Перейти на главную страницу
Весной и летом на склонах лесистого Геликона, там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены, и на высоком Парнасе, у чистых вод Кастальского родника, Аполлон водит хороводы с девятью музами. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины (богини памяти), - постоянные спутницы Аполлона. Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре. Музы следуют за Фебом или окружают его. Вся природа прислушивается к пению муз. И даже на Олимпе воцаряется тишина, с предчувствием праздника с явлением Аполлона в сопровождении муз, и в хороводе принимают участие хариты, спутницы Афродиты, и сами богини Артемида, Афина, Гера и боги. Залитые потоками золотого света, пляшут боги под звуки кифары Феба. Так творится сама жизнь людей во красоте ремесел и искусств.
Каллиопа ("прекрасноголосая") - муза эпической поэзии и науки, она "выдается меж всеми другими" музами (хотя у Гесиода функции каждой музы еще достаточно не определены). Изображалась в виде девушки с вощеной табличкой и стилем - заостренной грифельной палочкой для начертания букв - в руках. Сыновьями Каллиопы и Эагра (или Аполлона) были знаменитые певцы Лин и Орфей.
Клио (дарующая славу) - муза истории. В представлении древних, девушка со свитком из папируса и грифельной палочкой в руках: очевидно, в свитке хранилась летопись былых времен. О Клио известно, что она влюбилась в Пиера, сына Магнета, и родила сына Гиацинта.
Мельпомена ("поющая") - муза трагедии. Изображали ее с театральной маской и иногда с прижатой к груди палицей. Она носила венок из виноградных листьев и хмеля – дань богу Дионису, в честь которого устраивали фестивали с представлением трагедий. На ногах у Мельпомены были котурны – сандалии на высокой подошве. Такую обувь надевали трагические актеры, чтобы казаться выше.
Полигимния (богатая гимнами) - сначала муза танца, потом пантомимы, гимнов, серьезной гимназической поэзии, которой приписывают изобретение лиры. Полигимния помогала "запомнить схваченное". Имя Полигимнии указывает на то, что поэты приобрели созданными ими гимнами бессмертную славу. Изображалась в виде закутанной в покрывало девушки в задумчивой позе, с мечтательным лицом и с гирляндой из роз.
Талия (радостная или цветущая) - покровительница комедии и легкой поэзии. Изображалась с комической маской в руках и венком плюща на голове.
Терпсихора (танцующая)- считалась музой хорового пения и танца, изображалась в виде молодой женщины в позе танцовщицы, с улыбкой на лице. На голове у нее был венок, в руке она держала лиру.
Урания (небесная) - муза астрономии, девушка с глобусом и циркулем (или указательной палочкой) в руках, в других вариантах мифа считалась воплощением возвышенной, небесной любви. Могла предсказывать будущее по звездам.
Эвтерпа (радующаяся) - муза-покровительница лирической поэзии, обычно изображалась со сдвоенной флейтой в руке.
Эрато (страстная) одна из муз, ей отводилась роль покровительницы лирической и, более того, эротической (любовной) поэзии. Изображалась с кифарой в руке.
Родился 18 декабря 1921 года в Демидове (ныне Смоленской области). Отец, Владимир Андреевич Никулин (1898—1964), демобилизовавшись из Красной Армии и окончив курсы Политпросвета, устроился в драматический театр в Демидове. Там же была актрисой и его мать, Лидия Ивановна Никулина(1902—1979). В 1925 году его семья перебралась в Москву. Закончил среднюю школу № 346 в Москве.
8 ноября 1939 года был призван в армию, служил в 115-м зенитно-артиллерийском полку. Во время советско-финской войны зенитная батарея, где он служил, находилась под Сестрорецком и охраняла воздушные подступы к Ленинграду. В Великую Отечественную войну воевал под Ленинградом до 1943 года. Весной 1943 года заболел воспалением лёгких и был отправлен в ленинградский госпиталь, а сразу после выписки оказался контужен во время авианалёта на Ленинград. После выписки в августе 1943 года Никулин был направлен в 72-й отдельный зенитный дивизион под Колпино. Был демобилизован в мае 1946 года в звании старшего сержанта; за время войны был награждён медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».
После окончания войны пытался поступить во ВГИК и театральные институты, куда его не приняли, так как комиссии не обнаруживали в нём актёрских способностей. В конце концов, поступил в студию клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре. Закончив обучение, стал работать ассистентом вместе с необычайно тогда популярным клоуном Карандашом. Работая у него, Юрий Никулин познакомился с Михаилом Шуйдиным. Вместе с Карандашом Никулин и Шуйдин неоднократно ездили на гастроли по стране и набирались циркового опыта. Никулин проработал с Карандашом два с половиной года, когда в 1950-м Шуйдин и Никулин вместе ушли от Карандаша из-за рабочего конфликта.[2] Начав работать самостоятельно, они составили знаменитый клоунский дуэт Никулин и Шуйдин[1], хотя по характеру артисты были совершенно разные.
Никулин перестал выступать, когда ему исполнилось 60 лет, в 1981 году, и перешёл на должность главного режиссёра цирка на Цветном бульваре.[3] С 1982 года Никулин — директор цирка. При нём для цирка было построено полностью новое здание, открытие которого произошло в 1989 году. Всего строительство продолжалось четыре года. Юрий Владимирович проработал в родном цирке 50 лет.
Жена Юрия Владимировича, Татьяна Никулина (ур. Покровская) снималась в кино, работала артисткой цирка до 1981 года, в 2002 году награждена орденом Почёта.[4] Среди близких друзей Юрия Никулина были Олег Табаков, Георгий Вицин и самая крупная в СССР иностранная звезда, актёр и режиссёр Радж Капур. 14 ноября 1956 года в семье Никулиных родился сын Максим Юрьевич Никулин.
Старшая внучка Мария (1981) и два внука: Юрий Никулин (1986) и Максим Никулин (1990)
Юрий Владимирович Никулин скончался 21 августа 1997 года после операции на сердце и похоронен на Новодевичьем кладбище.
Артист дебютировал в кино в 36 лет, и с первых картин зарекомендовал себя как неподражаемый разнохарактерный актёр. Он принёс с цирковой арены на экран различные роли-маски, широко используя цирковую эксцентрику и фактуру (пиротехник, фильм «Девушка с гитарой», 1958; Клячкин «Неподдающиеся», 1959; Балбес, «Совершенно серьёзно», 1961). Одна из киноновелл этого фильма «Пёс Барбос и необычный кросс» режиссера Леонида Гайдая положила начало ролям, которые обеспечили актёру всенародную любовь. Незабываемый образ Балбеса из знаменитой тройки (Трус, Балбес и Бывалый) в кинокомедиях «Самогонщики» (1961), «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» (1965), «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967) отличает исключительное обаяние и жизнерадостность.
Юрий Владимирович Никулин играл во многих любимых народом фильмах. Самыми известными являются кинокомедии с его участием — «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Старики-разбойники». Персонажи этих фильмов комедийно-гротесковые с оттенком детскости наивные чудаки, лиричные, добродушные и непосредственные[7].
Но актёр играл не только комические роли. В фильме «Когда деревья были большими» (1962) раскрылся драматический талант исполнителя. В своём герое — Кузьме Кузьмиче Иорданове — актёр обнаруживает сложное переплетение различных психологических состояний: лживость, опустошённость, паразитизм, одиночество, стремление вывести свою жизнь из состояния краха. В фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублёв» Юрий Никулин убедительно сыграл трагическую роль монаха Патрикея — казначея Успенского собора во Владимире, подвергнутого жестоким истязаниям татарскими захватчиками. Следует отметить его игру в фильмах о Великой Отечественной войне («Они сражались за Родину», режиссёр Сергей Бондарчук; «Двадцать дней без войны», режиссёр Алексей Герман-старший (1977)). В этом фильме роль военного журналиста Лопатина была сыграна актёром в сдержанной и безыскусной манере, при этом исполнена подлинного внутреннего драматизма[7].
В последние годы он вёл юмористическую передачу «Белый попугай», являлся одним из постоянных участников передачи «В нашу гавань заходили корабли».
В 1991 году принимал участие в последнем выпуске капитал-шоу «Поле чудес» с Владиславом Листьевым.
Никулин награждён двумя советскими орденами Ленина (14.02.1980, 27.12.1990), орденом Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта», российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (11.12.1996), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (9.10.1958). Никулин Ю. В. лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1970, за ряд комедийных ролей в кино), премии кинофестиваля «Кинотавр» в номинации «Премия президентского Совета за творческую карьеру» (1995)[8]. Никулину присуждены звания Народного артиста СССР (1973)[1] и Героя Социалистического труда (1990). Возле цирка на Цветном бульваре (ныне носящем имя Никулина), где работал Юрий Владимирович и который сейчас возглавляет его сын Максим Никулин, установлен бронзовый монумент.
ЩЕДРОЕ СЕРДЦЕ
Участник трех войн Иосиф (Асламбек) Георгиевич Тебиев получил поначалу гражданское образование, но мечтал он о военной карьере. Это и определило дальнейшую судьбу крестьянского парня из горного села Лац. 22-летний юноша поступает в пехотный полк, получает первое офицерское звание, отличившись в Русско-турецкой войне. Дунайская война стала для него школой мужества. А после Русско-турецкой войны Асламбек направлен на учебу в Тифлисское пехотное юнкерское училище.
В апреле 1882 года он прибыл для прохождения дальнейшей службы в Ахалцетинский полк. Совершенствуя свое военное мастерство, уже в 1904 году он получил чин подполковника.
Во время Русско-японской войны батальон Тебиева участвовал в самых жарких сражениях. В боях под Мукденом Асламбек был ранен в ногу, но не покинул поле брани до тех пор, пока не была отражена очередная атака. К концу войны к боевым наградам бесстрашного горца прибавилось еще несколько орденов и медалей, он получил воинское звание полковника.
Но ни почести, ни слава боевого командира ни на минуту не вытеснили из его души думу о родных местах. И спустя много лет, в августе 1906 года, он посетил места детства. Очевидцы вспоминали его появление: всадник спешился у первой скалы на краю села и обнял гранит. Старики, сидевшие на нихасе, с удивлением наблюдали за незнакомцем, грудь которого украшало множество орденов и медалей. Полковник подошел к ним, поздоровался с каждым за руку.
Асламбек прожил в Лаце неделю. Каждый считал своим долгом пригласить его в дом. Имея с горцами непосредственные контакты, бывая в их домах, полковник не мог не заметить их бедность. Особую жалость у него вызывали дети, едва прикрытые лохмотьями, голодные.
Видя нищету земляков, Асламбек испытывал чувство горечи и сострадания. «До каких пор так будет?» Почему у меня такое ощущение, будто в трагедии этих людей повинен и я? Чем могу им помочь? Они думают, что я действительно большой человек, значит, верят, что могу облегчить их участь», - рассуждал он бессонными ночами…
Настало время отъезда, и Асламбек попрощался с земляками. Вернувшись во Владикавказ, полковник Тебиев обратился в Управление делами просвещения Терской области.
«Считаю величайшей несправедливостью, - заявил он, - что дети горцев лишены возможности обучаться грамоте. А ведь юные джигиты, которыми я не мог налюбоваться, - это завтрашние защитники Отечества. Их отцы и деды не раз доказывали свое мужество на полях сражений под боевыми знаменами. При их беспредельной храбрости моим землякам не хватало лишь одного – грамотности. Так неужели и нынешнее поколение будет прозябать во тьме безграмотности. Я одинок, живу не разгульно, поэтому имею некоторые сбережения и готов пожертвовать для строительства школы в ауле моих предков…». У же в следующем, 1907 году, в горном Лаце была открыта первая в истории аула церковно-приходская школа, построенная на личные сбережения Тебиева.
27 декабря 1914 года приказом по четвертому Кавказскому армейскому корпусу Асламбек Тебиев был назначен начальником этапного участка. В 1916 году Асламбек Георгиевич ушел в отставку, поселился во Владикавказе, затем в Ольгинском. Казалось, на этом закончилась его военная карьера. Но 10 января 1918 года на имя полковника Тебиева пришла телеграмма о присвоении ему звания генерал-майора.
Помнили о нем при жизни и после смерти многие его земляки, особенно в с.Лац. Благодарили за добрые дела, за школу, которую он построил на свои средства, за щедрое сердце. Да и можно ли оставить лучшую память о себе, чем то, что сделал воин и мечтатель, патриот и гуманист Асламбек Тебиев.
(По книге Г.Т. Дзагуровой «Под российскими знаменами»).
Лацинская восьмилетняя школа перенесена в новое здание в пос. Верхний Фиагдон. Здесь 1 сентября 1965 года открыта новая Верхнефиагдонская средняя общеобразовательная школа на 800 учащихся.
Аполлона в сопровождении муз, и в хороводе принимают участие хариты, спутницы Афродиты, и сами богини Артемида, Афина, Гера и боги. Залитые потоками золотого света
25 12 2014
1 стр.
При встрече люди обычно говорят это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровья
13 10 2014
1 стр.
Нет, надулся важно В, я нужнее на земле. Кто меня не уважает – плохо спит и слаб бывает
13 10 2014
1 стр.
Цель программы: повысить иммунный статус организма, активизировать жизненный тонус, повысить устойчивость к стрессам, улучшить настроение и сон
13 10 2014
1 стр.
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. Но,
13 10 2014
1 стр.
«Всемирный день учителя» «Из школьных сочинений» «В здоровом теле – здоровый дух» «Психология отношений» «Интересные факты о всяком»
12 10 2014
1 стр.
Здоровье не купишь ни за какие деньги. Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете полностью реализоваться в современном мире. Именно о здоровье, о том,
13 10 2014
1 стр.
Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня, 30 ноября, проходит шестая Всероссийская Акция «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам»
13 10 2014
1 стр.