Перейти на главную страницу
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
при акимате города Рудного
«БАЛАЛАРМЕН ҚАТАЛ ҚАРЫМ-ҚАТЫНАС
ЖАСАУ – ҚАЗІРГІ ЗАМАННЫҢ
ПРОБЛЕМАСЫ»
АТА-АНАЛАР ФОРУМЫНЫҢ МАТЕРИАЛДАРЫ
МАТЕРИАЛЫ РОДИТЕЛЬСКОГО ФОРУМА
«ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С
ДЕТЬМИ –
ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА»
2012 ЖЫЛ 06 ЖЕЛТОҚСАН
06 ДЕКАБРЯ 2012 ГОДА
№ 7 орта мектебінің акт залы
Актовый зал средней школы №7
РУДНЫЙ қаласы,
2012 ж.
Проведение
общегородского родительского форума
« Жестокое обращение с детьми – проблема современного общества »
Цель проведения:
Работники аппарата акима города, Рудненского городского маслихата, члены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, руководители учебных заведений, правоохранительных органов, председатели родительских общественных объединений, социальные педагоги, школьные инспектора полиции, родительская общественность города.
- 06 декабря 2012 года, 17.00 часов.
( родительский форум проводится в режиме on-line)
- Государственное учреждение «Средняя школа №7», учебные заведения.
Программа форума:
Время |
Тема выступления |
Выступающие |
17.00 |
Цели и задачи форума |
Заместитель акима города Рудного Ишмухамбетов Абдрахман Алтыбаевич |
17.05 – 17.20 |
«Жестокое обращение с детьми – проблема современного общества» |
Заместитель акима города Рудного, председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Ишмухамбетов Абдрахман Алтыбаевич |
17.21 -17.28 |
«Насилие и проблема подростковой преступности» |
Старший инспектор группы ювенальной полиции УВД города Рудного, старший лейтенант полиции Шойбасов Елдос Габдоллаевич |
17.29 – 17.39 |
«Правовое регулирование вопросов предотвращения насилия в семье и обществе» |
Помощник прокурора города Рудного Имбергенов Дияр Серикович |
17.40 -17.47 |
«Ошибки семейного воспитания» |
педагог-психолог школы – гимназии №10 Лапина Марина Александровна |
17.48 -18.05 |
«Гармония в семье – залог успешного воспитания и развития ребенка» |
Малеева Марина Васильевна – член родительского общественного объединения гимназии №5 |
18.10-18.30 |
Ответы на вопросы родителей |
|
18.30 – 18.35
|
Подведение итогов работы родительского форума |
Ишмухамбетов Абдрахман Алтыбаевич |
Уақыты | Сөз сөйлеу тақырыбы | Сөз сөйлейтіндер |
17.00 |
Форумның мақсаты мен міндеттері |
Рудный қаласы әкімінің орынбасары Абдрахман Алтыбайұлы Ишмұхамбетов |
17.05 – 17.20 |
«Балалармен қатал қарым-қатынас жасау – қазіргі қоғамның проблемасы» |
Рудный қаласы әкімінің орынбасары, кәмелетке толмағандар мен олардың құқығын қорғау ісі жөніндегі комиссия төрағасы Абдрахман Алтыбайұлы Ишмұхамбетов |
17.21 -17.28 |
«Зорлық және жасөспірімдердің қылмыстық мәселесі» |
Рудный қаласының ІІБ жасөспірімдер полициясы тобының аға инспекторы, полицияның аға лейтенанты Елдос Габдоллаұлы Шойбасов |
17.29 – 17.39 |
«Отбасында және қоғамда зорлықты алдын алу мәселелерін құқықтық реттеу» |
Рудный қаласы прокурорының көмекшісі Дияр Серікұлы Имбергенов |
17.40 -17.47 |
«Отбасылық тәрбиедегі қателіктер» |
№ 10 мектеп-гимназиясының педагог-психологы Марина Александровна Лапина |
17.48 -18.05 |
«Отбасындағы үйлесімдік – баланы жақсы тәрбиелеу мен дамыту кепілдігі» |
№ 5 гимназияның ата-аналар қоғамдық бірлестігінің мүшесі Марина Васильевна Малеева |
18.10-18.30 |
Ата-аналардың сұрақтарына жауаптар |
|
18.30 – 18.35
|
Ата-аналар форумы жұмысының қорытындысын шығару |
Абдрахман Алтыбайұлы Ишмұхамбетов |
города Рудного, председатель комиссии по
делам несовершеннолетних и защите их прав
Насилие в отношении детей можно нагляднее всего представить в виде пирамиды, которая почти целиком, за исключением вершины, погружена в глубокие пески невежества, самообмана и безразличия со стороны взрослых. Вершина представляет собой ту очень малую долю случаев насилия, которые попадают в поле зрения официальных органов.
Казахстан принял на себя юридические обязательства в соответствии с Конвенцией о правах ребенка (статья 19) защищать ребенка от “всех форм физического или психологического насилия” со стороны родителей и других лиц. Казахстан обязан обеспечить недопущение насилия в отношении детей и делать все возможное для создания необходимых условий, обеспечивающих защиту детей от насилия, где бы оно ни совершалось.
Научными исследованиями установлено, что:
- насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой семье;
- ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями;
- для 10 % этих детей исходом становится смерть;
- более 50 тысяч детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, в городе Рудном это выглядит таким образом: в 2012 году 22 ребенка уходили из дома, в том числе 11 школьников – неоднократно, а 39 детей объявлялись родителями в розыск.
- в 2011 году 935 родителей, проживающих в Республике Казахстан, лишены родительских прав, поскольку нахождение ребенка в семье представляет угрозу его жизни и здоровью, в городе Рудном – 42 родителя лишены родительских прав, 8 – ограничены в родительских правах.
- В 80 % случаев дети попадают в приюты, детские дома из – за невыполнения родителями своих непосредственных обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей.
Что известно о тех, кто совершает насилие?
Около 70 % обидчиков – это родители, у которых наблюдаются ментальные отклонения. Это могут быть молодые родители или родители – одиночки, которые сами в детстве подвергались насилию. Родители наркоманы или алкоголики, также склонны избивать своих детей.
Часто причинами такого жестокого поведения родителей по отношению к своим детям является то, что родители ожидают от своего ребенка поведения, которое не соответствует возрасту ребенка. Или, наоборот, ребенок не может дать родителям то, чего они хотят.
Что такое насилие над ребенком?
Насилие над ребенком подразумевает нанесение серьезных травм и увечий ребенку от обидчиков, которыми в большинстве случаев ( 77%) являются родители ребенка.
Обычно выделяют четыре общих категории насилия:
Физическое невнимание к ребенку выражается в отказе ему медицинской помощи, ребенка могут выгонять из дома, или же, наоборот, не выпускать из дома, держать его взаперти, не давать ему питаться.
На образовательном уровне насилие заключается в том, что родители позволяют ребенку постоянно прогуливать школу, не контролируют проведение ребенком свободного времени, выполнение домашнего задания. Есть родители, которые не позволяют ребенку участвовать в каких – либо школьных мероприятиях, или не обеспечивают ребенка всем необходимым ему для занятий в школе.
Эмоциональное невнимание к ребенку выражается в том, что ему не предоставляется необходимая психологическая помощь, родители избивают друг друга в присутствии ребенка, употребляют наркотики или алкоголь.
Насилие в отношении детей наименее заметно и реже всего признается, когда оно совершается дома, в семьях. Именно в семьях наиболее широко распространяется насилие, особенно в отношении маленьких детей. В последние годы в СМИ наблюдается тенденция, создающая ложное впечатление, будто наибольшему риску насилия дети подвергаются на улице, со стороны незнакомцев-насильников. Сложность ситуации связана с деликатностью проблемы, а также является отражением сложившегося представления о детях скорее как о собственности своих родителей, нежели как об индивидуумах и субъектах права, имеющих те же права на защиту, что и остальные члены семьи. В Казахстане до сих пор законодательно не закреплено определение «домашнего» или «семейного» насилия, а также ответственность за него.
Хочу познакомить Вас с результатами анкетирования, проведенного в одной из общеобразовательных школ города Рудного.
В анкетировании приняло участие 110 школьников старших классов. Было предложено 11 вопросов, в каждом вопросе было несколько вариантов ответов. Анализ анкетирования выявил, что проблему жестокого обращения испытывают на себе 8 школьников. Из 110 опрошенных обучающихся 11 человек убегали из дома из-за ссоры с родителями. 13 подростков говорят, что когда их наказывают родители – это жестоко по отношению к ним. При этом у 9 человек возникает желание ответить родителям тем же, у 4- чувство ненависти к родителям, у 7- желание исчезнуть. 28 учащихся показывают, что испытывали по отношению к себе психологическое насилие, 9 – физическое. И только 19 школьников написали, что их родители не наказывают.
Уважаемые родители! Я думаю, есть над чем задуматься нам всем!
Каково же мнение родителей? В анкетировании приняло участие 61 человек.
Анализ анкет показал:
- 11 родителей считают, что ребенка надо шлепнуть, потому что боль невелика, а польза несомненна.
- 14 родителей утверждают, что их в детстве порой тоже поколачивали, но это им не повредило.
- 15 родителей считают, что ребенка можно ударить только тогда, когда уже нет других способов воздействия.
- 18 родителей говорят, что порой так рассердишься, что нет сил вытерпеть детскую наглость, и рука сама поднимается.
- 17 родителей признаются, что били своего ребенка.
Основная причина жестокого обращения с детьми - внутренняя агрессивность – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.
Ребенок еще не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения, крику, если мы кричим, грубости, если мы грубим, жестокости, если это мы демонстрируем. Ребенок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать права другого человека. И, наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром. Удивительно, но ненасилие гораздо больше способствует гармоничному росту и всестороннему развитию ребенка, чем грубое и жестокое обращение с ребенком.
Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребенку порой могут быть вызваны даже не проступками ребенка, а нашей усталостью, неприятностями и неудачами, раздражением и т.д. Гнев, вылитый в этом случае на ребенка, ничему его не учит, а только унижает, оскорбляет и раздражает.
Необходимо отметить, что насилие в семье – это и психологическое давление, унижение, изоляция, экономическая зависимость. Оно может иметь различные формы – от эмоционального и морального шантажа до применения физической силы.
Физическое насилие выражается в форме ударов по лицу, тряски, толчков, затрещин, удушений, пинков, заключений в запертом помещении, избиений ремнем, веревками, причинения увечий тяжелыми предметами и даже ножом.
Дети, пережившие насилие, характеризуются следующим отношением к себе и другим:
Во – первых, они ощущают себя не такими, как другие, недостойными любви, плохими, «грязными», бесполезными. Ребенок испытывает неуверенность в своих силах и способностях, бессилие и беспомощность (позиция жертвы). Возможен и другой вариант: подросток внешне кажется «сильным парнем» или «крутой девчонкой», но за этой броней скрываются глубинный страх, и то же чувство беспомощности, осложненное отчуждением от людей, голодом по любви и теплу.
Во- вторых, они никому не доверяют ( и прежде всего взрослым). Дети – жертвы насилия, как правило, боятся других людей, особенно взрослых, считают их опасными. Часто девизом таких детей становятся слова: «Никому не верь, ни на что не надейся, никого ни о чем не проси».
В – третьих, они имеют крайне слабый контакт со своим телом, со своими подлинными чувствами. В свое время жертвы насилия, для того, чтобы выжить, были вынуждены подавить или вытеснить свои самые сильные чувства.
В – четвертых, у таких детей происходит нарушение границ личностного пространства. Они становятся либо излишне жесткими, либо, наоборот, нечеткими, спутанными. Следует отметить, что вся активность такого ребенка направлена на собственную защиту.
Ребенку легко причинить вред. Уязвимость детей к насилию объясняется их физической, психической и социальной незрелостью, а также зависимым, подчиненным положением по отношению к взрослым, будь то родители, опекуны, воспитатели, учителя. Большую роль в распространении жесткости к детям играет неосведомленность родителей или лиц их заменяющих, о том, какие меры воздействия недопустимы по отношению к ребенку, непонимание, что не каждое наказание идет ему на пользу. Немаловажное значение имеет и низкое правовая культура населения, недостаточные знания законодательных норм, охраняющих права ребенка и гарантирующих наказание насильников. В том числе нарушение основных прав человека и ребенка. К сожалению, следует констатировать то, что большинство случаев жестокого обращения с детьми в семье остается вне поля зрения государственных органов, ввиду высокой латентности такого вида нарушений прав детей и слабого контроля органов государственной власти за соблюдением прав детей при проживании в семьях.
В городском отделе образования работает телефон доверия - 4-67-78 ,в УВД города Рудного 4-26-59
Со своими проблемами, просьбами Вы можете обращаться в эти органы. В каждом учебном заведении работают также телефоны и службы доверия.
Дети невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве. Между всеми членами семьи и общества должно быть взаимное уважение, преданность, проявление чувства такта. Только созидательная, творческая и гуманистическая деятельность может сделать детей счастливыми.
ГорОО, секретарь комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав.
Казахстан принял на себя юридические обязательства в соответствии с Конвенцией о правах ребенка (статья 19) защищать ребенка от “всех форм физического или психологического насилия” со стороны родителей и других лиц. Казахстан обязан обеспечить недопущение насилия в отношении детей и делать все возможное для создания необходимых условий, обеспечивающих защиту детей от насилия, где бы оно ни совершалось.
Как и любой человек, ребенок пользуется гарантиями и защитой, обеспечиваемыми в соответствии с общими документами по правам человека, и, прежде всего документами, защищающими человека от жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения. Кроме того, во Всеобщей декларации прав человека предусматривается, что детство дает право на особое попечение и помощь.
Одна из главных целей Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Казахстаном, состоит в том, чтобы подтвердить, что дети должны в полной мере пользоваться всеми правами человека и что для этого необходимо принять соответствующие меры.
Насилие очень многолико и может иметь место везде, где дети проводят время, - в семье, на улице, в школе, в государственных приютах и исправительных учреждениях. Каждый, кто вступает в непосредственный контакт с детьми, может оказаться способным на насилие – родитель, воспитатель, родственник, любой член общины, другой ребенок, школьный учитель, полицейский. Вне зависимости от характера насилия или места, где оно совершается, у него общие корни: дискриминация, социальная приемлемость, бедность и социальный стресс. При этом Конвенция ООН о правах ребенка 1989 год (Конвенция) обязывает обеспечить физическую неприкосновенность, безопасность и достоинство детей, в странах существуют законы, запрещающие насилие…
Закон Республики Казахстан от 8 августа 2002 года «О правах ребенка в Республике Казахстан», регулирующий отношения, возникающие в связи с реализацией основных прав и интересов ребенка. Закон был принят в соответствии с Конвенцией ООН “О правах ребенка” и включает в себя статьи, согласующиеся со статьями Конвенции. Согласно статье 10 Закона каждый ребенок имеет право на жизнь, личную свободу, неприкосновенность достоинства и частной жизни, государство обеспечивает личную неприкосновенность ребенка, осуществляет его защиту от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или унижающего человеческое достоинство обращения и действий сексуального характера, вовлечения в преступную деятельность и совершения антиобщественных действий и иных видов деятельности, ущемляющих закрепленные Конституцией Республики Казахстан права и свободы человека и гражданина. В связи с этим, государство гарантирует неприкосновенность ребенка от применения к нему насилия.
Согласно пункту 3 статьи 36 Закона ребенку, перенесшему физическую или психологическую травму вследствие преступления, насилия или иного незаконного деяния, должна быть оказана необходимая помощь в восстановлении здоровья и социальной адаптации.
В каждом учебном заведении работают социально – психологические службы, в которые входят социальные педагоги, педагоги- психологи, работающие в режиме работы учебных заведений. Если Вы не желаете получать консультацию в школе, то можно обратиться во Дворец школьников и молодежи, Детский воспитательно – оздоровительный комплекс. В этих организациях проводятся тренинговые занятия, индивидуальные и коллективные беседы, встречи с родителями, а также подростками. Анонимность всех встреч обеспечивается.
В июле 2004 года в Республике Казахстан принят Кодекс « О браке ( супружестве) и семье», в рамках которого привлекаются к ответственности за жестокое обращение в отношении детей родители.
Статья 72 Кодекса «О браке (супружестве) и семье» предусматривает основания для лишения родительских прав. Судебная практика показала, что судебные споры судами разрешаются правильно. Проводится досудебная подготовка, истребуются доказательства, необходимые для правильного разрешения спора.
Весьма часто приходится сталкиваться с фактами, свидетельствующими о том, что родительский дом далеко не всегда является наиболее безопасным местом для ребенка. Казахстан не является исключением из числа тех стран, в которых имеются пробелы в осведомленности и достоверных статистических данных по проблеме насилия в отношении детей: по-прежнему остаются неизвестными глубина и размах проблемы, а имеющиеся в нашем распоряжении неоднородные и фрагментарные исследования позволяют лишь догадываться об истинном положении дел.
В обществе сохраняется тенденция увеличения количества семей, лишённых родительских прав: в 2008 году 37 родителей были лишены родительских прав в отношении 42 детей, в 2009 году 55 родителей в отношении 64 детей. За 2010 год - 35 дел в отношении 39 несовершеннолетних. За период текущего года - уже 53 родителя, либо лишены, либо ограничены в родительских правах в отношении 65 маленьких граждан нашей республики.
Статья 72. Лишение родительских прав
1. Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:
1) уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
2) отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного детского воспитательного, лечебного или других учреждений;
3) злоупотребляют своими родительскими правами;
4) жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;
5) признаны в установленном законодательством порядке больными алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.
2. Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав при совершении ими умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей либо супруга. В Рудненском городском суде за 9 месяцев 2012 года было рассмотрено 17 исков об определении места жительства в отношении 18 детей.
Кодекс Республики Казахстан «О браке и (супружестве) семье» предусматривает также рассмотрение вопросов, определения порядка общения родителей с отдельно проживающими от них детей. Суд определяет порядок участия отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка и обязывает другого родителя не чинить ему в этом препятствий. Судебное решение выносится с учетом всех выше указанных обстоятельств и исходя из интересов ребенка. С января по сентябрь 2012 года судом города Рудного рассмотрено 7 гражданских дел об определении места и времени встреч с ребенком.
Лица, совершившие насилие в отношении ребенка, несут ответственность в зависимости от тяжести совершенного преступления. Для защиты детей от преступных форм физического, психического и сексуального насилия используются нормы уголовного законодательства.
2. Действия, указанные в части первой настоящей статьи, повлекшие систематическое употребление несовершеннолетними алкогольных напитков, наркотических средств и психотропных веществ, либо занятие бродяжничеством или попрошайничеством, а равно совершение ими деяния, содержащего признаки преступления или умышленного административного правонарушения, -
влекут штраф на родителей или других законных представителей в размере двадцати месячных расчетных показателей.
За рассматриваемый период ювенальным судом города Костаная было административно наказано 44 родителя.
Мы можем сказать, что страдают не только родители, но, прежде всего, дети. Именно они не получают необходимого тепла и уюта от мам и пап, для которых они должны быть самыми близкими, родными и любимыми.
Чаще всего в них прямо указывается на насилие или угрозу его применения как на способ совершения преступления. В ряде случаев предусмотрены действия, которые по существу представляют собой насилие или могут выразиться в насилии, либо указаны последствия насилия в виде причинения вреда здоровью или смерти. Так, в отдельных составах преступлений насилие выражается в таких терминах как «нападение» (ст.179 УК РК), «хищение имущества» (ст.178 УК РК), «изнасилование» (ст120 УК РК и т.д.
Одной из проблем подростковой преступности является социальная необустроенность в семье. Чтобы определить круг насильственных преступлений совершаемых в семье необходимо также раскрыть понятие «семья». Семья в юридическом смысле - это круг лиц связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание и признанными способствовать укреплению и развитию семейных отношений на принципах морали.
«При характеристики понятия «семья», на наш взгляд, не следует брать за основу факт возникновения или прекращения между членами семьи тех или иных правовых отношений, а необходимо исходить из особых эмоционально-психологических взаимоотношений, складывающихся между людьми в результате возникновения между ними на основе брака, сожительства, родства, свойства и т.п. семейных отношений, так как деструктивность именно последних лежит в основе механизма совершения в семье насильственных преступлений и их причинного комплекса. И в этом смысле отношения не прекращаются, например, в результате расторжения брака, лишения родительских прав и т.д. В таких случаях прекращаются определенные правовые отношения между членами семьи, а эмоционально - психологические отношения, имеющие особый личностно- доверительный характер, продолжают существовать. Они лишь видоизменяются с течением времени»
Объектом домашнего насилия могут быть любые члены семьи. Выделяют три типа семейной жестокости:
-со стороны родителей по отношению к детям,
-со стороны одного супруга по отношению к другому,
-со стороны детей и внуков по отношению к престарелым родственникам.
«Что же касается нарушения прав детей на надлежащее воспитание, то его пагубные последствия выходят за рамки семейных проблем, причиняют вред целому поколению. Подобные правонарушения входят в разряд явно опасных для общества социальных явлений. Тем более что речь идет о нарушении прав не способных к самостоятельной защите субъектов, во многом беспомощных, особенно в раннем возрасте».
Дети, ставшие жертвами насилия, не имея других возможностей оградить себя от повторных эксцессов, вынуждены бежать на улицу, пополняя тем самым армию беспризорных и попадая в разряд социальных сирот, усугубляя не залеченные психические травмы, возникшие вследствие насилия, рискуя подвернуться насилию повторно. Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье ведет не только к проявлению им агрессивного поведения по отношению к другим детям в том же возрасте, но и к насилию и жестокости во взрослой жизни.
Очень важно рассматривать последствия насилия, пережитого ребенком, учитывая его возрастные особенности. В разные периоды жизни реакция на подобную психологическую травму может проявляться по-разному.
«Насилие в семье есть реальное действие или угроза физического, сексуального, психологического или экономического оскорбления и насилия со стороны одного лица по отношению к другому, с которым лицо имеет или имело интимные или иные значимые отношения».
Исходя из вышеизложенного, под насильственной преступностью в семье понимается совокупность общественно опасных и уголовно противоправных умышленных деяний (действий или бездействия), посягающих на общественные отношения, обеспечивающие такие блага личности, как жизнь, здоровье или телесную неприкосновенность, сопряженные либо с энергетическим воздействием на органы и ткани (их физиологические функции) организма другого человека, путем использования виновным материальных факторов внешней среды (механических, физических, химических и биологических) или угрозой такого воздействия, либо с воздействием на организм другого человека, посредством оказания влияния на его психику с помощью психических факторов внешней среды, совершаемых одним членом семьи (в широком смысле) в отношении другого против или помимо воли последнего.
Ошибки семейного воспитания
ГУ «Школа-гимназия № 10- г. Рудного»
Педагог-психолог высшей категории
Лапина Марина Александровна
На сегодняшний день, с точки зрения психологии, практически каждую семью по той или иной причине можно отнести к разряду неблагополучной в психоэмоциональной сфере. Растет число детей рожденных вне брака, увеличивается количество разводов из-за алкоголизма, наркомании, противоправных действий в семье. Все это не может не сказаться на взаимоотношениях между родителями и детьми, и как следствие общество получает конфликт семейных взаимоотношений, взрощенный на ошибках и педагогически- неверной воспитательной позиции современной семьи. Нынешняя реальность такова, что дети зачастую платят страданиями и даже жизнями за ценности неизмеримо меньшие: за самоутверждение родителей, за устройство папиной или маминой личной жизни…. Дети становятся заложниками пьяных отцов и постоянно раздраженных матерей, чье психическое состояние можно назвать невротическим. И это один их зловещих факторов, провоцирующих жестокое отношение к детям. Так же современная семья включена в различные механизмы общественного взаимодействия: необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение в связи с этим свободного времени у родителей приводит к ухудшению их психического и физического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. И самая страшная ошибка родителей в том, что свое стрессовое состояние, негативные эмоции они часто выплескивают на тех,« кто под руку попадется»-и чаще всего это оказываются дети, которые всегда ждут отца или мать с работы, жаждут общения и спешат поделиться накопившейся информацией за день. Но тут ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения родителя, эмоций, физического состояния, что сказывается на его порой еще не окрепшей «пластилиновой» психике. Типичной и опасной ошибкой семейного воспитания является культ жестокости , существующий в современном обществе. По статистике родительская жестокость имеет место в 45-49% семей. Многие отцы считают, что ребенка, особенно мальчика, нужно держать «в ежовых рукавицах», и совсем не обязательно говорить с ним о его проблемах, разберется сам, ведь мужчина должен сам уметь решать свои проблемы, забывая о том, что перед ним всего лишь ребенок, подросток, глубоко нуждающийся в его поддержке и понимании.
Современное общество на сегодняшний день глубоко озабочено детско-родительскими отношениями: принимаются законы о жестоком обращении с детьми, проводятся профилактические мероприятия, нацеленные на коррекцию детско-родительких отношений, и все же случаев жестокого обращения с детьми не уменьшается и воспитательная позиция семьи оставляет желать лучшего. Жестокое обращение подразумевает не только физическое воздействие , но и психическое. И что из них страшнее для ребенка, вопрос остается открытым.
Каковы же основные причины ошибочного воспитания в семье?
Но какая же это должна быть семья?
гимназии №5
Но реалии современности заставляют с тревогой думать о том, какими выйдут наши дети в мир сложный, взрослый, полный физических перегрузок, психологических стрессов, социальных и духовно-нравственных кризисов и потрясений. Как оградить их от негативных социальных процессов, нравственной деградации? Как привит им общечеловеческие духовные ценности, которые в последнее время заслонили материальные «предметные»? Чем восполнить дефицит веры, чести и любви? Где та точка опоры, которая позволит найти нашим детям собственные внутренние резервы – силу, настойчивость, стремление к полноценной жизни?
«Основой хорошей жизни человека являются три качества, которые должны властвовать над всем: честный труд, совестливый разум, искреннее сердце. Без них не обрести в жизни мира и согласия» - считал замечательный мыслитель Шакарим. Действительно, формирование высоконравственного, духовного человека весьма сложный процесс, начало которого должно закладываться с самого рождения. Семья- это та социальная единица, благодаря которой функционирует и развивается человечество, поэтому так важно воспитание человека в семье и для семьи.
И в решении этого вопроса переоценить процесс взаимодействия семьи и школы невозможно. Но, думается, что главную роль в деле воспитания нашего будущего играет все-таки семья, не смотря на то, что ребенок слишком много времени находится вне ее, под контролем и влиянием школы, сверстников, соседей, средств массовой информации…. Именно поэтому у многих родителей появляется ощущение , что как бы они не старались, их усилия слишком ничтожны, чтобы перевесить посторонние влияния на их ребенка.
На самом деле все наоборот. Все работы психологов подтверждают, ч то практически в каждом случае победа на стороне Дома. Влияние родителей оказывается сильнее постороннего влияния. Именно Домашний очаг держит первенство и определяет, насколько счастливым, внутренне защищенным и уравновешенным растет ребенок, как он уживается со сверстниками, взрослыми, детьми других возрастов, насколько уверен в себе и своих способностях, насколько он доброжелателен или равнодушен, как он реагирует на незнакомую ситуацию.
Наше инновационное образовательное учреждение в числе приоритетных целей своей деятельности ставит воспитание культуросообразной личности. Ее духовно-нравственное развитие. В гимназии №5 сложились свои традиции взаимодействия с семьей и воспитании духовной культуры гимназистов, определении вектора развития и реализации способностей каждого гимназиста.
В гимназии разработана модульная комплексная программа воспитания «Пылающее сердце», один из модулей которой называется «Семья» и ставит своей задачей формирование уважения к семье, поддержание семейных традиций, воспитание семьянина, любящего своих родителей и родственников, заботящегося о них. Работа в этом направлении ведется совместно с Общественным объединением родителей «Бирлик», которое существует с 2001 года. Формы взаимодействия самые различные, с каждым годом их становится больше. Это традиционный гимназический турслет в сентябре, причем с выездом на турбазу всей школы одновременно. В программе, как правило, активно задействованы родители. Это экскурсии на производство, где работают родители, это традиционное массовое катание на коньках в спортивном комплексе, к которому с каждым годом присоединяется все больше родителей. Это праздники «Мамин день», и концерты – поздравления для бабушек и дедушек в День пожилого человека. Родителей приглашают на все общешкольные мероприятия и ритуалы, а в конце учебного года проходят итоговые праздники «Семья и школа – два крыла для взлета», на которых и дети, и родители получают благодарственные письма за активное участие в жизни гимназии.
В нашей школе очень ярко выражена семейственность гимназических поколений: у нас много родителей-выпускников школы 35, есть уже дети выпускников гимназии №5, очень часто вслед за старшими детьми к нам приходят и младшие. Поэтому наша школа для очень многих наших родителей родная – это и определяет доброжелательный характер взаимодействия учителей и родителей, родителей и родителей, учеников и учителей, всех участников учебно – воспитательного процесса.
Положительный образ крепкой и дружной семьи всегда позитивно влияет на развитие ребенка, оказывает позитивное воздействие на молодых родителей наших гимназистов, поэтому в школе всячески пропагандируются такие примеры. Назову несколько фамилий, которые мы считаем гимназическими: семья Клещинских- мама и папа выпускники школы №5, сын и дочь – выпускники гимназии, прекрасные талантливые дети, успешно строящие карьеру и реализующие себя в творчестве. Семьи Еставлетовых и Подпятниковых – в этих семьях дети не просто отлично учатся, но и активно участвуют в подготовке и проведении гимназических дел, например, Светлана Подпятникова нынешний президент совета самоуправления гимназии. Семья Тороповых – старшая Аня уже выпускница и студентка, а младшие Лиза и Катя – на днях стали победительницами городского конкурса близнецов. Кстати, в подготовке участвовали не только семья Тороповых, но и семьи одноклассников девочек. И конечно, наша гордость - семья Темирбулатовых. Старший Борис в этом году окончил гимназию, получил знак «Алтын белги», ныне студент Высшей школы экономики, Руслан – неоднократный победитель городских и областных олимпиад по физике, лауреат нескольких республиканских и международных конкурсов юных вокалистов, Катя – активная участница дебатного клуба гимназии, лучший спикер нескольких областных и региональных турниров, участница танцевального коллектива. И таких гимназических фамилий много – Кукановы, Верховлюк, Кулаевы, Редькины, Милеевы, Трубовы, Ковальские и многие другие. Они часто бывают в школе, а на вечерах встречи выпускников самые желанные гости.
Три года назад у нас родилась еще одна форма взаимодействия – это Неделя Доброты и Любви, в рамках которой проходят различные интересные дела. В мероприятии принимают участие все классы от первого до выпускного. В этом году ребятам было предложено сделать коллаж «Счастливые мгновения семьи» На выставку были представлены прекрасные работы, причем выполнены они вместе с родителями и так творчески, что вызвали массовый интерес всех: и учителей, и учеников, и родителей, и гостей гимназии – никто не прошел мимо этой уникальной выставки. А как гордо дети показывали свои работы, с каким воодушевлением рассказывали о своих семьях, как тепло говорили о родителях, братьях, сестрах, бабушках и дедушках. Думаю, что это и есть самый действенный фактор, влияющий на формирование в сознании и детей и родителей ценности семьи, ее значимости в жизни человека.
И видя эти прекрасные примеры семейной гармонии, можно с уверенностью сказать, что необходимая предпосылка хорошего воспитания детей – Дом ( с большой буквы), семейный очаг, согревающий своим теплом, освещающий жизненный путь ребенка. И чем больше в этом доме тепла, доброты и гармонии, тем успешнее развиваются в нем наши дети. В одной из творческих работ гимназистов были написаны следующие строки:
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Уважаемые родители! Давайте беречь тепло, доброту, гармонию в наших семьях, чтобы наши дети смогли передать их будущим поколениям!
здравоохранения, постоянно).
4. Продолжить работу телефонов доверия, общественных приемных, правового всеобуча, школ семейного воспитания, родительских патрулей, практиковать проведение общегородских рейдов по местам скопления молодежи (Сатубалдин К.Е, Гиззатуллин И.Г., постоянно)
5. Активизировать работу с детьми и подростками в свободное время,вовлекать их в работу кружков, спортивных секций, дворовых клубов по месту жительства.
( учебные заведения, постоянно)
6.Своевременно принимать административные меры в отношении родителей, уклоняющихся от воспитания своих несовершеннолетних детей, злоупотребляющих алкогольными напитками. ( Сатубалдин К.Е. постоянно)
7. Социально – психологическим службам учебных заведений, правоохранительным органам продолжить работу по выявлению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и оказанию им необходимой психологической и юридической помощи.
( учебные заведения, правоохранительные органы, постоянно)
РЕКОМЕНДАЦИИ:
Выйти из ситуации, когда покажется, что нужно применить наказание, или предупредить эту ситуацию помогут следующие рекомендации:
1. Прислушивайтесь к своему ребенку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребенка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребенка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит свое человеческое достоинство.
2. Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить ее так, чтобы ребенку не нужно было бы вести себя неправильно.
3. Предоставляйте ребенку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.
4. Требуя что-то от ребенка, давайте ему четкие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребенок, может быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении.
5. Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать все сразу.
6. Не предъявляйте ребенку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.
7. Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.
8. Подумайте, в чем трудность ситуации, в которую попал ребенок? Чем вы можете помочь ребенку в этой ситуации? Как поддержать его?
Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) - это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.
Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.
Сексуальное насилие над детьми американские исследователи определяют как любой сексуальный опыт между ребенком до 16 лет (по отдельным источникам - до 18 лет) и человеком, который старше его по крайней мере на 5 лет. Данный вид насилия характеризуется или как вовлечение зависимых, психически и физиологически незрелых детей и подростков в сексуальные действия, нарушающие общественные табу семейных ролей, которые они еще не могут полностью понять и на которые не в состоянии дать осмысленного согласия. Сексуальное насилие рассматривается как вариант особо жестокого обращения с детьми.
Физическое насилие - это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.
Чаще всего это происходит в семьях, где:
Характер повреждений:
Рудный қаласының әкімдігі жанындағы кәмелетке толмағандар мен олардың құқығын қорғау ісі жөніндегі комиссия
25 12 2014
1 стр.
Аты-жөні, жасы; денсаулық жағдайы; отбасы жағдайы, отбасының әлеуметтік жағдайы, ата-анасы, тұрмыстық и материалды жағдайы, отбасындағы қарым-қатынас, оқушыға ата-анасы және туыста
25 12 2014
1 стр.
Тұлғааралық қарым-қатынас теориялары
25 12 2014
8 стр.
Отбасы мен мектеп арасындағы қарым-қатынастар деңгейін бағалау үшін білім беру жүйесінің жай-күйі мен дамуы туралы ақпаратқа ата-аналар мен оқушылардың сұранысын белгілеу және қана
05 09 2014
4 стр.
Психология ғылымында қарым-қатынасты қалыптастырудағы психологтың ролі
25 12 2014
4 стр.
Ересек кезең – бала тәрбиелеудегі ең қиын кезең екендігін айта келіп, ата-аналарды балалармен сырласуға шақырады
02 09 2014
1 стр.
Оқу үрдісінің қарым – қатынасының құзырлық дамуы. Даралап оқыту үрдісінің қатысымдық әдісі, қарым- қатынас технологиясы, жаттығулардың түрлері
23 09 2014
1 стр.
Сынылып отырған дипломдық жұмыс қазіргі балалар кітапхананың орны, оның дәстүрлері мен жаңа мүмкіндіктері қандай бар екендігі бүгінгі уақытта аса қажет
17 12 2014
5 стр.