Открытый урок в 5 классе
по музыке
«Романса трепетные звуки»
Цель: Формирование осознанного отношения к жизни, природе, человеческим чувствам на основе восприятия музыки романса.
Задачи:
Образовательная: - познакомить с романсом- одним из жанров вокального искусства.
Воспитательная: - воспитывать эстетическое, эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни.
Развивающая: - развивать музыкальный слух, речь детей.
Тип урока: Урок новых знаний.
Ход урока:
-
Оргмомент. Учащиеся рассаживаются по местам.
Здравствуйте, мы вас ждем!(игровой момент)
Учитель: (Эпиграф на доске). « Что не выскажешь словами, звуком на душу навей! (А.Фет)
-
Актуализация знаний.
Ребята, скажите, пожалуйста, с каким музыкальным жанром вокального искусства мы уже с вами знакомы, что мы разучивали и пели? Песни. Хорошо. А какие песенки мы уже с вами разучили? А давайте вспомним, какими особенностями обладает жанр «песня»?
Вспомните слова Мачадо « Ты сделай так, чтобы в людях хранилась песня твоя»
-
Песня является верным спутником человека всю его жизнь.
-
Песня звучит в наших сердцах с колыбели
-
Песня это годы ученья, труд, будни и праздники, сражения и победы
-
ярка и значительна, способна задуматься о своем будущем
-
под ее воздействием человек способен ощутить свою силу, способность к полету, к возвышенному состоянию души
-
песня детства, песня родного дома, лучше которого нет и не будет.
Ребята, а сколько добрых, тихих и светлых, о первых дорогах, о родном доме, о Родине мы уже с вами разучили.
-
Давайте вспомним песню В.Баснера на стихи М.Матусовского и ее споем « с Чего начинается Родина».( разминка)
(Исполнение песни всем классом хором)
-
Да, хорошая песня это целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьезное и сложное сочинение. Ведь даже в совсем небольшом музыкальном сочинении, каким является песня, можно так много сказать о жизни, о людях, о добрых чувствах.
-
Введение новой темы.
А сейчас обратите внимание, у вас на партах лежат листочки, на которых написаны характерные черты песни .Давайте вспомним эти черты. Читает ученик:
-веселая
-грустная
-колыбельная
-трогательная
- любимая
- русская
- народная
-лирическая
-хоровая
-плясовая и т.д.
Как вы думаете, к какому виду искусства относятся вот эти черты?
-романтическая
-поэтичная
- вдохновенная
-мечтательная
-спокойная
-уравновешенная
-лирическая
-камерная
-великая
-любовная
Записываем тему нашего урока « Романс».Сегодня мы познакомимся с вами с новым жанром вокального искусства «Романсом». Мы будем учиться его слушать и понимать. Итак, ребята, что же такое романс? Один из самых тонких, поэтических жанров – романс воплотил в себе огромный мир музыкальных образов. Как и песня, романс относится к жанрам вокальной миниатюры, однако его отличает более изысканный поэтический и музыкальный образ. Кроме того, романс- это обязательно сольное произведение с инструментальным сопровождением. Песня же может исполняться и хором, и без аккомпонемента. Романс – музыкально-поэтическое сочинение, лирическая песня. Романс не может быть веселым. Романс никогда не поют хором, потому что в этом произведении выражаются глубоко личные чувства.
Записываем в тетрадь: Романс – это вокальное произведение, написанное для одного голоса с инструментальным сопровождением, небольшое по размеру. В нем выражается отношение человека к природе, к жизни, либо его эмоции, переживания и чувства.
Сейчас мы с вами прослушаем необыкновенно поэтичный и задушевный романс М.И.Глинки «Жаворонок» на слова Нестора Кукольника.
Слушание романса.
Чтение романса стр.74.
-Ребята, как вы думаете, что хотели передать авторы своим произведением, какие чувства, настроения?
- Ранняя весна, ласковое дыхание земли, поток переливчатых звуков…все как будто создает радостное и приподнятое настроение, неповторимое ощущение наступающей весны. И в тоже время чувствуется некоторая грусть, печаль.
А сейчас я предлагаю прослушать еще один романс. Но уже в моем исполнении. Вы послушайте, и скажите, какое настроение выражает этот романс, о чем он?
«Отговорила роща золотая»
Романс рассказывает о грустных чувствах человека к уходящему лету. Но человек не жалеет своих лет, которые он прожил, потому что сделал это не напрасно. Вот и вы должны делать только добрые дела и поступки, чтобы в дальнейшем вам не было стыдно.
А у меня к вам такой вопрос. Любое ли стихотворение может стать романсом? Мы уже говорили, что романс это небольшое по размеру музыкальное произведение, как правило, о природе, переживаниях и чувствах человека.
Вот послушайте стихотворение «Благословляю вас, леса!» из поэмы «Иоанн Дамаскин» А.Толстого). Подходит оно или нет к романcу?
Благословляю, вас леса,
Долины, нивы, горы, воды
Благословляю я свободу и голубые небеса!
И посох мой благословляю
И эту бедную суму
И степь от краю и до краю
И солнца свет и ночи тьму
И одинокую тропинку
По коей нищий я иду.
И в поле каждую былинку
И в небе каждую звезду
О, если б мог всю жизнь смешать я
Всю душу вместе с вами слить
О, если б мог в мои объятья я вас
Враги, друзья и братья
И всю природу заключить!
Итак, отвечает ли стихотворение критериям романса? Что вы почувствовали в этом стихотворении? ( восхищение, прославление, любовь ко всему живому, торжественный гимн природе).
Посмотрите, и выбирете 1-2 синонима слова ТОРЖЕСТВЕННО
ВЕЛИЧАВО
ШУМНО
ВЕЛИЧЕСТВЕННО
ПРАЗДНИЧНО
А вот это стихотворение?
Что сегодня на обед
У зайчонка винегрет
У лисички на столе –
Земляничное желе
На столе у мышки –
Пироги да пышки,
А у мишки сладкий мед
Он у пчел его берет.
Белке нравятся орешки.
Их грызет она без спешки.
Не торопится и слон.
Апельсины любит он.
Как зверята поедят,
Спать зверята захотят
Нет. А почему?
Итак, какими критериям отвечает стихотворение, чтобы стать романсом?
-
быть небольшим по размеру(иметь законченную мысль)
-
о природе или переживаниях и чувствах человека
-
интонация музыкальна, певуча.
А сейчас я предлагаю вам еще раз послушать романс «Жаворонок». У вас на столах лежат листы бумаги, карандаши, краски, кому , что нравится. Вы попробуйте изобразить на этих листах то, что вы испытываете во время прослушивания этого романса.
(Дети работают, листы вывешиваю на доску)
У каждого получился свой рисунок, так как внутренний мир и чувства у каждого из нас свои.
Итак, скажите , с каким жанром вокального музыкального искусства мы познакомились на уроке? Романсом. Что послужило основой для возникновения жанра романса? ( без литературы не появилось бы романса)
Давайте вспомним, что же такое романс? Д.з. Выучить романс «Отговорила роща золотая», ( раздатки) как стихи.
-
Итог урока.
А сейчас я предлагаю вновь вернуться к песне, потому что именно песня стала родоначальницей всего вокального наследия, к которому относится и романс.
«Шире круг»
Оценки за работу на уроке