Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3 ... страница 6страница 7

В случае большого количества участников можно предложить одной группе выступить в роли экспертов или критиков по отно­шению к другой группе. При малом составе обучаемых упражне­ние выполняется индивидуально.

Технология «папка» может использоваться на разных стадиях обучения: либо для выявления навыков членов группы перед на­чалом курса, либо для проверки понимания пройденного матери­ала после его завершения. Это дает возможность наглядно оценить изменение знаний обучаемых.

Преимущества технологии заключаются в том, что «папка с входящими документами» обеспечивает наибольшее при­ближение к реальным условиям: материалом для группового ана­лиза становятся проблемы, с которыми участники сталкиваются (или будут сталкиваться) в своей профессиональной деятельно­сти. С помощью этой технологии идет процесс обучения, основ­ная цель которого не развлечение, а действия, направленные на совершенствование реальной практической деятельности.

Ограничение применения метода связано с тем, что ситуации, предназначенные для решения в «папке», должны оп­равдать ожидания, существующие у участников занятия относи­тельно групповой работы. Если практический элемент теряется, то снижается ценность всей процедуры. Для того чтобы «разбор дело­вой корреспонденции» провести с максимальной эффективностью, преподавателю следует стремиться соблюдать правила. Например, выбирая материалы для «папки», он должен учитывать наличие у обучаемых навыков, необходимых для осуществления профессио­нальной деятельности. Насколько это возможно, каждый фрагмент материала должен быть связан с одной из частей изучаемой про­граммы или быть иллюстрацией к конкретной теме обучения.

Зачастую эффективность технологии снижается из-за плохого качества подобранных в «папку» документов: устарелого содержа­ния, отрыва от реальной практики, эклектики. Практика показы­вает, что интерес обучаемых к такой технологии снижается каж­дый раз, когда им приходится работать с документами, взятыми из другой отрасли или из организации, не соответствующей по статусу той, в которой работают (или хотят работать) обучаемые.

При работе с некоторыми материалами «папки входящих до­кументов» неизбежно будет отражаться собственный стиль рабо­ты преподавателя. Если этот стиль не соответствует навыкам обу­чаемых, это может сделать их менее восприимчивыми к некото­рым, наиболее фундаментальным моментам обучения.

Особенно перспективно можно провести такого рода занятия по решению социальных проблем, например: оценить докумен­ты, свидетельствующие о «хождении по мукам» людей, добиваю­щихся каких-то льгот, решения жилищно-бытовых проблем (о «тяжбах» в коллективе, конфликтах, вышедших за пределы орга­низации). Можно также отследить трудные аспекты современных налоговых документов или первые шаги по предпринимательству. Разбор деловой корреспонденции полезен для демонстрации эффективного решения проблем или принятия решений.

1.3.6. Информационный лабиринт (баскетметод)

В профессиональной литературе по интенсивным технологиям в качестве разновидности метода «папки» выделяют также метод «информационного лабиринта» («In» tray exercises; «In» basket exercises), или «баскетметод». Лабиринт действий — это очень под­робное групповое задание, требующее от преподавателя серьез­ной предварительной подготовки. Участникам занятия необходи­мо изучить определенную ситуацию и в различных пунктах вы­брать одно из множества альтернативных действий, другими сло­вами, пройти своеобразный лабиринт.

Методика проведения заключается в следующем: обу­чаемым раздаются листы, на которых представлены различные ситуации и вопросы, касающиеся технической сферы или меж­личностных отношений. Задача обучаемого — принять верное ре­шение согласно фактам данной конкретной ситуации, причем обычно решение надо выбрать из нескольких вариантов. Каждый ответ ведет обучаемого к следующей ситуации и так далее, пока не будет достигнут конечный результат. Каждый обучаемый мо­жет выбрать свой собственный путь, цель которого — пройти че­рез лабиринт к окончательному решению, сделав наименьшее количество шагов. Обучаемый, который хорошо уяснил принци­пы отбора ситуаций, сможет быстро дойти до конца, выбрав пра­вильные ответы на практические вопросы. Неумелый или неком­петентный обучаемый, скорее всего, сделает неправильный вы­бор, и ему придется вернуться назад на исходную позицию и сно­ва идти до конца (если он вообще до него дойдет).

Цель технологии информационного лабиринта заключается в том, чтобы научить выбирать верные методы или отношения, учась на своих ошибках. После выполнения задания преподавателю не­обходимо вместе со всеми обсудить причины выбора верных и неверных решений.

Технология «информационный лабиринт», по мнению Лесли Рая, специалиста по тренингам, обладает двумя существенными недостатками:

  1. «умный» обучаемый может справиться с ним за счет того, что прочитал и запомнил сведения из нужных книг, и, следова­тельно, может дать «правильные» ответы, не разбираясь при этом в ситуации по-настоящему;

  2. занятие требует очень много бумаги — один набор состоит из нескольких листов для каждой стадии «лабиринта», и такие наборы надо подготовить для каждого участника. Этот недостаток можно устранить, выполняя упражнение на компьютере. Правда, для этого каждому участнику нужно предоставить свой монитор, подключенный к компьютеру преподавателя.

Нельзя не отметить, что интерактивная часть этой технологии осуществляется в основном во второй части, когда решения уже приняты и их необходимо публично озвучить и обсудить результа­ты. Вместе с тем в лабиринте могут участвовать не отдельные обу­чаемые, а несколько малых групп, в этом случае целесообразно усложнить задания. Специалисты отмечают, что эта технология может быть очень полезна в том случае, если отражает содержа­ние обучения, например: если изучается процесс принятия реше­ний или технология «дерево решений».
1.4. Технологии анализа ситуаций для активного обучения
(
action learning)

Разработана технология в 1930-е гг. в Гарвардской школе биз­неса (школа делового администрирования Гарвардского универ­ситета, г. Бостон, США). Известность в России она получила лишь в начале 1970-х гг. Эта технология может использоваться и само­стоятельно, и как часть традиционных методов обучения или де­ловых игр и тренингов.

Специфика данной технологии заключается в том, что при проведении занятия в виде ситуационного упражнения можно достичь прогнозируемых результатов. Однако это удается, лишь осуществляя взаимодействие с другими участниками, выполняя комплексные взаимосвязанные (дополняющие) вычисления, вы­слушивая различные точки зрения и подходы и аргументируя соб­ственную позицию. Именно работа в группе по анализу ситуации позволяет обучаемым усвоить знания и приобрести навыки и уме­ния практически решать сложные задачи, рассматривать разнооб­разные возможности и подходы к решению проблем и адаптиро­ваться к разным типам людей, участвующих в принятии решений.

Включение обучаемых в активную деятельность позволяет раз­вить практические компетентности — базовые умения, навыки и готовность к действию.

Как справедливо заметил Тацит, «упражнения рождают мас­терство».

Цели технологии анализа ситуаций:

- развитие навыков анализа и критического мышления; -соединение теории и практики;

- представление примеров принимаемых решений и их послед­ствий;

- демонстрация различных позиций и точек зрения;

- формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.

Помимо этих целей при применении анализа ситуа­ций формируются следующие метакомпетентности:

- отрабатываются коммуникативные навыки — точно выражать свои мысли; уметь слушать других, аргументированно высказы­вать точку зрения, подбирать контраргументацию и пр.;

- развиваются презентационные умения и навыки по представ­лению информации;

  • вырабатывается уверенность в себе и в своих силах;

  • формируются устойчивые навыки рационального поведения в условиях неполной информации при решении комплексных проблем;

  • формируются интерактивные умения, позволяющие эффек­тивно взаимодействовать с партнерами и принимать коллектив­ные решения;

  • приобретаются экспертные умения и навыки, необходимые для оценки деятельности персонала;

  • осуществляются самооценка и на ее основе самокоррекция индивидуального стиля общения и поведения;

- осваиваются партнерские отношения и приобретаются навы­ки сотрудничества;

- учатся учиться — самостоятельно отыскивать необходимые знания для решения ситуационной проблемы, усваивать алгорит­мы управленческих решений;

- изменяется мотивация к обучению — студенты лучше посе­щают такого рода занятия и, как правило, проявляют активность, немотивированную включенность в деятельность и повышенный интерес к ней.

Кроме того, в процессе работы над ситуациями у обучаемых формируется конкурентоспособность, развивается персональная и коллективная ответственность, шлифуются личные ценности и установки, приобретаются навыки управления репутацией и фор­мирования позитивного имиджа

К технологиям, активизирующим учебный процесс, постро­енным на анализе ситуаций, относятся: метод ситуационного ана­лиза, включающий анализ конкретных ситуаций — АКС (ситуационные задачи — СЗ, ситуационные упражнения — СУ); метод ситуационного обучения — кейс-стади, метод кейсов, метод «ин­цидента»; метод анализа критических прецедентов, метод проиг­рывания ролей, игровое проектирование. Далее рассмотрим каждый из перечисленных методов, его особенности и возможности применения в учебном процессе.

1.4.1. Ситуационный анализ и его виды

При активном ситуационном обучении участникам анализа предъявляются факты (события), связанные с некоторой ситуа­цией по ее состоянию на определенный момент времени в конк­ретной социально-экономической системе. Задача обучаемых — принять рациональное решение, действуя сначала индивидуаль­но, а затем в рамках коллективного обсуждения возможных реше­ний, т.е. в процессе интерактивного взаимодействия.

В учебной ситуационной задаче могут содержаться различные предпосылки для анализа:

- оптимальное решение уже имеется у преподавателя, участ­никам анализа остается самим найти его и обосновать, показать, каким образом они его нашли (например, при расчетах) и как его реализовать;

- обучаемый должен проанализировать готовый вариант реше­ния (ответа), предложенный автором-разработчиком ситуационной задачи;

- предлагается несколько вариантов правомерных решений;

- имеется многоальтернативное решение.

Преподаватель, ведущий занятие, ставит перед обучаемыми разнообразные вопросы, которые позволяют выявить специфи­ческие признаки проблемы, ее истоки, причинно-следственные связи и свойства, развивают способность рассматривать проблему с различных сторон и точек зрения и в разных аспектах: управ­ленческом, психологическом, юридическом, нравственном.

Решение задачи — специфическое достижение разума, разум же — особый дар, которым наделен человек. По мнению А. Эйн­штейна, радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы. Уже давно замечено, что если проблема сформулирова­на, то она уже наполовину решена. Чем внимательнее осуществ­лен анализ ситуации, тем успешнее будет синтез. В соответствии с этим постулатом рассматриваемая технология делает акцент на четкое фокусирование проблемы, на умение задать все необходи­мые вопросы типа: «Почему?»

Ситуации бывают конкретные и базовые.

Конкретные ситуации возникают во всех сферах формального и неформального взаимодействия. Под конкретной ситуацией по­нимается реальное событие, происшедшее под влиянием некото­рых факторов (событий), частично известных и частично неизве­стных. В литературе под конкретной ситуацией иногда понимается событие, явление, вступающее в конфликт с окружающей сре­дой: людьми, органами власти, экологией и т.п. Две конкретные ситуации могут быть идентичными, подобными и полезными с точки зрения возможности заимствования решений.

Базовой ситуацией называется обобщенное описание совокуп­ности подобных конкретных ситуаций, которые можно отнести к одному классу.

В обучающей практике используются разнообразные виды си­туаций.

Стандартная ситуация в определенной мере типична, часто повторяется при одних и тех же обстоятельствах; имеет одни и те же источники, причины; может носить как отрицательный, так и положительный характер.

Критическая ситуациянетипична, как правило, неожидан­на, т.е. застигает врасплох, разрушает первоначальные расчеты, планы; грозит нарушить установленные нормы, режимы, систе­мы правил, ценностей; может наносить материальный и моральный ущерб, быть вредной для здоровья, экологии; требует немед­ленного и радикального вмешательства, пересмотра критериев, положений, нормативов.

Экстремальная ситуация (или чрезвычайное происшествие) — уникальна, не имеет в прошлом aнaлогoв; приводит к негативным, а порой и разрушительным изменениям каких-либо объектов, про­цессов, взглядов, отношений; влечет за собой материальные, фи­зические и нравственные потери; требует привлечения незаплани­рованных и непредусмотренных материальных и человеческих ре­сурсов; побуждает к радикальным действиям, нетрадиционным решениям, обращению за помощью, например: землетрясение, пожар, наводнение, буран, извержение вулкана, сход лавины.

По характеру освещения, подачи материала могут быть исполь­зованы ситуации-иллюстрации, ситуации-оценки и ситуации-уп­ражнения.

Ситуация-иллюстрация — это пример из практики (как пози­тивный, так и негативный) и способ решения ситуации. Ситуа­ция-оценка представляет собой описание ситуации и возможное решение в готовом виде: требуется только оценить, насколько оно правомерно и эффективно. Ситуация-упражнение состоит в том, что конкретный эпизод управленческой или социально-пси­хологической деятельности препарирован таким образом, чтобы его решение требовало каких- либо стандартных действий, напри­мер: расчета нормативов, заполнения таблиц, использования юри­дических документов и т.д.

В литературе ситуации различают также и по другим призна­кам: по степени обобщенности или по степени новизны (извест­ные, неизвестные (новые), стандартные и модифицируемые), по частоте встречаемости и степени сложности поиска их решений (проблемные и тривиальные) и др. Вместе с тем практика свиде­тельствует, что вычленить ситуацию в чистом виде порой невоз­можно. В любой из них могут присутствовать и некоторые элемен­ты ситуаций других типов. Вид применяемых в учебном процессе ситуаций в каждом конкретном случае будет зависеть от специ­фики изучаемого курса, контингента обучаемых, поставленной учебной цели, учебного времени и опыта обучаемых.

Метод ситуационного анализа при умелом его использовании и применении позволяет оптимально решить одновременно три педагогические задачи:

  1. подчинить учебный процесс управляющему воздействию преподавателя;

  2. обеспечить включение слушателей в активную учебную ра­боту — как подготовленных обучаемых, так и новичков;

  3. наладить обратную связь, установить постоянный контроль за качеством обучения и процессом усвоения знаний.

Дня эффективного использования этой технологии преподава­тель должен заранее подготовить вопросы, которые он будет зада­вать обучаемым в ходе анализа ситуации, а также перечень основ­ных направлений поиска решения.

1.4.2. Традиционный анализ конкретных ситуаций (АКС)

Самый распространенный метод ситуационного анализа — традиционный анализ конкретных ситуаций (АКС). Согласно Гар­вардской технологии, это глубокое и детальное исследование реальной или имитированной ситуации. Как писал Чжуан Цзы, «ис­тина должна быть пережита, а не преподана».

Ситуация, как уже отмечалось, — это совокупность взаимо­связанных факторов и явлений, характеризующая определенный этап, период или событие практики и требующая от обучаемого соответствующих оценок, решений, действий.

При работе с методом АКС формируются следующие компе­тентности:

- развитие аналитического мышления, привитие практических навыков работы с информацией — вычленение, структурирова­ние и ранжирование по значимости проблем;

- продвижение и развитие управленческой концепции, выра­ботка управленческих решений;

- освоение современных технологий принятия решений, сти­мулирование инноваций, повышение мотивации на изучение тео­рии;

- расширение коммуникативной компетентности, формирова­ние способности выбора оптимальных вариантов эффективного взаимодействия;

- разрушение стереотипов мышления, освобождение от «руди­ментов» авторитарного опыта;

- демократизация процесса обучения.

Анализ конкретных ситуаций, как правило, связан с творче­ским подходом к разрешению практической ситуации. Задача пре­подавателя — помочь найти и принять эффективное решение, исходя из сложности анализируемой ситуации и имеющегося вре­мени для ее разрешения. Разновидностями метода АКС являются методы ситуационного упражнения (или задачи), метод ситуаци­онного анализа (кейс-стади) и метод(ы) «инцидента».



Метод ситуационных упражнений (СУ), ситуационных задач (СЗ)

Обучаемому предлагается текст с подробным описанием сло­жившейся в организации ситуации или задача, требующая реше­ния, иногда в тексте описываются осуществленные менеджером действия и требуется проанализировать их правомерность. Но чаще всего обучаемый должен осуществить какие-либо процедуры, связанные с аналитической деятельностью: систематизировать проблемы, ранжировать их, произвести расчеты, осуществить срав­нительные действия и т.д. — и только затем принимать решение. Целями применения СУ являются усвоение знаний и приобрете­ние профессиональных навыков и умений на основе деятельно­сти в условиях, приближенных к реальной практике.

В основе ситуационного упражнения также лежит конкретная ситуация. Однако материал в ней подкреплен результатами спе­циальных исследований, формами статистической отчетности и другой информацией. Кроме того, описание ситуации может со­держать факторы, которые на первый взгляд не имеют прямого отношения к решению, но именно из них требуется выделить са­мые важные, приоритетные для принятия решений.

Для СУ не является обязательным или непременным наличие четко сформулированного вопроса. Поэтому наиболее трудным этапом в решении СУ является определение главной задачи. СЗ может не иметь однозначного решения. Ситуация, лежащая в ос­нове задачи, может предполагать множество решений, более или менее близких к оптимальному. Многообразие вариантов возмож­ных решений, принятых обучаемыми, используется в дискуссии для анализа и оценки различных подходов к решению. Встречают­ся СЗ, у которых вообще нет решения, снимающего проблему, тогда решением считается установление противоречий, опреде­ление направленности необходимых действий в сложившейся об­становке.

Признаки ситуационной задачи, отличающей ее от конкретной ситуации:

- более четкая постановка задачи как с качественной, так и с количественной точки зрения, анализ реальных данных конкрет­ной организации при недостатке исходной информации для ими­тации вероятностного характера деятельности;



  • необходимость выполнить расчеты — экономические, мате­матические, технические и др,;

  • представление результата решения в виде количественных показателей, графиков, формул, графически изображенных структyp;

- многовариантность возможных решений.

При использовании метода СУ больше внимания уделяется индивидуальному подходу к проблеме и ее решению, чем групповому. Поэтому данный метод чаще используется при освоении экономических, юридических, маркетинговых аспектов менедж­мента в рамках семинара или практического занятия.



Метод ситуационного обучения (Case study method)

Другая разновидность метода ситуационного анализа — метод ситуационного обучения (кейс-стади) — конструирование дизай­нов единичных и множественных случаев,

В отличие от учебных задач в подобных ситуациях отсутствует четко выраженный набор исходных данных, которые необходимо использовать для получения единственно правильного решения. Также в структуре кейс-стади отсутствует ряд вопросов, на кото­рые необходимо давать ответы. Вместо этого обучаемому следует целиком осмыслить ситуацию, изложенную в кейсе, самому вы­явить проблему и вопросы, требующие решения.

Метод используется для логического продолжения лекцион­ных занятий или даже «вкрапления» в них, поэтому ситуации всегда находятся в рамках конкретной темы. Междисциплинарный характер кейс-стади позволяет широко использовать эту техноло­гию, формируя у обучаемых самостоятельность и инициативность, умение ориентироваться в широком круге вопросов, связанных с профессиональной деятельностью.

Метод кейс-стади (кейс-метод, case-study) наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам за рубежом. В современном образовании он впервые был применен в Гарвард­ской бизнес-школе. В 1910 г. доктор Коупленд стал применять в дополнение к лекциям и семинарам новые технологии обучения, предполагающие проведение обсуждений со студентами реальных управленческих ситуаций. В учебные аудитории приглашались руко­водители фирм и организаций, которые делились со студентами некоторыми внутрифирменными проблемами, анализировали их, разрабатывали рекомендации относительно их решения. В 1921 г. был опубликован первый сборник кейсов по менеджменту. Декан Гар­вардской школы Уоллес Б.Донхэм, адвокат, обученный по кейс-методу, на себе ощутивший его пользу и осознавший важность ис­пользования данного метода в процессе обучения будущих менед­жеров, предложил перевести всю систему обучения в Гарвардской школе бизнеса на кейс-метод. В настоящее время Гарвардская шко­ла бизнеса сохраняет приоритетное значение case studies в обуче­нии бизнесу, выделяя почти 90 % учебного времени на разбор кон­кретных кейсов. С течением времени кейс-метод стал использовать­ся в учебных бизнес-программах не только США, но и других стран.

Интерес к этой технологии в российской системе образования возник лишь в конце XX столетия, хотя метод разработан еще в 1920-е п. На конференции преподавателей экономических дис­циплин в совпартшколах, состоявшейся в 1926 г., рассматрива­лись вопросы применения в обучении различных методов и мето­дик обучения, в том числе метода проектов или метода казусов. В основе ситуации лежит прецедент, или случай (case), специально разрабатываемый по определенным правилам на основе фак­тического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. По мнению одного из участников конференции, оче­видные преимущества данного метода состоят в том, что работа над ситуацией вызывает сильную, напряженную целевую устрем­ленность, творческий стимул, материны не нагромождается в бес­порядке, а укладывается слоями в известной последовательно­сти, постоянно приобщая обучаемого к самостоятельному и со­знательному разрешению поставленной задачи.

Метод кейс-стади относится к интенсивным технологиям ак­тивного обучения, он является интерактивным, ориентирован­ным на сотрудничество и деловое партнерство, так как работа происходит в группах. Его можно рассматривать как синергическую технологию, суть которой заключается в подготовке проце­дур погружения группы в ситуацию, в формировании эффектов умножения знания. Метод кейс-стади имеет следующие признаки:


  1. наличие модели социально-экономической системы, состоя­ние которой рассматривается в некоторый дискретный момент времени, использование фактических организационных проблем;

  2. возможное участие максимального количества людей в их изучении, выяснении иных точек зрения, сравнении различных взглядов и принятии коллективных решений;

  1. минимальная степень зависимости обучаемых друг от друга, наличие у каждого права на правильные и неправильные ответы, взаимный обмен информацией;

  2. многоальгернативность решений, принципиальное отсут­ствие единственного решения;

  3. наличие системы группового оценивания деятельности;

  4. организатор занятия проводит обучаемых через все этапы сценария и исполняет функции эксперта, катализатора учебного процесса и тренера.

В учебном процессе чаще всего используются следующие раз­новидности ситуации;

известная — для ее разрешения имеются конкретные образцы; в этом случае метод разрешения ситуации стандартный;

подобная — в этом случае ее необходимо сравнить с другими подобными ситуациями, не всегда аналогичными, но в то же вре­мя имеющими единую основу, которую можно видоизменять, приблизив ее к рассматриваемой ситуации;

неизвестная или случайная ситуация, которая не встречалась в практической деятельности, и ее нельзя сравнить с каким-либо образцом даже с помощью определенной модификации, следова­тельно, необходимо найти новый, нетривиальный метод ее решения.

Метод кейс-стади основан на следующих положениях.



  1. Метод пpeднaзнaчeн для обучения дисциплинам, истина в которых плюралистична, т.е. нет однозначного ответа на постав­ленный вопрос. При этом задачи преподавателя — активизировать обучаемых на поиск различных истин и подходов и помочь им сориентироваться в проблемном поле.

  2. Акцент в обучении переносится с овладения готовым знани­ем на его выработку, на сотворчество обучаемого и преподавателя. Отсюда принципиальное отличие данного метода от традицион­ных методик — демократия в процессе получения знания, т.е. рав­ноправие всех со всеми и с преподавателем в процессе обсужде­ния проблемы.

  3. Результатами применения кейс-стади помимо знаний явля­ются навыки профессиональной деятельности, а также развитие системы ценностей, профессиональных позиций, жизненных ус­тановок, своеобразного мироощущения и миропреобразования.

В методе кейс-стади главным действующим лицом является обучаемый. Участники занятия оказываются вовлеченными в об­суждение реальной ситуации и поэтому проявляют активную по­зицию. Цель кейс-стади — совместными усилиями группы проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положе­нии дел и выработать практическое решение. Выбор лучшего ре­шения в контексте поставленной проблемы происходит через ана­лиз ситуации и оценку выработанных альтернатив.

Существует, как известно, множество видов анализа. Одни виды анализа представляют собой инструмент исследования (например, причинный анализ, представляющий собой вычленение в изуча­емом объекте некоторых причин), другие виды анализа тяготеют к объекту. Примером такого вида анализа является анализ доку­ментов, его предметом выступает сам документ. Кейс-стади отно­сится ко второй категории анализа и предполагает использование разнообразных видов аналитической деятельности для осмысле­ния ситуации (см. табл.).



Разновидности аналитической деятельности

Xapaктеристика

Проблемный анализ

Выделение проблем, формирование проблемного поля, их квалификация

Системный анализ

Рассмотрение объекта с позиций системного подхода как некоторой системы, характеризующейся структурой и функциями

Праксеологический анализ

Рассмотрение деятельностных процессов с точки зрения их оптимизации

Прогностический анализ

Формирование предсказаний относительно будущего развития ситуации

Причинно-следственный анализ

Установление причин, которые привели к возникновению данной ситуации, и рассмотрение последствий ее развертывания

Аксиологический анализ

Построение системы оценок ситуации, ее составляющих, условий, последствий, действующих лиц с позиций той или иной ценностной системы

Ситуационной анализ

Моделирование ситуации, ее составляющих, условий, последствий, действующих лиц

<предыдущая страница | следующая страница>


А. П. Панфилова инновационные педагогические технологии активное обучение

Для того чтобы достичь обучающих целей, необходимо ориен­тироваться на следующие задачи

1192.26kb.

15 10 2014
7 стр.


24 часовой программе «Инновационные технологии в образовательном процессе (дистанционное обучение на базе lms moodle)» Группа 04

Обучение преподавателей кфу по 24 часовой программе Инновационные технологии в образовательном процессе

16.77kb.

15 09 2014
1 стр.


Инновационные технологии диспансеризации в условиях городской поликлиники

Ключевые слова: диспансеризация, поликлиника, инновационные технологии, профилактика

129.53kb.

17 12 2014
1 стр.


«инновационные библиотечные технологии для образования, науки и культуры» орагнизаторы: фгу гнии итт

«информационные технологии и телекоммуникации в образовании и науке»

136.89kb.

12 09 2014
1 стр.


Канада: горнодобывающая и нефтегазовая промышленности, лесоперерабатывающая и строительная отрасли Бразилия

Сша: медицинские технологии, инновационные технологии в сельскохозяйственном секторе, дорожное строительство, жкх

24.46kb.

13 10 2014
1 стр.


Публичный доклад о состоянии и результатах деятельности образовательного учреждения в 2011/2012 учебном году с. Сафарово

Инновационные образовательные программы и технологии, в т ч информационные технологии

512.73kb.

16 12 2014
4 стр.


«Инновационные технологии производства товаров, повышение Качества и безопасности продукции легкой промышленности», посвященной 20-летию независимости Республики Казахстан под девизом «20 лет мира и созидания»

«Инновационные технологии производства товаров, повышение Качества и безопасности продукции легкой промышленности»

181.91kb.

13 10 2014
1 стр.


Программа повышения квалификации педагогических работников по приоритетному направлению «Современные педагогические технологии»

«Программа повышения квалификации по приоритетному направлению «Современные педагогические технологии»по программе «Развитие творческого потенциала обучающихся на основе современны

99.22kb.

15 10 2014
1 стр.