Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Занятие № 4. Словесное ударение и ритмическая организация стиха.

Словесное ударение выполняет в слове фонетическую функцию- выделяет ударный слог, - а также смыслоразличительную ( атлас – атлас, мука - мука).

В поэзии ударение ритмически организует стихотворный текст. Как писал Маяковский, “ ритм – это основная сила, основная энергия стиха”.

Вопрос об организующей роли словесного ударения в поэтической речи чрезвычайно интересен.

До 1735 г. в русской литературе господствовало силлабическое стихосложение (греч. sillaba – “слог” ). Оно основано на равном количестве слогов в строке, а как располагались ударные и неударные слоги – было неважно. Из стихотворцев 18 в. наиболее искусным был Симеон Полоцкий.

Вот несколько строк из его стихотворения “ Дева”.( в каждой строке по 13 слогов).

Срам честный лице девы вельми украшает,

Егда та ничтоже нелепо дерзает.

Знамя же срама того знай оттуду,

Аще очес не мещет сюду и онуду.


Силлабическое стихотворение естественно для языков с постоянным ударением. Из славянских – это польский, чешский, из других языков – это французский, испанский, итальянский. Но для русского языка с его подвижным ударением силлабическая система оказалась неподходящей. ( Подвижное – значит переходящее. Например: голова – головы – за голову – головка.)

На смену силлабической системе в середине 18в. пришла силлабо-тоническая система, в основе которой лежали работы Тредиаковского и Ломоносова. Это стихосложение остается по сей день наиболее распространенным. Суть силлабо-тонической системы – в правильном чередовании ударных и безударных слогов.

Эти чередования происходят в определенной системе и образуют так называемые 2-сложные и 3-сложные размеры.
Двусложные размеры
1. Ямб – считается, что слово произошло от имени Ямба, сына нимфы Эхо и бога Пана.

Ямб – двусложный стихотворный размер, стопа которого состоит из безударного и ударного слога:

Мороз и солнце: день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный.

А.С. Пушкин
2. Хорей - также популярен в русской поэзии.

В дымке – невидимке

Выплыл месяц вешний

Цвет садовый дышит

Яблонью, черешне ( А.А. Фет)

Сравним один и тот же стихотворный размер у А. С. Пушкина.


Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах

Мимо острова крутого.

Мимо острова большого;

Пушки с острова палят,

Кораблю пристать велят.



Перед ним его два сына,

Без шеломов и без лат,

Оба мертвые лежат,

Меч вонзивши друг во друга.

По притоптанной траве,

По кровавой мураве.


В первом торжествует жизнь, во втором – смерть. Стихотворный размер один и тот же, ритм несколько разнится.



Ритм – постоянное, мерное повторение одних и тех же однотипных слогов.

“Cказка о царе Салтане”, “ Мертвая царевна”,” Золотой петушок” написаны

мягким и беглым четырехстопным хореем.
Трехсложные размеры
Дактиль - ( от греч. “палец” ср. дактилоскопия)

Ритмическое великолепие ( ритм вальса) поразило слух древних греков, и они приписывали изобретение этого размера богу Дионису.

Буря на небе вечернем,

Моря сердитого шум –

Буря на море и думы,

Много мучительных дум.

А.А. Фет
Амфибрахий - ( в переводе с греч. – “ с двух строн”) большое развитие получил в начале XX в.( Бальмонт, Блок)

Шумела полночная вьюга

В лесной и глухой стороне.

А.А. Фет
Анапест - ( отраженный назад) – противоположно дактилю.

Я тебе ничего не скажу

Я тебя не встревожу ничуть.

А.А. Фет
В реальности идеальная схема двусложных и трехсложных размеров часто видоизменяются, поскольку границы слова далеко не всегда совпадают с границами стопы. Стопы, появляющиеся на месте ямба и хорея, называются спондей ( два подряд ударных слога) и пиррихий ( два подряд неударных слога).

Мчатся тучи, вьются тучи,

Невидимкою луна,

Освещает снег летучий,

Мутно небо, ночь мутна.

А.С. Пушкин

В статье К. Бальмонта ” Русский язык” содержится и характеристика двух - и трехсложных размеров, и наблюдения над их использованием.

Фрагменты из работы К. Бальмонта “ Русский язык”.
Ямб – “стих выразительный , живописный, я бы сказал, сабельный, ударный. Весь явный и завершенный, совсем не таинственный”.

Хорей – “стих гораздо более выразительный и включающий в себя таинственность. В нем есть и пляска, в зависимости от чтения торжественная или буйная. Слог с ударением, за которым следует слог без ударения, отвечает великорусской наклонности к полногласию. Конец стиха не сжат”.

Амфибрахий – “ пленительный размер, в нем есть качание старинного вальса и морской волны. Ударный слог, предводимый и сопровождаемый неударными, движется так мягко, что очаровывает плавностью”.

Анапест – “ размер, полный угрюмой выразительности, тяжелого и рассчитанного удара. Стих, как рука с мечом, которая медленно приподнимается, замахивается и сражает. Обратный лик дактиля, обратный ток чувств”.

Дактиль – “ размер самый таинственный. Стих глянет на тебя, и кажется, что он посмотрел на душу полным взором, и в полвзора, и в четверть взора. Песня спелась, еще не хочет конца, и еще поется, и все не хочет конца, и допевается ”.
Практическая работа.

Практическая работа к занятию № 4
Фрагменты из работы К. Бальмонта “ Русский язык”.
Ямб – “стих выразительный , живописный, я бы сказал, сабельный, ударный. Весь явный и завершенный, совсем не таинственный”.

Хорей – “стих гораздо более выразительный и включающий в себя таинственность. В нем есть и пляска, в зависимости от чтения торжественная или буйная. Слог с ударением, за которым следует слог без ударения, отвечает великорусской наклонности к полногласию. Конец стиха не сжат”.

Амфибрахий – “ пленительный размер, в нем есть качание старинного вальса и морской волны. Ударный слог, предводимый и сопровождаемый неударными, движется так мягко, что очаровывает плавностью”.

Анапест – “ размер, полный угрюмой выразительности, тяжелого и рассчитанного удара. Стих, как рука с мечом, которая медленно приподнимается, замахивается и сражает. Обратный лик дактиля, обратный ток чувств”.

Дактиль – “ размер самый таинственный. Стих глянет на тебя, и кажется, что он посмотрел на душу полным взором, и в полвзора, и в четверть взора. Песня спелась, еще не хочет конца, и еще поется, и все не хочет конца, и допевается ”.

Определить размер стихотворения:

1. Не дождаться мне, видно свободы.

А тюремные дни будто годы.

М. Ю. Лермонтов.
2. Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река.

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.


3. .Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури.

А.С. Пушкин
4. Я спросила у кукушки,

Сколько лет я проживу…

Сосен дрогнули верхушки,

Желтый луч упал в траву.

А. Ахматова
5. Тут вставал Илья да на резвы ноги,

Поднимал он Добрыню за белы руки,



Целовал он Добрынюшку в уста сахарные,

И снимали они да золоты кресты…

Занятие № Словесное ударение и ритмическая организация стиха

Словесное ударение выполняет в слове фонетическую функцию- выделяет ударный слог, а также смыслоразличительную

56.07kb.

15 12 2014
1 стр.


Лекция 4 словесное и фразовое ударение. Интонация общие сведения об английском ударении по сравнению с русским

Ударения в английском языке, как и в русском, является важным средством объединения последовательности слов в единое целое и выделение одного слога речевого потока не фоне других.

156.75kb.

10 10 2014
1 стр.


Русское словесное ударение

Правильный выбор места ударения в слове имеет большое значение в работе над культурой устной речи. Ниже приведены примеры, в которых наиболее часто встречается ошибочное ударение.

16.4kb.

26 09 2014
1 стр.


Методическая разработка к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине "Медицина катастроф"

Занятие 2: “Организация санитарно-противоэпидемических мероприятий по контролю и защите продуктов питания, пищевого сырья, воды и организация их санитарной экспертизы в чс”

239.62kb.

11 09 2014
1 стр.


Занятие Особенности опухолей у детей. Этиопатогенез. Структура опухолей. Организация онкологической помощи детям. Занятие 2

Опухоли кожи и мягких тканей у детей (гемангиомы, лимфангиомы, липомы, дермоидные кисты, меланома, рабдомиосаркома, лейомиосаркома)

9.54kb.

23 09 2014
1 стр.


Вводное занятие. Организация занятий кружка

Общие сведения о последовательности изготовления и росписи изделий из соленого теста. Лепка простейших изделий

33.78kb.

25 09 2014
1 стр.


Пасторальный хронотоп

Буколики и георгики Вергилия. Пародии на пастораль. Условность. Экспериментальность. Смешение серьезного и смехового, стиха и прохы, высокого и низкого

35.1kb.

25 09 2014
1 стр.


Занятие Шмид В. Нарратология. М., 2003. С. 11-38. Тема 2: Повествовательная интрига и событийность Занятие 2

Уайт Х. Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX века. Екатеринбург, 2002. С. 22–62

40.05kb.

30 09 2014
1 стр.