Знакомство с вокальным жанром романса и его ролью во взаимосвязи музыки и литературы
Музыкальный центр, ноутбук, мультимедийный проектор и экран, пианино, гитара.
- Ребята, скажите мне, пожалуйста, какой жанр музыки звучал, когда вы входили в класс? (песня)
-Молодцы! Посмотрите, какое слово получилось по вертикали в нашем кроссворде? РОМАНС
Ребята, романс, как и песня, относится к жанру вокальной музыки. А вот что это за жанр, мы и попробуем сегодня узнать.
Выберите тему, наиболее подходящую нашему уроку:
-
«Музыка вокруг нас»
-
«Романса трепетные звуки…»
-
«Нам песня строить и жить помогает» (слайд9-10)
3. Знакомство с новой темой
- Ребята, а может быть, вы знаете, что такое романс? Кто его исполняет? О чем обычно поется в романсах?
Слово РОМАНС пришло к нам из Испании (слайд11). Оно произошло от испанского слова romance,что в буквальном переводе означало «по-романски», то есть «по-испански». Термин «романс» возник в Испании в Средневековье, раньше он обозначал светскую песню на испанском («романском») языке. Вскоре он вошёл в обиход и в других странах. К нам в Россию романс пришел в начале 19 века. Для композиторов романс стал тем жанром, в котором они могли выразить новые образы, картины природы, настроения. В романсе зазвучали песни птиц, биение человеческого сердца, плеск воды и шелест дубрав.
Эти образы составляют важную часть вокальной музыки русских композиторов – Глинки, Римского- Корсакова, Чайковского, Рахманинова.
Огромное влияние на развитие романса оказала русская поэзия, живопись. Гремит колокольчик, мчится тройка, разливаются весенние воды, зацветает сирень… Каждый из этих образов по-своему отражен во всем русском искусстве.
Внимание и любовь к окружающему миру – эта идея стала одной из главных в русском музыкальном искусстве.
- Ребята, давайте сейчас закроем глаза, расслабимся и послушаем произведение. (слайд 12)
Слушание фрагмента М.И. Глинка «Жаворонок» (минусовая фонограмма)
- Что мы с вами услышали?
Эту музыку написал великий русский композитор М.И. Глинка. Его считают основоположником русской музыкальной классики.
- Можем ли мы сказать, о чем это произведение?
- Что может нам об этом рассказать? (текст)
- Кто пишет тексты (стихи)? (поэты)
- Давайте еще раз послушаем это произведение, слова к которому написал Нестор Кукольник. (слайд 13)
Слушание М.И. Глинка «Жаворонок» (плюсовая фонограмма)
(слайды 14-16) - Можно ли назвать это произведение песней? Почему? (присутствует музыка и текст).
Кто исполняет это произведение? (женщина). Высокий или низкий голос у этой исполнительницы? (высокий). Как называется высокий женский голос? СОПРАНО!
А каков характер этого произведения?
- Какой инструмент сопровождает вокал? (фортепиано)
О чем в нем поется? (грустное, лирическое, медленное, о любви).
-Как бы вы назвали это произведение?
-А называется оно «Жаворонок», а написал его русский композитор М.И. Глинка. (слайд 17) Сколько в нем проникновенной сердечности, сколько нежной грусти и задушевной теплоты!
Можем ли мы назвать данное произведение романсом? (да)
- Романс развился из песни.
Романс - это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, (часто на тему любви) для голоса с инструментальным сопровождением.
Он действительно очень похож на песню, но, наверное, у него есть свои особенности, которые отличают его от других жанров. (слайд 18)
Давайте вместе попробуем это выяснить. (слайд 19)
Жанровые признаки романса
-
Содержание романса всегда лирично.
-
Текст посвящён какому-либо переживанию, обычно любовному, это порождает одно из самых важных качеств романса — его теплоту.
-
В романсе мелодия сложнее, чем в песне, тесно связана со стихом, отражает не только общий его характер.
-
Часто структура романса отличается от песенной отсутствием куплетно-припевной формы.
4 Закрепление материала
- Посмотрите на экран: Как вы считаете, какая из этих картин больше всего подходит к романсу Глинки «Жаворонок»? И почему? (слайды 20-21)
И. Прянишников. Жестокие Романсы. Тропинин. "Гитарист". С. Судейкин. Романс Глинки.
5. Физкультминутка
- В начале нашего урока вы доказали мне, что знаете немало различных музыкальных инструментов.
Давайте немного отдохнем и поиграем! Игра наша будет называться «Немой оркестр»!
- Что такое оркестр? (коллектив музыкантов-инструменталистов).
- Как называется руководитель оркестра? (дирижер) Давайте встанем и побудем немного дирижерами! (дети встают и изображают дирижеров).
- Теперь сядем и приготовимся к «серьезному выступлению»! Я буду называть различные музыкальные инструменты, а вы жестами, будете показывать, как на данном инструменте играют!
На слайдах появляются названия и изображения инструментов
Пианино, Баян, Труба, Ксилофон, Барабан, Арфа, Гитара (слайды 22-28)
- Молодцы! Теперь оркестр встал на поклон! Замечательно!
- Уважаемые друзья-музыканты, вы так замечательно играли, по всему видно, что вы знакомы с нотами, ведь каждый музыкант должен их знать! Знаете?
Сейчас мы с вами исполним песню про ноты и распоемся ею.
Исполнение песенки про ноты
Разучивание 1 куплета романса «Жаворонок»
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед вами ГИТАРА! А вот еще одна гитара – настоящая. Этот инструмент тоже очень часто сопровождает голос в романсах. И я предлагаю вашему вниманию небольшой фрагмент романса на стихи Сергея Есенина, музыка Григория Пономаренко «Отговорила роща золотая» (слайд 30-32)
Звучит романс «Отговорила роща золотая»
- Перед вами краски и бумага, подумайте, какого цвета музыка романсов? Нарисуйте ее пожалуйста. (работа по группам)
Когда вы будете работать, прозвучит романс М.И.Глинки на стихи А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье», который посвящен А.Керн, которой поэт искренне восхищался. (слайд 33-34)
Дети рисуют и крепят рисунки на доску
(фоном звучит мелодия романса «Я помню чудное мгновенье» )
5. Подведение итогов урока
-Посмотрите, сколько интересных слов, мы встретили! (Краткое повторение их значений)
- Сегодня на уроке мы слушали с вами «Романсов трепетные звуки…» - Действительно ли эти звуки трепетны? Почему?
Музыка без литературы была бы менее выразительна.
Без музыки многие литературные произведения не родились на свет или обеднели, потеряли выразительность и оригинальность.
Домашнее задание: нарисовать сюжет полюбившегося романса
- А зачем людям нужны романсы? (успокоиться, отвлечься, выразить чувства, выразить настроение).
- Я хочу попросить вас, чтобы вы выразили свое впечатление и настроение от сегодняшнего занятия!
(Дети рисуют на нотках смайлики - мордашки с улыбкой или без, крепят их на доску рядом с именем учителя, изображенном на скрипичном ключе). Вместе выясняют в мажоре или в миноре прошло занятие.
- А я желаю вам всегда только мажорного настроения! До свидания, друзья мои!