Учебное занятие этнографической школы «Родничок»,
педагог Якшиева И.И.
Год обучения: 2-ой год обучения.
Вид занятий: Умелые руки.
Тема занятия: Волшебные узоры в предметах и костюмах.
Основа художественной обработки материалов.
Вышивка из мулине, бисера и блёсток: украшение костюма, изготовление
кашпау, вышивание на ткани.
Обработка тонкой проволоки и монет: изготовление чулпылар.
Тип занятия: Комплексный урок.
Цель занятия: Украшение костюма, вышивание шәмаила, образцов элементов костюма на ткани и изготовление украшений.
Задачи:
Образовательные:
-
обогатить словарный запас;
-
закрепить знания о татарском и башкирском узорах и костюмах;
-
закрепить приёмы вышивания из мулине, бисера и блёсток, обработки тонкой проволоки и монет.
Развивающие:
-
развивать навыки вышивания, шитья и работы с проволокой;
-
развивать творчество и аккуратность.
Воспитательные:
-
воспитывать любовь к национальному искусству, к культуре татаро-башкирского народа;
-
воспитывать трудолюбие и дружбу.
Оборудование:
Для обучающихся: иголки, игольницы, коробки, белые нитки, ножницы, тряпочки, мулине, бисер, блёстки, проволока, монеты, плоскогубцы.
Для педагога: иллюстрации, тюбетейки с вопросами, карточки с татарскими узорами, доска (тема, организационный момент, слова для словаря), магнитофон, аудиокассеты, тюбетейка, узелок.
Используемая литература:
-
М. М. Бронштейн «Праздники народов России. Энциклопедия»;
-
Р. Р. Ягафаров «Коза-дереза».
План урока.
1-ый урок.
-
Организационный момент ( 2 мин).
-
Повторение и проверка знаний обучающихся (18 мин).
-
Основная часть урока (24 мин).
-
Итог ( 1 мин).
2-ой урок.
-
Самостоятельная работа ( 20 мин).
-
Физкультминутка (2 мин).
-
Самостоятельная работа (20 мин).
-
Итог (3 мин).
Ход урока.
1-ый урок.
-
Организационный момент (2 мин).
- Исәнмесез, саумы сез?
Нигә кәҗә саумыйсыз? Произносят хором
Әтәчегез күкәй салган,
Нигә чыгып алмыйсыз?
-
Повторение и проверка знаний обучающихся (18 мин).
-
Работа с карточками-тюбетейками. Вопросы:
-
Что и кто изображается в татарских узорах? (цветы тюльпан, колокольчик, лотос, мак, просто цветы и листочки, пальма, животные и птицы: голова кошки, барана, лягушки; разное: круги, глаза, звезда, спираль, сердце, чалма баш).
-
Что изображается в башкирских узорах? (геометрические фигуры, звёзды, монеты).
-
Чем отличается татарский костюм от башкирского?
-
Перечисли элементы женского костюма.
-
Перечисли элементы мужского костюма.
-
Какие женские украшения знаешь?
-
Чем отличается кәләпүш от тюбетейки?
-
Что такое шәмаил?
-
Работа с карточками с татарскимим узорами (что изображено?)
-
Работа с иллюстрациями (татарский или башкирский костюм?)
-
Выведение темы, словарная работа.
-
На ваших тюбетейках написаны слова на татарском языке. Вы составьте предложения и мы узнаем тему урока. (төсле җеп) (ялтыравык) (энҗе) (белән) (чигү) (тимер чыбык) (тәңкәләр) (эшкәртү)
-
Бизәкләр – это узоры. Чулпылар – это все женские украшения, связанные с монетами.
(показ иллюстрации по книге “Праздники народов России. Энциклопедия”).
-
Основная часть урока (24 мин).
-
Объяснение работы (девочкам техника вышивания бисером калфака, на ткани, с мулине шәмаила, украшения блёстками женского платья; мальчикам изготовление чулпылар).
-
Техника безопасности при работе с иглой и ножницами.
-
Самостоятельная работа.
-
Итог урока (1 мин).
Что нового узнали на этом уроке?
Перемена: Музыкальная игра “Тюбетейка”, подвижная игра “Узелок”.
2-ой урок.
-
Самостоятельная работа (20 мин).
-
Физкультминутка (2 мин).
Под музыку “Чат-чат” выполняют упражнения для рук и танцевальные движения.
-
Самостоятельная работа (20 мин).
-
Итог урока (3 мин).
Что понравилось? Что не понравилось на этом уроке?
Исполнение песни-танца “Чулпылар”.