Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Структура художественного текста

Композиция - построение художественного произведения, расположение его составных частей.
Сюжет - последовательность событий в художественном произведении.
Фабула - хронологическая последовательность событий художественного произведения.
Этапы сюжета:

Этапы развития сюжета







Название этапа сюжета

Краткая характеристика

Пример

Экспозиция (пролог)

Изображение расстановки персонажей и обстоятельств в литературном произведении, непосредственно предваряющей развертывание основного сюжетного действия. Экспозиция не влияет на ход последующих событий в произведении, а только мотивирует действие. Типы экспозиции (в зависимости от места в произведении)
 - прямая;
- задержанная;
- обратная.

В трагедии У. Шекспира "Ромео и Джульетта" - сцена Джульетты-девочки с няней, когда Ромео перед первой встречей с Джульеттой рассказывает своему другу Меркуцио о прежней любви

 Завязка

 Начало конфликта, составляющего основу сюжета, исходный момент, определяющий последующее развертывание действия художественного произведения.
Типы завязок:
- мотивированная;
- немотивированная (неожиданная, придающая остроту).
Место завязки в литературном произведении:
- в начале;
- в конце.

 Немотивированная, неожиданная завязка в романе Н. Г. Чернышевского "Что делать?" Завязка в конце худ. произведения - поэма Н. В. Гоголя "Мертвые души"

 Развитие действия

 События, совершаемые в художественном произведении от завязки до кульминации, развитие сюжетных линий; постепенное нарастание конфликта.

 Приезд Скалозуба, падение Молчалина с лошади, разговор Чацкого с Софьей, в котором тот называется себя сумасшедшим

 Кульминация

 Высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения, когда особенно ярко проявляется сюжетный конфликт, цели героев и их внутренние качества. Все развитие конфликта стремится к кульминации, после которой наступает развязка; иногда развязка совпадает с кульминацией. В художественном произведении возможно несколько кульминаций.

 Сцена наказания татарина за побег в рассказе Л. Н. Толстого "После бала"

 Развязка

 Положение действующих лиц, которого сложилось в худ. произведении в результате развития изображенных в нем событий; итоговая сцена, добавляющая последние штрихи к характерам действующих лиц.
Виды развязки:
- естественная (логичное выражение завязки);
- ложная.
Виды развязки (в зависимости от  развития сюжета):
- внезапная;
- логически вытекающая из развития действия.
Виды развязки (в зависимости от художественной манеры писателя):
- единая с кульминацией;
- отдельная от кульминации

 Естественная развязка - "Вишневый сад" А. П. Чехова. Ложная развязка - "Воскресение" Л. Н. Толстого. Внезапная развязка - "Метель" А. С. Пушкина. Развязка логически вытекающая из развития действия - "Человек в футляре" А. П. Чехова. Развязка единая с кульминацией - "Ревизор" Н. В. Гоголя. Развязка отдельная от кульминации - "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя

 Послесловие (эпилог)

 Заключительная часть произведения.
Типы эпилогов:
- непосредственное обращение писателя к читателю (автор высказывает какие-либо обобщающие суждения, благодарит за внимание, просит о благосклонности);
- развернутые "событийные" (сообщают сведения о дальнейшей судьбе действующих лиц после изображаемых событый).

 Развернутый "событийный" эпилог в "Войне и мире" - Л. Н. Толстого - изображение жизни Безуховых и Ростовых через восемь лет после войны 1812 года.

Структура художественного текста Композиция

Композиция построение художественного произведения, расположение его составных частей

26.85kb.

18 12 2014
1 стр.


Машкова Лариса Александровна (Доцент, к ф. н.)

Ключевые слова: семиотика текста, понимание литературно-художественного текста, вертикальный контекст, реалия, аллюзия

129.79kb.

06 10 2014
1 стр.


Тематическое планирование номера. Структурные элементы издания. Оформительские элементы издания. Жанровая структура газеты

Построение текста. Композиция материала. Типовые формулы и ходы. Как правильно собирать, отбирать и редактировать полученный материал. Как подготовиться к работе

40.37kb.

25 12 2014
1 стр.


Несмотря на наличие спорных моментов в концепции любого исследователя, каждый из них может отстаивать свою точку зрения на ту или иную проблему, опираясь на неоспоримое утверждение М. М

М. М. Бахтина о множественности интерпретаций художественного текста (в широком смысле): …воспроизведение текста субъектом

356.02kb.

26 09 2014
1 стр.


Компаративный анализ художественного текста как способ формирования поликультурной компетентности учащихся на уроках литературы

Тема: «Компаративный анализ художественного текста как способ формирования поликультурной компетентности учащихся на уроках литературы»

156.98kb.

29 09 2014
1 стр.


Художественная специфика и структура поэтического текста ксении некрасовой и роль фольклора в формировании образной системы 10. 01. 01 русская литература 10. 01. 09 фольклористика

И структура поэтического текста ксении некрасовой и роль фольклора в формировании образной системы

300.97kb.

10 09 2014
1 стр.


Фабула и сюжет 1

Шмид В. Нарратология. С. 145–185; Тюпа В. И. Анализ художественного текста. М., 2009. С. 34–48, 104–105

19.16kb.

12 10 2014
1 стр.


Интерпретация фольклорного сюжета в контексте литературных норм: сопоставительный анализ художественного текста с фольклорным источником на материале повести П. А. Ойунского «Великий Кудангса» Степанова Марина Петровна

Интерпретация фольклорного сюжета в контексте литературных норм: сопоставительный анализ художественного текста с фольклорным источником на материале повести П. А. Ойунского «Велик

40.86kb.

25 12 2014
1 стр.