Тема урока «Значение нервной системы. Строение нервной системы. Спинной мозг»
Цели урока:
образовательная: узнать строение нервной системы, определить функции ее в целом, способствовать пониманию знаний о строении и функциях спинного мозга, разобрать рефлекторный механизм, рассмотреть связь спинного и головного мозга;
развивающая: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения, раскрывать причинно-следственные связи;
воспитательная: стимулировать развитие познавательного интереса, продолжить работу по развитию интеллектуальных умений.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, учебник.
План урока.
Актуализация знаний.
Изучение нового материала.
Закрепление.
Домашнее задание.
Ход урока
В своих рабочих тетрадях ученики записывают число и тему урока.
Изучение нового материала.
Функции нервной системы.
- Нервная система обеспечивает гомеостаз.
Гомеостаз – это относительное постоянство внутренней среды организма: кислотно-щелочное равновесие, количество минеральных солей, кислорода и углекислого газа, продуктов распада и питательных веществ; в крови – величина артериального давления и температура тела.
- Нервная система обеспечивает согласованную работу всех органов:
А) определяет порядок сокращения мышечных групп;
Б) определяет интенсивность дыхания и сердечной деятельности;
В) осуществляет контроль и коррекцию результатов действия.
- НС обеспечивает выживание организма как целого:
с помощью органов чувств нервная система получает информацию о внешней среде, обрабатывает, накапливает ее, а затем использует ее для удовлетворения возникающих потребностей организма.
Зарисовать в тетради схему:
Нервная система человека делится на несколько отделов. На прошлом уроке вы уже познакомились с ее строением. Повторите, на какие отделы делится нервная система.
Периферическая система в свою очередь имеет соматический и вегетативный отделы. Соматический отдел отвечает за произвольное сокращение скелетных мышц. Вегетативный отдел регулирует работу внутренних органов, желез и гладкой мускулатуры. Эта регуляция осуществляется помимо нашей воли, то есть непроизвольно.
Находится в спинномозговом канале от верхнего края I шейного позвонка до верхнего края II второго поясничного позвонка. Длина СМ у взрослого человека колеблется от 40 до 45 см, ширина – от 1,0 до 1,5 см, а масса равна в среднем 35 грамм.
Окружен тремя оболочками (твердой, паутинной и мягкой) и спинномозговой жидкостью.
Состоит из серого и белого вещества.
Серое вещество состоит из тел нервных клеток с их отростками (дендритами), не имеющими миелиновой оболочки.
Белое вещество - сложная система миелиновых и безмиелиновых нервных волокон, опорной ткани – нейроглии, кровеносных сосудов и соединительной ткани
В центре спинного мозга проходит центральный спинномозговой канал.
От спинного мозга отходит 31 пара нервов.
СМ обеспечивает связь головного мозга с периферией и осуществляет рефлекторную и проводящую функции. СМ и ГМ генетически, морфологически и функционально связаны между собой и без резкой границы переходят друг в друга.
Коленный рефлекс, положение восходящих и нисходящих нервных путей.
Нервные импульсы по восходящим путям идут в головной мозг из серого вещества спинного мозга, а нервные волокна идущие вниз, образуют нисходящие проводящие пути. С помощью нисходящих путей нейроны головного мозга контролируют работу спинного мозга.
Функции спинного мозга:
1) рефлекторная – передает сигналы, идущие в головной мозг и из головного мозга (коленный рефлекс)
2) проводящая - служит рефлекторным центром.
Вы, наверное, знаете, что если по согнутой коленке в определённом месте легонько ударить молоточком, то нога дёрнется, попытавшись распрямиться. Это рефлекторное движение (безусловный рефлекс) возникает следующим образом. Механическое воздействие молоточка вызывает растяжение мышечных веретён, в которых расположены нервные окончания. Возникающие в них импульсы передаются по сенсорному нейрону в спинной мозг. В синапсе этот импульс передаётся в двигательный нейрон (мотонейрон) и по эфферентным нервам – к мышце, вызывая её сокращение и разгибание ноги.
Крупным планом показан механизм синаптической передачи. Из пресинаптического нервного окончания выделяется медиатор – ацетилхолин, который соединяется с рецептором на постсинаптическом нейроне. В результате открываются натриевые каналы, ионы натрия входят в клетку, изменяется её мембранный потенциал. Возбуждение передаётся дальше по нерву и вызывает сокращение мышцы.
Продемонстрированный рефлекс является примером простого моносинаптического рефлекса, который реализуется только одним синапсом, то есть сенсорный нейрон непосредственно контактирует с телом двигательного нейрона. Такие рефлексы обычны у всех позвоночных, они участвуют в регуляции мышечного тонуса, позы.
Закрепление.
1)Где располагается спинной мозг?
2)Как он защищен от толчков и сотрясений?
3)каково строение спинного мозга?
4)Чем образовано серое вещество?
5)Чем образовано белое вещество?
6)Какие нервные пути различают?
7)Какие функции выполняет спинной мозг?
Домашнее задание § 43-44