Перейти на главную страницу
Подготовила: учитель
начальных классов Сафонова О.А.
МБОУ «Старосельцевская НОШ
Волоконовского района Белгородской области»
Первый год учебы ребенка в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Первый класс – серьезное испытание, как для ребенка, так и для родителей. Многие родители считают, что подготовить ребенка к школе – значит научить его читать, считать, писать. Однако, не зная современных школьных требований, родители рискуют научить ребенка так, что учитель будет вынужден не учить его, а переучивать и прилагать большие усилия, чтобы ликвидировать результаты неправильной подготовки ребенка к школе.
Конечно, научить ребенка читать, считать можно, но очень важно научить в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет современная школа. Немаловажную роль в готовности ребенка к обучению играет запас знаний, которые он с помочью взрослых и самостоятельно приобрел за первые шесть – семь лет своей жизни. Каждому первокласснику необходимы знания о жизни нашей страны, о родном городе, о труде взрослых членов семьи, о природе родного края. В процессе приобретения этих знаний и формируется необходимая первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания.
Главное, чтобы дети пришли в школу с желанием и умением учиться, чтобы ребенок был психологически готов к обучению в школе. Ребенок в школу пришел с большим желанием учиться, но не прошло и двух недель, как от этого желания и следа не осталось. Он заявил дома, что в школу больше ходить не намерен: «Сиди и сиди, урок длинный-предлинный. А перемена за одну минутку кончается. И бегать по классу нельзя. И поразговаривать на уроке не разрешают».
Учение – это повседневный труд, он требует от ребенка умственных усилий, напряженной воли, внимания. Малышу надо учиться слушать учителя, запоминать сказанное. Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление. Трудно и тем детям, которым впервые приходится постигать смысл слов «надо» и «нельзя». Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Прежде всего у ребенка должно быть желание учиться, идти в школу, т.е. мотивация к обучению. У него должна быть сформирована социальная позиция школьника: ребенок должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение. Важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня. И самое главное у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом.
Не менее важное условие подготовленности ребенка к школе – умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребенок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать свое поведение, ему трудно привыкать к школе.
Успехи в обучении напрямую зависят от состояния ребенка. Ежедневно посещая школу, малыш привыкает к ритму ее жизни, к распорядку дня, учится выполнять требования учителя. Частые заболевания выбивают ребенка из привычного ритма школьной жизни. Поправившись, ему приходится догонять класс, и от этого многие дети теряют веру в свои силы. Всем родителям советую своевременно проконсультировать сына или дочь у логопеда. Вовремя начатые занятия помогут ребенку исправить дефекты речи. Иначе под влиянием заикания, картавости, шепелявости и других дефектов речи ребенок становиться стеснительным, замкнутым. Кроме того, дефекты речи затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма по слуху.
О чтении до школы. Легко заметить, что возраст детей, обучаемых грамоте, неуклонно снижается. Совершенствуются навыки чтения. Как правильно организовать дошкольную подготовку ребенка по изучению родного языка? Для этого издана специальная книга «Азбука».
Главная ошибка, которую допускают взрослые при обучении, - это неправильное произношение звуков. Дети часто произносят звуки родного языка неправильно, с призвуками мэ, нэ и т.д. В школе эта ошибка затрудняет им составлять схемы, которым сейчас при обучении грамоте уделяется немаловажное значение. Но в основном ребята в школу приходят подготовленными по родному языку. Конечно, если учить их этому правильно.
Речевая готовность ребенка к школе:
- правильность произношения звуков;
- умение различать звуки речи на слух;
- звуковой анализ слов;
- словарный запас;
- владение связной речью.
- прямой и обратный счет до 10, количественный (сколько) и порядковый (который) счеты;
- ориентировка в пространстве, ориентировка по словесному описанию;
- выявление величины и формы предметов;
- счет конкретных предметов, знание цифр;
- предыдущее и последующее числа первого десятка;
- умение разделить предметы на 2-4 равные части. Измерить высоту, длину, ширину при помощи палочки или веревочки, умение сравнивать предметы;
- изображать треугольник, четырехугольник, круг.
Понятие числа составляет основу математики. Важно не то, какие предметы, а сколько их. Как же научить ребенка счету? Один из приемов – пересчет предметов. Этим можно заниматься по пути в детский сад или вечером, когда ребенок убирает свои игрушки. Многие из ребят с удовольствием помогают по дому. Именно здесь уместно попросить: « Достань пять конфет, картофелин, луковиц…Поставь на стол столько чашек, сколько человек будет за столом». Когда дети будут зрительно видеть количество предметов, им будет легче усвоить состав числа.
В последний перед школой год нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребенка к обучению в школе. Подумайте, умеет ли ваш ребенок подчиняться требованиям старших, умеет ли внимательно слушать, отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим.
Не опережающее изучение программы первого класса, а всестороннее развитие ребенка должно стать содержанием умственной подготовки будущих первоклассников к обучению. Постарайтесь создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня. Рекомендую заблаговременно приобрести для первоклассника необходимые учебные принадлежности: клей, линейку, цветные карандаши, краски, кисточки, альбом, цветную бумагу и др.
Информация для родителей по введению Федеральных государственных стандартов второго поколения начального общего образования (ФГОС НОО) в МБОУ «Старосельцевская начальная общеобразовательная школа »
Еще недавно на вопрос обывателей: "У нас, получается, образование хуже стало?" - специалисты обычно отвечали: "Да нет, просто требования к нему изменились". А что это за требования, объяснить было трудно. И вот приблизились "иные времена": ввели новые стандарты. Таково одно из направлений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
С 1 сентября 2011 г. образование нового качества стали получать все без исключения младшие школьники России, а также первоклассники нашей школы. По словам представителей Минобрнауки и РАО, содержание учебного материала изменится несильно, однако будет сделан упор на развитие личности и универсальные учебные умения. Будет уделяться большое внимание межпредметным связям, навыкам ребят ориентироваться в больших объемах информации. Кроме того, детей будут учить решению творческих задач, чтобы впоследствии они могли принимать нестандартные решения.
Новый стандарт призван возродить и воспитание личности. Экзамен "на предмет воспитанности" проводить не будут, но в системе образования есть свои социологические исследования, которые позволят проверить результат. Стране нужны достойные люди, сильные личности, патриоты.
Предполагается также заключение договоров между образовательным учреждением и семьей — о разделении ответственности за обучение ребенка. Специалисты говорят, что это новшество довольно старо: подобная практика в нашей стране имела место в XIX веке.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т. п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся». Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, осоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности; метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования. Пример: Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста. Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку. Подробнее познакомиться с содержание этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.
Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом. Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде. Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации. В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете. В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе. Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т. п.
Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя. Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности? Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т. д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т. д. Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения. Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.
№ п/п |
Образовательные услуги |
Место |
1 |
Укрепление здоровья и развитие физической культуры детей |
|
2 |
Развитие индивидуальных способностей ребенка в соответствии с возрастными особенностями и государственными образовательными стандартами (развитие образовательных интересов) |
|
3 |
Развитие художественно-эстетических способностей у детей (музыка, рисование…) |
|
4 |
Приобщение к культурным ценностям |
|
5 |
Занятия с нужными специалистами (логопед, психолог, дефектолог…) |
|
Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее - их физическое состояние или обучение (то обучение, какое мы имеем сейчас)». Еще А.Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».
А что происходит в нашей школе сегодня? из миллиона относительно здоровых детей, приходящих в первый раз в первый класс, уже через девять месяцев у каждого четвертого из них (это 250 тысяч) врачи фиксируют отклонения в работе сердечнососудистой системы. За последние 10 лет число умственно отсталых детей увеличилось в 20 раз.
Здоровье детей катастрофически падает. Можно было бы переадресовать эту проблему врачам, родителям, учителям. Но здоровье не ждет. Медицина, по данным Всемирной организации здравоохранения, не может изменить здоровье населения, влияя на него не более, чем на 10%. ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может школа, ибо, как писал всемирно известный хирург, один из первых русских ученых – педагогов Николай Иванович Пирогов: «Все будущее жизни находится в руках школы».
Учителя и воспитатели групп продлённого дня могут активно формировать здоровый образ жизни, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Следим за осанкой, проводим физкультминутки, даем информации о здоровье и т.д. Но этого всего очень мало. Мы хотим сказать, что здоровый образ жизни формируется в семье. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост – здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и альтруистическое отношение к людям, и радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
Как правило, результатом здорового образа жизни являются физическое и нравственное здоровье. Они тесно связаны между собой. Не случайно в народе говорят: «В здоровом теле – здоровый дух».
Психологи и педагоги давно установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный. В этот период ребенок значительную часть проводит дома, в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. Вот почему именно в семье закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к людям, к труду, к природе. «Дети – зеркало души»- говорят в народе. Ребенку нужна помощь взрослых, чтобы сформировать навыки, необходимые для организации своей жизни в будущем. Здоровый образ жизни – это радость для больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий.
Одно из важных – создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, стремлении прийти на помощь, сделать приятное друг другу, в заботе о здоровье членов семьи. Конечно, это совершенно исключено в тех семьях, где часты скандалы, кто-то из родителей злоупотребляет спиртными напитками, где царит культ насилия и грубости.
Второе условие – тесная, искренняя дружба детей и родителей, их стремление постоянно быть вместе, общаться, советоваться. Общение – великая сила, которая помогает родителям понять ход мыслей ребенка и по первым признакам определить склонность к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их.
Третье условие - повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи. Сейчас нет недостатка в спецлитературе, помогающей людям сохранить здоровье, где расписаны спецкомплексы и даются рекомендации. Однако не следует забывать о пользе простых правил, соблюдение которых помогает сохранять здоровье. Это утренняя зарядка вместе со старшими членами семьи, пробежка вокруг дома, совместные прогулки, проветривание помещений и соблюдение правил личной гигиены.
В настоящее время непросто давать советы по организации правильного питания, но, на наш взгляд, вспомнить о недостатке витаминов в зимний и весенний периоды, по силам каждой семье. Если мы внимательны к природе, то она не оставит нас в трудную минуту. В народе говорят: «Как аукнется, так и откликнется». Природа дает человеку и лекарства, и витамины. Они растут во дворе, в саду, в лесу, в поле. Это травы, кустарники, деревья. Липа, листья и цветы земляники, Иван-чай, чабрец и другие. Надо только не лениться и не нарушать правила сбора и сушки. Полезны ранней весной салаты из одуванчиков, клубней топинамбура, щи из молодой крапивы.
Создание благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи обеспечивается и за счет совместного участия детей и родителей в разнообразных делах. Труд – один из ведущих факторов воспитания у детей правильных представлений об образе жизни.
Здоровый образ жизни немыслим без создания нормальной экологической среды в доме. Обстановка, к которой привыкает ребенок, воспроизводится в дальнейшем в его семье. Грязь, несвежий воздух, непродуманный интерьер- это, к сожалению, достаточно широко распространенные явления. Между тем в доме необходимо создать и поддержать среду, удовлетворяющую требованиям экологичности и эстетики. Вместе с детьми можно обсудить наиболее целесообразный вариант расположения мебели, навести порядок, сделать уборку, проветривать комнаты, недаром говорят: «Чистота- залог здоровья». Сколько интересных дел, способствующих гармоничному формированию души и тела ждет детей вне дома. Непосредственный контакт с природой облагораживает человека, формирует позитивное отношение к природе. Поле деятельности здесь необозримо: совместная посадка кустарников, деревьев, уход за ними; изготовление кормушек и зимняя подкормка птиц, уход за домашними животными. Все это формирует в душе ребенка чувство ответственности, сопереживания, стремление придти на помощь, гордость за добрый поступок.
Особую значимость имеют прогулки детей и родителей на речку, в лес, в поле. Хорошо, когда пешеходные прогулки чередуются с велосипедными, зимой – лыжными. Это позволяет чаще менять маршруты, расширять представление детей о своем крае. Однако не следует забывать о том, что наряду с оздоровительными прогулки выполняют и познавательные функции. Как показали наши исследования, самыми яркими впечатлениями младших школьников являются именно прогулки с родителями на природу.
Когда взрослые, взяв детей за руки, идут, отвечая на вопросы детей, делая маленькие открытия, они показывают примеры бережного отношения к природе и тем самым вызывают в душе ребенка не только удивление и восхищение, но и уважение к окружающему миру.
Таким образом, здоровый образ жизни всех членов семьи в настоящем - залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром в будущем.
Есть такое стихотворение: «Закаляйся, если хочешь быть здоров, водой холодной обливайся, если хочешь быть здоров». Вода – лекарство, вода- источник здоровья, вода- жизнь, сказал бы нам, если дожил бы до наших дней мудрый учитель Порфирий Иванов. Он говорил: «Я жизнь предложил людям». Многие из вас слышали о его методике закаливания организма. Выполнить всего 12 правил – и ты здоров, как бык.
Начинать никогда не поздно, начинать процедуры можно в любое время года, но лучше летом. Попросить здоровья себе и всем, затем облиться холодной водой. «С какой мыслью обливаешься, то и получишь». Если мы хотим иметь здоровье, то оно у нас будет, только не само по себе, а благодаря нашим стараниям и усердию.
Уберегите детей от всего ложного, уберегите от дурной музыки, уберегите от сквернословия, уберегите от утверждения самости, тем более что нужно привить непрестанному знанию о здоровье.
Умение сдерживать негативные эмоции и находить для них безопасные «клапаны»- это не только ключевая основа любви, супружества, родительства. Это еще и фундамент нашего психологического здоровья, благоприятного состояния души.
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!
_______________________________________________________
В содружестве с родителями.
Из опыта работы Сафоновой Ольги Андреевны
В современных, изменившихся во многом условиях жизни и деятельности людей в обществе, изменилось и отношение родителей к проблемам школы, к её статусу, к учителю. Во многом учителю стало работать с родителями интереснее, т. к. современные родители - поколение молодых, ищущих, имеющих свою точку зрения людей, заинтересованных в завтрашнем дне своих детей, в уровне образования и личностных качествах учителя, к которому они отдают своего ребёнка. Поэтому учителю важно повышать свой профессиональный и общечеловеческий уровень, создавать особый доверительный уровень общения с родителями. Ему важно знать психологические особенности каждого ребёнка, условия, в которых формируется микроклимат в семье, знать родителей и их настрой в отношении школьных проблем ребёнка, а они, несомненно, существуют у каждого ребёнка в той или иной степени. Во многом учителю стало работать труднее с родителями. Сложности общественных и экономических процессов не обошли семью и школу: многие родители испытывают дефицит времени, которое отнимает работа, многие родители вступают в повторные браки, поручая своих детей бабушкам и дедушкам, многие вынуждены уезжать на заработки в другие регионы. Перед учителем начальных классов стоит первоочередная задача сплотить вокруг себя команду единомышленников - родителей, заинтересовать их в сотрудничестве, приглашая на консультации, на индивидуальные встречи для обсуждения, посещая ребёнка на дому, т. к. от этого зависит, сколько семей будут охотно ходить на родительские собрания, будет ли обратная связь...
Как же можно максимально достигнуть успеха в этом тройственном союзе: ребёнок, школа, родители? Я решила попробовать создать клуб, в который бы родители приходили для общения без страха, что вдруг услышит о своём ребёнке что-то негативное, а с настроем на то, что каждый станет участником позитивного полилога в рамках собрания-чаепития, например. Решили сделать для основной части родителей сюрприз: приготовить большой пирог с повидлом и чай. В программу вечерней встречи включили, сделанный с ребятами коллаж из семейных фотографий « Счастливые моменты», оформленный в виде киноленты с кармашками - кадрами для фотографий. Дети сделали серию рисунков о семье « А что у вас?» Первое такое собрание носило ознакомительный характер и не затрагивало сложных учебных проблем. Дети были присмотрены, находились здесь же. Получился « Домашний очаг» со многими « домочадцами». Общение, переходящее в чаепитие, а чаепитие — в общение, затянулось неожиданно надолго, посыпались предложения, что включить в программу следующей встречи. Было решено поделиться секретами необычных семейных лакомств, приготовленных всей семьёй, чтобы было чем порадовать во время следующего чаепития друг друга. На встрече раздавались рецепты варенья, ватрушек, домашних чипсов... Одной из страниц встречи стала страница под названием « История любви». Родители рассказывали о знакомстве, о предложении руки и сердца, о смешных случаях из жизни семьи. В нашем клубе были странички: « Наш первый ребёнок», « Как мы выбирали имя», «Первое слово...», «Секреты воспитания», «Наше семейное увлечение», конкурсы семейных поделок, были представлены вещи, являющиеся семейными реликвиями. Затем семьи представляли творческие проекты « Древо жизни», где рассказывали о своей родословной, « Наши летние каникулы». Провели родительское собрание, которое я назвала « Педагогический треугольник», где были затронуты интересы детей, родителей и школы, совместно пытались найти в этом педагогическом треугольнике золотую середину...
Содержание работы клуба постепенно становилось более приближенным к проблемам учёбы, поведения, воспитания детей, так как школьные нагрузки становились более насущными, и их необходимо было решать... Но главное уже было достигнуто - мы стали более открытыми для полезного общения и сотрудничества.
Стало традицией завершать учебный год совместным походом на природу. Каждая семья заранее готовила свой семейный конкурс, развлечение или игру. Получалась интересная программа полезного отдыха.
Обсуждение различных ситуаций, в которых могут оказаться наши дети, стало частой страничкой наших встреч. Как не ущемить интересов каждого участника педагогического процесса? Как достойно выйти из определённой ситуации? Просвещение родителей стало неотъемлемой частью наших встреч.
В таком многоликом сообществе, естественно, не может существовать абсолютное единение мыслей, взглядов, поступков, оценки ситуаций, но во многом такой союз полезен, плодотворен... На мои собрания, как правило, приходят все родители, а это важно как для детей, так и для нас взрослых. Для меня - это показатель успешного сотрудничества.
Ниже приведён пример одного из таких родительских собраний (3 – 4 класс)
«О родных и близких людях с любовью».
Задачи. 1. Способствовать формированию уважительного отношения детей к своим родителям и родителей к своим детям.
2.Содействовать формированию культурных традиций в общении взрослых и детей.
Это родительское собрание особенное в работе с детским и родительским коллективом. Очень часто в последнее время наблюдается достаточно рациональное и потребительское отношение детей к собственной семье. Проявление этого можно наблюдать уже в начальной школе. Поэтому необходимо ребёнка научить любить и беречь свою семью, своего отца, и мать, дух своего дома. Главный закон в семье - забота о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ребенок в семье твердо должен знать этот закон, тогда его семья, его дом будет местом, где его любят, ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где тепло и уютно.
Этот час общения – закрепление всего того, что сделал классный руководитель для сближения детей и родителей, для сердечного понимания друг друга. Использование игр имеет одно ключевое направление: заставляет воспитанников осмысливать жизнь и свое отношение к ней.
1 Подготовка пригласительных билетов к родительскому собранию.
2.Подготовка концертной программы для родителей.
3.Конкурс сочинений «Моя семья».
3. Презентация «Любимые семейные фотографии»
4. Подготовка портретной галереи, посвящённой родителям.
Вот и пригласили мы вас сегодня, уважаемые родители, чтобы вы немного отвлеклись от будничных дел, увидели, какие чудесные, талантливые ваши дети; чтобы ваши дети увидели, как мамам и папам интересно быть рядом с ними, чтобы вы почувствовали себя семьёй. Мир впервые дети открывают для себя в семье.
Ученики: - Первое слово ребёнок сказал – «Мама»!
- Вырос. Солдатом пришёл на вокзал – «Мама»!
- Вот он в атаке на дымную землю упал – «Мама»!
- Встал и пошёл. И горячими к жизни губами припал – «Мама»!
Мама.… Какое короткое и важное слово! Без него не возможна жизнь на земле. Проходят годы, мамы стареют, но всё равно они остаются самыми верными и надёжными друзьями и помощниками во всех делах и начинаниях.
- Какого цвета глаза у мамы? Какая любимая песня? Какое любимое платье?
- Какой размер обуви? Когда родилась ваша семья? Любимый поэт, писатель?
- Ласковые имена в вашем доме? Самый счастливый день вашего дома?
Кто починит табуретку,
На машине подвезёт,
В дневнике моём отметки
Знает все на перечёт?
Вот так чудо, вот так дела!
У нас газета ожила:
Она на носу у папы лежит
И в тон его храпа шуршит.
-любимая папина еда; одежда, газета, передача, любимое место, хобби и т. д.
Учитель: Много тёплых слов прозвучало в адрес бабушек. Хорошо, когда папе и маме в трудных ситуациях на помощь приходят бабушки. Но хочется ещё раз убедиться в том, как любят вас внуки.
4.Учитель: На нашем семейном праздники присутствуют замечательные дедушки, которые любят своих внуков и внучек не меньше бабушек.
Ученица: Дедушкины руки, дедушкины руки!
Они никогда не страдают от скуки!
Им в день выходной не бывает покоя,
Знакомо тяжёлое им и большое.
4.Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни.
У каждого человека должен быть: дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними. Каждая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. У каждого из вас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.
Нет ни одного похожего «окна», как нет похожих семей, все они по - своему яркие, светлые, все они - частица нашей великой Родины.
Давайте дружно сами!
Спасибо скажем маме!
Спасибо скажем папе!
Спасибо скажем бабушкам!
Спасибо скажем дедушкам!
А дом заставленный добром, - еще не дом.
И даже люстра над столом, - еще не дом.
И на окне с живым цветом - еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста-
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, - это любовь к Дому своему, семье. Рождение этой любви – тайна великая требующая размышлений. Поэтому к ней можно только прикоснуться и предпочесть путь неторопливых раздумий и вопросов Великое дело, когда рождаются в душе вопросы. А это уже труд Души.
Родительский дом - начало начал,
Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Как же построить такой Дом?
Предлагаю вам поиграть в «строителей».
(Образуются 5групп родители + дети. У каждой группы «кирпичики», лист бумаги. На «кирпичиках» надписи - пять проявлений любви: слова поощрения, время, подарки, помощь, прикосновения. «Группам» нужно объяснить, как с помощью этих понятий проявляется любовь семейных отношений. А теперь, когда наш «строительный материал» готов, построим Дом. «Прораб» каждой бригады «защищает» свой проект. Допускаются дополнения.)
Прикосновения |
Помощь |
Подарки |
Время |
Слова поощрения |
Уважение и любовь |
Свою любовь мы можем выразить, поддерживая друг друга словами. Мудрец Соломон писал: «Смерть и жизнь — во власти языка». Похвала, благодарность и ободряющие слова всегда помогут вам выразить любовь. Ободрять — это значит «придавать бодрость, мужество».
Доченька – роднулечка, огонёчек мой,
Мыслями заветными я всегда с тобой!
Дорогой комочек нежности, тепла.
От любви мне ключик к счастью принесла.
Глазки – бриллианты в сказочной ночи-
Самой лучшей звёздочки яркие лучи!
Все твои слезиночки – летняя роса,
Ты моя кровиночка, ласточка моя!
Пусть подарит солнышко крошечке моей
Много тёплых, ласковых и удачных дней.
Ветер пусть безоблачным счастьем одарит,
Ночка – безмятежный сон её хранит.
Лучшие дороженьки подари, трава,
Чтоб не стыли ноженьки – тёплые слова.
Доброты и мудрости не лиши, Господь,
Чтобы умной женщиной стала моя дочь!
ΙΙ. Выступление 2. Время
Вместе проводить время — это значит отдавать кому-то свое внимание. Когда вы сидите рядом на диване и смотрите в телевизор, то вы не вместе: ваше внимание поглощено новостями, а не друг другом. Проводить время вместе по-настоящему, надо выключив телевизор, смотря друг на друга и разговаривая, целиком сосредоточившись на собеседнике. Можно пойти вдвоем на прогулку, вместе пообедать, смотреть на друга, ведя беседу, отдавая частичку жизни. В этом проявляется любовь.
Когда вы чем-то занимаетесь вместе, у вас появляются общие воспоминания, которые станут неисчерпаемыми источниками радости.
Здорово все-таки, что мы с вами вместе, тоже своеобразная большая семья. Я предлагаю спеть вместе песню “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались”. (Исполнение песни.)
Подарки — это зримые символы любви. Подарок можно взять в руки и сказать: - «Он подумал обо мне» или: «Она меня вспомнила». Ведь чтобы сделать кому-то подарок, вы должны думать о нем. Неважно, сколько денег вы потратили. Главное — вы подумали о человеке. Дорога именно ваша мысль, которая отразилась в подарке.
Подарки бывают всех цветов и размеров. Одни — дорогие, другие — ничего не стоят. Бывают подарки, которые нельзя подержать в руках, но иногда они гораздо дороже обычных, ведь родному человеку важны вы, ваше присутствие и внимание. (Вручение подарков родителям)
ΙV. Выступление 4. Помощь
Помогать — это значит делать что-то для другого. Помогая, вы стараетесь угодить, выражаете любовь. Важно, чтобы помощь была своевременной. Помогайте тогда, когда вы видите необходимость в помощи. Никогда не отказывайте, если вас просят о помощи.
Следуя древней притче, чтобы помочь голодному, мало накормить его — надо, научить ему самому добывать еду. Так и в общении с ребенком: не решайте за ребенка его проблемы, учите его, как самому решить их.
Дети исполняют частушки.)
V. Выступление 5. Прикосновения
Ни для кого не секрет, что прикосновения — это один из способов выразить любовь. Исследования подтверждают, что младенцы, которых часто берут на руки, обнимают и целуют, развиваются физически и эмоционально быстрее, чем те, кто подолгу остается один. Мудрые родители знают, как нужна детям ласка. Прикоснуться к телу ребенка — это значит прикоснуться к его душе, а оттолкнуть его — это значит отдалиться.
Семья – это продолжение вашего рода. Начало его уходит в далёкое прошлое. В нём, в прошлом, лица близких и дорогих вашей семье людей. Они подарили жизни вашим родителям и, благодаря судьбе, ваши родители смогли встретить друг друга. Ваши предки подарили жизни вашим бабушкам и дедушкам. Давайте вспомним о них добрыми словами и зажжём в их память эти маленькие свечи! Они станут незримой ниточкой, связывающей день прошлый и день сегодняшний.
Наш Дом построен, пора сказать: «Приходите к нам в гости!» Удача празднования зависит не только от подаваемых кушаний и напитков, но и от царящей при этом атмосферы. Приятная остроумная беседа, непринужденное веселье, радостное оживление - вот непременные спутники. Конечно, многое зависит от гостей, но главную роль все же играют хозяева Дома.
Шагая в этом направлении, придерживайтесь следующих заповедей:
[имя] с днём рождения.
Ты садись скорее в кресло,
Слушай поздравления!
И хорошего желать,
Именинные частушки
Сейчас будем исполнять!
В этот светлый день тебя,
Ведь не зря же здесь собрались
Твои лучшие друзья!
И зачем мне это знать,
На огромном торте свечки
Можно взять и посчитать!
Очень вкусный каравай.
Я сегодня на диете
Ты меня не выбирай!
Он бывает раз в году.
К тебе в гости Крокодила
С Чебурашкой приглашу!
От Шаинского привет,
Тебе счастья пожелали
И здоровья на сто лет!
Про волшебный вертолёт,
Тот, который к дню рождения
"Эскимо" нам привезёт!
Однако, не зная современных школьных требований, родители рискуют научить ребенка так, что учитель будет вынужден не учить его, а переучивать и прилагать большие усилия
27 09 2014
2 стр.
Родительское собрание для будущих первоклассников «Организация внеурочной деятельности»
09 10 2014
1 стр.
Стимулом может стать поездка за город и поход в музей, впечатления от театральной постановки и новая игра. Чем более разнообразна жизнь ребенка, тем больше поводов для разговора
17 12 2014
1 стр.
Цель мероприятия: расширение кругозора детей; сплочение классного коллектива; организация совместного досуга взрослых и детей
16 12 2014
1 стр.
Данное Постановление до сведения родителей будущих первоклассников
16 12 2014
1 стр.
За неделю до мероприятия проводится мини-родительское собрание, на котором учитель об'ясняет родителям цель данного мероприятия, раздаёт план работы для каждой семьи
08 10 2014
1 стр.
13 10 2014
1 стр.
Для проведения инструктажа, производственных совещаний, Колонных собраний тчэ-1 по допущенным нарушениям безопасности движения поездов
01 10 2014
1 стр.