Перейти на главную страницу
Идея гармоничного развития личности принадлежит Платону. От него дошла идея воспитания детей в государственных воспитательных домах. От Платона пришла программа обучения в школах – «семь свободных искусств».
От Аристотеля ученые восприняли идею развития способностей человека, заложенных природой в качестве основной цели воспитания. Демокрит выделял как главное в воспитании – знания природы человека, его природосообразное воспитание, в основе которого должен быть труд.
Средневековая педагогика почти 12 веков определялась догмами богословия. Научный подход начинается с Я.А. Коменского, с книги «Великая дидактика», где впервые были сформулированы принципы, методы, формы обучения. Коменский четко сформулировал цели умственного, нравственного и религиозного воспитания.
Период возрождения связан с развитием гуманистической идеи в воспитании ребенка. В. Да-Фельтре (1378-1446) создал одну из первых в истории школ интернатного типа «Дом радости».
17-19в характеризуются развитием ведущих идей и научных концепций СОП, становлением ее как науки. Видные ученые в этот период искали решение социально-педагогических проблем на путях сотрудничества с общественностью и государством. В этот период СОП развивается в тесной связи с практической социально-педагогической деятельностью. В конце 19 СОП выделяется в самостоятельную область педагогической науки. Это связано с именами немецких ученых А. Дистерверга и П. Наторпа. Начиная с 20в – период развития СОП как самостоятельной науки.
Развитие СОП в России. Петр I начал первым педагогическую деятельность. Л.Н. Толстой организовал школу для крестьянских детей в Ясной поляне. В середине 19в в отечественной педагогике после публикации трудов Ушинского и Толстого усилилось внимание к проблемам влияния окружающей среды на развитие и воспитание ребенка.
Ушинский создал теорию истинно христианского народного воспитании.
Лесгафт написал в 80хг работу «Семейное воспитание ребенка и его значение», которое пользуется всемирным признанием до сих пор.
В.П. Вахтерев писал о важности создания социальной среды для воспитания ребенка, утверждая, что в детском коллективе свобода ребенка не нарушается.
П.Ф. Каптерев писал о школе, как о среде детского общения, которая положительно влияет на ребенка.
1911г в С.-Пб. Вышла книга Наторпа «Социальная педагогика».
Педагог связывается со специалистами, со службами социальной защиты, которые способны помочь ребенку. Для этого необходимо, чтобы он был профессионально подготовлен, достаточно образован для ведения воспитательной работы. Сегодня это называется профессиональным педагогическим мастерством.
Профессиональное мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний и умений: естественность, доброжелательность, эмпатия (умение стать на позицию восприятия мира таким, каким его воспринимают другие люди с целью поиска компромиссного решения возникшей проблемы), открытость, деликатность, конкретность.
Профессиональные знания социального педагога: педагогика и психология, физиология развития ребенка, методики воспитательной работы. Эти знания необходимы для изучения ребенка, анализа его поступков и поведения, особенностей его общения, совместимости его в группе других детей.
Социальный педагог должен уметь: организовать деятельность и сотрудничество детей; владеть некоторыми приемами артистизма, речью, дыханием, ритмом и постановкой голоса, мимикой и жестами; находить в беседе тот тон и язык, который даст возможность говорить с нищими и алкоголиками, наркоманами и проститутками или с попавшим в беду ребенком. Не просто говорить, а убедить и повлиять.
К основным принципам деятельности социального педагога относятся:
Итак, профессиональное мастерство базируется на фундаментально общей, общекультурной подготовке и обеспечивается единством общего и профессионального развития личности.
Социальные педагоги как специалисты различных социальных служб дополняют и развивают многоплановую деятельность учреждений образования, культуры, общественных организаций, взаимодействуют с ними, выполняя при этом свои функции во взаимосвязи с семьей и личностью. Большую роль в выполнении обязанностей социального педагога играет профессиональное мастерство, которое необходимо повысить в деятельности специалиста.
3. Я.А. Коменский об особенностях обучения человека на различных этапах возрастного развития.
Я.А. Коменский (1592-1670), мыслитель-гуманист, педагог. Чехия.
В многочисленных работах Коменского, среди которых объемистые теоретические исследования, учебники, наставления, методики, пьесы для обучения и др., излагаются основы его педагогической системы. Заметим, что педагогические взгляды Коменского сложились по сильным влиянием его мировоззрения, в котором сочетались религиозные убеждения, с глубокими знаниями в области естествознания, философии, приверженностью к сенсуализму.
Подвергая критике, существующие школы и методы обучения в них, Коменский определяет теорию о преподавании как «для всех пригодное искусство всех всему учить посредством краткого и основательного обучения». Все это сказалось на формировании его социально-педагогических взглядов.
Прежде всего, обратившись к принципу природосообразности, Коменский впервые открывает и формулирует законы обучения и воспитания, что, по сути, знаменует переход педагогической мысли в новое качество — науку. Природосообразностъ — главный закон педагогики, из которого он выводит все другие и к которому постоянно возвращается. Не Коменский открыл принцип природосообразности, но он показал его исключительные возможности в воспитании. Признание к Коменскому как основоположнику педагогической науки пришло не сразу. Его открытия получили высокую оценку позже, впрочем, какова судьба многих свершений и не только в педагогике.
Как вся педагогика Коменского, так и его социально-педагогические взгляды — просты и Логичны. Человек, утверждает он, — это «существо, подлежащее учению», «для того, чтобы ходить, стоять, сидеть, работать руками, он нуждается в учении». Необходимость образования обусловливает и важность школ. Коменский призывает сделать их по-настоящему демократическими, доступными для всех слоев населения, мальчиков и девочек, с разумными порядками, мастерскими гуманности, а не застенками для умов. Школе нужна дисциплина, но это порядок не ударов и воплей, а бдительности и внимательности.
Свою систему школ Коменский соотносит с четырьмя ступенями в жизни человека, длительность каждой шесть лет: детство, отрочество, юношество и зрелое юношество. Отсюда и четыре типа школы: материнская (в каждом доме), народная или школа родного языка (в каждой общине), гимназия или латинская школа (в каждом городе), университет или академия (в каждой стране или провинции). В низших школах все изучается в более общем виде, в высших — больше в частностях и подробностях. Но на каждой ступени образование должно быть приближено к жизни, практике и науке. Главная цель школы, по Коменскому, сделать из детей воистину настоящих людей, из христиан — воистину (настоящих) христиан. Для этого следует правильно владеть языком, быть мудрым умом, искусным в работах, образованным в правах, благочестивым.
Сущность правильного обучения юношества не в наполнении голов заимствованными суждениями, а в том, чтобы помочь открыть понимание вещей. Тогда, утверждает Коменский, обучение превратится в живой источник, из которого потекут ручьи знания. Велики заслуги Коменского перед педагогикой. Он заложил ее научные основы, отстаивал демократические принципы организации школ, создал классно-урочную систему, теорию дидактики. Открытия Коменского пережили века, явились основой ряда новых направлений в педагогике, находят широкое применение и в нынешних системах образования. И хотя кое-что из этих открытий в современных условиях стало спорным и даже устаревшим, педагогика лучшее находит пока с трудом.
4. Технологический процесс: сущность и содержание.
Технология – способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбора оптимальных средств и методов их выполнения. Технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой в той или иной деятельности. Задача технологии – разработка и реализация устойчивых алгоритмов деятельности, способов.
Социально-педагогическая технология (СПТ) является интегративной разновидностью педагогической и социальной технологий. Возможность разработки социально-педагогических технологий обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность имеет свою структуру, благодаря которой она может поэтапно расчленяться и последовательно реализовываться. Основными компонентами деятельности выступают целеполагание, выбор способов действия и его инструментария, оценка результатов деятельности.
Основным содержанием социально-педагогических технологий можно считать разработку знаний о качественном преобразовании сознания различных субъектов.
Выделяются виды социально-педагогических технологий:
Любая научная отрасль должна вырабатывать свои, специфические инструментательные механизмы взаимосвязи с практикой, оказывать влияние на развитие практики. Социальную педагогику мы относим к ряду наук, имеющих Деятельностный характер такого механизма. Опираясь на знания ряда других наук, отечественная социальная педагогика владеет достаточно отработанным на практике механизмом влияния на социальные отношения, к качестве которого выступает социально-педагогическая деятельность (СПД), имеющая свою специфику, характерную именно для социальной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания.
Под СПД понимают деятельность, которая направлена на решение задач социального воспитания и социально-педагогической защиты. Социальное воспитание – забота общества о своем прогрессе в лице младших поколений; условия, создаваемые обществом, государственными и частными структурами, для физического, психического и социального развития человека. Социально-педагогическая защита – система условий и средств, обеспечивающих физическую, психическую и нравственно-психологическую безопасность субъекта, отстаивание его интересов и прав, создание материальных и нравственных условий для свободного развития его духовных и физических сил.
Особенность СПД – необходимость социализации. Круг проблем, которые включены в сферу деятельности социального педагога, столь велик, что без обозначения приоритетов, определения ведущих направлений деятельности, учета особенностей места работы и контингента, обслуживаемых не представляется возможным обеспечить сколько-нибудь эффективную, результативную социально-педагогическую практику.
Характеристика содержания СПД имеет составляющие:
Важно учитывать тот факт, что система СПД в стране наряду с общими традиционными подходами приобретает обновленные черты за счет своеобразия потребностей сфер этой деятельности. Что естественно обусловлено спецификой материальных условий, а также социокультурных и образовательно-воспитательных ситуаций в отдельных регионах страны.
В педагогику пришел как демократ-реформатор. Дважды, в 1774г. и 1799г., создавал преимущественно на свои средства приюты для детей-сирот и беспризорных в Нейгофе и Станце. Принимал детей больных, в лохмотьях, забитых и дерзких. Жизнь в приютах организовывал по принципу семьи, выхаживал детей отеческой заботой и терпением. Они отвечали взаимностью, но он был вынужден расстаться ними: не было средств на содержание приютов (первый просуществовал 6 лет, второй 5 месяцев). Попытки Песталоцци соединить обучение с производительным трудом и продержаться за счет того, что дети заработают сами, не удались. В трудном материальном положении оказался и i им, бедствовала его семья.
Песталоцци 18 лет занимался литературной работой. Наибольший успех ему приносит педагогический роман «Лингард и Гертруда». Имя Песталоцци становится известным, он получает место учителя, результаты его работы впечатляют. В полгода он выучивал детей писать, читать, считать; обыкновенный учитель делал это за три года. Ему не верили, проверяли, наконец, одна из комиссий подвела итог: «Его система пригодна для всех времен и народов. Она проста и последовательна, как природа».
Песталоцци поручают создать образцовое учебное заведение, что он и делает с 1805 г. в Бургдофе, а затем в Ивердоне. Здесь он совершенствует свои методы упрощенного обучения, работает над методикой, с помощью которой каждая мать могла бы обучать своих детей, издает для этого новые книги. Песталоцци знаменит, увлечен трудом, превращает учебное заведение в институт. И вдруг останавливается, так как видит, что имеет дело не с обездоленными детьми, как в прежних приютах, а преимущественно с сыновьями преуспевающих дельцов. В 1825 г. оставляет институт. Обдумывает возможность переезда в Россию, но вскоре умирает. На его надгробии есть и та• пи строка: « Все для других, ничего для себя».
В чем суть социальной педагогики Песталоцци? Цель воспитания он видел в развитии природных способностей человека, их совершенствовании. Как и Руссо, обращается к природосообразности, но не рассматривает природу ребенка романтически, а считает необходимым помогать этой природе в самореализации. Песталоцци отвергал методы воспитания, при которых дети отрывались от общения с природой, на длительный срок ввергались в мерший для них мир букв и чужих слов, в обстановку, когда ребенок останавливается в своем развитии. Воспитание начинается с первого дня жизни, и здесь исключительно велика роль матери. Педагогам следует научить методам и средствам воспитания. Все силы ребенка должны развиваться естественным путем, не подвергаясь влиянию чуждой среды. И всегда следует помнить, что естественное развитие происходит постепенно, Таким же путем обязано следовать воспитание.
Важное место в педагогике Песталоцци занимает его теория элементарного образования, ориентированная, по сути, на всестороннее воспитание, включающее умственное, нравственное, физическое, эстетическое.
В семье, утверждал Песталоцци, заложены истоки нравственного воспитания. Все дается с естественной любви ребенка к своей матери, затем любовь переносится на других членов семьи, окружающих людей, и, наконец, на все человечество. Нравственное поведение закрепляется в действиях, поэтому школе следует избавиться от изощренной словесной морали и стать большой семье, в которой учитель должен уподобиться любящему родителю. Поступкам учащихся лучше всего противостоит метод естественных воздействий: живого ученика лишний раз сделать дежурным, ленивого — заставить .аз принести дрова и т. д.
Песталоцци исключительно много сделал для развития народной (начальной) школы. Обогатил содержание обучения в ней, введя занятия по географии, естествознанию, элементарной геометрии, рисованию. Добивался, чтобы задачей воспитания в народной школе стало развитие духовных сил и способностей ребенка в соответствии с природной сообразностью. Подготовил много учителей, приобщил их к теории элементарного образования, вооружил своими методиками. В результате уровень народных школ Швейцарии значительно поднялся, ее опыт изучали и перенимали в других странах. Плодотворная деятельность Песталоцци в области семейного и трудового воспитания, изучения личности ребенка, создание приютов содействовала появлению новых направлении в педагогике. Ярка и личность самого Песталоцци, столь отвержено отдававшего себя, свой профессиональный талант детям, школе, народу.
Социальная педагогика является отраслью педагогики. В СПД метод – способ взаимосвязанной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействуют социализации и социально-педагогической реабилитации м ребенка.
В СПД используются методы:
- методы диагностики личности, семьи и социума;
- словесные методы (рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, лекция);
- методы социального воспитания (убеждение, приучение, внушение, поощрение и наказание, мотивирования и приобщения к действию, метод репродуцирования, положительный пример, метод содействия и сотворчества);
- организационно-распорядительные методы (инструктирование, регламентирование, нормирование, контроль и проверка исполнения, критика, целеполагание, ).
Рассмотрим некоторые из перечисленных методов: убеждение и упражнение. Особенность использования этих методов заключается в том, что социальный педагог имеет дело с детьми, у которых по каким-либо причинам не сформированы общепринятые нормы и правила поведения в обществе или же у него сформированы искаженные понятия об этих нормах и соответствующие формы поведения. Убеждение может реализовываться через такие известные в педагогике методы, как рассказ, лекция, беседа, диспут, положительный пример. Метод упражнения связан с формированием у детей определенных нравственных умений и привычек. Воспитание привычек требует многократных действий и повторений. Сложность работы социального педагога заключается в том, что нравственные привычки большинства детей, с которыми он работает, подчас не сформированы или же они имеют вредные привычки.
Эффективность использования этого метода повышается, если социальный педагог прибегает к таким формам организации метода как игра: творческая, сюжетно-ролевая и д.р.
Среди социально-педагогических методов особую группу составляют методы коррекции, к которым относятся поощрение и наказание. Поощрения и наказания направлены к одной цели – формировать определенные нравственные качества поведения и характера ребенка. Поощрение направлено на подкрепление положительных действий, поступков ребенка. Наказание оказывает содержательное влияние на негативное поведение ребенка.
Знание методов позволяет социальному педагогу оптимизировать свою профессиональную деятельность, подняться на уровень профессионального мастерства. К огромному арсеналу методов, приемов и способов деятельности он подходит с позиции необходимости и достаточности, соблюдает чувство меры, порядка и связи.
Рассмотренные методы СПД применяются не изолировано и не обособлено друг от друга, а в тесной взаимосвязи между собой.
Модель в СПД используется в значениях: модель как образец деятельности, ее норматив; как знаковый заместитель объекта; как макет объекта.
Варианты моделей в СПД зависят от решаемых СП задач:
- реабилитация и ресоциализация клиента. Клиент – ведомый по отношению к СПД. Социальный педагог – объект моделирования.
- адаптация индивида в современном социуме: результат использования этой модели – помощь клиенту в осознании своего внутреннего потенциала в процессе служения людям.
- социализация – применение этой модели в развитии творчества.
- социальная коррекция личности: модель эффективна, когда социальный педагог призван воздействовать на группу клиентов: трудные подростки, неуспевающие ученики, пожилые люди и т.д.
- социальное управление.
- воспитательная модель- эта модель призвана помоч клиенту обрести и освоить понятие социальная норма.
Предметом социально-педагогического прогнозирования выступают:
а) направленность и интенсивность индивидуального развития, возможности его социального воспитания, перевоспитания, реабилитации, адаптации, а также обучения его, в том числе в вопросах самообслуживания, профессиональной ориентации и подготовки (начальной, средней);
б) возможности человека в развитии в целом, либо по определенным направлениям;
в) способность воспитателя обеспечить оптимальное развитие, обучение и воспитание человека;
г) способность воспитателя обеспечить достижение определенной социально-педагогической цели;
д) соответствие условий, возможностей воспитуемого и воспитателя в направленном развитии человека.
Прогнозирование возможного социально-педагогического развития человека — один из наиболее сложных подэтапов процесса. Он основан на наличии у субъекта достаточно полной информации об объекте, необходимой для прогнозирования, а также на личном опыте и интуиции педагога.
Дистервег удачно сочетал теоретическую и практическую трудовую деятельность, творчески обращался к трудам Коменского, Руссо, Песталоцци, других выдающихся педагогов. Как и они, главным в воспитании считал принцип природосообразности. Его нужно соотносить с современным состоянием общества, утверждал Дистервег, и выдвигал идею общечеловеческого воспитания, противопоставлял ее сословной и шовинистской направленности воспитания, столь чуждой природе человека. Школа должна воспитывать гуманных, добродетельных и широкообразованных людей - граждан, а не «истинных пруссаков». Воспитание, считал Дистервег, оканчивается как только человек почувствует желание и силу продолжать самообразование и поймет, что для этого нужно делать. Принципы воспитания Дистервег связывал с дидактикой развивающего обучения, одним из основоположников которой он является. Определил ее исходное положение («Воспитывать значит возбуждать»).
Во второй половине XIX века Дистервег предложил словосочетание «Социальная педагогика» для обозначения педагогической деятельности с беспризорными и обездоленными детьми по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Социально-педагогические идеи Дистерверга были отражением общедемократических и гуманистических устремлений передовых людей того времени в Европе и России противодействовать антигуманизму общественных порядков, содействовать преодолению различных форм отчуждения народных масс от культуры и дискриминации по социальным, экономическим и иным мотивам детей из пролетарских семей. Многое из того, что вкладывал в словосочетание «социальная педагогика» Дистервег, содержалось еще в педагогических воззрения и практической деятельности их предшественников – педагогов различных стран и народов, начиная с древних времен.
10. Внешние и внутренние факторы, влияющие на социально-педагогические процессы..
Социально-педагогический процесс по своей сущности – это целенаправленная последовательность действий социального педагога (субъекта), обеспечивающая наиболее оптимальное достижение определенной соц-пед цели в соц развитии, воспитании, овладении умениями и навыками в самообслуживании, обучении, профессиональной подготовке объекта..
Субъект – это подготовленный специалист, либо родитель, либо третье лицо по отношению к человеку.
Объект – человек, его индивидуальные особенности, возможности, социальные проблемы, отношение к субъекту воспитания.
Этапы соц-пед процесса:
1-й подготовительный
-диагностика и выявление индивидуальности объекта
-формулирование соц-пед проблемы человека
-соц-пед прогнозирование
-моделирование
-выбор технологии и способа реализации
-планирование соц-пед деятельности
2-й непосредственно деятельности(реализация выбранной пед технологии)
-апробация выбранной соц-пед технологии
-включение объекта в процесс саморазвития
3-й итоговый
-предварительная оценка действенности соц-пед технологии
-адаптац процесс- закрепляет результат примененной технологии
анализ проделанной работы, результативность
Работая с молодежью, социальные педагоги создают оптимальные условия для удовлетворения потребностей молодых людей в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом развитии; организации культурного досуга; профессиональной ориентации и самоопределения, трудовой занятости и трудоустройства. Они помогают молодежи в подготовке к семейной жизни, в разрешении кризисных и конфликтных ситуаций; в решении социально-правовых проблем, развитии предпринимательства.
Социально-педагогическая поддержка пожилых людей и инвалидов призвана помочь справиться с одиночеством, изоляцией, возрастными недугами, преодолеть чувство неполноценности и социальной невостребованности. Социальные педагоги помогают в оформлении документов, получении социальных льгот и пособий, материальной и медицинской помощи, установлении связей с органами социальной защиты населения, специальными фондами и ассоциациями.
Семейные социальные педагоги концентрированы на помощи семье. Они помогают семьям в вопросах планирования семьи, укрепления семейных взаимоотношений, воспитания, развития, образования и социальной защиты детей, укрепления их здоровья, рациональном ведении домашнего хозяйства, повышении культурного и образовательного уровня родителей, преодоления семейных конфликтов, оформления опекунства, усыновления, заботы о детях с отклонениями в умственном и физическом развитии. Они вмешиваются в дела семьи в случаях жестокого обращения с детьми, физического или психологического насилия над ними, работают с семьями группы социального риска.
Семья также является объектом внимания социального педагога в аспекте формирования гармоничных семейных отношений; подготовки к сознательному родительству; организации семейного хозяйства; приобретения знаний по уходу за детьми и их воспитанию; преодоления трудностей становления семьи.
Социальные педагоги работают и с многодетными семьями, которым они помогают в решении материально-бытовых проблем; в организации досуга, летнего отдыха детей, укреплении и сохранении здоровья членов семьи; в организации вторичной занятости родителей.
Осуществляя возрастной подход в работе с детьми, социальный педагог всегда учитывает, что влияние семьи как института воспитания и особой воспитательной микросреды наиболее ощутимо в детском возрасте.
Поскольку детство является наиболее важным, самостоятельно ценным и фундаментальным периодом развития личности, приоритеты профессиональной деятельности социального педагога в работе с детьми и их родителями должны измениться.
Один из основоположников социальной педагогики . В своей работе он опирался на богатое педагогическое наследие и считал себя последователем Песталоцци. Н., пожалуй, первым ввел термин «социальная педагогика», пытался определить ее сущность, понятия, категории. В 1899г., Н. опубликовал книгу «Социальная педагогика», которая была переведена на другие языки, в том числе и на русский. В дореволюционном словаре братьев Гранат эта наука названа «социальной педагогикой Наторта». Вот выдержки из трудов ученого о социальной педагогике: «Социальные условия образования и образовательные условия социальной жизни — вот тема этой науки»; «... Понятие социальной педагогика выражает принципиальное признание того факта, что воспитание индивидуума во всех существующих отношениях обусловлено социальными причинами».
Как и Песталоцци, Н. придавал огромное значение семейному воспитанию. Чтобы оно было эффективным, нужно помогать семье, для этого необходим квалифицированный специалист, знакомый с особенностями воспитания в этой семье и умеющий связать их со школьной и внешкольной деятельностью ребенка. Имя такого специалиста — социальный педагог, и в семью он приходит из школы – главного звена социального воспитания. Наторп обратил внимание и на необходимость научного изучения ребенка. Именно здесь социальная педагогика обретает союзницу – педологию.
13. СП проблемы детско-подросткового возраста и пути их решения.
Анализ социологических исследований и официальной статистики позволяет сделать вывод о социально-педагогических проблемах детей и подростков: ухудшается состояние физического и психического здоровья детей и подростков; в отношении подростков и детей систематически совершаются акты насилия; нарушения прав подростков имеют место в государственных учреждениях, правоохранительных органах; сохраняется тенденция к вытеснению из школы учащихся из семей с низким социальным статусом или требующих дополнительных педагогических усилий; общегосударственная система трудоустройства подростков фактически не функционирует; остаются без работы подростки, обучающиеся в коррекционных школах и школах-интернатах для детей с дефектами умственною и физического развития; практически беспрепятственно распространяются в несовершеннолетних (часто через моральное и физическое принуждение) стереотипы поведения, связанные с уклонением от учебы и работы, агрессией, насилием и жестокостью по отношению к другим людям, антиобщественными формами группового поведения.
Одним из следствий неблагоприятного положения детей и подростков является постоянный и быстрый рост преступности несовершеннолетних. Поэтому необходимы специальные меры, направленные, с одной стороны, на оздоровление социальной жизни детей и подростков, а с другой стороны, на оздоровление их внутреннего мира.
Для преодоления сложившейся ситуации необходимо изменить принципы отношения общества к детям и подросткам, исходя из следующих положений:
1. Гуманизация общего отношения общества к детям и подросткам, переход от запаздывающего карательного реагирования на различные отклонения в поведении несовершеннолетних к оказанию всесторонней и своевременной помощи детям и подросткам, т.е. восстановление приоритета воспитания перед наказанием. Гуманизация должна охватить: сферу законодательства; сферу воспитания, перевоспитания, основанных на психологической диагностике интересов, потребностей и мотивов, задержек и деформаций развития психики и поведения детей и подростков; сферу наказания детей и подростков, совершивших правонарушение.
2. гарантированная помощь детям и подросткам через работу специальной государственной службы. Формы оказания помощи не должны унижать честь и достоинство, самооценку и самоуважение личности несовершеннолетних и родителей и создавать негативное отношение к родителям.
Организация помощи должна основываться на работе не только с самим ребенком и подростком, но и обязательно включать его микросоциальное окружение.
Успех в предупреждении противоправного и преступного поведения несовершеннолетних может быть обеспечен только совместной работой всех субъектов, осуществляющих работу с детьми и подростками группы риска. Необходима перестройка воспитательного процесса в школе на основе деятельностного подхода с устранением гипертрофии словесных воздействий и обеспечением условий для самореализации детей и подростков.
Работа службы помощи и всей системы должна строиться на научно обоснованных принципах и технологиях работы. Для обеспечения эффективной работы службы помощи детям и подросткам необходимо внутри службы организовать постоянно действующее подразделение, осуществляющее прикладные исследования в интересах службы и заказывающее проведение фундаментальных исследований вне службы (принцип научной обеспеченности построения и работы службы).
14. Теория «средовой педагогики» С.Т. Шацкого
(1878—1934), педагог. Россия,
Шацкий — один из первых российских ученых, обратившийся к социальной педагогике детского сообщества (коллектива). Педагогическую деятельность начал в 1905 г. среди детей и подростков рабочей окраины Москвы. Совместно с коллегами и с помощью рабочих, впервые в России создает детский клуб и летнюю детскую колонию в Щелково. Затем клуб развернулся в комплекс, который состоял из мастерских, детского сада, школы, небольшой обсерватории. Все детские учреждения существовали на частные пожертвования, однако за проведение в них «социализма для детей» были закрыты. Шацкий и оставшиеся с ним педагоги продолжали работу в обществе «Детский труд и отдых» и в 1911г. организовали летнюю колонию для детей и подростков «Бодрая жизнь». Здесь вводится детский труд, наблюдение за природой, научные занятия, художественное творчество, игры, начало самоуправления. Шацкий предлагает создание системы подобных «Бодрых жизней», считал, что через них достижим идеал - «человек - рабочий - мозоли на руках и высшая культура».
После 1917 г. Шацкий по предложению Луначарского включается в работу по созданию советской школы, не оставляя идею детского сообщества. В 1919 им создается Первая опытная станция по народному образованию Наркомпроса с двумя отделениями: сельским (Калужская губерния) и городским (Москва).
В основу деятельности «Станции» был положен основной принцип советской педагогики 1920-х гг. — связь школы и воспитания с жизнью, боевой, наступательный характер педагогической деятельности. Сам Шацкий понимал воспитание, как организацию жизни детей, которая складывается из их физического роста, труда, игры, умственной деятельности, искусства, социальной жизни. Считал, что соединение обучения с производительным трудом необходимо, оно делает процесс овладения знаниями более осмысленным. Предлагал разработать по каждому учебному предмету систему заданий для самостоятельной работы учащихся, развития их инициативы и энергии. На «Станции» осуществлялась интересная идея: воспитывая детей, одновременно воздействовать и на взрослое население. Детский коллектив и жители района находились в постоянном сотрудничестве. Для того чтобы оно было успешным, изучали среду, быт каждой семьи, привлекали население к воспитанию детей, обобщали положительный опыт родительской педагогики.
В работе с детьми Шацкий предлагал идти от того, что рядом с ними, от семьи, дома, школы к более широким и дальним перспективам, к обществу, в конечном счете, участвуя в его преобразовании. Особое внимание уделялось эстетическому воспитанию, развитию художественного творчества.
«Первая опытная стация» Шацкий - детище творчества 20-х гг., была широко известна в стране и за рубежом, ее посещали многочисленные экскурсии, иностранные педагоги, оставлявшие неизменно восторженные отзывы. Шацкий дал толчок развитию педагогики детского сообщества, продолженную далее Макаренко и др., многое сделал для подготовки учителей и становления советской школы в ее лучшем варианте.
Рамки компетенции любого специалиста устанавливаются соответствующим нормативно-правовым документом - квалификационной характеристикой, представляющей собой обобщенные требования к подготовленности специалиста на уровне его теоретического и практического опыта. Она является основополагающим документом подготовки и профессиональной деятельности специалиста и содержит его должностные обязанности; характеристику труда; основные знания и умения, которыми должен обладать выпускник того или иного учебного заведения либо практикующий специалист в данной должности.
Квалификационная характеристика социального педагога, которая была утверждена приказом Государственного комитета СССР по высшему образованию в 1991 г., состоит из трех частей: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Квалификационные требования».
К профессиональным качествам социального педагога нужно отнести следующее:
Социальный педагог должен придерживаться и умножать цельность, этику, знание и миссию социальной работы.
Социальному педагогу следует защищать достоинства и цельность профессии.
Социальный педагог должен критически оценивать и быть в центре знаний, касающихся социальной работы.
Социальный педагог должен участвовать в накоплении знаний, делиться результатами исследований и практическим опытом с коллегами, должен постоянно совершенствоваться.
Должен быть компетентен в правовых вопросах.
Нужно также выделить личные качества социального педагога, отношение к работе и его навыки общения. Личностные особенности: доброта, заботливость, честность, отзывчивость, приветливость, терпимость, человечность, общительность, сострадание, бескорыстность, уравновешенность.
Навыки общения: внимание к другим, умение выслушать, обходительность, вежливое отношение к людям.
Отношение к работе: добросовестность, исполнительность, ответственность, требовательность к себе.
16. Проблемы СПД в работе с социально неблагополучными группами.
Группа — это общность людей, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждый оказывает влияние на остальных и сам находится под их влиянием.
Социально-педагогическая деятельность в качестве субъекта имеет многочисленные формальные и неформальные группы, начиная с классных коллективов и заканчивая контактными группами различной направленности, которые характерны для подростковой субкультуры.
Существует достаточно много типологий (классификаций) направленности деятельности групп.
СПД с социально неблагополучными группами может реализоваться по нескольким направлениям:
Приемы работы с СНГ: организация социально-полезной деятельности, создание противоречий между лидером и членами группы, что должно привести к разбитию внутренних позиций лидера и т.д.
МАКАРЕНКО АНТОН СЕМЕНОВИЧ (1888—1939), педагог и писатель. Россия, СССР.
Сыграла ли Октябрьская революция решающую роль в педагогической судьбе М., как об этом писалось раньше? Вряд ли. Скорее всего М. с его талантом все равно состоялся бы как педагог. Конечно, первые годы советской власти, ее действия в области народного образования воодушевляли, вовлекали в поиск. Но прошло несколько лет, и обстановка меняется, наступает период «творчества с оглядкой», позже жесткий контроль. Вполне возможно, что при благоприятных условиях его социально-педагогическая деятельность достигла бы еще более поразительных результатов.
Феномен М. начался с 1920 г., когда он организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей. Здесь педагогу удалось главное — он нашел сильное средство воспитания, которым стал коллектив самих воспитанников. Важную роль в его создании сыграл авторитет М., его терпение, твердость, забота о подростках, справедливость. К нему тянулись, как к отцу, искали правды, защиты. В колонии, получившей имя Горького, определилась система структурны» взаимодействий в коллективе: актив, деление на отряды, совет командиров, внешняя атрибутика (знамя, сигналы горнистов, рапорт, форменная одежда), поощрения и наказания, традиции. Позже М. сформулировал законы развития коллектива, важнейшими из которых считал «систему перспективных линий» и «принцип параллельного педагогического воздействия».
Воспитание в коллективе М. соединял с правильно поставленным трудовым воспитанием. Труд колонистов организовывался по отрядам и сочетался с учебой. А жизнь подбрасывала все новые проблемы. Парадоксально, но оказалось, что отлаженная система труда может вызвать успокоение, расслабленность. М. считал, что именно поэтому приостановилось внутреннее развитие колонии имени Горького. Выход он нашел в постановке новой задачи — «завоевание Куряжа». Около 130 колонистов оставили свое старое обустроенное хозяйство и добровольно переселились в полуразрушенный Куряж, чтобы помочь стать людьми 280 неуправляемым беспризорникам. Риск оправдался, дружный коллектив горьковчан сравнительно быстро навел порядок на новом месте, причем отнюдь не силовыми методами. Педагогика коллектива М. сработала и в другой раз, когда в 1927 г. он одновременно стал заведующим колонии имени Дзержинского, переведя в нее 60 своих воспитанников. С 1929 года М. оставляет за собой только последнюю колонию, которая вскоре переходит на полную самоокупаемость: налажены сложные производства электросверл и фотоаппаратов.
Сегодня в адрес М. высказываются упреки и обвинения в якобы введенной им в колонии казарменной дисциплине, авторитарности самого педагога и созданного им коллектива, пренебрежение к личности, соучастие в формировании культа партии и Сталина. Но обоснованы ли они? Идеи развития личности в коллективе если и не объявлялись М. публично как цель его педагогической системы, то успешно реализовывались на практике. Коммунары работали ежедневно по 4 часа, а свободное время отдавались хорошо организованному досугу. При коммуне были клуб, библиотека, кружки, спортивные секции, кино, театр. Летом совершались туристические походы на Кавказ, в Крым. Желающие продолжить образование занимались на рабфаке, поступали в вузы. Есть статистика: за 15 лет своей работы (1920-1935) через коллективы, созданные М., прошло около 3 000 правонарушителей и беспризорных, ставших достойными людьми, квалифицированными специалистами. Конечно, как любой педагог М. также не избежал ошибок и неудач.
С 1936 г. М. оставляет свою педагогическую деятельность, переезжает в Москву и занимается литературной работой. Здесь он пережил и трагические 1937 и 1938 гг.
Опыт М. уникален, как, впрочем, уникален и сам педагог. Мало кто в истории педагогики сумел так удачно воплотить свою теорию в практику
и добиться впечатляющих результатов, имея дело со столь трудными воспитанниками. Возвеличивание М. началось еще в 30-е гг., и длительное время он считался едва ли не самым выдающимся советским и даже отечественным педагогом. Напомним, однако, что ни при жизни М., ни после его смерти власти, предписывая изучение его педагогической системы, отнюдь не спешили с ее внедрением, хотя и колоний и соответствующего «человеческого материала» было в избытке. Кстати, такая же судьба постигла и талантливый эксперимент Шацкого с детским сообществом. К опыту М. прибегали лишь отдельные педагоги, некоторые из них в свое время были его воспитанниками. Имя и труды М. широко известны за рубежом.
18. Профессиональные знания социального педагога: методологические, теоретические, методические, прикладные.
Профессиональные знания включают знание:
- нормативно-правовой базы деятельности (законов, подзаконных актов, постановлений, распоряжений, инструкций, социально-правовых и социально-экономических основ деятельности социального педагога, системы учреждений, оказывающих помощь ребенку);
- теории и истории социальной педагогики;
- методик и технологий социально-педагогической деятельности по работе с различными категориями детей в разных социумах;
- возрастной психологии, изучающей личность ребенка, его физическое, духовное и социальное развитие, нормальное и отклоняющееся поведение;
- социологии, изучающей объединения и группировки людей (семья, малая группа, школьный коллектив, коллектив сверстников и др.);
- методов социального управления и планирования профессиональной исследовательской деятельности.
- аналитические знания, предполагающие теоретический анализ процессов, происходящих в социуме и оказывающих негативное влияние на состояние и развитие ребенка; анализ состояния ребенка и окружающего его социума; вычленение проблемы ребенка; анализ совместной деятельности по устранению проблемы;
- прогностические знания, предполагающие прогнозирование решения проблемы ребенка посредством вовлечения его в специально организованную социально-педагогическую деятельность; прогнозирование развития личности ребенка с учетом возникшей перед ним проблемы. Социально-педагогическое прогнозирование опирается на знания сущности и логики социально-педагогического процесса, закономерностей возрастного и социального развития ребенка, характера его проблемы. Прогностические умения предполагают: выдвижение цели деятельности и ее задач; отбор способов осуществления деятельности; предвидение результата; учет возможных отклонений от намеченной цели; определение этапов социально-педагогической деятельности; распределение времени; планирование совместной с ребенком деятельности;
- проективные знания, предполагающие определение конкретного содержания деятельности, осуществление которой обеспечит планируемый результат. Проективные умения включают: перевод цели деятельности в конкретные задачи; учет специфики потребностей, интересов, установок, мотивов, степени их удовлетворенности у детей, подростков и молодежи; учет возможностей материальной базы и своего личного опыта; отбор содержания, методов и средств достижения поставленных задач; создание социально-педагогической программы деятельности для конкретного ребенка;
- рефлексивные знания, предполагающие самоанализ собственной деятельности социального педагога на каждом из ее этапов, осмысление ее положительных и отрицательных сторон и степени влияния полученных результатов на личность ребенка и решение его проблемы;
- коммуникативные знания, предполагающие владение культурой межличностного общения и включающие: умение «слушать и слышать» ребенка целенаправленно и со вниманием; умение войти в ситуацию общения и установить контакт; умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для понимания проблемы ребенка; умение облегчить ребенку ситуацию общения, создавать и развивать отношения в позитивном эмоциональном настрое; умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение ребенка.
19. Проблема социально-педагогической помощи социально-неблагополучным семьям.
Основная задача СП – обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.
Виды неблагополучных семей: неполные семьи, с низким материальным достатком, социально-неустойчивая и неблагополучная в воспитательном отношении, конфликтная, семьи, где родители алкоголики и наркоманы, семьи где присутствует насилие и д.р.
Работа социального педагога с такими семьями:
- выявление таких семей, наблюдение, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных взаимоотношений;
- оказание юридической помощи: отстаивание интересов членов семей, помощь в предоставлении возможных услуг, защита прав и т. п.;
- направление в случае необходимости в службу психологической помощи;
- организация досуга и отдыха детей;
- выявление семей безработных, наблюдение, изучение их состояния;
- оказание родителям помощи в трудоустройстве;
- трудоустройство несовершеннолетних;
- психологическая поддержка, объем которой определяется мерой компетенции социального педагога, направление для консультации в специализированные учреждения;
- помощь в получении различных видов материальной помощи;
- информационная и организационно-посредническая помощь;
- социальный патронаж детей «группы риска» из малообеспеченных семей.
- выявление и учет многодетных семей;
- помощь в решении проблем женщины-матери;
- консультирование членов семьи, социально-педагогическая поддержка;
- социальный патронаж детей, контроль успеваемости и межличностных отношений;
- контроль использования выделенных детям материальной помощи;
- организация благотворительных акций в пользу многодетных семей и др.
Технологии работы с неблагополучной семьей социальные педагоги могут использовать как в общеобразовательных учреждениях, так и в центрах помощи семье и детям, социальных службах реабилитации семьи и др.
Истоки и предпосылки возникновения соп в произведениях великих мыслителей, классиков педагогики всех времен и народов
14 12 2014
7 стр.
11 10 2014
1 стр.
Объект, предмет и категории теории социальной работы, ее интегративно-комплексный характер. Соотношение фундаментального и прикладного в социальной работе
14 12 2014
1 стр.
Сысоев Д. Н., ст преподаватель, кафедра теории и практики физического воспитания ифкис огпу
01 10 2014
3 стр.
Становление мгимо как университета неотрывно от процесса формирования и развития многочисленных научных школ. Междисциплинарные взаимодействия в сфере педагогики и научных исследов
10 10 2014
14 стр.
Объект и предмет коррекционной педагогики. Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями знаний
25 09 2014
1 стр.
«Становление общего социального анализа», продолжающей его методологические исследования, начавшиеся в 1998 году в работе «Кризис экономической теории»
18 12 2014
1 стр.
Развитием способностей человека к проектированию возможных, но не существующих артефактов
10 10 2014
1 стр.