Перейти на главную страницу
по информатике
преподаватель: Вдовина В.Ю.
Алфавит языка. Краткие исторические
сведения. Арифметические операции.
Цель урока: Познакомить учащихся с языком программирования
QBasic, его основными возможностями и операторами;
Продолжить работу над освоением компьютерного
программного обеспечения;
Прививать интерес к предмету и желание его осваивать
Оборудование: О.И. Мельникова, Бонюшкина А.Ю. Начала программирования на языке Qbasic
Ход урока
1. Организационный момент
Подготовка всего необходимого к уроку. Сообщение темы и цели урока.
Любая ЭВМ обрабатывает информацию по программе.
Программой называется алгоритм, записанный на языке программирования. Существуют различные языки программирования, и каждый из них предназначен для определенного круга задач.
Для решения вычислительных задач используются операторные языки программирования. К таким языкам относятся: Fortran, Paskal, Basic и др.
Алфавит - это набор разрешенных символов языка.
ЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ.
КРАТКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ.
1. Одним из первый и наиболее удачных языков стал Фортран - 1958 г. Предназначен для удобной записи формул и выполнения сложных расчетов. Им пользуются в основном инженеры и ученые.
2. Вскоре после Фортрана появился язык Алгол - 60 (алг. язык, принятый в 60 г.).
3. Язык Кобол - 1961 г. для учреждений, министерств, для статистических ведомств.
4. 1965 г. язык Бейсик (многоцелевой язык символических команд для начинающих).
5. Снобол - 4 (для обработки текстов)
6. АПЛ (отличается необыкновенно сжатой аннотацией)
7. ЛИСП (используется в области искусственного
интеллекта).
8. Универсальные языки, такие как Алгол-60, Паскаль, Фортран, Си предназначены для решения широкого круга задач.
9. Специализированные языки позволяют эффективно знать задачи в некоторых областях: моделирование (Симула), искусственного интеллекта (Пролог), описания баз данных (Кодасил), обучения программированию (Лого)
+ Сложение
- Вычитание
* Умножение
/ Деление
^ Возведение в степень
1. В программировании выражение должно быть записано в одну строку.
Например:
17,0 - записывается как 17.0/(3.5+4.0)
3,5 + 4,0
d+k
2. Операции имеют различные приоритеты:
2.1. Вычисляются выражения внутри скобок;
2.2. Вычисляются стандартные функции;
2.3. Производятся операции возведения в степень;
2.4. Производятся операции типа умножения и деле-
ния;
2.5. Выполняются самые младшие по старшинству
2.6. Операции одного ранга (равные по старшинству),
например, умножения и деления, производятся по
формуле слева направо.
Анализ работы учащихся.
Стандартные функции языка
QBasic, его основными возможностями и операторами;
Продолжить работу над освоением компьютерного
программного обеспечения;
Прививать интерес к предмету и желание его осваивать
Оборудование: : О.И. Мельникова, Бонюшкина А.Ю. Начала программирования на языке Qbasic
Ход урока
1. Организационный момент
Подготовка всего необходимого к уроку. Сообщение темы и цели урока.
Фронтальный опрос
Матем. Функция |
Функция в Бейсике
|
Пояснение |
SIN х |
SIN(х) |
Синус числа Х, выраженный в радианах |
COSх |
COS(х) |
Косинус числа Х, выраженный в радианах |
Tg х |
TАN(х) |
Тангенс числа Х, выраженный в радианах |
Eх |
Eх |
Степень числа Е = 2.7 |
Ln х |
LOG(x) |
Натур. логарифм х |
Loggх |
Log(x)/LOG(g) |
Десятичный логарифм х |
|X| |
ABS(x) |
Абсолютная величина |
![]() |
SQR (Х) |
Квадратный корень |
Запись примеров на языке Бейсик.
1. 3.
2. 4.
5. Итог урока
Анализ работы учащихся. Выставление оценок.
Д/ З Записать на языке Бейсик следующие примеры:
1. 3.
Продолжить работу над освоением компьютерного
программного обеспечения;
Прививать интерес к предмету и желание его осваивать
Подготовка всего необходимого к уроку. Сообщение темы и цели урока.
Фронтальный опрос
Ввод и редактирование примеров
1. 3.
2. 4.
5. Итог урока
Анализ работы учащихся. Выставление оценок.
Тема: «Запись выражений на языке
Qbasic»
Цель урока: Выявить знания учащихся, полученные на предыдущем уроке
Продолжить работу над освоением компьютерного
программного обеспечения;
Прививать интерес к предмету и желание его осваивать
Подготовка всего необходимого к уроку. Сообщение темы и цели урока.
9. = 7,6595
13. = 4,25
15. = 0,156
16. = 1,384
25. = 5,9032
30. =0,5549
31. = 3,3924
33. -sin
= -1,35
37. = 405,1761
43. = 0,1178
46. 5*tg= 3,6664
48. = 0,5526
49. e * = 5,5079
50. = 0,5519
51. 5 tg100 + 3 lg16 = 4,4935
52. = 2,314
53. = 3,6750
54. = 11,418
55. = 1,0466
59. 4*cos = 2,5204
60. = 0,5378
61. = 0,7944
62. 3 * tg92= -87,9615
63. = 7,3894
64. = 8,6771
65. = 3988,583
67. = 1,8114
68. = 2,4000
69. 3 cos=2,5811
70.
71.
72.
73.
83.
85.
90.
92.
97.
103.
105. ln10 + ln20 + = 5,5398
107. = 1,3239
108. = 1,1122
Вариант 19.
109. = 13,927
110. = 1,065
111. = 0,506
112. = 0,462
113. = 2,658
114. = 2,183
Вариант 20.
115. = 0,806
116. = 1,054
117.
118. = 0,7944
119. = 258,96
120. = 3,5277
121. = 56,3281
129. = 0,203
Понятие программы. Операторы LET,
PRINT, INPUT.
Цель урока: Научить составлять несложные программы.
Продолжить работу в программе QBasic.
Развивать логическое мышление
Оборудование: О.И. Мельникова, Бонюшкина А.Ю. Начала программирования на языке Qbasic
Ход урока
1. Организационный момент
Подготовка всего необходимого к уроку. Сообщение темы и цели урока.
Программы для компьютера пишут люди, которых называют программистами.
Нам с вами предстоит научится писать несложные программы. Но для этого необходимо знать основные операторы, использующиеся для составления программ.
Основные операторы и команды языка Бейсик.
Операторы – это основные элементы языка программирования, из которых конструируются определенные слова, которые являются зарезервированными. Их нельзя использовать для обозначение программных переменных или создаваемых процедур или функций.
Программа для компьютера является набором операторов. По мере того, как вводится в компьютер каждый оператор программы он запоминается в памяти компьютера.
Операторы программы не выполняются сразу. Для этого необходимо запустить программу клавишей F5.
Предположим, что у вас имеется числовая переменная с именем А. Можно присвоить значение данной переменной с помощью оператора LET
LET А = 8
Например: LET А = 8
LET В = 3
LET С = 10
LET У = А*В*С
Данный оператор записывается с пояснительным текстом в кавычках.
PRINT «результат равен»; У
3. Практическая работа.
Войдем в программу Бейсик и напечатаем данную программу.
LET А = 8
LET В = 3
LET С = 10
LET У = А*В*С
PRINT «результат равен»; У
Запустите программу на выполнение (F5).
В результате выполнения данной программы вы увидите следующую фразу:
результат равен 240
Иногда возникает ситуация, когда нужно ввести не постоянное число, а любое с клавиатуры.
Оператор ввода данных Input позволяет вводить данные в ЭВМ во время выполнения программы.
При выполнения оператора Input вычисления по программе прерываются и на экране появляется вопросительный знак ?.
Программист набирает на клавиатуре необходимое значение и нажимает клавишу ввода.
INPUT «Введите радиус окружности»;R
При выполнении этого оператора на дисплее выведется:
Программист должен ввести значение радиуса и нажать Enter.
Пример 1. Для обозначения длины и высоты стены используются числовые переменные L и H. Написать программу для вычисления площади стены.
LET L = 8
LET H = 3
LET S = L*H
PRINT «площадь равна»; S
INPUT «Введите высоту стены; H
LET S = L*H
PRINT «площадь равна»; S
Р = (а + в + с) / 2
S = SQR(p * (p – a) * (p – d) * (p – c))
PRINT «площадь треугольника равна»; S
Анализ работы учащихся.
INPUT «Введите количество рабочих; S
Y = Z / S
Y1 = Z / S * 3
PRINT «заработок одного рабочего =»; Y «руб»
PRINT «заработок трех рабочих =»; Y1 «руб»
Продолжить работу в программе QBasic.
Прививать интерес к предмету и желание его осваивать
Оборудование: О.И. Мельникова, Бонюшкина А.Ю. Начала программирования на языке Qbasic
Ход урока
1. Организационный момент
Подготовка всего необходимого к уроку. Сообщение темы и цели урока.
если то иначе
Запись означает, что если Х = 7 то Y = Х * 8, иначе Y = x / 9
У =
input «Введите х»;x
if x>0 then y= x/(sqr(x)+1) else y= abs(x-sin(x))
print “x=”; x, “y=”;y
У= , при х =10
0,5+ |a* b|, в остальных случаях
input “ введите значения х, а, в через запятую”; x,a,b
if x<7 then y= log(abs(x+a^2))
if x=10 then y=sqr(b+a+x) else y= 0.5 + abs(a*b)
print “x=”;x
print “y=”;y
4. Итог урока
Анализ работы учащихся.
Input “ введите радиус”
S=PI*R^2
L=2*PI*R
Print “ длина окружности равна “;L
Продолжить работу в программе QBasic.
Прививать интерес к предмету и желание его осваивать
Оборудование: О.И. Мельникова, Бонюшкина А.Ю. Начала программирования на языке Qbasic
Ход урока
1. Организационный момент
Подготовка всего необходимого к уроку. Сообщение темы и цели урока.
3. Объяснение нового материала.
Все операторы, стоящие между операторами for и next, циклически выполняются в соответствии с условиями, записанными в операторе for.
For x=1 to 7 step 0.2
Если шаг =1, то оператор step можно не писать
.
Например: for I=1 to 3
C = a+b
next I
Покажем, что выводиться на экран после запуска программы на выполнение:
сумма равна 15
? 8,12
сумма равна 20
сумма равна 88
В=1,8
Z=0,25
For x=0.3 to 1.8 step 0.25
Y = x^2/(x^2+2.05*x+3.7)
Print x,y
For x=a to b step z
Y = x^2/(x^2+2.05*x+3.7)
?”x=”;x, “y=”;y
next x
Задача 3. Составить программу для вывода на экран любой таблицы умножения.
Input “Какую таблицу хотите посмотреть”;M
For I=1 to 9
Y=I*M
? I “*” M “=” y
Анализ работы учащихся.
Д/з Составить программу для вычисления значения функции , где х изменяется от А до В с шагом K
(числа вводятся с клавиатуры произвольно)
Прививать интерес к предмету и желание его осваивать
Input “ Введите данные”; L1, L2, L3, Н, Д
S1 = 2*L1*Н + 2* L2*Н
S1=L3*Д
? “Понадобиться примерно” N “ кусков обоев”
Input «Введите значение объема”; V
A=v^(1/3)
S=6*a^2
?” площадь поверхности куба = “;s
Input «Введите основания”; a,b
Input “ Введите боковое ребро”; c
?” Найдем высоту Н»
H= sqr(c^2-(b-a)^2)
S=(a+b)/2*h
?” площадь трапеции = “;s
Задача 5. Найти периметр квадрата, если его диагональ равна D
Input “ Введите диагональ”;d
A=sqr(d^2/4+d^2/4)
P=4*a
S=0
S=s+1
?” в 2004 году будет “ s” воскресений”
Input «Введите N”;N
F=1
For I=3 to N step 2
Next I
S=8
S= s+s*0.2+3
Next I
?” на”; I “ день лягушка съест “; s “комаров”
cls
For x=1 to 6
V=v+0,05 *V
Next x
cls
For x=1 to 12
P=P+0,02*P
Next x
cls
Input «сколько вам лет», N
For x=1 to N
К= К + X
Next x
? «за «N» лет, у вас накопиться» К долларов
cls
if x<=-5 Then y = -x+5
if –5 ? “ х=”;x, “y=”;y cls
If a
cls
S=1
For x=3 to у Step 3 S=S*2
Next x
Задача 13. Проверить, расположены ли числа а, б, с, вводимые с клавиатуры, в порядке возрастания.
Input «введите числа»; а, б, с.
Задача 14. Одноклеточная амеба каждые 3 часа делится на 2 клетки. Определить сколько клеток будет через N суток (в сутках 24 часа)
Input «введите количество суток»; N
у=N*24
? « через» N «суток будет» S «клеток»
Задача 15. Начав тренировки, спортсмен в 1-й день пробежал 10км. Каждый следующий день он увеличивал дневную норму на 10% от нормы предыдущего дня. Какой суммарный путь пробежит спортсмен за 7 дней.
cls
For x=2 to 7
S= S+0,1* S
Next x
cls
For x=1 to 7
P=P*x
Next x
cls
Input « введите число»”;N
For x=1 to N
P=P*x
? «факториал=» P
cls
For x=P to 2*P step P/2
Y=cos(x) + 18.5
? cls
Y=(sin(x) + 4)/12.5
?
4. Итог урока
Анализ работы учащихся.
тема: «Составление программ с
использованием операторов»
Цель урока: Выявить знания учащихся, полученные на предыдущем уроке
Продолжить работу над освоением компьютерного
программного обеспечения;
Прививать интерес к предмету и желание его осваивать
Лабораторная работа рассчитана на целый урок
2x2 - 5,5 если x<0
если x<7
Длина окружности = 2ПR
Периметр трапеции = (а+в+с+d)
Площадь ромба = ½*d1*d2
Площадь трапеции = ½(а+в)*р
Периметр ромба = 4а
Периметр равностороннего треугольника = 3*а
2x2 - 5,5 если x<0
|x+d+a|
если x<7
Оборудование: О. И. Мельникова, Бонюшкина А. Ю. Начала программирования на языке Qbasic
10 10 2014
1 стр.
Блеза Паскаля. Первоначально этот язык был создан для обучения программированию. Однако благодаря заложенным в нем большим возможностям структурного программирования он стал широко
25 09 2014
6 стр.
Система программирования Quickbasic интегрированная система, включающая текстовый редактор, управляющую среду с многооконными меню, подсистему помощи help
12 09 2014
7 стр.
Для каждого из параллельных процессов обычно используется отдельный процессор. Язык разработан в Англии специально для транспьютеров, но может быть использован и для параллельног
14 10 2014
1 стр.
Язык программирования С++ (история, стандарт, обратная совместимость с С, место среди других языков программирования)
09 10 2014
1 стр.
Основными достоинствами Паскаля являются легкость при изучении и наглядность программ. Кроме того, в языке Паскаль отражена концепция структурного программирования, имеется богатый
25 09 2014
1 стр.
Блеза Паскаля. На основе языка Паскаль в 1985 г фирма Borland выпустила версию Turbo Pascal версии с этого времени язык Паскаль используется во всем мире в учебных заведениях в кач
02 10 2014
4 стр.
В итоге получается текст программы полное, законченное и детальное описание алгоритма на языке программирования. Затем этот текст программы специальными служебными приложениями, ко
25 12 2014
5 стр.