Перейти на главную страницу
Произведения публикуются с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата публикации на сайте www.literatura.kg: 6 июля 2011 года
несмотря на посвисты свинца
и на дикость нравов – им в отместку –
вам я на мобильные сердца
скинул эту книгу-эсэмэску
1. МОЯ ХАРИЗМА
проживем пожуём кукси мы
лишь бы ветер не с Фукусимы
* * *
Облаков скандинавские руны
нашим душам воздушным сродни.
Если есть в нас высокие струны,
то протянуты в небо они.
Отпускает нам тайны немного
с неизвестных небесных дорог
то ли облако в облике Бога,
то ли в облике облака Бог.
синевы расплескала атлас.
И плывут облака, как сказанья
обо всём несказавшемся в нас.
мы ещё не остыли от боя.
Мы в далёком походе с тобой
никогда не искали покоя.
разливаясь созвучием чистым.
и я стану зовущим горнистом.
не отбой протрублю, а тревогу.
И услышат меня далеко.
И коней оседлают в дорогу.
и подспудно имеешь ввиду
свернуть
с суверенной дорожки.
сажусь на ходу.
Троллейбус –
как после бомбёжки.
матросы его –
совки, застарелые лохи
страну поднимали,
не взяв ничего
взамен от ушедшей эпохи.
в лихолетье разрух:
кто – нищ,
кто – по-новому крепок.
И те,
кто нас лохами сделали вдруг,
(теперь «господа»),
забыты мы отчей державой.
Нас
везёт
воспетый самим Окуджавой.
Ты меня затравила, как волка.
Пригвоздила к рублю.
И я знаю, что это надолго.
И сижу я без чая, без хлеба.
Я, конечно, нелеп.
Но и ты, извиняюсь, нелепа.
я завидую мытым и сытым.
Внуки есть у меня.
Их гнетут дистрофия с рахитом.
Но меня ты убрала со сцены.
Я смотрю натощак
на твои баснословные цены.
В глотке ком наподобие клина.
Всюду вес обрели
бандюки, воровская малина.
Свечку жгу по родному заводу.
Я видал на хую
твои рынки и псевдосвободу.
на твои «Мерседесы» да бенцы.
Я тебя не люблю.
Удавился бы на полотенце.
БАЗАР
Базар – столпотворение людей,
идей столпотворенье, дел базарных…
…И я остановился – покурить
и постоять в сторонке, отдышаться…
Ты божий одуванчик.
Подует гиблый ветер перемен –
и ты, как парашютик,
отлетишь
в безмерный космос.
На тебе на хлеб.
А вот слепой казах с поводырём.
Я здесь его встречаю каждый раз.
Казах играет классно на баяне.
И верхний левый угол у баяна,
с той стороны от меха, где басы,
оббит бархоткой – встречных задевать
приходится слепому музыканту,
обшарпался кормилец-инструмент.
И так они обходят весь базар.
И держит поводырь в руках коробку
с бумажными деньгами.
Денег много.
Слепому все кидают, не скупясь.
К тому же он играет превосходно,
без фальши, тонко чувствует мотив
и чётко держит ритм, и вообще
являет миру тонкое искусство.
Своеобразный Днишев Алибек –
великолепный тенор казахстанский –
с той разницей, поёт слепец не сам –
поёт баян, а он на нём играет…
А вот и бывший лидер цекамола.
Меня в упор не видит он. Ну что ж...
В штанах заморских, в белоснежной майке,
проносит сквозь толпу крутой живот.
Он в жизни никогда не утруждался.
Как говорится, тяжелей стакана
не подымал он сроду ничего.
Сперва он окопался в цекамоле.
Папаша был партиец у него.
Тылы надёжны были у семейства.
С приходом демократии они
успешно посдавали партбилеты
и задудели в новую дуду,
опять же сильным мира подпевая,
подыгрывая всем, кто держит власть.
Надёжен блат, и кошельки набиты.
В который раз спасла их мимикрия!
Нет дела им до бедствия людей,
как не было до них им дела раньше,
когда ярился тоталитаризм…
Вот подошёл он к новой иномарке,
жену-пампушку нежно подсадил,
уселся сам, дал газа и помчался –
всё так же моложавый и цветущий…
Сидит в пыли. Костыль приставлен рядом.
И кой-какие мелкие деньжата
к нам вопиют в лежащей рядом кепке.
Он перочинным ножичком гранат
разрезал ловко, развалил на дольки,
рубиновые ядрышки в ладонь
нашелушил и кинул под усы –
в беззубый рот… Работа и еда –
едины для него теперь на свете.
Как может зарабатывает он
и поедает то, что заработал.
Он не шумит: «За что мы воевали?»
К чему шуметь? И кто его услышит?
Однополчане? Вымерли давно.
Правительство не ходит на базар.
А мы, кто за покупками пришли,
ему, конечно, денежку дадим,
но и не больше.
Всем свои заботы
теперь важнее всех других забот.
О нас-то кто подумает, однако?
Ведь мы-то тоже нищие по сути,
ограбленные собственной страной.
Фатально отощали кошельки.
А не дай Бог помрёшь, так вообще –
семью по свету пустишь ненароком.
Такие вот лютуют времена.
Везде теперь базар.
Весь город стал базаром.
Все базарят.
Везде повальный дух: купи-продай,
повсюду деньги сальные мусолят,
дрожа над залежавшимся товаром,
ловчат и крутят, хапают, пихают,
и знают что почём, и как, и сколько,
и про грядущий думают навар.
Я вспомнил, как учительница в классе
бранила нас за то, что на базаре
излишки мы из сада продавали.
Из школы нас грозили исключить!
Тогда зазорно было – продавать.
Теперь продажно всё. И то, что свято.
Всё нынче продаётся. Всё – товар.
Кипит торговля в розницу и оптом.
Весь город, вся страна – сплошной базар.
В комках бутылки с зельем, сигареты,
презервативы, жвачки – ничего
другого населению не нужно?
Лишь пей, кури, насилуй молодух
да не забудь – предохранись от СПИДа!
Обидно за себя и за страну.
А эти молодые бизнесмены –
с затылками литыми – как быки,
на них пахать и сеять можно миром.
Но нет средь них сегодня дураков
приумножать общественные блага –
своё они горазды приумножить,
пообглодать общественный пирог,
перекупив и враз перепродав.
К чему Гомер и точные науки?
Учиться – только время потерять.
А время нынче деньги. Time is money.
Безвременья для них не существует.
Безденежье им явно не грозит.
Мы раньше называли их: хапуги.
Теперь предприниматели они.
Нахально-вызывающе снуют,
крутые заправилы-спекулянты,
мусолят пачки жирных ассигнаций.
И ни шиша они не производят.
Лишь перепродают, чтоб навариться.
И ценами нас душат мафиозно.
Базар, базар, прибой земных даров!
И всё тут есть, но есть не для меня,
а для таких вот сытых нуворишей.
И я тащу домой свою суму,
я – бывший слесарь пятого разряда,
с уменьями, ненужными стране,
воскресный день угробив на покупки,
в сомнениях у каждого прилавка
задерживаясь чуть не полчаса,
прицениваясь всюду по сто раз,
чтобы гроши на чём-то скопидомить,
поскольку до получки далеко
и неизвестно: будет ли получка…
О жизнь моя, мерило всех мерил!
В базарный день цена тебе – полушка.
деткам.
Если б к лотку
подошли
эти детки –
себе в убыток.
Ретроспектива
пьют,
дерутся.
орут,
пьют,
за валюту
продаются,
мухлюют,
предают.
Поэзия!
Толпе какое дело,
что ты красна
от гнева и стыда!
Мы из пещер
ушли к прогрессу смело.
А впору вновь
вернуться
нам
О нравы!
Бал правят
нал
и толстая сума.
из времени былого:
А. Грибоедов.
«Горе от ума».
врагов гомеров и сократов,
жрецов ублюдков и блядей –
бродил, приученный к легендам,
в тоске по затхлым сэконд-хэндам
со второсортностью моей.
на все элитные элиты
да и на прах простых кровей.
Когда уже молчит аорта,
неважно кто какого сорта,
а важно, Бога или чёрта
сложился клон в крови твоей.
И в этом есть рассудок высший:
никто
Никто не царь.
Никто не раб.
Пусть ты вознёсся, как Всевышний,
но если рядом стонет ближний,
то не пинай его хотя б.
убог, и кончит путь убого.
А тот, кто сердцем не убог,
спасётся этим, видит Бог.
пропал в густых лесах поэтик.
Сошёл с ума.
Ушёл в леса.
Нас всех рассудят небеса.
24 августа 2007 г.
* * *
Мои ночные поединки
с бумагой белой и пером!
Как под водой, в рассветной дымке
поля и ветлы за селом.
И даль со мной одних кровей –
как будто в технике размывки
исполненная акварель.
от солнца в поле и в груди,
какое кровное слиянье
судьбы и дали впереди!
я мыслью мучился взрывной.
Теперь я вечен и прекрасен,
как эта даль передо мной.
как гиль враждующих идей,
где всё прекрасное – от Бога,
а остальное – от людей.
* * *
Поманили травы у дороги.
Съехал с трассы –
в даль
плыли лучезарные, как боги,
пегие сырые облака.
Дождиком бока их отмокали.
Он сверкнул в полях и был таков.
Солнце, притаясь за облаками,
пригревало из-за облаков.
Мир был полон свежих чистых красок,
стлался ветер, травы шевеля.
И на белой лошади подпасок
ехал сквозь зелёные поля.
Веяло теплом широким – скоро
снова собирался дождь парной.
И, как поле, полное простора,
жизнь моя вставала предо мной.
* * *
Пахнет ветер полынью и вечностью,
пышет солнце, как жаркий костёр.
И с особой открытой сердечностью
я смотрю в бесконечный простор.
Открывается даль небывалая,
нету ей ни пределов, ни мер.
Зетерялся, песчинка я малая,
в этом космосе далей и эр.
7 августа 2010 г.
* * *
Давай впечатленья копить:
оса прилетела попить
в обличье крылатого тигра –
усталую жажда настигла.
И крылья сложила, и пьёт,
сидит на поверхности вод,
и движется с лёгким теченьем,
пронизанным ярким свеченьем
июньского жаркого дня.
Нет дела осе до меня.
Но, видно, моим впечатленьям
как раз не хватало осы,
её чёрно-жёлтой красы,
тигриных по тельцу полосок.
Какой-то во мне отголосок
ожил с этой пьющей осой.
Когда-то и где-то, босой,
я чувствовал тонко природу,
и осы садились на воду,
и пили, и хищной красой
меня покорили, и в оду
просились, и талии ос
изящными были. Курнос
я был, беспечален, беспечен,
но зрением зрелым отмечен –
приметить, запомнить осу
в каком-то году и часу.
Прошёл я по многим дорогам
и чуял на каждом шагу:
все твари равны перед Богом.
И вот на пустом берегу
свои впечатленья собрать я
в единое знанье могу.
Оса прилетела в кугу
и пьёт, и годится в собратья.
23 июня 2009 г.
Из Франсуа Вийона
витии заварух и голодух.
Чем более они на дух нам давят,
тем больше закаляется наш дух.
Терпенье – наше знамя, ву а ля.
Но лопнет вдруг оно – пиши пропало,
мы с вилами пойдём на короля.
* * *
Русский поэт – всегда хулиган.
В Божий мир как в цветной балаган
вышел он голым, нищим.
За пазухой у него – наган.
Ножик – за голенищем.
знает он:
яд куплета
действует поострей ножа
и побыстрей пистолета.
Поэтому многим он поперёк.
Живот свой кладёт на этом.
А если б он себя поберёг –
не был бы он
поэтом.
16 мая 1997 г.
* * *
Наш паровоз не летит ни вперёд, ни вообще куда-то.
И бронепоезда нет на запбсном пути. А зачем?
Булыжник – оружие маргиналиата.
Не станут всем
те, кто были ничем.
АМФИБРАХИЙ
навряд ли теперь кто-нибудь отличит.
Есть в каждом лишь музыка личного плана,
а общая музыка в нас не звучит.
всё глуше снаружи реалии дня.
Никто не спасает заблудшие души,
и это весьма удручает меня.
Ушли и сожгли за собою мосты.
И нам обособленность и узколобость
дороже душевной былой широты.
царит безнадежье, безверье царит.
Сознаньем дремучая правит пещера.
И всё позабыто, и всяк позабыт.
дурманы,
И камень бросаю я в наш огород:
мобильные сети,
дебильные дети,
повальный разброд
и кабальный народ.
спроворено в страхе к чертям, к праотцам.
Святое – пустое.
И мой амфибрахий
стенает,
не знает
к сердцам.
друг друга не поняли мы ни хрена.
И не поднимается медленно в гору
ни жизнь, ни страна, ни одна сатана.
Никто этой участи не избежал.
И снова годятся для междоусобиц
и пращ, и стрела, и лукавый кинжал.
и пользы-то нет никому никакой.
Но я не приемлю свободную землю
от дружбы, родства и надежды людской.
Остаться нельзя у разбитых корыт
по прихоти выжиги и святотатца,
который красиво весьма говорит.
И каждый в своей конуре государь.
И вещего нет и не видно Олега
отмстить неразумным хазарам, как встарь.
Но нет ничего ни глупей, ни тупей
кичиться, дичиться нам лишь потому, что
я из лесу вышел, а вы – из степей.
да выйдем мы к свету из нынешней тьмы,
да здравствуют разом и сердце, и разум,
да здравствуют Пушкин, Некрасов и мы!
* * *
Кругом другие идеалы,
другие флагманы и флаг,
кругом менялы и кидалы
и при звездах, и при делах.
Хлебнул лишений и скитаний
с тех пор, когда давным-давно
моя держава, как «Титаник»,
перекренясь, ушла на дно.
Но вышло так оно само,
что принадлежность к той державе
мне душу выжгла как клеймо.
Как белое офицерьё,
оповещён её повесткой,
ей присягаю под ружьё.
среди лукойлов и камек,
последний воин той державы,
откуда родом я навек.
АБАКА*
(*Абака – заморская пенька)
прозрел не леса, а пеньки.
Ему уготована рея
с петлёй из заморской пеньки.
вопьётся в кадык, не сорвать.
А нечего было, однако,
такое вдали прозревать.
петля с перехлёстом простым.
Но как искушённо и ловко
воруют, торгуют святым!»
дерзнул потягаться с Творцом.
И, право, такую скотину
на рею, и дело с концом.
гвоздями пристукнуть к кресту.
А то ещё можно и на кол.
А можно и псами: ату!
дадут ему кровный урок:
зачем ты возвёл эту ересь?
Зачем заступил поперёк?
Сэконд-хэнд
Он почти что ни за что
оторвал крутые брюки
и фартовое пальто.
обаятелен и нов.
Не хватает только бренди,
чтобы сбрендить от обнов.
и для будней трудовых.
После затхлых сэконд-хэндов
есть остаток годовых.
есть трусы и пара брюк.
Образец непервых рук.
в лапах займов и тщеты,
завсегдатай сэконд-хэндов,
соглядатай нищеты.
плод разрухи и тревог,
постсоветский, беспонтовый,
независимый совок.
* * *
пятидесятые года!
Я помню двор заготконторы,
под первым током провода.
всем заживётся веселей,
вёз от столба к столбу монтёра
трофейный фыркавший «Харлей».
то керосина, то угля.
Но широко страна вставала,
раскинув реки и поля.
гремели майские дожди.
И с репродукции смотрели
в глаза кремлёвские вожди.
Был общей гордостью села
«ЗИС-5» с кабиной из фанеры,
где в дверцах не было стекла.
голь, и к гадалке не ходи.
Но чёрный круглый репродуктор
сулил достаток впереди.
до лоска мелом натирал.
По вечерам огни не тухли
и в клубе шёл киножурнал.
как бы в дыму пороховом…
Но вся страна была едина
в своём порыве трудовом.
и в нашем веяло краю.
Всем чистым сердцем по-сыновьи
я верил в родину мою.
она нам матерью была.
Нам, в красных галстуках, вихрастым,
давала крепкие крыла.
моя страна. Там встала Русь.
Но к той стране, большой и светлой,
я, словно к матери, тянусь.
на ту страну и тот народ,
чем дольше греюсь этим прошлым,
тем дальше рыпаюсь вперёд.
* * *
Спи. Работай. Ешь. Опять работай,
спи, работай, ешь, работай, спи.
Ты не первый, даже не стосотый
в этой нескончаемой цепи.
Не стремись в грядущее в надежде.
Там одно и то же. Испокон
мириады тех, кто были прежде,
соблюдали этот же закон:
Вот и ты работай. Ешь. И спи.
Завтра всё изменится едва ли.
Ешь. Работай. Спи. Терпи. Корпи.
* * *
С кладбища шёл я тропой у предгорий.
Спал мой отец под могильным холмом.
Вечный покой, череда аллегорий
правили сердцем моим и умом.
Чувствовал всюду я волюшку Божью.
И крутолобые, словно слоны,
горные склоны скруглялись к подножью,
вечным покоем напоены.
мне довершали картину конца
там, где покрыли пырей и цикорий
холмик могильный над прахом отца.
И непостижными были почти
вечные эти холмы и печали
и быстротечные наши пути.
* * *
От горшков, керосинок и крынок
на колах вдоль кривого плетня
мы вошли в перестройку и рынок
ради нового лучшего дня.
С днями новыми лучше не стало.
Нет у нас ни двора ни кола.
Перестройка язык развязала.
Дикий рынок раздел догола.
Вместо славы – бесславье и тлен.
И свистят на погостах империй
роковые ветра перемен.
* * *
(вернее, гимн СССР,
который власти воскресили,
подправив текст на свой манер),
и оттого судьбою сер,
что ничего уже не значу
как гражданин СССР.
Но помню я, судьбой гоним,
что гимн, звучащий по России,
когда-то был ведь и моим.
А здесь, в смешенье рас и вер,
мы вроде есть и вроде нет нас.
Но есть в нас гимн СССР.
Его классический мотив
не сдюжил с гимном поединка.
Святому нет альтернатив.
свой гимн, помноженный на наш.
Пусть я не тот и ты другая.
А только музыка всё та ж!
Про купца Калашникова
и зенки люты, словно у Малюты.
Братков отвадить – лишнего козлят –
Калашникова взял и цинк маслят.
поставил бизнес, и ни сном ни духом
не хочет знать о прежних корешах.
Они ему всё время ставят шах.
и для пальбы по ним из автомата.
Вспоёт свинец, и всем козлам пипец!
Как выручил товарищ военспец!
Товар – деньги
вкус коньяка и сосисок.
Потому что «вышел строить и месть».
А у этой товар –
пара шикарных сисек.
И коньяк и сосиски у неё есть.
Чтецы газет
когда жуёте чебурек,
газетка пишет: Чикатило
угробил сорок человек.
Но, беспардонен и жесток,
вульгарный пресс бульварной прессы
вам дух расплющил, как каток.
наш душегуб во всей красе,
она большой портрет ублюдка
даёт анфас на полосе.
и расчленёнку станет есть!
Толпа подробности мусолит,
прочтя, что есть злодеи, есть.
трясётся и смакует жуть.
чтецам газет отрезан путь.
взамен генсеков и вождей
с полос не сходит Чикатило
или другой какой злодей.
Спас
Стадность – с нею поспокойней
всем, кто вырос на вожжах.
Но какой всеобщей бойне
их врасплох предаст вожак?
На рожон, срываясь, лезьте,
если топчут в вас стада
чувство совести и чести,
чувство долга и стыда.
уникальности черты.
А без этой ипостаси
мы не люди, а скоты.
Дон Кихот
прибит, как скот,
скорбит от рыночных экспансий.
И тут приходит
Дон Кихот
с оруженосцем Санчо Пансой.
не тонкий ход,
не предсказание пасьянса –
за идеалы
Дон Кихот
восстал!
Лишь на себя
все в мире тянут одеяло.
А он
любя
идеала!
злорадный смех,
побои в качестве аванса
за то, что вышел против всех
один!
Чтоб больше не совался.
сражался против зла –
сам полководец и пехота.
Молва недобрая ползла
об убежденьях Дон Кихота.
Смотрели все – и короли! –
не дальше собственного носа.
А он
пошёл на край земли
в сердца людские дул сильнее,
обрёл презренье он взамен
своей прекрасной Дульсинеи.
звезда наивного испанца.
Дал бой он грозным ветрякам
один!
в себя –
а славная работа!
И пусть порою Дон Кихот
нелеп –
я славлю Дон Кихота.
Иди вперёд!
Вот – идеал.
Вот – Санчо Панса. –
Чтоб кто-то снова в свой черёд
на вашу удочку попался.
свой идеал всей кровью нянчи,
чтоб кто-то дальний
стал похож
на Дон Кихота из Ламанчи!
8 ноября 1988, 2008 гг.
Томми Коно
а то не сбываясь,
сны проходят –
я ими томим.
Железный Гаваец,
был когда-то кумиром моим.
Не какая-нибудь там икона,
а почти запрещённый приём:
я молился тогда
Томми Коно,
я вставал
и ложился при нём.
не светился божественный нимб.
Был он в детстве изломан недугом,
но взошёл на спортивный Олимп.
с журнального фото
на меня
он смотрел со стены,
широчайшие мышцы спины.
я мужал, обиходил семью.
Эту жизнь, как один поединок,
переламывал в пользу свою.
Академиков нет по родным.
Томми Коно – Железный Гаваец –
был когда-то кумиром моим.
так являй в передряге любой
высоту человечьего духа,
силу воли и власть над судьбой.
Паруса
Какие
в нашем крае
паруса –
поля
да большаки под слоем пыли.
я видел их:
они
в просторах
прозрачные и лёгкие, как перья.
И я смотрел на них издалека,
исполненный ребячьего доверья.
Ноги жгла роса.
Вечерний холод пронимал до дрожи.
А там, вдали,
летели
паруса,
И на лазури,
словно кистью ломкой,
мечта моя очерчена была
горящею, как золото, каёмкой.
И день угас.
За горы и леса
ушёл.
Иссякли голубые реки.
Но не забуду:
плыли
паруса!
17 февраля 1983 г.
Не победит её и суд карманный мой,
сулящий за любовь мою сыновью
свидание с тюрьмой или сумой.
и за принадлежащие как сыну
лесов сверхзолотую древесину,
разливы рек с лососем, осетром.
и с новым взлётом цен на нефть и керосин
встречать по сторонам, мечтая о наварах,
руины деревень – подобье Хиросим.
и спящую в земле сырой
не избежавшую могилы
семью сексотов с детворой.
я вижу полную дерьма
страну, накрытую братками,
резные наши терема.
я экспортировать готов
всю эту нашу свистопляску
под гонор пьяных братанов.
Крест
За то, что молятся распятому Исусу –
кровав тотем, но толпам всё равно –
я б дал пощёчину общественному вкусу,
да вкуса нет у общества давно.
И царь, и псарь,
убогий и калека
правы в своей последней правоте.
Молитесь. Но снимите человека
с креста.
Ему так больно на кресте!
* * *
Как хороши, как свежи будут розы,
Но живы в сердце, как ни тяжело,
её полотнищ солнечная алость,
её людей сердечное тепло.
поставила на крепкие крыла.
Но новые хлюсты от капитала
мою страну разграбили дотла.
вражду и злобу в душах воскресив.
Они меня спихнули в зарубежье,
меня об этом даже не спросив.
Но всё ж Россия-мать себе верна:
изгоев по судьбе – своих поэтов
лишь мёртвых принимает вновь она.
А к той моей стране не сыщешь троп.
И мне через кордоны и заставы
моя страна не бросит розы в гроб.
НО НЕ БЫЛ Я АНАХОРЕТОМ
меня на будничном пути,
чтоб тут же истину на блюде
из мудрых книг преподнести.
я резанул, что я поэт,
мне скучно с истиной заёмной,
захватанной за много лет.
не задержавшихся во мне.
Я истину не раз, бывало,
искал, как водится, в вине.
с душой, как с чёрною дырой,
за частоколом чьих-то истин
своей не находя порой.
В вине, казалось, истин тьма.
Был поиск важен мне при этом,
важней, чем истина сама.
земля качалась и плыла.
И если истина встречалась,
то чаще горькою была.
с чужою истиной взаймы.
Но вышел я на светлый полюс –
к себе – воистину из тьмы.
на горьком опыте постиг:
от истин тянет мертвечиной,
они конечны, как тупик.
дал искру толпам нарасхват...
Но истина – ведь только мостик
для поиска! А не догмат.
чужие истины жуя.
Мне во сто крат дороже поиск
своей – вот истина моя.
среди неправого суда,
свою на требник ваших истин
я не сменяю никогда.
* * *
Пальма первенства опальна
для поэта в цвете лет.
И звезда его летальна,
если он и впрямь поэт.
Чемпионов всюду славят –
свой возвысили народ.
А поэта к стенке ставят,
если вырвался вперёд.
толпам проще у корыт,
где за сытенькое брюхо
их никто не укорит.
ни к чему в укромный час.
Тот, кто первенствовал, сука,
пусть свинца нажрётся враз.
у позорного столба.
Но совались и соваться
будем дальше, чем толпа!
ДУМКА
Дружно заседают в разных думах, думках,
вроде бы пекутся, думают о нас.
Ну а мы с базара носим воздух в сумках –
всё, что нам осталось нынче про запас.
Нет от этих думцев никакого толка,
не полна кошёлка, цены не тверды.
Вот когда ломиться будет моя полка,
я скажу спасибо думцам за труды.
жил с одной зарплаты, не нажил палат.
Ну а я, как дурень, богатею думкой:
вот не станет думцев, всё пойдёт на лад.
* * *
Россия, Русь! Всё ярче мне твой свет.
И строчка евтушенковская в силе:
«Поэт в России – больше, чем поэт».
А вне России – больше, чем в России.
Поэт в России – полубожество,
и мнит себя пророком и провидцем,
и не подозревает, каково
любовь свою хранить в глуши провинций.
своей страны, и он в мессии метит.
Но из широких рыночных штанин
достать российский паспорт мне не светит.
и никого, конечно, не спросили.
Но сколько нас, оставшихся вдали,
оставили сердца свои в России!
когда с тобой твои страна и люди.
И эту небом данную любовь
поэт российский нам несёт на блюде.
И вот уже похож он на мессию,
и миссию осознаёт свою.
А я издалека люблю Россию.
И в этом вижу миссию мессии.
И каждый день, как воздуха глоток,
ловлю с экрана вести из России.
не каждый, кто по метрикам российский.
И кое в ком там бродит дух расистский.
Не без урода русская семья.
Но Русью продолжаю я гордиться.
А чтоб любить шестую часть Земли,
на ней необязательно родиться.
где б ни носило, русским быть поэтом.
И пусть в гражданстве я не состою
российском – суть сердечная не в этом.
Со мной мой Пушкин, Блок, Сергей Есенин.
И от судьбы России я вовек
ни при каких границах не отсеян.
Но в Азии существенней нагрузки:
по-русски я пишу, дышу по-русски,
хотя меня в России нынче нет.
я веры в Русь, как прежде, не теряю.
В трёх тыщах километров от Москвы
я по Москве судьбу свою сверяю.
ясней поймёшь что истинно, что ложно.
Любить Россию сложно вдалеке.
Но не любить Россию невозможно.
под натиском азийского соседства,
я здесь хранитель русского наследства.
А в Азии быть русским – это риск.
ни век, ни дикорыночная новь.
Меня не будет, а Россия – будет,
но меньше на одну мою любовь.
* * *
Край Ала-Тоо солнцем осиянен.
Живи тут век, но сердцем не криви:
ты здесь не суверенный россиянин,
а россиянин по своей крови.
Вдали эпоха показушных маршей
в парадном треске…
В гуще бытия
мой брат кыргыз
не младший и не старший,
а просто брат, такой же брат, как я.
Живём, завет родительский храня:
суть братства не в количестве народа,
а в чистоте сердечного огня.
мы в суверенитете новых дней
богаты тем, что он кыргыз, я русский,
что горец он, а я дитя полей.
хотя и с нею дружим мы в тиши,
он знает широту моей натуры,
я знаю высоту его души.
Взаимностью мне платят и они.
Сквозь дебри постсоветского дурмана
вошли мы в дикорыночные дни.
Но среди гор не только мы втроём
как жили в совстране без шовинизма
одной семьёй, так и теперь живём.
когда судьбой бываю клят и мят,
звоню Рамису и звоню Баяну.
Когда им трудно, мне они звонят.
как предки наши, мы родней родни.
Дай Бог Баяну, и дай Бог Рамису.
А за меня попросят пусть они.
срослись, разъединиться не спеша,
моя душа, широкая, как поле,
и снежных гор высокая душа.
Но здесь мы люди гор, а не равнин,
и сам теперь со снежными висками
я больше азиат, чем славянин.
тоскую по заоблачным местам,
где с нами зарубежная Россия,
со мной мой отчий дом, мой Кыргызстан!
* * *
серым хлебом на столе,
на картошке и селёдке
зимовали мы в селе.
Печка веяла теплом.
Каждый вечер в совдержаве
мы сходились за столом.
мать – в раймаге продавцом.
Домик наш на косогоре
гармонировал с сельцом.
весь саманный новый дом,
крепок бытом и укладом,
сельским каторжным трудом.
свои стены не тесны.
Погреб был глубок и ёмок
с провиантом до весны.
да капуста, да свекла.
Муж, жена да бабка с внуком –
это мы среди села.
тосковали по мяску.
Чёрный круглый репродуктор
нам транслировал Москву.
чтобы знали в свой черёд:
по стране другая эра
после Сталина идёт.
и подумать не могли,
что, пройдя войну, их детки
обживутся, как наседки,
станут двигать пятилетки
как хозяева земли.
заимеют вдруг они
по колхозам и совхозам
грошевые трудодни.
По труду нам всем и честь.
Бытовал в семье свой принцип:
обходиться тем, что есть.
нам светило вырезной.
Керогазы, керосинки,
туфли белой парусинки
в сельский клуб на выходной.
В палисаднике колодец
трёхметровой глубины.
Небогато жил народец
на земле после войны.
в пору стылую ладком,
если не было дровишек,
отоплялся кизяком.
Пахло тёплой штукатуркой
от нагревшейся печи.
Я в кровать мостился с Муркой,
с ней теплей зимой в ночи.
в относительном тепле
вместе с нами, как в бараке,
зимовали на земле.
Керосинку зря не жгли.
Сбережений не нажили,
но себя уберегли.
Хоть и были мы бедны,
мы другим тогда гордились –
мощью крепнущей страны.
на плаву из часа в час,
что могучая держава
мудро думает о нас.
что получим мы и снедь,
и другие блага быта –
надо только потерпеть.
Разорённая войной,
из руин страна вставала.
Мы вставали со страной.
Впереди, как свет в окне,
историческая правда:
мы нужны своей стране.
свет в квартире и тепло,
той поры былой осадок
вспоминается светло.
и шипенью примусов.
Вместе с сумерками сразу
запирались на засов.
встык сдвигали. И бочком
подвигались мы к картошке
и селёдочке с лучком.
Полутьма и тьма в домах.
Вера и принципиальность.
Неба звёздного размах.
* * *
Бизнесвек маньяковский!
Тем, кто нищ, бездуховен,
ни к чему Маяковский
или Людвиг Бетховен.
Откровенье от бакса,
такса, зелени хруст
им насущнее Бакста
и покруче, чем Пруст.
Фабрикат-суррогат.
Ни Сапфо, ни Катулла.
Орды бритых бригад.
* * *
Такыры усохли до праха.
Вопит муэдзин с минарета
азаны во славу Аллаха.
мы горькую чашу испили
за то, что как старшие братья
от верности мы отступили.
с его халифатовским клиром.
И в мире пустом и жестоком
опасно считаться кяфыром*.
И наш бронепоезд в музее.
И спинами ярость террора
предчувствуем мы, ротозеи.
и хитрый кинжал под лопатку.
А мы-то привыкли с тобою
к открытому честному бою.
Шла сила всегда против силы.
Но множатся наши могилы
с разгулом лихого коварства.
с руки нас удача кормила.
Прощайте, скалистые горы,
горит газават на полмира.
не сходятся Запад с Востоком.
И тонкое дело Востока
фатально нам вылезло боком.
в консенсусы верится слабо.
Глаза фанатичных шахидок
стреляют сквозь прорезь хиджаба.
шальная от зноя цикада.
И реет, грозя иноверцам,
зелёное знамя джихада.
* * *
Там русского в бандитских черепах нет.
Из края в край их рай исколеси –
там нет чудес, и Русью там не пахнет,
а пахнет истреблением Руси.
И лешие, как волки, по лесам там
враз загрызут – их только зацепи.
И Кот учёный старым дилетантом
и днём, и ночью чахнет на цепи.
вершат свой передел и беспредел.
И Кот им наподобие сороки
учёной трескотнёй поднадоел.
Русалкин на ветвях сидит скелет.
Дал дуба дуб давно у лукоморья.
А без него там будущего нет.
МОЯ ХАРИЗМА
когда царит капитализм,
я жив, со мной моя харизма –
харизмейшая из харизм.
(к иным я стойко глух и слеп),
весь век покоя не давая,
велит мне вкалывать за хлеб.
и не нажил себе палат.
И ненавистны мне палаты,
поставленные не с зарплат.
до фонаря вам мой пример,
но я в три смены на заводе
пахал в родном СССР.
в цехах, в горниле мастерства,
ценились руки трудовые
и золотая голова.
семьи во имя всех святых.
Жаль, нет теперь таких горнилец
для всяких новых и крутых.
друг друга жрущим поедом,
как сладок хлеб, политый потом,
добытый праведным трудом.
и сожаления гнетут,
что дикорыночное быдло
похоронило честный труд.
повальным, как девятый вал,
что криминальный капиталец
теперь нередко правит бал.
те, к чьим рукам он вдруг прилип.
Мнит президентом и монархом
себя бандюк, засевший в джип.
им можно жирный снять навар.
Сама валюта для навара
вполне годится как товар.
юнец безусый у «порша».
В чём смысл его дальнейшей жизни?
Сейчас всё есть у мальчиша.
зелёный сытый ловелас.
Ещё не жил, а всё имеет
в отличие от многих нас.
и тёртый в общем-то калач,
встал крепко на ноги в полвека.
А этот сызмала богач.
его снабдили всем сполна,
а волосатая их лапа
простому взгляду не видна.
Как чаша полная, их дом.
Но их большие капиталы
неправым дубыты путём.
у нас, как всюду, в свой черёд
отцов и дедов преступленья
забудутся. А деньги – в ход!
Я не втесался в их игру,
остался бедным я, но честным,
и этим греюсь на миру.
но и без них кромешный бред.
Побудь со мной, моя харизма,
другой ведь не было и нет.
* * *
Не затрёте суверенным лаком
той моей печали давних дней.
Схоронил я родину и плакал,
как над прахом матери моей.
7 марта 2010 г.
* * *
Валерию Жернакову
в разгуле рыночных крушений,
шовинистических радений
на постсоветской целине?
Что ищешь ты в стране далёкой,
оставшейся под подоплёкой
тотальной слежки и жестокой
войны с предтечами в стране?
ты вид имеешь артефакта.
А кто виною? Сам тюфяк-то.
Тебя крутые не поймут,
когда совдеповской закваски
ты им рассказываешь сказки
про прежний мир и май, и труд.
Ни мира, ни труда, ни мая.
Моя твоя не понимая,
по суверенностям камлая,
болото хвалят кулики.
А ты, взращённый той страною,
растерзан стервою-виною,
что не угроблен той войною,
и лишь сжимаешь кулаки.
* * *
В прибое рыночном брыкаюсь
и не сдаюсь ему в бою.
Ни от чего не отрекаюсь.
Ни в чём зарока не даю.
Отречься было бы нелепо
мне от всего, что грело нас.
Я словно мамонт -
из совдепа
сквозь льды протаявший в сейчас.
Вам при крутом капитализме
предстал я в солнце новых дней
как артефакт минувшей жизни
в сплошных гипотезах о ней.
* * *
Что будет дальше – будет видно,
но вряд ли лучше, чем говно.
И за державу не обидно,
поскольку нет её давно.
4 января 2011 г.
диктатура оголтелой братии
вся земля похожа на тюрьму
довелось пожить при демократии
не дай Бог такого никому
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
02 10 2014
3 стр.
«Дневник» А. В. Никитенко. Что ж, раскрываю том Никитенко, из записей которого заключаю, что в 1853 году Политковский крупно проворовался, бюрократия столицы пребывала в страхе от
01 09 2014
1 стр.
Никитенко П. Г., Чигирëв В. А., Юнацкевич П. И. Профилактика социального паразитизма / Серия книг: нравственный ноосферный путь человечества. Минск, 2008. – 20 с
16 12 2014
1 стр.
Бурлуцкий Олег, Волчков Александр, Гимаев Сергей, Голиков Александр, Голиков Владимир, Гусев Александр, Давыдов Евгений, Жебровский Сергей, Ильин Роман, Ляпкин Юрий, Макаров Сергей
10 10 2014
1 стр.
Великий князь Александр Павлович: формирование личности и общественно-политических взглядов
07 10 2014
6 стр.
В небольшую деревеньку М. Удово, затерянную на окраине цивилизации, где-то в Сибири, приезжает столичный писатель александр
14 12 2014
4 стр.
Ссср, 1967. 96 мин. Режиссер Георгий Натансон. В ролях: Татьяна Доронина, Александр Лазарев, Олег Ефремов, Елена Королева, Александр Ширвиндт, Владимир Комратов, Евгений Карельских
04 09 2014
3 стр.
Мы благодарим экспертов рабочей группы Комитета по переводам и публикациям itsmf, принявших активное участие в формировании основного варианта перевода терминов
29 09 2014
16 стр.