Перейти на главную страницу
Конскую сельскохозяйственную упряжь подразделяют по виду запряжки на одноконную, пароконную, троечную и многоконную, по конструкции – на одинарную или двойную, по методу изготовления – на шитую или вязаную. Различают упряжь дуговую и бездуговую, транспортную, сельскохозяйственную и выездную (ямскую и полуямскую).
Вид используемой упряжи должен отвечать роду выполняемой работы: в повозке, под верхом, под вьюком, в сцепе с сельскохозяйственной машиной или орудием.
В комплект русской одноконной дуговой упряжи входят: недоуздок, узда, хомут, шлея, седелка (прямая или горбатая), чересседельник, подпруга, одна пара вожжей одноконных, дуга.
В комплект пароконной упряжи входят: два недоуздка, две узды, две шорки, две шлеи, две пары постромок, пара нагрудников, пара нашильников и пара пароконных вожжей. В зависимости от вида запряжки вместо шорки может быть использован хомут для пароконной упряжи.
ТЕХНИКА ПОДГОНКИ УПРЯЖИ
Подгонка недоуздка стоялого. Недоуздок служит для удержания лошади на привязи (рис. 16). Недоуздки изготавливаются одного размера и могут быть кожаными, сыромятными и из ленты ременной тканой – одинарными или двойными. Подгонку недоуздка осуществляют за счет изменения длины суголовного ремня.
Рис. 16 Недоуздок с поводом
Подгонка узды. Узда предназначена для управления лошадью и фиксации ее головы в определенном положении, в зависимости от выполняемой работы (рис. 17)
Рис. 17
Узда сельскохозяйственная:
1 – поводья; 2 – темляк;
3 – щечный ремень; 4 –
налобный и подбородный ремни;
5 – суголовный ремень;
Узда состоит из ремней (суголовного, щечного, налобного с подбородным и намордным), удил, поводьев и темляка. Узды могут быть сыромятными двойными шитыми, из ленты хлопчатобумажной ременной, одинарными шитыми. Узды изготавливают четырех размеров — № 1, 2, 3, 4. Размер узды зависит от величины головы лошади и определяется длиной ремней. Общую длину узды можно несколько изменить за счет сокращения или удлинения суголовного ремня. Для этого на нем имеются отверстия, а на щечном ремне – пряжка. Щечный ремень нормальной длины должен удерживать грызло удил на беззубом крае нижней челюсти, не растягивая углов рта и не вызывая их потертостей грызлами удил, что очень болезненно для лошади. При длинном щечном ремне лошадь стремится выбросить удила изо рта.
Правильно подогнанный хомут вверху опирается на гребень шеи у начала холки, по бокам лежит на мускулатуре шеи впереди ости лопатки и на плечелопаточном сочленении, в нижней части хомут проходит над соколком у основания шеи. Для определения размера хомута измеряют длину и ширину шеи лошади. Для этого накладывают метр вдоль основания шеи и измеряют расстояние от гребня, у начала холки, до плечелопаточного сочленения. К полученной цифре прибавляют для возового хомута 6 см, для легкового и пахотного – 3 см. Ширину шеи определяют циркулем в наиболее широкой части, у ее основания (рис. 19, 20).
Рис. 19 Измерение шеи лошади для определения длины хомута
Рис. 20 Измерение шеи лошади для определения ширины хомута
Хомуты изготавливаются 12 размеров, обозначенных № 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11. Для определения номера хомута нужно измерить длину от верхней внутренней стороны хомутной подушки до внутреннего полотна нижних рожек клещей и ширину на уровне отверстий для гужей между внутренними полотнами клещей.
Номера и размеры хомутов (длина – в числителе, ширина – в знаменателе дроби, мм): № 0 – 440/210, № 1 – 460/230, № 2 – 485/240, № 3 – 510/250, № 4 – 535/ 260, № 5 – 555/270, № 6 – 585/280, № 7 – 610/310, № 8 – 640/340, №9- 670/360, № 10 – 710/380, №11 – 740/400.
При подборе размера следует учитывать, что короткий хомут будет затруднять дыхание лошади, а длинный или широкий – заходить на ости лопаток и сбивать холку.
Нельзя использовать один и тот же хомут для разных лошадей, так как форма шеи у лошадей разная, и по мере эксплуатации хомут приобретает индивидуальные особенности строения шеи лошади.
Подгонка шорки. Шорки используют вместо хомута при пароконной запряжке (рис. 21). Шорку рекомендуют использовать при работе лошади с минимальным тяговым усилием, на быстром аллюре, при запряжке в дышло.
Ее изготавливают из войлока с обтяжкой кожей, из войлока без обтяжки, из ленты хлопчатобумажной. Шорки бывают двух размеров: № 1 и № 2. Шорка (лямка, шлейка) состоит из двух основных подшитых войлоком ремней – широкого нагрудного и более узкого шейного. Ремни между собой соединяются кольцами. Для подгонки шорки на шейном ремне укрепляют поддерживающий ремень, а на нагрудном – пряжки.
■ первый – расстояния между плечелопаточными сочленениями через холку. Он позволит определить длину настрочного ремня. Ремень № 1 имеет длину 450 ± 5 мм, № 2 – 580 ± 5 мм;
■ второй – расстояния между остями лопаток в их нижней трети через соколок. Он производится для определения длины нагрудного ремня. Нагрудный ремень № 1 имеет длину 800 ± 10 мм, №2- 1100 ± 10 мм.
Подгонка шлеи. Шлея предназначена для восприятия корпусом лошади усилий, возникающих при торможении повозки во время движения под уклон. Она состоит из ободового, продольного (наспинного), поперечного, двух откосных и двух мочковых ремней. Шлеи изготавливают сыромятными одинарными шитыми или вязаными, сыромятными двойными шитыми, из ленты хлопчатобумажной ременной шитой, с мочками или без них, неразборными или разборными, с одним или двумя поперечными ремнями. По размеру шлеи могут быть четырех номеров, соответственно длине ободового ремня и глубине шлеи, определяемой длиной поперечных и откосных ремней. Нормально подогнанной считают шлею, у которой между ободовым ремнем и задней поверхностью бедра лошади помещается ладонь, поставленная на ребро. Ободовый ремень должен проходить на 4-5 см ниже седалищных бугров лошади (рис. 22). Мелкая шлея с короткими поперечными ремнями при езде сваливается на сторону и натирает кожу у корня хвоста животного. Короткая шлея стесняет движения лошади и вытирает шерсть на коже.
Рис. 22 Проверка степени натяжения ободового ремня шлеи
Рис. 23 Прямая седелка:
Рис. 24 Горбатая седелка:
Седелки выпускают двух номеров: № 1 и № 2. Седелку следует подбирать индивидуально для каждой лошади, в зависимости от формы холки и спины. При низкой и широкой холке, обмускуленной, с не выступающими остистыми отростками позвонков на спине нужно использовать прямую седелку, при высокой острой холке и малообмускуленной спине с выступающими остистыми отростками позвонков – только горбатую седелку, опирающуюся на мускулатуру и не давящую на остистые отростки позвонков. Номер седелки подбирают с таким расчетом, чтобы колодочки у прямой седелки и полочки у горбатой располагались на обмускуленной части спины. Необходимо помнить, что намины холки и спины очень болезненны для лошади и трудноизлечимы.
Размер дуги должен отвечать грузоподъемности транспортного средства. Дуга имеет в верхней части кольцо для повода, вдетое в серьгу, на концах – вырезы под оглобли. Дуги (Д) могут быть цельногнутыми (Ц) и гнутоклееными (К). По грузоподъемности дуги бывают выездными (В), сельскохозяйственными (С), полуломовыми (П) и ломовыми (Л).
Сечение дуг может быть круглым, бочкообразным, прямоугольным и трапециевидным с закругленными углами. Форма сечения дуг в условном обозначении не отражается. Грузоподъемность дуг: ДВЦ и ДВК – 500 кг, ДСЦ и ДСК – 1000, ДПЦ и ДЛЦ – 1500, ДПК – 2000 кг.
ТЕХНИКА ЗАПРЯЖКИ
Рис. 25 Пароконная постромочно-дышловая запряжка
Рис. 26 Одноконная бездуговая шорочная запряжка
Рис. 27 Одноконная запряжка в русскую сбрую
Рис. 28 Запряжка в русскую тройку
Рис. 29 Четверочный тип запряжки тачанка
Рис. 30 Постромочно-дышловая четверочная запряжка типа тандем
Последовательность оглобельно-дуговой запряжки. Перед запряжкой лошади необходимо проверить состояние обоза (повозки или саней) и гужи на хомуте. Их длину следует отрегулировать так, чтобы при запряжке лошади можно было супонью стянуть вместе клещи хомута и укрепить дугу на оглоблях. После этого надевают на лошадь уздечку, застегивают подбородный ремень, вставляют в рот лошади удила. Если дело происходит зимой на морозе, то удила предварительно необходимо согреть в руке. Затем надевают седелку, двигая ее по направлению от холки к спине, т. е. по шерсти, и пристегивают подпругу к горту седелки. Хомут надевают на голову лошади клещами вверх. После того как голова лошади пройдет через отверстие хомута, его поворачивают клещами вниз. Делать это следует по направлению роста волос гривы.
После этого расправляют шлею и высвобождают из-под хомута и шлеи гриву и хвост. Взяв в одну руку дугу, вожжи, чересседельник и подбрюшник, в другую – повод уздечки, лошадь выводят из конюшни. Перед запряжкой на левую оглоблю надевают чересседельник и подбрюшник на расстоянии примерно 40-50 см от конца оглобли. Затем на левый гуж хомута кладут оглоблю, в образовавшуюся петлю вкладывают ветвь дуги и переносят дугу через шею животного. После этого поднимают с земли правую оглоблю, прикладывают ее к правой ветви дуги и обхватывают конец дуги гужем сверху через оглоблю. Дуга должна быть заложена на одинаковом расстоянии от концов оглобли.
Супонь обматывают 2 раза вокруг клешей хомута и затягивают так, чтобы клещи сошлись вместе. Если потребуется, для стягивания супони упираются в правую клещу ногой и затягивают супонь усилием рук и всего корпуса. Обматывают супонь вокруг клещей еще раз, свободный конец просовывают между супонью и протаскивают его под ней. Супонь нужно подтянуть так, чтобы осталась небольшая петля; один конец супони протягивают обратно, а оставшийся конец обматывают вокруг петли. Это делается для того, чтобы при необходимости супонь можно было распустить за один рывок.
После затягивания супони дуга должна прочно держаться на оглоблях. При ударе по дуге рукой она не должна отклоняться назад или вперед. Если дуга удерживается слабо, необходимо снять ее и укоротить оба гужа. Если клещи стянуть невозможно, то гужи необходимо прибавить. При этом нужно следить, чтобы хомут не сжимал лошади шею, а плотно прилегал к ней.
Чересседельник продевают через кольца седелки, пропускают его под правую оглоблю и подтягивают с таким расчетом, чтобы между холкой и хомутом и между шеей и хомутом можно было просунуть 2-3 пальца. Конец чересседельника обматывают вокруг оглобли, при этом делают петлю, которую можно было бы распустить за один рывок. Подбрюшник пропускают через шлевку подпруги и туго подтягивают к правой оглобле. Повод, скрестив, перекидывают через шею и продергивают в дуговое кольцо. Можно повод пропустить с одной стороны (безгривой), протягивая его через подбородный ремень уздечки, конец его также пропускают через дуговое кольцо, обматывают вокруг дуги или прямо привязывают к оглобле с правой стороны. Повод не должен стеснять движения головы лошади. Протягивают вожжи поверх к кольцам удил. Удерживают вожжи в руке и садятся в повозку с правой стороны.
Последовательность постромочно-дышловой запряжки. Постромочно-дышловая запряжка – парная. Ее применяют при работе на лошадях в сельскохозяйственных повозках и орудиях, имеющих дышло. Перед запряжкой лошадей необходимо выровнять постромки, нагрудники и нашильники. Надев узду и хомуты на лошадей, их ставят с правой и левой сторон дышла, в зависимости от положения в упряжи. Затем на конец дышла или передний валек надевают нашильник и закрепляют его в кольце нагрудника. Нашильники фиксируют положение хомута и натяжение постромок. Нагрудники закрепляют за мочку хомута и постромки. Постромки закрепляют на вальке в определенной последовательности – сначала внутреннюю, а затем наружную. После этого пристегивают вожжи.
Постромочная запряжка (без дышла и оглобель) применяется в пристяжке, при эксплуатации сельскохозяйственных орудий (плуг, борона), на трелевке леса. При выполнении этих работ рекомендуется использовать седелку и чересседельник. Хомут при постромочной, как и при дышловой, запряжке должен быть несколько короче, чем при оглобельно-дуговой.
СНАРЯЖЕНИЕ ВЕРХОВОЙ ЛОШАДИ
Снаряжение верховой вьючной лошади состоит из оголовья и седла. Оголовье бывает с трензельными и мундштучными удилами. В оголовье различают ремни – суголовный, щечный, налобный, подбородный, намордный, подгубный, поводья и чумбур. Мундштучное оголовье имеет дополнительные поводья и ремни: суголовный и щечные (рис. 31, 32).
Рис. 31 Спортивное трензельное оголовье:
1 – налобный ремень, 2 – суголовный ремень, 3 – подбородный ремень, 4 – удила, 5 – щечный ремень, 6 – повод.
Рис. 32 Разные виды трензелей
Основой седла служит ожилованный ленчик с живцом и подушкой. Такой ленчик обеспечивает правильное распределение нагрузки на спину лошади. Полки ленчика скрепляются луками. К лукам и полкам крепится живец, предназначенный для передачи давления массы всадника на ленчик. К живцу, в свою очередь, крепятся подушки, служащие опорой для сиденья. Они обеспечивают удобную посадку всадника. На полки ленчика надеваются подкладки, предохраняющие спину лошади от наминов и набоев. Подпруги предназначены для укрепления седла на спине лошади. Их обычно две. Для подвешивания и крепления стремян к полкам ленчика служат путлища, на которые всадник опирается во время езды. Для предохранения боков лошади от натирания путлищами применяют крылья с бенфуторами.
Рис. 33 Кавалерийское седло
На ленчик с живцами и подушкой надевается сиденье. Оно может быть цельнотянутым или составным. Между спиной лошади и ленчиком расположена потниковая крышка, предохраняющая спину лошади от наминов.
К седлу полагается иметь узду-недоуздок, подперсье, недоуздок стоялый, потник, пахву (подхвостье), служащую для удержания седла от сползания вперед; ремни вьючные, предназначенные для крепления к седлу перевозимых грузов.
Седло казачьего типа без вьючных приспособлений служит для передвижения всадника верхом на лошади при пастьбе скота, а также табунных лошадей.
Основой седла считается ленчик. Он обеспечивает правильное распределение нагрузки по спине лошади. Ленчики изготавливают с металлическими или деревянными луками, которые соединяют полки данного изделия. На ленчике крепится сыромятный живец, предназначенный для фиксации на нем подушки сиденья, а также тебеньки и надкрыльники, служащие для предохранения кожного покрова лошади от натирания путлищами. С помощью приструги (специального ремня) к ленчику прикрепляются подпруги.
Для предохранения спины лошади от наминов и набоев под полки ленчика помещают подкладку из подхомутного или потникового войлока. В качестве сиденья на живец крепят подушку. С помощью путлищ и приструг подвешиваются стремена и крепятся подпруги. Троком закрепляется подушка сиденья на ленчике. Для фиксации седла и предупреждения его сползания назад устанавливается подперсье, а от сползания вперед – пахва (подхвостье).
Седло вьючное предназначено для перевозки хозяйственных грузов на спине лошади в труднопроходимой местности, по горным склонам, таежным тропам и т. д. В состав седла входят: ленчик, служащий твердым каркасом для сбора и закрепления всех других деталей; большие подушки, служащие для смягчения давления груза; малые подушки, необходимые для прикрепления предметов конского обихода; малая шлейка, удерживающая седло с грузом при подъеме в гору; шейная подушка, скрепляющая большие и малые подушки и нагрудную шлейку; задняя шлейка с откосными ремнями и соединительными гортами, удерживающая седло и груз при спуске с горы; подхвостье; две подпружные горты, соединенные с двумя подпругами и прочно удерживающие груз на спине лошади. Нагрудная шлейка соединена с подпругами подгрудным ремнем (рис. 34).
Рис. 34 Седло вьючное:
Седло имеет вьючные ремни. Вьючные приспособления предназначены для укладки и увязки на вьючном седле различных грузов. Они включают две подвесные рамы (правую и левую). В них укладывают груз, увязывают его веревками и подвешивают за кольца к крючкам ленчика. Смягчить давление рам на мускулатуру лошади позволяют войлочные прокладки. Для уменьшения качки вьюка используют третью подпругу и круговой трок. После укладки и увязывания груз следует укрыть брезентом и хорошо закрепить его.
Спортивное седло состоит из следующих частей. Основа седла – ленчик, на котором крепятся подушки и крылья. Передняя часть ленчика, которая расположена ближе к холке лошади, называется передней лукой. Она имеет изгиб, чтобы при наложении седло не касалось холки. Задняя часть ленчика вместе с подушками образует заднюю луку. К ленчику крепятся крылья с подкрылками. На крыле крепится металлический шнеллер для крепления путлищ со стременами. Путлища изготавливают из крепкой кожи, в них пробиты отверстия для регулировки положения стремян, которое подбирается индивидуально для каждого всадника. Под крылом расположен подкрылок. К подкрылку крепятся 2 – 3 кожаных приструги. Приструги также имеют отверстия, к которым присоединяются подпруги. Подпруги бывают кожаными, тесьмовыми или прорезиненными. Также в комплект седла входит потник из войлока, который служит для предохранения седла от загрязнения. Для лошадей с чувствительной спиной существуют специальные потники с гелевым наполнителем. Для красоты и на соревнованиях под потник накладывают вальтрап из плотной стеганой ткани.
Рис. 35 Конкурное седло
Рис. 36 Выездковое седло
ТЕХНИКА СЕДЛОВКИ
Цель занятия – изучить показатели, характеризующие рабочие качества лошади, ознакомиться со способами и методами определения и расчета этих показателей
11 10 2014
5 стр.
Задание Повторяем изученное: прочитай текст и вставь пропущенные буквы, где это нужно
30 09 2014
1 стр.
Лошади лечат. Факт сам по себе удивительный, но уже заслуживший доверие. В 150 странах мира лошади лечат миллионы инвалидов. Далеко не все расширяют свои физические возможности
16 12 2014
1 стр.
Лошади любятъ, когда имъ моютъ пли трутъ ноги, и въ это время легко поднять ногу, а потомъ и слегка ударить кускомъ дерева, а затъмъ и молоткомъ. За каждый успъхъ слъдуетъ вознагра
16 12 2014
1 стр.
Качества грихастх: владение собой (дама), благотворительность
25 12 2014
1 стр.
Программы контроля качества перечислены ниже. Технические условия могут потребовать дополнительной докментации или более детальной Программы контроля качества, чем определены миним
09 09 2014
1 стр.
Рассматривая проблемы качества образования, мы опираемся на ряд базовых понятий: качество, обеспечение качества, образование, управление качеством образования, улучшение качества
25 09 2014
4 стр.
Таблица подстановки позволяет проводить анализ изменения результата при произвольном диапазоне исходных данных
25 12 2014
1 стр.