Перейти на главную страницу
Инициатором экспедиции выступил Межрегиональный клуб «Учитель года», а по существу – большая группа учителей естественных наук, бывших в разное время победителями региональных и участниками Всероссийских конкурсов «Учитель года». Творческое содружество учителей-естественников в рамках движения «Учитель года» сложилось еще в 2001 г., тогда же оно идеологически оформилось в статусе летних экологических экспедиций. Цель экспедиций – в полевых условиях реализовать авторские разработки учителей в области естественных наук, провести интенсивный курс обучения школьников различных регионов России по прикладным экологическим и естественнонаучным программам, выполнить широкий спектр исследовательских и проектных работ, включающих изучение климатических факторов, минеральных и водных ресурсов, почв, воздушных масс, радиационной ситуации, растительного и животного мира района проведения экспедиции.
Соучредителями экспедиции выступили Министерства науки и образования РФ, «Учительская газета», Фонд поддержки российского учительства. Однако главной движущей силой остается инициатива учителей – участников проекта и помощь, которую оказывают им на местах различные региональные организации в снаряжении экспедиционных групп школьников. В итоге коллективных усилий всех названных лиц и организаций в Третьей Межрегиональной экологической экспедиции приняли участие учителя-лауреаты конкурсов «Учитель года» из Москвы, Новосибирской, Белгородской, Пензенской, Калужской, Новосибирской областей, Республики Коми и Краснодарского края, а также прибывшие вместе с ними группы школьников из тех же регионов. Общая численность экспедиции в 2004 году составила 110 человек.
Отличительная особенность Приазовья – дефицит пресной воды, поэтому каждое утро прикрепленный к экспедиции автобус доставляет из ближайшей станицы 50-литровые фляги с питьевой водой. Еще один местный фактор – чудовищная жара, которая устанавливается в середине июля в прикубанских степях. К полудню зной делает практически невозможным всякое движение. По этой причине учебные занятия и полевые исследования приходится начинать в 8 утра, а к 11 часам уже сворачивать. Продолжение – вечером, с 17 до 21 часа. В середине дня – долгая сиеста, во время которой движется только солнце. К сожалению, вместе с солнцем перемещается и спасительная тень, заставляя медленно переползать и участников экспедиции.
Методику организации полевых исследований и учебных занятий мы отработали еще в первых двух экспедициях. Всех ребят мы объединяем в 10 рабочих групп. В каждой группе 8 – 10 человек. Состав групп – смешанный как по представительству (в каждой группе представлено несколько региональных делегаций), так и по возрасту. Разновозрастный состав (в одной группе могут оказаться, скажем, ребята из 8 и 10 классов) – это наша принципиальная установка, позволяющая сделать ставку на взаимообучение. В свою очередь, педагоги, участвующие в экспедиции, заранее планируют свои учебные программы так, чтобы они оказались доступны разновозрастной аудитории. Это, кстати, оказывается само по себе интересной творческой задачей.
За время экспедиции каждая рабочая группа поочередно работает с каждым из педагогов, которые привезли вы Приазовье свои исследовательские и проектные программы (смотри Приложение). По объему эти программы отрегулированы так, чтобы за несколько часов можно было успеть обучить группу ребят необходимым методикам и выполнить с ними с ними серию предметных исследований. Эту форму организации учебной деятельности мы называем работой в мастерских. Причем в понятие «мастерская» вкладывается не пространственный смысл (поскольку работа может вестись на разных объектах: на берегу лимана, на поляне, на болоте и т.д.), а иерархический (как общение со «старшим по цеху»).
Каждая рабочая группа ежедневно работает в двух мастерских: в первой – утром, во второй – после сиесты. За восемь дней полевой деятельности ребята последовательно проходят десять тематических мастерских, что превращает работу в экспедиции в интенсивный курс естествознания и экологии. Работа в мастерских чередуется с экскурсионно-образовательной программой, в которую включено посещение наиболее интересных природных объектов Приазовья
В свою очередь, каждый из педагогов многократно «прокручивает» одну и ту же исследовательскую программу, всякий раз – с новой группой и на новом объекте. В результате в каждой мастерской складывается обширный банк данных по изучаемой проблеме и отслеживается динамика измеряемых показателей (например, механический состав почв, жесткость и степень чистоты воды, радиационный фон и т.д.) на контрольной территории (смотри Приложение).
Каждое утро часть рабочих групп отправляется на исследования и замеры прилегающих к лагерю территорий, а часть – в дальний поход к Ханскому озеру. По легенде озеро своим именем обязано династии крымских ханов Гиреев, которые регулярно направляли сюда своих посланцев за лечебной грязью. Целебные свойства озерной грязи и сейчас славятся среди местных жителей, а потому после каждого похода участники экспедиции возвращаются с полными пакетами «ханской» грязи. На озере, как и на других объектах, мы выполняем замеры жесткости воды, берем пробы бентоса, определяем класс чистоты воды по индексу Майера. Кроме того, Ханское озеро интересно уникальными гнездовьями редких птиц и птичьими базарами. Под руководством учителя местной школы Павла Ивановича Задорожного мы, преодолев чуть ли не половину озера в брод, по грудь в воде осматриваем колонии чаек, бакланов и только что оперившихся кудрявых пеликанов
.
Цифровая техника в чистом поле
Цифровая техника, привезенная из трех разных регионов (Новгородской области, Москвы и Ейска), позволила развернуть при экспедиции передвижной компьютерный центр. Местом его дислокации стала школа № 13 станицы Ясенская Переправа. Экспедиционный автобус ежедневно доставляет сюда группу под руководством Владимира Малеева, педагога дополнительного образования из г. Окуловка Новгородской области. В течение дня ребята обрабатывают результаты работы и данные исследований учебных мастерских за предыдущие сутки. Таким образом, за время экспедиции в режиме реального времени создается мультимедийный проект, включающий весь банк собранной информации, фотоочерки, методики исследований и т.д. В итоге компакт-диск с результатами экспедиции увезут с собой все региональные делегации.
Кроме того, на базе передвижного компьютерного центра работает пресс-группа экспедиции. В ее составе – «ветераны» нашего движения: ребята, побывавшие в первой или второй экспедициях. На этот раз их задача – оперативно отслеживать в течение рабочего дня наиболее интересные события и самые значимые результаты экологического мониторинга, которые следующим утром превращаются в сверстанную на компьютере ежедневную газету экспедиции «Ейск – Контакт». Экспедиционная газета – не только средство оперативной информации в полевом лагере, но и дополнительная возможность организовать общение в нашем многочисленном отряде. Кроме того, издательская деятельность в экспедиции, это, по сути, еще одна тематическая мастерская, руководит которой специальный корреспондент «Учительской газеты» Дарья Журавленко.
Коса длиной около 7 км и площадью около 700 га является уникальным образованием, целиком сложенным из ракушек моллюсков рода кардиум и омываемым с севера – водами Таганрогского залива, а с юга – Азовским морем. Под ярким июльским солнцем известковая поверхность косы сияет, словно отполированное золото. Коса завершается цепью островов с колониями чаек. С 1993 г. коса Долгая является геологическим памятником природы и государственным заказником.
Палаточный лагерь мы развертываем у самого основания косы, в сосновой роще на высоком берегу Таганрогского залива. Помимо продолжения исследовательских работ в мастерских учителей года, все рабочие группы по очереди выезжают с экскурсионно-образовательной программой и совершают дальние выходы к окончанию косы.
На косе Долгая к нам присоединяются специальные гости экспедиции. Это педагоги – члены клуба «Учителей года» г. Майкоп, приехавшие на микроавтобусе из соседней Адыгеи с трехдневным визитом. Вместе с ребятами из нашего межрегионального лагеря адыгейские учителя поочередно посещают исследовательские мастерские.
В мастерской Евгения Родионова (учителя биологии Вазерской средней школы, «Учителя года Пензенской области – 2002») занимаются измерением степени чистоты воды в различных водоемах Приазовья по пробам макрозообентоса. Выявленные в пробах организмы ребята распределяют по группам Вудивиса, на основании чего определяют биотический индекс и качество воды.
Под руководством Владимира Головнера (учителя химии СОШ № 1259 г. Москвы, лауреата конкурса «Учитель года Москвы – 1997») учащиеся проводят химический анализ минеральных ресурсов Приазовья. Для этого берутся пробы минеральных отложений, и с помощью походной лаборатории проводится качественный химический анализ образцов, выявляющий их ионный состав. Кроме того, методом титрования определяется жесткость воды, что в свою очередь позволяет судить о составе породообразующих минералов.
В мастерской лауреатов конкурса «Учитель года Краснодарского края» Татьяны Кудиновой и Ларисы Козыревой занимаются биоиндикацией наземных экосистем. Качество окружающей среды оценивается по классу усыхания хвойного покрова сосен, а также по площади покрытия деревьев определенными видами лишайников. Ребята также исследуют приспособляемость растений к среде обитания. Для этого сравниваются данные визуального и микроскопического анализа цветков шалфея и мальвы, выросших в разных условиях.
Елена Панова, учитель химии СОШ № 1 г. Пестово Новгородской области в своей мастерской обучает исследованию водных экосистем. Здесь измеряют основные показатели воды, описывают флору и фауну водоемов. Видовая принадлежность обитателей водоема позволяет рассчитать так называемый индекс Майера, а по нему оценить класс чистоты воды.
Вместе с Александром Буханистовым, учителем биологии СОШ № 1 р.п. Маслянино, «Учителем года Новосибирской области – 2001», участники экспедиции изучают прибрежные геобиоценозы. С помощью определителя растений они исследуют растительный мир Приазовья, описывают его видовой состав, изучают связи в растительных сообществах.
Вера Малеева, учитель химии СОШ № 1 г. Окуловка, лауреат конкурса «Учитель года Новгородской области – 2002» ведет мастерскую, которая называется «Утилизация бытовых отходов». Ребята осуществляют сбор мусора на контрольных территориях, исследуют его видовой состав и заполняют протокол, в котором учитывается частота обнаружения отдельных категорий мусора. Кроме того, ребята знакомятся с различными способами утилизации отходов и предлагают свои пути решения этой проблемы.
Еще одну мастерскую совместно ведут Андрей Семке, учитель физики СОШ № 11 г. Ейск, «Учитель года Краснодарского края – 2000» и Инна Каракчиева, учитель географии и экологии Республиканского физико-математического лицея г. Сыктывкар, «Учитель года Республики Коми – 2000». Вместе с ними участники экспедиции занимаются гидрологией бассейна Азовского моря, измеряют различные свойства воды (мутность, цветность, температурный режим, скорость течения, соленость в промилях), рельеф дна водоемов, исследуют функциональную связь приливов и отливов с фазами Луны, осуществляют климатологический мониторинг. А вечером, когда на черном южном небе высыпают звезды, исследовательские группы отправляются в астрономическую мастерскую Андрея Семке: подсчитывать метеорные потоки и рассматривать небесные тела в портативный телескоп.
С 1 по 13 июля 2004 г на территории Ейского района Краснодарского края прошла 3-я Межрегиональная экспедиция школьников России в рамках движения «Учитель года»
18 12 2014
1 стр.
С 1 по 10 июля 2002 г по инициативе учителей года шести регионов России состоялась Межрегиональная экологическая экспедиция школьников в Прибайкалье
18 12 2014
1 стр.
С 1 по 13 июля 2005 г в горных районах Республики Адыгея на Западном Кавказе работала 4-я Межрегиональная экспедиция школьников России в рамках движения «Учитель года»
18 12 2014
1 стр.
Объектом конкретных геоботанических исследований является растительное сообщество, обладающее определенными категориями признаками
14 12 2014
1 стр.
Этим летом Гринпис России пригласил Липецких школьников активных участников Международного проекта «Возродим наш лес» принять участие в IV межрегиональной летней образовательной эк
10 10 2014
1 стр.
Фнс россии по крупнейшим налогоплательщикам №6, Межрегиональная инспекция фнс россии по крупнейшим налогоплательщикам №7, Межрегиональная инспекция фнс россии по Центральному Федер
11 10 2014
1 стр.
«Экологическая почта»- это одна из форм детского экологического объединения младших школьников, созданного на базе школьного класса
30 09 2014
1 стр.
России; способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств личности, как экологическая культура, экологическая грамотность; пробуждать у детей стремление
09 10 2014
1 стр.