Перейти на главную страницу
Это время понадобилось на преодоление естественных трудностей: поиск финансовых ресурсов, разработку учебных исследовательских программ, налаживание каналов связи (ведь участники проекта живут в разных концах России, от Ингушетии до Республики Коми, от Белгородской области до Бурятии), организацию экспедиционной базы, проведение профилактических мероприятий (всем участникам экспедиции пришлось пройти вакцинацию от клещевого энцефалита, поскольку Прибайкалье относится к зонам повышенного инфекционного риска). За это время к проекту успели присоединиться новые участники - победители конкурсов “Учитель года” 2001 года, инициатива была поддержана Министерством образования России, “Учительской газетой”, Иркутским областным управлением образования и Иркутским институтом повышения квалификации работников образования.
Базой экспедиции стал поселок Листвянка Иркутского района, расположенный на юго-западном побережье озера. Здесь, в здании Листвянской средней школы, и разместилась экспедиция, общая численность которой составила 52 человека (43 школьника и 9 учителей). Само место экспедиционного лагеря оказалось уникальным: “Это единственная школа на планете,- объяснил ее директор, Евгений Меньшагин,- из окон которой видно самое глубоководное озеро Земли”. И действительно, воды Байкала плещутся буквально под стенами Листвянской школы. К сожалению, купаться в море (а местное население называет Байкал не иначе, как “морем”) практически невозможно, температура воды редко превышает +90С. Впрочем, нам было не до купания, программа экспедиции была слишком насыщенной.
Деятельность каждой рабочей группы строилась по индивидуальному графику. В первой половине дня каждая группа выезжала на экскурсионно-образовательные объекты Прибайкалья, а во второй половине дня под руководством одного из педагогов проводила полевые исследования. Исследовательская программа включала обучение необходимым методикам и ускоренный тренинг, а также собственно полевые исследования. Таким образом, в послеобеденное время ребята проводили полтора-два часа в учебных кабинетах, обучаясь технике эксперимента, а затем выходили на заранее намеченные объекты байкальского побережья, где осуществляли разнообразные измерения и изыскания.
За десять дней экспедиции рабочие группы, сменяя друг друга, поочередно поработали с каждым из педагогов, которые привезли на Байкал свои исследовательские программы. В результате каждый из участников экспедиции прошел разностороннюю подготовку по естественным наукам и приобрел опыт участия в научно-исследовательских работах прикладного характера.
В учебных мастерских
В мастерской Александра Буханистова (учитель биологии средней школы № 1 поселка Маслянино, учитель года Новосибирской области) ребята изучали экосистемы Прибайкалья. В их задачу входило составить описание сообществ живых организмов и среды их обитания в нескольких контрольных точках листвянского побережья. При этом исследовался видовой состав растительного мира Прибайкалья и влияние на изучаемые экосистемы различных внешних факторов: абиотических (влажность, ветер, температура и т.д.), биотических и антропогенных (деятельность человека). По результатам проведенных исследований каждая рабочая группа моделировала изученную экосистему (составляла ее схему и описание) и разрабатывала практические рекомендации по сохранению и развитию растительных сообществ.
В мастерской Галины Монаковой (учитель географии средней школы № 1 города Губкин, учитель года Белгородской области) участники экспедиции занимались исследованием почв Прибайкалья. В каждой из контрольных точек листвянского побережья ребята выкопали шурфы глубиной до 50 см и изучили слои почвенных горизонтов (окраску, сложение, новообразования, характер взаимодействия с соляной кислотой). Затем, анализируя почвенную карту Прибайкалья, учащиеся определяли типы почв, характерные для исследуемого района. Кроме того, под руководством Галины Геннадьевны ребята освоили методику определения гранулометрического состава почвы, а часть образцов байкальской земли увезли в город Губкин для дальнейших исследований.
В мастерской Владимира Головнера (учитель химии московской школы № 1259, лауреат московского конкурса “Учитель года”) занимались химическим анализом минеральных ресурсов. Выходя на исследуемые участки байкальского берега, рабочие группы брали образцы характерных минеральных отложений и горных пород, разворачивали походную лабораторию и проводили качественный химический анализ образцов. При этом исследуемый образец растворялся в одной из минеральных кислот, а затем проводилось экспериментальное определение состава полученного раствора по катионам и анионам. На основании полученных результатов делались выводы о химическом составе горных пород Прибайкалья. Кроме того, учащиеся методом титрования измеряли жесткость воды в Байкале и питающих его ручьях. Сравнивая показатели жесткости в озере и за его пределами, можно было ориентировочно судить о минеральном составе горных отрогов, по которым протекают ручьи. В задачу каждой рабочей группы входило также экспериментальное определение мощности водных потоков, питающих Байкал в окрестностях Листвянки. Для этого измерялась средняя глубина русла ручья, его ширина и скорость течения.
В мастерской Анжелы Пинюковой (учитель химии средней школы № 2 города Людиново, учитель года Калужской области) ребята изучали радиационную обстановку в Прибайкалье, знакомились с устройством и работой дозиметрических приборов и замеряли уровень естественной радиации на различных природных объектах. Под руководством Анжелы Григорьевны каждый из участников экспедиции составил схему миграции радиоактивных изотопов в природной среде и в пищевой цепи, получил представление об источниках и дозах радиации, ее биологическом действии и правильном поведении в случае радиационной аварии.
В мастерской Инны Каракчиевой (учитель географии Технологического лицея города Сыктывкар, учитель года Республики Коми) участники экспедиции осуществляли климатологический мониторинг. Эта работы включала периодические измерения тепературы воздуха, давления, влажности, облачности, киркуляции воздушных масс, температуры надпочвенного слоя. Измерения проводились в пяти контрольных точках побережья, а затем анализировалась связь суточных изменений микроклимата с рельефом местности. Учащиеся убедились в том, какую огромную роль в формировании погодных условий играет сам Байкал, огромная водная масса которого является мощным терморегулятором. Горы задерживают воздушные массы, которые идут с Байкала и на Байкал, поэтому над озером постоянно нависают облака. Не случайно каждый рабочий день экспедиции начинался с плотного тумана, сквозь который почти невозможно было разглядеть водную гладь. Только к середине дня туман окончательно рассеивался, давая возможность передвигаться по озеру.
В мастерской Ирины Хачатрян (учитель химии московской школы № 1927, учитель года Москвы) ребята работали над развитием целостного мышления. Перед ними ставилась задача исследовать по справочным материалам природно-климатические особенности Восточно-Сибирского региона и на этой основе предложить модель хозяйственного развития региона. Затем эта модель сравнивалась с существующей отраслевой структурой хозяйства Восточной Сибири, а результаты сравнения анализировались для поиска оптимальных путей развития экономики этого огромного региона. По сути, ребята учились рассуждать в категориях экономической географии. Несмотря на то, что Ирина Николаевна по своей основной специальности - учитель химии, она взяла на себя труд провести в рамках экспедиции программу, которая фактически объединяла результаты исследований, полученные в других учебных мастерских. Ведь для того, чтобы разработать проект хозяйственного развития региона, необходимо было использовать сведения о полезных ископаемых ( в том числе, минеральных ресурсах), погодно-климатических условиях, характере почв, растительном мире и т.д.
Более подробно программы работы учебных мастерских и некоторые полученные результаты приведены в Приложении.
Знакомимся с Байкалом
Экскурсионно-образовательную часть программы экспедиции координировала Ольга Кондратьева, учитель химии Усть-Кудинской средней школы, учитель года Иркутской области. Под ее руководством и при поддержке Иркутского районного отдела образования все рабочие группы побывали на интереснейших объектах Прибайкалья.
Посетив Байкальский лимнологический музей, участники экспедиции осмотрели уникальную коллекциею представителей флоры, фауны и минерального мира Байкала. Из 1300 видов животных и 600 видов растений, населяющих Байкал, многие являются энемичными, то есть больше не встречаются нигде на нашей планете. А в байкальском нерпинарии мы познакомились с милейшими представителями океанских тюленей - нерпами. Изображения этих очаровательных животных являются самыми популярными сувенирами на Байкале.
Поднявшись в горы над Листвянкой, участники экспедиции посетили обсерваторию Института физики солнца Иркутского отделения Академии наук, где изучили систему работы телескопов, взаимосвязь астрономических факторов с погодно-климатическими условиями и даже сами понаблюдали за пятнами на солнце.
В огромном по площади этнографическом заповеднике Тальцы ребята познакомились с укладом жизни, традициями, архитектурой и декоративно-прикладным искусством различных народов Прибайкалья: эвенков и бурят, тунгусов и казаков. Переплыв на катере с Западного на Южный берег Байкала, мы совершили двадцатикилометровый пеший переход по Кругобайкальской железной дороге - одной из самых красивых магистралей мира, прорубленной в толще скал вдоль берега Байкала. А во время экскурсии на биологическую станцию в деревне Большие Коты нас познакомили с экологической ситуацией на Байкале, а также с перспективами сохранения этого уникального озера-моря, глубина которого достигает полутора километров, а прозрачность воды такова, что зимой сквозь полутораметровую толщу льда можно свободно наблюдать подводную жизнь. Известный байкальский краевед и эколог В.М.Наумов провел участников экспедиции по экологической тропе вдоль горных отрогов над Листвянкой, а потом рассказал столько интереснейших историй о животном мире Прибайкалья, что ребята буквально засыпали его вопросами.
Помимо исследовательской работы по программе экспедиции нам удалось провести встречу по обмену опытом с учителями химии, биологии и географии Иркутского района. На ней обсуждались актуальные проблемы естественнонаучного образования, новые педагогические технологии. Особенно живую реакцию вызвало выступление Ирины Хачатрян, продемонстрировавшей динамические формы обучения органической химии.
Программа работы экспедиции завершилась научно-практической конференцией. Готовясь к ней, учащиеся разделились на предметные секции, каждая из которых подготовила доклад по методике и практическим результатам работы в учебных мастерских. В качестве демонстрационного материала были подготовлены составленные ребятами коллекции натурных образцов, графики, плакаты, схемы. К выступлению готовились с особым волнением: каждой секции предстояло всего за десять минут рассказать о работе, проделанной за десять дней, к тому же на конференцию в качестве гостей прибыли руководители Иркутского института повышения квалификации работников образования. По окончании конференции ректор ИПКРО Валентин Калашников вручил участникам экспедиции именные сертификаты о прохождении учебной программы, а самые интересные работы были отмечены памятными сувенирами.
Еще одним итогом работы экспедиции стала апробация модели профессионального сотрудничества учителей естественных наук, работающих в разных, в том числе, отдаленных регионах. Форма экспедиции позволила сочетать теоретические занятия, экскурсионно-образовательную программу и полевые исследования. Распределение работы по учебным мастерским дало возможность каждому учителю сосредоточиться на частной исследовательской программе, которую он сам разработал, подготовил и обеспечил необходимым оборудованием. Из-за взаимной удаленности регионов, которые мы представляли, было бы очень сложно заранее разработать программу, требующую согласованной работы нескольких учителей. Форма работы по учебным мастерским оказалась достаточно свободной и достаточно гибкой: фактически каждый учитель несколько раз “отработал” свою исследовательскую программу с разными рабочими группами и на разных объектах побережья Байкала. Максимальную отдачу от этого получили, конечно же, наши подопечные. Они имели возможность каждый день работать с новым педагогом по его оригинальной авторской программе.
С 1 по 10 июля 2002 г по инициативе учителей года шести регионов России состоялась Межрегиональная экологическая экспедиция школьников в Прибайкалье
18 12 2014
1 стр.
С 1 по 13 июля 2004 г на территории Ейского района Краснодарского края прошла 3-я Межрегиональная экспедиция школьников России в рамках движения «Учитель года»
18 12 2014
1 стр.
С 1 по 13 июля 2005 г в горных районах Республики Адыгея на Западном Кавказе работала 4-я Межрегиональная экспедиция школьников России в рамках движения «Учитель года»
18 12 2014
1 стр.
Объектом конкретных геоботанических исследований является растительное сообщество, обладающее определенными категориями признаками
14 12 2014
1 стр.
Этим летом Гринпис России пригласил Липецких школьников активных участников Международного проекта «Возродим наш лес» принять участие в IV межрегиональной летней образовательной эк
10 10 2014
1 стр.
«Экологическая почта»- это одна из форм детского экологического объединения младших школьников, созданного на базе школьного класса
30 09 2014
1 стр.
Сибиряковская историко-этнографическая экспедиция 1894–1896 гг. Данная экспедиция – одна из первых попыток проведения комплексной стационарной экспедиции, когда изыскание ведется н
18 12 2014
1 стр.
Тест состоит из 30 заданий. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного, даже самого лёгкого. Если задание не удаётся выполнить сразу, перейдите к следующему
25 12 2014
1 стр.