Перейти на главную страницу
Итак, образ тучки нарисован следующими словами: "золотая", "умчалась", "по лазури весело играя", и представляется она нам, как говорят дети, веселой, молодой, легкомысленной. А утес? Сначала, когда она была рядом с ним, он "великан". А потом, когда она умчалась куда-то, он остается один, плачет ("влажный след в морщине"), "задумался глубоко" и тихонько горюет "в пустыне".
В тексте есть и образ спокойного моря, рисуя которое, Лермонтов использует свои любимые краски: лазурь и золото; и образ бурного моря, который создается не только словами, но и звуками: "играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит"; и образ главного "героя" – явно символический образ плывущего по волнам житейского моря человека, который мог бы спокойно плыть, а он – "...ищет бури, как будто в бурях есть покой", то есть счастье. Так что же, этим недоуменным вопросом и ограничивается смысл стихотворения? Нет, конечно, ведь ищет-то бури "мятежный парус". А что мятежно в человеке? Дух, душа. Вот теперь дети, наверное, приблизились к главной мысли, ради которой автор написал это стихотворение, заглянули в глубину этого бездонного текста. А может, и не до конца еще поняли, может, что-то им не открылось сегодня. И прекрасно! Значит, и дальше нужно думать над этим текстом.
Больше всего привлекает в структурных схемах то, что, во-первых, они просты и технологичны, поэтому легко воспринимаются учениками, и помогают им, даже очень маленьким, в постижении смысла, идеи произведения. А во-вторых, схемы делают анализ текста более объективным, ведь учащиеся ничего не придумывают, берут только то, что есть в произведении, вдумываются в образы, в слова, которыми автор их нарисовал, стараются понять, почему автор употребил именно это слово.
Анализ текста и его читательская интерпретация, освоение смысла текста – работа серьезная, вдумчивая, не только напрягающая мысль, но и вызывающая чувство, пробуждающая воображение и фантазию читателя.
Главное в работе над лирическим текстом – работа над словом, изображающим картину окружающего мира и передающим чувство. Самое простое, понятное даже маленьким детям задание при изучении лирического текста – найти слова, которыми автор рисует картину (передает свои чувства, свое отношение к героям, к событию, к миру, к природе). Так дети постепенно учатся вглядываться в слово, видеть то, что за ним стоит, понимать, почему автор подобрал именно это слово.
Покажем методику работы над лирическим текстом на примере анализа разных стихотворений.
НЯНЕ
Подруга дней моих суровых,
Проанализируем с помощью системы вопросов текст стихотворения С.Есенина.
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Вопросы для анализа
Например, для более точного восприятия детьми стихотворения И.Бунина "Детство" им нужно рассказать о том, что происходил Иван Алексеевич Бунин из старинного дворянского рода. Детство его прошло в дворянской усадьбе, "осененной старыми липами", где буквально царил дух Пушкина, особенно страстно поддерживаемый матерью Бунина. Мать читала детям его стихи "певуче и медленно, на старомодный лад".
Воспоминания о детстве поэт сам называл "сладчайшими", наверное, еще и потому, что род Буниных обеднел, усадьба была разорена, да и сам поэт вынужден был уехать за границу.
После такого предисловия можно читать и анализировать само стихотворение И.Бунина.
ДЕТСТВО
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Поэзия начала XX века, так называемый Серебряный век русской поэзии, сложная, может быть, в чем-то даже непонятная. Это следствие сразу нескольких причин. Во-первых, потому, что в ней много иррационального, нелогичного, ассоциативного. Во-вторых, эта поэзия – модернистская, ищущая новые способы создания образов, новый язык, новые ритмы. И если в поэзии XIX века поэт называет, определяет чувство, если в этих стихах почти всегда можно найти идею – главную мысль, то в ассоциативной поэзии XX века определенной идеи вообще может не быть. Чувство изображается, смысл "мерцает" сквозь слова-символы, а ассоциации очень трудно "разгадать". И воспринимать такой текст, анализировать его достаточно трудно, но это, разумеется, не означает, что человек должен лишить себя общения со сложной поэзией.
В работе с такой поэзией более подходит еще один технологический прием анализа лирики – медленное чтение с остановками на "непонятных" словах.
ЧЕРЕМУХА
(С.Есенин)
(1) Почему о дереве говорится, как о цветке? Почему автор говорит: "с весною расцвела", а не "весною"?
Толкование этого текста, такого знакомого и, кажется, такого простого, оказывается, требует достаточных усилий, причем прежде всего работы воображения, умения представить во всех деталях картину.
1. Первичное чтение текста с ориентировкой учеников на то, чтобы они постарались в своем внутреннем видении представить картину. Задание: "Нарисуйте то, что вы увидели". В большинстве случаев на рисунках детей отсутствуют детали, у некоторых вообще нет ручья, то есть они при первом чтении этот образ не увидели. (Можно прочитать текст второй раз, особенно если дети сами просят и если действительно многие не увидели ручья.)
2. Медленное чтение текста с анализом системы образов и "ключевых" слов. Слова объясняются (почему автор именно этот эпитет, метафору, сравнение подыскал). Эти слова подчеркнуты в нашем тексте. К ним написаны вопросы.
3. Загадка этого текста в том, что в нем две картины, причем разделенные временем. Особенно это ясно видно в образе ручья; сначала – "струится маленький", да еще и рифмуется с "проталинкой", а потом его "гремучая волна" обдает все ветки черемухи ("Это прямо море какое-то!" – сказали дети). Да и отношения с черемухой изменились: то он просто был рядом с ней, а потом – "вкрадчиво под кручею ей песенки поет". Наличие двух картин подтверждается еще и тем, что сам автор снова говорит: "черемуха душистая", как бы заново всматриваясь в нее. А она уже другая: "развесившись стоит", уже не в "серебре", а в золоте "на солнышке горит". Эти изменения дети объяснили тем, что прошло время, черемуха распустилась, расцвела, и ручей тоже набрался силы, его напитали вешние воды. Так мы выходим с детьми на понятие времени в тексте, учим их видеть развитие лирического сюжета, сопряженность пространственных и временных отношений в художественном произведении.
4. Возвращаемся к первым рисункам, оцениваем их, и дети сами приходят к выводу, что надо нарисовать два разных рисунка, что в рисунке можно запечатлеть лишь один момент, а поэт рисует картину в движении.
Рассмотрим еще один непростой поэтический текст.
ЗА ПОВОРОТОМ
Насторожившись, начеку
(Б.Пастернак)
Надо сказать особо и о роли такого методического приема, как выразительное чтение. Им должна начинаться и заканчиваться работа над каждым стихотворением. Учитель предваряет анализ текста своим чтением стихотворения, передавая свое внутреннее видение, а выразительным чтением ученика работа над лирическим текстом заканчивается.
При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную форму
17 12 2014
3 стр.
Сопоставительный анализ переводов художественного произведения на материале стихотворения Аллана Эдгара По «Аннабель Ли»
14 09 2014
8 стр.
Теоретические аспекты анализы стихотворных форм и художественного перевода
04 09 2014
1 стр.
Композиция построение художественного произведения, расположение его составных частей
18 12 2014
1 стр.
Эти закономерности выступают в образно-претворённом виде, связанном со спецификой того или иного вида искусства, художественной идеей, материалом произведения и др., отражающем эст
18 12 2014
1 стр.
Определить непосредственное содержание лирического произведения переживание, чувство
17 12 2014
1 стр.
Роль музыкального жанра в определении художественного образа музыкального произведения
08 10 2014
1 стр.
Учить анализировать лирическое произведение на, основе личностного восприятия и осмысления художественного произведения
16 12 2014
1 стр.