ЛИКБЕЗ. Психология делового общения
Взаимодействие в общении
Главное содержание общения — воздействие на партнера. Ибо задача — вынудить партнера действовать тем или иным способом, войти в то или иное состояние, принять и понять информацию.
Согласно теории трансактного анализа Э. Берна, в процессе единицы общения (транскации) участники занимают одну из трех позиций, в которых в той или иной мере играют роли.
Родитель — позиция «сверху»; роль старого отца, старшей сестры, внимательного супруга, врача, начальника и под.; суть — раздача указаний, восприятие партнера как подчиненного, более слабого и зависимого.
Разновидности:
-
карающий Родитель — указывает, приказывает, критикует, наказывает за непослушание и ошибки;
-
опекающий Родитель — советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.
Взрослый — позиция равного; спокойный тон, солидность, ответственность, выдержка.
Дитя (ребенок) — позиция «снизу»; готовность подчиняться, испытывает радость от того, что его любят, чувствует неуверенность, ищет защищенности.
Разновидности:
-
послушный ребенок
-
бунтующий ребенок
Соответственно, возможны пары
ВВ
|
Взрослый—Взрослый
|
наиболее эффективное общение на равных
|
ДД
|
Дитя—Дитя
|
могут понять друг друга, потому что говорят на одном языке
|
РВ
ВР
|
Родитель—Взрослый
|
либо Взрослый собьет спесь с Родителя, либо Родитель подавит Взрослого и переведет его в позицию Дитя
|
ВД
ДВ
|
Взрослый—Дитя
|
либо Взрослый вынудит Дитя перейти в позицию Взрослого и стать на равную позицию, либо Дитя спровоцирует Взрослого занять позицию опекающего Родителя.
|
РД
ДР
|
Родитель—Дитя
|
позиции взаимодополняющие друг друга; но либо спокойны — если полярности совпадают (опекающий Р, послушный Д), либо конфликтны (бунтующий Д).
|
-
Если распределение позиции, задаваемое инициатором общения, устраивает партнера, то общение бесконфликтно и комфортно.
-
Если распределение ролей партнера не устраивает, ситуация становится конфликтогенной. При этом:
-
если позиция вызывает сопротивление, возникает конфликт;
-
если позиция не вызывает сопротивления, имеет место манипуляция.
Типичные трансакции
Название трансакции
|
Диалог
|
Коммент
|
Схема
|
Конфликто-генность
|
Демагог
|
Первый сотрудник:
— Эти начальники хорошо устроились: требуют от нас то, что сами не выполняют.
Второй сотрудник:
— Да уж, что позволено Юпитеру, то не позволено быку
|
Первый занимает позицию Р (осуждает). Второй пристраивается на равных, не оспаривая, позиция Р
|
Р → Р
Р ← Р
|
низкая
|
Коллега
|
Начальник — подчиненному:
— Как вы думаете, что нужно предпринять, чтобы прекратить опоздания на работу?
Подчиненный:
— У меня есть кое-какие соображения на этот счет.
|
Первый занимает позицию В, предлагая обсудить вопрос. Второй поддерживает.
|
В → В
В ← В
|
низкая
|
Шалун
|
Первый коллега:
— Может, посмотрим сериал, пока начальства нет?
Второй коллега:
— Давай!
|
Первый апеллирует к непослушанию. Второй поддерживает.
|
Д → Д
Д ← Д
|
низкая
|
Профессор
и
Парламентер
|
Начальник — подчиненному:
— Опаздывая, вы подрываете свой авторитет.
Подчиненный:
— Я понимаю и сделаю необходимые выводы.
|
Начальник осуждает подчиненного (позиция Р), обращается к его разуму (пристройка сверху).
Подчиненный признает свой промах (позиция В), не оспаривает руководителя (пристройка снизу).
|
Р → В
Р ← В
|
низкая
|
Босс
и
Недотепа
|
Руководитель подчиненному:
— Как только вам не стыдно опаздывать?!
Подчиненный:
— Извините, больше не буду.
|
Позиция осуждения (Р), обращение к чувству стыда (Д), пристройка сверху.
Принимает заданное распределение ролей.
|
Р → Д
Р ← Д
|
низкая
|
Воспитатель
и
Почемучка
|
Предприниматель — налоговому инспектору:
— На каком основании вы наложили штраф?
Инспектор:
— Давайте разберемся!
|
Предприниматель проявляет чувство обиды (Д), обращается к собеседнику как к В, пристраиваясь снизу (Почемучка). Инспектор принимает распределение, беря роль Воспитателя (Взрослый).
|
Д → В
Д ← В
|
низкая
|
Парламентер
против
Босса
|
Первый коллега:
— Эти начальники хорошо устроились: требуют от нас то, что сами не выполняют.
Второй коллега:
— Смотря кто, про своего шефа, например, я такого сказать не могу.
|
Первый осуждает (Р) (Босс), второй занимает рассудительную позицию (В) (Парламентер).
|
Р → Р
Р ← В
|
средняя
|
Коллега
против
Шалуна
|
Первый коллега:
— Пойдем посмотрим сериал, пока никого нет!
Второй коллега:
— Посмотри, пожалуйста, какие у нас показатели за прошлый месяц.
|
Первый занимает позицию Д и обращается к Д (Шалун).
Второй с позиции В апеллирует к В второго (Коллега).
|
Д → Д
В ← В
|
средняя
|
Босс
против
Шалуна
|
Первый коллега:
— Пойдем посмотрим сериал, пока никого нет!
Второй коллега:
— Как ты можешь такое предлагать?! А работать кто будет?
|
Первый с позиции Д апеллирует к Д (Шалун).
Второй занимает позицию Р, апеллирует к Д собеседника (Босс).
|
Д → Д
Д ← Р
|
высокая
|
Босс
против
Коллеги
|
Начальник отдела — руководителю:
— Я хочу посоветоваться, что предпринять, чтобы службы не срывали сроки сдачи отчетов.
Руководитель:
— Здесь и обсуждать нечего! Депремировать на 100%, сразу о дисциплине вспомнят!
|
Начальник с позиции В обращается ко В (Коллега).
Руководитель с позиции Р сбивает начальника к позиции Д (Босс).
|
В → В
Д ← Р
|
высокая
|
Босс
против
Босса
|
На переговорах одна сторона — другой:
— Вы сорвали нам поставки, в результате чего мы понесли ощутимые потери.
Вторая сторона — первой:
— Нет, это вы виноваты, задержав предоплату.
|
Оба говорящих занимают позиции Родителя (обвинение без аргументов, ставка на подчинение), апеллируя к позиции Дитя.
|
Р → Д
Д ← Р
|
высокая
|
Типичные манипуляции
Манипуляция
|
Ситуация
|
|
А слабо тебе
|
Бросив вызов, можно подтолкнуть человека к действиям, которые он не собирался совершать.
|
Д → Д
|
Обезьяна на шее
|
Подчиненный руководителю:
— Вы поручили мен достать автокран. Они есть в АБВ, но не с моим авторитетом туда соваться. Вот если вы позвонили. Я наберу номер их начальника. (Лесть, игра на самолюбии.)
— Ладно, давай.
После нескольких неудачных попыток начальник:
— Ладно, я решу этот вопрос.
На следующий день подчиненный:
— Ну как, решили?
Начальник, занятый другими делами:
— Нет еще. Решу.
И так подчиненный становится контролирующим, а руководитель исполнителем.
|
Внешняя трансакция
В → Р (Парламентер)
Скрытая
Д → Р (Недотепа)
Начальник клюет:
Д ← Р
|
Меня рвут на части
|
Сотрудник охотно берет на себя много поручений, в том числе и общественных, но когда от него пытаются получить какой-то конкретный результат, ссылаются на загруженность.
Многие этого не сознают, считая, что отдаются работе до конца.
|
|
Казанская сирота
|
Манипулятор держится подальше от руководства, чтобы сослаться на то, что им не руководили, никто ему не помогает, никто его слушать не хочет и т.д.
|
|
Дитя на работе
|
Разыгрывают работники, прикидываясь бестолковыми. Про таких говорят: быстрее самому сделать, чем ему что-то объяснить, да еще и переделывать придется. Типичные высказывания: «я не профессор», «я слабая женщина».
|
|
Дитя в семье
|
Что бы ни было поручено, делается так, что надо переделывать.
|
|
Обиделся
|
Цель — найти мужу основание для обиды.
Муж виноватым голосом:
— Дорогая, ты не видела, где мои ключи? (Подтекст: ты уж извини, что я, такой бестолковый, все время отвлекаю тебя по мелочам).
Жена:
— Ослеп, что ли, вон на трюмо лежат.
Ответ спровоцирован, потому что жена ответила конгруэнтно скрытому обращению. Однако внешне — конфликт и муж имеет все основания показать свою обиду и отказать в дальнейшей просьбе или выполнении поручения жены.
|
внешне
В → В (Коллега)
тон
Д → Р (Недотепа)
Д ← Р (Босс)
|
Обиделась
|
Цель — найти жене основание для обиды.
Муж нормальным голосом:
— Дорогая, ты не видела мои ключи?
Жена (взрывается):
— Ты что, ослеп, вон они на трюмо!
Муж (спокойно):
— При чем тут ослеп. Спросить уже нельзя?
Жена (истерично):
— Вы со своей мамочкой не упустите случая, чтобы не сказать мне гадость.
Если не обидится муж (а он занимает разумную позицию), то у жены есть полное основание это сделать.
|
В → В (Коллега)
Д ← Р (Босс)
В → В (Коллега)
Д ← Р (Босс)
|
Если бы не было тебя
|
Цель — создать чувство вины у партнера.
Жена:
— Эх, дура я, дура, что за тебя вышла. Вон Сашка, как ухаживал, а сейчас — большой человек А ты кто? Молодость мою загубил…
Если муж примет диспозицию, манипуляция будет успешной. Если нет — конфликт.
|
Р → Д (Босс)
|
Домашний мудрец
|
Цель — достижение психологического комфорта. Позиция — Родитель, пристройка сверху.
Старший член семьи:
— Надо было сделать иначе…
— Скажите, как поступить, мы так и сделаем.
— А что вам говорить, вы же все равно по-своему сделаете.
|
Р → Д
|
Жалко?
|
Цель — получить желаемое.
Первый:
— Как у тебя с деньгами, нормально? (Коллега.)
Второй:
— Да вроде нормально. (Коллега.)
Первый:
— А я на мели. Одолжи до зарплаты, продуктов не на что купить. (Апелляция к руководителю за помощью.)Реакция — дать (покровительство, помощь родителя).
|
В → В
В ← В
В → Р
В ← Р
|
Толстокожий
|
Цель — найти повод сделать так, как хочется.
Ученик «доводит» учительницу с начала урока.
Учительница делает замечания одно за другим.
Ученик — «толстокожий» — на замечания не реагирует.
Учительница доходит до резких выражений, вплоть до оскорблений или действий.
Тогда Ученик встает и выходит из класса со словами: «Я не намерен терпеть оскорбления».
Учительница жаловаться не будет.
|
|
Не с вашими возможностями
|
В магазин зашла женщина и направилась к прилавку. Продавец смерила женщину оценивающим взглядом с ног до головы, что ту несколько смутило, потому что вид у нее был «не очень».
Покупательница попросила показать электроутюг.
— Конечно, этот подошел бы вам больше, — сказала продавец, указывая на самый дорогой. Сказано это тоном, означающим «не с вашим тощим кошельком покупать хороший товар».
— Именно его я и беру, — вспыхивает в ответ покупательница.
Отдавая последние деньги, она не хочет подтверждать превосходство продавца.
|
|
Защита от манипуляций
Не показывать слабостей
В основе всех манипуляций — слабости собеседника.
Типичные:
-
жадность, желание разбогатеть, желание легкой наживы;
-
любопытство, узнать будущее, судьбу;
-
жажда острых ощущений
-
желание произвести впечатление
-
и др.
Осознайте манипуляцию
Признак манипуляции — неудобство: что-то не хочется говорить, делать, а приходится, иначе вы рискуете «плохо выглядеть».
Если осознаете, что это с вами играют, нарушают вашу независимость, совершают насилие над вашей личностью, — постарайтесь быстро сказать: «Стоп! Манипуляция!»
Само слово «манипуляция» отрезвляет.
Пассивная защита
Если нет готового решения, непонятно что и как делать, варианты защиты:
-
ничего не делать,
-
ничего не говорить,
-
сделать вид, что не расслышали, не поняли,
-
вообще проигнорировать (сменить тему),
-
отшутиться,
-
потянуть время для принятия решения.
Расставить точки над i
-
Жалко? — Открыто заявить, что не устраивает в предложении или действиях собеседника. Позиция «Профессор» В → Р.
-
Жалко? — Уличить в желании обмануть: «У тебя ветер в кошельке, а у меня зарплата».
-
Слабо? Махнем не глядя? — Протянуть время: «Все не так просто».
-
Обиделся? Обиделась? Актуализировать смысл: «Ты хочешь поссориться?»
-
Дитя на работе? — Правильно ли я понял, что вы неспособны занимать эту должность?
-
Домашний мудрец? — Попросите письменно составить четкий план действий и предсказать последствия.
-
Если бы не было тебя? — Ты сам сделал свой выбор.
-
Меня рвут на части? — Какое дело доведено до конца и каков результат?
-
и т.д.
Контрманипуляция
Смысл — сделать вид, что не понимаешь, что тобой пытаются манипулировать, начать встречную игру и завершить ее внезапным вопросом, показывая свое превосходство.
-
А слабо? — А самому? Сделай.
-
Дитя на работе? — В зарплату получаете? Так ее надо заработать.
-
Обезьяна на шее? — Вот и выполняйте.
-
Обиделся? — Когда ты можешь поговорить со мной об этом — в 12 или в 16 часов? (выбор без выбора)
Иногда манипуляции лучше поддаться, если ущерб от нее ниже, чем от ухудшения отношений с манипулятором, или если видно, как другими действиями можно компенсировать проигрыш от манипуляции.
Стратегии взаимодействия
Стратегия «контролера» — предполагает стремление управлять ситуацией и поведением других, доминировать во взаимоотношениях. Цель — заставить партнера принять свой план взаимодействия, навязать свое понимание ситуации. Используется позиция вертикального взаимодействия.
Стратегия «понимателя» — предполагает стремление понять ситуацию и поведение других. Связана с желанием избежать конфликтов, с представлением о равенстве партнеров в общении и необходимости достижения взаимной, а не односторонней удовлетворенности. Используются позиции равных, горизонтальное взаимодействие.