Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3 ... страница 16страница 17

Пространство и время

как основные категории художественного текста



  1. Хронотоп и его функции в литературе


Базовыми категориями художественного текста, составляющими основу любого литературного произведения, являются категории пространства и времени, с помощью которых строится композиция произведения, генерируются его художественные образы, формируется целостная рецепция художественной действительности.

Рассмотрим основные литературоведческие подходы к исследованию данных категорий.

Виднейшим исследователем в этой сфере был российский теоретик искусства, философ и лингвист М. М. Бахтин, который и ввел в литературоведение термин хронотоп (дословно «времяпространство»). Согласно определению, данному Бахтиным, хронотоп обозначает «существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе».1 При этом Бахтин отмечает, что хронотоп следует понимать как формально-содержательную категорию литературы:

«В литературно-художественном хронотопе имеет место слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Этим пересечением рядов и слиянием примет характеризуется художественный хронотоп.

Хронотоп в литературе имеет существенное жанровое значение. Можно прямо сказать, что жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом, причем в литературе ведущим началом в хронотопе является время. Хронотоп как формально-содержательная категория определяет (в значительной мере) и образ человека в литературе; этот образ всегда существенно-хронотопичен».2

В 1970 году Ю. М. Лотман в своем труде «Структура художественного текста» значительно расширил роль и функцию пространственных отношений в литературе, задав тем самым новое направление исследованию этой проблемы:

«Уже на уровне сверхтекстового, чисто идеологического моделирования язык пространственных отношений оказывается одним из основных средств осмысления действительности. Понятия «высокий-низкий», «правый-левый», «близкий-далекий», «открытый-закрытый», «отграниченный-неотграниченный», «дискретный-непрерывный» оказываются материалом для построения культурных моделей с совсем не пространственным содержанием и получают значение: «ценный-неценный», «хороший-плохой», «свой-чужой», «доступный-недоступный», «смертный-бессмертный» и т.п. Самые общие социальные, религиозные, политические, нравственные модели мира, при помощи которых человек на разных этапах своей духовной истории осмысляет окружающую его жизнь, оказываются неизменно наделенными пространственными характеристиками то в виде противопоставления: «небо-земля» или «земля-подземное царство» (вертикальная трехчленная структура, организованная по оси верх-низ), то в форме некоторой социально-политической иерархии с отмеченными противопоставлениями «верхов» «низам», то в виде нравственной отмеченности противопоставления «правое-левое» (выражения: «наше дело правое; пустить заказ налево»). Представления о «возвышенных» и «унижающих» мыслях, занятиях, профессиях, отождествление «близкого» с понятным, своим, родственным, а «далекого» с непонятным и чужим – все это складывается в некоторые модели мира, наделенные отчетливо пространственными признаками.

Исторические и национально-языковые модели пространства становятся организующей основой для построения «картины мира» - целостной идеологической модели, присущей данному типу культуры».3

Исходя из вышеприведенного текста, мы видим, что, в отличие от Бахтина, называвшего художественное время ведущим началом хронотопа, Лотман напротив основной формообразующей категорией литературного произведения считает именно художественное пространство.

«Словарь актуальных терминов и понятий» 2008 года под редакцией Н. Д. Тамарченко приводит следующее определение хронотопа:

«ХРОНОТОП (букв. с греч. – «времяпространство») – термин, введенный в поэтику М. М. Бахтиным для обозначения взаимосвязи и взаимообусловленности (при доминировании временного начала) временных и пространственных образов и характеристик мира персонажей в литературном произведении».4

Обратимся также к книге В.Е.Хализева «Теория литературы», где читаем:

«Литературные произведения пронизаны временными и пространственными представлениями, бесконечно многообразными и глубоко значимыми. Здесь наличествуют образы времени биографического (детство, юность, зрелость, старость), исторического (характеристики смены эпох и поколений, крупных событий в жизни общества), космического (представление о вечности и вселенской истории), календарного (смена времен года, будней и праздников), суточного (день и ночь, утро и вечер), а также представления о движении и неподвижности, о соотнесенности прошлого, настоящего, будущего». И далее: «Не менее разноплановы присутствующие в литературе пространственные картины: образы пространства замкнутого и открытого, земного и космического, реально видимого и воображаемого, представления о предметности близкой и удаленной».5

Словарь терминологии тартуско-московской семиотической школы приводит следующую классификацию хронотопов в романе:

«На основе пространственно-временных связей в романе можно операционально выделить три сосуществующих уровня (хронотопа): топографический хронотоп, психологический хронотоп и метафизический хронотоп». < > Топографический хронтоп связан с элементами авторской тенденциозности в романе, с узнаваемостью конкретного исторического времени и места, а также событий. Топографический хронотоп является хронотопом сюжета, он делит роман на ряд пространственно-временных единиц, соответствующих сюжетным ходам. Этот узнаваемый мир денотатов описан «невидимым, но всемогущим существом», которое имеет свои цели и может быть весьма субъективным. На этом уровне роман гомофоничен. С топографическим хронотопом тесно взаимосвязан психологический хронотоп - хронотоп персонажей. … Сюжетный ход, подчеркнутый на первом уровне перемещением в пространстве и времени, совпадает на втором с переходом из одного душевного состояния в другое. Топографический хронотоп генерирован сюжетом, психологический хронотоп – самосознанием персонажей. Вместо невидимого описывающего на этом уровне перед нами мир автономных голосов, вместо гомофонии – полифония. … Слово «невидимого и всеведущего» повествователя тесно соприкасается с индивидуальными словами отдельных персонажей. Слово связывает разные уровни и связывает голоса не уровне полифонии, а с другой стороны, слово и осмысливает эту взаимосвязь. < > Существует, наконец, вид метафизического хронотопа, т.е. уровня описания и создания метаязыка – слово, связывающее уровни сюжета и самосознания в целом произведении метаязыковое значение, так как связано с идейным осмыслением всего текста, в том числе пространства и времени».6

Бахтин в «Вопросах литературы и эстетики» также рассматривает романные хронотопы и выделяет три основных типа, существовавших уже в античной литературе и во многом обусловивших дальнейшее развитие европейского романа.7

Бахтин называет:


  1. хронотоп авантюрный с сопутствующими ему абстрактной пространственной экстенсивностью, цикличностью и обратимостью времени, мотивами встречи, узнавания – неузнавания (в качестве примеров Бахтин приводит романы «Дафнис и Хлоя» Лонга, «Левкиппа и Клитофонт» Ахилла Татия и др.);

  2. хронотоп авантюрно-бытовой, определяемый обратимостью времени, видимыми последствиями произошедших событий, соседством бытового и авантюрного мира («Сатирикон» Петрония и «Золотой осел» Апулея);

  3. хронотоп биографический («Апология Сократа» и «Федон» Платона, защитительная речь Сократа), т.е. тип романа, описывающий жизненный путь героя или отдельный период его биографии, повлиявший на его дальнейшую жизнь, мировоззрение.

Далее Бахтин называет ряд других хронотопов, которые перечисляет в своем труде и В.Е.Хализев:

«Бахтин рассматривает хронотопы идиллические, мистериальные, карнавальные, а также хронотопы дороги (пути), порога (сфера кризисов и переломов), замка, гостиной, салона, провинциального городка (с его монотонным бытом). Ученый говорит о хронотопических ценностях, сюжетообразующей роли хронотопа и называет его категорией

формально-содержательной. Он подчеркивает, что художественно-смысловые (собственно содержательные) моменты не поддаются пространственно-временным определениям, но вместе с тем «всякое вступление в сферу смыслов свершается только через ворота хронотопов». К сказанному Бахтиным правомерно добавить, что хронотопическое начало литературных произведений способно придавать им философический характер, «выводить» словесную ткань на образ бытия как целого, на картину мира, даже если герои и повествователи не склонны к философствованию».8

В том же труде Хализев отмечает, что время и пространство двояко запечатлеваются в литературных произведениях – с одной стороны составляют основу сюжетов, а с другой – приобретают символический характер, выступая в качестве лейтмотивов, преимущественно в лирике. Рассмотрим эту вторую функцию хронотопа подробнее.



  1. <предыдущая страница | следующая страница>


3. Концепты времени и пространства в поэзии М

Образы пространства и времени в творчестве М. Цветаевой борисоглебского периода (1914 – 1922) 33

1472.76kb.

16 12 2014
17 стр.


Корпускулярно-волновой дуализм и специальная теория относительности

Эйлера. Мы можем узнать значение скорости, смещения и плотности потока в любой точке пространства в любой момент времени не следя за траекторией движения конкретной частицы попавше

84.79kb.

26 09 2014
1 стр.


Постмодернизм план лекции: Трудность определения понятия «постмодернизм»

Хронологический аспект; содержательный аспект, то есть определенная концепция пространства-времени реальности / пространства-времени текста; формальный аспект, то есть принципы орг

404.9kb.

30 09 2014
2 стр.


Павел амнуэль пуаро и машина времени

Оон. Мой друг Эркюль Пуаро ничего не смыслит в физике пространства-времени. Я, конечно, тоже. Но я-то заявил об этом сразу, едва представитель израильской полиции комиссар Вильнер

160.28kb.

25 12 2014
1 стр.


Единство места времени и действий. Сборник статей

Яковлев Л. С. Топологизация жизненного пространства

3791.7kb.

12 10 2014
16 стр.


Шива Виджняна Бхайрава тантра

Как можем мы проникнуть в это полностью, вне пространства и времени, без имён и описаний?

179.24kb.

12 10 2014
1 стр.


Японское направление Научные руководители и темы курсовых работ 1-й курс Гамалей Максим Сергеевич

Восприятие пространства и времени в японской культуре

78.77kb.

11 09 2014
1 стр.


Исследовательская работа по теме Литературные реминисценции в современной рок-поэзии и поэзии поэтов-бардов
277.73kb.

06 10 2014
1 стр.