Перейти на главную страницу
110. Вопрос о сьерра-леонских алмазах из зон конфликтов является сложным, но не является неразрешимым. Как будет отмечено позднее в настоящем докладе, он связан с более широким вопросом о незаконно вывозимых алмазах, и это было прямо признано алмазной промышленностью в документах Всемирного совета по алмазам. Всемирный совет по алмазам выдвинул также предложение о создании «системы международных механизмов контроля за экспортом и импортом необработанных алмазов», что должно стать прекрасной основой для межправительственных переговоров.
111. В начале 1999 года промышленность отрицала наличие проблемы алмазов из зон конфликтов, и, как представляется, решительные меры принимали правительства. В настоящее время положение изменилось: более конкретные инициативы выдвигаются промышленностью. Несмотря на то, что резолюция 55/56 Генеральной Ассамблеи о необходимости создания глобальной системы «механизмов контроля за необработанными алмазами» была принята 1 декабря 2000 года, межправительственный процесс может занять еще несколько месяцев переговоров. По этой причине в связи со Сьерра-Леоне Совету Безопасности настоятельно необходимо будет принять заблаговременные меры по распространению существующей сьерра-леонской системы сертификации по крайней мере на всю Западную Африку.
II. Международные статистические данные по алмазам и страны транзита
A. Общая информация
112. Группа стремилась определить, как незаконно вывозимые алмазы из Сьерра-Леоне попадают в сферу законной торговли. Один способ расследования заключался в сопоставлении статистических данных по экспорту алмазов соседних добывающих стран с их известными возможностями по добыче в целях выяснения, значительно ли экспорт превосходит возможности добычи. Другой способ заключался в анализе статистических данных по импорту крупными торговыми центрами для выявления расхождений. Одно такое расхождение касалось 33,6 млн. карат алмазов якобы либерийского происхождения, которые были импортированы в Бельгию за пятилетний период 1995 1999 годов. Этот объем значительно превосходит возможности добычи Либерии и превышает официальные данные либерийского экспорта настолько, что расследование было однозначно оправданным (см. также пункты 122 130 ниже).
113. Вместе с тем основная проблема в отслеживании перемещения необработанных алмазов заключается в наличии расхождений в том, как правительства стран расположения крупных торговых центров ведут учет импорта и экспорта алмазов. Прежде всего проблема заключается в общедоступности статистических данных. Бельгийские власти заявили Группе о своей озабоченности в связи с тем, что в прошлом Бельгия подвергалась несправедливой критике из за того, что она столь широко публиковала свои статистические данные. Она указала Группе на то, что другие страны избегают критики за импорт необработанных алмазов из «проблемных» стран — будь то страны происхождения или страны вывоза — только потому, что они совсем не публикуют соответствующих статистических данных.
114. Группа проделала большую работу для получения статистических данных об импорте необработанных алмазов по всем крупным торговым центрам за период с 1987 по 1999 год. Усилия Группы в основном увенчались успехом, если не считать данные по Гамбии, Кот д'Ивуару и ОАЕ. Нами было установлено следующее:
импортирует значительное количество необработанных алмазов — 183 млн. карат в 1999 году на сумму 7,185 млрд. долл. США по средней цене 39 долл. США за карат.
объем импорта необработанных алмазов возрастает — увеличение с 52,1 млн. карат в 1990 1991 годах до 187,2 млн. карат в 1998 1999 годах при сокращении до 178,4 млн. карат в 1999 2000 годах при средней цене 28 долл. США за карат. В среднем за прошедшие пять лет 80 процентов алмазов было импортировано из Бельгии, 15 процентов — из Соединенного Королевства. Незначительный их объем импортируется из ОАЕ и фактически ничего из Африки.
традиционно импортирует небольшое количество необработанных алмазов — в среднем менее 12 млн. карат ежегодно за период с 1997 по 1999 год. Незначительная доля из них поступает из «проблемных» стран — около 4000 карат в год. В среднем 89 процентов всех необработанных алмазов, которые были ввезены в Израиль за период с 1997 по 1999 год, были импортированы из трех стран: Бельгии, Соединенного Королевства и Швейцарии. Положение меняется, поскольку одна израильская компания «ИДИ Дайамондз» договорилась о передаче алмазов напрямую с правительством Демократической Республики Конго. За период с января по октябрь 2000 года импорт Израилем необработанных алмазов из Бельгии, Соединенного Королевства и Швейцарии сократился до 77 процентов от общего объема. Импорт необработанных алмазов из Анголы составил 10 процентов от общего объема по весу и 3,6 процента по стоимости.
импортирует весьма незначительное количество необработанных алмазов — приблизительно 70 000 карат в 1999 году на сумму 2,2 млн. долл. США. Импорт осуществляется из ряда стран региона, причем весьма незначительный объем приходится на Западную Африку. Около половины общего объема импорта алмазов поступает из Замбии, страны с весьма незначительным объемом собственного производства алмазов.
импортирует весьма незначительное количество необработанных алмазов. Общая стоимость в 1999 году составила лишь 1,5 млн. швейцарских франков; бльшая часть этих алмазов была ввезена из Великобритании. Ни один необработанный алмаз не был вывезен из «проблемных» стран. Вместе с тем в Соединенном Королевстве импорт 41 процента необработанных алмазов на сумму 44,8 млн. фунтов стерлингов в 1999 году был учтен как импорт из Швейцарии. Это расхождение объясняется неучтенным притоком большого количества необработанных алмазов через швейцарскую Freiläger (см. пункты 116–119 ниже).
данные не представлены. Бельгия зарегистрировала импорт из ОАЭ в объеме 5 млн. карат в 1999 году, что лишь на 500 карат больше, чем в 1996 году. Средняя цена алмазов в 1999 году составила 2,94 долл. за карат.
импортирует большое количество необработанных алмазов, при этом почти половину из Южной Африки и 40 процентов из Швейцарии. Импорт из «проблемных стран» весьма незначителен — 2,387 карат в 1999 году.
импортируют небольшое количество необработанных алмазов — приблизительно 8,7 млн. карат в 1999 году. Основная часть поступает из Российской Федерации, Швейцарии и Соединенного Королевства. Объем вывоза из «проблемных стран» весьма незначителен, хотя импорт из Сьерра-Леоне в общей сложности составил около 5000 карат в 1999 году, примерно 54 процента от объема всего официального экспорта этой страны.
115. Хотя Группа получила подробные статистические данные об импорте из каждого крупного торгового центра, существует ряд ключевых различий, которые крайне осложняют отслеживание движения необработанных алмазов. Первое связано с проведением различий между «страной происхождения» и «страной вывоза». Под «страной вывоза» понимается последняя страна, из которой были импортированы алмазы; под «страной происхождения» понимается страна, в которой они были добыты. Статистические данные о стране вывоза важны при расчете национальной торговой статистики, и до последнего времени мало серьезного внимания уделялось где-либо вопросу о том, где фактически добываются алмазы.
116. Это обусловливает значительные расхождения. Например, в 1999 году Великобритания импортировала необработанные, неотсортированные алмазы (код 71021000) на общую сумму 107 млн. фунтов стерлингов (что представляет собой сокращение с 347 млн. фунтов стерлингов в 1998 году). Из этой суммы для 41 процента, или 44,2 млн. фунтов стерлингов, в качестве «страны происхождения» была указана Швейцария. Швейцария, не являющаяся страной добычи алмазов, может быть только страной вывоза, импортирующей алмазы из других стран. Вместе с тем в Швейцарии не зарегистрировано практически никакого импорта необработанных, неотсортированных алмазов. Общая стоимость таких алмазов в 1999 году составила лишь 1,5 млн. швейцарских франков, что представляет собой увеличение с 295 000 швейцарских франков в 1998 году.
117. Разница объясняется тем фактом, что в прошлом Швейцария не вела учет статистических данных об алмазах, поступающих через ее зоны свободной торговли или Freiläger, в аэропортах в Цюрихе и Женеве. Объем такого ввоза столь велик, что он привел бы к перекосам в статистических данных о национальной торговле, и поскольку не происходит добавления стоимости этих алмазов по мере их прохождения через аэропорты Швейцарии, до последнего времени не возникало необходимости в ведении такого статистического учета. Эти алмазы, направляемые в Соединенное Королевство, таким образом становятся «швейцарскими» просто в силу их прохождения через Freilager. Таким образом, информация о стране происхождения, которая могла быть зарегистрирована в Швейцарии и передана таможенным властям Великобритании, утрачивается.
118. Следует отметить, что упаковки с необработанными алмазами, проходящие через Freilager, могут быть открыты, эти алмазы могут быть смешаны с другими алмазами и вновь упакованы для направления в различные места назначения и экспортированы как смешанные алмазы. Компании частного сектора, функционирующие в Freilager, имеют там предприятия исключительно для этой цели, в том числе защищенные зоны с весами для взвешивания алмазов и оборудование для их сортировки. В результате этой сортировки и переоформления счетов-фактур происхождение алмазов становится еще более неясным.
119. Происхождение становится еще более неясным после того, как алмазы отсортированы и/или частично обработаны в Соединенном Королевстве. По этой статье (код 71023100) Соединенное Королевство стало страной происхождения для 96,7 процента всех импортированных в 1999 году из Швейцарии алмазов. Превращаясь в «швейцарские» на пути в Соединенное Королевство, значительная доля этих алмазов затем становится «британскими» по пути обратно в Швейцарию. Поскольку 96,4 процента объема экспорта алмазов из Швейцарии в 1999 году приходилось на Израиль, бóльшая часть тех же алмазов в результате стала опять «швейцарской», согласно статистическим данным по импорту Израиля.
120. Индия отмечает тот факт, что она не торгует алмазами из зон конфликтов, поскольку 80 процентов необработанных алмазов импортируются ею из Бельгии, и фактически никакие алмазы не поступают прямо из Африки. Вместе с тем, как и в случае с Соединенным Королевством и Соединенными Штатами, ключевым является слово «прямо». Отсутствие тщательного контроля вдоль всей цепи поставки и остановки на этом пути позволяют большинству стран-импортеров говорить, что они ничего не импортируют из Африки, будь то районы конфликтов или другие районы.
121. Эти примеры объясняют, почему столь трудно определить, где фактически добываются алмазы, все еще находящиеся в необработанном состоянии и передаваемые из одного торгового центра или центра обработки в другой. Вместе с тем это не объясняет, почему огромное количество алмазов, поступающих в Бельгию, что отмечается в пункте 112 выше, регистрируется как «либерийские». Это на первый взгляд можно объяснить тем, что Либерия является страной вывоза, поскольку очевидно, что эти алмазы не могут быть добыты в Либерии. Согласно этому объяснению, они провозятся транзитом через Либерию и становятся «либерийскими», так же, как другие алмазы, провозимые транзитом через Швейцарию, Бельгию или Соединенное Королевство, становятся в результате этого «швейцарскими», «бельгийскими» или «британскими».
123. В 1999 году официальный экспорт Либерии увеличился незначительно до 8500 карат при средней цене 105 долл. США за карат. «Либерийский» импорт в Бельгию сократился до 1,75 млн. карат, однако объявленная стоимость увеличилась до 247 млн. долл. США, или 140 долл. США за карат. Импорт компанией A сократился до 75 000 карат при стоимости 57 млн. долл. США. Однако это означало значительное повышение цены за карат до 760 долл. США.
124. К середине августа 2000 года «либерийский» импорт в Бельгию составил 340 000 карат на сумму 50 млн. долл. США, или 147 долл. США за карат. Данные по компании A, которая заявила Группе в конце октября, что она ничего не импортировала из Либерии на протяжении шести месяцев, свидетельствовали об импорте лишь 6696 карат алмазов. Однако их стоимость составила 12,88 млн. долл. США, что означает удивительно высокую цену в 1923 долл. США за карат.
125. В последнее время Бельгия изменила требования в отношении данных, указываемых в лицензиях на импорт, которые должны указываться для каждой партии. Теперь она требует указывать для каждой импортируемой партии страну вывоза, а также страну происхождения. Вместе с тем в результате анализа отдельных лицензий на импорт, выданных компании A, выяснилось, что Либерия была указана в качестве страны вывоза и страны происхождения для импортированных алмазов, значительно превосходящих по качеству или количеству имеющиеся в Либерии. К бельгийским лицензиям на импорт прилагались счета-фактуры от «либерийских» кампаний, ни одна из которых не входила в список получателей лицензий, предоставляемых правительством Либерии.
126. Физическая проверка адресов в Монровии, указанных большинством этих компаний, показала, что нет ни таких компаний, ни таких адресов. Вместе с тем курьерским компаниям в Монровии в прошлом поручалось переправлять корреспонденцию на эти адреса в Международную трастовую компанию (МТК), которая с января 2000 года стала называться «Международный банк Либерии, лтд.». С тех пор корреспонденция, адресованная рассматриваемым компаниям, препровождалась во вновь созданный Либерийский международный судовой и корпоративный регистр (ЛМСКР), который в настоящее время ведает вопросами Либерийского судового регистра. Это означает, что, если рассматриваемые компании не являются фиктивными, они физически не представлены в Либерии, и ни один из рассматриваемых алмазов не добывался в Либерии и не провозился через нее. Вместе с тем это также означает, что существует тесная связь Либерии с этими мошенническими операциями с алмазами.
127. В ходе бесед о передаче алмазов через Либерию часто всплывало имя вышедшего в отставку генерала армии США Роберта А. Еркса. Он был связан с МТК и в настоящее время является одним из старших сотрудников ЛМСКР.
128. К числу компаний и лиц в Бельгии, которые импортировали «либерийские» алмазы в 1999 и/или 2000 годах, относятся следующие (однако, возможно, не только они): «Абадиам», «Афростарз дайамондз», «Анкур дайамондз», «Арсланян», «Цукрович», «Дайам 2000», «Дайамбел», «Дайминко», «Финк дайам», «Хардуил дайамондз», «И.Д.Х. Дайамондз», «Корн энд партнерз», «Кришна дайамон», «Льюи-Фридрих», «Марьян дайамондз», «Омега дайамондз», «Орион», «Самир джемс», «Сана дайам», «Шайнидайам», «Шэллоп дайамондз», «Шур», «Сиддхи джемс», «Сима дайамонд», «Сорадайам», «Стараф», «Саншайн джемс», «Сигма дайамондз», «Симфони джемс», «Виджайдаймон», «Витрааг» и «Видавски».
129. К числу компаний, которые предположительно экспортируют алмазы из Либерии и которые не входят в правительственный перечень получателей лицензий и не имеют физического присутствия в Либерии, относятся «Алькорта трэйдинг», «Барнет трэйдинг ко.», «Дайамонд трэйдинг ассошиэйтс», «Фэрлиб энтерпрайзис инк.», «Камаль Дауд С.А.», «Нибелго компани» и «Пьер энтерпрайзис С.А.». Несомненно, таких компаний больше. Компании, которые физически представлены в Либерии, также представляют счета-фактуры бельгийским импортерам, хотя алмазы, указанные в счетах этих компаний, необязательно поступают из зон конфликтов. Без дальнейшего расследования трудно сказать, экспортируют ли они подлинные либерийские алмазы или контрабандные алмазы из Сьерра-Леоне. В любом случае они участвуют в незаконных сделках, поскольку они не имеют либерийских лицензий на экспорт и поскольку их экспорт весьма превосходит объем официального экспорта Либерии.
130. В последние месяцы многое было сделано в связи с необходимостью проведения более четкого различия между «страной происхождения» и «страной вывоза». Рассматриваемое количество алмазов в связи с Либерией наряду с собственными данными Либерии и ограниченностью ее возможностей выступать в качестве торгового центра свидетельствуют о том, что для значительной доли алмазов, поступающих в Бельгию в качестве либерийских, Либерия не является ни страной происхождения, ни страной вывоза. В большинстве случаев это незаконно вывозимые из других стран алмазы, торговцы которыми пользуются участием самой Либерии в незаконной торговле алмазами, ее неспособностью или нежеланием следить за использованием ее имени на международном уровне и ненадлежащим использованием ее судового регистра. Большие масштабы незаконной торговли обеспечивают для Либерии удобное прикрытие для экспорта алмазов из зон конфликтов в Сьерра-Леоне.
Гамбия
131. Хотя алмазы в Гамбии не добываются, в последние годы она вошла в число экспортирующих их стран. В 1998 году объем учтенного импорта алмазов из Гамбии в Бельгию составил 449 000 каратов стоимостью 78,3 млн. долл. США, что в среднем соответствует 174 долл. США за карат. Годом позже объем импорта сократился до 206 000 каратов при средней стоимости 234 долл. США за карат. В период по середину августа 2000 года произошло еще более значительное сокращение объема импорта, который составил 82 000 каратов стоимостью 17,6 млн. долл. США (214 долл. США за карат).
132. Все бельгийские импортеры «гамбийских» необработанных алмазов также импортируют алмазы из одной или нескольких стран добычи в регионе (Сьерра-Леоне, Гвинея и/или Либерия). «Компания B» объясняет свой импорт «гамбийских» алмазов на сумму 50 млн. долл. США в период с 1 января 1998 года по середину августа 2000 года тем, что в районах вдоль побережья действует большое число коммивояжеров («маракас»), предлагающих алмазы,
Гамбия превратилась в «мини-Антверпен», и компании с признанной репутацией занимаются лишь покупкой того, что имеется на открытом рынке. Вместе с тем под давлением «компания B» подтвердила, что эти алмазы поступили в Гамбию по одной из двух следующих причин: либо для уклонения от уплаты налогов в странах, где они были добыты, либо, будучи алмазами из районов конфликтов, для целей сокрытия. Осведомленные алмазные дилеры отмечают, что 90 процентов «гамбийских» алмазов поступает из Сьерра-Леоне.
133. Поскольку Гамбия не ответила на неоднократные просьбы Группы представить информацию об импорте и экспорте алмазов, Группе неизвестно, каким образом экспорт из Гамбии соотносится с ее официальным импортом.
135. Вместе с тем, согласно данным бельгийской статистики торговли, объем учтенного импорта в тот же период составлял в среднем 687 000 каратов в год при средней стоимости 167 долл. США за карат (см. таблицу 1). Иными словами, данные говорят о том, что объем импорта Бельгии почти в два раза превышает объем экспорта из Гвинеи, а стоимость за карат почти на 75 процентов превышает стоимость алмазов, вывозимых из Гвинеи.
|
|
Экспорт из Гвинеи |
|
Импорт в Бельгию из Гвинеи |
|
Импорт в Соединенные Штаты из Гвинеи |
|
Импорт в Соединенное Королевство из Гвинеи | ||||
Год |
В тыс. каратов |
В тыс. долл. США |
В тыс. каратов |
В тыс. долл. США |
В тыс. каратов |
В тыс. долл. США |
В тыс. каратов |
В тыс. долл. США | ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
1993 |
374 |
29 582 |
1 030 |
178 020 |
3 |
4 400 |
– |
– | ||||
1994 |
381 |
28 412 |
876 |
165 770 |
1 |
1 600 |
– |
– | ||||
1995 |
452 |
34 719 |
780 |
26 210 |
2 |
3 400 |
– |
– | ||||
1996 |
364 |
35 471 |
440 |
83 670 |
1 |
2 700 |
– |
– | ||||
1997 |
380 |
46 930 |
533 |
108 120 |
3 |
10 000 |
– |
– | ||||
1998 |
355 |
40 657 |
596 |
116 100 |
17 |
11 000 |
– |
– | ||||
1999 |
357 |
40 207 |
554 |
127 120 |
10 |
16 400 |
84 |
5 098 | ||||
Итого |
2 663 |
255 978 |
4 809 |
805 010 |
37 |
49 500 |
84 |
5 098 |
Данный доклад распространяется для свдения членов Совета Безопасности. Сейчас начинается рассмотрение этого доклада в Комитете по санкциям, учрежденном резолюцией 1132 (1997)
10 10 2014
7 стр.
«Ұлт тағдыры», политолог, заместитель председателя общественного совета
25 12 2014
1 стр.
За прошедшие сутки на территории Пермского края чрезвычайные ситуации не зарегистрированы
14 12 2014
1 стр.
Городской округ город Агидель Республики Башкортостан в лице Председателя Совета Рамила Ангамовича Игдисламова
14 12 2014
12 стр.
«главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности» (п. 1 ст. 24 Устава), а потому ему приданы далеко идущие полномочия. Природа этих полномочий и вытекающи
09 09 2014
1 стр.
И. О. Председателя Совета Дерягин Анатолий Иванович: 374-41-73, 349-30-06, 378-36-46, 378-38-68
11 10 2014
1 стр.
Эдуарда Шеварднадзе уйти добровольно в отставку. Позавчера он в качестве председателя Совета безопасности, не имеющего серьезного значения, появился уже в Аджарии, организовав там
15 12 2014
1 стр.
Заголовок = Каддафи добивается пересмотра механизмов применения резолюций Совета Безопасности ООН по Ливии
16 12 2014
1 стр.