Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Конспект интегрированного занятия по психологии и изобразительному искусству для школьников-подростков по изучению особенностей темперамента «Красные, жёлтые, зелёные и чёрные волшебники», в рамках элективного курса «Психологические особенности выбора профессии»

Цель работы: повышение уровня психологической грамотности подростков, познание себя и других.

Задачи занятия:

  1. Познакомить с понятием темперамента

  2. Определение типа темперамента каждого ученика

  3. Совершенствование навыков лепки

  4. Развивать коммуникативные навыки учащихся

  5. Воспитывать уважение друг к другу и чувство взаимопомощи

В перспективе работа по самопознанию подростками своей психофизиологической конституции служит профилактике конфликтов и работает на развитие коммуникативных навыков.

Для работы необходимо: коробки пластилина для каждого участника, тряпки для вытирания рук, дощечки для лепки, по листу бумаги на каждого ученика, вода, авторучки, равное количество жёлтых, красных, чёрных и зелёных бумажных квадратиков для проведения жеребьёвки с целью деления участников на подгруппы.

Ход занятия

Педагог-психолог:

- Здравствуйте, ребята. Прежде, чем перейти к теме сегодняшнего занятия, давайте вспомним, о чём мы с вами разговаривали и что изучали на предыдущих занятиях элективного курса «Психологические аспекты выбора профессии» (Ответы детей). Ответы детей обобщаю: правильно, мы знакомились с такими индивидуальными особенностями человека, как самооценка и волевые качества. Мы выявили, какая самооценка и волевые качества лично у вас и что нужно делать для того, чтобы развить волевые качества, а самооценку из завышенной и из заниженной превратить в адекватную. Ребята, мы также беседовали с вами о том, как эти личностные особенности влияют на выбор будущей профессии.

- Ребята, а какие ещё личностные особенности человека вы знаете, т.е чем ещё могут отличаться люди друг от друга. (Ответы детей). Правильно, отличаются характерами. Ребята в основе характера человека лежит темперамент. Как вы думаете, как будет называться тема нашего сегодняшнего занятия? Правильно «Темперамент». (Слайд 1)



Учитель изобразительного искусства:

- А чтобы лучше понять и усвоить данную информацию я расскажу вам сказку «Красные, жёлтые и зелёные волшебники». Вы будете внимательно слушать, и выполнять то, что я вас попрошу. И так внимание на доску: (Слайд 2)

- Жили-были на свете волшебники, которые имели немного необычную внешность. Тела их были яркого цвета, как будто они специально выкрасились маслеными красками в красный, жёлтый, зелёный и чёрный цвет. Волшебники летали по белу свету, творили добрые дела, помогали жителям разных планет.

Однажды прилетели волшебники на неизвестную им ранее планету (слайд 3). Красота вокруг – необыкновенная. Одно плохо. Некому этой красотой любоваться. Никто здесь не живёт. И решили волшебники заселить эту прекрасную планету человечками. А где их взять? Решили волшебники слепить человечков из того, что было под рукой. Взяли они по горсти синего вещества, похожего на глину, соединили все порции в одну и скатали из полученной массы огромный шар (Слайд 4) (ребята берут по куску пластилина синего цвета, соединяют в один большой комок, скатывают шар)

Потом волшебники взяли и разделили шар на две половины. (слайд 5) Посмотрели на свою работу, призадумались. А потом решили, что все будущие человечки будут делиться на две группы.

Педагог-психолог:

- Одни – очень общительные, им дали название экстраверты, а другие малообщительные – интроверты.



Учитель изобразительного искусства:

- Поэтому красные и жёлтые волшебники в первую половину шара добавили много неизвестного нам белого вещества, а зелёные и чёрные в другую половину – лишь чуточку такого вещества. Из этих половинок скатали два шара (слайд 6) (ребята по ходу рассказа выполняют названные действия).

Потом красные и жёлтые волшебники разделили свой шар на две половинки, а зелёные и чёрные произвели аналогичные действия со своим шаром.(слайд 7)

Красные волшебники добавили в свою половину вещества красного цвета. Это была кровь.



Педагог-психолог:

- Волшебники считали, что именно благодаря крови они смогут вылепить энергичных, быстрых, жизнерадостных, общительных человечков, которые будут легко переносить жизненные трудности и неудачи. Красные волшебники решили назвать своих человечков сангвиниками (sanguis по латыни означает «кровь»). (путём гиперссылки переходим на слайд 8)



Учитель изобразительного искусства:

- Жёлтые волшебники решили добавить в свою половину шара жёлтого вещества – желчи. Они хотели, чтобы человечки получились очень энергичными, страстными, подвижными, с быстрой сменой настроения. Но волшебники переборщили и добавили слишком много желчи.



Педагог-психолог:

- В результате этого, кроме положительных качеств, человечки должны были появиться с такими свойствами, как вспыльчивость, раздражительность и несдержанность. Волшебники решили назвать будущих человечков холериками (holle по латыни означает «желчь»).(путём гиперссылки переходим на слайд 9)



Учитель изобразительного искусства:

- Зелёные волшебники добавили зелёное вещество – слизь.



Педагог-психолог:

- У них появятся человечки медлительные, уравновешенные, обладающие высокой работоспособностью, но трудно и медленно приспосабливающиеся к новым условиям. Таких человечков волшебники назвали флегматиками (phlegma по латыни означает «слизь»). (путём гиперссылки переходим на слайд 10)



Учитель изобразительного искусства:

- Чёрные волшебники добавили в половинку шара чёрной желчи.

Педагог-психолог:

- Из-за этого человечки должны были получиться чрезмерно чувствительными, впечатлительными, склонными к грусти, робости, замкнутости. Таких человечков решено было назвать меланхоликами (melana hole по латыни – «чёрная желчь»).(путём гиперссылки переходим на слайд 11)



Учитель изобразительного искусства:

- Таким образом, получило четыре шара для будущих человечков: для сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов. Красные, жёлтые, зелёные и чёрные волшебники разделили свои шары так, чтобы какая-то часть досталась каждому из них (ребята делят шары на части). Теперь у каждого волшебника был свой материал, из которого не терпелось вылепить человечка.

Каждый волшебник скатал из доставшегося ему материала шар. Затем разделил на две части, скатал из нах шары. Больший шар разделил пополам, снова скатал шары. Получилось три шара. Большой снова разделил пополам и так далее, пока не образовалось у каждого волшебника семь шаров. Из этих шаров смастерили волшебники человечков, соединяя шар за шаром. Один шар – голова, второй – шея, третий – туловище, четвёртый и пятый – ноги, шестой и седьмой – руки. Некоторым волшебникам показалось, что некоторые человечки вышли какие-то неуклюжие, и волшебники принялись их приукрашивать: вытягивать ручки, ножки, делать то, что просила душа (ребята при этом работают над своим человечком).



Педагог-психолог:

- Итак, получилось четыре группы человечков: сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики.

Посмотрите, пожалуйста, на группу сангвиников. Есть ли среди них хоть один человечек точь-в-точь похожий на другого? А среди холериков, флегматиков, меланхоликов?

Что общего между всеми холериками и сангвиниками?

Есть врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. Эти особенности называю темпераментом. (слайд 12) Таким образом, всех людей можно разделить на две большие группы: экстраверты («обращённые вовне») и интроверты («обращённые внутрь себя»)

Экстраверты общительны, активны, оптимистичны, подвижны, у них сильный тип высшей нервной деятельности, по темпераменту они сангвиники и холерики.

Интроверты малообщительны, сдержаны, отделены от всех, в своих поступках ориентируются в основном на собственные представления, серьёзно относятся к принятию решения, контролируют свои эмоции. К интровертам относятся флегматики и меланхолики.

Однако, деление на темпераменты весьма условно. Это вовсе не значит, что все сангвиники как близнецы похожи друг на друга. Более того, в природе редко встречаются люди с чистым типом темперамента, обычно преобладает смешанный тип. Подлым, злым, лживым и порядочным может быть человек с любым типом темперамента. Добрым, правдивым – тоже с любым типом темперамента. Нельзя сказать, что один тип темперамента лучше, а другой хуже. У каждого типа есть свои слабые и сильные стороны.

Зачем нужны знания о типах темперамента? Чтобы лучше понимать себя и других, принимать те особенности человека, которые даны от природы. А когда мы лучше понимаем себя и других, меньше возникает конфликтов. А это так важно в наше неспокойное время.

Учитель изобразительного искусства:

- А теперь, дорогие волшебники, наделите своих человечков судьбой. Кем они будут и какими они будут – зависит от вас. Вы можете забрать своих человечков домой , можете оставить в классе.

Педагог-психолог:

- Наверное, вам интересно узнать, какой же тип темперамента преобладает лично у вас. Для этого мы проделаем практическую работу. (Учащимся предлагается определить тип своего темперамента по формуле А. Белова. Им необходимо отметить знаком «+» те характеристики темперамента, которых для них обычны, повседневны.) – Приложение.



Обработка результатов:

В характеристиках темперамента первый тип – это холерик , второй – сангвиник, третий – флегматик, четвёртый – меланхолик. Если количество характеристик темперамента того или иного типа составляет 16-20, то это значит, что качества данного темперамента присущи в значительной степени. Если положительных ответов 6-10, то качества данного типа присущи совсем в небольшой степени.

Каждый темперамент имеет свои плюсы и минусы, и к представителю каждого темперамента нужен свой подход. Особенности поведения с людьми разных темпераментов могут быть основаны на предлагаемых ниже рекомендациях.

«Ни минуты покоя» - такой принцип подходя к холерику, который опирается на использование его плюсов (энергичности, увлечённости, страстности, подвижности, целеустремлённости) и нейтрализацию минусов (вспыльчивости, агрессивности, невыдержанности, нетерпеливости, конфликтности). Холерик всё время должен быть занят делом, иначе он свою активность направит на коллектив и может разрушить его изнутри.(слайд 13)

«Доверяй, но проверяй» - это уже подходит к сангвинику, имеющему свои плюсы (жизнерадостность, увлечённость, отзывчивость, общительность) и свои минусы (склонность к зазнайству, разбросанность, легкомыслие, поверхностность, сверхобщительность и ненадёжность). Милый человек сангвиник всегда обещает, чтобы не обидеть человека. Но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он своё обещание.(слайд 14)

«Не торопи» - таким должен быть подход к флегматику, имеющему плюсы (устойчивость, постоянство, активность, терпеливость, самообладание, надёжность) и, конечно, минусы (медлительность, безразличие, «толстокожесть», сухость). Главное то, что флегматик не может работать в дефиците времени, ему нужен индивидуальный темп, поэтому не надо его подгонять, он сам рассчитает своё время и сделает дело.(слайд 15)

«Не навреди» - это девиз для меланхолика, который также имеет свои плюсы (высокая чувствительность, мягкость, человечность, доброжелательность, способность к сочувствию) и, конечно же, минусы (низкая работоспособность, мнительность, ранимость, замкнутость, застенчивость). На меланхолика нельзя кричать, слишком давить, давать резкие и жёсткие указания, так как он очень чувствителен к словам, интонациям и очень раним.(слайд 16)

Ребята, сегодня на уроке мы узнали очень много нового о качествах людей и выяснили с чем это может быть связанно. Вы узнали для себя что-то новое? Важен ли тип темперамента при выборе профессии? (провожу рефлексию)(слайд 17) Спасибо за работу!



Приложение

Первый тип темперамента. Вы:

  1. Неусидчивы, суетливы.

  2. Невыдержанны, вспыльчивы.

  3. Нетерпеливы.

  4. Резки и прямолинейны в отношениях с людьми

  5. Решительны и инициативны

  6. Упрямы

  7. Находчивы в споре

  8. Работаете рывками

  9. Склонны к риску

  10. Незлопамятны

  11. Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью

  12. Неуравновешанны и склонны к горячности

  13. Агрессивный забияка

  14. Нетерпимы к недостаткам

  15. Обладаете выразительной мимикой

  16. Способны быстро действовать и решать

  17. Неустанно стремитесь к новому.

  18. Обладаете резкими порывистыми движениями

  19. Настойчивы в достижении поставленной цели

  20. Склонны к резким сменам настроения.

Второй тип темперамента. Вы:

  1. Веселы и жизнерадостны

  2. Энергичны и деловиты

  3. Часто не доводите начатое дело до конца

  4. Склонны переоценивать себя

  5. Способны быстро схватывать новое

  6. Неустойчивы в интересах и склонностях

  7. Легко переживаете неудачи и неприятности

  8. Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам

  9. С увлечением берётесь за любое новое дело

  10. Быстро остываете, если дело перестаёт вас интересовать

  11. Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую

  12. Тяготитесь однообразием будничной кропотливой работы

  13. Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас людьми.

  14. Выносливы и работоспособны

  15. Обладаете громкой, быстрой, отчётливой речью, сопровождающейся жестами, выразительной мимикой.

  16. Сохраняете самообладание в неожиданной сложной обстановке

  17. Обладаете всегда бодрым настроением

  18. Быстро засыпаете и пробуждаетесь

  19. Часто собраны, проявляете поспешность в решениях

  20. Склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться

Третий тип темперамента. Вы:

  1. Спокойны и хладнокровны

  2. Последовательны и обстоятельны в делах

  3. Осторожны и рассудительны

  4. Умеете ждать

  5. Молчаливы и не любите попусту болтать

  6. Обладаете спокойной, равномерной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции, мимики.

  7. Сдержаны и терпеливы

  8. Доводите начатое дело до конца,

  9. Не растрачиваете попусту сил

  10. Придерживаетесь выработанного распорядка дня, жизни, системы в работе

  11. Легко сдерживаете порывы

  12. Маловосприимчивы к одобрению и порицанию

  13. Незлобливы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес

  14. Постоянны в своих отношениях и интересах

  15. Медленно включаетесь в работу и медленно переключаетесь с одного дела на другое

  16. Ровны в отношениях со всеми

  17. Любите аккуратность и порядок во всем

  18. С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке

  19. Обладаете выдержкой

  20. Несколько мнительны

Четвёртый тип темперамента. Вы:

  1. Стеснительны и застенчивы

  2. Теряетесь в новой обстановке

  3. Затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми

  4. Не верите в свои силы

  5. Легко переносите одиночество

  6. Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах

  7. Склонны уходить в себя

  8. Быстро утомляетесь

  9. Обладаете тихой речью

  10. Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника

  11. Впечатлительны до слезливости

  12. Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию

  13. Предъявляете высокие требования к себе и окружающим

  14. Склонны к подозрительности, мнительности

  15. Болезненно чувствительны и легко ранимы

  16. Чрезмерно обидчивы

  17. Скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями

  18. Малоактивны робки

  19. Уступчивы и покорны

  20. Стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих




Цель работы: повышение уровня психологической грамотности подростков, познание себя и других. Задачи занятия

Конспект интегрированного занятия по психологии и изобразительному искусству для школьников-подростков по изучению особенностей темперамента «Красные, жёлтые, зелёные и чёрные волш

101kb.

16 12 2014
1 стр.


Учебная программа по дисциплине Психотерапия для специальности

Необходимость совершенствования профессиональной подготовки будущего педагога-психолога делает актуальным повышение уровня психологической грамотности за счет расширения круга подл

393.91kb.

17 12 2014
3 стр.


Занятия Цель и задачи занятия

Цель: Создание в группе атмосферы доброжелательности; выбор модели работы группы в режиме поставленных целей и задач

91.19kb.

07 10 2014
1 стр.


Конспект к мультимедийной презентации «М. В. Ломоносов. Мозаика»

Цель: повышение культурно – эстетического уровня подростков и популяризация искусства мозаики

83.61kb.

17 12 2014
1 стр.


Цель школы: Создать условия для выстраивания системы воспитания в школе на основе гуманизации и личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников. Задачи школы

Создание системы социально – педагогической, психологической, правовой защиты детей и подростков

131.29kb.

14 10 2014
1 стр.


Конспект занятия по психологии «От улыбки хмурый день светлее»

Цель занятия: закрепить все изученные ранее эмоции, способствовать осознанию детьми собственных эмоций и научиться понимать эмоциональное состояние других людей

33.75kb.

26 09 2014
1 стр.


Сценарий праздника

Практическая цель: повышение уровня практических навыков говорения; расширение с помощью

52.16kb.

15 12 2014
1 стр.


Г. М. Набоких анализ показателей уровня жизни населения россии за последнее десятилетие (2000-2010 гг.) Повышение уровня жизни приоритетная цель социальной политики государства. Исследование

Анализ динамики уровня жизни населения, его прогнозирование являются чрезвычайно значимыми при проведении устойчивой и сбалансированной социальной и демографической политики госуда

82.81kb.

06 10 2014
1 стр.