Перейти на главную страницу
261
происходила через караванный маршрут между Средней Азией и Волжской Булга-рией.
Византия вскоре воспользовалась проблемами Хазарии в степи. Хотя точная датировка и идентификация участников событий является предметом дискуссии, основной смысл совершенно ясен. Во время правления хазарского царя Беньямина (880—900 гг.) Византия создала сильный военный союз буртасов, тюрков-гузов, черных булгар и печенегов против хазар. Хотя наши источники не дают представления о причинах этой кампании, понятно, что Византия стремилась получить обратно те области Крыма, которые контролировались некоторое время хазарами.26 Однако царь Беньямин оказался победителем, когда он нашел поддержку царя аланов, успешно выступивших на стороне хазар. Византия не была обескуражена этим препятствием и продолжала свое военное давление на хазар. Во время правления царя Аарона (900-920) византийцы, надеясь извлечь выгоду из прошлого опыта, убедили аланов атаковать хазар. Царь Аарон, как и его предшественник, знал, как находить союзников. Он нанял на этот раз тюрков-гузов в качестве наемников, которые помогли победить аланов. Хотя эти войны велись фактически не самой Византией, а другими народами, нет сомнения в том, что Византия оказывала огромное давление на каганат в конце IX — начале X в. Короче говоря, хазары находились в это время под постоянной угрозой нападения печенегов со стороны донско-днепровских степей и византийцев, стремившихся вытолкнуть хазар из Крыма.
Эти войны также оказывали негативное влияние на русско-исламскую иностранную торговлю, которая проходила через Хазарию. В последней четверти IX в. сравнительно небольшое количество новых дирхамов, отчеканенных на Ближнем Востоке, достигало Европейской России и Балтии. В то же время известно, что ближневосточные монетные дворы выпускали дирхамы в этот период. Другими словами, что-то препятствовало ввозу дирхамов в Северную Европу в это время, и наибо-
262
Так как импорт дирхамов с Ближнего Востока сильно сократился, а огромная I нужда в серебре существовала в Северной Европе, неудивительно, что русы-купцы I искали другие источники получения дирхамов из исламского мира. Но эта нужда I сама по себе не объясняет появление караванного маршрута из Средней Азии в I Волжскую Булгарию — маршрута, который, как мы видим, был создан, чтобы обес-I печить этот спрос. Количество дирхамов, экспортируемых в Европейскую Россию I и Балтику из саманидской Средней Азии в X в., было настолько больше, чем то I количество, которое экспортировалось с Ближнего Востока в IX в., что это можно объяснить только наличием значительных новых источников серебра в Средней I Азии и Афганистане уже в конце IX в. Думается, все пришли к общему согласию, | что основной источник серебра для саманидских монетных дворов — это рудники Панджера в Гинду-Куша. Один из ученых даже считает, что они — единственная наиболее важная область рудникового серебра во всем восточном исламском мире.28 Другой ученый рассматривает долину Панджера как наиболее богатый источник серебряной руды в мусульманской Средней Азии и отмечает, что эти рудники еще существовали в XX столетии.29 В комментариях о Андарабахе Худуд ал-Алам, к примеру, сообщает следующее: «Дирхамы здесь чеканят из серебра, добытого из рудников Панджера и Джарьяны».30 Несколько позднее тот же самый источник I отмечает, что Панджер и Джарьяна — «два города, где находились серебряные рудники». Другие исламские источники указывают, что панджерские рудники были на вершине холма, возвышающегося над городом. Холм, очевидно, напоминал огромную яму, раскопанную 6 тыс. рабочих, сосланных сюда за беспутное поведение. Так как серебро принадлежало тому, кто раскопал его первым, около 300 тыс. дирхамов могло быть извлечено при разработке новой шахты. Поскольку панджерские рудники, вероятно, уже работали в эллинистическую эпоху, нет сомнения в том, что серьезное производство серебра здесь началось в конце IX в. или же сильно I расширилось в этот период.
Интересный эксперимент провел Коувелл. Он проанализировал 12 дирхамов из Исфаганского клада, применив атомную абсорбционную спектрометрию, чтобы установить, использовалось ли серебро из этих рудников на исламских монетных дворах, находящихся и около Панджера, и на большом расстоянии от него. Взяв дирхамы из Панджера и Андарабаха в качестве примера, он пришел к заключению, что те дирхамы, которые поступали из более удаленных от Панджера мест, больше отличались по количеству металла от тех, которые чеканились в нем. Таким образом, был сделан вывод о том, что Саманиды также имели доступ к серебру из рудников Средней Азии и что никакое серебро из Панджера не экспортировалось аббасидам. Однако на основании того факта, что серебро из жил одного и того же рудника может иметь различные уровни содержания металла и что плавка и переплавка серебра при изготовлении дирхамов может менять сравнительные пропорции содержания металла, не представляется возможным связать с большой долей вероятности конкретные дирхамы с конкретными рудниками. Как бы то ни было, нет сомнения в том, что серебро, произведенное в рудниках Панджера, помогло сделать возможной коммерцию саманидской Средней Азии с Волжской Булгарией в X в.
В то же время мы не можем игнорировать многочисленные серебряные рудники Средней Азии — рудники, которые также сыграли значительную роль в коммерции
Средней Азии с Волжской Булгарией. В описании Хорасана Худуд ал-Алам, к примеру, отмечает серебряные рудники или разработки копей в Кух-и Сим и в горах Гузганана. Серебряные рудники были также в Бадахкшане в районе хорасанских границ.31 И, если верить Марко Поло, рудники Бадахкшана еще производили много серебра в XIII в.32 Серебро добывалось также в окрестностях Нишапура. Но больше всего рудников могло быть обнаружено в Трансоксиане — в сердце Сама-нидов. Есть запись о том, что здесь «в горах есть много золотых и серебряных рудников... ». Если более конкретно, серебряные рудники или разработки были обнаружены в Фергане. Возможно, что другие рудники были обнаружены еще на границах Трансоксианы — в Куталане («серебряные и золотые рудники обнаружены в их горах»).33 Другой источник того же времени сообщает, что в Трансоксиане и прилегающих районах были рудники в Баруане, Банджахире, Шалджи и Бармане, а в Илаке обнаружена копоть от плавки серебра.34 Саманиды, таким образом, контролировали достаточно много источников серебра, чтобы удовлетворить спрос на него Европейской России и Балтики. Фактически в Европейскую Россию экспортировалось так много дирхамов, что один из мусульманских авторов выразил уверенность, что «у русов на их земле есть серебряный рудник, похожий на Панджерский или Хорасанский».35 В то же время мы должны помнить о том, что когда эти области были потеряны Саманидами во второй половине X в., они больше не имели доступа к серебру, необходимому для чеканки огромного количества дирхамов, которые были нужны, чтобы удовлетворить потребность Северной Европы. Кроме того, как мы увидим, есть достаточно убедительные свидетельства того, что многие, если не большинство серебряных рудников, которые эксплуатировались для производства дирхамов, истощились или почти истощились к концу X столетия. Независимо от того, сколько рудников находилось под контролем Саманидов, все они со временем истощались, если учесть, что разработка продолжалась в ускоренном темпе в течение длительного периода времени.
Прежде чем закончить разговор об источниках серебра, которые использовались для изготовления саманидских дирхамов, следует отметить, что огромное большинство этих монет чеканилось на монетных дворах аль-Шаш/Ташкента и Самарканда. Монетные дворы Панджера, Андарабаха и Балха, несомненно, имели второстепенное значение, так как на удивление мало дирхамов чеканилось в саманидской столице Бухаре, и большинство их относится к середине X в.36 Но если главным источником серебра для саманидских дирхамов были рудники Панджерской области, следовало бы ожидать, что главные монетные дворы находились в Пандже-ре, Андарабахе и Балхе. Они были гораздо ближе к серебряным рудникам, чем Шаш или Самарканд, и располагались вдоль маршрута из Панджера в Хорезм — центр, из которого дирхамы экспортировались в Волжскую Булгарию. Нет никакого основания считать, что Саманиды переправляли серебро на монетные дворы, расположенные далеко на северо-востоке от Панджера, и затем транспортировали дирхамы, чеканенные из этого серебра, назад в центр экспорта в западных частях этого государства, тем более что был прямой маршрут от Панджера в Хорезм через Амударью /река Оксус. Размышляя об этой проблеме в течение некоторого времени, мы можем сделать заключение, что главным источником серебра, которое использовалось в саманидских дирхамах, были рудники Трансоксианы. Если это так, то в этом случае был смысл отправлять серебро на местные монетные дворы в Шаш и Самарканд, а не в более отдаленные, располагавшиеся вдоль маршрута Панджер-Хорезм. Кроме того, так как Саманиды господствовали над местной Хорезмской
264
И наконец, самые ранние саманидские дирхамы чеканились в течение 890-х годов, т. е. вплоть до того десятилетия, когда они оказались в Северной Европе. Почему Саманиды начали выпускать дирхамы в 890-х годах и почему экспорт этих дирхамов в Волжскую Булгарию начался только около 900 г.? Другими словами, почему торговля между Волжской Булгарией и саманидской Средней Азией началась именно тогда? Так как я не могу дать полный удовлетворительный ответ на этот фундаментальный вопрос, короткий обзор ситуации в Трансоксиане в этот период даст возможность представить несколько взглядов на эти проблемы. Во-первых, мы должны держать в уме политическую ситуацию в Трансоксиане в 890-х годах. В Иране Саффариды фактически стали правителями вместо Тахиридов в 860-х и в 870-х годах, и затем они попытались расширить свою власть в Трансоксиане. В то же время Саманиды стали де-факто правителями Трансоксианы во время правления эмира Насра ибн Ахмада (875-892). Когда Наср умер летом 892 г., эмиром стал его брат Измаил, который считался самым талантливым и способным из всех саманидских эмиров. Напряженность в отношениях между Саманидами и Саффаридами возрастала, и в 899-900 гг. произошло два решительных сражения, в которых Саманиды одержали победу. В результате они снова утвердили свое право править в Трансоксиане, консолидировали там свою власть и включили в состав своего государства северо-восточный Иран, т. е. Хорасан. Как часть этой территориальной экспансии, Хорезм теперь вошел в состав Саманидского государства. Хорезмийские купцы играли важную роль и в Хорезме, и в Хорасане и говорили от лица обеих провинций. Таким образом, видимо, эти купцы изменили отношение к Измаилу сразу же после того, как он одержал победу над Сафаридами, и обратились к нему с просьбой поддержать их желание развивать активную торговлю с Волжской Булгарией. Сознавая важность торговли и доходов от нее для Саманидского государства и влиятельную роль купцов в этом отношении, понятно, что Измаил отнесся с симпатией к их заинтересованности в булгарской торговле и полностью их поддержал. Таким образом, ясно, почему саманидские дирхамы впервые появились в Северной Европе в 900-е годы.
Но почему Измаил начал чеканку дирхамов в аль-Шаше и Самарканде начиная с 892/93 г.? Может быть, он и был очень способным правителем, но не достаточно прозорливым. Он не понял, что спустя десятилетие купцы из вновь захваченного Хорезма будут нуждаться в большом количестве дирхамов, т. е. в высококачественном серебре, которое требовалось иностранцам для расширяющейся торговли с Волжской Булгарией. Но в 892/93 г. Измаил хотел, чтобы всем было ясно, что он теперь бесспорный правитель Трансоксианы и Хорасана. Так как его некогда саф-фаридский оппонент Амр ибн Лейт чеканил дирхамы на своей территории, включая Хорасан, для Измаила было важно начать выпускать дирхамы на всей своей территории. Таким образом, вскоре после того как он стал эмиром, у Измаила были отчеканенные дирхамы с провозглашением его как правителя над всеми саманид-скими землями. Измаил начал чеканить дирхамы со своим собственным именем и по политическим, и по экономическим соображениям. И только позже, после того как Хорезм вошел в состав Саманидского государства, отвергнутая ранее мотивация
265
Можно подвести итоги вышеупомянутой дискуссии следующим образом. Хорезмские купцы хорошо сознавали, что экспорт серебра в Европейскую Россию через Хазарию был подорван и что спрос на него, существовавший там раньше, сократился. Хорезм был тесно связан с Хазарией военными и экономическими узами, и его купцы были вынуждены со временем отдавать себе отчет в том, что с 880 г. приток дирхамов в хазарский каганат снизился.37 Следовательно, как только Хорезм вошел в состав саманидских земель, его купцы убедили саманидских правителей, что они должны чеканить большое количество дирхамов для экспорта в Северную Россию. Со своей стороны Трансоксиана и Хорасан разработали инфраструктуру этой торговли, т. е. механику движения большого числа дирхамов караваном через зачастую враждебную степь в Волжскую Булгарию, где их продавали русам или другим купцам. С тех пор как эмир Измаил начал чеканить дирхамы, чтобы публично провозгласить себя как бесспорного правителя Трансоксианы и Хорасана, для него не составляло труда обеспечивать нужды своих хорезмских купцов. Так около 900 г. началась великая торговля между Саманидами и Волжской Булгарией.
Кроме Средней Азии, серебро добывалось и в других местах исламского мира. На Кавказе, например, серебряные и медные рудники, согласно сообщениям, были обнаружены около «грузинской» горы.38 Рудники с золотом, ртутью, свинцом, серебром и мышьяком были найдены на южном Кавказе около Шиз. Серебро из этого рудника, однако, было дорогим для добывания из-за «недостатка угля» в нем.39 Около города аль-Ран в том же самом районе был еще один рудник, который производил «тяжелое белое золото, смешанное с серебром», так же как и еще один рудник, где свинец содержал чистое серебро. Марко Поло сообщает нам о «большом серебряном руднике» в Великой Армении. Золотые и серебряные рудники могли быть также обнаружены в окрестностях Райя в Иране, но доходы от них не покрывали расходы. Серебро также добывалось в горах северного Хорасана.
В заключение можно сказать, что все события, которые происходили в конце IX и начале X в., имели глубокие последствия для всех тех, кто был вовлечен в русско-исламскую торговлю. В IX в. русские торговцы регулярно посещали Хазарию, северные каспийские порты и даже Багдад, привозя меха и мечи, которые они обменивали на дирхамы, отчеканенные главным образом на ближневосточных монетных дворах. В X в. русские купцы теперь уже приезжали в Волжскую Булгарию, где они обменивали свои меха и рабов на саманидские дирхамы, привезенные исламскими купцами, большинство которых достигало средней Волги в составе караванов из саманидских земель Средней Азии. Выгодная роль главных посредников в этой торговле перешла от хазар к волжским булгарам. Важно также сделать акцент на значение географии для возвышения Волжской Булгарии как главного коммерческого центра. Ее расположение на месте слияния Волги и Камы помогало булгарам устанавливать удобные и доступные связи с купцами из нескольких других регионов: 1) вниз по Волге в Хазарию и Каспийское море, что затем давало доступ на Ближний Восток; 2) по верхней Волге, ведущей к верхнему Днепру и северо-западу России и оттуда на Балтику; 3) по Оке, притоку верхней Волги, ведущему к бассейну Дона-Донца и также к среднему Днепру; 4) по Каме и таким ее притокам, как Вятка, обеспечивало прямые водные связи со всем Камско-Уральским регионом; 5) караванным маршрутом на юго-восток, связывающим среднюю Волгу с Хорезмом и через Хорезм — с остальной Средней Азией и Ближним Востоком.40 Прекрасное
266
местоположение Волжской Булгарии давало ей возможность использовать в своих интересах новые условия, возникшие в конце IX — начале X в.
Весной 921 г. посольство от правителя волжских булгар (позже получившего титул эмира) прибыло ко двору аббасидского халифа аль-Муктадира с пятью просьбами: 1) он хотел, чтобы кто-нибудь «проинструктировал его в отношении религии»; 2) чтобы кто-нибудь «познакомил его с законами ислама»; 3) чтобы кто-нибудь построил для него мечеть; 4) чтобы кто-либо воздвиг для него возвышение, с которого он мог бы упоминать свое имя в своем городе и во всем своем царстве; 5) чтобы халиф построил крепость, в которой он мог бы обороняться против тех правителей, которые в ссоре с ним.. ,44 Халиф согласился помочь эмиру, и было создано посольство для путешествия в Волжскую Булгарию, чтобы проинформировать эмира. Ибн Фадлан был членом этого посольства, и ему были даны полномочия зачитать эмиру письмо халифа, передать дары для него и последить за деятельностью религиозных учителей.
Так как эмир, без сомнения, был искренним в своем желании стать хорошим мусульманином, он был также достаточно откровенен относительно своих военных нужд. Врагом, с которым он был в ссоре, был, несомненно, хазарский каган. Кроме того, как позже стало известно, предполагалось, что посольство привезет эмиру 4000 мусайаби дирхамов, чтобы помочь построить крепость. Когда посольство прибыло в Волжскую Булгарию без этих денег, эмир обругал их за то, что им не удалось привезти деньги, посланные халифом, «чтобы я мог построить крепость, которая бы защитила меня от евреев, поработивших меня».45 Позднее Ибн Фадлан прямо утверждал, что эмир просил халифа построить для него крепость, так как
267
Не ясно, когда хазары установили свою власть над волжскими булгарами. В первой половине VII в. азовские степи и прилегающие к ним области находились под контролем булгар, чье государство было известно как Магна Булгария. Когда хазары завоевали эту территорию во второй половине VII в., булгары разделились на три основные группы. Первая оставалась в азовском регионе, где они позднее стали известны как черные булгары. Вторая группа мигрировала к западу через понтийскую степь, пересекла Дунай около 680 г. и основала Булгарское ханство на Балканах. Третья группа двинулась на север и в конце концов поселилась на средней Волге.46 Существует вопрос относительно точного времени переселения этих булгар на север. Некоторые считают, что была одна большая миграционная волна в конце VII в., другие же полагают, что было несколько волн начиная примерно с середины VIII в. Кроме того, другие группы тюркоязычных народов, а также многочисленные финно-угорские народности влились в Волжско-Булгарское государство. Но нет сомнения в том, что булгары средней Волги произошли от тех булгар, которые некогда жили в Магна Булгарии. Эти связи можно также проследить по археологическим данным. Доминирующая археологическая культура в Хазарском каганате и прилегающих к нему областях обычно называется Салтово-Маяцкая или Салтово для краткости.47 Существует ряд вариантов салтовской культуры, среди которых — булгары степи нижнего Дона, булгары Крыма, булгары Северного Кавказа, булгары Болгарии на Балканах и булгары средней Волги. Волжские булгары, таким образом, участвовали в развитии материальной культуры каганата, и многочисленные салтовские привозные предметы были найдены в булгарских стоянках на средней Волге.
Но наличие тесных связей с народами каганата не обязательно означает, что волжские булгары были хазарскими данниками с конца VII в. Если верить русской летописи, восточнославянские племена среднего Днепра стали хазарскими данниками к середине IX столетия.48 Принимая во внимание тесные связи между Хазарией и Волжской Булгарией, логично допустить, что волжские булгары стали зависимыми от хазар еще до этого времени, потому что у хазар был готовый рынок для мехов, которые они получали как дань. Так или иначе, есть веские аргументы, чтобы считать, что хазарская власть над Волжской Булгарией установилась до тех огромных изменений в торговых маршрутах, которые произошли в 900 г. Однако революция в торговых путях сделала хазарское главенство даже более обременительным. Волжские булгары получали огромные прибыли от торговли со Средней Азией и, без сомнения, все более возмущались господством хазар, которое не ограничивалось только выплатой одной шкурки соболя с хозяйства. Растущее богатство Волжской Булгарии — вот что подогревало ее стремление к независимости. Если неизвестно определенно, когда волжские булгары стали хазарскими данниками, то дату termi-
Другими словами, цель данной работы — исследовать ключевой элемент в торговле Северной Европы с исламским миром в период ее расцвета в эпоху викингов
14 10 2014
6 стр.
Составными частями исторической науки явл археология и этнография. Археология изучает историч-ое общ-во по сохранившимся останкам чел-ка. Этнография изучает особенности матер-ой и
12 10 2014
1 стр.
Региональный научно-методический семинар Сибири и Дальнего Востока «Современное биологическое образование. Проблемы. Перспективы»
25 09 2014
1 стр.
Учитель показывает государства Северной Европы, на настенной карте прикрепляет ленту, очерчивая границы деления Европы на регионы: Северной, Средней, Восточной и Южной Европы
17 12 2014
1 стр.
Заказчик: Министерство культуры и информации Республики Казахстан, г. Астана, Левый берег, здание «Дом Министерств», блок А
25 12 2014
1 стр.
Кафедра истории стран Северной Европы является выпускающей для специализации 020713 «История Финляндии и Скандинавских стран», в 2010 г открыта магистерская программа «История стра
11 10 2014
1 стр.
Новая история стран Европы и Америки. Первый период / Под ред. А. В. Адо. – М., 1986
11 09 2014
1 стр.
Предметом курса является история мировой литературы от античности до XX века включительно. Понятие "мировая литература" в данном курсе не включает в себя литературы Востока, а такж
08 10 2014
4 стр.