Перейти на главную страницу
Инициатором экспедиции выступил Межрегиональный клуб «Учитель года», а по существу – большая группа учителей естественных наук, бывших в разное время победителями региональных и участниками Всероссийских конкурсов «Учитель года». Творческое содружество учителей-естественников в рамках движения «Учитель года» сложилось еще в 2001 г., тогда же оно идеологически оформилось в статусе летних экологических экспедиций. Цель экспедиций – в полевых условиях реализовать авторские разработки учителей в области естественных наук, провести интенсивный курс обучения школьников различных регионов России по прикладным экологическим и естественнонаучным программам, выполнить широкий спектр исследовательских и проектных работ, включающих изучение климатических факторов, минеральных и водных ресурсов, почв, воздушных масс, растительного и животного мира района проведения экспедиции.
Соучредителями экспедиции выступили Министерство науки и образования РФ, «Учительская газета», Фонд поддержки российского учительства. Однако главной движущей силой остается инициатива учителей – участников проекта и помощь, которую оказывают им на местах различные региональные организации в снаряжении экспедиционных групп школьников. В итоге коллективных усилий всех названных лиц и организаций в Четвертой Межрегиональной экологической экспедиции приняли участие учителя-лауреаты конкурсов «Учитель года» из Москвы, Новосибирской, Белгородской, Пензенской, Калужской, Новгородской, Псковской, Ростовской, Нижегородской, Омской, Владимирской, Волгоградской областей, Республики Коми, Республики Адыгея и Краснодарского края, а также прибывшие вместе с ними группы школьников из тех же регионов. Общая численность экспедиции в 2005 году составила 147 человек.
Методику организации полевых исследований и учебных занятий мы отработали еще в первых трех экспедициях. Всех ребят мы объединяем в 10 рабочих групп. В каждой группе 10 – 12 человек. Состав групп – смешанный как по представительству (в каждой группе представлено несколько региональных делегаций), так и по возрасту. Разновозрастный состав (в одной группе могут оказаться, скажем, ребята из 8 и 10 классов) – это наша принципиальная установка, позволяющая сделать ставку на взаимообучение. В свою очередь, педагоги, участвующие в экспедиции, заранее планируют свои учебные программы так, чтобы они оказались доступны разновозрастной аудитории. Это, кстати, оказывается само по себе интересной творческой задачей.
За время экспедиции каждая рабочая группа поочередно работает с каждым из педагогов, которые привезли в Адыгею свои исследовательские и проектные программы (смотри Приложение). По объему эти программы отрегулированы так, чтобы за несколько часов можно было успеть обучить группу ребят необходимым методикам и выполнить с ними серию предметных исследований. Эту форму организации учебной деятельности мы называем работой в мастерских. Причем в понятие «мастерская» вкладывается не пространственный смысл (поскольку работа может вестись на разных объектах: на берегу реки, на поляне, на склоне горы и т.д.), а иерархический (как общение со «старшим по цеху»).
Каждая рабочая группа ежедневно работает в двух мастерских: в первой – утром, во второй – после обеда. За восемь дней полевой деятельности ребята последовательно проходят четырнадцать тематических мастерских, что превращает работу в экспедиции в интенсивный курс естествознания и экологии. Работа в мастерских сочетается с экскурсионно-образовательной программой, в которую включено посещение наиболее интересных природных объектов Горной Адыгеи.
В свою очередь, каждый из педагогов многократно «прокручивает» одну и ту же исследовательскую программу, всякий раз – с новой группой и на новом объекте. В результате в каждой мастерской складывается обширный банк данных по изучаемой проблеме и отслеживается динамика измеряемых показателей (например, механический состав почв, жесткость и степень чистоты воды, погодно-клматические факторы и т.д.) на контрольной территории (смотри Приложение).
Заповедный мир Западного Кавказа
Полевой лагерь экспедиции расположен на дальней окраине высокогорного курортного поселка Гузерипль. Отсюда рабочие группы ежедневно расходятся на полевые исследования. Наши палатки установлены по периметру большой поляны, рядом с которой день и ночь шумит один из главных водных потоков Адыгеи – река Белая. Сильное течение и каменистые пороги делают ее идеальным объектом для рафтинга. И действительно, каждое утро мимо наших палаток под завистливыми взглядами наших ребят в брызгах прозрачной пены мелькают яркие лодки рафтсменов. В последний экспедиционный день учителя, не удержавшись, сами надевают пузатые спасжилеты и под обиженные крики своих учеников («А мы?!») проносятся в резиновых шлюпках вниз по течению Белой.
Совсем рядом с нашим лагерем – один из главных кордонов обширного Кавказского биосферного заповедника. Первый экспедиционный день мы посвящаем знакомству с усадьбой и музеем заповедника. Здесь на основе коллекций музея проводится первичное знакомство участников экспедиции с природными богатствами Западного Кавказа, которые нам дальше предстоит самостоятельно исследовать. Мы выясняем, что статус охранных территорий эти земли получили еще в самом начале 20 века, благодаря тому, что на них располагались охотничьи угодья императорской семьи. Здесь же, в заповеднике, мы знакомимся с сохранившейся с древнейших времен и чрезвычайно распространенной на Кавказе дольменной культурой.
А дальше начинаются экспедиционные будни. Впрочем, слово «будни» не очень соответствует характеру нашей деятельности. Каждый день ребят ждет увлекательная работа в новой полевой мастерской, общение с новым «учителем года», новый взгляд на цветущую природу кавказских гор. И так – восемь дней подряд.
А еще за это время все рабочие группы поочередно участвуют в дальнем двухдневном восхождении в район высокогорного плато Лаго-Наки, ночуют на легендарной «Партизанской» поляне в самом центре котловины, обрамленной снеговыми вершинами. Именно отсюда ребята приносят уникальные образцы минеральных богатств Кавказа – красивейшие друзы кварца и кальцита. Руководит восхождениями учитель года г. Майкоп Азамат Удычак, под началом которого работает одна из дополнительных программ экспедиции – туристический практикум.
Впрочем, в ходе экспедиции ребятам доводится не только совершать восхождения, но и спускаться глубоко под землю – в недра самой глубокой на Западном Кавказе Азишской карстовой пещеры. А еще мы познакомились с собраниями Национального музея Республики Адыгея, с удивительным памятником природы – «Тесниной» реки Белая, побывали в мастерских хранителей древней адыгской культуры. Трудно поверить, что все перечисленные мероприятия всего лишь сопровождали главную естественнонаучную программу экспедиции.
Работа в исследовательских мастерских
В мастерской Галины Монаковой, учителя географии СОШ № 2 г. Губкин, «Учителя года Белгородской области - 2001» занимаются исследованием почв Западного Кавказа. В каждой контрольной точке ребята выкапывают шурфы и изучают поверхностные почвенные горизонты. Кроме того, в мастерской осваивают методику определения механического состава почвы, ее кислотности, степени известкования и др.
В мастерской, которой совместно руководят Александр Буханистов (учитель биологии СОШ № 1 р.п. Маслянино, «Учитель года Новосибирской области – 2001») и Евгений Родионов (учитель биологии Вазерской средней школы, «Учитель года Пензенской области – 2002»), участники экспедиции изучают горные биогеоценозы. С помощью определителя растений они исследуют растительный мир территорий, прилегающих к Кавказскому биосферному заповеднику, описывают его видовой состав, изучают связи в растительных сообществах.
Под руководством Владимира Головнера (учителя химии СОШ № 1259 г. Москвы, лауреата конкурса «Учитель года Москвы – 1997») учащиеся проводят химический анализ минеральных ресурсов кавказских гор. Для этого они берут пробы минеральных отложений и с помощью походной лаборатории проводят качественный химический анализ образцов, выявляющий их ионный состав.
А в мастерской лауреатов конкурса «Учитель года Ейского района Краснодарского края» Ларисы Козыревой и Татьяны Игнатенко занимаются биоиндикацией наземных экосистем. Качество окружающей среды оценивается по площади покрытия деревьев определенными видами лишайников. Ребята также исследуют приспособляемость растений к среде обитания. Для этого сравниваются параметры основных древесных пород, выросших в разных условиях.
Вера Малеева, учитель химии СОШ № 1 г. Окуловка, «Учитель года Новгородской области – 2005» ведет мастерскую, которая называется «Утилизация бытовых отходов». Ребята осуществляют сбор мусора на контрольных территориях, исследуют его видовой состав и заполняют протокол, в котором учитывается частота обнаружения отдельных категорий мусора. Кроме того, ребята знакомятся с различными способами утилизации отходов и предлагают свои пути решения этой проблемы.
Работа по исследованию влияния человека на растительные и природные сообщества продолжалась в мастерской Нины Мищенко и Любови Булгаковой, учителей географии из г. Губкин Белгородской области. Их мастерская называлась «Влияние антропогенных факторов в зонах рекреации на природные сообщества». На контрольных участках описывались все обнаруженные антропогенные объекты (тропинки, костровища, объекты малых архитектурных форм и т.д.). По определенной методике подсчитывалась их доля в общей площади участка и оценивались последствия их влияния на представителей животного и растительного мира, изменение их видового состава, проектировались мероприятия по снижению антропогенной нагрузки.
В мастерской Инны Каракчиевой, учителя географии и экологии Республиканского физико-математического лицея г. Сыктывкар, «Учителя года Республики Коми – 2000», ребята занимаются климатологическим мониторингом. Используя привезенное метеооборудование, рабочие группы проводят систематические замеры основных погодно-климатических факторов: температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, скорости и направления ветра.
Вместе с Натальей Банниковой, учителем географии СОШ № 4 г. Великий Новгород, «Учителем года Новгородской области – 2004», участники экспедиции знакомятся с принципами глазомерной съемки местности и составляют планы контрольных территорий, на которые затем наносятся данные, полученные в других мастерских.
Гидрологический мониторинг водных объектов изучаемых территорий ведет Андрей Семке, учитель физики СОШ № 11 г. Ейск, «Учитель года Краснодарского края – 2000». Под его руководством участники экспедиции измеряют различные свойства воды (мутность, цветность, температурный режим, скорость течения), рельеф дна водоемов и мощность водосброса.
Под руководством Оксаны Вережниковой и Светланы Жигановой из школы-интерната № 1 г. Саров Нижегородской области ребята работают с модульной экологической лабораторией НКВ-2. В их задачу входит осуществление гидрохимических исследований и химический анализ почвенных вытяжек. С этой целью они знакомятся с основами количественного химического анализа. Используя методы титрования, кондуктометрии и колориметрии, участники экспедиции измеряют массовое содержание в воде растворенного железа, тяжелых металлов, ионов аммония, фосфатов, органолептические показатели проб воды, химический состав образцов почв.
Сразу в трех полевых мастерских проводится количественное измерение жесткости воды, взятой из различных источников. В результате участники экспедиции имеют возможность не только освоить различные методы измерения этого показателя, но оценить достоверность полученных результатов путем сопоставления данных различных мастерских. В полевой мастерской Елены Мейснер, учителя химии и биологии Краснослободской городской гимназии, «Учителя года Волгоградской области-2004», общая жесткость воды измеряется методом титрования Трилоном Б. Выполнение титрования под открытым небом на неровной поверхности требует от ребят особой тщательности.
Зато в мастерской Валентины Бусыгиной можно вволю пофантазировать. Тема работы – «Бумажная авиация». Подопечные учителя физики из Новосибирской области учатся моделировать из бумаги летательные аппараты самых разных конструкций, а потом исследуют их поведение в воздухе, объясняя особенности летательных свойств и траекторий движения известными им законами физики.
И, конечно, с особым нетерпением все ждут участия в строительстве таинственного объекта в горах, которым руководит учитель истории МОУ «Петропавловская средняя школа» п. Муромцево-2 «Учитель года Омской области-2004» Александр Рахно. Каждая группа, вернувшись с «объекта» вечером, загадочно улыбается, но хранит подробности в тайне. И только в последний день экспедиции все ее участники поднимаются в горы, чтобы увидеть строительное чудо – сплетенное в натуральное величину из ветвей и стволов жилище – точную реплику жилища майкопской культуры третьего тысячелетия до нашей эры. В ходе этого своеобразного строительного эксперимента использовались экологичные технологии (только павший древесный материал) и проводилось сравнительное исследование строительных технологий – все стены жилища были изготовлены с применением различных методов плетения. Жилище с потолком, уплотненным мхом, и глинобитным полом так и осталось стоять на склоне горы над поселком Гузерипль, как материальный результат работы экспедиции.
Необычную эколого-психологическую программу привезли в экспедицию учитель биологии Наталья Мясникова и психолог Мария Соколова из г. Муром Владимирской области. В их мастерской изучение теоретических представлений о структуре экосистем происходит в форме увлекательной сюжетно-ролевой игры, участники которой сами моделируют экосистему, «вживаются» в нее, придумывают фантастическое животное, обладающее чертами приспособленности к параметрам модельной экосистемы и т.д.
Помимо исследования окружающей природы участники экспедиции имели возможность и сами побывать в роли объектов исследования. В мастерской Анжелы Пинюковой, учителя химии СОШ № 2 г. Людиново, «Учителя года Калужской области – 2001», ребята занимаются оценкой гармоничности физического развития по антропометрическим данным. Измеряя росто-весовые показатели, жизненную емкость легких и сравнивая результаты с возрастно-половыми стандартами, они проводят оценку морфофункционального состояния своих сверстников. Работая в этой мастерской, подростки не только получают данные об особенностях собственного физического развития, но и, что особенно важно, знакомятся с используемыми при этом методиками и критериальным аппаратом.
Цифровая техника не за горами
Передвижной компьютерный центр – одно из «ноу-хау» экспедиции. Цифровую лабораторию мы разворачиваем независимо от условий проведения экспедиции. Так, в 2004 году компьютерный центр работал в степях Приазовья, а этим летом мы его развернули в условиях высокогорья. Собственно, работоспособность центра обуславливается наличием хотя бы одной электророзетки, к поискам которой обычно и сводятся все усилия. Местом дислокации цифровой техники, привезенной из четырех разных регионов (Новгородской области, Москвы, Адыгеи и Ростова-на-Дону), стал арендованный в поселке Гузерипль дом, хозяин которого не переставал удивляться энтузиазму тех, кто работал в снятом помещении. Здесь круглосуточно кипит работа. В течение дня ребята обрабатывают данные исследований, полученные в учебных мастерских за предыдущие сутки. Руководит этой работой Владимир Малеев, педагог дополнительного образования из г. Окуловка Новгородской области. Таким образом, за время экспедиции в режиме реального времени создается мультимедийный проект, включающий весь банк собранной информации, фотоочерки, методики исследований и т.д. В итоге компакт-диск с результатами экспедиции увезут с собой все региональные делегации.
В ночные часы на базе передвижного компьютерного центра работает пресс-группа экспедиции. В ее составе – представители всех пятнадцати региональных делегаций. Их задача – оперативно отслеживать в течение рабочего дня наиболее интересные события и самые значимые результаты экологического мониторинга, которые следующим утром превращаются в сверстанную на компьютере ежедневную многотиражную газету экспедиции «Асса». Газета выходит ежедневно тиражом 60 экземпляров и пользуется огромной популярностью у участников экспедиции. Ведь это не только средство оперативной информации в полевом лагере, но и дополнительная возможность организовать общение в нашем многочисленном отряде. Кроме того, издательская деятельность в экспедиции, это, по сути, еще одна тематическая мастерская, руководит которой специальный корреспондент «Учительской газеты» Дарья Журавленко.
Надо сказать, что в республике с большим вниманием отнеслись к работе межрегиональной экспедиции. Республиканское телевидение регулярно снимало работу экспедиции и подготовило о ней несколько передач на местном канале. Участники экспедиции были приняты мэром столицы Адыгеи, который, в частности, предложил закрепить за межрегиональной экологической экспедицией школьников России постоянную базу на территории Адыгеи. Нам представляется, что это результат признания той уникальной роли, которую экспедиция играет как форма обмена педагогическим опытом между творчески работающими учителями России и как инструмент развития интереса школьников к естественным наукам. А пока в ближайших планах участников экспедиции – проведение межрегиональной зимней сессии в Москве.
За время работы экспедиции были исследованы образцы минералов, взятые в четырех контрольных точках: четыре образца – у подножия хребта Каменное море, три – на берегу реки Белая, один – на берегу реки Курджипс (приток Белой) и один – на склоне горы над поселком Гузерипль. Большинство исследованных образцов относится к железосодержащим глинистым сланцам. В то же время на берегу Курджипса обнаружены значительные залегания карбонатных пород (образец 1). Выше по течению Белой количество известняков сокращается, что подтверждается и низким значением жесткости речной воды. В районе плато Лаго-Наки (образцы 5, 8) обнаружены известняки в виде кальцита, что хорошо согласуется с существованием большого количества карстовых пещер в этом районе.
Таблица
Результаты химического анализа минералов
Образец |
Место забора |
Обнаруженные катионы |
Обнаруженные анионы |
Примерная идентификация минерала |
№ 1 |
Берег р. Курджипс |
Ca2+, Fe3+ |
CO32- |
Мрамор |
№ 2 |
Склон холма в п. Гузерипль |
Fe3+ |
- |
Сланец |
№ 3 |
Берег р. Белой |
Fe3+ |
- |
Розовый гранит |
№ 4 |
Подножие хребта «Каменное море» |
Fe3+ |
- |
Глинистый сланец |
№ 5 |
Там же |
Ca2+ |
CO32- |
Род известняка |
№ 6 |
Там же |
Fe3+ |
- |
Сланец |
№ 7 |
Берег р. Белой |
Ca2+, Fe3+ |
CO32- |
Род известняка |
№ 8 |
Подножие хребта «Каменное море» |
Ca2+ |
CO32- |
Кальцит |
Результаты измерения органолептических показателей и жесткости образцов воды из реки Белая в районе базового лагеря приведены в таблице.
Таблица
Результаты измерения органолептических показателей и жесткости воды
|
Органолептические показатели |
Химические показатели | |||||
Темпе-ратура, 0С |
Цветность |
Мутность |
Прозрачность |
Запах |
Осадок |
Общая жесткость, ммоль/л
|
Временная жесткость, ммоль/л
|
11 |
Слабо-желтая (1/200) |
Слабо-опале-сцирующая, Присутствуют механич. частицы |
Прозрачная |
Слабо-землистый (1 балл)
|
Незна-чительный, коричневый, крупенистый
|
0,59 |
0,4 |
Результаты измерения гидрохимических показателей для образцов воды из реки Белая в районе базового лагеря экспедиции приведены в таблице.
Таблица
Результаты гидрохимических исследований
Растворенный кислород, мг/л
|
NH4+, мг/л
|
Fe (общее), мг/л
|
Сумма металлов, ммоль/л
|
РО43-, мг/л
|
Cl-, мг/л
|
Общее солесодержание, Мг/л
|
11,52 |
0 – 0,2 |
0,1 – 0,3 |
0 |
0 |
17,75 |
0,01 - 0.02 |
Пробы почвы для приготовления вытяжек брались в трех контрольных точках: проба № 1 – участок в 50 м севернее дороги к лагерю, № 2 – левый берег р. Белая в районе лагеря, № 3 – «Партизанская» поляна. Результаты исследований приведены в таблице.
Таблица
Результаты химического анализа почвенных вытяжек
Номер пробы |
Химические показатели | |||||
|
Содержание ионов | |||||
рН |
Общая жесткость, мг-экв/л
|
Общее солесодержание, мг/л
|
Сумма металлов, ммоль/л
|
NH4+, мг/л
|
Fe (общее), мг/л
| |
№ 1 |
6,5 |
1,4 |
0,07 |
0 |
2 |
0,3-0,7 |
№ 2 |
6,5 |
1,4 |
0,08 |
0 |
2 |
0,3-0,7 |
№ 3 |
5 |
0,9 |
0,02 |
0 |
3 |
0,7 |
- окраска (с указанием ее однородности и преобладающего цвета);
- сложение: рыхлое, уплотненное или плотное (определяется путем вдавливания в исследуемый горизонт ножа);
- биотический компонент (опишите встреченные корневые системы растений и почвенную фауну);
- наличие в почве карбонатных пород или горизонта вымывания (определяется по характеру вскипания почвы при действии на образец 10%-ой соляной кислоты);
- кислотность;
- новообразования (кремнеземные, железистые, карбонатные);
- название горизонта;
II – чистый;
III – относительно чистый («норма»);
IV – загрязненный («тревога»);
V – грязный («опасно»);
VI – очень грязный («вредно»).
Измерения степени чистоты воздуха методом биоиндикации проводилось в трех контрольных точках в районе базового лагеря экспедиции. Результаты приведены в таблице.
Таблица
Результаты биоиндикации воздуха
Контрольная точка |
Общее количество лишайников (на 10 деревьях) |
Количество лишайников по видам |
Степень покрытия, % |
Класс чистоты воздуха | ||
Кустистые |
Листоватые |
Накипные | ||||
Берег р. Белая |
248 |
19 |
21 |
208 |
25 |
III |
Заповедник |
564 |
131 |
182 |
251 |
56 |
I |
Участок леса у дороги |
321 |
29 |
82 |
210 |
32 |
II |
1. Измерьте температуру воздуха в контрольной точке.
2. Определите атмосферное давление с помощью барометра-анероида.
3. Определите влажность воздуха по психрометру. Результат запишите в таблицу 2.
4. Определите скорость и направление ветра с помощью анемометра и компаса.
5. Повторяйте измерения с периодичностью три раза в день в течение всего экспедиционного периода.
6. Сделайте вывод о характере суточных и многодневных колебаний основных климатологических показателей.
Результаты работы:
В качестве примера результаты измерения многодневных колебаний климатологических показаний обобщены в виде диаграмм 1 - 3.
Диаграмма 3. Данные мониторинга скорости ветра
Результаты исследования параметров физического развития участников экспедиции обобщены в диаграммах 1 - 4.
Диаграмма 1.
Показатели роста. Соответствие «коридорам» 1-7 (Коридор 7 – максимальное соответствие возрастно-половым стандартам)
Диаграмма 2.
Масса тела. Соответствие «коридорам» 1-7 (Коридор 7 – максимальное соответствие возрастно-половым стандартам)
Диаграмма 3.
Показатели объема грудной клетки. Соответствие «коридорам» 1-7 (Коридор 7 – максимальное соответствие возрастно-половым стандартам)
Показатели жизненной емкости легких. Соответствие «коридорам» 1-7 (Коридор 7 – максимальное соответствие возрастно-половым стандартам)
Сделать вывод о гармоничности физического развития позволяют следующие данные:
- развитие гармонично, если разность номеров «коридоров» между любыми двумя из показателей не превышает 1;
- развитие дисгармонично, если эта разность составляет 2;
-если разность составляет 3 и более, необходимо обратить особое внимание на физическое развитие – группа риска состояния здоровья.
В каждой исследованной возрастной группе прослеживается одинаковая закономерность – присутствие всех уровней развития; максимальное число учащихся с гармоничным развитием; возможность увеличения группы риска за счет детей из группы дисгармоничного развития. Выделенные таким образом группы детей нуждаются в различных лечебно- диагностических мероприятиях: дисгармоничное развитие – углубленное обследование; группа риска – углубленное обследование и диспансерное наблюдение.
Головнер Владимир Нодарович
115191, Москва, Б.Тульская ул., д. 2. кв. 561
Паспорт 45 07 920514
Выдан 23.06.2005 ОВД Даниловского района г. Москвы
С 1 по 13 июля 2005 г в горных районах Республики Адыгея на Западном Кавказе работала 4-я Межрегиональная экспедиция школьников России в рамках движения «Учитель года»
18 12 2014
1 стр.
С 1 по 10 июля 2002 г по инициативе учителей года шести регионов России состоялась Межрегиональная экологическая экспедиция школьников в Прибайкалье
18 12 2014
1 стр.
С 1 по 13 июля 2004 г на территории Ейского района Краснодарского края прошла 3-я Межрегиональная экспедиция школьников России в рамках движения «Учитель года»
18 12 2014
1 стр.
Объектом конкретных геоботанических исследований является растительное сообщество, обладающее определенными категориями признаками
14 12 2014
1 стр.
Этим летом Гринпис России пригласил Липецких школьников активных участников Международного проекта «Возродим наш лес» принять участие в IV межрегиональной летней образовательной эк
10 10 2014
1 стр.
Фнс россии по крупнейшим налогоплательщикам №6, Межрегиональная инспекция фнс россии по крупнейшим налогоплательщикам №7, Межрегиональная инспекция фнс россии по Центральному Федер
11 10 2014
1 стр.
«Экологическая почта»- это одна из форм детского экологического объединения младших школьников, созданного на базе школьного класса
30 09 2014
1 стр.
России; способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств личности, как экологическая культура, экологическая грамотность; пробуждать у детей стремление
09 10 2014
1 стр.