Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Открытый урок в 5 классе

по музыке

«Романса трепетные звуки»
Цель: Формирование осознанного отношения к жизни, природе, человеческим чувствам на основе восприятия музыки романса.

Задачи:


Образовательная: - познакомить с романсом- одним из жанров вокального искусства.

Воспитательная: - воспитывать эстетическое, эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни.

Развивающая: - развивать музыкальный слух, речь детей.

Тип урока: Урок новых знаний.


Ход урока:


  1. Оргмомент. Учащиеся рассаживаются по местам.

Здравствуйте, мы вас ждем!(игровой момент)

Учитель: (Эпиграф на доске). « Что не выскажешь словами, звуком на душу навей! (А.Фет)



  1. Актуализация знаний.

Ребята, скажите, пожалуйста, с каким музыкальным жанром вокального искусства мы уже с вами знакомы, что мы разучивали и пели? Песни. Хорошо. А какие песенки мы уже с вами разучили? А давайте вспомним, какими особенностями обладает жанр «песня»?

Вспомните слова Мачадо « Ты сделай так, чтобы в людях хранилась песня твоя»



  • Песня является верным спутником человека всю его жизнь.

  • Песня звучит в наших сердцах с колыбели

  • Песня это годы ученья, труд, будни и праздники, сражения и победы

  • ярка и значительна, способна задуматься о своем будущем

  • под ее воздействием человек способен ощутить свою силу, способность к полету, к возвышенному состоянию души

  • песня детства, песня родного дома, лучше которого нет и не будет.

Ребята, а сколько добрых, тихих и светлых, о первых дорогах, о родном доме, о Родине мы уже с вами разучили.

  • Давайте вспомним песню В.Баснера на стихи М.Матусовского и ее споем « с Чего начинается Родина».( разминка)

(Исполнение песни всем классом хором)

  • Да, хорошая песня это целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьезное и сложное сочинение. Ведь даже в совсем небольшом музыкальном сочинении, каким является песня, можно так много сказать о жизни, о людях, о добрых чувствах.

  1. Введение новой темы.

А сейчас обратите внимание, у вас на партах лежат листочки, на которых написаны характерные черты песни .Давайте вспомним эти черты. Читает ученик:
-веселая

-грустная

-колыбельная

-трогательная

- любимая

- русская

- народная

-лирическая

-хоровая

-плясовая и т.д.


Как вы думаете, к какому виду искусства относятся вот эти черты?
-романтическая

-поэтичная

- вдохновенная

-мечтательная

-спокойная

-уравновешенная

-лирическая

-камерная

-великая

-любовная


Записываем тему нашего урока « Романс».Сегодня мы познакомимся с вами с новым жанром вокального искусства «Романсом». Мы будем учиться его слушать и понимать. Итак, ребята, что же такое романс? Один из самых тонких, поэтических жанров – романс воплотил в себе огромный мир музыкальных образов. Как и песня, романс относится к жанрам вокальной миниатюры, однако его отличает более изысканный поэтический и музыкальный образ. Кроме того, романс- это обязательно сольное произведение с инструментальным сопровождением. Песня же может исполняться и хором, и без аккомпонемента. Романс – музыкально-поэтическое сочинение, лирическая песня. Романс не может быть веселым. Романс никогда не поют хором, потому что в этом произведении выражаются глубоко личные чувства.

Записываем в тетрадь: Романс – это вокальное произведение, написанное для одного голоса с инструментальным сопровождением, небольшое по размеру. В нем выражается отношение человека к природе, к жизни, либо его эмоции, переживания и чувства.


Сейчас мы с вами прослушаем необыкновенно поэтичный и задушевный романс М.И.Глинки «Жаворонок» на слова Нестора Кукольника.
Слушание романса.
Чтение романса стр.74.
-Ребята, как вы думаете, что хотели передать авторы своим произведением, какие чувства, настроения?

- Ранняя весна, ласковое дыхание земли, поток переливчатых звуков…все как будто создает радостное и приподнятое настроение, неповторимое ощущение наступающей весны. И в тоже время чувствуется некоторая грусть, печаль.


А сейчас я предлагаю прослушать еще один романс. Но уже в моем исполнении. Вы послушайте, и скажите, какое настроение выражает этот романс, о чем он?
«Отговорила роща золотая»
Романс рассказывает о грустных чувствах человека к уходящему лету. Но человек не жалеет своих лет, которые он прожил, потому что сделал это не напрасно. Вот и вы должны делать только добрые дела и поступки, чтобы в дальнейшем вам не было стыдно.
А у меня к вам такой вопрос. Любое ли стихотворение может стать романсом? Мы уже говорили, что романс это небольшое по размеру музыкальное произведение, как правило, о природе, переживаниях и чувствах человека.
Вот послушайте стихотворение «Благословляю вас, леса!» из поэмы «Иоанн Дамаскин» А.Толстого). Подходит оно или нет к романcу?

Благословляю, вас леса,

Долины, нивы, горы, воды

Благословляю я свободу и голубые небеса!

И посох мой благословляю

И эту бедную суму

И степь от краю и до краю

И солнца свет и ночи тьму

И одинокую тропинку

По коей нищий я иду.

И в поле каждую былинку

И в небе каждую звезду

О, если б мог всю жизнь смешать я

Всю душу вместе с вами слить

О, если б мог в мои объятья я вас

Враги, друзья и братья

И всю природу заключить!

Итак, отвечает ли стихотворение критериям романса? Что вы почувствовали в этом стихотворении? ( восхищение, прославление, любовь ко всему живому, торжественный гимн природе).

Посмотрите, и выбирете 1-2 синонима слова ТОРЖЕСТВЕННО

ВЕЛИЧАВО
ШУМНО


ВЕЛИЧЕСТВЕННО
ПРАЗДНИЧНО
А вот это стихотворение?
Что сегодня на обед

У зайчонка винегрет

У лисички на столе –

Земляничное желе

На столе у мышки –

Пироги да пышки,

А у мишки сладкий мед

Он у пчел его берет.

Белке нравятся орешки.

Их грызет она без спешки.

Не торопится и слон.

Апельсины любит он.

Как зверята поедят,

Спать зверята захотят


Нет. А почему?
Итак, какими критериям отвечает стихотворение, чтобы стать романсом?

  1. быть небольшим по размеру(иметь законченную мысль)

  2. о природе или переживаниях и чувствах человека

  3. интонация музыкальна, певуча.

А сейчас я предлагаю вам еще раз послушать романс «Жаворонок». У вас на столах лежат листы бумаги, карандаши, краски, кому , что нравится. Вы попробуйте изобразить на этих листах то, что вы испытываете во время прослушивания этого романса.

(Дети работают, листы вывешиваю на доску)

У каждого получился свой рисунок, так как внутренний мир и чувства у каждого из нас свои.


Итак, скажите , с каким жанром вокального музыкального искусства мы познакомились на уроке? Романсом. Что послужило основой для возникновения жанра романса? ( без литературы не появилось бы романса)

Давайте вспомним, что же такое романс? Д.з. Выучить романс «Отговорила роща золотая», ( раздатки) как стихи.




  1. Итог урока.

А сейчас я предлагаю вновь вернуться к песне, потому что именно песня стала родоначальницей всего вокального наследия, к которому относится и романс.

«Шире круг»


Оценки за работу на уроке

Урок в 5 классе по музыке «Романса трепетные звуки»

Цель: Формирование осознанного отношения к жизни, природе, человеческим чувствам на основе восприятия музыки романса

53.68kb.

08 10 2014
1 стр.


Урок в 5 классе «Романса трепетные звуки…»

Цель: Знакомство с вокальным жанром романса и его ролью во взаимосвязи музыки и литературы

76.86kb.

08 10 2014
1 стр.


Урок по русскому языку во 2 «А» классе по теме: «Звуки и буквы»

Цель: уточнить представление о звуках и буквах, совершенствовать умение различать звуки и буквы, правильно произносить звуки в слове и правильно называть буквы

28.35kb.

12 10 2014
1 стр.


Урок по музыке в 5-м классе Воробьева Ольга Николаевна, учитель музыки Цели урока: Образовательная: познакомить с особенностями оперного жанра

Развивающая: продолжить развитие интереса к классической музыке, к вокальному искусству

80kb.

15 09 2014
1 стр.


Урок по музыке в 5-в классе. Учитель моу сош №4 Пушняк. Е. В. Первая четверть. 2005 год. Открытый урок в 5 классе по теме «Союз музыки и литературы»

Цель: через сопоставление произведений различных жанров показать взаимодействие музыки и литературы как творческого союза и его влияние на музыкальный образ

65.34kb.

04 09 2014
1 стр.


Урока «Можем ли мы увидеть музыку?»

Интегрированный урок в 5 – классе (Музыка. Изобразительное искусство) по музыке М. П. Мусоргского «Рассвет на Москва – реке»

52.03kb.

04 09 2014
1 стр.


Интегрированный урок по музыке, проведенный учителем моу сош №2 п. Разумное Белгородского района монохиной и. Н. Тема урока: «Портрет в изобразительном искусстве и музыке» Цель урока: познакомить учащихся с жанром портрета

Открытый интегрированный урок по музыке, проведенный учителем моу сош №2 п. Разумное Белгородского района

34.74kb.

30 09 2014
1 стр.


Урок 1 Тема : Всегда твёрдые согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи, ши. Цель

Слова – карточки; иллюстрации животных, птиц; растений; иллюстрация – изображение Старичка – лесовичка; динамическая картина «Лес»; аудиозапись «Звуки леса»

340.47kb.

17 12 2014
3 стр.