Занятие № 4. Словесное ударение и ритмическая организация стиха.
Словесное ударение выполняет в слове фонетическую функцию- выделяет ударный слог, - а также смыслоразличительную ( атлас – атлас, мука - мука).
В поэзии ударение ритмически организует стихотворный текст. Как писал Маяковский, “ ритм – это основная сила, основная энергия стиха”.
Вопрос об организующей роли словесного ударения в поэтической речи чрезвычайно интересен.
До 1735 г. в русской литературе господствовало силлабическое стихосложение (греч. sillaba – “слог” ). Оно основано на равном количестве слогов в строке, а как располагались ударные и неударные слоги – было неважно. Из стихотворцев 18 в. наиболее искусным был Симеон Полоцкий.
Вот несколько строк из его стихотворения “ Дева”.( в каждой строке по 13 слогов).
Срам честный лице девы вельми украшает,
Егда та ничтоже нелепо дерзает.
Знамя же срама того знай оттуду,
Аще очес не мещет сюду и онуду.
Силлабическое стихотворение естественно для языков с постоянным ударением. Из славянских – это польский, чешский, из других языков – это французский, испанский, итальянский. Но для русского языка с его подвижным ударением силлабическая система оказалась неподходящей. ( Подвижное – значит переходящее. Например: голова – головы – за голову – головка.)
На смену силлабической системе в середине 18в. пришла силлабо-тоническая система, в основе которой лежали работы Тредиаковского и Ломоносова. Это стихосложение остается по сей день наиболее распространенным. Суть силлабо-тонической системы – в правильном чередовании ударных и безударных слогов.
Эти чередования происходят в определенной системе и образуют так называемые 2-сложные и 3-сложные размеры.
Двусложные размеры
1. Ямб – считается, что слово произошло от имени Ямба, сына нимфы Эхо и бога Пана.
Ямб – двусложный стихотворный размер, стопа которого состоит из безударного и ударного слога:
Мороз и солнце: день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный.
А.С. Пушкин
2. Хорей - также популярен в русской поэзии.
В дымке – невидимке
Выплыл месяц вешний
Цвет садовый дышит
Яблонью, черешне ( А.А. Фет)
Сравним один и тот же стихотворный размер у А. С. Пушкина.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Мимо острова крутого.
Мимо острова большого;
Пушки с острова палят,
Кораблю пристать велят.
|
Перед ним его два сына,
Без шеломов и без лат,
Оба мертвые лежат,
Меч вонзивши друг во друга.
По притоптанной траве,
По кровавой мураве.
|
В первом торжествует жизнь, во втором – смерть. Стихотворный размер один и тот же, ритм несколько разнится.
Ритм – постоянное, мерное повторение одних и тех же однотипных слогов.
“Cказка о царе Салтане”, “ Мертвая царевна”,” Золотой петушок” написаны
мягким и беглым четырехстопным хореем.
Трехсложные размеры
Дактиль - ( от греч. “палец” ср. дактилоскопия)
Ритмическое великолепие ( ритм вальса) поразило слух древних греков, и они приписывали изобретение этого размера богу Дионису.
Буря на небе вечернем,
Моря сердитого шум –
Буря на море и думы,
Много мучительных дум.
А.А. Фет
Амфибрахий - ( в переводе с греч. – “ с двух строн”) большое развитие получил в начале XX в.( Бальмонт, Блок)
Шумела полночная вьюга
В лесной и глухой стороне.
А.А. Фет
Анапест - ( отраженный назад) – противоположно дактилю.
Я тебе ничего не скажу
Я тебя не встревожу ничуть.
А.А. Фет
В реальности идеальная схема двусложных и трехсложных размеров часто видоизменяются, поскольку границы слова далеко не всегда совпадают с границами стопы. Стопы, появляющиеся на месте ямба и хорея, называются спондей ( два подряд ударных слога) и пиррихий ( два подряд неударных слога).
Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна,
Освещает снег летучий,
Мутно небо, ночь мутна.
А.С. Пушкин
В статье К. Бальмонта ” Русский язык” содержится и характеристика двух - и трехсложных размеров, и наблюдения над их использованием.
Фрагменты из работы К. Бальмонта “ Русский язык”.
Ямб – “стих выразительный , живописный, я бы сказал, сабельный, ударный. Весь явный и завершенный, совсем не таинственный”.
Хорей – “стих гораздо более выразительный и включающий в себя таинственность. В нем есть и пляска, в зависимости от чтения торжественная или буйная. Слог с ударением, за которым следует слог без ударения, отвечает великорусской наклонности к полногласию. Конец стиха не сжат”.
Амфибрахий – “ пленительный размер, в нем есть качание старинного вальса и морской волны. Ударный слог, предводимый и сопровождаемый неударными, движется так мягко, что очаровывает плавностью”.
Анапест – “ размер, полный угрюмой выразительности, тяжелого и рассчитанного удара. Стих, как рука с мечом, которая медленно приподнимается, замахивается и сражает. Обратный лик дактиля, обратный ток чувств”.
Дактиль – “ размер самый таинственный. Стих глянет на тебя, и кажется, что он посмотрел на душу полным взором, и в полвзора, и в четверть взора. Песня спелась, еще не хочет конца, и еще поется, и все не хочет конца, и допевается ”.
Практическая работа.
Практическая работа к занятию № 4
Фрагменты из работы К. Бальмонта “ Русский язык”.
Ямб – “стих выразительный , живописный, я бы сказал, сабельный, ударный. Весь явный и завершенный, совсем не таинственный”.
Хорей – “стих гораздо более выразительный и включающий в себя таинственность. В нем есть и пляска, в зависимости от чтения торжественная или буйная. Слог с ударением, за которым следует слог без ударения, отвечает великорусской наклонности к полногласию. Конец стиха не сжат”.
Амфибрахий – “ пленительный размер, в нем есть качание старинного вальса и морской волны. Ударный слог, предводимый и сопровождаемый неударными, движется так мягко, что очаровывает плавностью”.
Анапест – “ размер, полный угрюмой выразительности, тяжелого и рассчитанного удара. Стих, как рука с мечом, которая медленно приподнимается, замахивается и сражает. Обратный лик дактиля, обратный ток чувств”.
Дактиль – “ размер самый таинственный. Стих глянет на тебя, и кажется, что он посмотрел на душу полным взором, и в полвзора, и в четверть взора. Песня спелась, еще не хочет конца, и еще поется, и все не хочет конца, и допевается ”.
Определить размер стихотворения:
1. Не дождаться мне, видно свободы.
А тюремные дни будто годы.
М. Ю. Лермонтов.
2. Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река.
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
3. .Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури.
А.С. Пушкин
4. Я спросила у кукушки,
Сколько лет я проживу…
Сосен дрогнули верхушки,
Желтый луч упал в траву.
А. Ахматова
5. Тут вставал Илья да на резвы ноги,
Поднимал он Добрыню за белы руки,
Целовал он Добрынюшку в уста сахарные,
И снимали они да золоты кресты…