Перейти на главную страницу
Психосексуальное развитие. Проблемы
Обучающая: изучить психосексуальное развитие человека и его нарушения.
определение понятия «сексуальное здоровье»;
основную сексологическую терминологию;
возрастные этапы психосексуального развития;
основы формирования психосексуальных ориентаций;
последовательность появления половых признаков у девочек и мальчиков;
типы половой конституции и их особенности;
психологические типы половых партнеров;
основные формы психосексуальных отклонений;
б) должны уметь:
оказывать консультативную помощь по вопросам психосексуального здоровья;
отличать признаки нормальной и патологической сексуальности.
Время: 4 академических часа.
Оснащение занятия: 1. ТСО: компьютер, проектор, экран;
2. Презентация PowerPoint.
№ |
Основные этапы занятия |
Методы обучения |
Время |
1.1 |
Организационный момент: приветствие, создание рабочей атмосферы. |
|
2 мин |
1.2 |
Актуальность темы, сообщение плана и целей занятия. |
|
3 мин |
1.3 |
Изучение темы «Психосексуальное развитие. Проблемы сексуального здоровья детей и подростков». Вопросы темы: 1. Введение. Определение понятия «сексуальное здоровье». 2. Психосексуальное развитие человека. 3. Формирование полоролевого поведения. 4. Формирование психосексуальных ориентаций. 5. Половое созревание. 6. Динамика сексуального поведения. 7. Психология и сексуальность. 8. Нарушения психосексуального развития. 9. Сексуальное насилие 10. Сексуальное просвещение. 11. Вопросы, наиболее часто задаваемые подростками врачамсексологам.
|
Лекция (презентация) |
160 мин |
1.4 |
Закрепление материала. |
|
10 мин |
1.5 |
Подведение итогов занятия. |
|
5 мин |
1.2 Актуальность темы
Формирование личности мужчины и личности женщины должно начинаться с раннего детства. Вместе с тем проблеме психосексуального здоровья в нашем обществе уделяется недостаточное внимание. Особая актуальность этого вопроса связана с низкой информированностью как педиатров, так и врачей других специальностей с этапами психосексуального развития человека, формированием полоролевого поведения и психосексуальной ориентации, нарушениями психосексуального развития.
1.3 Психосексуальное развитие.
Человеческая личность проявляется мириадами способов, одним из которых является сексуальность, влияющая на мысли, чувства, взаимодействия и действия и способствующая той энергии, которая побуждает людей искать любви, контакта, тепла, близости и достигать психического и физического здоровья. Однако сексуальность может иногда выражаться и таким образом, когда ставится под угрозу здоровье как отдельных лиц, так и семей (инфекции, передаваемые половым путем; нежелательная беременность, насилие и т. д.). Сексуальность человека и отношение между полами непосредственно влияют на способность молодых и взрослых людей поддерживать общее здоровье.
Сексуальность человека оказывает воздействие на здоровье и развитие независимо от того, ведет она к деторождению или нет. Перед лицом социальных и экономических потрясений, эпидемии ВИЧ/СПИДа нельзя не признать, что здоровая сексуальность в настоящее время является фундаментальным вопросом гуманитарного развития. Более того, обеспечение эффективной первичной медикосанитарной помощи в области охраны репродуктивного здоровья должно основываться на принципах укрепления здоровья каждого человека независимо от его намерений иметь или не иметь детей. Поэтому предоставление людям знаний и возможностей, которые требуются им для охраны себя и других от небезопасного выражения сексуальности, было и остается чрезвычайно важным, особенно в современном мире в связи с ослаблением традиционных ограничений в отношении полового поведения, растущим сексуальным насилием и распространением инфекций, передаваемых половым путем.
Несмотря на значительные трудности формулирования приемлемого определения сексуального здоровья, эксперты ВОЗ (1977) пришли к заключению, что «сексуальное здоровье есть комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви».
Основы здоровой и приносящей удовлетворение сексуальности закладываются еще в детстве. Поэтому половое воспитание следует расценивать и проводить как часть процесса формирования личности; оно должно включать в себя не только проблемы здоровья, но и моральные, правовые, культурные и этические аспекты. Ошибочно ассоциировать половое воспитание лишь с освещением вопросов контрацепции и защиты от инфекций, передаваемых половым путем. Прежде всего, в задачу полового воспитания входит формирование у молодых людей ответственного отношения к своему здоровью, половой жизни, включая воздержание, к принятию осознанного решения и обучение умению сказать «нет». Повышение информированности подростков по вопросам взаимоотношения полов следует рассматривать как одну из основных мер сохранения репродуктивного здоровья молодого поколения.
Таким образом, сексуальное образование должно быть направлено не только на то, чтобы уберечь подростков от раннего начала половой жизни, но и на то, чтобы научить их осознанно и ответственно относиться к этой важной стороне человеческой жизни.
Для того чтобы ориентироваться в проблеме сексуального и репродуктивного здоровья детей и подростков, необходимо располагать информацией по следующим вопросам:
1) психосексуальное развитие человека;
2) нарушения психосексуального развития;
3) сексуальное насилие;
4) программы полового воспитания.
Психосексуальное развитие человека
При описании половой социализации человека используют понятия «половой» и «сексуальный». Термины «пол», «половой» (в иностранной литературе синонимами являются термины «гендер», «гендерный») отражают любые свойства (биологические, психологические, социальные и др.), связанные с принадлежностью к мужскому или женскому полу. Термины «сексуальность», «сексуальное» описывают только те свойства и отношения, которые касаются генитальноэротической сферы (сексуальное влечение, сексуальные переживания, сексуальное поведение и др.), т. е. все то, что связано с инстинктивной потребностью в продолжении рода.
Формирование сексуальности представляет собой сложный процесс, начинающийся в эмбриональный период онтогенеза и заканчивающийся половой зрелостью.
Генетический пол детерминируется набором половых хромосом, определяющих гонадный пол.
Гонадный пол в свою очередь обусловливает гаметный пол (способность половых желез к образованию сперматозоидов или яйцеклеток) и гормональный пол (способность половых желез вырабатывать специфические половые гормоны), от чего зависит морфологический (соматический) пол, в том числе и половая дифференцировка мозга.
Гражданский пол определяется при рождении по первичным половым признакам. В дальнейшем происходит соматополовое развитие — развитие первичных и вторичных половых признаков — и психосексуальное развитие — становление полового самосознания, полоролевого поведения и психосексуальной ориентации, связанное с социализацией сексуальности, половым воспитанием и сексуальным просвещением, этническими факторами и личностными особенностями. Под влиянием этих условий формируется психологический пол.
Паспортный пол оформляется в соответствии с гражданским полом после достижения человеком определенного возраста, разного в каждой стране.
По завершении соматополового и психосексуального развития формируется психоморфологический, или психосоматический, пол. Таким образом, основы сексуального здоровья человека закладываются еще в эмбриональный период развития, когда происходит дифференцировка пола, в дальнейшем оно зависит не только от биологических, но и, в не меньшей мере, социальных и психологических факторов — общей и сексуальной культуры, мотивации сексуального поведения и степени адаптации сексуальных партнеров на всех уровнях взаимодействия.
Следует отметить, что даже вполне нормальное биологическое развитие, включающее пре и постнатальный периоды, само по себе не делает человека мальчиком или девочкой, мужчиной или женщиной в социальнопсихологическом и личностном смысле. Биологические характеристики должны быть дополнены психологическим полом, который включает в себя половую идентификацию, стереотипы полоролевого поведения и психосексуальные ориентации.
Почти все характеристики личности являются не просто возрастными, а половозрастными, и самая первая категория, в которой ребенок осмысливает собственное «я», — это половая принадлежность.
По мнению большинства исследователей, первичная половая идентификация (знание своей половой принадлежности) формируется к 3 годам и служит наиболее устойчивым, стержневым элементом самосознания. Большинство детей 2,5 лет не могут правильно отнести себя к тому или иному полу, тогда как в 3 года 2/3 детей делают это верно. Однако уловить точное время возникновения половой идентичности сложно, так как единственным способом ее определения становится ответ ребенка на вопрос «Кто ты — мальчик или девочка?» Естественно, что на становление половой идентификации влияет общее интеллектуальное развитие ребенка, нередко зависящее от множества факторов, в том числе социальных.
С возрастом понятие половой идентичности, сохраняясь в своей сути, изменяется по объему и содержанию. Так, 3летние дети знают свой пол, но еще не умеют обосновать эту атрибуцию. К 4 годам ребенок четко различает пол окружающих его детей, хотя и ассоциирует его с внешними, часто случайными признаками. Дети 3–4 лет допускают принципиальную возможность изменения пола, хотя на вопрос «Кем ты хочешь быть — мальчиком или девочкой?» большинство детей 3–4 лет отвечают, что хотят остаться в своем поле. Это свидетельствует о том, что в 3–4 года половая аутоидентификация дополняется таким важным понятием, как полоролевое предпочтение. Примечательно, что во всех возрастных периодах предпочтение своей половой роли больше выражено у мальчиков.
В 6–7 лет большинство детей окончательно осознают необратимость (константность) своей половой принадлежности. Этот момент становится одним из основных этапов формирования половой аутоидентификации. На протяжении всего периода становления полового самосознания ребенок в играх, при расспросе взрослых или сверстников накапливает достаточно знаний о строении гениталий у лиц своего и противоположного пола, механизмах деторождения и т. д. Повидимому, эти знания необходимы для формирования половой идентификации, этим можно объяснить, что в возрасте 2–5 лет усиливается интерес детей к своим гениталиям. Половина детей этого возраста манипулируют ими. В возрасте 4–5 лет весьма часты игры с раздеванием, изучением гениталий (игры в «папу—маму», «доктора»), которые по существу представляют собой исследование (доступным ребенку способом) половых различий.
В 6–7 лет, т. е. к моменту осознания необратимости половой принадлежности, достаточно подробные сведения о различии в строении мужских и женских гениталий имеют 61% девочек и 52% мальчиков. Представления о деторождении, включая родовой акт, имеют в этом возрасте около 30% детей, причем каждый 5й мальчик и каждая 10я девочка учитывают роль отца в этом процессе.
Становление необратимости половой принадлежности совпадает с бурным усилением половой дифференциации, деятельности и установок: мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и соответствующих партнеров, в чем проявляются неодинаковые интересы, стиль поведения и т. д. Эта стихийная половая сегрегация способствует кристаллизации и осознанию половых различий.
Среди множества незримых нитей, связывающих ребенка с матерью, важнейшую роль играет телесный контакт между ними, ласка в любой форме. Испытывая периодически приступы тоски и одиночества, мы каждый раз хотим убедиться, что мы любимы, не покинуты, нужны и желанны, и сделать это можно лишь при физическом контакте, прикосновении, ласке, исходящей от самого близкого тебе человека.
Чрезвычайную важность телесного контакта для полноценного развития, в том числе и сексуальности, убедительно доказали в своих экспериментах на обезьянах американские психологи Гарри и Маргарет Харлоу.
Обезьянок, изолированных от матерей сразу после рождения, кормили «искусственные мамы»: одна в виде проволочного каркаса, другая — из плюша или мохнатой, похожей на шерсть материи. Сосали детеныши от обеих «мам» одинаково, но время в промежутках между кормлениями они проводили рядом с мохнатой мамой или прижавшись к ней и не подходили к проволочной. Возясь с игрушками в вольере, обезьянки время от времени прекращали игру, бежали к мохнатой маме, дотрагивались до нее или какоето время проводили, уцепившись за ее тело, и затем вновь возвращались к своим играм. Если в клетку вносили какието новые или необычные предметы, обезьянки также бросались к «матери» и, забравшись на нее, разглядывали новую вещь. Затем с большими предосторожностями обезьянки начинали обследовать новый предмет, временами вновь возвращаясь к «маме» с «подробным отчетом». Если же мохнатую маму заменяли проволочной, то поведение детеныша менялось кардинально: он сидел в углу, уткнувшись мордочкой в пол, и дрожал от страха, царапал себе лицо и тело, криком и плачем выражал свое отчаяние.
«Мохнатая мама» кормила обезьянку, была спокойна и терпелива, никогда ее не наказывала, но и не проявляла чувства любви — не ласкала и не баловала. Как оказалось, это привело к печальным последствиям. Обезьянки повзрослели, и выяснилось, что они не умеют спариваться и вообще вели себя так, будто были бесполыми. Будучи искусственно оплодотворенными и родив собственных детей, они не проявляли к ним никакого интереса, сторонились их, не пытались играть с ними, прижимать к себе, что делали обычно все мамыобезьяны контрольной группы. Иными словами, эти мамы вели себя также индифферентно по отношению к своим детям, как с ними вели себя их искусственные мамы. Если детеныш был чрезмерно настойчив в поисках материнской ласки, мамы отвечали агрессией: так, своему малышу одна из мам откусила пальцы, другая раскусила своему детенышу голову.
Поведение обезьянок, выросших с искусственными мамами, но имевших возможность с самого раннего детства общаться со сверстниками, оказалось нормальным и ничем не отличалось от поведения обезьян, выросших с обычными мамами. Сравнивая итоги эксперимента с нормальными условиями жизни обезьян, ученые пришли к выводу, что «исключительно важная фундаментальная функция материнской любви — это направлять игру малышей так, чтобы они играли со сверстниками вместе, а не порознь. Материнская любовь оказалась важным этапом в развитии любви к сверстникам».
Видимо, и человеческий ребенок ищет материнской ласки, обретая уверенность и подавляя собственный страх. Чрезвычайно важная функция материнской любви — регулировать первые младенческие игры по исследованию живой и неживой природы. В процессе познания зарождается новая, более развитая форма любви — любовь к сверстникам, достигающая своего пика в процессе общения, игр.
Формирование полоролевого поведения
Общение друг с другом происходит, как правило, в однополых группах, в тех уличных компаниях, через которые прошли все или почти все взрослые. В этих группах дети не только получают самую разнообразную информацию по любым аспектам жизни, но и апробируют, закрепляют или отбрасывают те мужские или женские качества и стили поведения, без которых затруднено или вообще невозможно общение с противоположным полом. Объединяясь в играх и разъединяясь в войнах, разнополые компании учатся главному — умению общаться друг с другом. На глазах, порой с личным участием разворачиваются самые немыслимые сценарии знакомств, влюбленностей, ссор, ревности, разлук. Пропуская все увиденное и услышанное через собственную систему моральнонравственных, этических и эстетических ценностей, дети невольно дают происходящему свою оценку, отбирая в арсенал будущих действий с противоположным полом те, которые наиболее полно отвечают их личности. И чем больше в багаже оказывается такого опыта, тем шире и богаче выбор возможностей познакомиться и поддержать знакомство. Отсюда вполне естественно можно предположить, что если ребенок в силу какихто причин был лишен возможности общения со сверстниками, то этот пробел в будущем будет восстановить довольно трудно. Ведь он так и не стал свидетелем знакомств, разочарований, влюбленностей своих друзей, не пережил все это эмоционально за них, не дал оценки того или иного стиля отношений лиц разного пола при контактах. И поэтому самое главное и трудное, что ему предстоит, — это научиться самому, без подсказки, не обладая положительным или отрицательным опытом своих друзей, приобрести свой собственный опыт знакомства, поддержания отношений, особенно первых, самых трудных шагов, после знакомства с понравившимся человеком. Как оказалось, под силу это далеко не каждому. Испытывая естественное желание любить и быть любимым, желая общаться с любимым человеком, предаваясь, порой самым смелым фантазиям, некоторые так и не рискуют раскрыться, обратить внимание на свои чувства. Виня себя за очередную нерешительность, человек порой переживает не одну влюбленность, но так и остается в одиночестве.
Самоутверждение личности как представителя того или иного пола практически всегда происходит полноценно лишь в однополой группе, будь то дворовая компания, спортивная секция или коллектив одноклассников. В этих группах, имеющих, как правило, небольшую возрастную разницу, и формируются мужские и женские идеалы физической привлекательности и форм поведения. Проводя со своей группой большую часть свободного времени, подросток получает самую обширную информацию о различных аспектах окружающей его жизни, в том числе и ту, которая касается всеобъемлющих отношений между мужчиной и женщиной. Обычно в группах существуют различные точки зрения, и каждый член группы свободен в выборе способа реагирования на то или иное событие, обсуждаемое или переживаемое группой. Важно, что он становится не только участником чисто теоретических споров, но и эмоциональным свидетелем различных стилей знакомств, ухаживаний, влюбленностей, ссор, переживаний своих сверстников. Это во многом способствует формированию личности будущих мужчины и женщины, позволяя общаться с лицами противоположного пола на основе усвоенного в группе опыта и собственных моральноэтических установок.
Микроклимат этих групп самый различный, вплоть до криминального. Но и это ставит перед подростком проблему выбора: либо принять установки данной группы, ее психологию, либо расстаться по моральным соображениям.
В возрасте 12 лет, с колебанием в два года в обе стороны от этой цифры, большинство детей вступают в возраст полового созревания. Этот период во многом критический, так как если до этого возраста оценка происходящего шла на уровне сознания, то теперь на процесс взросления все активнее влияют половые гормоны, резко обостряя эмоциональную напряженность между полами.
Желание любить и быть любимым — естественное желание, которое сопутствует индивидууму начиная с момента рождения. Любовь к матери, отцу, сверстникам дополняется с взрослением неясным влечением к лицам другого пола. Хочется найти человека, тебя понимающего, интересного внешне и внутренне. Это желание заставляет быть морально готовым к подобной встрече, которая может произойти через пять минут или пять лет.
Чем старше становится школьная или дворовая компания мальчиков или девочек, тем чаще заводятся разговоры о противоположном поле, обсуждаются их поступки, вырабатываются планы встреч или «расчетов». Здесь ярче и четче проявляется степень психосексуальной зрелости сверстников, когда взгляды одних еще фактически детские, другие же проявляют все более зрелый интерес.
Рано или поздно, но у всех появляется потребность в друге противоположного пола. Свои фантазии по этому поводу часто не доверяются даже лучшему другу, но они есть. Это фантазии о романтических встречах, прогулках, беседах, знаках внимания и т. д. Если в своем развитии подросток вступил в этап развития своей сексуальности (так называемый этап формирования психосексуальной ориентации), то для первой его стадии — формирования платонического либидо — характерно увлечение романтической литературой, поэзией, воспевающей чувства влюбленных. То, над чем подросток смеялся еще 2–3 года назад, сейчас вызывает неподдельный интерес, заставляет переживать за героев, ставить себя на их место.
Постепенно вырабатывается своеобразный, индивидуальный для каждого эталон желанного «рыцаря» или «принцессы», который подросток сознательно или подсознательно начинает искать вокруг себя.
В этой связи предстоит очень важный и для многих почти непреодолимый этап — знакомство с понравившимся человеком.
Знакомство
У каждого человека масса знакомых людей обоего пола. Это и соседи по дому, и старые школьные друзья, и коллеги по работе или учебе. Кроме этого, каждый новый день может привести к очередному знакомству практически в любом месте: в транспорте и на улице, в кино и на вечеринке у друзей, на танцах и по месту работы, на собрании. Иной очередной знакомый интересен лишь, когда идет беседа, и назавтра уже с трудом вспоминается его имя… А вот с другими происходит совершенно противоположное. Даже спустя много лет до деталей помнится встреча, раз за разом извлекается из памяти каждое слово, каждый жест, заново переживается свое состояние удивительного волнения и радости. И совершенно неважно, по какому поводу, где и когда состоялось знакомство. Новый знакомый сразу заинтересовывает, и трудно сказать, чем это вызвано: его ростом или формой лица, тембром голоса или особенностями фигуры, одеждой или улыбкой. Некоторые ученые считают, что все наследственно закодированы на восприятие того или иного физического признака, будьто рост, фигура, форма ушей или носа, цвет глаз или волос. Первое очарование от встречи настраивает на дальнейшее «исследование» нового знакомого. И каждый новый жест, взгляд, фраза проходят своеобразный контроль качества, идет «примерка» с созданной идеальной моделью того «единственного». Видимо, у каждого человека по мере взросления, общения с десятками и сотнями людей постепенно вырабатывается свой, индивидуальный образ, который особенно интересен. Отсюда новому знакомому прощаются и изъяны в фигуре, и стиль одежды, и скрипучий голос, и многое другое, одновременно выделяются те качества, которые компенсируют недостатки. В подобных случаях интерес к нему возрастает, и появляется желание продолжить общение, чтобы лучше узнать человека, получить интересующую информацию. Знакомство переходит в дружбу, правда, для этого необходимо, как минимум, его согласие.
Юноши при знакомстве в большей степени обращают внимание на особенности фигуры девушки, ее умение красиво и со вкусом одеваться, пользоваться косметикой, аккуратность, веселый нрав, чувство юмора и даже умение хорошо танцевать. Возможно, последнее качество подсознательно расценивается как возможность максимального раскрепощения — некоторые сексологи расценивают танец как один из суррогатов половой жизни, демонстрирующий половой темперамент.
Девушки больше интересуются высокими и симпатичными ребятами, решительными, смелыми, с уверенным взглядом, с приятным голосом и обладающими чувством юмора. Немаловажным оказывается и умение хорошо танцевать, возможно, и здесь идет проверка полового темперамента.
Но решиться познакомиться с понравившимся человеком могут все же далеко не все. Строгое воспитание, отсутствие друзей, навыков знакомств, явные или вымышленные физические недостатки, особенности характера в виде скрытности, нерешительности, робости заставляют страдать, но так и не решиться сделать шаг навстречу. Таких молчаливых увлечений может быть великое множество, порой это становится жизненной трагедией. Чем раскрепощеннее, увереннее в себе человек, грамотнее и культурнее, тем легче словами и действиями привлечь к себе внимание, выразить свои чувства.
Изучение темы «Психосексуальное развитие. Проблемы сексуального здоровья детей и подростков»
26 09 2014
8 стр.
Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения
04 09 2014
5 стр.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологий проблемного обучения и группового самостоятельного обучения, икт
11 10 2014
1 стр.
Обучающая цель урока: изучить явления (смена лунных фаз, затмения), связанные с обращением Луны вокруг Земли
13 10 2014
1 стр.
Цель. Изучить состав, свойства и применение оттискных материалов в клинике и лаборатории
13 10 2014
1 стр.
Цель: изучить материал по теме «Солнце, его строение, эволюция и влияние на жизнь на Земле» (астрономия). Познакомить учащихся понятием солнечная активность и её влиянием на жизнь
14 12 2014
1 стр.
Обучающая задача: Сформировать представление о том, что музыка может передавать не только настроение человека, но и его характер
04 09 2014
1 стр.
Цель. Изучить состав, свойства, требования, предъявляемые к пластичным твердеющим эндодонтическим пломбировочным материалам
14 09 2014
1 стр.