Перейти на главную страницу
В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на человека. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры.
Современный баскетбол находится в стадии бурного творческого подъема, направленного на активизацию действий как в нападении, так и в защите. Он является одним из средств физического развития и воспитания молодежи. В соответствии с комплексной программой физического воспитания школьников баскетбол является одним из средств физического воспитания.
Техника игры в баскетбол многообразна. Важнейшим техническим приемом являются броски. От точности броска, в конечном счете, зависит успех в игре. Броскам мяча школьники начинают обучаться в 5-х классах. Однако мы не нашли данных литературы, отражающих уровень обучаемости школьников броскам, которые изучаются по школьной программе. Знание уровня обучаемости и динамики становления техники броска позволит учителям подбирать и использовать в уроке средства, обеспечивающие обучение на более высоком уровне. Поэтому наша работа актуальна.
В нашей работе мы исходили из предположения о том, что изучение уровня обучаемости технике выполнения бросков на уроках физической культуры, заложенных в комплексную программу для 6-х классов и корректировка пробного процесса на основе выявления и последующего исправления ошибок, повысит эффективность процесса обучения броскам в баскетболе и позволит внести коррекцию в конспекты уроков.
Объектом исследования нашей работы явился учебный процесс учащихся на уроках физической культуры по баскетболу.
В работе изучалась эффективность средств обучения и уровень обученности учащихся 6-х классов на уроках физической культуры.
Учитывая отсутствие данных об уровне обученности школьников броску одной рукой от плеча, мы решили провести тестирование учащихся 6-х классов для выявления степени и уровня владения бросками до и после обучения.
Считаем, что данные экспериментального исследования позволят сформировать педагогическое мышление учителей и экспериментатора о целесообразности использования применяемых средств начального обучения технике броска одной рукой от плеча.
Баскетбол — одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.
Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания.
Баскетбол является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания. Не случайно он очень популярен среди школьников. Как важное средство физического воспитания и оздоровления детей, он включен в общеобразовательные программы средних школ, школ с политехническим и производственным обучением, детских спортивных школ, городских отделов народного образования и отделения при спортивных добровольных обществах.
Закрепление достигнутых результатов и дальнейшее повышение уровня спортивного мастерства тесно переплетаются с массовой оздоровительной работой и квалифицированной подготовкой резервов из наиболее талантливых юношей и девушек. Такие резервы подготавливаются в детских спортивных школах.
Многолетнее обучение детей требует учета особенностей их возрастного развития, и в связи с этим, тщательного отбора средств и методов учебной работы. В настоящее время имеется много пособий, подробно освещающих современную технику баскетбола. В них изложены общие вопросы организации педагогической работы, а также приведены конкретные практические материалы, которые необходимо усваивать в определенном возрасте.
Одна из важнейших задач общеобразовательной школы — воспитание у детей потребности в повседневных занятиях физическими упражнениями. Решение этой задачи требует от учителя физической культуры настойчивости, творчества, много умений и знаний. Прежде всего, надо уметь строить на только свою деятельность, но и деятельность учеников на уроке. Причем так, чтобы она имела свое соответствующее продолжение в форме самостоятельных занятий в домашних условиях с целью физического самосовершенствования. А для этого, в первую очередь, надо знать реальные возможности своих воспитанников.
Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений школьников, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры.
Современная тенденция игры определяет направленность технической подготовки. Высоких результатов можно достичь только при высоком уровне технической подготовленности игроков. Для этого баскетболист должен:
Говоря о бросках в баскетболе, следует иметь в виду три основных их характеристики — вид броска, стиль и технику, понимаемую здесь как организационную структуру движений при броске. Баскетбольные снайперы отличаются в стилях, в разновидности бросков. Но они не отличаются в основах техники — биомеханических принципах движений рук, ног, туловища при направлении мяча точно в корзину. Основы техники, такие как работа ног, держание мяча и направление локтя бросающей руки не одинаковы у разных снайперов.
Броски в корзину — важнейший элемент в баскетболе. Чтобы выиграть матч, команда должна превзойти противника в счете, а это достигается посредством более точных бросков. Все остальные приемы игры служат созданию условий для овладения корзиной. Чтобы приносить пользу команде, каждый игрок должен уметь метко поражать корзину. Каждый бросок основывается на технике выполнения одного из шести бросков:
Классификация бросков корзину выглядит следующим образом:
Конечной целью передвижения игрока по площадке с мячом и без мяча являются броски в корзину. Понимание этого положения тренером и игроками повышает мотивационный уровень при выполнении упражнений, направленных на совершенствование этих вспомогательных игровых навыков. Игрок не может стать снайпером, не совершенствуя постоянно свои способности в рывках, остановках и поворотах, быстром изменении направления при ведении, ловле и передачах мяча.
Это утверждение становится особенно важным в связи с постоянным повышением активности защитных действий баскетболистов. В связи с повышением активности защитных действий баскетболистов, повышаются и требования к выполнению бросков. В книге "Баскетбол: концепции и анализ" выделяются два основных принципа выполнения бросков. Для удобства разделили на две группы:
Выполнение броска по цели включает следующие факторы:
Траектория мяча выбирается от дистанции, роста игрока, высоты его и активности противодействия высокорослого защитника. При бросках со средних и дальних дистанций лучше всего выбирать оптимальную траекторию полета мяча, при которой высокая точка над уровнем кольца примерно 1,4 – 2 метра. Б. Коузи и Ф. Пауэр считают, что наиболее приемлемым углом выпуска мяча при броске равным 58 градусов к горизонтали. При этом угле выпуска игроки добиваются самой большой результативности. Мяч обычно бросают с обратным вращением, которое позволяет удержать его на заданной траектории и добиться более мягкого отскока в случае неудачного броска. Кроме того, обратное вращение замедляет скорость полета мяча, при встрече с кольцом увеличиваются шансы на то, что он проскочит в корзину, а не отскочит наружу.
С точки зрения динамики, все броски лучше выполнять с отскоком от щита. Наблюдения показывают, что большинство бросков неточны из-за недолета мяча до корзины. Независимо от того, целится игрок в переднюю или заднюю часть обруча или в щит, он концентрирует внимание на избранной точки мишени, во время и после броска.
При броске все движения должны быть плавными и ритмичными. Сопровождение мяча естественное продолжение броска, в то время как взгляд игрока все ещё направлен на цель. Естественное сопровождение шага гарантирует прохождение его по заранее намеченной траектории. Мяч контролируется кончиками пальцев, а не ладонью. Пальцы благодаря чувствительным нервным окончаниям помогают игроку контролировать мяч и “ощущать его контроль”.
Основные требования при броске следующие:
Используется бросок со средних и дальних позиций. Бросок выполняется с наименьшими колебаниями туловища по вертикали. Вперед на полшага выставляется одноименная с бросающей рукой нога. Мяч выносится из основной позиции в положении перед лицом. Рука, выполняющая бросок контролирует мяч сзади. Пальцы широко расставлены и поправлены вверх, тыльная сторона кисти обращена к лицу, левая рука поддерживает мяч снизу и убирается от мяча перед его выпуском из правой руки. Взгляд направлен на цель.
При выпускании мяча игрок последовательно разгибает звенья тела: колено, бедро, плечо, локоть, кисть разогнута до момента полного выпрямления всех звеньев, после чего она выполняет захлестывающее движение и слегка разворачивается наружу, мяч должен уйти с кончиков пальцев. После выпуска мяча игрок последовательно разгибает кисть, опускает локоть и плечо вниз.
Поскольку технические закономерности работы звеньев бросающей руки одинаковы для всех видов броска одной рукой, молодые игроки должны начинать с самых легких. Бросок с места на один счет, с локтем, поднятым на одну четверть, самый легкий для выполнения. Невысокое положение локтя при этом броске и выполнение броскового движения вместе с легким подскоком облегчают координацию движений (Федосеев В.В.,1995).
Общие ошибки при бросках в корзину:
Анализируя распределения учебного материала для 6-го класса и количество часов (68) мы заметили, что на базовые средства двигательной деятельности отводится 34 часа, на базовые основы избранного вида спорта 34 часа, из которых основы знаний — 2 часа, общефизическая подготовка — 20 часов, специальная физическая подготовка — 6 часов, тактическая подготовка — 2 часа и техническая подготовка — 14 часов.
Полное среднее физкультурное образование включает в себя 2 раздела: базовые основы самостоятельной двигательной деятельности, овладение которыми осуществляется на обязательных учебно-методических занятиях, и базовые основы избранного вида спортивной специализации, которые осваиваются школьниками на факультативных учебно-методических занятиях.
Глава II. Цель, задачи, методы, организация исследования Обследуемые
2.1. Цель, задачи и методы исследования
Цель работы: изучение вопросов уровня обучаемости учащихся 6-х классов технике выполнения броска одной рукой от плеча с места.
Задачи исследования:
Педагогические наблюдения за действиями игроков проводились в процессе учебных занятий для визуального определения ошибок при бросках. Результаты заносились в специально разработанную карточку-протокол. Тестирование проводилось при бросках в кольцо одной рукой от плеча с расстояния 1,5 метров с правой и левой стороны от щита, под углом 45о. Броски производятся сериями, по десять бросков с каждой стороны. Учитывалось количество попаданий, и рассчитывался процент поражения цели. Цифровой материал записывался в протоколы. Форма технического протокола прилагается (см. Приложение 1).
Все данные цифрового материала, приведенные в протоколах, подвергались статистической обработке, при этом использовалось сравнение двух выборок и попарно несвязанных между собой. Были рассчитаны — среднее арифметическое, которое определяется как отношения индивидуальных показаний к количеству случаев, определялась между средним арифметическим и суммой индивидуальных показателей.
-
1 — стандартное отклонение высчитывалось следующим образом:
Определяем по формуле оценку стандартной ошибки:
Сравнительный анализ осуществляется по критерию Стьюдента.
Степень достоверности (Р) находили по таблице критерия Стьюдента.
Если Р < 0,05, Р < 0,01, то ошибка меньше 5 %, 1 % и результат достоверен.
Если Р>0,05, то ошибка больше 5 % и результат не достоверен.
Исследования проводились в течение 1998 – 1999 гг. на базе средней школы № 2 г. Краснодара. В исследовании принимали участие учащиеся 6-x классов. В период с сентября по декабрь 1998 года все испытуемые занимались по общему плану. В декабре проведено первое тестирование, по результатам которого были составлены контрольная и экспериментальная группы (6а — контрольная группа, 6б — экспериментальная группа. Состав каждого класса 28 человек).
После обработки результатов первого обследования, была внедрена методика управления процессом усвоения знаний и программы исправления ошибок при выполнении бросков от плеча с места, использовались методы: рассказа, показа и детальной отработки полной ориентировочной основы действий, на уроках физической культуры с экспериментальной группой.
В контрольной группе обучение проводилось по общепринятой методике обучения (рассказа, показа, обучения). Внимание учителя сосредоточено главным образом на прохождении материала. После педагогического эксперимента, который длился до февраля 1999 года, для оценки эффективности педагогических воздействий было проведено повторное обследование.
В экспериментальной группе проводилась следующая методика обучения:
Последовательность обучения в контрольной группе:
В результате педагогического эксперимента нами были выявлен исходный уровень количества попаданий у школьников 6-х классов (см. Таблица 1)
Таблица 1.
Исходный уровень показателей результативности бросков 6 класса.
Показатели |
Бросок с правой стороны |
Бросок с левой стороны | ||
|
Экспер. гр. |
Контр. гр. |
Экспер. гр. |
Контр. гр. |
![]() |
2,6 |
3 |
2,7 |
2,8 |
t |
2,4 |
0,3 | ||
P |
>0,05 |
>0,05 |
Как видно из Таблицы 1 среднее количество попаданий из десяти бросков у учащихся контрольной и экспериментальной группы статистически не отличаются, в экспериментальной группе среднее количество бросков с правой стороны составило 2,6, а в контрольной 3 при индивидуальном разбросе показателей в обеих группах от 1 до 5 попадания (t = 2,4; Р>0,05); с левой стороны в экспериментальной группе среднее количество попаданий составило 2,7; в контрольной группе 2,8; при индивидуальном разбросе показателей в обоих группах от 0 до 5 попаданий (t = 0,3; Р >0,05).
Результаты исходного тестирования показали, что показатели не зависят от обучаемости и носят случайный характер. По первоначальному тестированию показатели бросков одной рукой от плеча с правой и левой стороны у контрольной группы немного превышали показатели экспериментальной группы.
За время эксперимента в обеих группах улучшились показатели, характеризующие эффективность владения броском от плеча. Однако это улучшение в разных группах участников эксперимента носило разный характер.
Таблица 2.
Изменения показателей броска одной рукой у испытуемых контрольной группы за 3 месяца.
Статистические |
Бросок с правой стороны |
Бросок с левой стороны | ||
Показатели |
До Эксперимента |
После эксперимента |
До эксперимента |
После эксперимента |
X |
3 |
5 |
2,8 |
3 |
s |
0,5 |
0,7 |
1,2 |
1 |
M |
0,09 |
0,14 |
0,23 |
0,19 |
t |
7 |
0,6 | ||
P |
<0,001 |
>0,05 |
Через 3 месяца после изучения броска динамика показателей в контрольной группе изменилась (см. Таблица 2).
Как видно из Таблицы 2, в результате обучения выявлен закономерный небольшой прирост показателей как справа, так и слева. Индивидуальный разброс при исходном тестировании в контрольной группе при броске с правой стороны составил от 2 до 5 бросков, а через 5 месяцев — от 3 до 6 бросков.
Результаты тестирования, полученные при броске с правой стороны, составили 5 попаданий, результаты статистически достоверны (t=7; P<0.001). При повторном тестировании в 6а классе прирост показателей отмечается с правой стороны. Вероятно, это связано с тем, что на занятиях больше уделяли времени и внимания броскам правой рукой. При выполнении бросков слева, учащиеся уделяли меньше внимания технике броска. Кроме того, они стремились выполнить бросок быстро, а это приводило к нарушению точности движений и рассогласованию действий при работе ног и рук. Как видно из таблицы 3, в экспериментальной группе был выявлен большой прирост показателей как с правой, так и с левой стороны. Учащиеся занимались по предложенной нами программе, что достоверно улучшило показатели.
Таблица 3.
Изменения показателей броска одной рукой у испытуемых экспериментальной группы за 5 месяцев.
Статист. Показатели |
Бросок с правой стороны
|
Бросок с левой стороны
| ||
|
До эксперимента |
После эксперимента |
До эксперимента |
После эксперимента |
X |
2,6 |
6 |
2,7 |
5,7 |
s |
0,75 |
0,75 |
1 |
0,5 |
M |
0,14 |
0,14 |
0,19 |
0,09 |
T |
8,1 |
6,3 | ||
P |
<0,001 |
<0,001 |
Анализируя полученные данные, мы выявили, что средние показатели составили с правой стороны 6 попаданий, с левой стороны — 5,7 при индивидуальном разбросе результатов при исходном 1 до 5, и после предложенной экспериментальной методики с 5 до 8 бросков.
При броске с правой стороны (t=8,1; Р<0,001), левой стороны(t=6,3; Р<0,001). При проведении занятий в экспериментальной группе велась строгая этапность усложнения и двигательного опыта. Своевременно велась работа над ошибками.
Таблица 4.
Результаты бросков одной рукой от плеча в конце эксперимента у учащихся 6-х классов.
Статистические показатели |
Бросок с правой стороны |
Бросок с левой стороны | ||
|
Эксперим. гр. |
Контрольн. гр.
|
Эксперим. гр.
|
Контрольн. гр.
|
X |
6 |
5 |
5,7 |
3 |
t |
5.2 |
6,8 | ||
P |
<0,001 |
<0,001 |
Как показал (см. таблица 4) анализ фактических данных, разные методики обучения оказали существенное влияние на изменение показателей точности броска одной рукой от плеча как с левой стороны (t=6,8; Р<0,001), так и с правой стороны (t=6,8;Р<0,001).
Анализ полученных результатов в экспериментальной группе и сравнение их с данными, полученными в контрольной группе при использовании общепринятой методики обучения, дают основание утверждать, что предложенная нами методика повысит эффективность обучения.
3.2. Типичные ошибки, выявленные в процессе обучения
В результате педагогического наблюдения нами были выявлены ошибки при броске одной рукой от плеча с места, при проведении первого тестирования и второго (см. таблица 5).
Таблица 5.
Ошибки у учащихся при выполнении одной рукой от плеча с места (%).
№ |
Ошибки |
Экспер. гр. |
Контр. гр. | ||
|
|
1 |
2 |
1 |
2 |
11 |
Неправильное держание мяча(кисти) |
43 |
0 |
29 |
14 |
22 |
В подготовительной фазе вторая рука располагается на мяче не правильно |
57 |
29 |
57 |
43 |
33 |
Ноги во время броска не работают |
43 |
0 |
43 |
0 |
14 |
Излишний наклон вперед, что приводит к потери равновесия |
29 |
29 |
29 |
29 |
15 |
Бросок выполняется толчком пальцев |
57 |
43 |
70 |
57 |
16 |
Не бросковая рука, при броске опускает резко вниз или раб.бросок завершается 2-мя руками |
43 |
0 |
43 |
29 |
17 |
Отсутствие сопровождающего движения бросковой руки |
70 |
43 |
57 |
57 |
18 |
Непоследовательное включение звеньев тела в основной фазе |
57 |
23 |
57 |
43 |
19 |
Бросок выполняется чисто в кольцо, без использования щита |
70 |
29 |
85 |
57 |
110 |
Асинхронная работа рук и ног |
70 |
29 |
70 |
57 |
Условные обозначения: цифрой 1 обозначено исходное тестирование, цифрой 2 — конечное тестирование.
Испытуемые имеют большое количество ошибок, которое колеблется от 29 до 85%. При первом тестировании, выявленные ошибки были причинами незнания техники выполнения броска и правилами. Во время проведения эксперимента велась целенаправленная работа над устранением ошибок в экспериментальной группе, применялся групповой и индивидуальный подход, при начальном обучении броску одной рукой от плеча с места. Многие учащиеся совершали ошибку при броске, производя толчком пальцев выпуск мяча, эта ошибка исправлялась с помощью подводящего упражнения: мяч удерживается перед грудью, бросковая рука накидывается сверху на мяч, с широко расставленными пальцами, ладонь на мяче не лежит, вторая рука мяч поддерживает сбоку. Медленное сгибание с захлёстом кисти, мяч постепенно отрывается от кистей пальцев, покидает руку.
Определенные ошибки, на наш взгляд, являются причинами возникновения других ошибок. Так, излишний наклон вперед, который приводит к потере равновесия, лишает учащегося возможности последовательно включать звенья тела в основной фазе и сопровождать мяч после броска.
Выявленная ошибка во время броска — 43 % в экспериментальной группе — является одной из основных при выполнении броска: когда не бросковая рука, резко опускается вниз в основной фазе, из-за чего мяч теряет свою траекторию. Для её устранения применялся тренажер предложенный В. В. Кузиным и С. А. Полиовским. К запястью кистей привязывалась лента (шнур) для фиксации руки вверху при броске, чтобы она не опускалась вниз, а сопровождала бросковую руку.
Также при броске многие испытуемые завершали бросок 2-мя руками, для того чтобы работала одна рука во вторую (небросковую) руку давался щит размером 0,25 см: игрок поддерживал им мяч и завершал движения одной рукой.
В результате предложенных тренажеров, эти две ошибки были полностью устранены в экспериментальном 6б классе. В контрольной группе эти ошибки сохранились у 29 %.
На возникновение многих ошибок повлияло ряд факторов, которые полностью не позволили устранить все ошибки. Асинхронная работа рук и ног в 70% случаев возникла в результате координационной недостаточности и навыковой бедности, но в результате подводящих упражнений, предложенных в эксперименте, процент ошибки снизился в экспериментальной группе до 29 %, а в контрольной — до 57 %.
В контрольной группе не велось детальное устранение ошибок, из-за чего они полностью не были ликвидированы. Кроме того, на появление ошибок также могли повлиять дефекты обучения: ошибочное обучение технике выполнения, методические ошибки обучения, перенос неадекватного навыка, неуверенность и страх.
В экспериментальной группе предложенная методика обучения и средства, предложенные для их устранения, показали себя с положительной стороны, всесторонне влияя на стороны обучения. Процентное соотношение ошибок снизилось с 43 – 70 % до 29 – 43 %, в контрольной группе — до 14 – 57% при конечном тестировании. В процессе обучения движениям и совершенствования техники их выполнения постоянно возникают ошибки. Их своевременное выявление и устранение причин возникновения в значительной мере обуславливают эффективность процесса технического совершенствования.
В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на человек
10 09 2014
2 стр.
Охватывают период с 1933-го по 1945 гг. Нижняя временная граница объясняется приходом Гитлера к власти, распространением национал-социалистической идеологии, которая
14 12 2014
1 стр.
Актуальность. На современном этапе развития общества все больше внимания уделяется развитию духовности. Духовная культура зародилась на заре появления человечества. О ней мы судим
17 12 2014
1 стр.
Актуальность работы: загрязнение природных вод антропогенным воздействием, нехватка чистой питьевой воды, рост заболеваний населения
12 09 2014
1 стр.
Место: спортивный игровой зал (12x24 м, в длину с/зала 2 игровых щита – h кольца 3,05 м, поперёк с/зала 3 пары игровых щитов – h кольца 3,05 м, 4 пары мини-б/б щитов – h кольца 2,8
01 10 2014
1 стр.
Рассматривая личность как совокупность биологической, психологической и социальной структур, нельзя не отметить, что для социологии значимой в научном смысле является социальная ст
18 12 2014
1 стр.
Этим объясняется, почему вопросы, касающиеся глагольных приставок, меняющих лексические значения глаголов, изучаются как "сквозная" тема в лингвистической истории и всегда привлека
09 10 2014
12 стр.
Степень повреждения фиброзного кольца также влияет на результат. Все это обусловливает актуальность разработки и применения минимально инвазивных методов лечения компрессионного ко
01 10 2014
1 стр.