Перейти на главную страницу
Сигнал переменной фазы выделяется фильтром (ПФ2), в котором подавляется поднесущая частота 10 кГц и высшие гармоники сигнала переменной фазы. Сигнал переменной фазы 60 Гц с выхода фильтра через коммутатор (К2) поступает на усилитель сигнала переменной фазы (УПФ), где он усиливается до необходимого уровня. Коммутатор в режиме «СП-50» подключает выход фильтра к выходу усилителя, а в режиме «VOR» отключает усилитель от фильтра.
Для оценки работоспособности аппаратуры в режиме «СП-50» сигналы с фазовых детекторов основного и контрольного каналов поступают в блок посадки, где после их сравнения вырабатывается сигнал «Готовность курса».
Позывные радиомаяка усиливаются в усилителе телефонного канала (УНЧ ТФ) и поступают в СПУ.
Высокочастотной частью глиссадного канала является 40-канальный супергетеродинный приемник с одним преобразователем частоты. Блок предназначен для усиления и преобразования высокочастотных сигналов (в диапазоне частот 329,15-335 МГц), принимаемых антенной, в низкочастотные сигналы. Функциональная схема блока высокой частоты представлена на рис. 2.34.
В режиме контроля аппаратуры во входную цепь с гетеродина подается высокочастотный немодулированный сигнал. Контрольный высокочастотный сигнал образуется путем смешения напряжения гетеродина с напряжением контрольного генератора промежуточной частоты. Для контроля используется сигнал с частотой, равной сумме частоты генератора промежуточной частоты и частоты гетеродина. Высокочастотный сигнал модулируется в усилителе-модуляторе (МОД) низкочастотными сигналами 90 и 150 Гц, поступающими из блока встроенного контроля. Таким образом, возникает возможность контроля глиссадного канала на любой рабочей частоте.
Блок посадки предназначен для усиления суммарного сигнала (УНЧ), состоящего из сигналов с частотой 90 и 150 Гц (ПФ), разделения этих частот, детектирования (АД), сравнения сигналов (УСК), полученных с двух одинаковых низкочастотных каналов, и выработки сигнала готовности. Функциональная схема блока посадки изображена на рис. 2.35.
Маркерный радиоприемник построен по классической супергетеродинной схеме без усилителя высокой частоты. Функциональная схема маркерного радиоприемника изображена на рис. 2.36.
Сигнал с частотой 75 МГц поступает на входной фильтр (ПФ), представляющий собой четырехрезонаторный полосовой фильтр. На вход фильтра в режиме контроля приемника подается также немодулированный сигнал частотой 75 МГц с контрольного гетеродина (КГЕТ). С выхода фильтра сигнал поступает на смеситель (СМ), собранный на полевом транзисторе. Туда же поступает сигнал частотой 64 МГц с гетеродина (ГЕТ). В результате взаимодействия сигналов на нагрузке смесителя выделяется сигнал промежуточной частоты 10,7 МГц, который усиливается в усилителе промежуточной частоты (УПЧ), детектируется (АД) и поступает в усилитель низкой частоты (УНЧ) блока низкой частоты. В блоке низкой частоты сигнал преобразуется, усиливается и выделяются соответствующие сигналы с помощью фильтров 400, 1300 и 3000 Гц (ПФ). В зависимости от частоты модулирующего сигнала включается та или иная спусковая схема, состоящая из детектора, триггера Шмитта и ключевого устройства, которая включает индикаторные табло соответствующего радиомаяка и звонок. Звонок включается схемой включения звонка (СВЗ). Тональный сигнал усиливается в телефонном канале (УНЧ ТФ) и поступает в СПУ.
Рис. 2.36. Функциональная схема РПМ-70
Для оперативной проверки работоспособности в приемнике имеется устройство контроля, состоящее из высокочастотного контрольного генератора 75 МГц и трех низкочастотных контрольных генераторов на 400, 1300 и 3000 Гц (КГ).
Блок встроенного контроля (БВК) предназначен для проверки работоспособности аппаратуры КУРС МП-70 во всех режимах ее работы. Блок представляет собой автономное устройство, состоящее из источников низкочастотных стимулирующих сигналов, управляемых тремя кнопками, которые расположены на пультах управления. Функциональная схема блока встроенного контроля представлена на рис. 2.37.
Схема формирования сигналов 30, 60, 90 и 150 Гц (СФС) вырабатывает сигналы 90 и 150 Гц для формирования суммарного сигнала ILS, а также сигналов 30 и 60 Гц.
Схема блока встроенного контроля содержит четыре канала: канал формирования и коммутации сигналов курсового канала ILS; канал формирования и коммутации глиссадных сигналов ILS и СП-50; канал формирования и коммутации курсового сигнала СП-50; канал формирования и коммутации сигнала VOR.
Сигналы 90 и 150 Гц со СФС через соответствующие усилители ограничители (УО 90Гц, УО 150Гц) поступают на сумматор (СУМ ILS), с выхода которого снимается суммарный сигнал с равенством амплитуд этих сигналов («нуль»), с превышением амплитуды сигнала 90 Гц («вправо/вниз») и с превышением амплитуды сигнала 150 Гц («влево/вниз»). В сумматоре имеется возможность независимой регулировки величины превышения сигналов 90 и 150 Гц для курсового и глиссадного каналов. Сформированные сигналы курсового канала ILS «влево», «вправо» и «нуль» поступают на коммутаторы сигналов ILS-курс (КС ILS), на выходе которых имеется лишь один из названных сигналов в зависимости от нажатой кнопки на пульте управления.
Сформированные сигналы глиссадного канала «вверх», «вниз» и «нуль» через коммутатор режимов ILS-СП-50 (КР ПОС1) поступают на коммутаторы сигналов глиссады (КСГ), выполняющие те же функции, что и аналогичные коммутаторы в курсовом канале. Коммутатор режимов ILS-СП-50 в глиссадном канале необходим для того, чтобы при переключении аппаратуры в режим СП-50 вместо сигнала «вверх» выдавался сигнал «вниз» и наоборот. Это переключение необходимо для сохранения направления отклонения стрелок, указанного на символах пульта управления, поскольку суммарный сигнал с превышением 150 Гц в режиме ILS вызывает отклонение глиссадной стрелки вверх, а в режиме СП-50 – вниз.
Выбранный глиссадный сигнал поступает на коммутаторы блокировки контроля (КБК), с выхода которых сигнал подается на одно из навигационно-посадочных устройств (УНП-1 или УНП-2) или на оба сразу, если имеется сигнал «Индикация контроля» с пультов управления. Сигналы 60 Гц с усилителя-ограничителя (УО 60 Гц) и инвертора (ИН1) поступают на сумматор (СУМ1), куда подается также частотно-модулированный сигнал 10 кГц с ЧМ генератора 10 кГц (ЧМГ1). В сумматоре создается суммарный сигнал СП-50 «нуль», «влево», «вправо».
Рис. 2.37. Функциональная схема БВК
Через коммутаторы сигнала СП-50 (КС СП-50) в зависимости от нажатой кнопки один из сигналов проходит на коммутатор режимов ILS-СП-50 (КР ПОС2), куда подается также один из сигналов ILS. В зависимости от установленного на селекторе аппаратуры режима на выход этого коммутатора проходит либо сигнал ILS, либо сигнал СП-50.
Канал формирования суммарного сигнала VOR аналогичен каналу СП-50 с той лишь разницей, что сигнал VOR вырабатывается лишь двух видов: со сдвигом опорной и переменной фазы 0° (при нажатии кнопки с символом на пульте управления) и 180° (при нажатии любой из двух других кнопок). Выбранный сигнал VOR поступает на коммутаторы режимов контроля УНП-1 (КРК УНП1) и УНП-2 (КРК УНП2), на которые подаются также сигналы посадки ILS или СП-50. В зависимости от набранных на пультах управления частот (навигационных или посадочных) на эти коммутаторы подаются сигналы включения посадки или навигации. Выбранные сигналы навигации или посадки поступают на коммутаторы блокировки контроля УНП-1 и УНП-2 (КБК). При наличии сигнала «Индикация контроля» эти коммутаторы пропускают выбранные сигналы на УНП-1 или УНП-2. Блок встроенного контроля питается от стабилизатора +20 В, который включается при нажатии любой из кнопок.
Выпрямитель В-502 формирует напряжения +27 В для устройств УНП, блока БВК и приемника РПМ-70 и 36 В, 400 Гц для устройств УНП.
Схема выпрямителя представлена на рис. 2.38 и содержит трансформаторы TV1-TV4, выпрямители В1-В4 и фильтры Ф1-Ф4. На нее подается напряжение бортсети 115 В, 400 Гц через предохранители FU1-FU4.
В схеме можно выделить четыре канала. Первый канал (TV1, В1, Ф1) формирует напряжение +27 В для курсового канала устройства УНП1 («27 В К1») и блока БВК, второй (TV2, В2, Ф2) – УНП2 («+27 В К2») и приемника РПМ-70, третий (TV3, ВЗ, ФЗ) и четвертый (TV4, В4, Ф4) – для глиссадных каналов устройств УНП1, УНП2 («27 В Г1», «27 В Г2»).
Трансформаторы выпрямителя являются понижающими, диодные выпрямители собраны по мостовой схеме, в состав фильтров входят дроссели и конденсаторы. Сформированные напряжения +27 В поступают на соответствующие блоки и светодиоды, размещенные на передней панели выпрямителя В-502 с надписями «КI», «КII», «ГI», «ГII». Загорание (свечение) светодиодов свидетельствует о работоспособности выпрямителя.
Рис. 2.38. Функциональная схема В-502
К органам управления системы КУРС МП-70 относятся два пульта управления режимами, два селектора курса, селектор режимов. К органам индикации системы можно отнести индикатор курсового угла, и навигационно-пилотажный прибор, рассмотренные в п.2.1.6. Табло индикации выбранной системы и табло индикации срабатывания маркерного радиоприемника также аналогичны применяемым в КУРС МП-2.
Передняя панель пульта показана на рис 2.39.
Пульт управления позволяет:
включить изделие;
установить одну из двухсот рабочих частот курсового радиоприемника, с индикацией на передней панели пульта;
в зависимости от выбранной рабочей частоты курсового приемника установить одну из сорока частот глиссадного радиоприемника в режиме «ILS», одну из двадцати в режиме «СП-50»;
в зависимости от выбранной рабочей частоты включать режим посадки или режим навигации;
включить проверку системы встроенным контролем;
регулировать громкость позывных наземных радиомаяков;
Рис. 2.39. Передняя панель пульта управления режимами
На передней панели пульта управления режимами находятся две ручки установки частоты приемников и шкала для считывания частоты настройки приемников. Одна ручка предназначена для установки целого числа МГц, при помощи второй ручки устанавливаются десятые и сотые доли МГц. Вторая ручка совмещена с регулятором громкости позывных радиомаяков.
На пультах управления, при помощи ручек, устанавливаются частоты, на которых работают курсовые радиомаяки в режиме «Посадка», радиомаяки VOR в режиме «Навигация». Частота настройки глиссадного радиоприемника устанавливается автоматически при наличии сигнала включения посадки. Сигнал включения посадки выдается в диапазоне 108,10111,90 МГц при установке целых нечетных долей МГц, то есть 10, 30, 50, 70, 90.
Для настройки каждого УНП на частоту радиомаяка применяется свой пульт управления режимами.
Передняя панель селектора режимов показана на рис. 2.40.
Селектор режимов позволяет:
осуществить выбор режимов работы;
контролировать наличие сигналов готовности курса и глиссады;
управлять коммутацией сигналов выдаваемых в САУ;
изменять чувствительность маркерного радиоприемника;
изменять яркость ламп подсвета.
Коммутация сигналов, выдаваемых аппаратурой в САУ и на приборы НПП, производится переключателем «1-СОВМЕЩ-2». В положении «1» переключателя САУ и курсовые планки приборов НПП пилотов и штурмана подключены к полукомплекту УНП-1. При этом в случае его отказа происходит автоматическое переключение на полукомплект УНП-2.
В положении «СОВМЕЩ» САУ и курсовые планки приборов НПП командира корабля и штурмана подключены к первому полукомплекту, а НПП второго пилота – ко второму. Автоматическое переключение на первый полукомплект отсутствует.
В положении «2» переключателя САУ и курсовые планки приборов НПП пилотов и штурмана подключены ко второму полукомплекту. Автоматическое переключение на первый полукомплект отсутствует.
Глиссадные планки приборов НПП пилотов и штурмана независимо от положения переключателя «1-СОВМЕЩ-2» подключены к первому полукомплекту с автоматическим переключением на второй полукомплект.
В зависимости от типа летательного аппарата в состав КУРС МП-70 могут входить селекторы режимов различных модификаций.
Заданная линия пути устанавливается при помощи ручки селектора курса. При этом происходит поворот вращающегося трансформатора, который меняет фазу опорного сигнала нуль-индикаторного канала в пределах от 0 до 360. Устанавливаемое значение контролируется по индикатору селектора курса.
В связи с отличием органов управления КУРС МП-2 и КУРС МП-70 изменено их расположение в кабинах экипажа.
Особенности расположения органов управления и индикации системы КУРС МП-70 в кабине летчиков приведены в приложении 2.
Бортовое радиооборудование ОСЬ-1 предназначено для обеспечения захода самолетов на посадку системами ILS, СП-50.
Радиооборудование ОСЬ-1 является комплексом УКВ-приемников, осуществляющих преобразование сигналов наземных радиомаяков в сигналы постоянного тока, несущие информацию об отклонении самолета от равносигнальных линий курса и глиссады и пролете маркерных радиомаяков. Выходные сигналы постоянного тока могут быть использованы при ручном, полуавтоматическом и автоматическом управлении самолетом.
В первом случае информация выдается на стрелки нуль-индикаторных приборов, во втором - на стрелки положения планового прибора директорной системы и вычислители, в третьем - в систему автоматического управления.
Аппаратура допускает работу по курсовому и глиссадному каналам на пять параллельных нагрузок.
Бортовое радиооборудование ОСЬ-1 выпускается в двух вариантах комплектации:
одиночный комплект;
сдвоенный комплект.
В таблице 2.5 представлен вариант сдвоенного комплекта изделия ОСЬ-1 и назначение блоков, входящих в рассматриваемый комплект.
Таблица 2.5
Название |
Тип (кол-во) |
Назначение |
Курсовой радиоприемник |
КРП-69 (2 шт.)
|
Прием, усиление и преобразование ВЧ – сигналов от курсовых радиомаяков. |
Глиссадный радиоприемник |
ГРП-66 (2 шт.)
|
Приема, усиление и преобразования ВЧ – сигналов глиссадных радиомаяков. |
Маркерный радиоприемник |
МРП-66 (1 шт.)
|
Приема, усиление и преобразования ВЧ – сигналов маркерных радиомаяков в световую, звуковую и тональную индикацию. |
Блок встроенного контроля |
БВК-69 (1 шт.)
|
Проверка работоспособности курсового, глиссадного и маркерного радиоприемников. |
Амортизационная рама |
(1 шт.) |
Объединение в моноблок КРП-69, ГРП-66, МРП-66, БВК, обеспечение их амортизации, электрического соединения и коммутации. |
Блок управления |
БУ (1 шт.)
|
Включение изделия, настройка курсовых и глиссадных приемников на частоту используемого радиомаяка, управление встроенным контролем аппаратуры. |
Отличием одиночного комплекта является наличие одного приемника КРП-69 и одного приемника ГРП-66.
Электропитание аппаратуры ОСЬ-I осуществляется от бортсети постоянного тока напряжением 27 В. Питание первого и второго комплектов осуществляется с блока управления соответствующими переключателями, выключатель маркерного радиоприемника находится на электощитке в кабине экипажа.
Управление (выбор рабочих каналов) также осуществляется с блока управления. Выбор работающей системы СП-50 или ILS производится на ЩПКП, входящем в состав РСБН.
Индикация отклонения от равносигнальных линий курса и глиссады посадки обеспечивается экипажу на приборах ПНП-72-ЗМ. Положение линий курса индицируется средней частью стрелки ЗПУ, глиссады - горизонтальной планкой.
Сигналы от аппаратуры ОСЬ-I используются системой САУ в вычислителе посадки для выработки команд управления самолетом, а также выдаются экипажу в виде отклонений командных планок приборов ПКП-72-4. На приборах ПКП-72-4 индицируется также положение самолета относительно линий курса и глиссады посадки индексами курса и глиссады.
Момент пролета маркерных радиомаяков индицируется при помощи световой (табло), звуковой (звонок) и тональной (телефоны) сигнализации.
Сигналы наземных радиомаяков принимаются при помощи курсовой, глиссадной и маркерной антенн, не входящих в состав изделия.
Внешний вид основных блоков системы ОСЬ-1 приведен в приложении 4.
Краткие технические и эксплуатационные характеристики бортовой аппаратуры ОСЬ-1 приведены в таблице 2.6.
Таблица 2.6
1. Диапазон рабочих частот, МГц: КРП …………..………………………………… ГРП ……………….……………………………. МРП …………………………………………..... |
108.10-111.9 329.3-335.00 75
|
2. Дискретность настройки, кГц: КРП …………………………………………….. ГРП ……………………………………………..
|
200
300 |
3. Чувствительность, мкВ: КРП…………………………… ГРП……………………………... МРП (маршрут/посадка)………………………. |
10 20 ≤ 150/1000±400 |
4. Погрешность измерения мкА: ILS, СП (курс) ……....………………………..... ILS, СП (глиссада) ……..……………………....
|
±8 ±10 |
5. Количество фиксированных каналов: КРП …………………………………………….. ГРП …………………………………………….. МРП* ..…………………………………………. |
20 20 3 |
6. Частоты контроля, МГц: КРП …………………………………………….. ГРП …………………………………………….. МРП ……………………………………………. |
110,1; 110,3 334,4, 335,0 75
|
7. Температура окружающей среды, С ………............. |
от -50 до +50 |
8. Относительная влажность при температуре 40С, % |
98 |
9. Атмосферное давление, мм рт. ст. ………………….. |
19 |
10. Ударные нагрузки с ускорением, g не более ……. |
4 |
11. Вибрационные нагрузки, g не более ……………... |
5 |
12. Масса комплекта, кг не более ……………………... |
8,8 |
13. Потребляемая мощность по сети, не более: + 27 В, Вт .………………..…………………… |
75**
|
** – для сдвоенного комплекта.
Система ближней навигации и посадки курс мп-2 обеспечивает самолетовождение по сигналам всенаправленных радиомаяков международной системы ближней навигации vor и выполнение предпос
02 10 2014
9 стр.
Ла на расстоянии до 500 км относительно радиомаяка, а также положение ла относительно впп при заходе на посадку. В зависимости от типа ла на его борту может быть установлено навига
02 10 2014
4 стр.
Физические основы и классификации радиотехнических методов и средств навигации 38
02 10 2014
1 стр.
Ационщиков и специалистов отделов развития и планирования телекоммуникационных систем; системных архитекторов; разработчиков систем связи, передачи данных и радиолокации
17 12 2014
1 стр.
Ас увд, использованием последних достижений вычислительной техники, более современными радиоэлектронными средствами управления воздушным движением, навигации, посадки и связи
02 10 2014
6 стр.
На основе радиоуглеродного датирования определены возраста поднятых осадков оз. Кирек [Бобров и др., 2012]: для 2-метрового керна (12 тыс л н.) даны шесть датировок через каждые 90
09 10 2014
1 стр.
Оборудование itc escort условно делится на две системы – кибер-систему и интеллектуальную систему (Intellective Public Address System). Каждая из этих систем может работать как сам
11 09 2014
1 стр.
Прайс-лист на оборудование и комплектующие для электрических систем отопления
09 10 2014
1 стр.