МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 16 «Родничок»
Конспект занятия по психологии
«От улыбки хмурый день светлее»
Педагог-психолог
Рачкова О.А.
Моршанск – 2009г.
Цель занятия: закрепить все изученные ранее эмоции, способствовать осознанию детьми собственных эмоций и научиться понимать эмоциональное состояние других людей
1. Упражнение «Позитрон».
Цель игры: снять напряжение, настроить группу на рабочий лад, поднять настроение.
Детям предлагается сесть в круг и взяться за руки. Глядя в глаза соседу, сказать ему несколько добрых слов или за что-то похвалить. Слова могут преподнесены как сравнение, например, румяный, как спелое яблочко. Тот, кому эти слова адресованы, должен ответить: «Спасибо, мне очень приятно!»
После упражнения психолог задает детям вопросы:
- Нравится ли вам получать в свой адрес хорошие слова или похвалу? А дарить такие слова?
- Какие ощущения, эмоции у вас возникли от таких теплых слов?
- Какие эмоции вы еще знаете?
После повторения основных эмоций детей приглашают выполнить следующее упражнение «Азбука настроений».
2. Упражнение «Азбука настроений».
Цель: научиться понимать эмоциональное состояние с помощью графического изображения.
Детям раздаются карточки, на которых изображены персонажи с разными эмоциональными состояниями. По сигналу психолога дети должны будут поднять карточку с тем эмоциональным состоянием, которое им назовут:
- удивление,
- радость,
- удовлетворение,
- грусть,
- злость,
- обида.
- Молодцы, ребята! Все справились с этим заданием!
3. «Я - герой сказки».
Цель: научиться выражать эмоции, понимать и принимать эмоции других людей.
Психолог просит детей вспомнить то, что им было задано на дом: вспомнить и изобразить какого-нибудь литературного персонажа или героя из мультфильмов с помощью мимики и жестов.
Дети по очереди выходят и показывают, придуманного ими персонажа. А дети-зрители отгадывают, что это за персонаж и какие эмоции он испытывает.
- Как дети-зрители догадались, что именно эти эмоции испытывает персонаж?
По каждому персонажу ведется дискуссия: что получилось изобразить, а что не смог передать ребенок.
Затем психолог спрашивает:
- С какими бы персонажами (человеком) вы хотели дружить? Почему? И с какими бы персонажами (человеком) не хотели дружить? Почему? Какое настроение, состояние у вас от общения с тем или иным персонажем?
Подводится вывод, что общаться хочется с добрым, веселым, радостным человеком, т.к. его настроение передается нам.
4. Упражнение «Дорисуй настроение».
Цель: научиться понимать эмоции, настроение других людей.
Перед каждым ребенком лежит листок, с нарисованными на нем людьми в различных ситуациях. Детям предлагается подумать, какое настроение у человека в данной ситуации и дорисовать лицо этому человеку.
Идет обсуждение каждого рисунка: «Как ребенок догадался, что нарисовано именно это настроение? Что ребенок не заметил? Какое лицо нарисовал?»
Детей спрашивают: «В каких ситуациях они испытывали то или иное настроение, ту или иную эмоцию и почему?»
Делается вывод, что на протяжении нашей жизни мы постоянно испытываем различные эмоции.
5. Упражнение «Пожелание на сегодня».
Цель: повышение настроения и самооценки, установление эмоционального контакта.
Дети становятся в круг и, сказав пожелание на будущее своему соседу, кидают ему мячик. Игра продолжается по кругу.
6. Психолог желает детям хорошего настроения и дарит шарики, на которых нарисованы улыбки со словами: «Мне бы хотелось, что бы у вас было всегда хорошее настроение, как у этих шариков, и вы этим настроение делились с окружающими!»