Перейти на главную страницу
Содержание:
|
Стр. |
Введение |
2 |
Глава 1. 1.1.Исторический экскурс. Топонимика Замоскворечья. ……………………………………………………5
| |
1.2.Кадашевская слобода……………………………………………………….6 | |
1.3.Духовная жизнь слободы. Храм Воскресения Христова. ………………………………………………….7 | |
1.4. История возникновения и архитектурные особенности храма…………8 | |
1.5. Интерьеры храма………………………………………………………….10 | |
1.6.Колокола храма……………………………………………………………12 | |
1.7.«Каменная книга»…………………………………………………………14 | |
Глава 2. 2.1. Замоскворечье. Храм Воскресения Христова. Современность…………15 | |
2.2. Музей «Кадашевская слобода»…………………………………………….17 | |
Заключение……………………………………………………………………….21 | |
Библиография……………………………………………………………………26 | |
Приложения. | |
Приложение 1. Анкета…………………………………………………………..29 | |
Приложение 2. Паспорт исследования…………………………………………32 | |
Приложение № 3. Фоторепортаж. Без комментариев………………………..37 |
Кадаши
и Кремля купола так горят - хоть туши...
Кадаши, Кадаши - заповедничек малый
в переулках Москвы, в закоулках души.
но не трогают в замоскворецкой тиши
Кадашевский тупик, Кадашевские бани,
Кадашевскую глушь, Кадаши, Кадаши...
здесь свои сундуки набивали скупцы,
и пивали чаи молодые купчихи,
и бивали купчих молодые купцы.
здесь умели врага выпроваживать вон,
и к заутрене шли в Воскресенскую церковь
под хрустальный ее, под малиновый звон.
оставляя в душе несмываемый след,
Моховая, Манеж, Маросейка, Тверская,
и Остоженки гул, и Пречистенки свет.
Этих новшеств во мне не взойдут семена:
имена городов и названия улиц
неизменны во мне, как людей имена.
...Вот еще один день мы с тобой отдышали.
Ухожу, ухожу, и наказ мой таков:
Кадаши, Кадаши, - дай вам Бог Кадашами
быть векам вопреки и во веки веков.
Чтоб стояли всегда в серой утренней рани -
так стары, так обшарпаны, так хороши -
Кадашевский тупик, Кадашевские бани,
Кадашевская глушь, Кадаши, Кадаши...
Данная работа имеет целью привлечь внимание как можно больше людей к проблеме исчезновения памятников архитектуры в исторической части Москвы, которая может стать основой национальной идеи для жителей целого города.
При написании работы были поставлены следующие задачи:
1). Пробудить интерес к историческому району Москвы Замоскворечье, Кадашевской слободе; «оживить» версии в области московской топонимики.
2).Привлечь внимание к теме исчезающего исторического и архитектурного наследия города подрастающее поколение, школьников.
3).Постараться доказать правомерность использования самого понятия
« Презумпция несносности» в отношении архитектурно- исторического памятника Москвы - храма Воскресения Христова в Кадашах и района вокруг него.
История Кадашевской слободы насчитывает уже три века или восемь лет. Все зависит от точки отсчета.
Три века — потому что именно столько храму Воскресения Христова в Кадашах, памятнику федерального значения и одной из главных архитектурных доминант Замоскворечья. [13]
И восемь лет — если считать с момента подписания правительством Москвы постановления, в соответствии с которым вокруг храма должна была начаться «стройка века», полностью уничтожавшая исторический облик квартала и создававшая прямую угрозу физической сохранности памятника.
Название проекта "Презумпция несносности" заимствовано из документа, принятого по итогам работы форума, прошедшего в октябре 2010 года в Сколкове и организованного по инициативе общественного движения "Архнадзор".Темой обсуждения была проблема сохранения культурного и исторического наследия Москвы.[16, 19]
В юридической практике есть основополагающей принцип «презумпция невиновности», то есть человек невиновен, пока это не доказано. Так вот и разрушать нельзя что-либо, пока не будет доказан смысл целесообразности данного действа.
В работе были использованы методы исследования: обобщения, анализ литературы, документов, анкетирование, интерпретация данных, иллюстрирование материала – как доказательная база «презумпции несносности».
Мною была разработана анкета-опросник, которая приглашала принять участие жителей района Чертаново Центральное в опросе общественного мнения об историческом районе Москвы Замоскворечья. «Кадашевская слобода, её история, развитие и проблемы».
Результаты обработки данных анкетирования наглядно отражены в диаграммах. Итак, приступаем к исследованию доказательств исторической ценности района Замоскворечья Кадаши и Храма Воскресения Господня.
Глава 1.
1.1.Исторический экскурс. Топонимика Замоскворечья.
Замоскворечье с полным основанием можно считать одним из интереснейших районов старой Москвы. Его история начинается с XIII века, а первое упоминание о Заречье (так называли тогда Замоскворечье) датируется 1365 годом. Известно, что собранную дань везли из Кремля в Золотую Орду по дороге, названной впоследствии Ордынкой. Вдоль дороги возникали русские и татарские поселения. Топонимика современных улиц Замоскворечья доносит до нас отголоски глубокой древности, например, слово «Раушская» (Раушская набережная) произошло от «ровушки» (так называли рвы, которые выполняли дренажную функцию в болотистой местности за Москвой-рекой), наименование «Озерковская» (набережная и переулок) подсказывает нам, что здесь когда то было много озер, наконец, Балчуг – это татарское «балчык» («грязь,глина»)[5] .
Большая Ордынка возникла в XIV веке вдоль дороги в Золотую Орду (отсюда название). По левую сторону её находилась Татарская слобода (название сохранилось в наименовании Татарской улицы; Большого и Малого Татарских переулков). По правую сторону улицы, в районе современных Толмачёвских переулков жили переводчики (толмачи). В начале Большой Ордынки (по правую сторону) располагалась с XV1 века Кадашевская слобода. Эта историческая справка необходима, как неоспоримое доказательство исторического архитектурного и градостроительного наследия.[20]
Недалеко от Кремля, царской резиденции, за Царицыным лугом и слободой садовников находилась одна из самых богатых слобод в Москве - дворцовая Кадашевская слобода. Название ее произошло от села Кадашево, которое упоминается в завещании великого князя Ивана Васильевича в 1504 г., но село существовало значительно раньше. Распространено мнение, что название села отражает главное занятие его жителей - изготовление кадей (бочек). Однако это никак не подтверждается историческими документами. Возможно, что происхождение названия этого села обязано древнетюркскому слову "кадаш", что означает "товарищ", как член свободного сообщества, слободы. Первые сведения о ткацком производстве в Кадашеве относятся к началу XVII в. Ткачи - хамовники, изготовлявшие льняное полотно для нужд двора, жили в отдельной слободе, управлявшейся приказом Царицыной мастерской палаты.[20] Кадашевская слобода была одной из самых больших в Москве: в 1630 - 1631 гг. в ней насчитывалось 413 дворов, а в 1682 г. - 510. Жителям слободы давался земельный участок и в зависимости от его размера устанавливались число и тип ткацких изделий, которые они были обязаны выработать. В слободских документах так и определялись дворы ткачей: "двор в Хамовной слободе на скатертном месте". Обитатели слободы пользовались значительными привилегиями, что дало им возможность заниматься торговлей, промыслами и даже ездить за границу. В Кадашевской слободе было немало богатых людей, позволявших себе строить каменные дома, которые сохранились в прилегающих переулках. На территории бывшей слободы, в Лаврушинском переулке, находится Государственная Третьяковская галерея; c 2004 года действует музей «Кадашёвская слобода» при храме Воскресения Христова. Это небольшая историческая справка, чтобы каждый имел представление о месте нахождения слободы.[18]
Панорама Замоскворечья из Кремля. Д.Индейцев . Акварель, Около 1850г.[4]
Храм Воскресения Христова в Кадашах, нач. XIX в.
По мнению современных ученых церковь Воскресения в Кадашах служила главной вертикалью, композиционной доминантой и была «соборным» храмом Замоскворечья. Она определяла главную градостроительную ось Москвы, проходившую от колокольни Ивана Великого через церковь Воскресения в Кадашах к дворцовой церкви Вознесения в Коломенском.
В расходной Патриаршей книге сообщается, что Кадашевский храм «начат строением при святейшем Патриархе Иоакиме в 1687 году, окончен же строением при следующем Патриархе Адриане в 1695 году». Патриарх Адриан 13/26 января 1695 г. г. «ходил на освящение церкви Воскресения Христова, что за Москвою-рекою, в Кадашове, и после освящения служил Божественную Литургию». [1]
До постройки колокольни облик церкви был несколько иным. С западного, северного и южного фасадов храма были пристроены три широкие лестницы, которые поднимались к галерее-гульбищу, что позволяло сделать круговой обход по верху. Подобный прием был применен при строительстве Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря[9]
Кадашевский храм был знаменит своим внутренним убранством, о котором немало заботились тогдашние прихожане и благотворители.
Интерьер храма Воскресения Христова в Кадашах, северные врата
В память Кодрата и Лонгина Добрыниных были написаны иконы апостола Кодрата и мученика Лонгина Сотника.
В 1848 г.была выполнена новая стенопись художником Щепетовым П.Н., а иконостас, начиная с грунтовки, был заново позолочен. В XIX-м веке сохранялось большое количество довольно дорогих облачений, в библиотеке хранились редкие издания конца XVII-нач. XVIII века. [2]
Из тридцати пяти чаще всего я звоню на четырех колокольнях: на Бережковской набережной, на Кадашёвской, близ Большой Ордынки, на Псковской близ Арбата на Спасо-Песковской площадке, и на Никитской…Анастасия Цветаева, «Сказ о звонаре московском», 1927—1976[23]
В начале XX века здесь часто играл московский звонарь-виртуоз К. К. Сараджев.
Воскресная служба в Москве всегда заканчивалась красивым так называемым веерным малиновым колокольным звоном. После храма Василия Блаженного вторым номером в этом перезвоне был храм Воскресения Христова в Кадашах.
«Самой сложной книгой, которую пришлось изучать, была «каменная книга», т. е. само здание», - так говорит о храме в своей книге известный реставратор Гали Владимировна Алферова.[2]
«Чтение „каменной книги"» — эти слова очень верно отражают суть работы по ознакомлению с памятниками архитектуры. Архитектурное сооружение — документ эпохи, «рукопись», не имеющая копий.
Каждое архитектурное сооружение построено по замыслу зодчего в определенную эпоху, оно говорит о людях, его создавших, о состоянии техники в тот период, о быте, вкусах и духовных запросах общества. [1]
Язык архитектуры зашифрован больше, чем язык других видов искусства — музыки, живописи, скульптуры. И это еще одно доказательство «презумпции несносности» такого выдающегося шедевра зодчества. К сожалению, свидетелей всех перечисленных событий уже нет в живых, поэтому нужно принимать весь этот арсенал исторических сведений и справок как аксиому.
Глава 2.
2.1.Замоскворечье. Храм Воскресения Христова. Современность.
В окрестностях главной церкви Замоскворечья, построенной в ХVII веке, не первый год идет один из самых горячих в столице градостроительных конфликтов.
Кадашевская слобода — место ожесточенных столкновений между застройщиками и представителями общественности, защищавшими исторический квартал летом 2010 года. Что именно хотят построить по соседству с известной церковью Воскресения Христова в Кадашах (поздний XVII век), сейчас не знает никто: рабочие снесли корпуса бывшего колбасного завода без утвержденного мэрией проекта. Старый, предусматривающий несколько 6-этажных корпусов, которые подавили бы и храм, и окружающую застройку, аннулировали еще в 2009 году. Сейчас рассматривают вариант воссоздания исторической среды, а пока работы все прекращены. Храм Воскресения Христова в Кадашах теперь одиноко стоит среди руин, практически весь исторический квартал вокруг – снесён. Но застроить всю территорию вокруг церкви современными зданиями – всё равно что вырвать страницы из древних писаний и облачить их в современный переплёт. [15,16,13,17]
И в таком ужасающем виде этот исторический уголок замер до окончательного принятия решения – приговора. Новой городской администрации досталось очень тяжелое наследство. Градостроительные ошибки совершены самые разные, они оказывают негативное воздействие на разные стороны жизни города. Что касается градостроительных ошибок, разрушающих исторический облик города, то часть из них, к счастью, уже удалось предотвратить. Спасена от застройки Хитровская площадь, отправлен на доработку проект депозитария музеев Кремля на Боровицкой площади.
Очень надеюсь, что будет окончательно решен вопрос с застройкой территории возле храма Воскресения в Кадашах. Эта территория должна быть не только красива, но и доступна для пешеходов, ведь это заповедная территория Москвы, в двух шагах здесь находится популярнейший музей – Третьяковская галерея.
Храм Воскресения Христова в Кадашах предполагается отреставрировать в 2011-2014 годах за счет средств городского бюджета. Общественная организация "Архнадзор" добровольно уже на протяжении многих лет защищает Кадаши. Просто не надо быть равнодушным.
Для Москвы наследие - это не помеха, это, наоборот, капитал. Должны произойти перемены в умах москвичей, изменить их гражданскую позицию. Москва должна перестать быть прозаическим источником дохода, а подняться как культурный город с богатой историей. Хотя доходные дома тоже имели место в Кадашевской слободе, но они нисколько не портили общий архитектурный план.[19,15]
2.2.Музей «Кадашевская слобода»
Музей “Кадашевская слобода” был открыт в 2004 году. В основу коллекции легли уникальные археологические находки, найденные на территории храма во время ремонтных работ в 2003 году.
![]() |
![]() |
Старый каретный сарай служит хранилищем для найденных реликвий при раскопках. И временной колокольней.
А это подлинный 16 век. И я с Историей на Вы. ![]() |
Вот как-то так и пряду. ![]() |
И акции, которые проходили и проходят в защиту Кадашей, организованные защитниками старины, меня мало трогали, пока я не поняла, что это совсем рядом, что это часть культуры, которую еще можно спасти, а не рассматривать потом в альбомах под названием «Москва ушедшая» по сохранившимся фото [12],
Реставрация в стиле modern. |
Ретрофото переулков в Кадашах. |
![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
Будем жить в городе с небоскребами из бетона и стекла, с электронными датчиками, реагирующими на приближение человека, пластиковыми карточками оплачивать все свои счета и забудем человеческое лицо; на плакатах в день города будем писать очередную цифру «Москве …. цать лет».
А что оставим в наследие мы?!
А ведь наши предки старались сохранить, донести до потомков всю красоту, чтобы мы могли не только называть исторические даты в текстах, а рассказать, показать, стать, наконец, для своих детей гидами в прошлое. Мы же называем себя поколением образованных.
В своей работе я основывалась на исторических исследованиях, периодической печати, публикациях в Интернете. Информации по истории Храма Воскресения Христова и Кадашевской слободы вполне достаточно.
Приступая к своей работе, я стремилась к тому, чтобы она была полезна. Собранный мною материал и анализ уже изданных работ (Гали Алферовой и других) позволяет мне систематизировать данные о храме Воскресения в Кадашах, о быте и жизни его строителей с закладки храма до наших дней.
В своей работе хотелось мне показать широкую картину древнерусского зодчества, градостроительства, рассказать о жизни одной из известных слобод Москвы –Кадашей в Замоскворечье. [1]
Одной из основных тем моей работы является тема о выдающемся архитектурном сооружении, построенном на пожертвования кадашевцев, – Храме Воскресения. [2]
Я постаралась привлечь внимание к этому яркому архитектурному памятнику – свидетелю многих исторических событий.
Основывается на фактах-документах, на свидетельства историков архитекту-
ры, я хотела показать, что в древнерусском городе не было места случайности: планировка, застройка, силуэты, видовые аспекты осмысливались, что город организовывался в соответствии с определенным градостроительным законодательством на основе художественных, социальных и экономических требований. И это тоже неоспаримые доказательства «презумпции несносности». Я сама посмотрела все великолепие этого Храма воочию. Для меня провели индивидуальную экскурсию по музею и храму. А теперь я делюсь с вами своими впечатлениями, застывшими в фотографиях. (Приложение №3)[21]
Настоящее искусство, в каких бы формах оно не проявлялось, не теряет своего высокого предназначения – служить человечности и в новых социальных условиях.
Ярким примером этого явилась борьба за сохранение исторической обстановки вокруг Воскресенского Храма и перспективы его восстановления.
Мне было тоже интересно узнать, а что известно о Кадашах моим сверстникам, людям, живущим рядом со мной. Я решила провести анкетирование (Приложение№1), с результатами которого я вас знакомлю в форме диаграмм.(Приложение №2)
Выводы, которые нашли в них отражение:
И это меня еще раз убедило в правильности выбора темы. Чем больше будет информации о проблемах города в области сохранения его исторической целостности, чем чаще это будет звучать среди разных возрастных групп, имею ввиду школьников, тем больше шансов у нашего города сохранить свое многовековое наследие, возведя его в ранг национальной идеи.
Тема национальной идеи постоянно поднимается на обсуждение на многих форумах, конференциях, ставится во главе угла во время политических дискуссий. А может просто надо задавать чаще себе вопрос: «Каковы те исконные ценности, которые делают нас единым народом с нашими далекими предшественниками? Или мы что-то другое, какие-то толпы, дикие орды, неизвестно откуда взявшиеся и неизвестно куда идущие, все сметающие на своем пути?» Нужно чаще обращаться к истории и искать там ответы на многие вопросы. А еще лучше ее беречь. У нас должно быть нечто очень важное, общее с прежними, далекими поколениями — некое богатство, стоящее над временем, не подвластное времени. Что же это за богатство? Ясно, это не деньги — деньги в основном не объединяют, а разъединяют и ссорят людей. Тогда это — духовное богатство. Это то, что по-настоящему «для души», что объединяет сердца.
«Не жалеть для друга ничего, Думать о других немножко тоже», - говорится в одной известной песне на слова Л.Ошанина.[24]
Предлагаю тему: «Исторический район Москвы-Замоскворечье» выделить в отдельную программу для изучения в школах нашего округа, так как считаю, что у нас есть уникальная возможность соприкоснуться с историческим прошлым в прямом смысле этого слова: археологические раскопки в районе храма Воскресения Христова продолжаются. Может быть, для кого-то это станет профессией. И уж точно изменит гражданскую позицию.
Библиография: | |
|
"История церкви Воскресения Христова в Кадашах", Дипломная работа, 2008г. автор - студент миссионерского факультета ПСТГУ - В.В.Максак |
|
Алферова Г.В. Памятник русского зодчества в Кадашах. История его реставрации. М.: Просвещение, 1974 |
|
В. Егоров. Стихотворение «Кадаши», 1984г. |
|
Д. Индейцев.Иллюстрация.«Панорама Замоскворечья из Кремля»., акварель, около 1850; |
|
История московских районов: Энциклопедия. (Под ред. К.А.Аверьянова) М.: "Издательство АСТ", 2005 |
|
История московских районов: Энциклопедия. (Под ред. К.А.Аверьянова) М.: "Издательство АСТ", 2005 |
|
История русского искусства. (Под общ. ред. И.Э.Грабаря): в 12 т., 16 кн. М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1953-1964 |
|
Паламарчук П.Г. Сорок сороков: краткая иллюстрированная история всех московских храмов: в 4т. М.: "Издательство АСТ", 2003-2005 |
|
Плужников В.И. Термины российского архитектурного наследия: Словарь-глоссарий. М.: Искусство, 1995 |
|
Русская Православная Церковь. Храмы. Москва. Энциклопедический справочник. (сост. и авт. А.В.Никольский) М.: Изд-во Моск. Патриархии: Издательский дом "Российский писатель", 2003 |
|
С. В. Виноградов Иллюстрация.«Весна. Церковь Воскресения Христова в Кадашах», 1910 г., |
|
Сайт "Москва, которой нет," https://moskva.kotoroy.net |
|
Сайт газеты "Рузский курьер", www.ruza-kurier.ru |
|
Сайт газеты « Новые Известия» www.newizv.ru |
|
Сайт информационного агенства Вести.Ru www.vesti.ru |
|
Сайт общественной организации "Архнадзор" www.archnadzor.ru |
|
Сайт Свободная Пресса www. svpressa.ru |
|
Сайт храма Воскресения Христова в Кадашах, www.kadashi.ru |
| Телеканал "Столица"
|
|
Улицы Москвы. Старые и новые названия. Топонимический словарь-справочник. М.: Издательский центр "Наука, техника, образование", 2003 |
|
Фоторепортаж с экскурсии. Ноябрь 2010года. |
|
Храм Воскресения Христова в Кадашах, нач. XIX в. рис. из сборника А.А. Мартынова "Русская старина", М., 1853 |
|
Цветаева А.И. Сказ о звонаре московском // Журнал "Москва". 1977. № 7. С. 129-171. |
|
Я люблю тебя, жизнь: Песни на все времена.Л. Ошанин. Сост. Л. Сафошкина, В. Сафошкин. М.: Изд-во Эксмо, 2004 |
Приложение 1
2 – от 20 до 40 лет
3 – от 40 до 60 лет
4 – от 60 и более
2 – Нет.
4 - Другое (напишите, пожалуйста, что именно)_________________________________________________________________________________________________________________________________
2 – Храм всех скорбящих радости
3 – Чистопрудный бульвар
4 – Монетный двор
5 – Исторический музей
6 – Храм Воскресения Христово в Кадашах
7 – Большая Ордынка улица
8 - другое (напишите, пожалуйста, что именно)_____________________
2 – в 16 веке
3 – в 20 веке
4 – затрудняюсь ответить
5 – другая дата (напишите, пожалуйста, что именно)_____________________
Мнение респондентов социологических мониторинговых исследований обладает всеми свойствами, присущими общественному мнению – оно компетентно и объективно.
Возраст опрошенных показан на рисунке 1.
Рис. 1
Оценка интереса жителей района к истории Москвы.
Из диаграммы (рис.2) видно, что жители района в возрасте до 20 лет проявляют достаточно активный интерес к истории города. В остальных категориях трудно оценить, так как приняло незначительное количество респондентов.Рис.2
Для выявления знаний об этом историческом районе респонденты отвечали на вопрос о территориальном расположении исторического района Москвы Кадашевская слобода.
Многие назвали рядом расположенные объекты, связанные с историей района. Однако точный ответ дали 14 опрошенных - это 24 %.
Какие ассоциации у Вас возникают в связи с названием Кадаши?
Задав вопрос «Какие ассоциации у Вас возникают в связи с названием Кадаши?» и предложив варианты ответов(рис.3), мы сбили с толку людей. То есть ассоциативно большинство выбрало вариант ответа 1., практически не владеют информацией относительно этой исторической местности.
Но всё - таки 6 человек ответили правильно, что составило 7%.
Рис.3
Задав вопрос «Какие знаковые места ВЫ могли бы показать людям, впервые побывавшим в историческом районе Кадашевская слобода?», я прояснила для себя, что известны большинству только очень раскрученные московские бренды.
Большинство опрошенных с удовольствием показали бы Третьяковскую галерею, Храм Воскресения Христово в Кадашах. Но были ли они там там сами на самом деле?
Интерес к историческому прошлому.
Задав вопрос «Были ли Вы когда-нибудь на экскурсии в Замоскворечье?», мы уже могли увидеть, что чуть меньше половины респондентов ответили утвердительно. И это порадовало.
Рис.4
Гражданская позиция.
В результате опроса мы узнали, как наши респонденты реагируют на городские акции в защиту исторического наследия. И, к сожалению, ответы меня огорчили:
![]() |
![]() |
Предметом моего исследования в рамках проекта «Я шагаю по Москве» стал заповедный уголок Замоскворечья Кадаши
01 10 2014
1 стр.
Органы местного самоуправления в городе Москве образованы в соответствии с Законом города Москвы от 6 ноября 2002 года №56 (в ред от 31. 05. 2006 г.) «Об организации местного самоу
04 09 2014
3 стр.
В москве зимний период определен с 01 ноября по 15 апреля продолжительностью до 166 дней
13 10 2014
1 стр.
Москве (далее – Положение) определяет порядок и условия проведения регионального этапа конкурса инновационных стартап–компаний Центрального федерального округа, созданных молодежью
11 10 2014
1 стр.
Москве, и всегда встречи были очень приятными. Это человек очень доброжелательный и очень собранный, высокоработоспособный. О его научной деятельности в Москве я очень мало знаю
02 10 2014
1 стр.
В москве, двое молодых людей без всяких причин напали на иностранца и перерезали ему горло
15 10 2014
1 стр.
Из восторженного юноши он превратился в мудрого человека и мощного художника. Работая над романом, он пережил и южную ссылку, и два года изгнания в Михайловском, жил то в Москве, т
12 10 2014
1 стр.
«Охотный Ряд» на Манежной площади в Москве. Одна женщина погибла, пострадали 40 человек
04 09 2014
1 стр.