Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Знакомство школьников на уроках музыки с элементами искусствотерапии
Каждый из видов искусства способен излечивать те или иные недуги в силу заложенного в нём целительного начала. Произведения искусства - живописи, музыки, скульптуры, поэзии, театра - дают ощутимый лечебный эффект при их использовании в искусствотерапии («ассоциативная терапия произведениями искусства»). Наиболее часто в лечебных целях используется музыка. Музыка – это гипнотический океан, сокровища неисчерпаемые. Древнейшее, сильнейшее и тончайшее из лекарств и для души, и для тела».[3]

Главная цель звукотерапии, составной частью которой является музыкотерапия, - добиться гармонии человека с окружающей средой, создать комфортное состояние, обеспечить хорошее самочувствие, здоровье, долголетие. Целители часто используют лечебные заговоры – особые слова или фразы. А вот даосские мудрецы в Древнем Китае много веков назад открыли, что любой человек может улучшить своё здоровье с помощью особых звуков, общаясь, таким образом, со своими внутренними органами. Они считали, что звуки, произносимые человеком, это не просто звуки, а вибрация, наполненная энергией мысли. Значит, соединяя силу мысли с мощью звука, можно добиться огромных результатов, изгоняя из внутренних органов болезни и восстанавливая здоровье.[2]

Музыка, являясь средством успокоения и лечения, может помочь предотвратить переутомление в процессе занятий: задать определённый ритм перед началом работы, настроить на глубокий отдых во время перерыва. В.М.Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённые темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.[7]

Лечебные свойства музыки могут быть использованы во время любого школьного урока для релаксации, для лучшего усвоения того или иного материала, в фоновом режиме на контрольных работах. Исследователи подтверждают благотворное влияние слушания классической музыки не только на умственные способности человека, но и на развитие его мозга в целом («Музыка – прародина мозга»). Кроме того, педагоги могут и должны задействовать соответствующую музыку для проведения физкультминуток, динамических пауз и т.д.

При составлении школьного расписания учитывается сложность каждого предмета, преобладание динамического или статистического компонента. Наименее сложными считаются уроки музыки, изобразительного искусства, технологии, физкультуры, как более эмоциональные и дающие возможность переключиться с умственной деятельности на физическую. Однако не только разгрузочную функцию должны выполнять уроки музыки в образовательной системе.

Программа школьного предмета «Музыка» достаточно вариативна для того, чтобы, не выходя за рамки привычных, устоявшихся принципов, пересмотреть её с позиций современных требований сохранения и укрепления здоровья школьников. «В каждый миг мы живём в некоем темпоритме, в какой-то внутренней скорости. У каждого своя система отсчёта, но для статистического большинства диапазон все же, примерно одинаков. Понятная для всех шкала музыкальных темпов: аллегро, анданте – это и есть обобщённые выразители наших внутренних, психических темпов, да и телесных тоже. Для одного проблема – ускориться, для другого - замедлиться» (В.Леви). Чувство ритма связано с общей уравновешенностью в нервной системе процессов торможения и возбуждения. В настоящее время у населения, особенно в больших городах, постоянно растут и накапливаются эмоциональные нагрузки. Социально-биологические аритмии наблюдаются не только у взрослых, но и у детей, их тоже коснулись сокращения периодов отдыха в течение дня и ночью, ускоренный темп жизни. В связи с этим использование методик искусствотерапии на школьных уроках музыки становится реальной необходимостью. Врачи и психологи рекомендуют в минуты эмоционального напряжения играть на музыкальных инструментах, слушать музыку, песни или петь самим. Именно через воздействие музыки, песни в нервной системе человека происходит переключение с депрессивного на мажорно-перспективное состояние [5].

С приходом ребёнка в первый класс начинается новый этап в его жизни, меняется режим, появляются обязанности, увеличиваются нагрузки. Не каждый первоклассник легко и безболезненно адаптируется к школьной жизни. Кто-то излишне зажат, заторможен, испытывает неуверенность, страх. Другой ученик, наоборот, непоседлив, разболтан, не умеет сконцентрироваться, быть внимательным. В этой ситуации уроки музыки должны быть максимально приближены к музыкальным занятиям в детском саду, насыщены различными видами деятельности, танцевальными движениями, музыкальными играми, загадками, игрой на детских музыкальных инструментах. Всё это накоплено в опыте дошкольного музыкального воспитания. Такие занятия соответствуют возрастным особенностям первоклашек и помогают сохранить их физическое здоровье, психологическую стабильность.

Можно использовать соответствующие музыкальные произведения для коррекции тех или иных психологических состояний, с учётом эмоционально-поведенческих расстройств учащихся разных классов. Чтобы помочь детям выйти из того или иного эмоционального состояния, необходимо сначала дать послушать им музыкальные произведения, близкие их настроению, затем постепенно сменить характер музыки, чтобы подвести к желаемому результату. Помогают расслабиться следующие музыкальные фрагменты: П.И.Чайковский «Баркарола», К.В. Глюк «Мелодия», К.Сен-Санс «Лебедь», Д.Д.Шостакович «Романс» из кинофильма «Овод», Дж. Леннон «Вчера». Тонизируют: Г.Перселл «Аделита», Ж.Бизе «Марш тореадора», М.Таривердиев «Мгновение»; помогают при снижении внимания: Р.Шуман «Грёзы», К.Дебюсси «Лунный свет», Ф.Шопен. Прелюдия № 17. [1]

Использование на занятиях танцевальных движений повышает психо-эмоциональный тонус учащихся, тренирует и мышечную, и сердечно-сосудистую системы. Древние медики утверждали: танец – спутник здоровья. Уже тогда танцы использовались не только для лечения, но и для предупреждения болезней.



Программное содержание занятий 2-3 классов с опорой на основные три жанра музыки – марш, танец, песню (маршевость, танцевальность, песенность) – даёт большой простор для применения на уроках ходьбы, хороводов, элементов народных плясок, танцевальных, игровых движений, сопровождающих исполнение песен.

Эмоциональное состояние тесно связано с качеством мышления: счастье способствует выполнению познавательной задачи, несчастье – тормозит её выполнение, хорошее настроение улучшает запоминание. Все отрицательные эмоции «съёживают» фигуру человека, а все положительные её «развёртывают». «Расцвёл, как цветок», - говорят про счастливого человека. Для психического здоровья важна сбалансированность эмоций. Бедность мимики, слабость и недефференцированность эмоций наблюдается обычно у детей с задержкой в развитии.[7]

В качестве одного из весьма продуктивных методов изучения программного материала выступает, как известно, метод «забегания» вперёд и «возвращения» обратно, дающий возможность повторного слушания и исполнения одних и тех же сочинений, наиболее значительных и ценных в художественном отношении. Это важно не только для их запоминания, но и для более эмоционального восприятия и более глубокого понимания[4].

По наблюдениям учёных наиболее сильное физиологическое, лечебное воздействие на организм производят именно хорошо известные классические и народные мелодии. Народные мелодии содержатся в списках рекомендуемого программой музыкального материала на протяжении всех лет обучения. Особенно подробно изучается отечественное музыкальное искусство (как народное, так и профессиональное) в первом полугодии 4 класса, при прохождении темы «Музыка моего народа». Включение большого количества народных мелодий для углублённого знакомства с ними делает возможным применение их для различных видов музыкальной деятельности детей.

В программе по музыке указано: «Определить несколькими словами характер русской народной музыки невозможно, так как она очень богата и разнообразна, выражает самые разные настроения, чувства, мысли и характеры людей. Поэтому она бывает очень разной: медленной, задумчивой, серьёзной, лирической, печальной и, наоборот, быстрой, весёлой, шуточной (например, весёлые частушки). Есть музыка о Родине, о труде человека, о борьбе человека за свободу, жизнь; есть музыка праздничная, торжественная, танцевальная (плясовая) и маршевая; есть музыка, воспевающая красоту природы, дружбу, любовь; есть музыка, написанная специально для детей (считалки, прибаутки, попевки, песни-игры, песни-пляски).»[4]

Такое многообразие чувств, а также понятность и доступность песенной и инструментальной народной музыки делает её наряду с известнейшими шедеврами классической музыки мощным средством лечебного воздействия на школьников. Научные исследования показали, что построение большинства музыкальных произведений великих мастеров (и талантливых создателей народных мелодий) подчинено строгой математической логике, которая, конечно же, не осознавалась гениями в момент творения. Воспринимая музыкальное произведение, слушатель всегда создаёт в своём воображении параллельно разворачивающуюся музыкальную структуру, в основе которой лежат механизмы опережающего отражения, когда каждый новый стимул не только ожидается, но и активно запрашивается извне. По мнению В.С.Лобзина и М.М.Решетникова, совпадение ожидаемого с реальным развитием музыкальной фразы и создаёт то прекрасное чувство удовлетворения, характеризуемое как эстетическое восприятие[1].

Огромное эмоциональное воздействие оказывает на учащихся восприятие музыки русской православной церкви, изучаемой также в 4 классе. Известно, что оздоровительным эффектом обладает колокольный звон, особенно «малиновый». Он способен быстро вывести организм из депрессивного состояния.

Говоря на уроках музыки о традициях православных праздников, рассматривается также значение соблюдения постов для душевного и физического здоровья человека.

В средних и старших классах помимо использования на занятиях целительной силы прослушиваемых произведений, грамотного, вдумчивого их отбора, необходимо знакомить учащихся с лечебным воздействием, оздоровительным эффектом многих известных народных и классических произведений.

Программа музыкальных занятий в 5 классе направлена на установление внутренних связей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством. Отдельные наблюдения обобщаются и связи трёх искусств, изучаемых в школе с первого класса, рассматриваются более обстоятельно и углублённо. Рассматривая вопросы, касающиеся этих основных видов искусств, педагог имеет возможность говорить с учениками и о целительной силе музыки, литературы, живописи, театра, их лечебном воздействии на человека.

Рассматривая репродукцию картины М.Грекова «Трубачи Первой Конной», ученики по просьбе учителя пытаются услышать её «звучание», определить, какую по характеру музыку играют трубачи. После беседы ребятам предлагается послушать несколько маршей, один из них «Марш Будённого» Дм. Покрасса в исполнении духового оркестра. Далее педагог может упомянуть о том, что занятия игрой на духовых инструментах помогают избавиться от ряда болезней, в том числе, от астмы. Ещё более уместным на данном уроке будет рассказ о том, что композиторы ориентируются при создании музыки на ритмы сердца. Например, походные марши пишутся обычно в ритме чуть медленнее спокойной работы человеческого сердца. Такая музыка облегчает долгий путь, снижает усталость. А вот темп парадных маршей усиливают до 72 шагов в минуту. Это несколько превышает обычный сердечный ритм, потому-то такие марши поднимают настроение (и ускоряют пульс), бодрят, заряжают человека энергией.[6]



В 6 классе рассматриваются темы: «Преобразующая сила музыки», «В чём сила музыки». Жизнь – источник музыки. В этом дети убедились на протяжении ряда лет, изучая музыкальное искусство. Теперь проблема связи музыки с жизнью рассматривается с новых позиций. Если жизнь рождает музыку, то, в свою очередь, музыка воздействует на жизнь. В этом её огромная преобразующая сила. В чём же заключается способность музыки оказывать это влияние? Сила воздействия музыки (как и любого другого искусства) определяется двумя её важнейшими качествами: красотой и правдой.

Продолжение эти темы получают на уроках музыки в 7 классе, при изучении тем: «Музыкальный образ», «Музыкальная драматургия». Если музыка – сама жизнь, то она, естественно, подвластна законам жизни, по этим законам она существует, развивается и воздействует на людей. Раскрывая вопросы всеобщей понятности музыкального языка, говорится о том, что в процессе его многовекового развития сформировалось множество самых различных мелодических, ритмических, тембровых и прочих интонаций, приёмов построения фраз, отдельных частей и даже целых произведений, в которых широкий жизненный опыт закрепил определённое смысловое и эмоциональное содержание.

З.Фрейд доказывал, что когда человек в окружающей его жизни не находит возможности удовлетворения своих потребностей, он пытается это сделать в своих фантазиях. При слушании музыки происходит снятие личностного напряжения, вызванного жизнью, и человеку становится легче.

Благодаря компенсаторной функции искусства человек, тонко его воспринимающий, может проживать тысячи других жизней, быть участником великих событий прошлых эпох, переживать не только свои чувства, но и чувства тех людей, которых описывали в своих романах великие писатели, изображали с помощью звуков композиторы, с помощью изобразительных средств – великие художники.

Функции компенсации противостоит катарсическое свойство искусства. Древнегреческие философы подразумевали под понятием «катарсис» психологическое очищение, которое испытывает человек после общения с искусством, главным образом, трагедией и музыкой. Аристотель объясняет воздействие музыки на примере религиозных песнопений, которые «действуют возбуждающим образом на душу и приносят как бы исцеление и очищение людям». Л.С.Выготский в своей работе «Психология искусства» говорит, что переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность - положительные эмоции.[1]

Самый необыкновенный эффект получается от прослушивания музыкальных произведений Моцарта. Есть даже термин «эффект Моцарта». «Солнечную» музыку Моцарта, наверное, особенно полезно слушать зимой, когда недостаток солнечного света вызывает уменьшение серотонина – вещества, вырабатываемого мозгом, что приводит к депрессии. Она с успехом может в данном случае заменить фототерапию, особенно если подключить ещё воздействие от восприятия полотен художников и поэзии[5].



«Современность в музыке», «Музыка серьёзная и музыка лёгкая» - Эти темы, освещаемые в 8 классе, определены тем, что интерес подростков к развлекательной музыке естественен, закономерен и определяется многими психологическими и иными особенностями возраста. Лёгкая, развлекательная музыка нужна нам и для танцев, и для отдыха, и для прогулок. Она нужна нам также, как нужна улыбка, шутка, забавный рассказ. Но, во-первых, не надо забывать, что самое лучшее лёгкое музыкальное развлечение никогда не сможет дать человеку того богатства, которое несут в себе лучшие, высшие образцы большого, великого, так называемого серьёзного искусства. А во-вторых, надо научиться отличать хорошую лёгкую, развлекательную музыку от музыки дурной, вульгарной, безвкусной.

Для молодёжной среды это особенно важно, так как популярная музыка играет не только положительную, но и отрицательную роль. Наряду с лучшими образцами лёгкой музыки нередко звучит немало музыки низкопробной, рассчитанной на невзыскательных слушателей с ещё недостаточно развитыми нравственными критериями и эстетическими вкусами[4]. Для развития личности человека необходимо восприятие музыки обоих жанров. Среди подростков огромен интерес к рок-музыке. Программа по музыке рекомендует познакомить учеников с рок - операми Э.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда», А.Рыбникова «Юнона и Авось».

Положительная оценка рок – музыки и существенное её предпочтение в структуре музыкальных интересов может говорить о преобладании защитных реакций, связанных с компенсацией положительных эмоций, недополучаемых в контакте с окружающей действительностью. Поэтому, отказ от низкопробного искусства может произойти не только при улучшении музыкального образования, но и при создании условий, которые приводят к высокой самооценке личности и формированию позитивной Я – концепции.[1]

Часто в процессе школьного обучения во главу угла ставится интеллектуальная деятельность учащихся в ущерб игровой и двигательной. Гиподинамия отрицательно действует и на взрослых, для детей же она губительна, противоестественна. Они не в состоянии неподвижно сидеть целыми днями на занятиях. Сокращение двигательной активности детей наносит ущерб их здоровью, происходит обеднение их эмоциональной сферы. Поэтому, на уроке музыки необходимо дать им возможность пошагать, потанцевать, иногда пошуметь, кого-то или что-то изобразить или выразить себя в рисовании под музыку. А иногда, наоборот, нужно опустить голову на парту, закрыть глаза, послушать нежную, ласковую, спокойную мелодию.

Дети любого возраста, начиная с первоклассников, всегда очень внимательно слушают колыбельные песни и песни о маме. Завораживающее действие оказывает на них голос Анны Герман, исполняющей колыбельную песню для своего сына: «Спи, мой воробышек, спи, мой сыночек, спи, мой звоночек родной». Не оставляют равнодушными ребят такие музыкальные произведения, как «Мелодия» К.В.Глюка, «Лебедь» К.Сен-Санса, тем более, если настроиться на восприятие этих мелодий им помогает предварительный рассказ учителя.

В работе с учениками начальной школы в структуру уроков гибко включаются танцевальные движения, музыкально-ритмические упражнения, музыкально-дидактические игры, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика по А. Стрельниковой, упражнения В.Емельянова, театрализация, пантомима, элементы психогимнастики, различные способы рисования под музыку.

Педагогический опыт подтверждает, что игровая полихудожественная деятельность учащихся имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами познавательной деятельности (дети меньше утомляются, активизируется их интеллект, эмоции).

Один из уроков в первом классе «Музыкальные краски осени» можно выстроить как один из прожитых дней ребёнка.

«Утром» мы просыпаемся, потягиваемся, делаем небольшую разминку, состоящую из весёлых танцевальных движений и упражнений дыхательной гимнастики.

Умываемся. Исполняем с игровыми движениями песню Т.Попатенко «Буль, Буль», не забывая при этом хорошо разминать руки и массировать активные точки на лице для профилактики простудных заболеваний.

Буль, Буль, Буль – журчит водица, все ребята любят мыться.



Припев: Вот так, хорошо, хорошо!

Руки с мылом мы помыли, нос и щёки не забыли.



Припев.

Не ленились вымыть уши, после вытерлись посуше.



Припев.

Мы помылись как большие, вот мы чистые какие.



Припев.

Выглядывая в окно, видим все прелести осеннего пейзажа.

Говорим о прекрасном времени года – золотой осени.

Слушаем пьесу П.И.Чайковского «Осенняя песнь».

Отправляемся в школу. Поём песню Г.Струве «Мы теперь ученики».

Далее приступаем к разучиванию песни В.Шаинского



«Чему учат в школе».

Закончился учебный день, мы идём на прогулку в лес.



Музыкально – дидактическая игра «Эхо».

Проводим небольшой песенный конкурс, кто узнает песни, исполненные учителем без слов на фортепиано (выученные ранее песни об осени, об урожае, любимые песенки из мультфильмов).

День заканчивается маминой колыбельной, которую слушаем, закрыв глаза, опустив голову на парту.

Музыкально – театральные занятия очень полезны для общего художественного развития, вполне естественны для ребёнка и полностью отвечают его потребностям и возможностям.

Дети много и активно двигаются на занятиях, танцуют, исполняют вокальные партии сказочных персонажей, сами изготовляют костюмы и декорации к спектаклям.

В занятия включаются упражнения для развития у детей чувства ритма и координации движений, на попеременное напряжение и расслабление различных групп мышц. Упражнения по психогимнастике М.И.Чистяковой способствуют снятию излишнего эмоционального напряжения, зажатости, психологических комплексов.

Пластические и танцевальные упражнения, импровизации, передающие характер и настроение музыки, призваны обеспечить обретение школьниками свободы и выразительности движений. Дети овладевают навыками общения, коллективного творчества при выполнении серии специальных заданий, направленных на развитие навыков сценического поведения. Упражнения и игры, обуславливающие свободу сценического действия, направлены на преодоление скованности, сценического зажима. Учащиеся учатся действовать на сцене в соответствии с ситуацией, адекватно реагировать на поведение партнёров в любой ситуации. Им предлагаются этюды с заданными обстоятельствами, с воображаемыми предметами, ролевые игры.

Для маленького человека очень важно чувство удовлетворённости тем, что он делает. Искусство (театральное и музыкальное в том числе) обладает огромными возможностями. Оно очищает душу, возвышает, знакомит с культурным наследием всего человечества.

Литература.

1. Кондратюк Н.Н. Музыка в школе. Игры, конкурсы, современные методы. М., «ТЦ Сфера», 2005.

2. Карпинский В. Шесть целительных звуков. Журнал «Предупреждение» №5, 2007.

3. Леви В. Искусство быть собой. М., «Знание», 1991.

4. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-8 классы/ под руководством Д.Б.Кабалевского/ М, «Просвещение»,2006.

5. Синягина Н.Ю., Кузнецова И.В. Как сохранить и укрепить здоровье детей. М., «Владос»,2004.



6. Свободин В. Танцуйте на здоровье! Журнал «Предупреждение» №3, 2006.

7. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., «Просвещение», 1990.

Знакомство школьников на уроках музыки с элементами искусствотерапии

«ассоциативная терапия произведениями искусства». Наиболее часто в лечебных целях используется музыка. Музыка – это гипнотический океан, сокровища неисчерпаемые. Древнейшее, сильне

141.32kb.

08 10 2014
1 стр.


План-конспект урока музыки в 4 классе 4 четверти урок №2 Тема урока: «Музыка сша» Учитель музыки Козырялова О. Г. Оренбургская область г. Гай 2011 2012гг

Изучение нового материала. Знакомство с различными видами музыки, возникшими в США

48.52kb.

04 09 2014
1 стр.


«Пять минут с искусством»

Цель: познакомить учащихся с настоящим искусством, ввести их в мир музыки, поэзии, живописи; заинтересовать, расширить и углубить знакомство школьников с творчеством классиков; стр

138.25kb.

12 10 2014
1 стр.


Игровая деятельность на уроках музыки как средство активизации творческого проявления учащихся

«Учитель музыки,- писал Д. Б. Кабалевский,- всегда должен помнить, что если скука нетерпима на любом школьном уроке, то трижды она нетерпима на уроке музыки»

68.99kb.

27 09 2014
1 стр.


Методическая разработка урока музыки в 3 классе Тема: «Жанр сюита» Учитель музыки Дмитриева Талия Габбасовна Канаш

Цель: Воспитание любви к музыке как к живому виду искусства через знакомство с произведениями Эдварда Грига

48.11kb.

12 10 2014
1 стр.


Наименование темы уроков

Знакомство тб на уроках тех-ии. Формирование уменийделать стаканчик путем складывания бумаги

228.78kb.

10 10 2014
1 стр.


Урок в 5 классе «Романса трепетные звуки…»

Цель: Знакомство с вокальным жанром романса и его ролью во взаимосвязи музыки и литературы

76.86kb.

08 10 2014
1 стр.


Урок музыки Струнно- смычковые инструменты, скрипка, 3-й класс

Цель урока: Формирование у обучающихся представления о группе струнно- смычковых инструментах. Знакомство с выдающимися скрипичными мастерами и исполнителями

43.45kb.

23 09 2014
1 стр.