Перейти на главную страницу
Как можно организовать учебный процесс, чтобы он обеспечивал развитие у учащихся мыслительных и исследовательских умений, необходимых для самостоятельного учения? Одним из таких эффективных способов является систематическое применение проблемно-исследовательского метода в преподавании . Это связано с тем, что психолого-педагогическим основанием данного метода является моделирование в учебном процессе естественного процесса познания ребёнком окружающего мира.
Как же ребёнок познаёт мир? Очевидно, что любой поиск нового знания начинается с возникновения у ребёнка какого-то вопроса, трудности, невозможности что-то осуществить, т. е. с проблемы. Это структурное звено мышлении и познавательной активности — возникновение проблемы, предшествующее постановке мыслительной задачи, имеет самостоятельную ценность и особое значение в обучении. Именно данный этап мышления и познавательной активности ребёнка связан с порождением проблем, вопросов, формулированием новых задач, что имеет прямое отношение к процессам продуктивного и творческого мышления.
Полная структура мыслительного акта и соответствующей ему познавательной активности включает порождение проблемы и формулирование мыслительной задачи, решение задачи и обоснование найденного решения. Полная структура цикла мыслительного акта, по словам А. М. Матюшкина, и описывает продуктивный мыслительный процесс в отличие от репродуктивного. Таким образом, создание в учебном процессе условий для осуществления полной структуры мыслительного акта и является стратегической задачей методики обучения.
Как справедливо отметил В. П. Вахтеров, ребёнок и в своей обыденной жизни, и в школе, и в играх всё время наблюдает и производит опыты, сравнивает, систематизирует, анализирует и обобщает, т. е. делает то, что характеризует деятельность учёного. Разница заключается только в том, что делает это он неумело, пользуясь самыми примитивными и доступными ему приёмами. Всё вышесказанное позволяет говорить о том, что стихийное исследовательское поведение ребенка, его индуктивные и дедуктивные рассуждения необходимо включить в специально организованные исследования, которые позволяют овладеть приёмами и методами, заимствованными из науки и научного мышления, превратить процесс познания окружающей действительности в творческий процесс, способствующий развитию мышления и творческой активности человека.
Организация и проведение такого урока требуют от учителя особого искусства. Овладение этим искусством, так же как и подготовка таких занятий уже опытным учителем, занимают достаточно много времени. Что может помочь учителю при подготовке таких занятий? Прежде всего знание методики проведения учебного исследования, каждый этап которого соотносится с различными звеньями продуктивного мыслительного акта. Эта последовательность этапов и характеризует сущность методики обучения, в основе которой лежит проблемно-исследовательский метод.
Существуют две основные разновидности мыслительного процесса — индукция и дедукция. В связи с наличием двух основных разновидностей мыслительного процесса целесообразно выделить и две основные разновидности методики исследования — индуктивного и дедуктивного типа.
Основные этапы индуктивного и дедуктивного исследований:
Мотивация (создание проблемной ситуации) |
|
|
|
|
Дедуктивное исследование |
Исследование (может быть в малых группах) |
|
|
Обмен информацией Организация информации |
|
ОБОБЩЕНИЕ |
Связывание информации |
|
|
|
|
Индуктивное исследование |
Подведение итогов. Рефлексия |
|
|
Постановка новых вопросов |
|
|
Этап исследования |
Значение этапа | |
Индуктивное исследование |
Дедуктивное исследование | |
Мотивация или создание проблемной ситуации |
создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и формулирование вопроса, который вызывает психологическую необходимость поиска и является регулятором этого поиска |
создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение предположений, на которых формулируется гипотеза-обобщение, обусловливающая необходимость поиска фактов для ее обоснования |
Исследование |
Поиск решения проблемы |
Поиск фактов для обоснования или опровержения гипотезы-обобщения |
Обмен информации |
Изложение результатов исследования |
Изложение результатов исследования |
Организация информации |
Сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов с целью обеспечения условий для связывания разнородных данных и открытий нового принципа, идеи, обобщения |
Сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов с целью их оценки по отношению к гипотезе-обобщению и осознание обоснованности рассматриваемой гипотезы |
Связывание информации |
Открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения |
Формулирование заключений о доказанности гипотезы на основании оцененных и систематизированных ранее данных (определение границ обоснованности гипотезы-обобщения) |
Подведение итогов. Рефлексия |
Оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы по проблеме. Рефлексия |
Оценивание малых гипотез, вытекающих из основной гипотезы-обобщения, осмысление ее значения, уточнение, развитие. Рефлексия |
применение |
Использование найденного принципа, идеи, нового знания в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия |
Использование обоснованной в ходе исследования гипотезы- обобщения в новых условиях для понимания новых частных случаев |
Индукция и дедукция неразрывно связаны друг с другом. Индуктивное исследование на одном занятии может быть продолжено дедуктивным на другом. Это обеспечивает открытие новой идеи, с одной стороны, и ее критическую проверку – с другой методики исследования.
Занятие, построенное по законам методики исследования, представляет собой урок - систему. Цельность урока, его подчиненность одной идее обеспечивается двумя важнейшими компонентами – мотивацией и обобщением. Если обобщение – это содержательно-смысловой стержень урока, т.е. « ради чего» проводится урок, то мотивация, обеспечивающая возникновение вопроса, - это динамический стержень урока, т.е. « из-за чего» проводится урок. Благодаря обобщению обеспечивается содержательная цельность или единство урока, а благодаря мотивации – его психологическая цельность, обусловливающая психологическую связность и необходимость всех этапов, предотвращение распада урока на отдельные составные части.
Систематическое применение методики исследования в учебном процессе младших школьников обеспечивает развитие универсальных познавательных действий и приобретение важных исследовательских умений. В ходе осуществления индуктивных и дедуктивных исследований дети учатся:
Отличительной чертой урока-исследования является целостность, т.е. связность всех его этапов и их подчиненность одной функции – открытию или доказательству какого-то нового знания, идее урока.
В чем же специфика проблемной ситуации?
Необходимо спроектировать такое задание, выполнение которого обеспечит возникновение познавательной потребности в раскрытии неизвестного.
Пятый шаг – учителю необходимо продумать состав рабочих групп, распределение материала для изучения по группам, в какой форме ученики будут представлять результаты своего самостоятельного поиска. Основные этапы конструирования урока-исследования.
Этап |
Содержание деятельности |
Что нужно знать учителю |
1 |
Сформулировать обобщение урока |
Осознать, какое правило, принцип, закономерность или связь должны быть выявлены или обоснованы |
2 |
Определить материал для изучения, на основании которого можно выявить или обосновать обобщение |
Определить объем, характер, сложность и форму предъявления информации на основании значимых критериев |
3 |
Определить тип учебного исследования |
Учесть специфику обобщения, особенности материала, задачи, которые ставит учитель |
4 |
Сконструировать проблемную ситуацию для учеников |
Обеспечить возникновение потребности в раскрытии неизвестного (планируемого обобщения) |
5 |
Продумать состав групп, распределение материала для изучения по группам, форму представления работы |
Учесть принципы и правила организации работы в малых группах |
Чтобы сконструировать урок – исследование, учитель сам должен испытать потребность в создании нового, затруднение, приводящее к возникновению идее - обобщения и вопроса о неизвестном, осуществить поиск условий, необходимых для его нахождения и проверить правильность своего проекта в реальной учебной ситуации.
Возникновение сомнения, неуверенности вопроса или проблемы, на разрешение которых должна быть направлена вся активность учащихся на уроке, является целью этапа мотивации. Речь идет о повышении общего уровня активности учащихся, их избирательного интереса, и о стимулировании готовности к усвоению нового знания. Мотивация на уроке отличается от активизации тем, что она обеспечивает возникновение сомнения, вопроса, потребности узнать то новое и до сих пор неизвестное, что позволит решить возникшую проблему и что составляет цель предстоящего урока.
Именно проблемная ситуация обусловливает возникновение необходимого вопроса или проблемы у учащихся.
3 компонента проблемной ситуации:
( подробное описание см. приложение №1)
Одним из новых метапредметных результатов является формирование у выпускников начальной школы таких универсальных познавательных действий, как базовые исследовательские умения, обеспечивающие способность учиться путем сознательного и активного социального опыта.
Основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться.
Сформированность таких универсальных познавательных и исследовательских умения, таких как:
- формулировать исследовательские вопросы (« Задай вопрос»);
- формулировать гипотезы и обосновывать их;
- находить в тексте факты для подтверждения гипотезы;
- находить и выделять в тексте факты для ответа на поставленный вопрос;
- формулировать заключение на основе имеющихся фактов;
- выдвигать разные варианты решения проблемы;
- устанавливать последовательность событий на основе выделенных в тексте
Уровни сформированности умений исследовательской деятельности учащихся младших классов:
1. Исходный уровень определяется как уже имеющийся, сформировавшийся на основе спонтанного исследовательского опыта детей и учебных умений, полученных за время обучения в первом классе. Исходному уровню можно дать следующую характеристику: низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Ученик редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе.
2. Начальный уровень характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью учителя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое.
3. Продуктивный уровень обладает следующими характеристиками: устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) исследование. Учащийся имеет определенные знания об исследовательской деятельности, владеет многими умениями осуществления учебного исследования (может определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками информации); демонстрирует возможность оригинального подхода к решению проблемы, представлению результата своей деятельности.
4. Креативный уровень можно определить следующим образом: проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности.
Для определения уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников использовались следующие диагностические методы:
- педагогическое наблюдение, осуществляемое педагогом на уроках по различным дисциплинам, на занятиях исследовательской деятельностью;
- анализ продуктов исследовательской деятельности детей (исследовательских работ);
- опросники, позволяющие выявить и оценить сформированность конкретных умений, наличие знаний об исследовательской деятельности, проявления креативности, степень самостоятельности в исследовательской работе, мотивационное отношение к учебному исследованию младших школьников. (см. Приложение №3)
2.5 Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности в начальной школ.
Педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников:
1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей: использование адекватных методов обучения; адаптация понятий, связанных с исследовательской деятельностью, к возрасту учеников; доступность форм и методов проводимых исследований, соответствие тематики исследования возрастным особенностям и личностным интересам младших школьников. Исследование должно быть посильным, интересным и значимым для ребенка, полезным для его личностного развития. Индивидуальный подход позволяет учитывать способности, возможности, интересы, темп работы каждого учащегося, регулировать помощь взрослого, оказываемую в процессе учебного исследования.
2. Мотивированность исследовательской деятельности учащихся реализуется за счет создания ситуаций практического и интеллектуального затруднения в урочной и во внеурочной деятельности, актуализации потребности в новых знаниях, в расширении круга интересов учащихся, сообщении им знаний об исследовательской деятельности и ее значении для человека. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, её возможности в реализации собственных способностей, в саморазвитии и самосовершенствовании, понимать ценность исследовательской деятельности.
3. Деятельность педагога, реализующего позицию организатора учебно-исследовательской деятельности. Педагог должен владеть знаниями об исследовательской деятельности, включаться в сотрудничество и сотворчество, обладать творческим потенциалом для организации процесса учебного исследования, соответствующего возрасту и интересам детей, создавать творческую образовательную среду путем организации поиска, поощрения творческих начинаний и действий детей, использования творческих исследовательских заданий, продуктивных методов обучения, создания возможностей для самореализации учащихся, для проявления их самостоятельности и инициативности.
Важно обеспечение педагогом целенаправленности и систематичности процесса развития исследовательских умений младших школьников. Существенную роль в этом играет технология организации исследовательской деятельности, согласно которой выстраиваются исследовательские занятия с применением игровых, исследовательских, проблемных и эвристических методов обучения.
пять групп исследовательских умений младших школьников :
1. Умения организовать свою работу (организационные);
2. Умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые);
3. Умения работать с информацией, текстом (информационные);
4. Умения оформить и представить результат своей работы.
5. Умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные).
Таким образом, исследовательские умения детей младшего школьного возраста мы определяем как интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном детям материале и соответствующие этапам учебного исследования.
Условия эффективности исследовательской деятельности:
1. Ученик должен хотеть проводить исследование. Этого должен хотеть и учитель (провести именно это исследование). Если направление, тема не будут интересны хотя бы одной из двух взаимодействующих сторон, исследования не получиться.
2. Ученик должен суметь это сделать. Но, прежде всего это должен уметь сделать учитель. Как вы сможете руководить исследовательской деятельностью, если не представляете себе всю структуру работы, не знаете методики, не можете определить направления детальности? Для выполнения работы у ученика уже должны быть сформированы определённые компетентности.
3. Ученик должен получить удовлетворение от своей работы. (И учитель тоже – от своей деятельности и от работы ученика).
Исследовательскую работу выполняют в определенной последовательности. Процесс выполнения включает в себя семь этапов:
1) формулирование темы
2) формулирование цели и задач исследования
3) теоретические исследования;
4) экспериментальные исследования;
5) анализ и оформление научных исследований;
6) внедрение и эффективность научных исследований;
7) публичное представление работ на разного рода конференциях, чтениях.
Основополагающим моментом формулирования темы является решение проблемы выбора.
Обычно, в исследовательской работе 1/3 времени занимает правильная формулировка темы и цели работы, а также выбор или отработка методики проведения исследования.
1/3 - затрачивается на сбор материала во время наблюдений или при проведении опытов. И не менее 1/3 времени уходит на обработку материала, его анализ и обобщение, написание текста работы.
Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулирована цель исследования и его задачи. Цель работы должна быть конкретной, чётко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ.
Планирование работы подразумевает также необходимость в выборе методов работы и в определении методики проведения исследования. Очевидно, что истину дают не предположения, а точно и правильно подобранные факты и их объяснения, поэтому очень важна разработка методики сбора этих фактов. Хорошо продуманный и подобранный метод исследования часто создаёт основу его успеха.
После постановки цели и задач и выбора методов исследования, учитель предоставляет ученику план исследования с приблизительным указанием временных промежутков.
Установление любых закономерностей начинается со сбора фактов, относящихся к теме исследования. Факты эти могут быть получены из опубликованной литературы и любых других источников
Исследовательская деятельность требует много физических и моральных затрат, но имеет большое значение в учебно-воспитательном процессе. В ходе разработки той или иной темы учащийся значительно расширяет свой кругозор, совершенствует такие навыки как конспектирование материала, выделение главного и второстепенного, анализ отобранных фактов, подготовка самостоятельных аргументированных выводов. Эта работа существенным образом влияет на развитие речи, мышления, памяти ребят. Просто написать исследование - недостаточно, его нужно представить и защитить, ответив на вопросы слушателей и оппонентов. А для этого необходимо хорошее знание материала, свободное владение речью и достаточно высокая скорость мышления.
Сотрудничество руководителя и учащегося при написании работы должно выражаться не только в раскрытии способностей ребят, ориентации их на познание как ценность, но и в развитии личности самого преподавателя, способного эффективно использовать вверенные ему человеческие ресурсы. Занятие исследовательской деятельностью позволяют расширить кругозор и учащегося, и руководителя .
Следующий этап работы - анализ и оформление научных исследований. Выводы делаются в соответствии с поставленной целью и задачами. Они должны быть четкими и понятными . Ни для кого не секрет, что верная оценка результатов исследования является одной из наиболее сложных и в то же время важных задач. Важно научить детей решать поставленные задачи до конца, приводить любое начатое дело к логическому завершению.
Таким образом исследовательская деятельность младших школьников это:
1. Исследовательская деятельность – организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью.
2. В младшем школьном возрасте исследовательская деятельность представляет собой специфическую учебную деятельность, предполагающую наличие основных этапов, характерных для научного исследования и ориентированную на открытие лично значимых для учащегося знаний, формирование исследовательских умений.
3. Педагогическими условиями организации исследовательской деятельности младших школьников являются: ознакомление младших школьников с содержанием и техникой выполнения исследований, формирование у учащихся умений самостоятельной работы, формирование умений самоконтроля и развитие творческих способностей и инициативы учащихся.
Подготовительная работа к выполнению исследования началась с постановки задач:
Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определённой темы; систематизация знаний; знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы школьной программы.
Развивающие: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; использовать ИКТ при оформлении проведённого исследования; публично представлять результаты исследования.
Воспитательные: создать такой продукт, который будет интересен другим и востребован другими.
Темы, которые мы используем в своей работе, можно определить в три основные группы:
фантастические - ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
теоретические - ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках;
эмпирические - проведение собственных экспериментов.
По характеру проведения наиболее эффективны исследовательские экскурсии.
(см. приложение №5)
03 09 2014
4 стр.
«Роща лиственниц» и «Массив сосновых боров на берегу Горьковского водохранилища близ с. Пелегово»
15 12 2014
7 стр.
Курсовое проектирование и выпускная квалификационная работа по специальности 260202 (2702) «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий»
03 09 2014
9 стр.
Выпускная квалификационная работа дипломированного специалиста, Тула, 2011. Пояснительная записка – 115 с., приложения – 17 с., электронного приложения
12 10 2014
18 стр.
Реквизиты использованных источников составляется общим пронумерованным списком, без разделения на виды источников
14 12 2014
1 стр.
С распространением ЭВМ в образовательных учреждениях можно сказать, что возникает потребность передачи данных. Некоторые приложения, которые нуждаются в системах связи, могут увели
17 12 2014
1 стр.
Влияние американской и японской моделей менеджмента на эффективность развития транснациональных корпораций южной кореи
18 12 2014
6 стр.
Спіс абазначэнняў да выпускной работы
15 10 2014
1 стр.