Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Тема занятия: автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях.
Цели занятия:

коррекционные: закрепить навыки правильного произношения звука  «Р»  в слогах, словах, предложениях; развивать артикуляционную и мелкую моторику; координацию движений; фонематический слух; навыки образования уменьшительно-ласкательных форм существительных; существительных, обозначающих названия профессий; продолжать учить составлять предложения по опорным словам;

развивающие: развить самостоятельную творческую деятельность учащихся начальных классов в современной информационно насыщенной среде; развить познавательные процессы (внимание, восприятие, представление) и сенсорные способности; формировать навыки самоконтроля за собственной речью;

воспитательные: воспитывать культуру взаимоотношений, формировать навыки речевого общения друг с другом; воспитывать умения доводить начатое дело до конца; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и товарищами; повышать школьную мотивацию.
Оборудование: разрезная картинка «автобус»; игрушки и картинки: собачка, клоун, слон с шарами (на шарах картинки: рыба, ромашка, груша, морковь, гитара), лев; предметные картинки и игрушки (для определения места звука в слове): рыба, роза морковь, воробей, мухомор, телевизор; песочница, мелкие игрушки; компьютер.
План занятия:

  1. Организационный момент.

    1. Артикуляционная гимнастика (артикуляционные упражнения на подготовку органов артикуляции к произношению звука «Р» совместно с упражнениями для мелкой моторики в специальной «логопедической» песочнице).

    2. Целевая установка.

    3. Характеристика звука (работа на компьютере).




  1. Основная часть.

1. «Собери картинку» (произношение изолированного звука)

2. Автоматизация звука в слогах (работа на компьютере).

3. Автоматизация звука в словах.

4. Физ. минутка «Циркачи» (упражнение на развитие координации

движений).

5. Игра «Назови ласково» (закрепление навыка образования

уменьшительно - ласкательного суффикса имени

существительного. Работа на компьютере).



  1. Образование существительных, обозначающих названия

профессий.

  1. Игра «Вкусный сок».

  2. Игра «Определи место звука в слове» (развитие фонематического слуха).

9.Автоматизация звука в предложении. Составление предложения

по опорным словам.

10.Произношение чистоговорок.


  1. Итог занятия (рефлексия).

Домашнее задание.

Ход занятия

п/н

Содержание

Примечание

1

2

3

I.
1

2.

3





Организационный момент.
Логопед. Сегодня вы отправляетесь в цирк. Вас ждет интересное представление. Но прежде чем идти, нужно дома навести порядок. Сначала вычистим коврик (упражне­ние «Качели»). Постираем и прополощем платочки (упраж­нение «Индюк»). Вытрем пыль с полочек (упражнение «Часики»). А теперь — бегом в цирк (упражне­ние «Барабанщик»).

Целевая установка.

Как вы думаете, с каким звуком мы будем работать, если он третий в слове циркач и второй в слове артист (р).


Характеристика звука.

-Ребята, дайте характеристику звуку «Р».


-Скажите, что делают язык, зубы и губы когда вы произносите «Р»?

Дети выполняют артикуляционные упражнения:

"ИНДЮКИ" - языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком "бл-бл-бл", пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.

"КАЧЕЛИ"- языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении. "Часики" - языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать в том же направлении по песку.

"Барабанщик" - произносить звук [д], проводя указательным пальцем дорожку по песку.


Со звуком «Р».


Звук «Р» согласный, звонкий, твёрдый.
Губы открыты, зубы разомкнуты, кончик языка поднят к нёбу (альвеолам), боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.

II

1.

2.



3.

4.


5.

6.

7.


8.


9.

10.


Основная часть

Изолированное произнесение звука «Р».

Соберите картинку, и вы узнаешь, на чем мы поедем в цирк.


Так на чем мы поедем?

Поехали!


Р-р-р!
Автоматизация звука «Р» в слогах.

Мы в цирк едем на автобусе, а есть те, кто решил добраться до него на кораблике и среди них, один известный сказочный герой. Помоги корабликам доплыть до цирка. Назови правильно слоги. И ты узнаешь, кто этот сказочный герой.


- Посмотрите, кто это? (переход к следующему слайду)
Буратино тоже учится произносить звук «Р». Произнесите слоги, которые у него не получаются.

Ну вот, наконец, все добрались до цирка

Представление начинается.

Первым номером выступают дрессированные собачки. Они знают цифры: произнесут им цифру, и собачки лают столько же раз. Попробуйте также (работа с компьютером: появляется слог и цифра – столько раз надо повторить данный слог, и дети повторяют слог соответствующее циф­ре количество раз).


Автоматизация звука «Р» в словах

Вторым номером циркового представления выступает клоун. Он может жонглировать буквами и складывать из них слоги и слова. Прочитайте, какие слоги и слова получились у клоуна.



Физ.минутка (Развитие координации движения)

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

На арене выступает фокусник: он пытается большие пред­меты превратить в маленькие. Помоги ему. Большое ведро, а маленькое ... ведерко. Большая картина, а маленькая ... картиночка (логопед показывает картинки и слова на компьютере (как образец), а дети проговаривают хором.

Затем, (следующий слайд) идёт индивидуальная работа каждого ребёнка в подгруппе).
Образование существительных, обозначающих названия профессий.

Во время представления громко играет цирковой оркестр. Посмотрите, какие в нем есть музыкальные инструменты . Назови инструменты. (Словарь: барабан, труба, флейта, пианино, гитара, гармонь.)


Повтори те, в названии которых есть звук [р].

Ты правильно выбрал инструменты. Но кто же на них игра­ет? Как называется музыкант, который играет на барабане? (Барабанщик.) На трубе? (Трубач). На гармоне? (Гармонист) На гитаре? (Гитарист). На чем играет пиа­нист? (На пианино). А что понадобится флейтисту? (Флейта)


Игра «Вкусный сок».

В любом представлении есть антракт, когда животным и людям работающим в цирке надо отдохнуть. Зрители тоже отдыхают. Они идут в кафе и пьют сок. Мы тоже будем «пить» сок, но только тот в названии которого есть звук «Р». Выберите нужный сок и назовите его правильно.



Игра «Определи место звука в слове» (развитие фонематического слуха).

А представление продолжается. На арену вы­ходит дрессированный лев. Ему по команде нужно занять одну из трех тумб. Командой для него служит картинка. Если звук [р] в начале слова, лев встанет на первую розовую тумбу, если в середи­не — на вторую зелёную, а если в конце слова — на третью синюю тумбу.



Автоматизация звука «Р» в предложении. (Составление предложения по опорным словам).
Следующее выступление можете объявить сами: «Следу­ющим номером выступает слон!
- С чем выступает слон? Ответьте полным предложением.
- На шарах у слона картинки. Вам нужно выбрать любую пару слов и составить с ними предложения (картин­ки: морковь, гитара, ромашка, рыба, груша).

Произношение чистоговорок.

Повтори за мной:

Ра-ра-ра — радуется детвора.

Ры-ры-ры — шары в руках у детворы.

Ру-ру-ру — в цирке тигры, кенгуру.

Ра-ра-ра — до свидания, детвора.

Ра-ра-ра — артистам отдыхать пора.

Дети проговаривают чистоговорки за логопедом.




Дети собирает из частей картинки автобус.


На автобусе.

Ребенок громко произносит звук [р].

Р-р-р!
Работа на компьютере.
Произношение прямых слогов: ра, ро, ру, ры.
Это Буратино!
Произношение слогов типа: рар, рор, рур; и ара,оро, уру.
Варианты представленных слогов.

пра — 2 дры — 3 рар — 2 рар — 3

пру, — 3 бро — 2

pop — 3 рэр — 2

Дети по очереди называют слоги и слова.

АР –РА АР-ТУР

ОР-РО ЛА-РА

ЫР-РЫ И-РА

Игра в «Твистор» (раскручивают стрелку циферблата, а она указывает, например : правая рука на синий круг, левая нога -на красный круг). Выигрывает тот, кто выполнит больше заданий и дольше всех выстоит.
Логопед показывает картинки ( работа на компьютере). Дети хором образуют уменьшительные формы слов: маленький карандашик, маленькая рубашечка.
Работа со следующим слайдом: каждый ребёнок индивидуально образовывает к данным словам, уменьшительно-ласкательную форму воробышек, помидорчик, карандашик, картиночка.

Дети произносит названия инструментов: (барабан, труба, флейта, пианино, гитара, гармонь).


Называют инструменты со звуком «Р» ( барабан, труба, гитара, гармонь).


Барабанщик.

Трубач


Гитарист.

Пианист


Флейтист
Дети выбирают картинки с изображением сока в названии которого есть «Р»:

сок из винограда -виноградный сок;

сок из арбуза - арбузный сок; сок из смородины -смородиновый сок; сок из персика- персиковый сок; сок из граната- гранатовый сок.

Логопед показывает пред­метные картинки. (рыба, роза, морковь, воробей, мухомор, телевизор). Дети по очереди, называют картинку, определяют место звука в слове и поме­щают льва на нужную тумбу.

-У меня картинка, на которой изображена рыба. В слове «рыба» буква «Р» в начале слова, значит, лев встанет на первую розовую тумбу.

Дети, увидев на мониторе компьютера слона, объявляют его «выход на арену» :

- Следу­ющим номером выступает слон!
- Слон выступает с разноцветными шарами.
Дети называют картин­ки: морковь, гитара, ромашка, рыба, груша.

Затем, по очереди, выбирают пару слов из набора «шаров», составляют и произносят предложения с этими опорными словами.

Дети проговаривают чистоговорки за логопедом

Ра-ра-ра — радуется детвора.

Ры-ры-ры — шары в руках у детворы.

Ру-ру-ру — в цирке тигры, кенгуру.

Ра-ра-ра — до свидания, детвора.

Ра-ра-ра — артистам отдыхать пора.



III.

Оценка и итог работы.

Домашнее задание.

Пора возвращаться домой.

-С каким звуком вы сегодня ходили в цирк?
- Скажи, выступле­ния каких артистов тебе понравились? Отвечай предложени­ем.
-Всё ли у вас получилось и какая работа была особенно трудная?
Звуку « Р » очень понравилось, как вы его произносите, он решил подарить вам воздушные шары (карточки с изображением воздушных шаров рядом с которыми различные буквы , оптически схожие с буквой «Р»). Но он решил проверить, знаете ли вы, как пишется буква «Р».

Домашнее задание - найти и назвать (работа с карточками) все «правильные» буквы Р и обвести рядом с ними воздушные шары.

До следующего путешествия, ребята!



-Мы брали с собой звук «Р».

-Мне понравился фокусник с превращением слов.

-А мне, понравился лев, который прыгал по тумбам.
Каждый ребёнок рассказывает, с какими трудностями он встретился на протяжении занятия
Дети берут карточки домой, для выполнения домашнего задания.

Образец карточки.




Дети прощаются.

Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях

«Р» в слогах, словах, предложениях; развивать артикуляционную и мелкую моторику; координацию движений; фонематический слух; навыки образования уменьшительно-ласкательных форм сущес

105.99kb.

07 10 2014
1 стр.


Автоматизация звука «С» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи
50.66kb.

08 10 2014
1 стр.


Автоматизация звука [Ш] в предложениях

Задачи: закреплять правильное произношение звука в предложениях, учить согласовывать числительные в предложениях в роде и падеже, определять наличие предлогов на, под, В

32.83kb.

01 10 2014
1 стр.


Карточки по автоматизации звуков с №1 автоматизация звука с в прямых слогах и словах

Сани, сабля, салат, салют, сатин, сапог, сахар, сайка, сам, сад, оса, коса, лиса, роса, досада, писать, кусать, посадка, краса, колбаса, гусак

1003.63kb.

08 10 2014
7 стр.


Автоматизация и дифференциация звуков Ч, щ автоматизация звука Ч

Здесь и далее: Слова, отмеченные *, используются только при отсутствии дефекта в произношении Л, Р, Ль, Рь

74.24kb.

14 12 2014
1 стр.


Автоматизация звука «Щ». [Щ] Упражнение № Произносить (читать) слоги

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [щ] кончик языка был поднят к альвеолам, а боковые края языка прилегали к верхним боковым зубам. Звук [щ] произносить длительно и мягко

56.17kb.

17 12 2014
1 стр.


Урок №2. Тема урока: «Представление звука в памяти компьютера. Аналоговый и цифровой звук. Запись звука». Профиль

Цели урока: Познакомить учащихся со способами аналогового и цифрового представления звука. Освоить принципы записи звука с использованием цифровой техники. Научиться записывать зву

80.71kb.

18 12 2014
1 стр.


Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Коррекция произношения звука Й. Индивидуальная работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М.: «Издательство гном и Д»

В пособии дается краткая характеристика звука Й, описываются наиболее распространенные дефекты произношения этого звука у детей дошкольного и младшего школьного возраста и методы п

514.14kb.

15 12 2014
8 стр.