Перейти на главную страницу
В первые годы перехода на мирное строительство особую остроту приобрели вопросы образования и воспитания подрастающего поколения. Основное содержание образования в школе отражено в её учебном плане, учебных программах и учебниках.
Учебный план имел ряд принципиальных особенностей. Он являлся единым для всех типов общеобразовательных школ: начальной, семилетней и средней; был безусловно светским (запрещалось преподавание всех без исключения вероучений, осуществлялось последовательно научное образование); исходя из задач всестороннего развития личности, органически сочетал принципы общего и политехнического образования, нравственного, эстетического и физического воспитания; правильно распределял время на изучение гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Он представлял собой такую систему учебных предметов, которая вооружала учащихся знаниями и навыками для активного участия в жизни общества. Учебный план предусматривал значительное время на изучение математики как одной из важнейших основ общего образования, языка как важнейшего орудия познания объективного мира и средства мышления. Большое внимание уделялось изучению общественных наук: истории, Конституции, литературы, экономической географии, а также изучению иностранных языков и основ наук о природе (физике, астрономии, химии, биологии). В целях осуществления трудового воспитания и политехнического обучения в учебный план школы введены специальные предметы – труд и основы производства, черчение. В школе изучались элементарные основы искусств – рисование и пение – и проводилась работа по физической культуре1.
Учебные программы школы строились на основе единства и взаимосвязи содержания учебных предметов, систематичности и последовательности в изучении основ наук, единства теории и практики. В программах осуществлялась связь обучения с общественно полезным трудом. Содержание программ было намечено с учётом уровня подготовки и развития учащихся на каждой ступени обучения. В учебных программах был точно определён объём знаний, умений и навыков по каждому предмету, которые должны прочно усвоить учащиеся на каждом году обучения. Учащиеся младших классов получали элементарные знания о строе родного языка, а также навыки чтения и письма. Большое внимание уделялось развитию устной речи детей. Школа прививала детям младшего возраста интерес и любовь к знаниям, развивала умственные способности, учила наблюдать предметы и явления окружающего мира, делать доступные выводы и обобщения из наблюдаемых фактов. Организация умственной деятельности младших школьников способствовала развитию их внимания, памяти, воображения, логического мышления.
Содержание обучения в пятых-седьмых классах было представлено более дифференцированным составом учебных предметов. Здесь изучался систематический курс русского языка, имеющий задачу подготовки вполне грамотных людей. Курс литературного чтения вырабатывал навыки сознательного и выразительного чтения. Значительно обогащались знания учащихся о природе и закономерностях её развития. Изучению жизни растений и животных посвящались курсы ботаники и зоологии, систематически изучались курсы физики и химии, истории развития общества. Учащиеся убеждались в том, что духовная жизнь общества есть отражение материальной жизни, что главной силой развития общества является способ производства материальных благ.
В учебных программах восьмых-десятых классов, наряду с более сложным фактическим материалом, содержались довольно широкие теоретические обобщения. Особое значение для политехнического обучения старших школьников приобретал курс основ производства. Это давало возможность оканчивающим среднюю школу успешно включиться в практическую деятельность1.
Учебники давали систематическое изложение знаний по определённым предметам, предназначенным для обязательного усвоения в школе. В них конкретизировалось содержание учебных программ, определялись границы и объём знаний по предмету. Построение учебника было тесно связано с методами обучения, определяло ход и характер мыслительной деятельности учащихся при усвоении понятий. Учебник служил целям усовершенствования знаний, помогал ученику воспроизвести материал урока, осмыслить то, что было изложено учителем на уроке2.
Методика школы различала разные типы уроков, а именно:
Главная часть воспитательной работы проводилась на уроках, однако значительная часть её велась в процессе внеклассной и внешкольной работы (школьные вечера, экскурсии, внеклассное чтение, ученические кружки и т.п.). Методами воспитательной работы являлись убеждение, разъяснение, принуждение, взыскание, поощрение.
2 августа 1945 года были утверждены «Правила для учащихся», состоящие из двадцати пунктов, обязательные для выполнения учащимися всех типов школ. Они устанавливали нормы поведения учеников в школе, вне школы и дома. За нарушение правил учащиеся подлежали наказанию, вплоть до исключения из школы1.
Воспитание дисциплины являлось одной из важнейших задач школы. Приказ министра просвещения РСФСР И.А.Каирова от 12 декабря 1951 года «Об укреплении дисциплины в школе» обязывал всех работников школ повседневно и настойчиво воспитывать у учащихся чувство общественного долга, личного достоинства, ответственности за свои действия и поступки. Тем же приказом предложено для текущего учёта поведения учеников на уроках и во время перемен ввести в каждом классе, начиная с пятого, «Журнал поведения учащихся», в который классный руководитель и учителя, ведущие занятия в данном классе, обязаны заносить записи, характеризующие как похвальное поведение учеников, так и нарушение ими «Правил для учащихся»2.
Всё сказанное выше в полной мере относится и к работе школ Ровенского района в этот период. В архиве сохранились протоколы педсоветов, общешкольных собраний, на которых говорилось о методах обучения, о необходимости укрепления дисциплины, о соблюдении норм поведения. Например, протокол педсовета от 10 ноября 1946 года:
«Повестка дня:
1. доклад директора школы «Об итогах первой четверти и задачах на вторую четверть»;
2. об утверждении лекторской группы.
По первому вопросу слушали директора школы Чепенко Н.В.:
- У нас плохо обстоит дело с дополнительными занятиями с неуспевающими. Нужно две комнаты осветить и утеплить и использовать их для дополнительных занятий и внешкольных мероприятий.
Постановили:
«Чепенко Н.В.: Константин Иванович Золин самоустранился от учебно-воспитательной работы, не посещал уроки учителей, не давал указания, не делал замечаний. Члены партии должны добросовестно относиться к работе, давать показательные уроки.
Певцов Д.М.: Товарищ Золин уделял недостаточное внимание учебно-воспитательной работе, отсюда такой большой процент неуспеваемости. В преподавании сохранился формализм. Велась недостаточная работа с молодыми специалистами. Завуч должен контролировать работу молодых учителей, указывать на недостатки, подчёркивать положительные стороны. Надо усилить учебно-воспитательную работу в школе, уделить особое внимание работе профсоюза.
Постановили:
1. улучшить учебно-воспитательную работу в школе;
2. привлечь преподавательский коллектив школы для проведения лекций среди населения;
3. усилить контроль над работой администрации школы, направив его на улучшение учебно-воспитательной работы»1». 15 февраля 1949 года на общешкольном собрании обсуждался доклад «О плане полезащитных насаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоёмов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных районах». Собрание постановило: учителя и учащиеся Ровенской средней школы должны принять самое активное участие в выполнении плана полезащитных насаждений и в других мероприятиях по созданию высоких и устойчивых урожаев в районе. Решили принять участие в создании полезащитных насаждений в колхозах и совхозах Ровенского района, при этом каждый учитель должен выработать на посадке полезащитных полос не менее десяти трудодней, этого же добиться от учащихся пятых-девятых классов – всего тысячу трудодней. Неоходимо посадить и вырастить силами учащихся около школы триста деревьев. Обратиться к дирекции Ровенского лесопитомника с просьбой о выделении для школы 0,25 га земли, на которых произвести посев и рассадку деревьев силами школьников. Убедить каждого учащегося посадить весной около своего дома не менее трёх деревьев. Осенью организовать сбор семян клёна, дуба, жимолости»1.
А вот выдержка из отчёта «О состоянии учебно-воспитательной работы в школе» от 28 сентября 1949 года:
«Тараканова Елена Георгиевна: …необходимо сказать о работе с педколлективом. Никто с педколлективом и отдельно с учителями не работает. Учителя не окружены вниманием, их квартиры не ремонтируются, в результате педагоги нервничают, а это мешает их работе. Отсутствуют критика и самокритика – движущие силы любого коллектива. Ученики не дорожат своей школой, нет контакта учителей с родителями. Учащиеся десятого класса, увлёкшись чтением художественной литературы, перестали учить историю и географию.
Золин Константин Иванович: …наша школа может быть лучшей не только в районе, но и в области. Тормозом в работе является отсутствие единства в коллективе. Взаимодействия с классными руководителями нет. Обмена опытом нет. Лучших учителей стараются не замечать, о них не говорят, их опыт не обобщается и не передаётся другим учителям. К педагогическим советам не готовимся, поэтому они у нас затягиваются и проходят скучно, нудно, неорганизованно. Дров не завозят, и неизвестно, когда завезут. По закону учителям полагаются льготы, но закон не выполняется, учителя ущемлены. Вопросами ремонта квартир учителей должна заниматься администрация школы, у нас на эту проблему не особенно обращают внимание. Работой учкома никто не руководит. Стенгазеты учащиеся выпускают на своей бумаге, тогда как школа должна снабжать редколлегию бумагой. Директору школы необходимо установить тесный контакт с профсоюзной организацией, считаться с мнением коллектива»2.
Таким образом, мы видим, что, несмотря на то, что учительство активно трудилось, стремясь к улучшению учебно-воспитательного процесса, работа школ Ровенского района всё же имела ряд существенных недостатков. Преподавание некоторых предметов, в особенности русского языка и математики, оставалось неудовлетворительным, знания учащихся зачастую носили формальный характер, они не умели связать их с практикой. Школа отставала от требований жизни. Тем не менее, учителя стремились к повышению качества знаний, к воспитанию у учащихся сознательной дисциплины, ответственности во всём, к самообразованию.
§.3. Материально – хозяйственные условия работы школ Ровенского района.
Немаловажную роль в организации учебно-воспитательного процесса играли материально-хозяйственные условия работы школ. В Ровенском районе в первое послевоенное десятилетие функционировало семнадцать школ. Согласно отчёту за 1945-46 учебный год, к началу учебного года полностью были готовы три школы. Остальные школы не имели полной готовности, а именно: ремонт полностью не произведён из-за отсутствия стекла; топливом школы на первое сентября не обеспечены. Семь начальных школ района занимались в одну смену, остальные же десять школ вели занятия в две смены. Оборудование школ мебелью к началу учебного года, да и в течение всего года не осуществлено. Ряд школ (Совхоз № 102 , Ровенская средняя школа) не имел самого элементарного оборудования - баков для питьевой воды, вёдер, кружек и других необходимых предметов хозяйства (столов, стульев). Местная промышленность для школ района ничего не дала. Учебно-наглядными пособиями школы не обеспечены. Во вновь открытых школах (Совхоз № 102, Александровка) учебно-наглядных пособий не было совсем. Некоторые школы имели небольшое количество пособий довоенного времени, как то: географические карты, макеты по естествознанию, некоторые приборы по физике.
Книжные фонды школьных библиотек нашего района были очень бедны, за время учебного года пополнялись только в плановом порядке. Книгами школьных библиотек являлись преимущественно старые учебники общественно-политической литературы. Книг по художественной литературе было очень мало.
Обеспечить школы топливом за отчётный год полностью не удалось. В лучшем случае (Луговская и Краснопольская неполные средние школы) были обеспечены на семьдесят пять и пятьдесят процентов соответственно к первому октября. Ровенская средняя и начальная школы и учителя этих школ топливом не были обеспечены. Зачастую сами учителя носили хворост для себя за три-пять километров.
В школе было холодно, занимались в одежде, а во время сильных морозов занятия прерывались на два-три дня. В остальные начальные школы топливо доставлялось также с перебоями, но перерывов в занятиях не было, имело место лишь сокращение учебного дня до двух или трёх уроков. Освещение также влияло на полноту занятий. Последние уроки второй смены были не полноценными или вовсе не проводились1.
В отчёте за 1946-47 учебный год отмечалось, что занятия во всех семнадцати школах района начались аккуратно второго сентября. Это говорит о том, что все школы к началу занятий были готовы. Но качество произведённого ремонта во многих школах оказалось низким. В Ровенской начальной школе штукатурка вскоре отпала в нескольких местах, печи отремонтированы недоброкачественно, первые рамы не застеклены, нет туалетов. В приобретении необходимого инвентаря (вёдер, кружек, тазов и др.) школы испытывали большие затруднения, так как местная промышленность этих предметов не производила. Топливо к началу года было заготовлено лишь в нескольких школах: в Луговской неполной средней школе – на весь отопительный сезон, в Кочетновской начальной школе – на три месяца, в Новокаменской начальной школе – на два месяца. Кривоярская, Песчанская, Ровенская средняя и начальная школы топлива к началу отопительного сезона не имели. Оно завозилось в эти школы в разовом порядке из-за отсутствия специального транспорта. В период сильных холодов занятия в некоторых школах сокращались или прерывались, дети и учителя находились в верхних одеждах. Очень трудно было привлечь в школы уборщиц, так как карточками на хлеб они не обеспечивались, а зарплата у них была очень маленькая. Необеспеченность техперсоналом отражалась на санитарном состоянии школ. Обеспеченность школ учебно-наглядными пособиями всё ещё оставалась недостаточной, но по сравнению с прошлым годом значительно улучшилась. Письменными принадлежностями школы обеспечены, хотя и в недостаточном количестве. Не хватает учебников для начальных классов1.
В 1945 году, закончив Ровенское педучилище, начала свою трудовую деятельность во вновь открывшейся начальной школе в селе Александровка Докубаева (Денисова) Мария Осиповна. Она вспоминает, как сама организовывала школу, как постепенно завозили парты и другой школьный инвентарь из других школ, в основном из Ровного. Учились дети разных возрастов и разных национальностей, в основном казахи и украинцы. Учебники и тетради были, но очень мало. Прописей не было, образцы писал учитель. Учились в две смены. Топили школу всем, чем придётся, даже кизами. Мария Осиповна говорит, что всегда считала, что большое значение имеет правильный школьный режим, чистота и порядок в школе, красота школьного здания, его оборудование. Ремонт в школе производился силами учеников, родителей и учителей. Здание школы было небольшим, но очень уютным и тёплым. Ученики и их родители были очень почтительны к учителям, при встрече приветствовали их вежливым поклоном, мужчины снимали головные уборы. Мария Осиповна проработала в Александровской начальной школе более сорока лет, является ветераном педагогического труда. Она до сих пор живёт в Александровке и охотно делится воспоминаниями с теми, кто интересуется прошлым Ровенского района2.
Как видим, работа школ в этот период не была лёгкой. Наряду с учебными трудностями педагогам приходилось решать и хозяйственные задачи, принимать участие в общественной жизни села, вести большую агитационную работу. Но единство целей воспитания, последовательность и связь содержания образования на различных ступенях обучения и между отдельными учебными предметами обеспечивали целостность и непрерывность образования и воспитания учащихся школ района.
Подводя итог изложенному в этой главе, следует отметить, что в содержании, организации и методах учебно-воспитательной работы начальных, семилетних и средних школ Ровенского района достигнуты определённые успехи. Педагоги постарались вооружить молодое поколение прочными систематическими знаниями, способствовали развитию у молодёжи сознательной дисциплины, добросовестного отношения к труду, чувства коллективизма. Вся система народного образования стремилась воспитать человека, умеющего понимать и ценить прекрасное, развивать художественный вкус. Школа готовила молодых людей к жизни, создавала из них всесторонне развитую личность. Основными требованиями к содержанию педагогического образования во всей стране, а значит, и в Ровенском районе Саратовской области являлись фундаментальность знаний, духовное самосовершенствование и саморазвитие, изучение личностных и профессиональных качеств учителя, усиление практической направленности обучения.
Введение
В контексте модернизации образования в России особое внимание должно уделяться вопросам развития содержания и методики учебно-воспитательного процесса. Осуществляемые на современном этапе реформы образования возможны лишь при условии сохранения национальных достижений и исторических традиций. Исследования прошлого дают возможность предвидеть основные тенденции развития в будущем, что в полной мере относится и к вопросам образования. Обращение к истокам педагогического образования в России позволяет адекватно оценить и понять смысл его современных задач, определить направления путей его совершенствования.
Вопросы изучения истории развития педагогического образования в России разнообразны и многоплановы. Российские регионы в этой связи остаются мало изученными, что явилось основанием для выбора темы дипломной работы. Для целостной картины исторического опыта России в развитии педагогического образования важно понимание того, как этот вопрос решался в военные и первые послевоенные годы, в период глубоких преобразований в различных сферах общества, появления новых звеньев государственной системы образования и оформления её в самостоятельную отрасль общественной жизни.
Таким образом, актуальность данной работы обусловлена противоречием между необходимостью использования исторического опыта в развитии педагогического образования в России и отсутствием целостного научного исследования особенностей её развития в Ровенском районе Саратовской области в годы Великой Отечественной войны и в первое послевоенное десятилетие.
Цель исследования заключается в выявлении сущности и особенностей системы педагогического образования в Ровенском районе Саратовской области в период Великой Отечественной войны и первого послевоенного десятилетия.
Обозначенные выше проблема, актуальность, цель определили следующие задачи:
Источниковая база дипломной работы включает:
Искалиева Н. В., учитель русского языка и литературы моу сош п. Владимирский Ровенского района Саратовской области
11 09 2014
2 стр.
04 09 2014
1 стр.
Все немцы, независимо от того, в каком государстве они живут после распада ссср, называют себя российскими немцами
17 12 2014
1 стр.
Программа обучения и повышения квалификации работников системы образования дошкольного и школьного уровней «Методология и практика государственно-общественного управления в образов
14 12 2014
41 стр.
Почти 75% ошибок ЭВМ приходится на сбои, следовательно, восстановление вычислительного процесса после сбоев является важной проблемой
15 09 2014
1 стр.
Модуль «Восстановление/Перенос сайта» в составе по системы S. Builder предназначен для создания контрольных точек для восстановления Системы и для переноса сайта на другой сервер
25 09 2014
1 стр.
Районным маслихатом от 16. 03. 2013 №31 было принято решение реализации программы 2011- 2015 г системы отдела образования. После принятия решения на протяжении года отделом образов
09 10 2014
1 стр.
Смоленск и Витебск после мощной артподготовки линия немцев была прорвана и мы двинулись на Запад,освобождая населенные пункты Смоленской области за успешный прорыв обороны немцев я
06 10 2014
1 стр.