Перейти на главную страницу
1. Образовательные: закрепить, систематизировать и расширить знания о высших растениях, и научить применять их в жизни.
2. Развивающие: формировать умения выделять главное, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать навыки логического мышления, речевую деятельность, развивать у учащихся интерес к предмету.
3. Воспитательные: воспитывать культуру общения, сознательную дисциплину, формировать навыки коммуникативной работы, умение работать в команде
1. MS Power Point
2. Презентация
Необходимое оборудование и материалы: презентация, проектор, компьютер, раздаточный материал для команд, табло для счета, сигнальные карточки, ведомость активности, песочные часы.
Ход сценария:
Учитель: здравствуйте уважаемые игроки, дорогие гости, болельщики! Приветствую Вас на интеллектуальной игре «Ботанический звездный час». Обратите, пожалуйста, внимание на экран, вам представлены слова греческого историка Саллюстия «При единении и малое растет, при раздоре и величайшее распадается». Пусть эти слова помогут командам в сегодняшней игре, желаю успехов.
Учитель: уважаемые игроки, мы начинаем нашу игру с приветствия команд.
Слово предоставляется первой команде
Спасибо.
Слово предоставляется второй команде
Спасибо командам за приветствие.
Учитель: уважаемые участники команд внимательно посмотрите на картину и определите, представители каких царств на ней изображены? (слайд №3)
Ученики: царства животные, растения, грибы, бактерии.
Учитель: спасибо, ответ правильный. Сегодня у нас пойдет речь о царстве растений, но для того, чтобы уточнить, о каких именно растениях пойдет речь, вы должны правильно заполнить схему. Та команда, которая первая справится с заданием, поднимает сигнальную карточку и отвечает, команда соперников внимательно слушает и исправляет возможные ошибки. Внимание, на экран! (слайд №4) «Закончи схему».
Учитель: уважаемые игроки, давайте посмотрим, как команды справились с заданием. Ответы предоставляет первая команда, затем – вторая. Проверка задания (слайд №5)
Спасибо командам. Именно о подцарстве высшие растения пойдет сегодня речь. Первый конкурс называется «Сообрази».
«Наступил август - последний летний месяц. Кое - где уже заметно дыхание осени. Отцветают ромашки (1.Семейство?) и колокольчики (2.Способ опыления?), у многих растений созревают семена. На пустырях жухнет пижма (3.Вид соцветия?). Рядом достаивают великолепные нивяники, называемые в быту - большими ромашками. Насыпи все еще покрыты разноцветным вьюнком (4.Форма побега?). На березах (5.Способ распространения семян) и дубах (6.Жилкование листьев) замелькали уже желтые листья, на лугах голубыми бантиками украсился цикорий (7.Из какой части растения приготавливают кофе). Поспевают поздние ягоды – толокнянка (8.Тип корневой системы), брусника (9.Жизненная форма)».
1. Сложноцветные
2. Перекрестное опыление (насекомые)
3. Корзинки
4. Вьющийся
5. Ветер
7. Корень
8. Стержневая
9. Кустарнички
В листьях растений третьей планеты, под действием лучей этой звезды, дающий непрерывный спектр, протекает процесс фотосинтеза, и листья становятся зелеными. Это замечают и птицы семейства воробьиных, в частности ласточки, которые летят к нам в постройки, и мы судим о смене времен года (слайд №14).
Первое дело - мир освещать,
Второе дело - скрип утешать,
Третье дело - больных исцелять,
Четвёртое дело - чистоту соблюдать.
Внимание вопрос! Что это за дерево? Объясните, о чём говорится в песне (слайд №16).
Ответ: Берёза. Люди освещали дома берёзовыми лучинками; дёгтем из берёзовой коры смазывали оси колёс, чтобы не скрипели; от болезней почек, печени и лёгких помогает отвар берёзовых почек; полы мыли да парились берёзовыми вениками (слайд №17)
Спасибо. Обе команды хорошо поработали.
Поднимите, пожалуйста, сигнальные карточки, те, кто правильно рассуждал. Спасибо. Следующий конкурс называется «Ботаническая мозаика»
Корней нет, есть ризоиды, это листостебельное растение. Из спор вырастают короткоживущие побеги, состоящие из ножки и коробочки (спорангия). Гаметофит — многолетний зелёный побег с листоподобными выростами и корнеподобными выростами (ризоидами) (слайд №18)
Поднимите, пожалуйста, сигнальные карточки, те, кто принимал участие в обсуждении, давая правильные ответы.
Спасибо командам.
Уважаемые игроки! Зрители с помощью Натальи Михайловны приготовили для вас вопросы для следующего конкурса, который называется «Заморочки из бочки». Команда вытягивает вопрос из бочки, читает его вслух, 1 минута на обсуждение дается обеим командам, но отвечает команда, которая вытянула этот вопрос. Если команда дает неверный ответ, право ответа переходит другой команде. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.
IV. «Заморочки из бочки»
1. Лесник, поранив руку, обмотал ее сухим торфяным мхом. Не навредил ли он себе?
Ответ: лесник правильно использовал мох, так как он обладает прекрасным бактерицидным свойством и способностью впитывать влагу, благодаря чему может применяться в качестве перевязочного материала.
2. Почему в торфяных болотах находили корни деревьев, почти не разложившиеся тела погибших животных и людей?
Ответ: в торфяной толще мало кислорода. Вода торфяных болот содержит гуминовые кислоты, убивающие микробы. Поэтому торф является хорошим антисептиком.
3. Родители Никиты, увидев на огороде растущий полевой хвощ забеспокоились. "Нужно почву известковать», - решил отец. Почему он так решил?
Ответ: полевой хвощ растет на кислых почвах, и появление этого растения говорит о том, что почву необходимо известковать.
4. Древесина какого хвойного дерева очень прочна и устойчива против гниения? Именно это дерево, из хвойных, нельзя транспортировать по воде самосплавом, почему?
Ответ: лиственница. Лиственницу. Ее древесина тяжелая и в воде быстро тонет.
5. Отчего образуются морозобойные трещины на стволах деревьев в лесах и парках? В каком месяце чаще?
Ответ: морозобоины появляются от резких колебаний температуры дня и ночи, когда стволы днем сильно нагреваются, а ночью охлаждаются. Обычно холод раскалывает деревья в морозные февральские ночи. Чаще страдают деревья с твердой древесиной: дуб, клен, ясень, сосна.
6. В Чехословакии в одном лесу росла огромная ель, которую приходили смотреть тысячи людей. Спустя несколько лет ель погибла, почему?
Ответ: тысячи людей за несколько лет утоптали землю, дыхание корней нарушилось, и ель погибла.
Учитель: молодцы обе команды. Поднимите, пожалуйста, сигнальные карточки, те, кто принимал участие в обсуждении, давая правильные ответы.
Спасибо. Хорошо поработали и, наверное, немного устали, пока жюри подводит итоги прошедших конкурсов, я объявляю музыкальную паузу.
Спасибо. Мы продолжаем. Следующий конкурс «Барон Мюнхгаузен»
Текст для первой команды с ошибками (слайд №20)
Однажды мне приснился сон, как будто я с одноклассниками совершил путешествие на огромный материк Гондвана. Мы решили прогуляться по берегу Палеозойского моря. Море было теплое - теплое, вокруг царила тишина, только время от времени мимо нас пробегали двухметровые многоножки, скорпионы и пауки. Повсеместно мы встречали примитивные низкорослые растения – псилофиты и мелкие кустарники. Рядом с ними произрастали гигантские папоротники с крупными красными цветами. Хвощевидные были представлены каламитами, плауны – лепидодендронами, рододендронами и сигилляриями. В высоту они достигали примерно 30 метров, и имели глубокие стержневые корневые системы.
Мы себе и представить не могли, что эти гиганты когда – то вымрут и послужат материалом для образования многочисленных пластов бурого угля (каменный уголь).
Текст для второй команды с ошибками (слайд №21)
Однажды, после изучения темы «Развитие жизни на Земле», я решил пофантазировать и совершить путешествие в мезозойскую эру. Когда я о своем путешествии рассказал учителю биологии, она сказала: «В твоих фантазиях есть ошибки». Ребята, помогите мне их найти и исправить.
Я начал свое путешествие по суше, и был удивлен богатством и разнообразием растительного мира мезозойской эры. Среди многочисленных голосеменных были цикадовые, бенетитовые. Мое воображение поразили: кипарисы, секвойи, а особенно тис ягодный: все дерево было усыпано яркими желтыми цветами и красными плодами. Около воды произрастали гигантские семенные папоротники, прогимноспермы, кордаиты и голосеменные: цикадовые, гинковые, магнолиевые и хвойные, потому что их жизненный цикл зависел от воды. В воде плавали ихтиозавры, по суше бегали гигантские динозавры, в небе летали архозавры и птеродактили. К концу мелового периода все папоротники и голосеменные вымерли и появились цветковые, такие как эвкалипты, олеандры, коричневые лавры, платаны. Это было важнейшей вехой в эволюции растений.
Ответы команд (слайды №22, 23):
Однажды мне приснился сон, как будто я с одноклассниками совершил путешествие на огромный материк Гондвана. Мы решили прогуляться по берегу Палеозойского моря. Море было теплое - теплое, вокруг царила тишина, только время от времени мимо нас пробегали двухметровые многоножки, скорпионы и пауки. Повсеместно мы встречали примитивные низкорослые растения – псилофиты и мелкие кустарники. Рядом с ними произрастали гигантские папоротники с крупными красными цветами. Хвощевидные были представлены каламитами, плауны – лепидодендронами, рододендронами и сигилляриями. В высоту они достигали примерно 30 метров, и имели глубокие стержневые корневые системы.
Мы себе и представить не могли, что эти гиганты когда – то вымрут и послужат материалом для образования многочисленных пластов бурого угля (каменный уголь).
Однажды, после изучения темы «Развитие жизни на Земле», я решил пофантазировать и совершить путешествие в мезозойскую эру. Когда я о своем путешествии рассказал учителю биологии, она сказала: «В твоих фантазиях есть ошибки». Ребята, помогите мне их найти и исправить.
Я начал свое путешествие по суше, и был удивлен богатством и разнообразием растительного мира мезозойской эры. Среди многочисленных голосеменных были цикадовые, бенетитовые. Мое воображение поразили: кипарисы, секвойи, а особенно тис ягодный: все дерево было усыпано яркими желтыми цветами и красными плодами. Около воды произрастали гигантские семенные папоротники, прогимноспермы, кордаиты и голосеменные: цикадовые, гинковые, магнолиевые и хвойные, потому что их жизненный цикл зависел от воды. В воде плавали ихтиозавры, по суше бегали гигантские динозавры, в небе летали архозавры и птеродактили. К концу мелового периода все папоротники и голосеменные вымерли и появились цветковые, такие как эвкалипты, олеандры, коричневые лавры, платаны. Это было важнейшей вехой в эволюции растений.
Спасибо командам. Следующий конкурс «Круглый стол»
Время, уважаемые игроки. Первая команда … Вторая команда … Спасибо.
Поднимите, пожалуйста, сигнальные карточки, те, кто принимал участие в обсуждении, давая правильные ответы.
Спасибо командам.
Плод, находящийся в черном ящике трижды влиял на судьбу человека. Вопрос: назовите плод и объясните его влияние на судьбу человека. Максимальное количество баллов – 4. Две минуты на обсуждение.
Молодцы. Поднимите, пожалуйста, сигнальные карточки, те, кто принимал участие в обсуждении, давая правильные ответы. Спасибо.
Пока жюри подводит итоги, команды приготовили для соперников небольшой подарок, но чтобы его получить, команда должна определить, что это, задавая наводящие вопросы. Ключевое слово – фрукт. Пожалуйста, первая команда …
Спасибо. Вторая команда …
Слово предоставляется капитанам команд …
Слово предоставляется жюри …
Вручение грамот командам.
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:
1. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: «5 за знание», 2006.
2. И.В. Никишина. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. Из-во «Учитель», Волгоград, 2008.
3. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6 – 9 классы/авт.-сост. Ю.В. Щербакова, И.С. Козлова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2010.
4. Покрытосеменные/Т.А. Козлова, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2003.
5. Споровые растения. Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники/Т.А. Козлова, В. И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2005.
Интернет – ресурсы:
1. https://21205s03.edusite.ru/p187aa1.html
2. https://personbio.com/view
3. https://images.yandex.ru/yandsearch?text
Анализ мероприятия педагогами
На заседании методического объединения проводился анализ мероприятия. Была дана оценка: данное мероприятие проведено с учетом новых требований ФГОС, особое внимание уделялось развитию УУД, в большей степени коммуникативных.
Вид деятельности |
Виды коммуникаций |
Приветствие |
Соблюдение норм речевого этикета |
«Закончи схему» |
Восприятие текста, осознание, высказывание позиций игроков, аргументация (опираясь на знания, полученные на уроках), заполнение схемы. |
«Сообрази» |
Знакомство с информацией, осознание, высказывание своих мыслей вслух, выслушивание других позиций, постановка вопросов, уточнение ответов, сопоставление всех точек зрения, обоснование (аргументация), формулировка вывода. |
«Эрудиты» |
Восприятие задания, осознание, обсуждение различных точек зрения, выбор наиболее правильной позиции. |
«Ботаническая мозаика» |
Восприятие задания (работа с иллюстрациями), осмысление, участие в диалоге, учет разных мнений, обоснование разных позиций (опираясь на знания), выбор одной позиции, выполнение задания |
«Заморочки из бочки» |
Восприятие задания, осознание, координация разных мнений и позиций в сотрудничестве, формирование общей точки зрения |
«Барон Мюнхгаузен» (домашнее задание - составление текста с ошибками для партнеров) |
Восприятие текста, осознание, поиск ошибок, обоснование собственной позиции и принятие позиции всех партнеров, выявление разногласий, выбор общего решения в сотрудничестве |
«Круглый стол» |
Восприятие задания, осознание, формулировка собственного мнения вслух |
«Черный ящик» |
Восприятие задания, осознание, обсуждение различных точек зрения вслух, сопоставление различных точек зрения с аргументацией, уточнение разногласий, выбор ответа |
«Ты - мне, я – тебе» |
Соблюдение норм речевого этикета |
Ф. игрока
|
Кон- курс «Сообра-зи» |
Кон- курс «Эруди- ты»
|
Кон- курс «Ботани-ческая мозаика» |
Кон- курс «Замо- рочки из бочки»
|
Кон- курс «Барон Мюнхгаузен» |
Кон- курс «Круг-лый стол» |
Кон- курс «Чер- ный ящик»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Назва- ние команд |
Кон- курс «Сообра-зи» 9 баллов
|
Кон- курс «Эруди-ты» 5 баллов каждый вопрос
|
Кон- курс «Ботани-ческая мозаика» 2 балла
|
Кон- курс «Замо- рочки из бочки» 2 балла вопрос |
Кон- курс «Барон Мюнхгаузен» 5 баллов
|
Кон- курс «Круг- лый стол» 6 баллов
|
Кон- курс «Чер- ный ящик» 4 балла
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
|
|
|
18 12 2014
1 стр.
Маслова Валентина Ивановна учитель моу синявской Сош Воронежской обл., Таловский р-н, с
23 12 2014
1 стр.
Игра состоит из семи туров: “Литературный”, “Спортивный”, “Зоологический”,”Исторический”,”Составь слова”,”Логические цепочки”,”Финал”
11 10 2014
1 стр.
Убедить ребят в необходимости правильного питания. Закрепить знания о правильном питании. Развивать мотивацию здорового образа жизни. Используя интересные научные данные, рассказат
14 12 2014
1 стр.
Ведущий 2: Внеклассное мероприятие, посвященное 90-летию со Дня рождения Пионерии, объявляется открытым!
26 09 2014
1 стр.
Цель: выявить уровень готовности детей к школьному обучению и выявить индивидуальные особенности детей на конец года
25 12 2014
1 стр.
«Химия в школе» и библиотечку этого журнала. Ценность этого мероприятия, я думаю, ещё состоит в том, что в ходе неё осуществляется межпредметная связь с географией
10 09 2014
1 стр.
Мы собрались сегодня в этом зале, чтобы провести игру Последний герой” по русскому языку и литературе. Вам, участникам игры, предстоит нелёгкая задача: вспомнить всё, что вы изучал
04 09 2014
1 стр.