Выводы
-
На этапе начального изучения броска одной рукой от плеча мы выявили динамику изменения показателей тестирования в экспериментальной и контрольной группе. Исходный показатель при броске с правой и левой стороны (из 10 бросков) составили в среднем 3 попадания (t=2,4; Р>0,05). После проведенного эксперимента результативность повысилась в экспериментальной группе до 6 попаданий с правой стороны (t=6,8; Р<0,001), с левой стороны 5,7 (t=6,8; Р<0,001)
-
В результате эксперимента был выявлен ряд ошибок, влияющих на технику броска. Половина ошибок являлась результатом незнания техники, правил выполнения броска и дефектами обучения: неправильное держание мяча (43%), отсутствие сопровождающего движения бросковой руки (7%). Существенными ошибками при выполнении броска являлось резкое опускание не бросковой руки вниз при броске, рука не сопровождает мяч (43%), после предложенных подводящих упражнений и тренажеров ошибка была устранена в экспериментальной группе полностью. Также существенная ошибка, возникающая при броске, которая снижает процент попадания, это когда бросок выполняется чисто в кольцо, без использования щита (70%). Экспериментальная методика положительно повлияла на технику обучения броску с использованием возникающих ошибок.
-
К концу эксперимента качество владения техникой броска одной рукой от плеча с места в экспериментальной группе оказалось выше, чем в контрольной группе. Испытуемые экспериментальной группы превзошли испытуемых контрольной группы по всем показателям (при Р<0,001).
Практические рекомендации
При проведении уроков физической культуры по баскетболу рекомендуем применять разработанную нами методику обучения, также регулярно проводить обследования с целью выявления ошибок в технике выполнения технических приемов. Особо необходимо обратить внимание на выполнение бросков, так как броски являются одним из главных технических приемов баскетбола, и имеет сложную структуру. Для повышения эффективности процесса обучения, эффективными оказались средства, используемые нами в педагогическом эксперименте с участниками экспериментальной группы. Мы считаем, что в школьную программу по баскетболу не следует вводить много разновидностей бросков. Это позволит сформировать к 11 классу стабильный двигательный навык с хорошими техническими показателями его выполнения.
Библиографический список
-
Андреев В. И. Факторы определяющие эффективность техники дистанционного броска в баскетболе// Автореф. дис. канд. пед. наук. Омск, 1988.
-
Айропетянц Л. Р., Гадик М. А. Спортивные игры. Ташкент, 1881.
-
Баскетбол. Броски по кольцу: Мастера советуют // Физкультура в школе. 1990. № 7. С. 15 – 17.
-
Баскетбол: Учебник для институтов физической культуры // Под. ред. Ю. М. Портнова. М.: Физкультура и Спорт, 1988..
-
Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры // Под. ред. Ю. М. Портнова. М.: Физкультура и Спорт, 1997.
-
Белов С. Баскетбол. Броски по кольцу // Физкультура в школе. 1990. № 6 – 7. С. 17 – 18.
-
Бондарь А. И. Учись играть в баскетбол. Минск: Полынья, 1986.
-
Вальтин А. И. Мини-баскетбол в школе. М.: Просвещение, 1976.
-
Вальтин А. И. Методика совершенствования в технике бросков мяча в игре баскетбол// Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Киев, 1984.
-
Данилов В. А. Повышения эффективности игровых действий в баскетболе// Атореф. дис. доктора пед. наук. М., 1996.
-
Джон Р., Вуден. Современный баскетбол. М.: Физкультура и спорт, 1997.
-
Дъячков В. М. Совершенствование технического мастерства спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1972.
-
Зельдович Т., Кершинас С. Подготовка юных баскетболистов. М.: Физкультура и спорт, 1964.
-
Зинин А. М. Детский баскетбол. М.: Физкультура и спорт, 1969.
-
Кудряшов В. А., Мирошникова Р. В. Технические приемы игры в баскетбол. Волгоград, 1984.
-
Кудряшов В. А., Рудакос В. И. Баскетбол в школе: Учебное пособие для учителей школ. Л.: Учпедлит, 1960.
-
Коузи Б., Пауэр Ф. Анализ и концепции в современном баскетболе. М.: Физкультура и спорт, 1975.
-
Кузин В. В., Полиевский С. А., Баскетбол. Начальный этап обучения. М.: Физкультура и спорт, 1999.
-
Линдберг Ф. Баскетбол: Игры и обучение. М.: Физкультура и спорт, 1971.
-
Лысенко В. В., Михайлина Т. М., Долгова В. А., Жиленко В. А. Практикум по спортивной метрологии: Учебное пособие. Краснодар: КГАФК, 1997.
-
Матрунин В. П. Баскетбол на уроках в V – VI классах // Физкультура в школе. 1990. № 1. С. 18 – 21.
-
Манасанян Ж. А. Эфорективные средства и методы обучения баскетболу детей младшего школьного возраста// Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1986.
-
Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991.
-
Мирошникова Р. В., Потапова Н. М., Кудряшов В. А. Начальное обучение баскетболу. Волгоград, 1994.
-
Нестеровский Д. И., Железняк Ю. Д. На уроках баскетбол // Физическая культура в школе. 1991. № 2. С. 27 – 30.
-
Обучение технике игры в баскетбол// Метод. рекомендаций для студентов ИФК / Сост. Ермаков В. А. Тула, 1992.
-
Платонов В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1986.
-
Полянцева Н. В. Тренировка точности выполнения технических приемов у юных баскетболистов 10 – 12 лет// Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1990.
-
Суетнов К. В. Обучение школьников игре в баскетбол// Учебное пособие. Алма-Ата, 1985.
-
Суетнов К. В. Баскетбол в 5-8 классах общеобразовательной школы// Учебное пособие. Алма-Ата, 1987.
-
Туркунов Б. И. Обучение баскетболу (в V – VI классах) // Физкультура в школе. 1993. №4. С. 13 – 20.
-
Программа физического воспитания на основе одного из видов спорта // Физическая культура в школе. 1985. №5. С.18-23.
-
Ульянов В. А. Баскетбол. Первые шаги // Физкультура в школе. 1990. № 1. С. 37 – 40.
-
Федосеев В. В. На уроках баскетбола // Физкультура в школе. 1995. № 2. С. 26 – 27.
-
Шерстюк А. А. и др. Баскетбол: основные технические приемы, методика обучения в группах начальной подготовки// Учебное пособие. Омск, 1991.
-
Хмелик Н. А. Постарайся попасть в кольцо. М.: Физкультура и спорт, 1985.
-
Яхонтов Е. Р., Генкин В. А. Баскетбол. М.: Физкультура и спорт, 1978.
-
Яхонтов Е. Р. Мини-баскетбол. М.: Физкультура и спорт, 1987.
Приложение 1. Сводный протокол № 1 результативности контрольной группы школьников 6А класса
№
|
Ф.И.О.
|
Исходные данные броска 1 рукой с места
|
Конечные данные броска 1 рукой с места
|
|
|
С правой стороны
|
С правой стороны
|
С левой стороны
|
С левой стороны
|
1
|
Артамонова
|
1
|
3
|
6
|
7
|
2
|
Боброва
|
2
|
1
|
6
|
6
|
3
|
Багрышев
|
3
|
0
|
5
|
7
|
4
|
Мартынюк
|
1
|
3
|
7
|
6
|
5
|
Синицын
|
4
|
2
|
5
|
6
|
6
|
Вернев
|
3
|
4
|
7
|
7
|
7
|
Макаров
|
2
|
3
|
6
|
6
|
8
|
Сивков
|
1
|
3
|
6
|
6
|
9
|
Каратько
|
3
|
3
|
6
|
5
|
10
|
Матрунин
|
3
|
2
|
6
|
5
|
11
|
Пиров
|
4
|
3
|
7
|
6
|
12
|
Митков
|
4
|
2
|
8
|
7
|
13
|
Митрин
|
3
|
1
|
6
|
6
|
14
|
Шаманов
|
3
|
3
|
6
|
5
|
15
|
Килия
|
4
|
2
|
7
|
6
|
16
|
Гаврюшова
|
4
|
3
|
6
|
5
|
17
|
Капустин
|
2
|
4
|
5
|
5
|
18
|
Волчина
|
1
|
1
|
6
|
5
|
19
|
Сканарь
|
1
|
2
|
6
|
6
|
20
|
Иванова
|
1
|
2
|
6
|
5
|
21
|
Иконикова
|
2
|
3
|
6
|
6
|
22
|
Ян
|
3
|
3
|
7
|
6
|
23
|
Непель
|
4
|
3
|
6
|
5
|
24
|
Ярошенко
|
4
|
4
|
8
|
6
|
25
|
Арутенян
|
3
|
3
|
7
|
6
|
26
|
Читаев
|
3
|
4
|
6
|
5
|
27
|
Мароков
|
2
|
4
|
6
|
5
|
28
|
Титова
|
4
|
4
|
6
|
6
|
|
X
|
2.6
|
2.7
|
6
|
5.7
|
Приложение 2. Сводный протокол № 2 тестирования результативности экспериментальной группы школьников 6Б класса
|
|
Исходные данные броска 1 рукой с места
|
Конечные данные броска 1 рукой с места
|
№
|
Ф.И.О.
|
|
|
С правой стороны
|
С левой стороны
|
С правой стороны
|
С левой стороны
|
1
|
Аркимова
|
1
|
3
|
6
|
7
|
2
|
Дунаева
|
2
|
1
|
6
|
6
|
3
|
Горошкин
|
3
|
0
|
5
|
7
|
4
|
Ильин
|
1
|
3
|
7
|
6
|
5
|
Гайворовский
|
4
|
2
|
5
|
6
|
6
|
Марвин
|
3
|
4
|
7
|
7
|
7
|
Стрюковский
|
2
|
3
|
6
|
6
|
8
|
Камелин
|
1
|
3
|
6
|
6
|
9
|
Бурвин
|
3
|
3
|
6
|
5
|
10
|
Чибатарев
|
3
|
2
|
6
|
5
|
11
|
Панченко
|
4
|
3
|
7
|
6
|
12
|
Майоров
|
4
|
2
|
8
|
7
|
13
|
Карапетян
|
3
|
1
|
6
|
6
|
14
|
Виеру
|
3
|
3
|
6
|
5
|
15
|
Петров
|
4
|
2
|
7
|
6
|
16
|
Катюханский
|
4
|
3
|
6
|
5
|
17
|
Миронов
|
2
|
4
|
5
|
5
|
18
|
Анаев
|
1
|
1
|
6
|
5
|
19
|
Икономиди
|
1
|
2
|
6
|
6
|
20
|
Банников
|
1
|
2
|
6
|
5
|
21
|
Гуковишников
|
2
|
3
|
6
|
6
|
22
|
Носкова
|
3
|
3
|
7
|
6
|
23
|
Рыкова
|
4
|
3
|
6
|
5
|
24
|
Зеленов
|
4
|
4
|
8
|
6
|
25
|
Конюкин
|
3
|
3
|
7
|
6
|
26
|
Хоменко
|
3
|
4
|
6
|
5
|
27
|
Яроцкая
|
2
|
4
|
6
|
5
|
28
|
Яшная
|
4
|
4
|
6
|
6
|
|
X
|
2.6
|
2.7
|
6
|
5.7
|
Приложение 3. АКТ Внедрения результатов научных исследований в практику
Мы, нижеподписавшиеся, представители Кубанского Государственной академии физической культуры декан педагогического факультета, профессор Родионов В.И. и зав. кафедрой спортивных игр, профессор Костюков В. В. составили настоящий акт, в том, что исполнитель темы: “Обучение учащихся 6 классов технике броска одной рукой от плеча с места близкого расстояния” внес в практику физического образования, спорта и массовой физической культуры следующие рекомендации и предложения:
Ф.И.О.
|
Наименование предложения
|
Эффект от внедрения
|
Севидов Юрий Анатольевич
Халявка Ирина Алексеевна
|
Методика обучения броску мяча одной рукой от плеча с места на уроках физической культуры по баскетболу в 6-х классах.
|
Повышение эффективности техники бросков у учащихся 6-х классов. Показатели бросков с правой и с левой стороны повысились в среднем из 10 бросков, с 3 до 6 попаданий, количество ошибок техники броска снизилось на 31 %.
|
<предыдущая страница