глаз, волос и т. п. Каждая характеристика пишется на отдельном листе бумаги, указывается, чья это характеристика и кто ее писал.
2. Далее зачитываются характеристики в случайном порядке, а дети отгадывают, кто бы это мог быть, и записывают их фамилии.
3. После этого списки сверяются. Тому, кто правильно отгадал, к кому относятся более 80% характеристик (показатель можно изменять на усмотрение психолога), присваивается звание “Юный психолог”.
узнали ребята о себе и других. Обсуждение можно завершить игрой “Узнай по голосу, по прикосновению”.
Упражнение 5. Мой характер
Задачи:
1. Перед вами круг, символизирующий ваш характер. Разделите круг на сектора в соответствии с мерой проявления каждой из черт вашего характера.
2. Свободное пространство обозначьте как х – неизвестное, что пока в себе еще непонятно.
(Процесс заполнения можно продемонстрировать на примере известного литературного героя, определяя присущие ему черты характера и их долю вместе с детьми на доске.)
Например, это может выглядеть так:
3. Подумайте, хотелось бы что-либо изменить в себе? В соответствии с этим переделайте схему: нужно заштриховать ненужное или мешающее и прибавить недостающее. Например:
4. Как такие изменения могут отразиться в реальных ситуациях: на уроке, в общении с друзьями и т. д.? (Проигрывание ситуаций из разных позиций: такой, какой я сейчас; такой, каким я хочу быть.)
Упражнение 6. Экспресс-газета класса
Создайте совместными усилиями газету вашего класса.
Ее название необходимо придумать всем классом.
Для выполнения задания формируются группы по 2–3 чел. (возможен вариант самостоятельной работы без группы), каждая группа выбирает 1–2 рубрики и создает свой проект.
Данное упражнение можно проводить с коррекционной целью. В этом случае желательно жестко ограничить количество рубрик и давать им соответствующие коррекционным целям названия.
Приложение № 5
Конспект урока-экскурсии в 1 классе
Тема: Мир, который меня окружает.
Цели: 1. Способствовать формированию понятий «окружающий мир», «живая и неживая природа», изделия»; расширять представления о приметах осени.
2. Развивать умение наблюдать за осенними изменениями в природе, образную память, эмоционально-эстетическую отзывчивость к красоте осенней природы.
3. Воспитывать любовь к окружающему миру.
Оборудование: стихи об осени, цветные мелки.
Ход урока.
1. Орг.момент.
2. Сообщение темы урока.
- Ребята, сегодня у нас будет не обычный урок, а урок-экскурсия. Мы отправимся в школьный двор. А еще мы станем художниками. Но об этом чуть позже. (Организованно выходим на улицу.)
- Ребята, посмотрите на наш школьный двор. Как красиво вокруг! Вот это все, что нас окружает, как можно назвать? (Окружающий мир.)
- Верно. А назовите, что вы видите в нашем дворе? (Дети перечисляют.)
- А что из того, что вы перечислили сделали люди? (Называют.)
- Ребята, все, что сделано руками человека, мы называем изделием. А что создано природой? (Называют.)
- Но ведь природа тоже бывает разная. Вот дерево. Как вы думаете, оно живое или нет? Докажите. (Дети называют признаки живого: растет, дышит, питается…)
-А вот пролетел воробей. Он живой? Докажите. (Доказывают.)
- А вот светит солнышко. Оно живое? (Нет, оно не дышит, не растет, не умирает, не размножается.)
- Вот мы и пришли к тому, что природа бывает «живая» и «неживая».
- Сегодня мы понаблюдаем с вами за природой. Какое сейчас время года? (Осень.)
- Послушайте стихи об осени, которые расскажут нам ребята.
1) Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Улетает осень: - Не жалейте лета!
Посмотрите, роща в золото одета.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый. (Э.Федоровский)
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу… (А. Майков)
Листья пожелтевшие по ветру летят. (А. Толстой)
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса. (А. Пушкин)
- Как красиво осенью! Меняется все. И живая природа, и неживая. Скажите, как изменилась неживая природа? (Солнце уже не греет, как летом, небо кажется ниже. Ветер дует часто. Дожди идут. Холодно.)
- А как изменилась живая природа? (Птицы улетают на юг. Листья желтеют, краснеют, опадают. Животные запасают на зиму припасы.)
- А как изменилась жизнь людей с приходом осени? ( Одеваемся теплее, в садах и огородах, на полях убирают урожай.)
- Все верно. А кто-нибудь знает, почему листья осенью опадают? (Ответы детей)
- Ребята, дело в том, что сбрасывая листья, деревья готовятся к зиме. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля долго сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья – не мусор: они очень нужны почве и растениям.
4. Физминутка.
- А теперь поиграем. Представьте, что вы листочки. Когда я скажу, что подул ветер, вы будете бегать, а когда скажу «тихо» - вы остановитесь.
- А теперь нарисуйте цветными мелками на асфальте осенние деревья. Покажите всю красоту осенней природы. (Рисуют в группах, выбранных по желанию детей. В итоге выбирается лучший рисунок.)
- Вот и подошла к концу наша экскурсия. Подведем итоги. Сейчас я буду диктором: расскажу вам о погоде осенью, а вы должны будете отгадать, когда такая погода бывает – в начале осени или в конце.
1) Уважаемые радиослушатели! Сегодня солнечная, теплая погода. Легкий ветерок раскачивает ветки деревьев, небо безоблачное. Дождь не ожидается в течение всего дня. Температура воздуха 10-12 градусов тепла.
2) Уважаемые радиослушатели! Сегодня холодная, дождливая погода, порывистый ветер. Температура 2-3 градуса выше нуля.
(Первое – про сентябрь, раннюю осень, второе – про октябрь-ноябрь, позднюю осень.)
- А сейчас нам пора возвращаться. Осень только началась, и мы еще с вами понаблюдаем, какие изменения будут происходить в природе.
Приложение №6
Конспект урока по окружающему миру. ( УМК « Гармония»)
Цель урока: познакомить с особенностями растений, характеризующими
их как живое существо; с условиями, необходимыми для
жизни растений.
Обобщение урока: растение – живое существо. Оно растет, развивается,
питается, дышит, размножается, двигается,
обладает способностью к восстановлению.
Планируемый результат.
Дети учатся:
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1. Мотивация Создание проблемной ситуации |
- на прошлом уроке мы пришли к выводу, что в процессе роста растение изменяется (развивается) и можно наблюдать последовательность появления его разных частей. ? каких
- посмотрите на ромашку. В центе надпись: « растение – живое существо». ?вы согласны с этим высказыванием. Обоснуйте свою позицию. Учитель записывает рядом и комментирует. - вы хорошо говорите, но остались лепестки со знаком вопроса, а ваши доказательства вызывают сомнения. ? как же доказать, что растение – живое существо ?что нам нужно узнать Учитель записывает цель исследования: изучить особенности растений и выявить такие свойства растений, которые позволяют отнести их к живым существам, т.е. доказать, что растение- живое существо.
|
Ответы детей Дети выдвигают свои доказательства Дети высказываются |
2. Исследование в малых группах |
Каждой группе предлагается для исследования иллюстрация с небольшим текстом и рабочий лист. Для подготовки сообщения предлагается « помощник ответа»: 1. мы прочитали о … 2. Оказывается, … 3. У некоторых растений…., а у других … 4. Мы сделали заключения: … |
Рассмотрев рисунок и прочитав текст, ребята должны выделить и записать в рабочем листе одну из особенностей растения |
3. Обмен информацией и ее организация |
Дается возможность каждой группе представить собранные материалы. Рабочие листы расположить вокруг лепестков. После выступления всех групп учитель переворачивает лепестки и открывает записи детям. |
|
4. Связывание информации, обобщение |
- посмотрите на ромашку; у нее все лепестки заполнены. - сравните свойства растений, выделенные вами, с тем, что записано на лепестках. ? все ли факты обнаружили Предложить детям соединить лепестки со свойствами. Выслушать ответы детей и сформулировать обобщение урока: растение-живое существо. Оно растет, развивается, питается, дышит, размножается, двигается, обладает способностью к восстановлению.
|
|
5. применение |
На доске изображено дерево. - мы доказали, что растение-живое существо. Тогда возникает вопрос. ? что необходимо растению для жизни Учитель вывешивает символы: свет, вода, тепло, воздух, почва |
Используя найденные признаки, дети называют |
03 09 2014
4 стр.
«Роща лиственниц» и «Массив сосновых боров на берегу Горьковского водохранилища близ с. Пелегово»
15 12 2014
7 стр.
Курсовое проектирование и выпускная квалификационная работа по специальности 260202 (2702) «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий»
03 09 2014
9 стр.
Выпускная квалификационная работа дипломированного специалиста, Тула, 2011. Пояснительная записка – 115 с., приложения – 17 с., электронного приложения
12 10 2014
18 стр.
Реквизиты использованных источников составляется общим пронумерованным списком, без разделения на виды источников
14 12 2014
1 стр.
С распространением ЭВМ в образовательных учреждениях можно сказать, что возникает потребность передачи данных. Некоторые приложения, которые нуждаются в системах связи, могут увели
17 12 2014
1 стр.
Влияние американской и японской моделей менеджмента на эффективность развития транснациональных корпораций южной кореи
18 12 2014
6 стр.
Спіс абазначэнняў да выпускной работы
15 10 2014
1 стр.