
Masarykova univerzita
Filozofická fakulta
Ústav slavistiky
Ruský jazyk a literatura
Ekaterina Stetsenko
Koncepce prostoru a času v poezii M. I. Cvětajevové
1908 - 1925
Magisterská diplomová práce
Vedoucí práce: prof. PhDr. Danuše Kšicová, DrSc.
2013
Prohlašuji, že jsem diplomovou práci vypracovala
samostatně s využitím uvedených pramenů a literatury
…………………………….
Děkuji prof. PhDr. D. Kšicové, DrSc. za konzultace, rady a připominky, které mi během psaní magisterské diplomové práce poskytla.
Také děkuji své rodině a blízkým, kteří mě v době mého studia podporovali.
Оглавление
Введение 4
I.Пространство и время 6
как основные категории художественного текста 6
1.Хронотоп и его функции в литературе 6
2.Форма и функция хронотопа в лирической поэзии 10
3.Концепты времени и пространства в поэзии М. Цветаевой 14
3. 1. Периодизация творчества М. Цветаевой с 1908 по 1925 год 15
II.Образы пространства и времени в ранней лирике М. Цветаевой 17
(1908 – 1914) 17
1.Образ детства, концепция двоемирия 17
2.Пространственные образы 24
3.Олицетворение пространственного образа 26
4.Метафизические пространственные образы 28
4.1.Жизнь и смерть 28
4.2.Время и пространство сна 31
5.Общая характеристика 31
III.Образы пространства и времени в творчестве М. Цветаевой борисоглебского периода (1914 – 1922) 33
1.Особенность поэтического мира 36
2.Историческое время 42
3.Географические пространственные образы 48
4.Стихи о Москве 49
5.Биографическое время 52
6.Календарное и суточное время 55
IV.Общая концепция пространства и времени в поэзии М. Цветаевой 58
борисоглебского и чешского периодов 58
1.Неприятие времени 61
2.Концепция пространства 69
V.Пространственно-временные образы чешского периода 80
1.Интертекстуальные связи 81
2.Мифологический хронотоп 82
2.1. Образы Федры и Психеи 83
2.2. Образ Ариадны 87
2.3.Орфей и Эвридика 90
3.«Прага» и «Пражский рыцарь» 92
Заключение 102
Resumé 107
Bibliografie 112
Введение
Данная работа посвящена художественным категориям пространства и времени в лирической поэзии М. Цветаевой в период с 1908 по 1925 год, т.е. первой половины ее творчества. Мы попытаемся исследовать организующую структуру художественных образов пространства и времени как текстовых и философских категорий поэзии М. Цветаевой, и проследить эволюцию этих концептов в творчестве поэта.
Актуальность темы
Пространство и время являются (в числе прочих) основными понятиями философии и важнейшими формами бытия, с помощью которых происходит изучение реальности как таковой, изучение законов Вселенной.
Любое произведение искусства, так или иначе моделирующее действительный мир, включает в свою структуру формы пространства, времени или совместно пространства и времени.
В том числе категории художественного пространства и художественного времени являются основными художественными категориями любого литературного произведения. Именно благодаря данным категориям организуется композиция художественных образов, которые в свою очередь организуют структуру всего произведения.
Научные исследования теории художественного пространства и художественного времени находятся в стадии постоянного развития. В своем труде «Формы времени и хронотопа в романе» (1937 – 1938) М. М. Бахтин развил понятие «хронотоп» (единство пространства и времени). Хронотопический анализ произведения позволяет выявить, какую роль играют формы художественного пространства и художественного времени в организации структуры художественного мира того или иного произведения, а также в целостной картине мира того или иного автора.
В нашей работе мы подвергнем хронотопическому анализу частичное творчество одного из виднейших русских поэтов XX века М. И. Цветаевой, поэзия которой в настоящее время также вызывает большой интерес во всем мире. Выбор нашей темы в частности связан и с тем, что в октябре настоящего года весь литературный мир отмечал 120-летие со дня рождения М. И. Цветаевой.
Предмет исследования
Предметом нашего исследования является творчество М. И. Цветаевой в период с 1908 по 1925 год. Хронологически мы разделим творчество М. И. Цветаевой на три периода: начальный период (1908 – 1914), борисоглебский период (1914 – 1922), получивший свое традиционное в цветаеведении название благодаря адресу, по которому М. Цветаева проживала в данный отрезок времени (Москва, Борисоглебский переулок, д. 6), и чешский период (1922 – 1925), открывающий эмигратский период творчества поэта.
Отметим, что объектом нашего анализа является только часть небольших лирических стихотворений интересующего нас периода, которых в общей сложности насчитывается больше тысячи. Художественные категории пространства и времени в поэзии М. Цветаевой представляют широкое поле для исследований, и, к сожалению, за рамками нашего исследования осталось еще множество стихотворений М. Цветаевой, а также ее драмы и лирические поэмы, которые заслуживают отдельного рассмотрения с точки зрения хронотопического анализа.
Цель работы
Целью нашей работы является общая характеристика основных типов образов пространства и времени в интересующих нас стихотворениях, их классификация по тематическим признакам, определение роли данных категорий в организации целостной картины художественного мира, а также характеристика данных концептов как философских категорий в восприятии М. И. Цветаевой.
Структура работы
Текст работы разделен на теоретическую и практическую части.
Первая часть посвящена рассмотрению основных литературоведческих подходов к исследованию проблемы хронотопа в литературном произведении и в частности в лирической поэзии.
Вторая часть включает в себя непосредственно анализ лирики М. И. Цветаевой. Каждая из глав второго раздела работы содержит анализ лирических стихотворений одного из трех интересующих нас периодов (ранний (или начальный), борисоглебский, чешский). Главы эти в свою очередь разделены на следующие главы, классифицирующие пространственно-временные образы поэзии М. И. Цветаевой по тематическим признакам.
следующая страница>