Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2


Департамент образования города Москвы
Самарский филиал

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»


Факультет менеджмента


Кафедра экономической теории и менеджмента

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

по специальности 080507.65 «Менеджмент организации»

Самара 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ
Часть I. Учебная программа дисциплины………………………………….3

1. Пояснительная записка……………………………………………………….5

2. Содержание дисциплины…………………………………………………….7

3. Список рекомендуемой литературы………………………………………..11

4. Тематика дипломных работ…………………………………………………12

Часть II. Рабочая учебная программа дисциплины……………………….16

1. Тематический план курса…………………………………………………….18

1.1 Тематический план курса «Управление качеством»…………………………...18

для студентов очной формы обучения…………………………………………...18

1.2 Тематический план курса «Управление качеством»…………………………...19

для студентов заочной формы обучения………………………………………….19

2. Тематика лекционной части………………………………………………….20

3. Методика проведения и планы семинарских

и практических занятий…………………………………………………………27

4. Список рекомендуемой литературы…………………………………………33

5. Вопросы к экзамену по дисциплине…………………………………………34

6. Тематика контрольных работ………………………………………………...36

7. Тематика для самостоятельной работы……………………………………...38

8. Тест по дисциплине…………………………………………………………...40

Департамент образования города Москвы
Самарский филиал

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Факультет менеджмента

Кафедра экономической теории и менеджмента


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Управление качеством


Часть I. Учебная программа дисциплины

080507.65 «Менеджмент организации», специалитет

Факультет менеджмента

Курс 3, семестр 5,6

Самара 2007

Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры экономической теории и менеджмента, протокол № 2 от 30.10.2007 г.

Составитель:

к.э.н., старший преподаватель Чуриков Ю.В.


Зав. кафедрой экономической теории и менеджмента

к.э.н., доцент, Яковлева Н.Г.



1. ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА
Требования ГОС ВПО к содержанию

дисциплины по специальности
Программа курса «Управление качеством» разработана в соответствии с требованиями ГОС ВПО. Общее количество часов на дисциплину 308.


Индекс

Наименование дисциплин и их основные

дидактические единицы

Всего часов

1

2

3

СД

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ




СД.09

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ.

Сущность качества и управления им, основные методы управления качеством, сферы приложения методов управления качеством; квалиметрия как наука, ее роль, методы и области практического применения.






Цель курса - дать студентам, будущим менеджерам, основы теории качества и выработать практические умения управления качеством с использованием принципов системного анализа.

Основные задачи курса: изучение основ теории качества, теории и практики измерений и контроля показателей качества, современных моделей управления качеством, сертификации продукции, услуг и систем качества, социальных и экономических аспектов обеспечения и улучшения качества.

Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины состоит из двух основных частей:



  1. Учебная программа дисциплины.

  2. Рабочая учебная программа дисциплины.

В которых изложены темы и их содержание, контрольные вопросы к экзаменам, контрольные и практические задания, а также список рекомендуемой литературы.

Результатом завершения изучения дисциплины «Управление качеством» должны стать прочные знания основ теории качества и практические умения управления качеством с использованием принципов системного анализа и теоретических знаний.

Преподавание курса ведется с использованием активных форм обучения: лекций в проблемной постановке, практических занятий, деловых игр, дискуссий. Индивидуальная работа включает написание рефератов по предложенной тематике.

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел I. История развития управления качеством
Тема 1. Эволюционное развитие теории управления качеством

Этапы осознания категории «качество». Категории качества. Философские взгляды на качество. Классификация типов качества. Основные факторы, определяющие уровень осознания и понимания сущности категории «качество». Подходы зарубежных исследователей к трактовке категории «качество».


Тема 2. Национальные школы управления качеством

Японская школа. Основные представители японской школы. Американская школа. Основные представители американской школы. Русская школа. Основные представители русской школы.


Тема 3. Отечественный опыт управления качеством продукции

Отечественные системы управления качеством: БИП, СБТ, КАНАРСПИ, НОРМ, КС УКП, КС УКП и ЭЙР. Их преимущества и недостатки.


Тема 4. Актуальность проблем качества

Роль качества в обеспечении конкурентоспособности предприятия. Положение по обеспечению качества на развивающихся предприятиях России.


Раздел II. Качество продукции и услуг: понятия, объекты, система
Тема 5. Понятия «качество» и «качество продукции»

Взгляды на понятие «качество» в международных стандартах ИСО серии 9000 различных лет изданий. Основные дополнения к определению «качество продукции». Понятие «качество проекта».


Тема 6. Объекты качества

Виды готового продукта. Правило 10-кратных затрат. Основные факторы, определяющие качество. Объекты менеджмента качества. Этапы процесса разработки (проектирования). Определение выхода процесса. Характеристики качества процесса: результативность, эффективность и гибкость.

Тема 7. Система менеджмента качества

Понятие «система». Эволюционное развитие понятия «система». Взаимосвязь терминов в области системного подхода к управлению качеством. Политика в области качества. Цели в области качества. Принципы функционирования системы менеджмента качества. Объекты и субъекты системы менеджмента качества. Разнообразные модели систем управления качеством. Характеристики подпроцессов менеджмента качества.


Раздел III. Теоретические основы управления качеством
Тема 8. Основные принципы менеджмента качества

Ориентация на потребителя. Лидирующая роль руководства. Процессный подход. Системный подход. Вовлечение всех сотрудников в управление качеством. Постоянное улучшение. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Принятие решений основанных на фактах. Основные выгоды от применения базовых принципов.


Тема 9. Основные инструменты статистического контроля

Бенчмаркинг. Диаграмма «скелет рыбы». Контрольный листок. Блок-схема процесса. Линейный график. График протекания процесса. Гистограмма плотности распределения. Диаграмма Парето. Анализ характера и последствий отказа. Диаграмма разброса. Контрольная карта. Анализ силового поля. Кружки Контроля Качества.


Тема 10. Семь инструментов управления и процесс развертывания функции качества

Диаграмма сродства. Диаграмма связей. Древовидная диаграмма. Матричная диаграмма. Стрелочная диаграмма. Диаграмма процесса осуществления программы (РDРС). Матрица приоритетов (анализ матричных данных). Развертывание функции качества. «Дом качества». Последовательность шагов при развертывании функции качества. Профиль требуемого качества. Профиль желаемого качества.


Тема 11. Квалиметрия – наука об измерении качества

Понятия свойств и показателей качества. Структура потребительских свойств. Классификация методов определения значений показателей качества. Измерение качества. Методы оценки уровня качества.
Раздел IV. Нормативное сопровождение управления качеством
Тема 12. История эволюционного развития стандартов качества

Причины пересмотра стандартов. 5 базовых стандартов.


Тема 13. Стандарты ИСО серии 9000

Цели и задачи международных стандартов ИСО серии 9000. Модель совершенствования качества. Положительные результаты применения стандартов серии ИСО 9000.


Тема 14. Структура базовых стандартов ИСО серии 9000

Основные элементы базовых стандартов ИСО серии 9000.


Тема 15. Реализация принципов менеджмента качества в ИСО 9001

Модель менеджмента качества, основанная на процессном подходе. Менеджмент процессов. Различие понятий «процедура» и «процесс». Примеры внешних и внутренних процессов. Базовая модель процесса. Обязательные процедуры в ИСО 9001. Требования к документации. Руководство по качеству. Управление документацией. Управление записями.


Раздел V. Экономика качества продукции и услуг
Тема 16. Экономические категории качества

Диаграмма затрат и выручки от продажи продукта. Зависимость цены от количества реализованного продукта при постоянном объеме выручки. Традиционная модель оптимальной стоимости качества.

Тема 17. Затраты на качество и их классификация

Структура доходов и затрат. Основные составляющие затрат на качество. Окупаемость затрат на качество. Относительные доли элементов затрат на качество. Практическое использование оценок затрат на качество


Тема 18. Использование данных о затратах, связанных с качеством

Последовательность действий по совершенствованию затрат на качество. Потенциальные источники затрат на качество.


Раздел VI. Аудит качества и премии качества
Тема 19. Типы аудиторских проверок и применяемых

моделей оценки качества

Понятие «аудит». Цели проведения аудита. Типы аудиторских проверок. Органы по сертификации систем менеджмента качества.
Тема 20. Подготовка к внешнему аудиту на соответствие

стандартам ИСО серии 9000

Организационные мероприятия на этапах разработки, внедрения и сертификации системы менеджмента качества. Основные требования членам аудиторской команды. Подготовка персонала организации к проведению сертификационного аудита.

Тема 21. Премии качества

Премии за достижения в области качества. Критерии оценки предприятия и его системы менеджмента качества. Процедура выполнения оценки соответствия требованиям.
Раздел VII. Системы экологического менеджмента

Парадигма экологического менеджмента, основанного на процессном подходе



Модели экологического менеджмента. Принципы и элементы системы экологического менеджмента. Нормативное сопровождение систем экологического менеджмента

Раздел VIII. Информация как особое свойство

системных объектов качества

3. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература

  1. Глудкин О.П., Горбунов Н.М., Гуров А.И., Зорин Ю.В. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов.- М.: Радио и связь, 1999.- 600 с.:ил. (рекомендовано министерством общего и среднего образования РФ для студентов экономических и инженерных специальностей ВУЗов)

  2. Мазур И. И., Шопиро В.Д. Управление качеством / М.:Высш. шк., 2003.- 334 с. (рекомендовано министерством общего и среднего образования РФ для студентов экономических и инженерных специальностей ВУЗов)

  3. Москвин В.А. Управление качеством в бизнесе: Рекомендации для руководителей предприятий, банков и риск-менеджеров.-М.: Финансы и статистка, 2006.- 384с.

  4. Никифоров А.Д. Управление качеством: Учеб. Пособие для вузов. – М.:Дрофа, 2004.-720 с.: ил. (рекомендовано министерством общего и среднего образования РФ для студентов экономических и инженерных специальностей ВУЗов)


Дополнительная литература

  1. Международный стандарт (МС) - ИСО 9000-1-94. Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Часть 1. Руководящие указания по выбору и применению

  2. Комментарий к изменениям стандартов серии ИСО 9000 в версии 1994г. М.:ИПК издательство стандартов, 1996. -12с.

  1. МС ИСО 9000-4-2000. Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качеством. Часть 4. Руководство по управлению программой надежности.

  2. МС ИСО 9001-2000. Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании.

ТЕМАТИКА ДИПЛОМНЫХ РАБОТ


  1. Экономическая безопасность и проблемы конкурентоспособности.

  1. Организационно-экономический механизм обеспечения экономической безопасности предприятия.

  2. Управление технико-технологической безопасностью промышленного предприятия.

  3. Обеспечение информационной составляющей экономической безопасности предприятия.

  4. Программно-целевое регулирование процессов управления качеством.

  5. Государственное регулирование деятельности организаций в области управления качеством.

  6. Оценка конкурентоспособности продукции (услуги).

  7. Управление конкурентоспособностью предприятия.

  8. Оценка и прогнозирование качества жизни в регионе.

  9. Формирование стратегии повышения качества и конкурентоспособности продукции (услуги).

  10. Управление качеством в малом и среднем бизнесе.

  11. Техническое регулирование в обеспечении качества и подтверждении его соответствия.

  12. Социальная ответственность в системе повышения качества жизни населения.


II. Разработка, внедрение и совершенствование системы менеджмента качества организации.

  1. Разработка и внедрение системы менеджмента качества в организации.

  2. Разработка и внедрение системы экологического менеджмента на предприятии.

  3. Разработка и внедрение системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности на предприятии (по OHSAS 18001).

  4. Разработка и внедрение интегрированной системы менеджмента на предприятии.

  5. Управление качеством на основе правил GMP.

  6. Разработка и внедрение системы управления качеством и безопасностью пищевой продукции на основе принципов ХАССП.

  7. Сертификация системы менеджмента качества организации.

  8. Оценка результативности и эффективности системы менеджмента качества организации.

  9. Разработка и внедрение системы «Упорядочение» в деятельность организации.

  10. Разработка и внедрение системы ТРМ в деятельность организации.

  11. Организация и проведение внутренних аудитов системы менеджмента качества.

  12. Постоянное улучшение системы менеджмента качества.

III. Управление процессами.

  1. Идентификация процессов организации.

  2. Совершенствование бизнес-процессов организации.

  3. Разработка критериев и методов обеспечения результативности осуществления процесса (название процесса).

  4. Управление процессом эффективного использования ресурсов в системе менеджмента качества.

  5. Управление процессом исследования нормативных требований.

  6. Управление процессом исследования рынка в системе менеджмента качества.

  7. Управление процессом проектирования продукции в системе менеджмента качества.

  8. Управление процессом закупок в системе менеджмента качества.

  9. Управление процессом производства в системе менеджмента качества.

  10. Управление процессом обслуживания в системе менеджмента качества.

  11. Управление процессом внутренних коммуникаций в организации.

  12. Управление процессом поддержания записей о качестве

  13. Организация и совершенствование системообразующих процессов.

  14. Измерение, анализ и улучшение процессов системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001:2001.


IV. Механизм управления качеством в организации.


  1. Управление затратами на качество в организации.

  2. Контроль в системе менеджмента качества на предприятии.

  3. Формирование механизма взаимоотношений с поставщиками в системе менеджмента качества.

  4. Оценка деятельности поставщиков в системе менеджмента качества организации.

  5. Планирование деятельности организации в области управления качеством.

  6. Разработка политики организации в области качества

  7. Управление документооборотом в системе менеджмента качества.

  8. Управление устройствами для мониторинга и измерения процессов жизненного цикла продукции на основе требований ГОСТ Р ИСО 9001:2001.

  9. Управление несоответствующей продукцией в соответствии с требованиям ГОСТ Р ИСО 9001:2001.

  10. Формирование системы показателей качества услуг в организации.

  11. Управление технологическим развитием производства.

  12. Разработка проекта технического регламента (на конкретный вид продукции).

  13. Разработка процедуры оценки удовлетворенности работников организации.

  14. Внедрение системы «шесть сигм + бережливое производство» в деятельность предприятия.

  15. Разработка и внедрение документированной процедуры (название) в деятельности организации.

  16. Разработка программы «20 ключей» для организации.

  17. Разработка сбалансированной системы показателей для организации.

  18. Внедрение элементов бенчмаркинга в деятельность организации.

  19. Совершенствование процесса (название) в организации на основе методологии QFD.

  20. Совершенствование процесса (название) в организации на основе FMEA-анализа.

  21. Улучшение характеристик продукции на основе результатов функционально-стоимостного анализа.

  22. Управление взаимоотношениями с потребителями в организации.

  23. Исследование удовлетворенности потребителей качеством продукции (услуг).

  24. Внедрение положений стандарта ISO 10002:2004 в деятельность организации

  25. Мотивация персонала в системе менеджмента качества.

  26. Управление изменениями в организации в соответствии с принципами TQM.

  27. Совершенствование организационной культуры на основе принципов TQM.

  28. Применение самооценки в системе инструментов совершенствования деятельности организации.

  29. Самооценка деятельности организации на основе рекомендаций ГОСТ Р ИСО 9004:2001.

  30. Управление знаниями в системе менеджмента качества организации

  31. Управление риском в системе менеджмента качества организации

  32. Управление персоналом в системе менеджмента качества организации

  33. Оценка удовлетворенности общества деятельностью организации


V. Информационные технологии в управлении качеством.

  1. Формирование информационной составляющей системы менеджмента качества продукции (услуг).

  2. Анализ и контроль качества продукции на базе современных информационных технологий.

  3. Организация автоматизированной системы управления качеством продукции (услуг).

  4. АРМ – технологии в управлении качеством продукции (услуги).

  5. Формирование системы информационного обеспечения качества обслуживания в организации.


VI. Принятие решений в системе менеджмента качества.

  1. Внедрение методов психологической активизации творчества в процессе управления качеством.

  2. Внедрение методов систематизированного поиска решений в процессе управления качеством.

  3. Внедрение методов направленного поиска решений в процессе управления качеством.

  4. Внедрение статистических методов контроля качества в процесс производства.

  5. Статистическое регулирование технологических процессов производства продукции.

  6. Статистический приемочный контроль в системе менеджмента качества на предприятии.

Департамент образования города Москвы


Самарский филиал

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»


Факультет менеджмента


Кафедра экономической теории и менеджмента

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Управление качеством

Часть II. Рабочая учебная программа дисциплины

080507.65 «Менеджмент организации», специалитет

Факультет менеджмента

Курс 3, семестр 5,6



Очная форма обучения


Лекции (количество часов)

Семинарские и практические занятия (количество часов)

Самостоятельная работа (количество часов)

Всего

84

70

154

308


Заочная форма обучения


Лекции (количество часов)

Семинарские и практические занятия (количество часов)

Самостоятельная работа (количество часов)

Всего

32

---

276

308

Самара 2007

Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры экономической теории и менеджмента, протокол № от 2007 г.

Составитель:

к.э.н., старший преподаватель Чуриков Ю.В.
Зав. кафедрой экономической теории и менеджмента

к.э.н., доцент, Яковлева Н.Г.



1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

2.1 Тематический план для студентов очной формы обучения




Тема

Лекции

Семинарские и практические занятия

Самостоятельная работа

Всего

Раздел I. История развития управления качеством

10

8

20

38

Раздел II. Качество продукции и услуг: понятия, объекты, система

12

10

20

42

Раздел III. Теоретические основы управления качеством

10

10

20

40

Раздел IV. Нормативное сопровождение управления качеством

10

8

20

38

Раздел V. Экономика качества продукции и услуг

10

8

18

36

Раздел VI. Аудит качества и премии качества

12

8

18

38

Раздел VII. Системы экологического менеджмента

10

8

20

38

Раздел VIII. Информация как особое свойство системных объектов качества

10

10

18

38

Всего

84

70

154

308

2.2 Тематический план для студентов заочной формы обучения




Тема

Лекции

Семинарские и практические занятия

Самостоятельная работа

Всего

Раздел I. История развития управления качеством

4

-

34

38

Раздел II. Качество продукции и услуг: понятия, объекты, система

4

-

34

38

Раздел III. Теоретические основы управления качеством

4

-

36

40

Раздел IV. Нормативное сопровождение управления качеством

4

-

34

38

Раздел V. Экономика качества продукции и услуг

4

-

34

38

Раздел VI. Аудит качества и премии качества

4

-

34

38

Раздел VII. Системы экологического менеджмента

4

-

36

40

Раздел VIII. Информация как особое свойство системных объектов качества

4

-

34

38

Всего

32

---

276

308



2. ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННОЙ ЧАСТИ
Раздел I. История развития управления качеством
Тема 1. Эволюционное развитие теории управления качеством

Этапы осознания категории «качество». Категории качества. Философские взгляды на качество. Классификация типов качества. Основные факторы, определяющие уровень осознания и понимания сущности категории «качество». Подходы зарубежных исследователей к трактовке категории «качество»


Тема 2. Национальные школы управления качеством

Японская школа. Основные представители японской школы. Американская школа. Основные представители американской школы. Русская школа. Основные представители русской школы.


Тема 3. Отечественный опыт управления качеством продукции

Отечественные системы управления качеством: БИП, СБТ, КАНАРСПИ, НОРМ, КС УКП, КС УКП и ЭЙР. Их преимущества и недостатки.


Тема 4. Актуальность проблем качества

Роль качества в обеспечении конкурентоспособности предприятия. Положение по обеспечению качества на развивающихся предприятиях России.


Литература по теме:

  1. Глудкин О.П., Горбунов Н.М., Гуров А.И., Зорин Ю.В. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов.- М.: Радио и связь, 1999.- 600 с.:ил. (рекомендовано министерством общего и среднего образования РФ для студентов экономических и инженерных специальностей ВУЗов)

  2. Мазур И. И., Шопиро В.Д. Управление качеством / М.:Высш. шк., 2003.- 334 с. (рекомендовано министерством общего и среднего образования РФ для студентов экономических и инженерных специальностей ВУЗов)

  3. Москвин В.А. Управление качеством в бизнесе: Рекомендации для руководителей предприятий, банков и риск-менеджеров.-М.: Финансы и статистка, 2006.- 384с.

  4. Никифоров А.Д. Управление качеством: Учеб. Пособие для вузов. – М.:Дрофа, 2004.-720 с.: ил. (рекомендовано министерством общего и среднего образования РФ для студентов экономических и инженерных специальностей ВУЗов)


Раздел II. Качество продукции и услуг: понятия, объекты, система
Тема 5. Понятия «качество» и «качество продукции»

Взгляды на понятие «качество» в международных стандартах ИСО серии 9000 различных лет изданий. Основные дополнения к определению «качество продукции». Понятие «качество проекта».


Тема 6. Объекты качества

Виды готового продукта. Правило 10-кратных затрат. Основные факторы, определяющие качество. Объекты менеджмента качества. Этапы процесса разработки (проектирования). Определение выхода процесса. Характеристики качества процесса: результативность, эффективность и гибкость.


Тема 7. Система менеджмента качества

Понятие «система». Эволюционное развитие понятия «система». Взаимосвязь терминов в области системного подхода к управлению качеством. Политика в области качества. Цели в области качества. Принципы функционирования системы менеджмента качества. Объекты и субъекты системы менеджмента качества. Разнообразные модели систем управления качеством. Характеристики подпроцессов менеджмента качества.


Литература по теме:

  1. Глудкин О.П., Горбунов Н.М., Гуров А.И., Зорин Ю.В. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов.- М.: Радио и связь, 1999.- 600 с.:ил. (рекомендовано министерством общего и среднего образования РФ для студентов экономических и инженерных специальностей ВУЗов)

  2. Мазур И. И., Шопиро В.Д. Управление качеством / М.:Высш. шк., 2003.- 334 с. (рекомендовано министерством общего и среднего образования РФ для студентов экономических и инженерных специальностей ВУЗов)

  3. Москвин В.А. Управление качеством в бизнесе: Рекомендации для руководителей предприятий, банков и риск-менеджеров.-М.: Финансы и статистка, 2006.- 384с.

  4. Никифоров А.Д. Управление качеством: Учеб. Пособие для вузов. – М.:Дрофа, 2004.-720 с.: ил. (рекомендовано министерством общего и среднего образования РФ для студентов экономических и инженерных специальностей ВУЗов)


Раздел III. Теоретические основы управления качеством
Тема 8. Основные принципы менеджмента качества

Ориентация на потребителя. Лидирующая роль руководства. Процессный подход. Системный подход. Вовлечение всех сотрудников в управление качеством. Постоянное улучшение. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Принятие решений основанных на фактах. Основные выгоды от применения базовых принципов.


Тема 9. Основные инструменты статистического контроля

Бенчмаркинг. Диаграмма «скелет рыбы». Контрольный листок. Блок-схема процесса. Линейный график. График протекания процесса. Гистограмма плотности распределения. Диаграмма Парето. Анализ характера и последствий отказа. Диаграмма разброса. Контрольная карта. Анализ силового поля. Кружки Контроля Качества.


Тема 10. Семь инструментов управления и процесс

развертывания функции качества

Диаграмма сродства. Диаграмма связей. Древовидная диаграмма. Матричная диаграмма. Стрелочная диаграмма. Диаграмма процесса осуществления программы (РDРС). Матрица приоритетов (анализ матричных данных). Развертывание функции качества. «Дом качества». Последовательность шагов при развертывании функции качества. Профиль требуемого качества. Профиль желаемого качества.
Тема 11. Квалиметрия – наука об измерении качества

Понятия свойств и показателей качества. Структура потребительских свойств. Классификация методов определения значений показателей качества. Измерение качества. Методы оценки уровня качества.


Литература по теме:

  1. Глудкин О.П., Горбунов Н.М., Гуров А.И., Зорин Ю.В. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов.- М.: Радио и связь, 1999.- 600 с.:ил. (рекомендовано министерством общего и среднего образования РФ для студентов экономических и инженерных специальностей ВУЗов)

  2. Мазур И. И., Шопиро В.Д. Управление качеством / М.:Высш. шк., 2003.- 334 с. (рекомендовано министерством общего и среднего образования РФ для студентов экономических и инженерных специальностей ВУЗов)

  3. Москвин В.А. Управление качеством в бизнесе: Рекомендации для руководителей предприятий, банков и риск-менеджеров.-М.: Финансы и статистка, 2006.- 384с.

  4. Никифоров А.Д. Управление качеством: Учеб. Пособие для вузов. – М.:Дрофа, 2004.-720 с.: ил. (рекомендовано министерством общего и среднего образования РФ для студентов экономических и инженерных специальностей ВУЗов)


Раздел IV. Нормативное сопровождение управления качеством
Тема 12. История эволюционного развития стандартов качества

Причины пересмотра стандартов. 5 базовых стандартов.


Тема 13. Стандарты ИСО серии 9000

Цели и задачи международных стандартов ИСО серии 9000. Модель совершенствования качества. Положительные результаты применения стандартов серии ИСО 9000.


Тема 14. Структура базовых стандартов ИСО серии 9000

Основные элементы базовых стандартов ИСО серии 9000.


Тема 15. Реализация принципов менеджмента качества в ИСО 9001

Модель менеджмента качества, основанная на процессном подходе. Менеджмент процессов. Различие понятий «процедура» и «процесс». Примеры внешних и внутренних процессов. Базовая модель процесса. Обязательные процедуры в ИСО 9001. Требования к документации. Руководство по качеству. Управление документацией. Управление записями.


Литература по теме:

  1. Глудкин О.П., Горбунов Н.М., Гуров А.И., Зорин Ю.В. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов.- М.: Радио и связь, 1999.- 600 с.:ил. (рекомендовано министерством общего и среднего образования РФ для студентов экономических и инженерных специальностей ВУЗов)

  2. Мазур И. И., Шопиро В.Д. Управление качеством / М.:Высш. шк., 2003.- 334 с. (рекомендовано министерством общего и среднего образования РФ для студентов экономических и инженерных специальностей ВУЗов)

  3. Москвин В.А. Управление качеством в бизнесе: Рекомендации для руководителей предприятий, банков и риск-менеджеров.-М.: Финансы и статистка, 2006.- 384с.

  4. Никифоров А.Д. Управление качеством: Учеб. Пособие для вузов. – М.:Дрофа, 2004.-720 с.: ил. (рекомендовано министерством общего и среднего образования РФ для студентов экономических и инженерных специальностей ВУЗов)


Раздел V. Экономика качества продукции и услуг
Тема 16. Экономические категории качества

Диаграмма затрат и выручки от продажи продукта. Зависимость цены от количества реализованного продукта при постоянном объеме выручки. Традиционная модель оптимальной стоимости качества.


Тема 17. Затраты на качество и их классификация

Структура доходов и затрат. Основные составляющие затрат на качество. Окупаемость затрат на качество. Относительные доли элементов затрат на качество. Практическое использование оценок затрат на качество


Тема 18. Использование данных о затратах, связанных с качеством

Последовательность действий по совершенствованию затрат на качество. Потенциальные источники затрат на качество.


Литература по теме:

  1. Глудкин О.П., Горбунов Н.М., Гуров А.И., Зорин Ю.В. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов.- М.: Радио и связь, 1999.- 600 с.:ил. (рекомендовано министерством общего и среднего образования РФ для студентов экономических и инженерных специальностей ВУЗов)

  2. Мазур И. И., Шопиро В.Д. Управление качеством / М.:Высш. шк., 2003.- 334 с. (рекомендовано министерством общего и среднего образования РФ для студентов экономических и инженерных специальностей ВУЗов)

  3. Москвин В.А. Управление качеством в бизнесе: Рекомендации для руководителей предприятий, банков и риск-менеджеров.-М.: Финансы и статистка, 2006.- 384с.

  4. Никифоров А.Д. Управление качеством: Учеб. Пособие для вузов. – М.:Дрофа, 2004.-720 с.: ил. (рекомендовано министерством общего и среднего образования РФ для студентов экономических и инженерных специальностей ВУЗов)



Раздел VI. Аудит качества и премии качества
Тема 19. Типы аудиторских проверок и применяемых моделей

оценки качества

Понятие «аудит». Цели проведения аудита. Типы аудиторских проверок. Органы по сертификации систем менеджмента качества.
Тема 20. Подготовка к внешнему аудиту на соответствие стандартам ИСО серии 9000

Организационные мероприятия на этапах разработки, внедрения и сертификации системы менеджмента качества. Основные требования членам аудиторской команды. Подготовка персонала организации к проведению сертификационного аудита.


Тема 21. Премии качества

Премии за достижения в области качества. Критерии оценки предприятия и его системы менеджмента качества. Процедура выполнения оценки соответствия требованиям.


Литература по теме:

  1. Глудкин О.П., Горбунов Н.М., Гуров А.И., Зорин Ю.В. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов.- М.: Радио и связь, 1999.- 600 с.:ил. (рекомендовано министерством общего и среднего образования РФ для студентов экономических и инженерных специальностей ВУЗов)

  2. Мазур И. И., Шопиро В.Д. Управление качеством / М.:Высш. шк., 2003.- 334 с. (рекомендовано министерством общего и среднего образования РФ для студентов экономических и инженерных специальностей ВУЗов)

  3. Москвин В.А. Управление качеством в бизнесе: Рекомендации для руководителей предприятий, банков и риск-менеджеров.-М.: Финансы и статистка, 2006.- 384с.

  4. Никифоров А.Д. Управление качеством: Учеб. Пособие для вузов. – М.:Дрофа, 2004.-720 с.: ил. (рекомендовано министерством общего и среднего образования РФ для студентов экономических и инженерных специальностей ВУЗов)


Раздел VII. Системы экологического менеджмента
Тема 22. Парадигма экологического менеджмента, основанного

на процессном подходе

Модели экологического менеджмента. Принципы и элементы системы экологического менеджмента. Нормативное сопровождение систем экологического менеджмента
Раздел VIII. Информация как особое свойство системных объектов качества
Литература по теме:


  1. Глудкин О.П., Горбунов Н.М., Гуров А.И., Зорин Ю.В. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов.- М.: Радио и связь, 1999.- 600 с.:ил. (рекомендовано министерством общего и среднего образования РФ для студентов экономических и инженерных специальностей ВУЗов)

  2. Мазур И. И., Шопиро В.Д. Управление качеством / М.:Высш. шк., 2003.- 334 с. (рекомендовано министерством общего и среднего образования РФ для студентов экономических и инженерных специальностей ВУЗов)

  3. Москвин В.А. Управление качеством в бизнесе: Рекомендации для руководителей предприятий, банков и риск-менеджеров.-М.: Финансы и статистка, 2006.- 384с.

  4. Никифоров А.Д. Управление качеством: Учеб. Пособие для вузов. – М.:Дрофа, 2004.-720 с.: ил. (рекомендовано министерством общего и среднего образования РФ для студентов экономических и инженерных специальностей ВУЗов)


3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ И ПЛАНЫ

СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Система оценки практических заданий

Оценка за задание (мах 7):



  • полнота, глубина, конкретика описания (0-2 балла);

  • правильность понимания материала (0-2,5 балла);

  • оригинальность идеи (0-2,5 балла).

Завершение работы - презентация (не более 7-8 мин. на доклад и 12-15 мин на ответы на вопросы).

Оценка за презентацию (мах 15):



  • степень доведения до аудитории материала (0-2 балла);

  • конкретика в преимуществах (0-2 балла);

  • последовательность изложения (0-2 балла);

  • следование регламенту (0-1 балл);

  • оригинальность в предложении (0-3 балла);

  • наличие домашней заготовки (0-3 баллов);

  • наличие корректировок предыдущего этапа (0-2 баллов).


ЗАДАНИЕ № 1. ОПИСАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
Цель: Овладеть методикой описания бизнес-процесса.

Занятие № 1.

  1. Разделить студентов на группы по 5-6 человек.

  2. Задание: выделить и описать процессы на предприятиях:

  • Производственные: пекарня, пельменная, пр-во спортинвентаря, пр-во мебели, пр-во катеров, цветоводство, пр-во одежды, пр-во обуви, студия звукозаписи, частная школа, программное обеспечение, пр-во садовых домиков.

  • Предприятия сервиса: автосервис, летнее кафе, ремонт одежды, ремонт обуви, ремонт бытовой техники, частная зубная клиника, химчистка, строительно-ремонтные работы, служба знакомств.

  1. Описать выделенные процессы.

  2. Работу оформить в виде таблицы:







Цель процесса

Показатели процесса

Владелец процесса

Входные данные процесса

Бизнес-процессы













Управляющие процессы













Вспомогательные процессы















Занятие № 2.

  1. Разделить студентов на группы по 5-6 человек (прежний состав).

  2. Задание: Разработать графическую карту процессов предприятия


ЗАДАНИЕ № 2. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ СМК НА ПРЕДПРИЯТИИ

Занятие № 1.

  1. Разделить студентов на группы по 5-6 человек (прежний состав).

  2. Задание: Сформулировать конкурентные преимущества, получаемые предприятием, работающим в СМК по следующим группам: рынок (расширение позиций, маркетинг), финансы (финансовые показатели деятельности), управление (внутренние бизнес-процессы), ресурсы (обучение и рост персонала, материальные ресурсы, технологии).

  3. Работу оформить в виде таблицы:




Перспективы

Ключевые факторы успеха

Показатели результативности

Целевые значения

Рынок

Ведущая позиция на мировом рынке Высококачественные услуги Имидж

Первенство в выпуске новых товаров (услуг) Отсутствие претензий потребителей

Не менее одной позиции ежемесячно. Сокращение претензий на 10% ежемесячно.

Финансы

Высокие финансовые результаты и рост прибыльности

Низкие операционные издержки Повышение прибыльности продаж на каждого сотрудника

Сокращение на 5% ежемесячно Увеличение рентабельности операций на 5 % ежемесячно.

Бизнес-процессы

Безопасность и надежность Командный дух (вдохновляющая рабочая атмосфера) Мотивированная рабочая сила Успешный вывод на рынок инновационных продуктов и услуг

Количество отказов продукции при эксплуатации Количество пропусков работы

Сокращение на 5% ежемесячно Сокращение больничных листов на 5% ежемесячно

Ресурсы

Непрерывное развитие человеческого потенциала Конкурентные преимущества, основанные на знаниях, навыках и способностях сотрудников Открытые коммуникации + Процессное мышление

Обучение персонала. Стабильное обеспечение материалами.

Количество аудиторных занятий не менее 35 часов в квартал. Снижение простоев по причине отсутствия материалов на 1 0 % ежеквартально.


Занятие № 2.

  1. Участники в прежнем составе.

  2. Задание: Презентация малого предприятия, с описанием бизнес-процессов и преимуществ которые дает предприятию СМК.

  3. Определить следующие роли участникам:

  • Представляющие проект предприятия. Задача: построить презентацию предприятия.

  • Оппоненты. Задача: в процессе дискуссии выявить недостатки и преимущества презентуемого проекта.

  • Рецензенты. Задача: дать рецензию выступления группы представляющей проект и оппонентам.

4. Работа оппонентов и рецензентов оценивается на основе количества выявленных и обоснованных недостатков (мах - 7 баллов).
ЗАДАНИЕ № 3. РАЗРАБОТКА СМК НА ПРЕДПРИЯТИИ
Цель: Освоить этапы разработки и внедрения СМК на предприятии.

Занятие № 1.

  1. Разделить студентов на группы по 5-6 человек (прежний состав).

  2. Задание: Разработать СМК на предприятии в следующей последовательности:

а) установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон;

б) разработку политики и целей организации в области качества;

в) установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества;

г) установление и определение необходимых ресурсов и обеспечение ими для достижения целей в области качества;

д) разработку методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса;

е) применение данных этих измерений для определения результативности и эффективности каждого процесса;

ж) определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин;

и) разработку и применение процесса для постоянного улучшения системы менеджмента качества.

В таблице разделить производственные процессы, процессы обеспечения, организационно-управленческие процессы.
ЗАДАНИЕ № 4. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПО СМК НА ПРЕДПРИЯТИИ
Цель: Освоить этапы разработки и внедрения СМК на предприятии.

Занятие № 1.


  1. Разделить студентов на группы по 5-6 человек (прежний состав).

  2. Задание: Разработать программу обучения сотрудников основам СМК на предприятии:

Перечень сотрудников для обучения, перечень тем для каждого уровня, список лиц

проводящих обучение, формат проведения занятий. Подготовить раздаточный материал

по одной из тем.

Система контроля знаний:

Формат проведения контроля, система оценки, система мотивации для обучающихся.


ЗАДАНИЕ № 5. АУДИТ
Цель: Познакомиться с последовательностью подготовка и проведения аудитов на предприятии. Получить навыки проведения аудита на предприятии.

Занятие № 1.

  1. Разделить студентов на группы по 5-6 человек (прежний состав).

  2. Задание: Подготовить перечень вопросов для аудитора по следующим группам (не менее 8 по каждой группе):

  • Краткая характеристика предприятия.

  • Основные процессы на предприятии.

  • Существующие методы контроля качества процессов и продукции (целевые значения процессов, методы определения отклонений).

  • Существующая система обучения персонала и методы контроля знаний связанных с СМК.

  • Как отслеживается оценка деятельности предприятия потребителями.

3. Работу оформить в виде списка вопросов аудитора.
Занятие № 2.

  1. Разделить студентов на группы по 5-6 человек (прежний состав).

  2. Задание: Провести аудит с целью приобретения предприятия.

  3. Аудитор оформляет работу в виде таблицы:



Процесс

Вопрос

Ответ

Замечание по процессу

1










2













  1. Проверяемый оформляет работу в виде корректирующих мероприятий.

  2. Аудитор оценивается по количеству выявленных и обоснованных несоответствий. Проверяемый по наличию корректирующих мероприятий.


Занятие № 3.

  1. Разделить студентов на группы по 5-6 человек (прежний состав).

  2. Провести презентацию результатов проведенного аудита по следующему плану:

  • Название проверяемой фирмы.

  • Основной продукт.

  • Цель аудита.

  • Основные процессы (ответственный, замечание, потребитель, методы контроля, ответственный за контроль, наличие статистики отклонений, критерии оценки качества процесса, предупредительные мероприятия исключающие отклонения от заданных показателей, методы планирования качества и результатов процесса).

  • Общее заключение по аудиту.

  • Оценка качества корректирующих мероприятий.

3. Определить следующие роли участникам:

  • Аудиторы. Задача: максимально выявить и обосновать имеющиеся несоответствия.

  • Проверяемые. Задача: разработать и защитить корректирующие мероприятия устраняющие возможность появления несоответствий.


ЗАДАНИЕ № 6. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Цель: Практическое использование полученных теоретических знаний.

Занятие № 1.

  1. Разделить студентов на группы по 5-7 человек.

  1. Задание: Обосновать необходимость системы экологического менеджмента на предприятии.

  1. Работу выполнить в виде таблицы:






Конкурентные преимущества

Показатели результативности

Рынок

Легко и дешево утилизируется продукция после использования. Не используются компоненты опасные для потребителя и окружающей среды.

Отсутствие отказов потребителя от продукции.

Финансы

Отсутствие потерь от штрафов экологов

100 % использование ресурсов.

Бизнес-процессы






Ресурсы








ЗАДАНИЕ № 7. КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

Цель: Практическое использование полученных теоретических знаний.

Занятие № 1.

  1. Разделить студентов на 4 группы.

  2. Задание: Выделить факторы (не менее 10), имеющие влияние на качество жизни сточки зрения:

  • одного человека;

  • руководителя среднего или крупного предприятия;

  • руководителя городской администрации;

  • президента страны.

3. Работу оформить в виде причинно-следственной диаграммы с детализацией до причин второго порядка.
Занятие № 2.

  1. Работа в прежнем составе.

  2. Задание: а) перечисленные факторы проранжировать по весомости по 10 бальной шкале (1-невесомый , 10 очень весомый) и б) наиболее весомый разобрать на предмет возможности его изменения.

  3. Работу оформить в виде дерева решений.


Занятие № 3.

  1. Работа в прежнем составе.

  2. Задание: Разработать план корректирующих мероприятий по улучшению качества жизни с точки зрения:

  • одного человека;

  • руководителя среднего или крупного предприятия;

  • руководителя городской администрации;

• президента страны.

3. Работу оформить в виде сетевого графика.



4. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература

  1. Глудкин О.П., Горбунов Н.М., Гуров А.И., Зорин Ю.В. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов.- М.: Радио и связь, 1999.- 600 с.:ил. (рекомендовано министерством общего и среднего образования РФ для студентов экономических и инженерных специальностей ВУЗов)

  2. Мазур И. И., Шопиро В.Д. Управление качеством / М.:Высш. шк., 2003.- 334 с. (рекомендовано министерством общего и среднего образования РФ для студентов экономических и инженерных специальностей ВУЗов)

  3. Москвин В.А. Управление качеством в бизнесе: Рекомендации для руководителей предприятий, банков и риск-менеджеров.-М.: Финансы и статистка, 2006.- 384с.

  4. Никифоров А.Д. Управление качеством: Учеб. Пособие для вузов. – М.:Дрофа, 2004.-720 с.: ил. (рекомендовано министерством общего и среднего образования РФ для студентов экономических и инженерных специальностей ВУЗов)


Дополнительная литература

  1. Международный стандарт (МС) - ИСО 9000-1-94. Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Часть 1. Руководящие указания по выбору и применению

  2. Комментарий к изменениям стандартов серии ИСО 9000 в версии 1994г. М.:ИПК издательство стандартов, 1996. -12с.

  3. МС ИСО 9000-4-2000. Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качеством. Часть 4. Руководство по управлению программой надежности.

  4. МС ИСО 9001-2000. Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании.


5. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ


  1. Эволюционное развитие теории Всеобщего Управления Качеством

  2. Качество и удовлетворенность потребителя

  3. Конкуренция за потребителя в условиях насыщенного рынка

  4. Объекты качества

  5. Система углубленных знаний для понимания и практического применения ТQМ

  6. Элементы стратегии ТQМ

  7. Акцент на потребителя

  8. Акцент на процесс

  9. Непрерывное (постоянное) улучшение

  10. Базирование решений только на фактах

  11. Вовлеченность в работу по улучшению качества всех (дать возможность всем быть вовлеченными)

  12. Порядок сбора информации

  13. Статистический ряд и его характеристики

  14. Контрольный листок

  15. Гистограмма

  16. Диаграмма разброса (рассеивания)

  17. Метод стратификации (расслаивание данных)

  18. Диаграмма Парето

  19. Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы)

  20. Контрольные карты

  21. Кружки Контроля Качества

  22. Диаграмма сродства

  23. Диаграмма связей

  24. Древовидная диаграмма

  25. Матричная диаграмма

  26. Стрелочная диаграмма

  27. Диаграмма процесса осуществления программы

  28. Матрица приоритетов (анализ матричных данных)

  29. Развертывание требований потребителя в зависимости от профиля качества

  30. Ключевые элементы и инструменты Развертывания Функции Качества

  31. Взаимосвязь инструментов качества

  32. следующая страница>


Вопросы к экзамену по дисциплине Тематика контрольных работ Тематика для самостоятельной работы
517.89kb.

10 09 2014
2 стр.


Тематика контрольных работ по дисциплине «Гражданское право (часть ii-я)» для студентов юридического факультета заочной формы обучения

Правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения договора строительного подряда

28kb.

17 12 2014
1 стр.


Методические указания по их выполнению по дисциплине «Культура делового общения»

Тематика контрольных работ и методические указания по их выполнению по дисциплине

37.86kb.

26 09 2014
1 стр.


История стран азии и африки в новое время тематика контрольных работ для студентов

Британская политика в Китае на рубеже XVIII – XIX веков

210.89kb.

05 09 2014
1 стр.


История стран азии и африки в новое время тематика контрольных работ для студентов

Британская политика в Китае на рубеже XVIII – XIX веков

210.89kb.

05 09 2014
1 стр.


Тематика курсовых работ по дисциплине «Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности»
55.01kb.

14 10 2014
1 стр.


История политических и правовых учений

Даны планы семинарских, практических занятий, тематика контрольных и курсовых работ, нормативный материал и списки учебной и специальной литературы

2002kb.

30 09 2014
12 стр.


Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы и выполнения контрольных работ специалистов и бакалавров по направлению «Социальная работа»

Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы и выполнения контрольных работ специалистов и бакалавров по направлению «Социальная работа» очной и заоч

422.39kb.

18 12 2014
5 стр.