Программа по предмету
Церковное пение
(для всех возрастных групп)
Программу составила Шашерина Л.А.
|
Учебная программа по церковному пению.
Программа рассчитана на все возрастные группы.
Цель программы: помощь преподавателям пения и учащимся воскресных школ проникнуть в суть и содержание церковных песнопений Православной Церкви.
Урок 1. Тема: «Введение в церковное пение».
- Почему о церковном пении нужно говорить? Немало объёмистых книг, которые содержат церковные песнопения. Для каждого дня года строится своя последовательность песнопения и все они составляют духовное богатство, из которого можно черпать без конца не боясь, что оно истощится.
- Бог повелевает Моисею сложить песню (Втор 31:32).
- Церковный хор и его значение в Православном Богослужении. Виды хора: смешанный (большой и малый), однородный (мужской, женский или детский) и монастырский /из альтов, теноров и басов/. Местонахождение церковного хора в Православном храме. Регент и его значение в хоре. (Регент - центр, в котором сосредотачивается всё внимание певцов).
- Некоторые особенности церковного пения.
Вопросы для закрепления пройденного материала с использованием нотного приложения.
Урок 2. Тема: «Осьмогласие» (Восьмигласие).
- Кто положил начало церковному осмогласию?
- Книга «Октоих», т.е. «Осмогласник», созданный святым Иоанном Дамаскиным.
- «Песенная лестница»; «Земные ступеньки»; «Небесные ступеньки».
Вопросы для закрепления пройденного материала с использованием нотного приложения.
Урок 3. Тема: «Церковные песнопения».
- Гласовые песнопения. Понятие слова «глас». Количество гласов используемых в Православном Богослужении.
- Виды гласов (стихирный или тропарный); варианты исполнения.
- Негласовые песнопения. Примеры и понятия негласовых песнопений.
- Изменяемые и неизменяемые песнопения в церковном Богослужении.
Вопросы для закрепления пройденного материала с использованием нотного приложения.
Урок 4. Тема: «Пение всем народом».
- «Царю Небесный». Что значит эта молитва для христианина.
- «Отче наш». Почему поётся молитва Господня на Литургии и именно перед причащением.
Вопросы для закрепления пройденного материала с использованием нотного приложения.
Урок 5. Тема: «Пение всем народом».
- «Верую». Для чего поётся «Символ веры» на Литургии.
- «Богородице Дево». (Что на вечерни или всенощной напоминается пением молитвы «Богородице Дево»?)
Вопросы для закрепления пройденного материала с использованием нотного приложения.
Урок 6. Тема: «Песнопения на Божественной Литургии».
- Понятие слова «Антифон» («противогласник»). Происхождение слова «антифон». (Антифоны введены святым Игнатием Богоносцем по подобию хвалебных песнопений, которые в ветхозаветном храме возглашали левиты (помощники священников) разделившись на два хора).
-Антифоны: «Благослови душе моя Господа»; «Хвали душе моя Господа»; «Блаженны».
(Понятие «антифоны»; вседневные антифоны; антифоны изобразительные (псалмы 102, 145 и Мф. 5, 3-12). Когда эти антифоны поются и чем могут заменятся?
- «Херувимская песнь». (Почему эта песнь называется «Херувимскою»?
- «Милость мира». Разбор этого песнопения для понимания учащихся.
- «Достойно есть». «Задостойник». Когда эти песнопения заменяются одно другим и почему?
Вопросы для закрепления пройденного материала с использованием нотного приложения.
Урок 7. Тема: «Песнопения на всенощной».
- Понятие «стихира (стихера)». Виды стихир: на «Господи воззвах», стихиры на «стиховне», на «хвалитех». Примеры исполнения стихир по гласам.
- «Канон» и 1-й стих канона «ирмос» т.е. связь между песнями Священного Писания и тропарями (стихи канона следующими за ирмосом) канонов.
- Виды ирмосов: праздничные, воскресные и т.д. и их исполнение по гласам.
- Библейские песни. Когда и как следует исполнять песни Священного Писания.
- Указание в богослужебных книгах для исполнения Библейских песен в непраздничные «Господеви поем» и праздничные дни «Поем Господеви».
- Особенности исполнения Библейских песен в седмичные дни святой Четыредесятницы.
Вопросы для закрепления пройденного материала с использованием нотного приложения.
Урок 8. Тема: «Постоянные песнопения на всенощной».
- Предначинательный (103-й) псалом. Понятие «предначинательный», т.е. с него начинаются молитвословия вечерни. Устав пения этого псалма. Варианты его исполнения (обиход по распевам знаменному, греческому и киевскому).
- значение троекратного «Аллилуиа».
- «Господи воззвах… ». Составное песнопение из разных псалмов. Количество стихир («на 10», «на8», «на 6», «на 4), исполняемых на всенощном бдении, согласно уставу Церкви.
- «Свете тихий». Значение этого песнопения в Православном Богослужении (славословие Бога во Святой Троице, ради явления на землю Господа, тихого света, дающего жизнь и достойного быть воспеваемым во все времена гласами преподобных людей и Которого весь мир славит). Примерные варианты исполнения этого песнопения.
- Песнь праведного Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши… ». С каким двунадесятым праздником связано это песнопение? Варианты исполнения этого произведения на гласы.
- Песнь Пресвятой Богородицы: «Честнейшую… ». Песнопение из Евангелия. Варианты исполнения его в храме из обиходных и других сборников церковных песнопений.
- «Великое славословие». Значение этого песнопения в Православном Богослужении. Различие в «славословии», которое поётся и которое читается. «Славословие», которое поётся, это славословие торжественное. Виды исполнения «Великого славословия» в нотных сборниках церковных песнопений.
Вопросы для закрепления пройденного материала с использованием нотного приложения.
Урок 9. Тема: «Песнопения на воскресных и праздничных всенощных службах».
- «Блажен муж» (1-й антифон 1-й кафизмы). Значение этого песнопения для православного христианина. Варианты исполнения распевов данного антифона на богослужении (образцы в сборниках церковных песнопений).
- «Хвалите имя Господне». («Полиелей» с греческого «многомилостивое»). Стихи из каких псалмов взяты для этого песнопения (134 и 135). Важность пения «полиелея» для молящихся (они прославляют милость Божию, явленную в воспоминаемом празднуемом событии, которое чествуется Церковью чтением Евангелия). Варианты исполнения «полиелея» из обихода нотного пения.
- «От юности моея» (степенный 1-й антифон 4-го гласа). Значение антифонов для молящихся. Исполнение антифонов по гласам соответственно уставу Церкви из сборников нотных песнопений.
- Воскресные прославляющие праздник воскресения и приготовляющие к слушанию Евангелия тропари «Ангельский собор». Варианты пения данных тропарей (гл. 5-й) на богослужении из сборников церковных песнопений.
Вопросы для закрепления пройденного материала с использованием нотного приложения.
Урок 10. Тема: «Особые песнопения».
- Постная Триодь. Великопостные песнопения. Песнопения приготовительных недель Богослужения и их особенности. Значение исполняемых песнопений для нас (побуждение к покаянию и пощению). Отличие исполнения песнопений Великого поста от песнопений, исполняемых в дни вне поста (особая поэтичность по содержанию и мелодиям). Сравнение в исполнениях одного и того же песнопения, выбирается из того, что с детьми уже разучено. Например, «Ныне отпущаеши» или «Отче наш»: как эти песнопения исполняются в дни вне поста и в дни святой Четыредесятницы; Различие песнопений на Литургии святого Иоанна Златоуста и Литургии Преждеосвященных Даров. Особенно волнующи песнопения Страстной недели Великого поста: «се Жених…», «Чертог Твой..», «Вечери Твоея Тайныя…» и песнопения Великой субботы кануна Пасхи.
- Цветная Триодь. Пасхальные песнопения. Это исполнение радостных обетований (обещаний) об избавлении людей от греха, проклятия и смерти.
Торжественное исполнение богослужебных песнопений. Особенности исполнения Пасхального канона и Пасхальных часов. Изменение окончаний служб на Пасхальной седмице и до отдания святой Пасхи. Всё многогранно церковное пение, разнообразны его молитвы, которые поёт хор.
Вопросы для закрепления пройденного материала с использованием нотного приложения.
Урок 11. Тема: «Песнопения при служении треб и во время таинств».
- Отпевание и панихида. Особенности исполнения данных песнопений. Местонахождение хора во время их исполнения.
- Молебен. Виды молебнов: «благодарственный Спасителю», «Пресвятой Богородице», «на новый год», и т.д. Особенности исполнения данных песнопений. Местонахождение хора во время их исполнения.
- Пение во время церковных таинств. Особенности исполнения песнопений согласно уставу Церкви.
- Принцип иерархии в пении. Подчинение клиросного служения (ритм, скорость, высота тона, благоговейность пения и чтения) должно быть подчинено ритму, тональности молитвы и возглашений священнослужителей (от диакона до архиерея).
Вопросы для закрепления пройденного материала с использованием нотного приложения.
Использованная литература:
1. Беседы о церковном пении со сборником нотных приложений». Учебное пособие. Издательство Московской Патриархии РОПО «Древо добра», 1999г.
2. Н. Ковин «Управление церковным хором». Москва, 2000г.
3. «Учебный устав богослужения». Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви Константина Никольского, протоиерея церкви Успения Богородицы на Сенной. Репринтное издание (Санкт – Петербург, Синодальная типография,1907г.). Московское подворье Свято – Успенского Псково – Печерского монастыря. Издательство «Правило веры»,1994г.