Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2




Искалиева Н.В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п. Владимирский Ровенского района Саратовской области
Развитие школьного образования в Ровенском районе Саратовской области
Глава 1. Развитие школьного образования в Ровенском районе в годы Великой Отечественной войны.

§1. Восстановление системы школьного образования после депортации немцев.

По сведениям Министерства народного просвещения, в первой половине XX века Саратов по расходам на народное образование вышел на четвёртое место среди губернских городов Европейской России. Однако это не означало, что проблема образования в городе была решена. По грамотности населения (48%) Саратов был далёк от первого места. Более грустная картина наблюдалась в губернии. Больше трёх четвертей её населения было неграмотным. Из 400 тысяч детей обучался только каждый четвёртый. В сельской местности существовало 1549 школ, из них одна треть – школы грамотности, одна четверть – церковно-приходские школы1.

Школьное образование в немецких колониях Поволжья было представлено, прежде всего, системой церковно-приходских школ, поскольку центром общинной жизни являлись церкви. Они служили делу единения народности, сохранения её языка, обычаев и культуры. Школу посещали дети от семи до четырнадцати лет, для мальчиков обучение было обязательным. Затем появились земские школы, они давали лучшее образование.

В 1929/30 учебном году прошла реорганизация школы.С осени 1937 года было введено обязательное семилетнее образование. Это привело к росту количества школ, особенно повышенного типа (семилеток и средних). Большую часть учителей в школах Немреспублики представляли выпускники Марксштадского, Краснокутского, Зельманского и Энгельсского педучилищ, многие из которых продолжали образование в Немпединститутах, высших учебных заведениях Саратова и обеих столиц. Учителя с высшим образованием встречались редко1.

Военное лихолетие нанесло удар по системе образования. Война создала чрезвычайно тяжёлые условия для работы школы, затормозила осуществление семилетнего обязательного образования. Развёртыванию всеобщего обучения препятствовали перемещения населения из западных районов в восточные, массовые мобилизации учителей в армию, включение учащихся в трудовую деятельность в связи с уходом на войну кормильцев семьи. Были разрушены школьные здания, в уцелевших часто размещались госпитали, интернаты, зернохранилища. Например, в здании Кривоярской школы (до 1942 года с. Кривояр называлось Бруненталь) с 1943 года размещался эвакуированный из Ленинграда интернат, а в Новокаменке (бывшее Штреккерау) школа была отдана под зернохранилище2. Из-за нехватки бумаги школьники порой писали на полях старых газет. Школьные учебники заменял рассказ учителя. Но обучение детей не прекращалось. Несмотря на трудности военного времени, государство уделяло большое внимание развитию школьного образования. Газета «Правда» в первые годы войны настойчиво предупреждала работников народного образования, что никаких скидок на трудности и ссылок на военные обстоятельства не может быть, что все дети, несмотря на военное время, должны учиться. «Как бы мы ни были поглощены войной, - писала газета, - забота о детях … остаётся одной из главных задач. Закон о всеобщем обучении остаётся незыблемым в условиях войны…Никаких ссылок на военную обстановку»1.

После депортации немцев в 1942 году многие школы, функционирующие на территории АССР НП, были закрыты, остались только те, где преподавание велось на русском языке. В Ровенском районе (на основании Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 мая 1942 года Зельманский район был переименован в Ровенский) в первой половине 40-х годов функционировало пятнадцать школ: две средних - в Зельмане (Ровное) и Брунентале (Кривояр), шесть неполных - в Штреккерау (Новокаменка), Брунентале (Кривояр), Визенмиллере (Луговое), Прайс (Краснополье), Хельцель (Кочетное), Совхоз № 102 (Первомайское), семь начальных – в Зельмане (Ровное), Хомутинке (затоплена), Цикове, Мариенберге (Песчаное), Фридентале (Александровка), Ней-Варенбург (Новопривольное), Фриденберге (Мирное)2. Дети учились и трудились, оказывая посильную помощь взрослым. При некоторых школах открывались учебно-производственные мастерские. Например, в Зельманской (Ровенской) средней школе, кроме общеобразовательных предметов, преподавались столярное, переплётное и тракторное дела. Школы развернули широкую общественно полезную деятельность, провели большую работу в организации помощи фронту. Учащиеся совместно с учителями собирали деньги на постройку танков и самолётов, организовывали сбор металлолома, посылали подарки воинам, оказывали помощь семьям фронтовиков, шили одежду для солдат. 23 ноября 1941 года пионеры Зельманской средней школы обратились через газету к жителям района с предложением собрать средства на строительство танка3.

В районной газете «Коллективист» в 1943 году было опубликовано письмо И.В.Сталина: «Директору Ровенской средней школы товарищу Климушевой, секретарю комсомольской организации товарищу Фридман, старшей пионервожатой товарищу Фарбер, комсомолке товарищу Фёдоровой, пионерам Романовой, Чиркиной, Керльбедюк, Овчинникову. Передайте учащимся Ровенской средней школы, собравшим десять тысяч рублей на строительство авиационной эскадрильи, благодарность Красной Армии, мои пожелания им здоровья и успехов в учёбе и общественной работе»1.

Важнейшей задачей школы в то время была забота о здоровье детей. В школах Ровенского района было организовано специальное питание детей фронтовиков, детей, эвакуированных из прифронтовой полосы, и вообще детей, слабых здоровьем. Учителям предстояло продолжить работу по охвату всех детей школьного возраста всеобщим обучением; придать преподаванию основ наук большую идейно-политическую направленность, обеспечить необходимую физическую подготовку учащихся, организовать агротехническую подготовку молодёжи для широкого её участия в общественно полезном труде; наладить труд школьников в сельском хозяйстве. Со всеми этими сложными задачами ровенские учителя успешно справились2.

Итак, мы видим, что школа в годы Великой Отечественной войны оказалась в чрезвычайно сложном положении. Масса детей была лишена возможности учиться. В 1941-1942 учебном году в РСФСР школу не посещали двадцать пять процентов учащихся. В дальнейшем ситуация несколько улучшилась: в 1942-1943 учебном году занятия не посещали семнадцать процентов начального школьного возраста, в 1943-1944 учебном году – пятнадцать процентов, 1944-1945 учебном году – десять-двенадцать процентов3.

Можно условно говорить о существовании двух этапов в борьбе за школу, которые различаются направленностью и существом самих мероприятий. На первом этапе (1941-1943гг.) принимаются меры, направленные на борьбу против возникающих трудностей и недостатков, за сохранение существовавшей школы и системы народного образования. Особенностью второго этапа (1943-1945гг.) являлись меры по организационно-педагогическому укреплению школы, повышению качества всей учебно-воспитательной работы, укреплению дисциплины и порядка среди учащихся1.

Таким образом, повсеместно с большой энергией проводилась борьба за всеобщее обучение, несмотря на трудности военного времени, которые постепенно преодолевались. К концу войны удалось значительно сократить отсев учащихся из школы.

§. 2. Организация учебно-воспитательного процесса.

В условиях войны проблемой общегосударственного значения и первостепенной важности явилось осуществление «Закона о всеобщем обязательном обучении детей и подростков школьного возраста». В те годы, как никогда раньше, необходимо было усилить воспитательное воздействие школы, обеспечить ей максимальную наполняемость, вести решительную борьбу с отсевом, возникавшим в связи с трудностями военного времени. А это означало, что борьба за всеобуч становилась основной задачей школы. В дни Великой Отечественной войны деятельность всех организаций и учреждений страны была подчинена интересам фронта, задачам разгрома агрессора. Перестройка всей жизни и работы на военный лад нашла своё выражение и в содержании воспитательной работы в школе, и в её общественной деятельности, и в постановке всего дела обучения и воспитания учащихся в духе патриотизма. Основное требование, которое правительство предъявляло школе, состояло в том, чтобы ещё больше усилить борьбу за качество обучения, за патриотическое воспитание подрастающих поколений2

Большие изменения произошли за время войны в содержании учебно-воспитательной работы школ Ровенского района. Как и во всей стране, особое внимание в этот период обращалось на воспитание патриотизма. В преподавании истории и литературы усилился показ героического прошлого русского народа, учащиеся знакомились с великими творениями русских писателей и учёных. В курсе географии ярко раскрывались огромные природные богатства нашей страны. Велась работа по совершенствованию и корректировке учебных планов и программ. Они были частично сокращены. Одновременно вводились военно-оборонительные темы и военно-физическая подготовка. Рассмотрим это на примере Привольненской школы. До 1942 года село Привольное называлось Альт-Варенбург. В 1917 году в доме бывшего богатого колониста Миллера разместили школу. Это была семилетка. В 1936 году открыли восьмой класс. В годы войны в селе было много эвакуированных из разных областей, в том числе и детей. В 1941 году школа стала десятилетней, называлась Варенбургской средней. Она работала в две смены. Экзамены сдавали в четвёртых-шестых классах по всем предметам, они назывались «переводные испытания». Неуспевающие оставались на осень или на повторное обучение. Учеников седьмого класса допускали к выпускным экзаменам по всем предметам, но тем, которые не усваивали программу, предоставлялась возможность переноса экзамена на осень или на повторный курс. Существовала детская организация, пионерской вожатой была Черпович З. М. Из школы забирали учителей в ряды Красной Армии. Одной из наук, преподававшихся в школе, была агротехника. Преподавал её агроном из Варенбургской МТС. В дни Отечественной войны работа школы проходила по-военному чётко, организованно. Подготовка учителей была добросовестной, это отражалось в ежедневных рабочих планах. В школе проводились военно-спортивные игры, носившие название «Рейд в тыл врага». Существовали классы-комплекты в четвёртых-седьмых классах. В 1942 году школа стала называться Привольненской. В условиях Отечественной войны работа учителя требовала напряжения всех сил и способностей. Директором школы в это время работал Шкляров В. В. Все классные руководители обеспечивали инструктаж учащихся и обязательный рапорт перед уроками. В 1944 году за отличную подготовку был отмечен военрук школы, инвалид войны М.И.Михайлов. В 1945 году директором школы была назначена Н.Я.Толстонирова. В послевоенные годы эвакуированные разъехались по своим родным местам, и школа вновь перешла на семилетнее образование, так как в ней осталось всего сто пятнадцать учащихся1. В 1971 году в Привольненской школе прошла встреча выпускников 1941 года, в числе которых была Л.Я.Токарева (Петерсон), коренная жительница села Привольное. Принимал выпускников директор Ф.А.Тюкалин.

Кривоярская школа (до 1942 года село называлось Бруненталь) была построена сельской общиной в 1902 году. На верхнем этаже находилась молитвенная комната, в которой проводились церковные службы, а внизу – четыре классные комнаты и учительская. Одно большое помещение использовалось для занятий гимнастикой в зимнее время. Преподавание в школе велось на немецком языке. Все расходы по содержанию школы несли жители села. Учащиеся всегда уважительно относились к учителям. Если кто-то из учеников жаловался родителям на учителя, то это не приветствовалось домашними. Школа была центром села. В 1941 году школа закрылась, а с 1943 года в здании размещался эвакуированный из Ленинграда интернат. Организация школьных интернатов в военных условиях спасла много тысяч детей и помогла организовать их воспитание. В Кривоярском интернате удалось организовать дружный детский коллектив, наладить детское самоуправление, приучить детей к физическому труду, вовлечь их в широкую общественную жизнь. Вновь функционировать школа начала только в 1961 году.2

Первое упоминание о Первомайской школе (в годы войны – 102 совхоз) датировано в архивных документах 1934 годом. Вначале была открыта начальная школа, а в 1944 году реорганизована в семилетнюю. Первым директором школы была Фирсулина Татьяна Матвеевна, учитель немецкого языка. В школе работало два учителя начальных классов: Федосеева Н. М. и Колесникова Е. И. Все предметы в пятых-седьмых классах вели три учителя: Рожихина М. Ф., Потухина А. М., Гуляева А. Т. Школа занимала площадь сто шестьдесят квадратных метров. В ней размещались три классные комнаты, три квартиры для учителей, квартиры директора школы и технички. Школа работала в две смены: в первую – первый и третий классы (двадцать три ученика), во вторую – второй и четвёртый классы (семнадцать учеников)1.

Тяжёлое грозное время затронуло далёкую от фронта Новокаменку (бывшее Штреккерау). Школа была образована в 1910 году. Вначале она занимала два здания. В нынешнем помещении сельского клуба располагалась начальная школа, а средние и старшие классы постигали азы образования в новом здании. Выпускники имели на руках аттестаты об окончании средней школы. 1941 год… Основное здание Новокаменской школы было отдано под зернохранилище, в селе сохранялась только начальная школа. В пятидесятые годы в Новокаменке открылась семилетка2.

К началу войны село Зельман (Ровное) было под стать небольшому городу. В селе была своя электростанция, в народном доме регулярно шли кинофильмы, выступали приезжие артисты, давала концерты местная интеллигенция. В селе функционировали педагогический техникум, одна средняя и три начальных школы, богатая библиотека с немецкой и русской классикой, многими уникальными изданиями. Когда в Москве появилась радиостанция, в Зельмане построили высоченную антенну, приобрели радиоаппаратуру и стали принимать радиопередачи из столицы. Это было чудом. Инициатива организации радиовещания принадлежала учителям. Радиоточку установили в школе. Жители всё чаще стали по вечерам захаживать в школу, где слушали радиопередачи из далёкой Москвы. Таким образом, школа стала культурным центром села. Во время войны преподавание велось на русском языке. Кроме общеобразовательных предметов, преподавались столярное, переплётное и тракторное дела. Средняя школа находилось в здании нынешнего Дома культуры. В 1941 году в селе Зельман (Ровное) сформировалась Вторая маневренно-воздушная десантная бригада. Она насчитывала в своих рядах шесть тысяч пятьсот добровольцев. Командиром этой бригады был Василенко Гавриил Тарасович, Герой Советского Союза. Штаб бригады находился в двухэтажном кирпичном здании школы, о чём свидетельствует мемориальная доска у входа. Ученики и учителя школы вели большую общественно полезную работу, организовывая посильную помощь фронту: сбор средств на строительство военной техники, посылки на фронт, собирание лекарственных трав, шитьё одежды для солдат1.

В воспитательной работе особое внимание уделялось укреплению сознательной дисциплины. В ряде школ, в том числе и в школах Ровенского района, вырабатывались местные правила для учащихся. Этот опыт был обобщён, и в августе 1943 года Совет Народных Комиссаров РСФСР утвердил «Правила для учащихся», в которых определялись главные обязанности детей в учении и поведении2. Условия военного времени продиктовали школе задачи, имеющие большое государственное значение. Это, во-первых, организация бесперебойной работы и обеспечение обязательного охвата всех детей школьного возраста всеобщим обучением; во-вторых, повседневная забота о миллионах детей в связи с тем, что их родители были призваны в армию или заняты на производстве; в-третьих, перестройка учебно-воспитательного процесса в преподавании всех учебных дисциплин, вооружение школьников твёрдыми знаниями и навыками в целях подготовки их к труду и обороне Родины; в- четвёртых, усиление идейно-политического и патриотического воспитания учащихся, укрепление их дисциплины; в-пятых, улучшение военно-физической подготовки, выучки и закалки юношей и девушек; в-шестых, всемерное развёртывание массовой оборонной и политико-просветительной работы среди учащихся и населения; в-седьмых, оказание активной, посильной помощи фронту, промышленному производству, совхозам и колхозам страны, семьям фронтовиков1.

Правительство проявило большую заботу об улучшении материально-бытового положения учителей: им была повышена зарплата, установлен порядок снабжения продуктами питания. Учительство героически трудилось в тылу и проявляло героизм на фронте. Многие учителя с оружием в руках сражались с врагом и были награждены орденами и медалями, удостоены звания Героя Советского Союза, многие пали смертью храбрых в борьбе за освобождение родной земли от фашистов. В 1944 году более пяти тысяч лучших учителей и работников народного образования были награждены медалями и орденами за самоотверженную работу в школе по воспитанию и обучению подрастающего поколения2.

Подводя итоги вышесказанному, следует отметить, что в военные годы были приняты правительственные решения, касавшиеся школьного образования: об обучении детей с семилетнего возраста (1943 год), об учреждении общеобразовательных школ рабочей молодёжи (1943 год), об открытии вечерних школ в сельской местности (1944 год), о введении пятибалльной системы оценок успеваемости и поведения учащихся (1944 год), об установлении выпускных экзаменов по окончании начальной и семилетней школ и экзаменов на аттестат зрелости (1944 год), о награждении золотыми и серебряными медалями отличившихся учащихся средних школ (1944 год)3. Эти правительственные решения нашли своё отражение и в работе учителей Ровенского района, которые активно трудились, стремясь к улучшению учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, исходя из всего сказанного в этой главе, мы видим, что, несмотря на колоссальные трудности военного времени и сложность внутренней и международной обстановки, правительство не ослабляло внимания к школе, к воспитанию и обучению подрастающего поколения. В годы войны школа не только не остановила поступательное развитие, но, преодолев все трудности, сумела выполнить свои основные задачи.

Глава 2. Школа и педагогика в период восстановления народного хозяйства (1945-1958 гг.)

§. 1. Развитие школы в первые послевоенные годы. Изменения в структуре школьной сети.

Деятельность школы в годы Великой Отечественной войны подтвердила необходимость тесной связи школы с жизнью, с трудом. Перед школой и педагогикой в условиях мирного времени встали новые задачи. Народ победоносно завершил войну и приступил к восстановлению и дальнейшему развитию народного хозяйства. Ещё в последние годы войны в освобождённых от оккупантов районах было восстановлено более семидесяти тысяч школ. Законом о пятилетнем плене восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 годы предусматривалось «довести количество начальных, семилетних и средних школ в 1950 году до сто девяносто трёх тысяч и количество учащихся в них до тридцати одного миллиона человек, обеспечив всеобщее обязательное обучение детей с семилетнего возраста как в городе, так и деревне».

Широкое развёртывание сети школ было возможно лишь при условии большого школьного строительства. За 1946-1950 годы построено и введено в действие по государственному строительству и по инициативе и на средства колхозов восемнадцать тысяч пятьсот тридцать восемь школ1.

В 1949 году произошло такое важное событие в культурной жизни страны, как переход к всеобщему обязательному образованию. В связи с введением всеобщего среднего образования в значительной степени изменились задачи средней школы. Если раньше главной её задачей являлась подготовка молодёжи к поступлению в высшие учебные заведения, то с введением всеобщего среднего образования эта задача была дополнена другой, не менее важной: готовить оканчивающих школу не только к обучению в ВУЗах, но и к практической деятельности в сфере материального производства. В пятидесятые годы число оканчивающих среднюю школу стало значительно превышать количество принимаемых в высшие учебные заведения. Многие из выпускников должны были включиться в работу в промышленном и сельскохозяйственном производстве. В послевоенные годы были внесены серьёзные изменения в учебные планы и программы школы в целях повышения идейно-политического уровня преподавания основ наук и осуществления политехнического обучения. Политехническое обучение немыслимо без овладения основами наук, особенно физики, химии, биологии, географии, математики, черчения. Без знания этих наук не могут быть усвоены научные основы производства. С другой стороны, в связи с осуществлением политехнического обучения изменяется характер общего образования. Основы наук, изучаемые в школе, обогащаются материалами, непосредственно отражающим процесс производства, что способствует лучшему усвоению научных дисциплин.

Вооружая учащихся знанием основ наук и основ современного промышленного и сельскохозяйственного производства, школа показывала им действительную картину мира, готовила их к сознательному труду. В процессе вооружения учащихся знанием основ наук и основ производства школа развивала способности учащихся, их познавательные силы – мышление, память, воображение, воспитывала их чувства, приучала к соблюдению нравственных норм общества, формировала личность учащихся1.

Решение этих задач нашло свое отражение и в работе школ Ровенского района. В архивах сохранился годовой отчёт о работе школ Ровенского района за 1945-1946 учебный год. Согласно этому отчёту, вся работа районного отдела образования и школ была подчинена задачам, поставленным правительством: вооружение учащихся основами наук, умение применять полученные знания на практике, воспитание добросовестного отношения к труду, привитие навыков сознательной дисциплины. Выполнение этих задач и успехи учебного года находились в прямой зависимости от материально-хозяйственной базы школ. Поэтому создание благоприятных условий учёбы школьников и труда педагогов являлось одной из важнейших задач. В целях реализации в жизнь закона об обязательном начальном образовании ставились следующие задачи: улучшить преподавание программных дисциплин, добиться хороших знаний по каждому учебному предмету, обеспечить полное выполнение учебных программ; в воспитательной работе: добиться сознательной дисциплины и культурного поведения учащихся на основе «Правил поведения для учащихся», усилить политическую пропаганду среди родителей и населения; осуществить полное укомплектование школ учительскими кадрами; всемерно повышать квалификацию учителей; повысить качество контроля и руководства работой школ района2.

Согласно плану всеобуча, в 1945-1946 учебном году школам района надлежало охватить тысячу четыреста тринадцать человек:

По классам

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

всего

По плану

289

310

197

174

109

97

99

85

35

18

1413

На 1 сент. 1945 года

472

262

166

126

109

96

84

46

20

19

1400

На конец года

309

256

174

93

75

74

66

36

21

17

1091

Расхождение с данными нархозплана и фактической наполняемостью классов объясняется тем, что в период составления плана в районе свирепствовала корь, поэтому определённый контингент детей не был предусмотрен. Отсюда превышение норм по первому классу. Недовыполнение по восьмым – десятым классам объясняется тем, что многие учащиеся покинули школу, поступив в специальные учебные заведения. В течение 1945-46 учебного года произошли изменения: в начале года общее количество учащихся было тысяча четыреста человек, после пятнадцатого сентября поступило из других школ сто семьдесят человек, выбыло четыреста восемьдесят восемь человек, осталось к концу года тысяча девяносто один человек.

Мероприятия, проводимые в целях предотвращения отсева учащихся и вовлечения их в школы: учёт детей, подлежащих обучению; систематическое выяснение причин пропусков занятий учащимися; обеспечение остро нуждающихся детей и детей фронтовиков одеждой (выдано: двести двадцать платьев, пятьдесят восемь брюк, двадцать восемь рубах, сорок фуфаек; собрано от населения: одно пальто, пятнадцать пар обуви, семь платьев, пять брюк); обеспечение питанием (в Луговом, Кривояре организованы горячие завтраки на триста сорок шесть учащихся). В школах ведутся журналы поступающих и книги движения учащихся, куда по мере изменения в составе учащихся вносились соответствующие записи.

Несмотря на то, что в Ровенской средней школе, Луговской и Кривоярской неполных средних школах обучались дети из соседних сёл, интернатов не было создано, учащиеся жили на частных квартирах, подвоз их не был организован. По этой причине из Кривоярской неполной средней школы отсеялось десять человек1.

Очень интересны в этом плане воспоминания ветерана труда Хахониной Антонины Ивановны. Когда началась война, ей было всего три годика. В1941 году её отец был призван на фронт, а в 1942 году он погиб. В 1943 году семья переехала из Тамбовской губернии в Ровное. «В Ровном мы оказались как в другом мире. Здесь было электричество, у нас в доме появился патефон, - вспоминает Антонина Ивановна. – В то время была такая организация – районное социальное обеспечение. Благодаря ей, в военные и первые послевоенные годы у детей-сирот была детская кухня».

В 1945 году маленькая Тоня пошла в первый класс. Через год открыли базовую школу при педучилище, там она заканчивала второй, третий, четвёртый классы. «С детства я принимала участие во всех мероприятиях, - рассказывает Антонина Ивановна. – Помню, как стала октябрёнком, пионеркой. Нас готовили к настоящей взрослой жизни. Я помню, как вступала в комсомол, как вручали комсомольский билет. Когда прикололи комсомольский значок, мне показалось, что весь мир вокруг сияет». С самого детства А.Хахонина хотела стать педагогом, всегда старалась подражать учителям. Закончив семь классов, девушка поступила в Ровенское педучилище. Ей оставалось доучиться всего один год, когда в пятьдесят пятом году училище закрыли, а всех студентов перевели в город Аткарск. «Очень жаль было расставаться с учительским коллективом, - вспоминает Антонина Ивановна. – Наши педагоги были очень сильными, они делали из нас настоящих профессионалов. Недаром все сильнейшие учителя нашего района в своё время заканчивали Ровенское педагогические училище». Свою трудовую деятельность А.И.Хахонина начинала в Новокаменской семилетней школе преподавателем биологии, химии, географии. Она очень волновалась, ведь по образованию она была учителем начальных классов. Но Новокаменка приняла её как родную, жители отнеслись к ней как к человеку многознающему, а она, в свою очередь, очень старалась всем помочь. А.Хахонина благодарна судьбе за то, что её трудовой стаж начался именно в Новокаменке. Три года – с пятьдесят шестого по пятьдесят девятый – проработала Антонина Ивановна в этом маленьком селе. Именно Новокаменка, по её словам, стала трамплином для её будущей жизни.

Сегодня имя этой удивительной женщины известно далеко за пределами района. Вся её жизнь посвящена развитию и процветанию Ровенского района. Более двадцати лет она была бессменным председателем райкома профсоюза, имеет орден «Знак почёта», награждена нагрудным знаком за доблестный труд, единственная из Ровенского района обладает почётным званием «Ветеран России» и нагрудным знаком «За активную работу в профсоюзах». И сейчас, несмотря на почтенный возраст, она бодра, полна сил, возглавляет районный Совет ветеранов войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов. А начиналось всё в далёком 1945 году, когда маленькая робкая девочка переступила порог начальной школы1.

Архивные документы тех лет сообщают, что учительскими кадрами почти все школы района укомплектованы, за исключением начальных школ в с. Песчаное, где на четыре класса всего одна учительница, в Цикове - на три класса одна учительница, в Совхозе № 102 – на четыре класса одна учительница. В Кривоярской неполной средней школе не хватало одного учителя начальных классов2.

Директором Ровенской средней школы был назначен Чепенко Н.В., инвалид Великой Отечественной войны, имеющий высшее образование; директором Луговской неполной средней школы – Новиков Л.И., окончивший Ровенское педучилище; директором Кривоярской неполной средней школы – Колпакова А.Ф., окончившая два курса пединститута; заведующим Кочетновской начальной школой – Войленко И.П.; заведующей начальной школой Совхоза № 102 – Серова М.И., Песчанской – Фокина Н.В. (все трое являлись молодыми специалистами, только что окончившими Ровенское педучилище).

Материально-бытовые условия жизни учителей района были неудовлетворительные. Квартирами обеспечены не все. Под огороды учителям с. Ровное выделены отдалённые участки (за семь километров от посёлка)1.

А вот отчёт о работе Ровенского районного отдела народного образования за первое полугодие 1946-1947 учебного года. Основная задача в первом полугодии 1946-1947 учебного года – выполнение закона о всеобуче, улучшение учебно-воспитательной работы, методической работы, работы с семьёй и повышение идейно-политического уровня учителей и учащихся. Вся работа подчинена задаче, поставленной правительством по народному образованию. В рамках осуществления закона всеобуча, к началу учебного года и за отчётный период неоднократно проводился учёт детей семи - пятнадцатилетнего возраста. Это вызвано тем, что в районе имелась большая текучесть населения. Известно, что Ровенский район был заселён в годы Отечественной войны в порядке эвакуации из западных частей СССР. Затруднительное положение с хлебом, отсутствие горячих завтраков - всё это влекло отсев учащихся во всех школах района2.

В начале учебного года учительскими кадрами все школы были укомплектованы. Учебные программы по всем классам в основном выполнены. Несмотря на трудности, в целом в ряде школ качество преподавания в значительной мере оказалось выше прошлогоднего. Некоторые учителя проводили уроки в две смены. Им приходилось готовиться к восьми – десяти урокам. Но, несмотря на это, учителя готовили уроки добросовестно, поурочные планы у всех имелись, уроки в большинстве случаев методически выдержаны. Использовались учебники прошлых лет. Следует отметить, что не все учителя обладали соответствующим педагогическим тактом1.

Необходимо отметить, что ученики допускали много ошибок в письменных работах. Успеваемость по району: из тысячи двухсот пятидесяти пяти учащихся на «четыре» и «пять» успевали триста тридцать два ученика, а неуспевающих – сто девяносто два ученика (в основном за счёт русского языка и математики).

Воспитательная работа осуществлялась по составленным планам в неразрывной связи с учебной работой. Воспитание трудолюбия и общественно-полезных навыков осуществлялось путём организации ударника по заготовке для школы топлива, ухода за чистотой и культурным состоянием своего класса.

Ученические комитеты, комсомольские и пионерские организации работали по плану. При школе существовала политическая школа для членов ВЛКСМ, там они изучали « Краткий курс истории ВКП (б)».

Материально-бытовые условия учителей мало чем отличались от прошлого учебного года. Пайком учителя снабжались аккуратно. Промтовары получали в достаточном количестве, но по высоким ценам.

В большинстве школ проводились организационные родительские собрания, где поднимались вопросы о правилах поведения учащихся, о топливе, о ремонте школы и другие2.

Итак, мы видим, что в процессе самоотверженного труда всего народа в кратчайший срок были восстановлены и построены новые школьные здания, заново созданы библиотеки и учебные кабинеты. Промышленные предприятия, колхозы и совхозы оказывали действенную помощь школьному строительству, из года в год ширилась народная инициатива в помощь школе. Главное внимание обращалось на вовлечение детей в школы и на сохранение контингентов учащихся, подготовку необходимых педагогических кадров.



следующая страница>


Восстановление системы школьного образования после депортации немцев

Искалиева Н. В., учитель русского языка и литературы моу сош п. Владимирский Ровенского района Саратовской области

372.13kb.

11 09 2014
2 стр.


План проведения мероприятий посвящённых 70-ти летней годовщине депортации немцев
398.24kb.

04 09 2014
1 стр.


Литература российских немцев охватывает литературу немцев России и бывшего ссср, а также этнических немцев, эмигрировавших вследствие обратной эмиграции в Германию

Все немцы, независимо от того, в каком государстве они живут после распада ссср, называют себя российскими немцами

49.17kb.

17 12 2014
1 стр.


Учебно-методических материалов для обучения и повышения квалификации работников системы образования дошкольного и школьного уровней

Программа обучения и повышения квалификации работников системы образования дошкольного и школьного уровней «Методология и практика государственно-общественного управления в образов

2816.32kb.

14 12 2014
41 стр.


Автоматическое восстановление вычислительного процесса после сбоев

Почти 75% ошибок ЭВМ приходится на сбои, следовательно, восстановление вычислительного процесса после сбоев является важной проблемой

81.28kb.

15 09 2014
1 стр.


Руководство пользователя стр. Содержание 1 Модуль «Восстановление Системы/Перенос сайта» 2

Модуль «Восстановление/Перенос сайта» в составе по системы S. Builder предназначен для создания контрольных точек для восстановления Системы и для переноса сайта на другой сервер

40.95kb.

25 09 2014
1 стр.


О ходе реализации «Программы развития системы образования в Зайсанском районе на 2011-2015 годы»

Районным маслихатом от 16. 03. 2013 №31 было принято решение реализации программы 2011- 2015 г системы отдела образования. После принятия решения на протяжении года отделом образов

105.39kb.

09 10 2014
1 стр.


Белов Иван Ефимович родился 22. 11. 1923г в дер. Федотово Селижаровского района Тверской области. В 1939г окончил 7 классов школы в деревне Дубровки

Смоленск и Витебск после мощной артподготовки линия немцев была прорвана и мы двинулись на Запад,освобождая населенные пункты Смоленской области за успешный прорыв обороны немцев я

14.29kb.

06 10 2014
1 стр.