Перейти на главную страницу
65. Каждый год во всем мире добывается свыше 250 млн. карат алмазов. Даже в период пикового производства в 60 е годы в Сьерра-Леоне никогда не производилось более 2 млн. карат в год. В то же время значительная доля алмазов, добываемых в Сьерра-Леоне, составляют камни, отличающиеся весьма высоким качеством и стоимостью, и на них всегда существовал повышенный спрос. В течение 70 х и 80–х годов алмазодобывающая промышленность Сьерра-Леоне стала жертвой коррупции и управленческих злоупотреблений, большая часть добываемых в стране алмазов вывозилась на экспорт незаконно. В период с 1992 по 1996 год среднегодовой экспорт составлял менее 200 000 карат, и стоимость одного карата упала значительного ниже известных средних показателей по месторождениям и копям страны. И дело не только в том, что основная часть добываемых в стране алмазов вывозилась контрабандным путем, — контрабандисты, как представляется, сделали ставку на вывоз наиболее ценных камней.
66. В период с 1997 по 1999 год из за войны ситуация ухудшилась. За эти три года официально на экспорт было отправлено в целом лишь 36 384 карата алмазов.
B. Алмазы и ОРФ
67. Объединенный революционный фронт начал военные действия в 1991 году. До 1995 года добыча алмазов ОРФ на россыпных месторождениях и в копях велась, судя по всему, разрозненно и в обособленном порядке. Однако к 1995 году ОРФ и его покровители стали проявлять заметно повысившийся интерес к алмазным месторождениям округа Коно, и частной службе военизированной охраны «Икзекьютив ауткамз» пришлось выдворять их оттуда силой. С тех пор интерес ОРФ к алмазам приобретает более целенаправленный характер, особенно после того, как в 1997 году в Нигерии был посажен в тюрьму Фоде Санко. Во время его содержания под стражей и в последующий период захват алмазоносных районов Коно и Тонго филд стал главной военной целью ОРФ, а добыча алмазов превратилась в один из основных способов мобилизации ресурсов.
68. Этот вывод подтверждается тем, что вооруженные отряды ОРФ прочно закрепились в округе Коно и на Тонго филд и удерживают два эти наиболее ценных алмазных месторождения в Сьерра-Леоне. Это следует из письменных и устных показаний нынешних и бывших лидеров ОРФ. Об этом свидетельствуют и показания вождей и старейшин племен из округа Коно, которые ежедневно общаются с приезжими местными жителями. Это подтверждается и в письменных докладах полевых командиров ОРФ Фоде Санко. Подтверждает этот вывод и содержание внутренних сообщений, которыми обмениваются руководители ОРФ в последнее время, и сообщений, которыми обмениваются руководители ОРФ, находящиеся в Сьерра-Леоне и в Либерии.
69. Вначале бойцы ОРФ сами занимались добычей или использовали принудительный труд. В последнее время они перешли к использованию несколько видоизмененной формы принудительного труда, позволяя местным старателям оставлять себе определенную часть найденных ими камней. Один из вариантов заключается в следующем: группа старателей на протяжении четырех дней работает на ОРФ, затем два дня работает на себя, после чего один день отдыхает. Более широкое распространение получила так называемая система «двух куч», при которой старатели разделяют собранный алмазоносный песок на две части: одну для ОРФ, другую для себя. Суть системы сводится к тому, что старателям разрешается оставить найденное в «своей» части себе, однако при этом все промывочные работы ведутся под наблюдением людей ОРФ, которые изымают также все наиболее крупные алмазы, найденные старателем в «своей» части песка.
70. Сразу после установления ОРФ контроля над алмазоносными районами Коно было создано добывающее подразделение под началом «подполковника Кеннеди». Впоследствии ОРФ была создана так называемая «РУФП майнинг лтд.». По состоянию на 20 октября 2000 года ее «председателем» являлся «подполковник Абдул Разак», а заместителем председателя — «подполковник Виктор».
71. Алмазы являются не только источником поступлений, но и причиной постоянных трений и противоречий в рядах ОРФ. В 1999 году Сэм «Москито» Бокари, сам ранее занимавшийся добычей алмазов и ставший впоследствии «командиром боевой группы» и «главнокомандующим» ОРФ, пожаловался Фоде Санко на то, что в период объединения РСВС и ОРФ в 1997 году2 Деннис Минго («полковник Супермен») продал алмаз одному ливанскому бизнесмену. Часть выручки была передана правительству РСВС, а остальная сумма — 9 млн. ливанских фунтов — предназначалась для ОРФ. Однако, по словам Бокари, «Супермен» эти деньги присвоил. (Перечень лидеров ОРФ с указанием их прозвищ и кличек приводится в приложении 3).
72. В конце 1998 года после того, как ЭКОМОГ выдворили РСВС из Фритауна, силы ОРФ под руководством Иссы Сесая по приказу Сэма Бокари (упоминавшегося на тот момент как начальник штаба обороны ОРФ и РСВС) получили задание доставить бывшего председателя РСВС Джонни Пола Корому в штаб-квартиру ОРФ в Буеду, где ему была бы обеспечена безопасность. Во время выполнения этого задания Сесай обнаружил, что у Коромы имеется пакет с алмазами и что он планирует бежать со своей семьей в Гану. Сесай и бригадир Майк Ламин, встретившись с Коромой, открыто заявили ему, что с трудом могут поверить в то, что, пока они пытаются перегруппировать силы, тот утаивает алмазы для использования в своих целях и собирается бежать, оставляя их решать созданную им же самим проблему. Алмазы были впоследствии переданы руководству ОРФ. Согласно внутренним сообщениям ОРФ, эти алмазы были затем переданы Ибрагиму Ба и «сестре Мемуне» и переправлены президенту Либерии Чарльзу Тейлору.
73. Имя «Ибрагим Ба» фигурирует во многих связанных с бриллиантами делах ОРФ. Говорят, что в прошлом он был офицером в армии Буркина-Фасо. Будучи известен также как Ибрагима Бальде и Бальде Ибрагима, он являлся одной из ключевых фигур в деле формирования оси ОРФ–РСВС и играет ведущую роль в переправке алмазов ОРФ из Сьерра-Леоне в Либерию и оттуда в Буркина-Фасо.
74. Свои проблемы с алмазами были и у нынешнего лидера ОРФ Иссы Сесая. В конце 1998 года капитан подразделения по добыче алмазов ОРФ Майкл Комбер доставил из Коно в штаб-квартиру ОРФ в Буеду пакет с алмазами. Сэм Бокари передал алмазы Сесаю, который доставил их в Либерию, где должен был встретиться с Ибрагимом Ба. Затем им предстояло вместе встретиться с деловым партнером Фоде Санко для выработки договоренности о закупке военного снаряжения. Сесай потерял алмазы в Либерии, заявив, что пакет у него где то случайно выпал. Это повлекло за собой серьезные осложнения в отношениях между Сесаем и Бокари, хотя в конечном счете Сесай был прощен.
75. Тем временем Деннис «Супермен» Минго, которому еще не удалось снять с себя обвинения в присвоении 9 млн. ливанских фунтов, полученных от продажи алмаза в 1997 году, стал поднимать шум вокруг допущенной Сесаем потери, накаляя страсти в рядах ОРФ. В октябре 1999 года он написал Фоде Санко из Либерии письмо, в котором предупредил его, что Сэму Бокари доверять нельзя и что жизнь Санко находится в опасности. Он заявил также, что Бокари и его люди проматывают средства, полученные от продажи алмазов, и что Бокари купил себе дом в Либерии и еще один во Франции.
76. Вскоре после этого произошло военное столкновение между силами, лояльными Фоде Санко, и приверженцами Сэма Бокари. Несколько комбатантов были убиты. Сэм Бокари впоследствии бежал из страны в Либерию, где и остается в настоящее время в кругу приближенных к президенту Чарльзу Тейлору лиц.
77. Алмазы по прежнему вызывают трения. В сентябре 2000 года возник спор между подполковником Виктором, заместителем председателя «РУФП майнинг лтд.», и рядом его партнеров: майором Бобом Венди, штабс-капитаном Коромой и майором Морри Джебару. Председатель «РУФП майнинг» Абдул Разак провел расследование, позволившее вскрыть случаи хищения алмазов, в которых были замешаны «капитан принц Хан» и другие лица, конфликтовавшие с заместителем председателя, в том числе «подполковник Мустафа Шериф». Это, в свою очередь, вызвало обеспокоенность Иссы Сесая, который в тот момент проводил более широкое расследование состояния всех финансовых дел ОРФ в Либерии.
78. Ориентировочные оценки стоимости алмазов, добываемых ОРФ, варьируются в широких пределах — от 25 млн. долл. США в год минимум до 125 млн. долл. США максимум. По оценкам «Де Бирс», в 1999 году их общая стоимость составила, вероятно, 70 млн. долл. США. Проведение оценок средств, имеющихся в распоряжении ОРФ, отчасти затрудняется тем, что годы незаконной добычи и экспорта привели к снижению всех официальных показателей производства за истекший период, в итоге чего надежные статистические данные о фактическом объеме добычи алмазов в Сьерра-Леоне по крайней мере за два десятилетия отсутствуют. В конце 60 х годов Сьерра-Леоне экспортировала 2 млн. каратов в год. ОРФ удерживает богатейшие алмазные месторождения в стране. Если в 1999 году добыча алмазов ОРФ составила восьмую часть от объема их производства в Сьерра-Леоне в наиболее продуктивный год (250 000 каратов), то их стоимость превышает 50 млн. долл. США. Если же ее объем равнялся половине объема официального среднегодового экспорта в начале 90 х годов (составлявшего 100 000 каратов), то их стоимость составит порядка 20 млн. долл. США.
79. Есть три соображения, заставляющие отдать предпочтение более низким оценкам: ОРФ лишен доступа к тяжелому оборудованию и, таким образом, вынужден ограничиваться методами кустарной добычи; многие бывшие комбатанты ОРФ ведут сегодня весьма скромный образ жизни и, по их словам, никогда в своей жизни не видели алмазов. К числу аргументов в пользу более высоких оценок относится то, что ОРФ оказался в состоянии содержать 3500–5000 вооруженных комбатантов и такое же количество полевого персонала на протяжении нескольких лет, а также то, что во внутренних сообщениях ОРФ постоянно фигурирует вопрос о важности алмазов. Знатоки алмазного бизнеса считают, что весьма высокий процент алмазов, экспортируемых из Гамбии (которая сама их не добывает), добываются в Сьерра-Леоне, причем определенная их часть поставляется через ту или иную третью страну, в частности Либерию. Импорт необработанных «гамбийских» алмазов в Бельгию осуществлялся в период с 1996 года по 1999 год в среднем на сумму более 100 млн. долл. США в год.
80. Хотя общая сумма поступлений, получаемых ОРФ, будь то 25 млн. долл. США, 70 млн. долл. США или 125 млн. долл. США, является весьма незначительной в сравнении с суммами, получаемыми ежегодно за счет добычи алмазов во всем мире, она тем не менее представляет собой главный и основной источник поступлений для ОРФ и является более чем достаточной для финансирования его военной деятельности.
81. Контрабандный вывоз алмазов из Сьерра-Леоне, большей частью через Либерию, осуществлялся всегда. Этот исторический факт не вызывает сомнений. Существует целый ряд причин для контрабанды: с целью избежать налогов; избежать связанных с коррупцией издержек, которые в одной стране могут быть выше, чем в другой; получить доступ к твердой валюте; «отмыть» деньги. Традиционно Либерия была предпочтительным маршрутом главным образом вследствие того, что в этой стране доллар США используется в качестве официальной валюты. Другие алмазы вывозились в Гвинею, где они, вероятнее всего, обменивались на рис и другие продовольственные товары. Торговцами из Мадинго и Сенегала, известными как «маракас», алмазы далее вывозились также в другие страны региона.
82. Некоторые алмазы ОРФ обмениваются в Гвинее. Сообщалось об одноразовых сделках, в ходе которых командиры ОРФ обменивали алмазы на предметы снабжения, иногда — на оружие, имея дело с отдельными гвинейскими офицерами среднего уровня, действующими в своих собственных интересах. Согласно сообщениям, когда в середине 2000 года одна такая сделка сорвалась и предметы снабжения из Гвинеи не поступили, ОРФ совершил нападение на гвинейский пограничный город Памелап. Однако доказательств наличия какого-либо официального сговора с Гвинеей о таком обыске не имеется.
83. Некоторое количество алмазов ОРФ обменивается в Кенеме и в других местах в Сьерра-Леоне. Ни для кого не секрет, что торговцы ОРФ регулярно привозят в Кенему алмазы из Тонго-Филд, до которого всего 28 миль, и обменивают их на продовольствие и другие предметы снабжения. Именно этим объясняется постоянное присутствие в Кенеме более чем 40 самостоятельных торговцев алмазами, в большинстве своем ливанцев, несмотря на то, что их основной источник снабжения на протяжении ряда лет официально находится вне пределов досягаемости. Существует вероятность того, что, если сотрудники Государственного управления по золоту и алмазам (ГУЗА), министерства минеральных ресурсов и его подразделений не будут проявлять честность и бдительность, эти алмазы могут попасть в систему официального экспорта.
84. Однако, вероятнее всего, эти алмазы контрабандой вывозятся в соседние страны. Многие сьерра-леонские торговцы алмазами одновременно являются крупными импортерами продовольствия и потребительских товаров. Очень высокая наценка на эти товары приносит высокую прибыль, а для того чтобы ее можно было репатриировать, необходима твердая валюта или ее эквивалент. Алмазы служат этой цели. Многие известные экспортеры из Сьерра-Леоне являются также экспортерами алмазов из Гамбии — страны, которая совсем не производит алмазов.
85. Однако, как указывается в пунктах 67–77, в основном осуществляемая ОРФ торговля алмазами из Сьерра-Леоне ведется через Либерию. Алмазы доставляются командирами ОРФ и доверенными либерийскими курьерами в Фоя Каму или Воинжаму, а затем — в Монровию.
86. Согласно сообщениям, одному из либерийцев, являющемуся представителем президента Тейлора в Коно, поручено осуществлять надзор за сделками с алмазами. Со стороны ОРФ на протяжении большей части 1998 года операциями с алмазами в Коно занимался Деннис «Супермен» Минго. Он регулярно доставлял алмазы в штаб-квартиру ОРФ в Буэду, а оттуда они перевозились в Либерию. В разное время алмазы доставлялись в Монровию Эдди Кане, Сэмом Бокари и Иссой Сесе. Как указывается в пунктах 71–77, нередко возникают споры относительно алмазов, и курьеры ОРФ опасаются, что во время своих поездок они могут быть ограблены ведущими бродяжнический образ жизни бойцами Национально-патриотического фронта Либерии (НПФЛ). В штаб-квартире ОРФ в Буэду время от времени высказываются опасения по поводу того, что алмазы, которые, как утверждается, находятся на хранении у президента Тейлора, на самом деле, возможно, проданы. Однажды, в 1998 году, Сэм Бокари отправился в Монровию на встречу с Тейлором по этому вопросу; по возвращении он сообщил, что видел алмазы.
87. Вследствие того, что Группа располагала ограниченным временем, она не смогла более детально изучить способы и средства, используемые для вывоза алмазов ОРФ из Либерии, однако имеются достаточные доказательства того, что эта торговля не может осуществляться в Либерии без разрешения и участия правительственных должностных лиц на самом высоком уровне. В Либерии в неподтвержденных сообщениях фигурируют высокопоставленные посредники, правительственные должностные лица старшего уровня и финансовые сделки, осуществляемые в Буркина-Фасо, Южной Африке, Соединенных Штатах и Ливане. (Эта тема с иной точки зрения освещается в тематическом исследовании по Либерии, содержащемся ниже.)
88. Либерийские должностные лица используют в своих интересах репутацию Либерии как страны, имеющей слабое правительство, разрушенную инфраструктуру и проницаемую границу. Однако фактически объем торговли — будь то официальной или неофициальной, — осуществляемой без ведома и участия основных правительственных должностных лиц, является очень низким. Это характерно для всего импорта, а что касается экспорта, то это относится прежде всего к алмазам и древесине. Официально сама Либерия, согласно сообщениям, в 1999 году экспортировала лишь 8500 каратов алмазов стоимостью 900 000 долл. США3. По оценке министра земель, шахт и энергетики Либерии, это составляет лишь 20 процентов от того, что фактически вывозится из страны, а министерство доходов полагает, что это, возможно, представляет собой всего 10 процентов от общего объема.
89. Когда речь идет о стране, где торговцы алмазами в большинстве своем являются иностранцами и где движение иностранца, денежных средств и предметов снабжения тщательно отслеживается, как это имеет место в Либерии, непонятно, каким образом можно избежать обнаружения столь большого объема производства алмазов в самой Либерии. Непонятно и то, каким образом можно избежать обнаружения правительством гораздо большего объема имеющих высокую стоимость алмазов из Сьерра-Леоне, вывозимых через Либерию.
90. В Ломейском мирном соглашении Фоде Санко был назначен Председателем Комиссии по управлению стратегическими минеральными ресурсами (КУСРНВР). В период между возвращением Фоде Санко в Сьерра-Леоне в конце 1999 года и возобновлением военных действий в мае 2000 года члены Комиссии фактически никогда не собирались, и Комиссия не функционировала. Когда Фоде Санко находился во Фритауне, он расточительно расходовал денежные средства, не имея очевидного источника доходов. Он импортировал автомобили, спутниковые телефоны и другое дорогостоящее оборудование.
91. В 1999 году, перед появлением Фоде Санко во Фритауне, Сэм Бокари составил на бланке ОРФ «адресованное тем, кого это касается», письмо, в котором он назначил Мохамеда Хиджази, давно занимающегося добычей алмазов и торговлей ими, агентом ОРФ для «ведения переговоров с любым лицом или компанией на территории Сьерра-Леоне или за ее пределами для целей проведения изысканий, добычи, покупки и продажи алмазов».
92. После прибытия во Фритаун Фоде Санко подписал большое количество соглашений с международными торговыми фирмами и ходатайствовал перед другими фирмами о предоставлении помощи, обратившись к ним с соответствующими запросами от своего имени, от имени Комиссии и от имени ОРФ. Коммерческие документы самого Фоде Санко, обнаруженные в его канцелярии после возобновления военных действий в мае 2000 года, содержат письма, касающиеся деловых возможностей, которые он активно пропагандировал.
93. В ноябре 1999 года, например, Фоде Санко принял Чуди Изегбу, президента «Интегрейтид груп оф кампэниз», базирующейся в Маклейне, Вирджиния. Изегбу заказал самолет для полета во Фритаун из Абиджана и обсудил с Санко ряд инвестиционных возможностей «Интегрейтид груп», которая включает компанию под названием «Интегрейтид майнинг», зарегистрированную на Каймановых островах. Они обсудили вопрос о возможных инвестициях в гражданские воздушные перевозки и импорт нефти, а также о крупных инвестициях в разработку алмазных кимберлитовых месторождений Койду. Впоследствии Изегбу и Санко обменялись письмами относительно «ведущихся переговоров и обсуждений в интересах ПОРФ». Они опробовали также систему обмена сообщениями с использованием кода, позволяющего им скрывать такие названия, как «алмазы» и «золото», и такие выражения, как «все в порядке» и «дела обстоят плохо». В декабре 1999 года Санко заказал у Изегбу 14 автомобилей с эмблемой партии ОРФ, нанесенной на их боковые поверхности.
94. В марте 2000 года Дамиан Гэгнон, представляющий американскую компанию «Лазар Каплан интернэшнл» (ЛКИ), посетил Фоде Санко, а в последовавшем за этим письме на имя Санко председатель ЛКИ Морис Темпелсмен заявил, что Гэгнон сообщил о «совпадении имеющихся у Вас и этой компании мнений по вопросу о возможности возвращения ЛКИ в бизнес, связанный с сьерра-леонскими алмазами, таким образом, чтобы это было выгодно всему населению страны, а также нашей компании».
95. В основном переписка свидетельствует о том, что Санко стремился вызывать соответствующий интерес у широкого круга потенциальных инвесторов, многие из которых рассчитывали на получение исключительной выгоды, имея в виду одно и то же. В одном получившем широкое распространение письме «Майкла» на имя «Руководителя», написанном в апреле 2000 года, говорится о том, каким образом Санко следует добиваться получения всех алмазов, добываемых в Коно, а не 10 процентов, как это имеет место, по утверждению автора, в то время как остальная часть уходит в Либерию. «Майкл» предложил, чтобы его бельгийский партнер «Шарль» нанял частный самолет для вывоза алмазов непосредственно из Коно, минуя «ливанцев» и Монровию. «Мы не можем доверять этим людям», — писал он.
96. Мишель Десэделеер, базирующийся в Соединенных Штатах бельгиец, занятый собственным бизнесом, установил контакты с ОРФ в Того летом 1999 года, когда он занимался бизнесом с сыном президента Эйадемы. К октябрю он и Джон Колдуэл, президент базирующейся в Вашингтоне компании «Ю.С. Трейдинг энд инвестмент кампэни», подготовили соглашение с Фоде Санко, которое предоставляло им права посредника в отношении всех алмазных и золотых ресурсов Сьерра-Леоне сроком на 10 лет. Несмотря на то, что посольство Сьерра-Леоне в Соединенных Штатах отказало Колдуэлу и Десэделееру в визах, они все равно отправились в Сьерра-Леоне и Либерию и подписали соглашение, заключенное принадлежащей Десэделееру компанией «BECA» с ОРФ (не с правительством Сьерра-Леоне и не с Комиссией по управлению стратегическими минеральными ресурсами). Когда они находились в Либерии, Ибрагим Ба (известный также под именем Ибрагима Балде) передал Десэделееру алмазы, стоимость которых, как позднее обнаружил в Антверпене Десэделеер, оказалась гораздо меньше названной ему суммы. Он также утверждал, что во время состоявшейся в 1999 году в Нью-Йорке встречи с женой Санко Фату последняя показала ему, «возможно, сотни» алмазов.
97. В феврале 2000 года Фоде Санко, его жена и другие официальные лица ОРФ совершили поездку в Южную Африку. Санко нарушил наложенный Организацией Объединенных Наций запрет на поездки, согласно которому он не имел права покидать Сьерра-Леоне. Поездка была организована и частично оплачена южноафриканским бизнесменом Раймондом Крамером, который в начале этого же месяца подписал с Санко соглашение, предусматривающее, что он, Раймонд Крамер, будет «представлять Комиссию [КУСРНВР, председателем которой является Санко] во всех сферах, связанных с горной добычей и минеральными ресурсами, включая стратегические минералы и драгоценные камни, но не ограничиваясь ими». Когда о присутствии Санко в Южной Африке стало известно общественности, он был вынужден возвратиться в Сьерра-Леоне и свернуть свои деловые отношения с Крамером. Фату Санко, которая совершает поездки с паспортом Соединенных Штатов, в мае 2000 года вновь посетила Южную Африку и вновь была депортирована.
98. Переписка свидетельствует о двуличии лидера, использующего финансовые возможности для извлечения личной и политической выгоды вне правительственной системы, в которой он, якобы, работает. В основном это связано с торговлей алмазами. Она наводит также на мысль о разногласиях в рядах ОРФ и о попытке Санко установить контроль над всеми алмазами, которые фактически остались в руках его несговорчивых полевых командиров и их либерийских наставников.
99. В своей резолюции 1306 (2000), принятой 5 июля 2000 года, Совет Безопасности ввел эмбарго на прямой и непрямой импорт необработанных алмазов из Сьерра-Леоне до разработки нового режима добычи, экспорта и контроля. При техническом содействии со стороны Высшего совета по алмазам Бельгии и финансовом содействии со стороны Соединенного Королевства и Соединенных Штатов в период с июля по октябрь 2000 года была разработана система сертификата происхождения, включая пронумерованный сертификат подтверждения, печатаемый на защищенной от подделки бумаге, новые подробные электронные базы данных об экспорте с электронным подтверждением в пункте назначения и электронная передача цифровых фотоснимков экспортируемых упаковок.
100. В октябре после рассмотрения новых мер Совет Безопасности, обеспечив, чтобы информация о них была распространена среди стран-импортеров, снял эмбарго на официальный экспорт из Сьерра-Леоне. Первые алмазы, экспортируемые в соответствии с новым порядком, были доставлены в Антверпен в конце октября.
101. Вопросы эмбарго и новой системы сертификации являются дополнительными по отношению к мандату Группы, однако в ходе нашей поездки они являлись предметом многочисленных обсуждений в Сьерра-Леоне, в других африканских странах-экспортерах и во всех крупных центрах импорта алмазов.
102. Новая система действительно является надежной, как только алмазы попадают в сферу действия официальной системы. Поэтому важно, чтобы Государственное управление по золоту и алмазам Сьерра-Леоне обеспечило фактическую сертификацию только тех алмазов, которые добываются в районах, контролируемых правительством. Это особенно важно с учетом усилий ОРФ, направленных на продажу алмазов за продовольствие и другие предметы снабжения в Кенеме (см. также пункт 83 выше).
103. Вероятно, более важно рассматривать ценность этой системы с точки зрения ее применения в отношении алмазов не из зон конфликтов по завершении войны. Тогда центр проблемы для Сьерра-Леоне переместится на борьбу с контрабандой и другими формами незаконных действий. В конечном счете система сертификации может принести полную отдачу лишь при том условии, если правительство готово и в состоянии проверять дилеров в Сьерра-Леоне и если оно в состоянии разработать системы помощи старателям, которые бóльшую часть пятидесятилетнего периода работали вне алмазной промышленности.
104. Вместе с тем это не все, что следует сказать о системе сертификации. В связи с алмазами, экспортируемыми из Сьерра-Леоне, официально никогда не возникало серьезных проблем. Проблема заключалась в том, что незаконно вывозимые алмазы и алмазы из зон конфликтов не попадали в сферу действия официальной системы. В 1999 году Сьерра-Леоне официально экспортировала лишь 9320 карат алмазов; это подтверждение, если оно необходимо, того, что ОРФ и контрабандисты игнорируют официальную систему. Положение изменилось в первой половине 2000 года, когда проблема сьерра-леонских алмазов из зон конфликтов получила огласку в мировой прессе и в приобретающих алмазы центрах. Следствием этого стал неожиданный наплыв алмазов в официальную систему, предлагаемых дилерами, которые хотят по крайней мере «быть честными» и избежать обвинений в незаконной торговле. Официальный экспорт в объеме 26 300 карат алмазов в течение этого периода не означал победы, однако это был значительный шаг в правильном направлении.
105. На практике эмбарго Организации Объединенных Наций остановило эту тенденцию перехода к законной торговле на несколько месяцев и заставило торговцев вернуться к своим старым, проверенным временем контрабандным каналам. Поскольку не было никакого эмбарго на вывоз алмазов ни из одной из соседних с Сьерра-Леоне стран, запрет фактически наказал жертву и вознаградил ее врагов. Теперь это изменилось, и есть надежда, что новая система обеспечит возвращение значительного объема алмазов в законные каналы торговли.
106. Что касается алмазов ОРФ из зон конфликта, то наличие узаконенной системы экспорта, является она надежной или нет, не имело и по прежнему не будет иметь никакого значения. Пока в соседних странах отсутствуют механизмы контроля ОРФ по прежнему сможет вывозить свои алмазы безнаказанно.
107. По этой причине настоятельно необходимо как можно скорее ввести стандартизированную всемирную систему сертификации. На настоящий момент вопрос об алмазах из зон конфликтов рассматривался на четырех межправительственных совещаниях в рамках Кимберлийского процесса и на еще одном заседании в Лондоне в октябре 2000 года. 1 декабря 2000 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию о роли алмазов в разжигании конфликтов (55/56) и заявила о «необходимости срочного и тщательного изучения возможности» создания и внедрения простой и надежной международной системы сертификации необработанных алмазов. В резолюции устанавливается, что эта система должна соответствовать минимальным стандартам, согласованным на международном уровне, она должна обеспечивать максимально широкое участие и что государства, занимающиеся экспортом, обработкой и импортом алмазов, должны согласовывать свои действия. В резолюции также отмечена необходимость обеспечения транспарентности и договоренностей, которые способствовали бы обеспечению соблюдения.
108. Эта резолюция получила решительное одобрение со стороны Группы. Это важный шаг в направлении признания необходимости в том, чтó в алмазной промышленности называется механизмами контроля за необработанными алмазами. Даже если они будут внедрены, может потребоваться много времени для решения ряда проблем, определенных в настоящем докладе. Правительство Намибии созовет семинар в начале 2001 года для рассмотрения технических аспектов, касающихся предусматриваемой системы сертификации. Группа весьма признательна Намибии за ее предложение, направленное на содействие продвижению процесса вперед.
109. Вместе с тем Группа с озабоченностью отмечает, что некоторые правительства и некоторые представители промышленности могут относиться к идее международных механизмов контроля за необработанными алмазами с неодобрением и неприязнью, настоятельно призывая к минималистскому подходу и продолжительному изучению и переговорам. Группа считает, что разработка любой международной системы должна носить тщательный характер и что она должна соответствовать
Пример: идентификация и сертификация алмазов |
Алмазный дилер в Лондоне показал Группе шесть алмазов, за которые владелец просил 1 млн. долл. США. Эти алмазы были привезены в Лондон с согласия центра в Антверпене и сопровождались всей необходимой документацией. Утверждалось, что они происходили из Южной Африки; они также сопровождались южноафриканской экспортной документацией. Вместе с тем алмазный дилер и его коллеги считали, что эти алмазы происходят не из Южной Африки. Один или два могут быть из Анголы или даже из Сьерра-Леоне, но они вполне уверены в том, что все шесть прибыли из Намибии. Южноафриканский совет по алмазам тщательно проверяет весь официальный импорт алмазов, однако, как и в других странах, алмазы могут ввозиться в страну, а также вывозиться из нее контрабандным путем. Члены Группы посетили Совет по алмазам и изучили имеющуюся документацию по выбранной операции по импорту из Замбии. Наряду с южноафриканскими документами импортер представил сертификат для экспорта из Замбии. Несмотря на тот факт, что Замбия осуществляет добычу небольшого числа алмазов, этот «сертификат» представлял собой документ, который может быть изготовлен за пять минут с использованием резинового штемпеля и портативного компьютера. Возможности для проверки его подлинности у замбийских властей или подлинности содержащейся в ней информации были минимальны.
|
|
Данный доклад распространяется для свдения членов Совета Безопасности. Сейчас начинается рассмотрение этого доклада в Комитете по санкциям, учрежденном резолюцией 1132 (1997)
10 10 2014
7 стр.
«Ұлт тағдыры», политолог, заместитель председателя общественного совета
25 12 2014
1 стр.
За прошедшие сутки на территории Пермского края чрезвычайные ситуации не зарегистрированы
14 12 2014
1 стр.
Городской округ город Агидель Республики Башкортостан в лице Председателя Совета Рамила Ангамовича Игдисламова
14 12 2014
12 стр.
«главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности» (п. 1 ст. 24 Устава), а потому ему приданы далеко идущие полномочия. Природа этих полномочий и вытекающи
09 09 2014
1 стр.
И. О. Председателя Совета Дерягин Анатолий Иванович: 374-41-73, 349-30-06, 378-36-46, 378-38-68
11 10 2014
1 стр.
Эдуарда Шеварднадзе уйти добровольно в отставку. Позавчера он в качестве председателя Совета безопасности, не имеющего серьезного значения, появился уже в Аджарии, организовав там
15 12 2014
1 стр.
Заголовок = Каддафи добивается пересмотра механизмов применения резолюций Совета Безопасности ООН по Ливии
16 12 2014
1 стр.