- Ребята, а какие ещё личностные особенности человека вы знаете, т.е чем ещё могут отличаться люди друг от друга. (Ответы детей). Правильно, отличаются характерами. Ребята в основе характера человека лежит темперамент. Как вы думаете, как будет называться тема нашего сегодняшнего занятия? Правильно «Темперамент». (Слайд 1)
- А чтобы лучше понять и усвоить данную информацию я расскажу вам сказку «Красные, жёлтые и зелёные волшебники». Вы будете внимательно слушать, и выполнять то, что я вас попрошу. И так внимание на доску: (Слайд 2)
- Жили-были на свете волшебники, которые имели немного необычную внешность. Тела их были яркого цвета, как будто они специально выкрасились маслеными красками в красный, жёлтый, зелёный и чёрный цвет. Волшебники летали по белу свету, творили добрые дела, помогали жителям разных планет.
Однажды прилетели волшебники на неизвестную им ранее планету (слайд 3). Красота вокруг – необыкновенная. Одно плохо. Некому этой красотой любоваться. Никто здесь не живёт. И решили волшебники заселить эту прекрасную планету человечками. А где их взять? Решили волшебники слепить человечков из того, что было под рукой. Взяли они по горсти синего вещества, похожего на глину, соединили все порции в одну и скатали из полученной массы огромный шар (Слайд 4) (ребята берут по куску пластилина синего цвета, соединяют в один большой комок, скатывают шар)
Потом волшебники взяли и разделили шар на две половины. (слайд 5) Посмотрели на свою работу, призадумались. А потом решили, что все будущие человечки будут делиться на две группы.
Педагог-психолог:
- Одни – очень общительные, им дали название экстраверты, а другие малообщительные – интроверты.
- Поэтому красные и жёлтые волшебники в первую половину шара добавили много неизвестного нам белого вещества, а зелёные и чёрные в другую половину – лишь чуточку такого вещества. Из этих половинок скатали два шара (слайд 6) (ребята по ходу рассказа выполняют названные действия).
Потом красные и жёлтые волшебники разделили свой шар на две половинки, а зелёные и чёрные произвели аналогичные действия со своим шаром.(слайд 7)
Красные волшебники добавили в свою половину вещества красного цвета. Это была кровь.
- Волшебники считали, что именно благодаря крови они смогут вылепить энергичных, быстрых, жизнерадостных, общительных человечков, которые будут легко переносить жизненные трудности и неудачи. Красные волшебники решили назвать своих человечков сангвиниками (sanguis по латыни означает «кровь»). (путём гиперссылки переходим на слайд 8)
- Жёлтые волшебники решили добавить в свою половину шара жёлтого вещества – желчи. Они хотели, чтобы человечки получились очень энергичными, страстными, подвижными, с быстрой сменой настроения. Но волшебники переборщили и добавили слишком много желчи.
- В результате этого, кроме положительных качеств, человечки должны были появиться с такими свойствами, как вспыльчивость, раздражительность и несдержанность. Волшебники решили назвать будущих человечков холериками (holle по латыни означает «желчь»).(путём гиперссылки переходим на слайд 9)
- Зелёные волшебники добавили зелёное вещество – слизь.
- У них появятся человечки медлительные, уравновешенные, обладающие высокой работоспособностью, но трудно и медленно приспосабливающиеся к новым условиям. Таких человечков волшебники назвали флегматиками (phlegma по латыни означает «слизь»). (путём гиперссылки переходим на слайд 10)
- Из-за этого человечки должны были получиться чрезмерно чувствительными, впечатлительными, склонными к грусти, робости, замкнутости. Таких человечков решено было назвать меланхоликами (melana hole по латыни – «чёрная желчь»).(путём гиперссылки переходим на слайд 11)
Каждый волшебник скатал из доставшегося ему материала шар. Затем разделил на две части, скатал из нах шары. Больший шар разделил пополам, снова скатал шары. Получилось три шара. Большой снова разделил пополам и так далее, пока не образовалось у каждого волшебника семь шаров. Из этих шаров смастерили волшебники человечков, соединяя шар за шаром. Один шар – голова, второй – шея, третий – туловище, четвёртый и пятый – ноги, шестой и седьмой – руки. Некоторым волшебникам показалось, что некоторые человечки вышли какие-то неуклюжие, и волшебники принялись их приукрашивать: вытягивать ручки, ножки, делать то, что просила душа (ребята при этом работают над своим человечком).
- Итак, получилось четыре группы человечков: сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики.
Посмотрите, пожалуйста, на группу сангвиников. Есть ли среди них хоть один человечек точь-в-точь похожий на другого? А среди холериков, флегматиков, меланхоликов?
Что общего между всеми холериками и сангвиниками?
Есть врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. Эти особенности называю темпераментом. (слайд 12) Таким образом, всех людей можно разделить на две большие группы: экстраверты («обращённые вовне») и интроверты («обращённые внутрь себя»)
Экстраверты общительны, активны, оптимистичны, подвижны, у них сильный тип высшей нервной деятельности, по темпераменту они сангвиники и холерики.
Интроверты малообщительны, сдержаны, отделены от всех, в своих поступках ориентируются в основном на собственные представления, серьёзно относятся к принятию решения, контролируют свои эмоции. К интровертам относятся флегматики и меланхолики.
Однако, деление на темпераменты весьма условно. Это вовсе не значит, что все сангвиники как близнецы похожи друг на друга. Более того, в природе редко встречаются люди с чистым типом темперамента, обычно преобладает смешанный тип. Подлым, злым, лживым и порядочным может быть человек с любым типом темперамента. Добрым, правдивым – тоже с любым типом темперамента. Нельзя сказать, что один тип темперамента лучше, а другой хуже. У каждого типа есть свои слабые и сильные стороны.
Зачем нужны знания о типах темперамента? Чтобы лучше понимать себя и других, принимать те особенности человека, которые даны от природы. А когда мы лучше понимаем себя и других, меньше возникает конфликтов. А это так важно в наше неспокойное время.
Учитель изобразительного искусства:
- А теперь, дорогие волшебники, наделите своих человечков судьбой. Кем они будут и какими они будут – зависит от вас. Вы можете забрать своих человечков домой , можете оставить в классе.
Педагог-психолог:
- Наверное, вам интересно узнать, какой же тип темперамента преобладает лично у вас. Для этого мы проделаем практическую работу. (Учащимся предлагается определить тип своего темперамента по формуле А. Белова. Им необходимо отметить знаком «+» те характеристики темперамента, которых для них обычны, повседневны.) – Приложение.
В характеристиках темперамента первый тип – это холерик , второй – сангвиник, третий – флегматик, четвёртый – меланхолик. Если количество характеристик темперамента того или иного типа составляет 16-20, то это значит, что качества данного темперамента присущи в значительной степени. Если положительных ответов 6-10, то качества данного типа присущи совсем в небольшой степени.
Каждый темперамент имеет свои плюсы и минусы, и к представителю каждого темперамента нужен свой подход. Особенности поведения с людьми разных темпераментов могут быть основаны на предлагаемых ниже рекомендациях.
«Ни минуты покоя» - такой принцип подходя к холерику, который опирается на использование его плюсов (энергичности, увлечённости, страстности, подвижности, целеустремлённости) и нейтрализацию минусов (вспыльчивости, агрессивности, невыдержанности, нетерпеливости, конфликтности). Холерик всё время должен быть занят делом, иначе он свою активность направит на коллектив и может разрушить его изнутри.(слайд 13)
«Доверяй, но проверяй» - это уже подходит к сангвинику, имеющему свои плюсы (жизнерадостность, увлечённость, отзывчивость, общительность) и свои минусы (склонность к зазнайству, разбросанность, легкомыслие, поверхностность, сверхобщительность и ненадёжность). Милый человек сангвиник всегда обещает, чтобы не обидеть человека. Но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он своё обещание.(слайд 14)
«Не торопи» - таким должен быть подход к флегматику, имеющему плюсы (устойчивость, постоянство, активность, терпеливость, самообладание, надёжность) и, конечно, минусы (медлительность, безразличие, «толстокожесть», сухость). Главное то, что флегматик не может работать в дефиците времени, ему нужен индивидуальный темп, поэтому не надо его подгонять, он сам рассчитает своё время и сделает дело.(слайд 15)
«Не навреди» - это девиз для меланхолика, который также имеет свои плюсы (высокая чувствительность, мягкость, человечность, доброжелательность, способность к сочувствию) и, конечно же, минусы (низкая работоспособность, мнительность, ранимость, замкнутость, застенчивость). На меланхолика нельзя кричать, слишком давить, давать резкие и жёсткие указания, так как он очень чувствителен к словам, интонациям и очень раним.(слайд 16)
Ребята, сегодня на уроке мы узнали очень много нового о качествах людей и выяснили с чем это может быть связанно. Вы узнали для себя что-то новое? Важен ли тип темперамента при выборе профессии? (провожу рефлексию)(слайд 17) Спасибо за работу!
16 12 2014
1 стр.
17 12 2014
3 стр.
07 10 2014
1 стр.
17 12 2014
1 стр.
14 10 2014
1 стр.
26 09 2014
1 стр.
15 12 2014
1 стр.
06 10 2014
1 стр.