Работа над драмой
Знакомство с этим литературным родом возможно через освоение диалога в эпическом тексте и чтение по ролям, которое знакомо учащимся с 1-го класса. Чтение по ролям и инсценирование станут главными методическими приемами работы учащихся над драматическим текстом.
Современные дети, скорее всего, уже видели в театре или по телевизору драму, но не в полной мере представляют ее специфику. Впервые увидев напечатанную пьесу, дети легко в процессе беседы уясняют, что данное произведение написано не сплошным текстом, а разбито на роли, чтобы их играть. Так ребята выходят на одну из основных особенностей драмы: произведения эти предназначены, как правило, для постановки на сцене, это род литературы, граничащий с двумя видами искусств – литературой (собственно текст драмы) и театром (возможность инсценировки).
В беседе с учащимися выясняется, что характер героя в драматических произведениях раскрывается в действиях, поступках, словах (диалогах и монологах). Далее можно вспомнить, как раскрывались характеры героев в баснях И.А. Крылова. Конечно, басня – эпический жанр, но почему басни так легко инсценировать? Что лежит в основе развития сюжета басни? Без чего не было бы такого интересного рассказа? Дети вспоминают: без ссоры, спора (слово "конфликт" может не вводиться). Так ученики подходят к пониманию своеобразия изображения характера героя в драме: ситуация столкновения, противоборства, часто экстремальная, способствует в наибольшей степени выявлению характеров и жизненных позиций героев.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что они ни разу не произнесли слово "автор". Но ведь на сцене играют не сочиненное самими актерами произведение, да и актеры говорят не то, что им вздумается, а то, что сочинил автор. Можно задать вопросы: вмешивается ли автор в действия героя, высказывает ли свое отношение к нему? Включили бы вы автора в систему образов драматического произведения?
В процессе беседы ученики узнают, что автор в драматических произведениях только поясняет актерам, режиссерам, художникам, как осуществить задуманное им, а сам в действии не участвует. Здесь в беседе возникает слово "ремарка" – пояснение, которым драматург предваряет или сопровождает ход действия в пьесе (можно это слово не говорить). Обычно в ремарках пьесы дается описание места действия, обстановки, одежды действующих лиц, а также их душевного состояния, движений, жестов, интонации.
Полученные знания учащиеся закрепляют, читая по ролям и инсценируя пьесу. Ребята с интересом ищут составляющие элементы нового для них литературного рода, оценивают чтение и игру каждого актера, судят своих товарищей гораздо строже учителя, подмечают малейшие неточности в действиях актеров. Так в процессе работы учащиеся постигают особенности этого непростого и неизвестного для них литературного рода и, играя роли, входят в образы героев на самом высоком уровне освоения текста.
Сведем все, что мы сказали, в таблицу (файл в формате.PDF, объем 30 кБ).
Итак, уже в начальной школе ведется настоящая работа по освоению художественных текстов, а значит, освоению и присвоению учениками нравственных образцов. При верном, профессионально грамотном руководстве учителя этим процессом дети легко, с огромным интересом осваивают методику и технологические приемы анализа художественного текста. Как показывает практика, они хорошо усваивают алгоритм анализа, а умения превращаются в навыки, остаются в сознании ребенка. И главное, что ребенок приходит в среднюю школу уже освоившим на уроках литературного чтения азбуку литературоведения в посильной для него, интересной и важной ему познавательной деятельности, готовый к дальнейшему осознанному чтению, которое выведет его к высотам человеческого духа.
Задача начальной школы – пропедевтическая, подготовительная, но, наученные методам анализа художественного текста, дети открывают в нем такие глубины, демонстрируют такую интуицию, работу воображения, понимание смысла, что становится ясно, что читатель-ребенок может зачастую больше взрослого, что в детстве все мы – гениальные лингвисты, литературоведы, поэты и философы.
|